Еще упоминается покров на гробе Михаила Михаиловича Салтыкова в иноках Мисаила, приложенный его супругою и детьми. В 1636 г. поступили в монастырь серебряные лощатые сосуды с следующею вырезанною надписью: «144 году сделаны сии сосуды при игумене Ферапонте; дал вкладу в дом чуднаго Богоявления; что на Костроме, Дементий Васильевич Кафтырев по жене своей Прасковьи». В 1635 г. сделана новая серебропозолоченная чаша для освящения воды коштом Никиты Васильевича Кафтырева, а в 1639 г. Дементий В. Кафтырев «приложил» напрестольное Евангелие в лист, у которого доска серебряная резная, украшенная драгоценными камнями и жемчугом. 1641 г. пожертвовано в монастырь кадило отличной работы с верхом, устроенным на подобие царской короны; на нем следующая надпись: «лета 7149 генваря в 12 день дал сие кадило на Кострому в дом Чуднаго Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа сокольничей Михаило Михаилович Салтыков по отце своем по иноке схимнике Мисаиле и по прочих родителех своих, при игумене Корнилии с братиею». Из вкладов этого же времени примечательно серебряное блюдо с надписью: «Спаси Господи люди своя и благослови достояние свое победы благоверному царю и великому князю Михаилу на сопротивныя даруй и своя сохраняя крестом люди. Не уже ктому пламенное оружие хранит врат едемских, сие бо найде преславное наитие древо крестное, смертное жало и адову победу разори: пришел бо еси Спасе мой вопия сущим во аде: внидите паки в рай». На дне с внешней стороны надпись: «к сему блюду боярин Борис Михаилович, да кравчей Михаило Михаилович Салтыковы прибавили серебра полтора рубля да золота четыре золотых». Еще в 1641 г. 9 августа поступило в монастырь от старца Закхея Лукошкова Евангелие, у которого доска сребропозлащенная и украшенная камнями. В 1662 г. устроен воздвизальный сребропозлащенный крест с вырезанною на нем надписью: «лета 7170 июня построен сей крест Богоявленскаго монастыря, что на Костроме, по вере и обещанию игумена Герасима серебром келейным своим посилием». В 1666 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

А не отдати его никому». [См. снимок на с. 198.] 8. Кадило преподобного Никона, серебряное, позолоченное, четвероугольное, имеющее вид церкви, с вычеканенным на передней стороне его деисусом (Спаситель, Божия Матерь и Иоанн Предтеча), а на прочих сторонах – апостолами; весом в два фунта; на нем надпись: «в лето 6913 (1405) сие кадило создано бы къ святей Троици замышленьемъ игуменомъ Никономъ (т. е. замышлением игумена Никона), при благоверномъ князи великомъ Васильи Дмитре(евиче)». В старое время при встречах приезжавших в монастырь государей обыкновенно было употребляемо это кадило преподобного Никона: «встречают государя во святых вратех архимандрит со крестом, а болшой диакон с кадилом с Никоновским». [См. снимок на с. 200.] 9. Кожаные сандалии преподобного Сергия, в которых он был погребен и которые при изнесении мощей его из земли, после 30-летнего нахождения в последней, оказались совершенно неповрежденными; по внешнему виду, или по форме, они суть востроносые и мелкие туфли, или башмаки; каждая из одного, или из цельного, куска довольно толстой и жесткой кожи; дратва, или вервь, которою они сшиты были, пропала, так что теперь они с распавшимися [см. снимок на с. 94]. Богослужебные принадлежности и вообще священные предметы, хранящиеся в ризнице и именно составляющие часть ризницы дорогую и драгоценную, подлежащую обозрению и заслуживающую такового, по классам суть следующие: I. Напрестольные (воздвизальные) кресты, украшенные золотом и серебром, жемчугом и драгоценными каменьями и отчасти сделанные при этом из материала какого-либо особенного. Нарочито могут быть указаны: 1. Крест золотой, с мощами святых, украшенный бурмицкими зернами (крупным жемчугом) и драгоценными камнями, пожертвованный, как видно из надписи, вычеканенной на нем ниже подножия, в 1678 году царевной Ириной Михайловной. 2. Крест из восточного хрусталя, с изображением Распятия, Божией Матери и Иоанна Богослова, украшенный двумя яхонтами, с серебряной ручкой. Во вкладной книге об этом кресте записано: «7126 (1618) года князь Димитрий Тимофеевич Трубецкой дал вкладу по матери своей княгине инокине Капителине, да по брате своем князе Меркурье, да по жене своей княгине Марье, крест благословенной (т.

http://sedmitza.ru/lib/text/438579/

V. Ризница. Священные и несвященные предметы, остающиеся от преподобных Сергия и Никона I. Напрестольные (воздвизальные) кресты II. Евангелия напрестольные III. Богослужебные сосуды IV. Воздухи и покровы на богослужебные сосуды V. Одежды на престол и жертвенник VI. Иконы VII. Панагии VIII. Митры IX. Богослужебные ризы X. Покровы на раки преподобных Сергия и Никона XI. Пелены подвесные к иконам XII. Плащаницы пасхальные XIII. Кадила, ладонницы, архиерейские посохи, блюда, чаши, ковши и некоторые вещи, относящиеся к церковной утвари, которые, вышед из употребления, сданы в ризницу на хранение XIV. Нецерковные вещи, хранящиеся в ризнице Ризница находится сзади Троицкого собора, отделяясь от него узким проходом (или, если проход принимать, как он принимается, за вторую паперть Троицкого собора, будучи соединяема с последним этою второю его папертью). О здании ризницы мы сказали в предшествующей главе (с. 241–242), а здесь мы скажем об ее содержании, или о хранящихся в ней священных предметах и вещах. Ризница Троицкого монастыря, насколько есть в ней предметов дорогих и драгоценных (насколько она есть ризница, так сказать, праздничная), составилась, подобно ризницам других монастырей, наибольшею частию из приношений и вкладов. Естественно, что в монастырь самый почитаемый, каков был и есть Троицкий, и вклады были делаемы и делаются самые богатые. А по сей причине совершенно естественно, что и ризница монастыря, составлявшаяся из таковых вкладов в продолжение пяти столетий, представляет богатство необыкновенное. Груды золота и серебра, масса драгоценных каменьев и жемчуга, самые дорогие, какие только могли быть приготовляемы и приобретаемы у нас, материи, возможно совершенные образцы вышивательного (золотошвейного) искусства – вот перед чем невольно разбегаются глаза у обозревателя ризницы и при созерцании чего вырываются невольные восклицания удивления. Но должно быть еще принимаемо, что старая ризница сохранилась до нас не в совершенной своей целости. Кроме того, что иное обветшало, иное переделано, иное по приказанию высшего начальства отдано в другие места, существуют основания допускать еще отдел иного, которое при стечении несчастных обстоятельств и без всяких обстоятельств было

http://sedmitza.ru/lib/text/438579/

Кирилла. Перед местным образом стояла небольшая поставная свеча, расписанная красками. Налеп у нее был оловянный, а подсвечник каменный «мурамлен». В алтаре престол был оболочен «пестредью». На нем крест воздвизальный был из дерева (разной, см. опись 1621 года). Евангелье тетр в полдесть было украшено зеленым бархатом («изуфрью зеленою», по описи 1621 года). Евангелисты на нем были медные, позолоченные. Покров на престоле по словам описи 1621 года был «дороги двоеличные, шелк зелен да желт ветх». В 1601 году священные сосуды в алтаре были деревянные, а в 1621 году – оловянные 616 . В начала XVII века при церкви архангела Гавриила была колокольня 617 на которой висело несколько больших медных колоколов, как-то: колокол в «300 пуд» 618 , отлитый при игумене Васьяне, и другой колокол в 100 пудов, отлитый при игумене Кирилле (II) 619 . Здесь-же в 1601 году было 6 колоколов зазвонных и красных. К 1621 году из числа их недоставало одного, но кроме них на колокольнице лежали два колокола краснозвонные разбитые 620 . На той-же церкви были еще «часы боевые, а у часов два колокола перечасные не велики». Часы били, как замечает опись 1601 года, «в прибойной колокол, в которой звонят» 621 . Рис. XIX. Колокольня. (Вид со стороны настоятельских келлий) Но звонница архангельской церкви могла удовлетворять братию только в древнейшее время, когда недостаточные средства не позволяли монастырю обзавестись сильным и благозвучным звоном, столь излюбленным в древней Руси. В начале XVII века рядом с западной стеной церкви уже существовала более обширная каменная «колокольница», «приделанная», вероятно, во время игуменства Афанасия 622 и во всяком случае позже постройки церкви, из которой (как показывают заделанные двери) был прежде выход и с западной стороны (см. рисун. XVI). Опись 1601 года достаточно определенно указывает местоположение этой пристройки, когда говорит, что она стояла «от церкви архистратига Гавриила, что под колоколы, да к трапезе» 623 и, следовательно, занимала тоже четырехугольное в плане пространство, что и в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Особенностью внутренних украшений Преображенской церкви было значительное число паникадил и свечей, необходимых здесь, вероятно, вследствие недостаточного доступа света чрез окна. Из числа пяти медных паникадил главное освещало царские двери и состояло из 12 шенданов (из коих один испортился к 1621 году). Яблоко у него было деревянное, золоченое (а в 1621 году под ним было «яйцо струфокамилово»). «Ворворка сажена жемчюгом с камышки с лазоревыми, кисть шолк червчет, с решоткою, что бывал науз (?), из царские дачи» 728 . Другое паникадило, из 12 шенданов (по описи 1621 года – из 16) висело против придела св. Николая, а третье – из 9 шенданов (по описи 1621 г. – из 12) против придела св. Ирины. Остальные два паникадила: одно из 12, другое из 5 шенданов, висели в 1601 году за столбами, а к 1621 году были, вероятно, сняты. Кроме паникадил в церкви же в 1601–1621 годах находились (пред местными иконами) устроенный старцем Леонидом «3 свечи поставные», писанные красками («у дву подсвечники мурамленые, а у третьи каменой, насвечники жестяные»), а в 1601 году еще «свеча поставная без красок, подсвешник деревяной, да два подсвечника деревяных точеных золоченых» 729 . Внутренность Преображенского алтаря мало чем отличалась от убранства других кирилловских алтарей, хотя по времени своего происхождения первый был наиболее поздним среди последних. Опись 1601 года отметила, что в Преображенском алтаре престол был оболочен синею крашениною, а спереди – «пристежною» пеленою из золотного атласу («в кругех шолк червчат и крест митвалинен бел»), сделанною «из царские дачи» 730 . Священные предметы, хранившееся на престоле и на жертвеннике, не имели в своей отделке каких либо особенностей, который привлекли бы к себе особое внимание писцов. Воздвизальный крест был из дерева, на красках, позолочен; евангелие – тетр, в десть, оболочено цветным бархатом («шолк червчет да зелен») с медными застежками и евангелистами; покров на престоле «мелинной» (а в 1621 году – «отлас желт») с нашивным миткалинным крестом. Сосуды на жертвеннике – деревянные (а в 1621 году – оловянные). Кадило и укропник – из меди 731 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Впрочем, летопись не сохранила нам обстоятельных свидетельств о первых металлических произведениях, присланных Владимиром I из Корсуня, и о первых художниках, украшавших ими церкви в Новгороде. Одно только предание, называя некоторые церковные вещи корсунскими, почитает их вместе присланными св. Владимиром из Корсуня 277 . Во всяком случае, несомненным остаётся то, что первая металлическая церковная производительность в Новгороде образовалась и развилась под руководством греческих произведений и греческих мастеров, выписываемых из Царьграда. Этому способствовали с одной стороны князья и архиепископы новгородские, жившие в постоянном общении с Константинополем, а с другой – новгородские паломники или путешественники по святой земле 278 . Первое историческое известие в Новгороде о бывших металлических изделиях осталось от XI века, когда в 1066 году похищены были из Софийского собора колокола и паникадила литовским князем Всеславом Брячиславичем 279 . Но более определённое первое известие о греческом металлическом и финифтевом производстве для Новгорода осталось от времени Мстислава Владимировича, княжившего в нём до 1125 года. Это византийской работы оклад на евангелии, устроенный для князя в Царьграде 280 . Второе известие о греко-римском металлическом и финифтевом производстве в Новгороде относится к тому же почти времени. Это сосуды, иконы и другие церковные вещи пр. Антония Римлянина, чудесно приплывшего к Новгороду в 1106 году 281 . Третье известие о металлическом производстве в Новгороде касается первой также половины XII века. Это блюдо серебряное, данное князем св. Всеволодом Мстиславичем новгородскому Юрьеву монастырю (1125–1130) 282 , и сребропозлащенная печать, привешенная к данной по этому случаю грамоте с изображением на одной стороне Спасителя, сидящего на престоле, а на другой Архангела Михаила, поражающего змия 283 . Четвёртое известие о греческом металлическом производстве принадлежит началу XIII века Это воздвизальный крест архиепископа Антония, управлявшего новгородской епархией с 1212 до 1229 года 284 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

577 См.: Макарий, архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., I860. Ч. 2. С. 172. 578 В княжеских духовных грамотах упоминаются кресты-мощевики, завещанные дочерям. См.: Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей. М., 1909. С. 81, 90. 579 Инв. МР 6057. Размер – 10×5,5 см. В акте приёмки, хранящемся в ОРГПФ Музеев Московского Кремля, указан его номер по описи Отделения Музейного фонда, находившегося в московском Новодевичьем монастыре. Архив Музейного фонда хранится в ЦГАЛИ, возможно, в дальнейшем происхождение крес­та удастся уточнить. См. публикации креста: Коварская С. Я., Костина И. Д., Шакурова Е. В. Русское серебро XIV – начала XX века из фондов Государственных музеев Московского Кремля. М., 1984 5. Ил. с. 20 (только оборотная сторона), описание – с. 213, с датой «начало XVI века»; Синицына Л. В. К иконографии Варлаама Хутынского//Скульптура. Прикладное искусство. Реставрация и исследования. Сб. научных трудов Центра им. И. Э. Грабаря. М., 1993. С. 149–157 с датой «начало XVII века», возможно, связанной с опечаткой, так как она не фигурирует в тексте. 580 Согласно Описи монастыря 1642 года, ветхая риза хранилась в ризнице преподобного Варлаама, представлявшей собой сундучок, уже в трёх кусках (Опись Новго­родского Спасо-Хутынского монастыря, 1642 года/С пред. архим. Макария//Записки Императорского Археологическою общества. СПб., 1857. Т. 9. Вып. 2. С. 508. РИЗА ВАРЛААМА ЧЮДОТВОРЪЦА вложена, согласно надписи, в воздвизальный крест 1555 года Спасо-Преображенского собора Хутынского монастыря (НГМ. 1237). 581 См.: Шалина И. А. Иконография преподобного Варлаама Хутынского//Православная энциклопедия (в печати). Сердечно благодарю автора за возможность познакомиться с текстом статьи. 582 См.: Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгоро­да: XV век. М., 1982. 44. С. 271. 583 См.: Маркелов Г. В. Святые Древней Руси. СПб., 1998. Т. 1. 72, 73; Т. 2. С. 69. В Описи Хутынского монастыря 1642 года упоминается множество икон преподобного, «стоящего» в молении, т. е. с воздетыми к Спасу «во облаце» руками.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Два льва удерживают крест внизу. С древних времён лев являлся символом сильного, неустрашимого и бдительного стража. Так, царь Соломон поместил изображения львов в выстроенном им храме в знак постоянной охраны святыни (3 Пар. 7:29, 36). На рукояти креста вырезан плетёный шар, благодаря которому рука священника не скользила по дереву. Воздвизальные кресты предназначались для церковных служб в Крестопоклонную Неделю, на праздники Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня и Воздвижения Креста, в воскресные дни. Они хранились в ризницах либо на престолах и именовались также напрестольными. Крестом благословляли, к нему возносили молитвы, его чествовали, лобызали, его воспевали: «Солнцезрачен видится, поклоняемый от верных человеков Крест Господень, Его же целующе, душами просвещаемая» (ирмос канона предпразднетва Воздвижения Креста). С.      К. Севастьянова Грамота патриарха Никона о крестном монастыре (Работа написана при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект 02–04–002513.) Грамота о Крестном монастыре» патриарха Никона , изданная при жизни святителя (М., около 24 июня 1656 года) 1053 (в дальнейшем: Грамота), до сих пор не привлекала внимания специалистов-филологов. В XIX веке Грамота неоднократно переиздавалась церковными историками, которые использовали её в качестве документального источника о строительстве Крестного Онежского монастыря 1054 . Аналогичное отношение к Грамоте сохранилось и в работах современных исследователей: содержание этого произведения Никона послужило основой для реконструкции истории обители, роли самого патриарха Никона в её создании и характеристики его строительной деятельности 1055 . Однако известно, что Грамота повлияла идейно и текстуально на ряд произведений, созданных во второй половине XVII века и посвящённых кресту-мещевику, помещённому патриархом Никоном в Крестный Онежский монастырь. С. И. Николаев отмечал влияние Грамоты на стихотворный цикл (123 стиха) поэта середины XVII века, подьячего приказа Большого дворца Онуфриева Алексея Захарьевича о Животворящем Кресте Господнем (РНБ. Ф. 550. Q. XVII. 227. Л. 23–27) 1056 . Есть совпадения Грамоты со «Сказанием о святом и животворящем кресте в Крестном монастыре на острове Кие» (РНБ. Ф. 588. 1583. Л. 4–31об.) 1057 , «Сказанием о святых мощех, еже суть во кресте, собранием святейшего Никона патриарха » (РНБ. Ф. 728. 1412. Л. 15–18; ИРЛИ, Древлехранилище. Оп. 24. 3. Л. 105об–109об.) 1058 и гравированной надписью при подножии Кийского креста на серебряной позолоченной пластине о его создании и о находящихся в нём мощах 1059 . Таким образом, среди произведений о Кийском кресте-мещевике и Онежском Крестном монастыре Грамота патриарха Никона занимает особое место.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Кроме икон иконостаса рядовых, были еще помещены на тяблах несколько икон, разновременно поступивших в монастыри и между ними: 15 образов дачи государя, царя и великого князя Ива на Васильевича всея Руси, обложенные серебром с позолотою, и против образа Троицы на аналое два образа Успения Пресвятой Богородицы. Еще на столбах, поддерживающих свод храма, было несколько икон, – иные в окладах серебряных, вызолоченных, иные с позолотою по дереву, иные со створами. Между предметами алтаря было несколько крестов воздвизальных, обложенных серебром, – из них один дачи патриарха Иова; и еще один крест серебряный чеканный с мощами, – дачи его же, патриарха. Три потира серебряных, из них два с приборами серебряными; два кадила серебряные, вызолоченные; Лжица серебряная Петра Годунова; Два блюдечка серебряные, кутейные, с такой же лжицею – Феофановых. Еще в монастыре было несколько икон вкладных: Петра Гриднева, Петра Губина, Феодора Зобнинского; – большая часть этих икон обложены были серебром с позолотою. Панагия игумена Давидовой пустыни Макария; две иконы складни архимандрита Германа и его же крест серебряный с мощами; панагия, обложенная чеканным серебром; икона великомученика Георгия, резаная на кости, обложенная серебром. Икона Пресвятой Богородицы Умиления, – старца Феодора Баклановского; Икона Николая чудотворца – старца Геронтия. Семь образов складных патриарха Иова, я его же крест с мощами; панагия, резанная на сикеле; две панагии, резаные на камне; одна панагия, обложенная по дереву серебром; маленький образок Благовещения, резанный на яшме; образ св. Иоанна Богослова, начертанный на камне, на переливте с дверкой и с мощами, внутри его в четырёх ящиках св. мощи, – и его же патриарха несколько образов обыкновенных, обложенных серебром с позолотою; два образа складни и образок св. мученика Никиты, резаный на золоте, – последние по его келейнике старца Афанасия. Три иконы архимандрита Пимена; одна икона Захара Кубасова; икона Давида Головкина; икона Ивана Боучарова; икона слуги Василия Родионова; три иконы старца Германа Вершинского; пять икон Феофановых; – все эти вкладные иконы обложены были серебром с позолотою.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поздравительный адрес от Правительства Республики Беларусь зачитал уполномоченный по делам религий и национальностей Л.П. Гуляко. Архиепископ Гомельский и Жлобинский Аристарх огласил специальное послание Синода Белорусской Православной Церкви. В дар митрополиту Филарету архипастыри преподнесли икону св. прав. Филарета Милостивого. От имени Польской Православной Церкви и Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всей Польши Саввы Патриаршего экзарха приветствовал архиепископ Белостокский и Гданьский Иаков. Архиерей огласил поздравительный адрес и вручил юбиляру награду Польской Православной Церкви орден свв. равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. От имени Украинской Православной Церкви архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан огласил поздравительный адрес, подписанный Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром , а также вручил грамоту о награждении митрополита Филарета орденом свт. Феодосия, архиепископа Черниговского. Митрополит Филарет обратился к собравшимся в храме архипастырям, пастырям и всем верным чадам Белорусской Православной Церкви со словами любви и благодарности за прозвучавшие поздравления. С пением тропаря Кресту Господню архиереи, духовенство и все верующие совершили поклонение воздвизальному Кресту преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, лежащему на аналое в центре храма. Торжественный вечер в Национальном академическом театре оперы и балета Республики Беларусь завершил празднование. В начале вечера Патриаршего экзарха поздравил заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Потупчик. Приветственный адрес от имени Президента России Д.А. Медведева зачитал Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Беларуси А.А. Суриков; от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. «Не скрою, меня радует сделанный в юности выбор жизненного пути, направленный на служение Святой Церкви Христовой. Идя именно по этой стезе, я ощутил надмирную цельность истории сначала истории своей семьи, затем истории страны, потом христианского мира и, наконец, всего человеческого рода, сказал в ответном слове владыка Филарет.  Я благодарю Бога за каждую встречу с людьми самых разных возрастов и национальностей, званий и положений, характеров и мировоззрений, потому что эти встречи с детских лет и по сей день делают мою жизнь интересной и востребованной».

http://patriarchia.ru/db/text/1146755.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010