1. Золотой образ, найденный в старом Киеве (в Киевском университете). 2. Крест Св. Евфросинии Полоцкой 1161 г. (в Полоцком Спасском монастыре). 3. Воздвизальный крест Новгородского Архиепископа Антония после 1211 г. (в Новгор. Софийском соборе). 4. Каменный крест кн. Святослава Всеволодовича 1224 г. (в соборе Юрьева Польского). 5. Остромирово Евангелие 1056 г. (в Имп. Публичн. библиотеке). 6. Изборник 1073 г. (в Синодальной библиотеке). 7. Мстиславово Евангелие до 1117 г. в великолепном окладе (в Москов. Архангельском соборе). 8. Рукописи с заставками, с узорчатыми заглавными буквами и пр. (в Синодальной библиотеке). 9. Грамота Великого князя Мстислава и сына его Всеволода Новгородскому Юрьеву монастырю 1130 г. (в Юрьевом монастыре). 10, Вкладная грамота Варлаама Хутынскому монастырю после 1192 г. (в Хутынском монастыре). 11. Рисунки с мозаики Киевского Софийского собора. 12. Образцы ценинного пола, найденного в развалинах Десятинной церкви в Киеве. 13. Оклад на напрестольном Евангелии XIV века (в Троице-Сергиевой Лавре). 14. Оклад на Евангелии, данном вкладом в Саввин Звенигородский монастырь (в этом монастыре). 15. Оклад на напрестольном Евангелии 1693 г. (в Московском Успенском соборе). 16. Панагия Св. Петра Митрополита (в Патриаршей ризнице). 17. Саккос его же (в Патриаршей ризнице). 18. Крест золотой с сапфиром (в Московской Оружейной Палате). 19. Панагия с изображением Святителя Николая (в Новгородском Софийском соборе). 20. Образ Св. Митрополита Петра с изображением Вел. Кн. Uoahha III на кости (в Моск. Оруж. Пал.). 21. Омофор Новгородского Архиеп. Моисея 1325 г. (в Новгор. Софийск. соборе). 22. Пелены и покровы (в ризницах Патриаршей и Троице-Сергиевой Лавры). 23. Кресты тельные (в Москве у Подключиникова). 24. Кресты напрестольные и наперсные, панагии, митры, саккосы, омофоры и посохи (из Патриаршей ризницы). 25. Напрестольный крест Царя Uoahha IV Васильевича (в Московском Арханг. соборе). 26. Древние складни, принадлежащее Лже-Димитрию (у графов Мусиных-Пушкиных).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Патриарший экзарх всея Беларуси принял участие в открытии выставки художника Николая Кузьмича «Byzantium» 5 декабря 2020 г. 10:41 2 декабря 2020 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь состоялось открытие персональной юбилейной выставки известного белорусского художника Николая Кузьмича «Byzantium». На выставке представлены уникальные работы мастера в технике древневизантийской эмали — иконы, образки, медальоны, выполненные за последние несколько лет. Участие в открытии выставки принял митрополит Минский и Заславский Вениамин , Патриарший экзарх всея Беларуси. Владыка экзарх, директор Национального художественного музея Владимир Прокопцов и Николай Кузьмич обратились к посетителям музея с приветственными словами о связи высокого искусства и христианской духовности. Митрополит Вениамин благословил художника на новые творческие свершения и пожелал крепости сил, сердечно поблагодарив организаторов выставки за их просветительский труд. В дар музею были переданы экспонаты из ризницы почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Филарета — митра, выполненная в технике соломоплетения в 2006 году, и комплект из наперсного креста и двух панагий, изготовленный к 2000-летию Рождества Христова. Директор музея Владимир Прокопцов выразил глубокую признательность почетному Патриаршему экзарху за дары, которые представляют собой пример белорусского церковного искусства рубежа XX-XXI столетий. Николай Кузьмич вошел в историю Беларуси, когда восстановил одну из национальных святынь — воздвизальный крест преподобной Евфросинии Полоцкой , сегодня хранящийся в алтаре Спасо-Преображенского храма Спасо-Евфросиниевского женского монастыря в Полоцке. Спустя несколько лет Николай Петрович создал ставротеку (хранилище для креста) и раку для мощей святой Евфросинии Полоцкой. Государство и Православная Церковь высоко оценили творчество художника. Николай Кузьмич — заслуженный деятель искусств Беларуси, кавалер ордена Франциска Скорины, ордена Русской Православной Церкви равноапостольного великого князя Владимира, ордена Белорусской Православной Церкви креста святой Евфросинии Полоцкой и других наград. Известный мастер работает в уникальной технике древневизантийской перегородчатой эмали. Его работы сочетают в себе традиционную византийскую эстетику формы, линии и качества изготовления, европейские представления о стиле и функциях произведения искусства со знаковостью, смысловой насыщенностью элементов и символов. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Но в любом случае с восточной стороны, откуда, согласно Священному Писанию , явится Христос при втором пришествии, «корабли» завершались полукуруглыми апсидами святилища, центральная из которых являлась наибольшей, главной. У римлян она служила для трона «юдекса», судьи. Византийцы же назвали ее вимой и устроили там алтарное помещение с престолом, как правило, под киворием, или навесом. Толкование их было для посвященных предельно простым и ясным и наделялось определенным топографическим символизмом. Так, сводчатая апсида воспринималась как пещера Рождества Христова, киворий, возвышавшийся над алтарем – горой Голгофой, где был распят Христос. Сам центр алтаря – престол – истолковывался как образ Гроба Господня и одновременно как уготованный Христу трон. На алтарном престоле стояла дароносица с преждеосвященными святыми дарами, символизирующими опять-таки Христа во гробе, а также крест, который назывался воздвизальным и в центр которого стремились поместить частичку святых мощей или иную святую реликвию. Такой крест не только напоминал о Древе Распятия и Искупительной Жертве на Голгофе, но и подчеркивал смысл престола как реликвария. Вообще, согласно древнему церковному правилу, окончательно утвержденому на VII Вселенском соборе в 787 г., в основании престола любого храма или в лежащем на нем покрывале – антиминсе должны были находиться святые мощи или хотя бы их частицы. Реликварии с мощами помещали в «запечатанные места» – крестовидные или прямоугольные выемки, куда устанавливали раки или кувуклины, ларцы, саркофагообразные ковчежцы, иногда с выдвижными крышками. Ими таким образом освящали церкви. Подобные реликварии церковные авторы сравнивали с Ковчегом Завета – библейским праобразом всех христианских реликвариев. Реликвии, вложенные в стены, в углубления в форме креста, или закладные камни с изображением креста воспринимались как истинные укрепления храмов, невидимая, но действенная защита, к тому же устанваливающая мистическую связь всех храмов. Реальная материя буваль- но наполнялась святостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в ГММК). Поскольку в описи царской казны на Казенном дворе 1640 г. панагия с образом М. М. не упоминается, можно предположить, что она была создана позднее или являлась личной святыней царя Михаила Феодоровича и находилась при нем. В числе книг, хранившихся в дворцовой Образной палате, упоминается книга «стихиры и канон» М. М. (Там же. С. 65). Мощи М. М. были вложены в крупные монументальные ковчеги, напр. в Кийский крест (1656), и в небольшие, напр. в серебряный золоченый складень-мощевик работы московского мастера А. А. Жданова (1720, ГММК) с отверстиями-квадрифолиями на центральной створке и поясными изображениями святых в молении на боковых створках; в крышку раки св. Александра Невского в Троицком соборе Александро-Невской лавры (XIX в.). Сохранилось большое число служебных крестов, как правило серебряных с позолотой, содержащих мощи М. М., напр. почитаемый Виленский крест (мощи вложены в кон. XVII в., МИХМ - см.: Сухова. 2003. С. 176); крест 1-й трети XVIII в. московской работы (мощи утрачены; ГММК); напрестольный крест из церкви погоста Пятиусово Торопецкого у. Псковской губ.; крест (кон. XVII - нач. XVIII в.; ВГИАХМЗ), возможно, московской работы из серебра, с позолотой, со сканью и с эмалью; крест напрестольный (воздвизальный?) с крестовидными окончаниями ветвей (нач. XVIII в., ГММК; на обороте одной из его пластин вырезаны тропарь Кресту и молитва за Отечество с подписью: «Благоверному царю нашему Петру»). Часть мощей М. М. входит в число вложений, заключенных в напрестольный крест - святыню московской ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве; мощи М. М. находятся и в др. крестах. Крещение во имя М. М. встречалось и в др. знатных семьях Др. Руси. По сведениям Вкладной и кормовой книги московского Симонова монастыря, в 7129 (1620/21) г. кн. Ф. И. Мстиславский вложил по своем прадеде, кн. М. И. Мстиславском, недвижимость и ряд икон в окладах, в т. ч. образ М. М. (РНБ. F.IV.348. Л. 24). Храмы в России с главным престолом, посвященным М. М. как св. покровителю родоначальника династии, большей частью были возведены в честь 300-летия дома Романовых: в Москве при Владычне-Покровской епархиальной общине милосердия (1913; архит.

http://pravenc.ru/text/2563750.html

Когда Степан Наумов забил железными решетками окна и без того мрачных больничных келий, то келейное правило даже днем приходилось отправлять с лучиной. В новых кельях у Никона была особая крестовая или моленная комната: «а у меня в новой кельишке, писал он царю, и трапеза и церковь , вечерню и подвечерню» 70 . Для устройства этой крестовой Никон вытребовал себе в феврале 1668 года «крест воздвизальный, шестеры деисусы келейные, чему покланяться братии, паникадило келейное о шести перах, шесть подсвечников, что пред образами свечи ставят, кадильницу медную добрую, ладоницу добрую» 71 . Все нужные богослужебные книги присылались из Кириллова монастыря по его требованию и переменялись им соответственно церковному кругу времени, откуда можно заключать, что церковные службы совершались у него ежедневно 72 . С 1668 года в распоряжение Никона была предоставлена Богоявленская церковь над св. воротами монастыря: в день Пасхи, 22 марта, здесь в первый раз была совершена для него литургия. Все келейные и церковные службы отправлялись для Никона жившими с ним монахами. Но в период тяжкого заключения, когда монахи разошлись, патриарху самому приходилось «церковное правило править», потому что оставшийся у него «черный поп Варлаам ослеп и говорит по книгам не видит». Богослужения в Богоявленской церкви на долгое время прекратились, так как некому стало «церковный обиход править». В монастырские церкви, где совершались службы для братии, Никон считал неудобным ходить по разным причинам: зимой – «за стужей и дализной», а кроме того строго следивший за исправностью богослужения бывший патриарх находил, что служба в Ферапонтове совершается «неисправно, поют не по уставу» 73 . Когда патриарх шел в церковь , то его сопровождал караул из 6–8 стрельцов. По рассказу Шушерина, «по обычаю» провожали его при этом архимандрит, пристав и игумен монастыря, которые во время благовеста приходили к нему в келью 74 . С 1673 г. Никон стал хлопотать о том, «чтобы ему построили кельи подле Богоявленской церкви, чтобы из тех его келий в ту церковь был ему ход для службы литургии беззазорен».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

По народному убеждению, они служили главной защитой человека, оберегающей от всех злых сил. С крестом, прогоняющим бесов, не расставались никогда. На крестах-тельниках часто можно встретить изображения победителей демонов Архангела Михаила, великомученика Никиты, прозванного в народе «бесогоном», святых воинов Георгия, Федора Стратилата, Димитрия Солунского. К покровительству небесного воинства любили обращаться все, кто на ратном поле защищал русскую землю. Медные нательные и наперсные кресты, складные иконы часто находили на местах былых сражений, вместе с останками воинов. Памятные наперсные кресты и иконки паломники приносили из почитаемых святых мест Руси. Помимо нательных и наперсных крестов, на Руси были широко распространены меднолитые напрестольные и киотные кресты крупного формата. Крестами «Распятие Христово» уже более тысячелетия совершалось и совершается освящение воды в русских храмах. Ни один молебен не обходится без воздвизального креста. Кроме того, во многих домах в красном углу каждой комнаты помещался крест. Такими крестами были отмечены двери и врата усадебных построек. На Русском Севере, на перекрестках дорог сооружались деревянные кресты, в средокрестии которых располагали медные кресты. Кресты в киотах устанавливали и на многих памятных, и на могильных крестах. Медные кресты в деревянных киотах были обязательной принадлежностью церквей и часовен. В альбоме представлены 57 предметов – кресты-тельники, кресты наперсные, в том числе, и кресты-энколпионы (мощевики), кресты напрестольные, моленные – иллюстрации которых наглядно показывают, как усложняется иконография и крест становится центром композиции большого походного иконостаса. Несомненным достоинством альбома является его художественное оформление, передающее многообразие мира меднолитой пластики. Фотосъемка каждого предмета передает не только блеск цветного металла, яркость цветовой гаммы эмалей, но и рельефность, пластичность образа. Остается только сожалеть о нарушениях в соразмерности отдельных предметов и иллюстраций, о некоторой неполноте звучания цвета при печати, что затрудняет использование альбома при атрибуции аналогичных предметов.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Образ Покрова Пречистые Богородицы меснои. Образ Николы Чюдотворца меснои, взят из Печерского монастыря, обложен серебром басменным, венец серебрянои резнои, золочен, в венцах одиннатцать вставок хрусталеи, прикладу две гривенки басменные, третья невелика ж басменная ж, золочены. Образ меснои Пречистые Богородицы «О Тебе радуется», писана на золоте. Образ меснои святых жен мироносиц. Образ святаго апостола Петра, что у южных дверей. Образ Дисмаса разбоиника, что у северных двереи 8 . В деисусе: Спасов образ, образ Пречистые Богородицы, образ архангела Михаила, образ святаго апостола Петра, образ Василия Кисарейского, образ Данила Столъпника (Л. 381). По другую сторону: образ святаго Иоанна Предтечи, образ архангела Гаврила, образ святаго апостола Павла, образ святаго Иоана Златоустаго, образ святаго Семиона Столпника. В другои пояс: Господьских празников 12 икон. В третеи пояс: образ Пречистые Богородицы, да с тою ж иконою 12 икон пророческих. И тот деисус, и Господьские празники, и пророческие иконы в соборную церковь Покрова Пресвятеи Богородицы и в тяблах у деисуса, и у празников, у пророческих икон осталось порозжево места много 9 . Крест благословеннои. 19 икон пядниц, писаны на золоте и на красках. Освященныи антиминс. Служебных оловяных сосудов: блюдо дискосное, потир, блюдо крестовое, блюдо Богородицыно, блюдо Предтечево. Звезда медная (Л. 382), лжица стальная, копие железное. Крест воздвизальнои, деревянои, на нем писаны Страсти Господни. Кадило медное с кровлею 10 . Два ковша медные лужены. Укропник меднои. Кропило в деревяном черену. Сосудец оловянои с миром и с маслом 11 . На престоле полотняная срачица, престолное ж одеяние крашенинное, да четверы доряти червчатые. На престоле небо, на царских дверех запона и на жертвеник одеяние – все крашенинное. Литон миткалиннои. На служебные сосуды три покровцы отласу червчатого, опушены камкою лазоровои, подложены крашениною. Пелена налоиная, такова ж отласу и камки. 2 губы, двои щипцы железные, 2 гривенки ладану. 12 аршин крашенины на жертвеник и на иные потребы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

XVI в. Еммануилу, изображенному на древней киотчатой эмали, предстоят в молении архангелы со сферами и с жезлами. Как и на новом медальоне в среднике оклада М. Е., на миниатюрах лицевых рукописей Космы Индикоплова использованы круглые медальоны с обращенными друг к другу и ко кресту образами святых. На новгородских миниатюрах эпохи архиеп. Макария (впосл. свт. Макарий, митрополит Московский) в таких медальонах изображены апостолы; в центральном медальоне оклада М. Е. это 4 евангелиста: Иоанн Богослов и Матфей, Марк и Лука. Между фигурами архангелов, медальонами с евангелистами помещены херувим со светлыми крыльями и серафим с крыльями темного сине-зеленого тона. Эти лицевые изображения являются редчайшими для техники выемчатой эмали, к-рая в ту эпоху уже использовалась в основном для исполнения орнаментальных мотивов. Как на редкие аналогии дополнений оклада М. Е. XVI в. в технологическом отношении Стерлигова указывает на деисусный чин на потире из новгородской ц. во имя Жен-мироносиц (нач. XVI в., ГММК) и на воздвизальный крест из Александрова Свирского мон-ря (1576, ГРМ). Чрезвычайная редкость технологии лицевых изображений в выемчатой эмали позволила Стерлиговой предположить, что центральный медальон М. Е. был сделан в той же мастерской, что и эмалевый крест из Свирской обители, несмотря на хронологическую разницу ( Стерлигова. 2008. С. 338-339). Сканый узор на фоне оклада использует мотивы византинизирующей рус. скани кон. XIV - нач. XV в., напр. 4 медальона с колечками по окружности и с разными фигурами в центре (кресты, розетки). В распределении скани Стерлигова прослеживает симметрию, однако оценивает исполнение ее как свободное, когда крупные и мелкие завитки не различаются по толщине, а узор, расцвеченный синей, красной и белой мастикой, напоминает природное цветение. Точных аналогий скани М. Е. среди новгородских произведений сер. XVI в. не выявлено. Аналогичная скань, расцвеченная цветной мастикой, с медальонами, полностью совпадающими по рисунку с медальонами оклада М.

http://pravenc.ru/text/Мстиславовом.html

Литургические песнопения исполнил архиерейский мужской хор под управлением протодиакона Георгия Тывонюка. На богослужении присутствовали: начальник Военной академии Республики Беларусь генерал-майор В.А. Лисовский; начальник главного управления идеологии, культуры и по делам молодежи Гомельского облисполкома Д.В. Езерский; председатель Житковичского районного Совета депутатов В.Н. Кулеш; председатель Туровского городского исполнительного комитета И.Л. Митюрич; заместитель председателя Калинковичского райисполкома Н.В. Судас; главный специалист отдела образования Мозырского райисполкома Л.А. Попкова; начальник Мозырского пограничного отряда полковник О.А. Эйбатов; командир 1052-го отдельного радиотехнического батальона подполковник П.Ф. Сайчук; заместитель начальника исправительной колонии 20 по идеологической работе и кадровому обеспечению майор С.В. Креч, автор эскизного проекта Туровского креста М.В. Нецветаева и другие официальные лица. Во время Божественной литургии митрополит Вениамин после возгласа «Призри с небесе, Боже, и виждь» осенил всех молящихся напрестольным Туровским крестом , который был воссоздан по образцу воздвизальных крестов византийских и древнерусских храмов на основе археологических находок XII-XIII веков на Туровском городище, а в день Святой Пасхи Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко передан в дар Туровскому кафедральному собору. За богослужением были вознесены сугубые молитвенные прошения о даровании мира белорусскому народу и о прекращении распространения вредоносного поветрия. Проповедь перед причастием произнес настоятель прихода храма Богоявления в агрогородке Симоничи протоиерей Иоанн Полын. По отпусте Божественной литургии участники торжества проследовали к памятнику святителю Кириллу Туровскому, где было совершено славление святому. С приветственным словом к собравшимся обратился епископ Туровский и Мозырский Леонид, который сердечно поблагодарил митрополита Вениамина за архипастырский визит в этот праздничный для епархии день.

http://patriarchia.ru/db/text/5808055.ht...

И о том ответ. Якоже искони на святых церквах святые кресты водружены и поставлены и доднесь такоже да пребывают неподвилсимы. Такоже и ныне убо водружен бысть и поставлен святый крест благочестивым царем Иваном на соборной церкви пречистыя Богородицы на новопозлащенном верее, якоже есть воздвизальный крест имже благословляют. И тако достоит на славу Богу и на умножение лет благочестивому царю Ивану и на сохранение всего его росийского царьствия, и таковыя святые кресты на церквах и впредь до поставляются же. А что на многих церквах стоят святыя кресты, и на тех крестах приделавают кузнецы на всех концех иные меньшие кресты по два и по три вместе, и те меньшие кресты бурею и сильным ветром почасту ломает. И впредь бы кузнецы делали кресты по чину и крестообразно по древним образцом якоже уставиша и предаша святим апостоли и святии отцы, а по концам бы поделывали крепости для по единому кресту со всяцех утвержением, а от своего бы замышления ничтоже не претворяли кроме церковного предания. Вопрос 9 Во уставе написано: в суботу вечер такоже и праздником христовым и богородицыным и святых нарочитых пети литея, а по вся дни за упокой пети литея после заутрени и вечерни. А в которой день славословие великое поется, тогда оставляется литея заупокойная и зде в соборных церквах того не поют. И о том ответ. По божественному уставу во всех святых соборных церквах праздничные литеи и повсядневные литеи пети неотложно: за здравие и за упокой поминати, якоже устав повелевает. Вопрос 10 Да в уставе же писано, пети по неделям от воздвиженьева дни честного креста до сырные недели: «Хвалите имя господне» и «Исповедайтеся Господеви»; а третий псалом «На реце вавилонстей» пети трижды в году: в неделю блудного и мясопустную и сыропустную. Коея ради вины здеся того не поют? И о том ответ. По всем святым соборным церквам пети все три псалмы неотложно по божественному уставу. Вопрос 11 Предтечеву часть выимают малу, якоже из приносимыя просвиры, и кладут с приношением вкупе. Достоит убо по уставу выимати предтечеву часть, якоже и пречмстые часть, и класти на левой стороне агнца противу пречистой части, а приношенье кладется на среде в подножии агнца. И о том ответ. Достоит убо по уставу выимати предтечеву часть, якоже и пречистые часть, мало поменши, и класти на левой стране агнца противу пречитые части, а прочий части приношений кладутся насреде в подножие святого агнца.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/stogla...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010