Но другое евангелие, печатанное в 1637 году и приложенное в 1640 году собственно в Духов монастырь от царя Михаила Феодоровича 357 , находится теперь в библиотеке новгородского Софийского собора. Современный оклад на нём гладкий сребропозлащенный с чернью. На верхней дске в средине распятие с предстоящими, а по углам Евангелисты. В Михайловской церкви на Софийской стороне евангелие в сребропозлащенном чеканном окладе, печатано 1697 года, а оклад на нём с другого более древнего евангелия, как показывает чеканная надпись на его среднике: «Лта 7145 (1637) году апрля въ 7 день приложилъ Евангелисты въ домъ Пречистые Богородицы честнаго Ея и св. Апостолъ Петра и Павла и Николая Чудотворца въ Конюшенной слобод, что на Могилищахъ, Яковлевъ сынъ Серебрениковъ по своихъ родителехъ». Из описей Хутынского монастыря за 1642 год и Антониева монастыря за 1696 год видно, что евангелия в то время были с окладами басменными, чеканными и сканными, украшенными жемчугом и каменьями. 3. Кресты напрестольные воздвизальные и наперсные В новгородских церквах с давних времён употреблялись, кроме крестов на храмах, кресты разных родов: напрестольные, известные под именем благословенных или благословящих, воздвизальные, употребляемые в день Воздвижения и в крестных ходах 358 , запрестольные или выносные, водружальные, поставляемые при освящении храмов, и наконец малые, к коим принадлежат подвесные к иконам, княжеские, святительские и нательные. Они устроялись большей частью из дерева и окладывались басменным и чеканным, а иногда сканным серебром, были также литые из меди, чеканные из серебра и золота, каменные и финифтевые. Одни из этих крестов остались в Новгороде с надписями, а другие без надписей. 1) Из числа крестов с надписями первое место занимает воздвизальный шестиконечный крест новгородского архиепископа Антония, в длину имеет 1 арш. без вершка, а в средней поперечине 6 вершков. Он устроен из дерева и обложен басменным и сканным серебром. На средине его часть животворящего креста Господня, крестообразно положенная за стеклом. В верхней части креста изображён финифтевой мусией Иисус Христос на кресте с предстоящими Божьей Матерью и Иоанном Богословом. В шести клеймах на лицевой стороне вычеканены изображения Знамения Богородицы, Господа Вседержителя, двух Херувимов и св. Иоанна Богослова, между коими помещения означенные два креста. Надписи сделаны были на боках креста по басменному окладу: «о агиос Петрос, о агиос Павълос, о агиос о агиос Семьонъ», и потом: «Господи помози рабу Антону Новгородьскуму давшюму кръстъ святой Софии». Из надписи этой видно, что крест приложен архиепископом Антонием, бывшим около 1211 года в Царьграде 359 и управлявшим новгородской епархией с 1212 до 1229 года 360 . Но в настоящее время крест сей обложен новым сребропозлащенным окладом, устроенным в 1848 году на иждивение новгородского митрополита Антония 361 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Построил он Берестье, а за Берестьем построил город на пустом месте, названном Лестне, и дал ему имя Каменец, потому что земля была каменистая. В нем он построил каменную башню высотой в семнадцать саженей, достойную удивления всех, кто ее видит. И поставил церковь Благовещенья святой Богородицы, и украсил ее иконами золотыми, и сковал серебряные сосуды служебные, и положил в ней Евангелие-апракос, окованное серебром, и Апостол-апракос, и паремийник, и Соборник отца своего, и крест воздвизальный вложил. Также и в Бельске церковь снабдил иконами и книгами. Во Владимире он расписал всю церквь святого Димитрия, сковал сосуды служебные серебряные и икону пресвятой Богородицы оковал серебром с камением драгим, и завесами, шитыми золотом, и другими – оксамитными с дробницею, и всякими украшениями он украсил эту икону. В епископии же, в церкви святой Богородицы, он большой образ Спаса оковал серебром, и Евангелие, списав, оковал серебром и дал в церковь святой Богородицы, к Апостол списал апракос и в церковь святой Богородицы дал, и сосуды служебные жженого золота с драгоценными камнями дал в церковь святой Богородицы. Образ Спаса, окованный золотом с драгоценными камнями, поставил в церкви святой Богородицы в память о себе. В монастырь свой святых Апостолов он дал Евангелие-апракос и Апостол, им самим переписанные, и Соборник великий отца своего тут положил, и крест воздвизальный, и молитвенник дал. В епископию Перемышльскую дал Евангелие-апракос, окованное серебром с жемчугом, которое он сам когда-то переписал. А в Чернигов в епископию он послал Евангелие-апракос, писанное золотом, окованное серебром с жемчугом, посредине же его образ Спаса, в финифти. В Луцкую епископию дал большой серебряный позолоченный крест с частицей животворящего древа. Построил он и многие церкви. В Любомле он поставил церковь каменную святого великомученика Христова Георгия и украсил ее иконами окованными, и сосуды церковные серебряные сковал, и воздухи оксамитные, шитые золотом с жемчугом, и на них херувимы и серафимы и индития вышиты золотом все, а другие из белой парчи, и на малый алтарь обе индитьи из белой паволоки, Евангелие-апракос написал, оковал его золотом и драгоценными камнями с жемчугом и деисус на нем кованный золотом, украшения большие с финифтью, замечательные на вид, а другое Евангелие-апракос, обтянутое оловиром, и на него возложено украшение с финифтью, а на нем изображение святых мучеников Бориса и Глеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Апостол-апракос, Пролог списал на двенадцать месяцев, изложение жития святых отцов и деяния святых мучеников, как они увенчались за свою кровь, пролитую за Христа, и двенадцать миней списал, и триоди, и октоихи, и ирмологии. Списал он и служебник святому Георгию, и молитвы вечерние и утренние списал помимо молитвенника. Молитвенник же купил у протопопицы, дав за него восемь гривен кун, и дал его в церковь святого Георгия, а еще кадильницы две, одна серебряная, а другая медная, и крест воздвизальный дал в церковь святого Георгия, и икону наместную святого Георгия списал на золоте, и гривну золотую возложил на нее с жемчугом, и написал образ святой Богородицы наместный, на золоте, и на нее возложил золотое монисто с драгоценными камнями; и двери отлил медные; он начал расписывать храм, и расписал все три алтаря, и весь барабан был расписан, но не окончен, потому что помешала болезнь. Отлил он и колокола удивительного звучания, каких не было по всей земле. А в Берестье он поставил башню каменную, такую же высокую, как в Каменце. Поставил и церковь святого Петра, и Евангелие-апракос, окованное серебром, дал и церковные сосуды кованые серебряные, и кадильницы серебряные, и крест воздвизальный тут положил. И иные многие добрые дела совершил он в своей жизни, которые известны по всем землям. Тут мы окончим рассказ о княжении Владимира. Когда этот благоверный князь Владимир, названный во святом крещении Иоанн, сын Василька, был положен в гроб, лежало его тело в гробнице незамурованной от одиннадцатого дня месяца декабря до шестого дня месяца апреля. Княгиня его не смогла успокоиться, но, придя с епископом Евсигнием и со всем клиром и открывши гроб, они увидели тело его цело и бело, и благоухание исходило из гроба, запах, как от многоценных ароматов, и, такое чудо увидев, прославили они Бога. И замазали гроб его месяца апреля в шестой день, в среду на Страстной неделе. Начало княжения во Владимире великого князя Мстислава. В год 6797 (1289). Князь Мстислав не поспел на погребение тела брата своего Владимира, приехал после, со своими боярами и слугами, и он приехал в епископию в храм святой Богородицы, где положено было тело брата его Владимира, и плакал над гробом его великим плачем, как по своем отце короле.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

к. в др. храмах Коломны, включая монастырские, были, как правило, медными. В монастырских храмах, помимо кафедрального или царского, Н. к. отличались богатством материала и исполнения. В Рождественском соборе коломенского Бобренёва монастыря за Москвой-рекой Н. к. («воздвизальный») имел серебряный оклад («вязью») с камнями и жемчугом (Там же. С. 62). В Спасском мон-ре, находившемся на коломенском посаде «за торгом», на престоле лежали 5 крестов, из них Н. к. был, видимо, самый большой («воздвизальный») в серебряном окладе с 9 камнями. Очевидно, остальные кресты в силу своей ценности или по воле ктиторов мон-ря находились в алтаре на престоле и могли использоваться при различных службах (Там же. С. 57). На престоле Богоявленского собора Голутвина монастыря (в первоначальном здании каменного собора Старо-Голутвина мон-ря.- Авт.) лежали 6 крестов, среди к-рых воздвизальными были 3 креста в серебряных позолоченных окладах «вязью», с камнями и жемчугом, на 2 из них были изображения: на одном - тронный образ Христа Вседержителя («Спас на престоле»), на другом - Распятие, «на верху венца Вседержитель». Остальные кресты были памятными святынями и ковчегами-мощевиками, но и они могли быть использованы в службах (Там же. С. 66). Вероятно, если в церковном имуществе не было собственных сосудов и крестов, как в большинстве посадских или сельских храмов, в качестве Н. к. использовался крест, к-рый приносил служащий иерей или приходский староста. Напрестольный крест. XV в. (мон-рь Дионисиат на Афоне) Степень декоративности и материальной стоимости Н. к. зависела от того, находился храм в пределах города или мон-ря. Богатейшие обители Московской Руси имели почти в каждом храме Н. к. в серебряном окладе. При отсутствии средств для драгоценного оклада старались создавать максимально украшенные Н. к.: их оклад мог быть медным, крест расписывали красками, использовали позолоту по дереву. Самые драгоценные Н. к., согласно описи Кириллова Белозерского мон-ря 1601 г., были на престолах Успенского собора: серебряный позолоченный «крест благословенный» ( Дмитриева, Шаромазов.

http://pravenc.ru/text/2564676.html

Трехэтажные палаты «на нижних погребах», принадлежавшие боярам Романовым, располагались к югу от ц. прп. Афанасия Афонского. В них размещались братские и больничные кельи, квасоварня, хлебная палатка, поварня, погреб. Палаты неоднократно ремонтировались, в 1769 г. были разобраны. К востоку от палат бояр Романовых, «на верхних погребах», зодчий И. Иванов выстроил в 1684 г. 2 палатки с сенями, к-рые использовались для сдачи внаем. После их разборки этот участок вновь застраивался в 1769 г., а в 1858 г. был окончательно расчищен, за исключением одного здания, перестроенного в 1858-1859 гг. под нужды музея. Со стороны Б. Знаменского пер. находились конюшенный двор, кузница, здания для монастырских слуг. В 1825-1827 гг. на этой территории были выстроены 2 корпуса, разделенные воротами и часовней, позже перестроенной по проекту архит. А. А. Латкова. Участок на углу ул. Варварки и М. Знаменского пер. застраивался в кон. XVII в. и в 1784 г. Располагавшиеся здесь здания, как правило, сдавали в аренду. Памятники церковных древностей Памятники церковных древностей, хранившиеся в М. З. м., связаны с родом Романовых. Со времени основания обители в Знаменском соборе находилась икона Божией Матери «Знамение», считавшаяся домашним образом Романовых. После закрытия храма ее оклад поступил в Оружейную палату. Перед иконой стояла лампада, изготовленная в 1622/23 г. «повелением великие государыни инокини Марфы Иоанновны за многолетное здравие сына своего великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Русии самодержца» ( Сергий (Спасский). 1866. С. 3. 2-я паг.). Среди ранних романовских вкладов в мон-рь: риза - вклад царя Михаила Феодоровича и инокини государыни Марфы в 1616/17 г., крест воздвизальный - вклад инокини Марфы в 1622/23 г. Ряд вкладов царская семья сделала в 1684 г., среди них - архимандричья шапка (вклад царей Иоанна и Петра Алексеевичей), крест воздвизальный (вклад царевны Татианы Михайловны в память о царевне Ирине Михайловне), блюдо (вклад царей Иоанна и Петра Алексеевичей, царевны Татианы Михайловны в память об Ирине Михайловне).

http://pravenc.ru/text/2564206.html

О Крестном знамении Государь кратко напомнил в таких словах: «И крестное знамение творят не по существу: Отцы Духовные о сем не радят и не поучают». Только и сказано было слово в слово в Царском вопросе или предложении. Собор положил: «Как подобает Архиереом и Иереом рукою благословляти и прочим православным Христианом знаменоватися и покланятися. Так же священные Архиереи и Протопопы и Священники и Диаконы на себе воображали бы крестное знамение крестообразно и по чину и благословляли бы и Священники православных Христиан крестообразно, якоже предаша Святии Отцы, также бы и детей своих духовных и всех православных Христиан поучали и наказывали, чтоб себя ограждали Крестным знамением по чину и знаменалися крестообразно 126 ». О Кресте на церквах Государь изволил спросить: «О Кресте водружаемом на церквах и назнаменовати, како достоит лепо ему быти?» Тот же вопрос повторен и во вторых ответах таким образом: «И на церквах ставят Кресты по древнему закону, ныне убо водружен Крест животворящий, на Соборной церкви Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея Успения на новопозлащенном версе, якоже есть в церквах воздвизальный Крест, имже благословляют, и о том рассудити и уложити на святом Соборе, которым образом впредь ставити Кресты на церквах достоит поразсудити». Собор постановил: «Якоже искони на святых церквах святые Кресты водружены и поставлены и до днесь, тако же да пребывают неподвижими, такоже и ныне убо водружен и поставлен святый Крест, благочестивым Царем Иоанном на Соборной церкви на новопозлащенном версе:, якоже есть воздвизальный Крест имже благословляют, и тако достоит на славу Богу и на умножение лет Благочестивому Царю Ивану, и на сохранение всего его Российского Царствия и таковая святые Кресты на церквах и впредь да поставляют, а что на многих церквах стоят святые Кресты, и на тех Крестех приделывают кузнецы на всех концех иные меньшие Кресты по два и по три вместе, и те меньшие Кресты бурею и сильным ветром почасту ломает, и впредь бы кузнецы делали Кресты по чину крестообразно по древним образцом, якоже уставиша и предаша святии Апостоли, и святии Отцы, а по концом бы наделовали крепости для по единому Кресту со всяцем утверждением, а от своего бы замышления ничтоже не претворяли, кроме церковного предания».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Из рассуждения сего ясно всякому видно, что в священном употреблении Крест был тогда двоякого вида, один из них назывался «воздвизальным, имже благословляют». На Соборной Церкви стоял прежде Крест не такого вида, не «воздвизальный». Два вида Креста Господня известны: один о четырех концах, другой об осьми. Не сказано, какого вида был Крест «воздвизальный», четыреконечный ли, или осьмиконечный: но очевидно, что Стоглавный Собор считал Крест того и другого вида по древнему преданию Церкви, святых Отцов и Апостолов, за один истинный Крест Господень. А сего и довольно. Так и ныне содержит святая Церковь Российская. «О чине Божественной службы» Государь изволил заметить, что в отправлении Божественной службы, в порядке чтений, в самых словах чтений, в ектениях, в действиях, в отверзении царских врат и проч. и пр. находится весьма много разностей по разным местам, и потому желал, чтобы пересмотрено было Собором все по правилам, и устранен был бы всякой произвол, от которого происходят разности. Царь Иоанн Васильевич любил посещать разные монастыри и церкви в Государстве своем, и, занимаясь Церковными книгами, входил в уставы и обычаи Церковные. Собор пересмотрел все, и, слово свое обращая к Священнослужителям, постановил, чтобы они поступали везде единообразно. Замечания достойно здесь в особенности то, что по прежним, письменным книгам до исправления оных в надлежащей вид, было неисчислимое разногласие. «Известно вам буди сие, пишет Стоглав, да поищете, («да поищите» – правда была в древности, не на виду) в достоверных переводех, яко да глаголется сице во ектении первой: миром Господу помолимся и прочая по ряду, – не по существу, не по служебнику: о Архиепископе нашем имрек, о честнем его пресвитерстве: то не гораздо». В особенности о самом Символе Веры Собор написал так: «Такожде верую во единаго Бога сущей глаголется: и в Духа Святаго истиннаго и животворящаго: ино то гораздо. Нецыи же глаголют и в Духа Святаго Господа истиннаго, ино то не гораздо: едино глаголати или Господа, или истиннаго». Собор, без сомнения, видел, как и мы доселе видим, в прежних старинных книгах, что в 8-м члене Символа Веры было инде слово Господа или истинного, инде то или другое речение помещалось на боку, а в последних пред Стоглавом книгах стали писаться и обе те речи вместе в строке. Символ оттого начал быть уже с прибавкою; чему по правилам святых Отцов никак не следует быть. Почему Отцы Стоглавного Собора постановили, чтобы прибавку, хотя и малую и безвредную но, по правилам святых Соборов, отнюдь нетерпимую в Символе, исключить и говорить, вместо двух, одно только слово – или истинного, или Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

В1671 г. в селе существовала церковь в честь Воскресения Христова, а Николаевский престол в ней был придельным; эта церковь в отказных патриарших книгах 179 года описана так: «церковь, во имя Воскресения Христова, да в приделе Николая чудотворца древяная шатровая о дву всходах, колокольня рублена, осьмиугольная от церкви с паперти на колокольню переходы, а в церкви Божие милосердие местных образов Воскресения Христова венцы серебреные золоченые чеканные, образ Пресвятой Богородицы Казанской оклад, и венцы серебреные золочены чеканные литые, образ Николая чудотворца венец и гривенка серебреные басебные позолочены, образ Живоначальной Троицы, образ Спаса Нерукотворного образа писаны на золоте, пред месными иконами свечи поставныя большая писаны на красках, да в трапезе местных образов: Николая чудотворца в житии, Михаила архангела, двои царския двери по обеим сторонам Благоразумные Разбойники писаны на золоте, деисусов дванадесятых в тяблах 36 икон, перед Спасовыми образы два паникадила медных, в олтаре за престолом Воскресение Христово, образ Пресвятой Богородицы Казанские перед нею лампада медная, крест писан на золоте, да на престоле крест воздвизальной обложен серебром позолочен, распятие серебряное литое золочен, другой крест писан на золоте, евангелие печатное евангелисты серебряные литые, одежда на престоле отпас белой травчатой, да в приделе Николая чудотворца за престолом образ Пресвятой Богородицы Владимиркой в окладе - оклад серебряной золочен венец и гривенка золоченые серебряные крест воздвизальной медный, евангелие печатное евангелисты медные, сосуды церковные белые серебреные да двои оловянные белые кадило серебряное, другое медное, - ризы камчатые желтые, оплечье шитое серебряное по черному бархату, другие ризы участковые оплечье золотое, третье ризы камчатые белые оплечье бархат ручной поручи отласные червчатые обложена объярью золотною, другие камчатные ж обложены отласом белым, стихарь миткалинной оплечье выбойчатое, третей стихарь полотняной белой оплечье кумашное красное, да книг церковных апостол, два октоя на 8 гласов печатные, минея общая малая, другая минея на господские праздники, псалтирь последованием печатная, дветреоди поеная и цветная печатные, 4 пролога на весь год, служебник новой, потребник старой, книга Ефрема Сирина, псалтырь малая часослов, книга полууставная печатный, книга житие Николы чудотворца, на колокольне 5 колоколов, у церкви на церков. Земле церков. причетников во дв. Поп Никифор у него брат дьякон Яков Леонтьев, во дворе дьячек Никифорка Ильин, дворовой и огородной усадебной земли полторы десятины, церковной пашни 9 десятин в поле, а в дву по тому ж, сена 40 копен, в селе ж Городище Мстиславле крестьянских 94 дворов».

http://sobory.ru/article/?object=02025

Воздвизальными назывались кресты, возносимые в православных храмах и монастырях на праздник Воздвижения Господня. Воздвизальные отличались от напрестольных несколько большими размерами и использованием их во время службы в дни Воздвижения, третьей недели поста, 1 августа и во время крестных ходов 325 . В отличие от напрестольных, воздвизальные кресты хранились обычно в ризницах. Воздвизальными крестами могли также служить напрестольные кресты, и наоборот. Описываемый выше крест из Казанского монастыря находился на престоле и выносился «14 сентября и в неделю крестопоклонную для поклонения ему на аналой» 326 . Кресты водосвятные Кроме вышеописанных крестов, в ярославских храмах бытовали серебряные полые четырехконечные кресты-мощевики XVII – haчaлaXVIIIbeka с килевидными завершениями. В архивных документах и во вкладных надписях такие кресты называются «водосвятными» или «корсунскими». Иногда в одном храме было несколько таких святынь. Например, в ярославской церкви Благовещения имелось два креста: серебряный водосвятный крест с частицей камня Гроба Господня и серебряный водосвятный крест с мощами святых преп. Антония и Феодосия Печерских чудотворцев 327 . Водосвятные кресты-мощевики использовались при чине водоосвящения, когда «воде по молитвам церкви сообщается сила, действующая к исцелению души и тела, к отогнанию навета видимых и невидимых врагов; к освящению храмов и других зданий и к великой пользе для верующих» 328 . При водосвятии использовались также серебряные и медные водосвятные чаши, блюда под крест, кропила, подсвечники для водосвятия, водосвятные ковши, кунганы («кумганы» – кувшины), водосвятные ведра и ушата для воды 329 . Кроме того, для водосвятия предписывалось иметь стол, обтянутый материей 330 . Форма четырехконечных ярославских водосвятных крестов XVII – начала XVIII века близка форме квадрифолия. Окончание четырех ветвей такого креста были килевидными 331 . На его лицевой стороне чеканилось рельефное «Распятие» с фигурами предстоящих в рост. К таким ярославским памятникам относятся: серебряные кресты второй половины XVIIbeka (ЯМЗ-7655) и 1707 года (ЯМЗ-7285) из ярославской церкви Петра Митрополита, а также серебряный крест второй половины XVIIbeka (РЯМЗ-11757) 332 . В верхней части креста, как правило, изображался Саваоф, под ним – Святой Дух в виде голубя, по сторонам которого – херувим и серафим. Иногда над «Распятием» в верхней части предмета чеканились два светила (РЯМЗ-11757) (илл. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

На фресках XIV века Маркова монастыря в Македонии, посвященных строфам Акафиста Богоматери, св. равноапостольная царица Елена и константинопольский патриарх изображены держащими шестиконечные широкополосные воздвизальные кресты 127 . Возможно, такими были первые патриаршие константинопольские кресты.А. Фролов высказал мнение, что старейшие из сохранившихся напрестольных крестов относятся к Х веку, имеют шестиконечную форму и восходят к крестам, освященным богослужением при византийском императорском дворе 128 . Они представляли собой реликварии с частицами Крестного древа и св. мощей. Ношение таких крестов в крестных ходах воспроизводило римскую традицию, то есть перенос тел святых мучеников. Широкополосные воздвизальные кресты шестиконечной удлиненной формы со вставками частиц истинного Креста или со вставками образа Креста внешне напоминали святительский посох. Они, вполне вероятно, с византийских времен были отличительной чертой святительского богослужения. На Руси крестные ходы русские князья, их священники и дружины совершали после принятия христианства в качестве государственной религии. Однако в стране были условия, чтобы в краткий исторический период крестный ход стал общенародным обычаем. Суровый климат, рискованное земледелие, массовые заболевания, – вот причины, по которым были распространены оградительные народные обряды. По мере воцерковления русского народа эти обряды преображались в крестные ходы или замещались крестными ходами 129 . С XII века стихийные бедствия и массовые заболевания воспринимались широкими народными массами как Божия кара. Самой страшной карой, посланной Богом за народные грехи, сочли татаро-монгольское порабощение. Средствами, чтобы Господь даровал прощение и освобождение, были покаянные молитвы, всенародные моления и крестные ходы. Вера в оградительную силу крестных ходов быстро стала безграничной. В 1382 году, после трехдневной осады Москвы войском хана Тохтамыша, москвичи, поверив обманному обещанию провести переговоры, совершили крестный ход за врата града: «Они же, емше сему веру и отверзъше врата, выидоша прежде со князем (Остеем) лучьшими люди с дары многими, а по них чин священничьскы со кресты. И тако погании… приидоша ко вратом града и начаша без милости сечи, священников и прочих хрестьян и святые иконы потопташа» 130 . Погибло множество народа и город был сожжен. Тем не менее в 1395 году на Москву двинулось огромное войско Тимура-Тамерлана и «егдаже приидоша близ града Москвы с пречюдною иконою Пречистыя Богоматере, тогда изыде весь град в сретение ея; …се множество бесчисленное народа христианского сретоша ю далече за градом на поле; и ако узреша чюдный образ предреченныя иконы Пречистыя Богоматере, и таков си падоша на земли с многими слезами, молящеся и въздыхающе из глубины сердца, и тако намнозе благодарившее я и въставше от земля, руце въздевше на высоту, въпиюще» 131 . И враг отступил без боя и разбоя.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010