Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в 1877 году в Крыму. Учился сначала в художественной школе, затем перешел на медицинский факультет в Киеве, который окончил в 1903 году. С 1910 по 1916 годы заведует больницей в Переславле-Залесском. С марта 1917 года работает главным хирургом городской больницы Ташкента, а в 1920 – профессором Ташкентского университета. В 1921 году, после смерти жены, принимает сан священника, в 1928 году назначается на освободившуюся кафедру того же Ташкента. Затем следует ссылка в Красноярск. «На протяжении почти четверти века он разрабатывал вопросы гнойной хирургии, обобщив в 1934 году свои исследования на эту тему в монографии, служащей и ныне настольной книгой хирурга, а также в ряде работ, изданных в годы Великой Отечественной Войны». Так говорит «Большая медицинская энциклопедия». С 1941 до 1943 год архиепископ Лука заведовал военным госпиталем в Красноярске, где одновременно возглавлял с 1942 года и местную епархию как архиерей. В 1944 году он был переведен в Тамбов, а в 1946 – на родину, в Крым, где возглавлял епархию до самой кончины. В 1956 году архиепископ Лука потерял зрение. Умер он 11 июня 1961 года и погребение его состоялось при огромном стечении верующих Крыма. В день своего восьмидесятилетия, 27 апреля 1957 года, архиепископ Лука сказал: «О великих делах Божиих, явленных в жизни моей, хочу я вам говорить. Знаю, что много-много людей недоумевают о том, как мог я, достигнув славы ученого и весьма крупного хирурга, оставить хирургию и науку и стать проповедником Евангелия Христова. Думающие так глубоко ошибаются считая, что невозможно совместить науку и религию. Это совершенно неверно, ибо мы знаем из истории науки, что даже гениальные ученые, подобные Галилею, Ньютону, Копернику, Пастеру, нашему великому физиологу Павлову, были людьми глубоко религиозными. Знаю я, что и среди нынешних профессоров есть очень много верующих людей, просящих у меня благословения. Не разубедим мы тех, которые осуждают меня за то, что я стал священником и епископом. Оставим их. Но должен я вам сказать, что и сам я считаю удивительным и непостижимым то, что сотворил со мною Господь Бог , ибо, оглядываясь на свою прошлую жизнь, ясно вижу, как невидимо для меня, Господь уже с юных лет моих вел меня к священству, о котором я сам никогда не помышлял, ибо страстно любил хирургию и всей душой был предан ей. Она глубоко удовлетворяла мое всегдашнее стремление служить бедным и страдающим людям, всеми силами своими облегчать их страдания и нужды»...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Перед чтением Евангелия диакон испрашивает благословение у служащего священника в довольно торжественной форме. Самой заметной функцией диакона в богослужении является, без сомнения, чтение ектений, обычным возгласителем которых он и является. Ектеньи, однако, могут произноситься им только за общественным богослужением, возглавляемым священником (или епископом); вне этих условий читать их он не может. Служение диакона в этом случае – служение подчинённое. Не совсем точно было бы называть ектенью диалогом, ибо она не содержит ответов на свои прошения. Не точно было бы и называть диакона возглавителем собравшихся мирян или посредником между священником и мирянами, как это часто делается, особенно западными учёными. 8 Разумеется, диакон не читает молитвы, то есть ектеньи, от лица собрания, он только призывает его молиться. «Помолимся» – просто приглашение к молитве, а не молитва сама по себе. Как заметил такой авторитетный исследователь восточного обряда, как Жан Мишель Ханссенс, «как священнослужитель, так и народ, вместе молятся в ектеньях, хотя и различным образом», и прошения ектеньи, произносимые диаконом, «являются более призывами, обращёнными к молящимся, нежели молитвами, обращёнными к Богу». 9 В самом деле, приглашение к молитве – не то же самое, что и молитва. Каждая ектенья заключается славословием, которое произносится священником; именно священник является единственным настоящим возглавителем собрания. В связи с этим уместно процитировать комментарий Кавасилы: «К молитве же побуждает народ священник, как лицо, на то поставленное. Для этого-то он, собственно, и поставлен во главе народа, как ходатай за него и посредник… После молитв обо всем, (священник) призывает нас предать самих себя Богу». 10 Итак, ектеньи читаются диаконом, а священник в это же время в алтаре читает свои молитвы submissa voce (вполголоса). Здесь в молитвах налицо дублирование, некий параллелизм; тем не менее, ектенья будет незавершенной без славословия, произносимого священником. Это нечто гораздо большее, чем просто слышимое восклицание (εκφωνσις). По словам Кавасилы, это заключение (ακροτελετιος) является объяснением, почему, собственно, молитва может быть произносима вообще. Причина – Божественная слава. «Посему, совершив молитву, он причину сию, как заключение славословия, произносит в слух всем, чтобы славословие сие достигло каждого из участвующих в хвалебном пении, и чтобы вся церковь восхваляла Бога. И на самом деле слушающие становятся общниками его в хвалении: ибо, когда священник произносит славословие, все верные приговаривают: аминь, и, провозглашая это слово, усвояют себе все слова иерея». 11

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Продолжая молитву перед вновь пресуществленными Св. Дарами, священник вспоминает всех, за кого принесена Господом умилостивительная Жертва на Голгофе: сначала святых, потом всех умерших и живых. Он перечисляет разные лики святых и заключает это перечисление возгласом вслух: Изрядно о пресвятей, пречистей, преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии – «изрядно», то есть: «преимущественно», «особенно» помянем Пресвятую Деву Марию. На этот возглас лик поет песнь в честь Божией Матери: Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородицу… В дни великих двунадесятых праздников Господских и Богородичных до их отдания, вместо «Достойно есть» поется «задостойник», то есть ирмос девятой песни праздничного канона, обыкновенно с припевом, а в воскресные дни Великого поста на литургиях св. Василия Великого , также 1-го января и обыкновенно в сочельники Рождества Христова и Богоявления, поется: О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь… При этом пении продолжается чтение священником тайной, так называемой «ходатайственной» молитвы, ясно показывающей, что божественная литургия есть жертва, как повторение и воспоминание Жертвы Голгофской, Жертва «о всех и за вся». После молитвенного поминания вслух Божией Матери, священник поминает уже тайно св. Иоанна Предтечу, свв. апостолов, святого дня, память которого празднуется, и всех святых; затем поминаются все усопшие и, наконец, живые, начиная с духовных и гражданских властей. Возглас: «Изрядно о Пресвятей…», священник произносит с кадилом в руках, после чего передает кадило диакону, который во время пения «Достойно есть», или задостойника, кадит трапезу со всех сторон и служащего священника и (в то же время, по указанию служебника, диакону положено поминать про себя умерших и живых, яже хощет). По окончании пения, священник продолжая ходатайственную молитву, – В первых помяни, Господи:, и далее поминает вслух высшие церковные власти и епархиального архиерея, их же даруй святем Твоим церквам, в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины, на что лик поет: И всех и вся, то есть: «Помяни, Господи, и всех людей, как мужей, так и жен». В это время священник читает дальше ходатайственную молитву: Помяни, Господи, град сей, в немже живем…

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Это богослужение начинается вечером и продолжается действительно всю ночь. Такая служба может совершаться и восемь, и десять, и более часов. По сравнению с таким полноценным Всенощным бдением наше богослужение порой хочется назвать просто Вечерним богослужением. Уж слишком явное несоответствие между названием и реальностью. Вместе с тем на православном Востоке имеет место некоторое сокращение службы по сравнению с нашим русским обиходом. Часто на утрене, если вслед за ней совершается Литургия, сразу после великого славословия поется тропарь праздника и следует возглас «Благословенно Царство», начинающий Литургию. Ектении на богослужениях, как правило, существенно сокращаются. В Греции и на Кипре ектения об оглашенных не произносится, поскольку предполагается, что все население этих государств крещено с детства, однако служащее духовенство вычитывает в алтаре положенные молитвы об оглашенных и верных. В грекоязычных Православных Церквах на Литургии не существует заупокойной ектении, это чисто русская традиция. Часто сразу после чтения Евангелия звучит: «Премудрость», - и следует возглас: «Яко да под державою Твоею…» и «Херувимская песнь». Великий вход совершается не как в России - только по солее, но духовенство с Чашей обходит весь храм по периметру. Старший служащий диакон идет с дискосом, произнося во время этого шествия: «Всех вас - православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии своем…». Причем этот возглас может повторяться дважды. На Литургии, совершаемой в иерусалимском Храме Гроба Господня, это поминовение звучит так: «Всех вас, православных христиан, поклонников и служителей Святого Гроба Господня, да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков». Во время Великого входа, уже стоя у Царских врат, священнослужители православного Востока часто поминают имена как живых, так и усопших. Причем существует такой порядок: держа в руках дискос, епископ или священник поминает живых. Беря же в руки потир, поминает усопших. При таком поминовении называются имена прихожан, благотворителей и так далее.

http://pravoslavie.ru/95372.html

11 июня 1961 года в Советском Союзе скончался архипастырь Православной Русской Церкви архиепископ Симферопольский Лука, который был одновременно и большим ученым-хирургом, лауреатом Государственной премии СССР 1946 года. «Большая медицинская энциклопедия» (М., 1958. T. 5) говорит о нем так: «Выдающийся ученый и архипастырь архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в 1877 году в Крыму. Учился сначала в художественной школе, затем перешел на медицинский факультет в Киеве, который окончил в 1903 году. С 1910 г. по 1916 г. заведует больницей в Переславле-Залесском. С марта 1917 г. работает главным хирургом городской больницы Ташкента, а с 1920 г. – профессором Ташкентского Университета. В 1921 г., после смерти жены, принимает сан священника, в 1928 г. назначается на освободившуюся кафедру того же Ташкента. Затем следует ссылка в Красноярск. На протяжении почти четверти века он разрабатывал вопросы гнойной хирургии, обобщив в 1954 г. свои исследования на эту тему в монографии, служащей и ныне настольной книгой хирурга, а также в ряде работ, изданных в годы Великой Отечественной войны. С 1941 до 1943 года архиепископ Лука заведовал военным госпиталем в Красноярске, где одновременно возглавлял (с 1942 года) и местную епархию как архиерей. В 1944 году он был переведен в Тамбов, а в 1946 году – на родину, в Крым, где возглавлял епархию до самой кончины. В 1956 году архиепископ Лука потерял зрение. Умер он 11 июня 1961 года. Погребение его состоялось при огромном стечении верующих Крыма. Парижский «Вестник русского студенческого христианского движения» в своем выпуске 66/67 за 1962 год впервые опубликовал на русском языке Слово, сказанное им в день своего восьмидесятилетия, 27 апреля 1957 года. Архипастырь Русской Церкви и лауреат государственной премии СССР в области медицины архиепископ Лука сказал следующее: «О великих делах Божиих, явленных в жизни моей, хочу я вам говорить. Знаю, что много-много людей недоумевают о том, как мог я, достигнув славы ученого и весьма крупного хирурга, оставить хирургию и науку и стать проповедником Евангелия Христова. Думающие так глубоко ошибаются, считая, что невозможно совместить науку и религию. Это совершенно неверно, ибо мы знаем из истории науки, что даже гениальные ученые, подобные Галилею, Ньютону, Копернику, Пастеру, нашему великому физиологу Павлову, были людьми глубоко религиозными. Знаю я, что и среди нынешних профессоров есть очень много верующих людей, просящих у меня благословения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

3 В этом случае входные молитвы совершаются перед началом богослужения. 4 Изобразительны начинаются с «Во Царствии Твоем...». 5 Ср.: Великопостный служебник. В 3-х ч. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2021. Ч. 3. С. 45; Службы на каждый день Страстныя седмицы: в 6-ти кн. Кн. 4: Четверток. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 76. В некоторых изданиях «Служб на каждый день Страстной седмицы» в Великий Четверг на изобразительных указан отпуст «Грядый Господь на вольную Страсть...». По мнению проф. Н. Д. Успенского, Устав предполагает произнесение малого отпуста на изобразительных Великого Четверга (ср.: Успенский Н. Д. Богослужебные отпусты//Богослужебные указания на 1998 год. С. 416–417). 6 Ср.: Великопостный служебник. В 3-х ч. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2021. Ч. 3. С. 45; Службы на каждый день Страстныя седмицы: в 6-ти кн. Кн. 4: Четверток. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 76–77. 7 Те же стихиры, что пелись на хвалитех утрени. 8 Во время пения прокимнов царские врата, по традиции, открыты; на чтение паримий царские врата затворяются. 9 Возглас «Яко Свят еси, Боже наш...» произносится на Литургии и тогда, когда она совершается с вечерней. По мнению прот. К. Никольского (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 388), в этом случае следует возглашать «Господи, спаси благочестивыя...». Порядок произношения «Господи, спаси благочестивыя...» такой же, как на Литургии, совершаемой без соединения с вечерней. Священник, когда нет служащего диакона, должен произносить сам возглашение «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» в следующей редакции. Иерей – возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Лик: «Аминь». Иерей: «Господи, спаси благочестивыя». Лик поет то же. Иерей: «И услыши ны». Лик поет то же, и далее поет «Святый Боже...». (См.: Определения Священного Синода , заседание 17 июля 1997 г.//Журнал Московской Патриархии. М., 1997. 8. С. 15–16.)

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-02/

Крайний срок, до которого можно вкушать пищу желающему причаститься (мирянину или священнику), – это за восемнадцать часов до начала литургии. В течение этих часов требуется полное воздержание; даже нельзя, чтобы хоть одна капля воды попала в рот и коснулась языка. Мы еще ничего не сказали о заключительной части абиссинской обедни. Эта часть особенно интересна по своей оригинальности. После причащения народа, когда ковчег с дискосом и чаша скроются за завесою, служащее ду- —234— ховенство выходит из алтаря и становится на амвоне. Вся церковь , весь народ, во главе со своими пастырями, произносит тогда вслух известные положенные молитвы. Начало каждой молитвы возглашает архидиакон. Обыкновенно читаются: «Мелькаа Иисус» и «Мелькаа Марьям» («мелькаа» – буквально телесная красота, вид). В своем месте говорилось, что «мелькаа» – это нечто в роде акафиста, в котором восхваляются телесные члены того лица, кому посвящается молитва . На восхваление каждого отдельного члена полагается пятистишие. Каждый святой абиссинский имеет свое мелькаа. Молитвам: «мелькаа Иисус» и «мелькаа Марьям» абиссинцы придают такое большое значение, что считается грехом не знать их наизусть. Кроме этих молитв в конце литургии читаются еще следующие: пятнадцать пророческих песней, песнь песней Соломона, Уддасе (– хвала) Марьям Ефрема Сирина , Уддасе Марьям Яреда, абиссинского песнописца, и наконец, псалтирь. Когда кончится одно из них, по приглашению настоятеля все читают молитву Господню: «Отче наш», которая является как бы связкой между отдельными частями. После чтения «Отче наш» архидиакон возглашает начало следующей молитвы и т. д. Некоторые из указанных произведений очень длинны; например «Уддасе Марьям» Ефрема Сирина или псалтирь. Чтобы ускорить чтение их, эти произведения по частям распределяются между священнослужителями, певцами и народом, и все части читаются разом. Обязанность распределять чтение лежит на том же архидиаконе. Где нет «дека-мезиуров» (лиц, знающих наизусть псалтирь), там псалмы читаются по книге священнослужителями, клириками и грамотными из народа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В рим. обряде не практиковалось сослужение , поскольку считалось, что оно умаляет роль священника, служащего мессу in persona Christi, а также, что неск. месс, отслуженных неск. священниками, принесут больше плодов для живых и мертвых, чем отслуженная теми же священниками одна месса. В. С. допустил возможность сослужения в Великий четверг (как на мессе при освящении мира, так и на мессе Вечери Господней), на мессах, совершаемых на Соборах, в собраниях епископов и в синодах, а также на мессе при возведении в сан настоятеля мон-ря. С разрешения правящего епископа сослужение может иметь место на общей монастырской (конвентуальной) мессе, на главной мессе в храмах, на мессах в собрании секулярных и монашествующих священнослужителей (SC. 57). Собор отметил, что в литургическом сослужении наилучшим образом проявляется иерархическое общение священников с епископами (PO. 7-8). В. С. предписал пересмотр канонов и церковных правил, касающихся внешней стороны богослужения: формы и построения престолов, расположения священных изображений и украшений и т. п. (SC. 128). Было принято решение о реформировании литургического календаря (SC. 107). Собором предписывалась радикальная реформа Бревиария ; было отменено и традиц. прочтение всей Псалтири в течение одной недели (SC. 91). Претворение в жизнь конституции «Sacrosanctum concilium» началось еще до окончания Собора. 4 марта 1964 г. были назначены члены Совета по реализации конституции о богослужении (Consilium liturgicum), 11 марта состоялось его 1-е заседание. Совет возглавил архиеп. Болонский кард. Джакомо Леркаро, секретарем стал отец-лазарист Аннибале Буньини, ревностный сторонник литургической реформы. В задачи совета входила разработка новых чинов мессы и таинств и рассмотрение представляемых на утверждение переводов молитв на национальные языки. Вопросами литургической реформы занималась также Конгрегация обрядов (кард. А. Ларраон). В 1968 г. обе эти структуры возглавил кард. Бенно Гут. В течение последующих лет была проведена масштабная литургическая реформа, радикально изменившая католич. богослужение (что, в частности, вызвало к жизни как движения за сохранение или возрождение тридентского обряда, так и, наоборот, целый ряд течений за дальнейшее реформирование богослужебного чина).

http://pravenc.ru/text/Ватиканский II ...

14 . Надлежит знать, что во святую и великую Четыредесятницу поем четыре кафизмы и трипеснец; бывают и четыре чтения. И когда братия немного отдохнут, екклисиарх около разсвета ударяет в било. И когда все соберутся в главном храме, поем первый (час) с кафизмою, однако не читаем на нем. На третьем же часе, шестом и девятом читаем. На каждом антифоне, или Славе, бывает молитва от священника и диакона. А поклонов великих совершаем на часах и на вечерне по тридцати, на повечерии сто и на утрене восемьдесят. 15 . Должно знать, что во всю великую седмицу поем часы подобно тому, (как они совершаются) и раньше, кроме святой субботы, и творим великие поклоны до того времени, пока начнется утреннее трисвятое, которое возглашается после стихиры стиха; после него (бывает) прокимен, Апостол, пророчество и Евангелие. 16 . Должно знать, что в среду и пятницу и воскресение, когда братия стоят со всяким благоговением, после окончания утрени читается катихизис богоноснаго отца нашего Феодора. Потом игумен говорит нечто и от себя, поучая братьев. И по окончании катихизиса, поют славу и возглашается Отче наш и Благословите святии, Благослови отче, и отпуск. Так (бывает) в течение целаго года. 17 . Надлежит знать, что в субботу на Господи воззвах воскресныя стихиры утрояются, а на Хвалитех удвояются. Также и в Господские праздники. 18 . Должно знать, что (в монастыре) бывают и епистимонархи, которым сообщаются прегрешения младших братьев и от которых они принимают исправление. И (есть) два таксиарха по хорам, от которых братия получают напоминание благопристойно стоять на хорах. И другой (есть) будильщик, который во время чтений на утрене, тихо обходя братьев, пробуждает засыпающих. На каждый вечер поочередно назначаются и два епитирита, которые после удара в било побуждают ленивых поспешить к вечерне и к повечерию и которые, после окончания повечерия, обходят уединенныя места монастыря и с надлежащею твердостью удаляют собравшихся на несвоевременныя беседы. 19 . Надлежит знать, что после каждаго повечерия бывает крестообразное – посредством рук – целование, служащее знаком примирения каждаго с каждым, вследствие ежедневных случающихся столкновений.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

«При оных вышеписанных церквах служащей оловянной посуды: 4 дискоса, 4 потира, из которых 1 оловянной, 8 блюдцев служащих, четверы покровы, 3 лжицы оловянные, 4 звезды медные, кадил церковных медных – три кадила. Риз церковных: ризы камчатые зеленой камки, оплечье черного бархату – ветхие; другия ризы камчатые, ветхие же. Подризников три, из которых 1 крашенинной, а 2 портяные. Патрахиль ветхой, черного бархату, пугвицы на нем небольшие сребрянные, числом 14, под золотом; 2-й патрахиль зеленого бархату ветхой, пугвиц на нем оловянных 6, да 2 хрустальные; 3-й патрахиль кумачней, ветхой, на нем пугвиц оловянных 11. Поручи черной камки ветхие, пугвиц на нем небольших серебрянных 6, под золотом. Пояс служащей шелковой, на нем 4 кисти шелковыя. Дияконской орарь черного бархату, ветхой. Двои ризы малые, полотнянные. Укропник медной. Из вышеписанных служащих 4-х покровов больших – 1 имеется битой, из малых 4-х два покрова, 3 пелены малые, у которых кругом оклад ободран; 4-я пелена красной камки, кругом ободрана же. Во оной же Кодлозерской пустыни в полевом анбаре келейных оловянных два блюда, 3-й жестяной, медная сковородка, оловянной стокан 1, 6 подсвечников медных, щурупчатых, из которых у одного – щурупа не имеется, да ломанной оловянной рукомойник. Да в той же коробке 2 ширинки белые, полотнянные, кругом шито шелком и кисти шелковые; пеленка крашенинная же, ветхая, крест на ней шитой сребром, и кругом обшито сребром же; плат шелковой ветхой, мерою в длину 3 аршин с 1/2-ю; бархату зеленого лоскут, мерою в длину аршин 6 верхов, в ширину 7 верхов; 2-ой лоскут чернаго бархату мерою в длину 1 аршин, в ширину 8 верхов; 3-й лоскут того же черного бархату, мерою в длину 3/4, в ширину 8 же верхов. Да в том же анбаре имеется прежней железной снасти веретно, жабка, 2 обруча, 2 пятника. Во оном вышеписанном анбаре хлеба наличного, молоченого: 10 четвертей жита, ржи не молоченой в кладках 200 суслонов, жита не молоченого в 4 промежках». «Грамот жаловальных – копии с грамот, числом десять, из которых одна грамота передрана пополам, и возглавия не имеется, а кто передрал, про то неизвестно».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010