Это участие относится, скорее, к plene esse (полноте бытия) богослужебного обряда, его церемониальной завершенности и совершенству, чем к самому esse. Разумеется, в большинстве нынешних приходов диаконов вообще нет. Это явление может быть знаком кризиса или упадка, но в любом случае оно должно быть серьёзно изучено и надлежащим образом осознанно. Примечательно, что ещё в XIV столетии такой великий византийский толкователь богослужебного чина, как Николай Кавасила , практически обходил молчанием функции диакона. Теперь давайте обратимся к анализу самого обряда. Прежде всего, диакон – это κρυξ, т.е. богослужебный герольд или глашатай. Этот термин сам по себе был использован ещё св. Иоанном Златоустом и Феодором Мопсуестийским. 7 Диакон возглашает начало службы и призывает служащего священника дать начальное благословение (καιρς του ποησαι το κριο – «время сотворити Господеви»), в то же время и сам получая разрешение начинать. Диакон призывает собравшихся к молитвенному единению, а в особые моменты возбуждает их внимание: ορθο, πρσχομεν – «прости, вонмем» – «станем прямо, внемлем». Это его обязанность и привилегия перед анафорой призывать собрание приветствовать друг друга, «возлюбим друг друга», и начинать пение (чтение) Символа веры . Это также его привилегия – призывать служащего к благословению Даров. Это его дело – приглашать причастников к Чаше для приобщения Святых Даров из рук священника или епископа. Весьма похоже, что в древней Церкви диаконам было позволено, или даже полагалось, самим причащать мирян, и это по-прежнему иногда случается, главным образом в Греческой Церкви, но всё же рассматривается в настоящее время как злоупотребление. Во всех упомянутых случаях диакон представляет собою блюстителя богослужебного порядка. Роль же глашатая, по самой своей природе и цели, призвана обращать на себя внимание, но при этом, разумеется, является вспомогательной и подчинённой. Чтения за литургией производятся диаконом, хотя Апостол обычно читается чтецом (αναγνστης), а иногда и мирянином, и вероятно, что в старые времена привилегией чтеца были все богослужебные чтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

   Ходатайственная молитва свидетельствует о том, что св. Церковь освящает все стороны человеческой жизни своими молитвами, как истинная мать заботливо и попечительно ходатайствует перед милосердием Божиим о всех делах и нуждах людей. Особенно ярко это выражено в ходатайственной молитве литургии св. Василия Великого, отличающейся особенной полнотой и трогательностью содержания. Заканчивается она возгласом священника: И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое Имя твое, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. В заключение священник, обратившись лицом на Запад и благословляя молящихся рукой, возглашает: И да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами, на что певцы ответствуют: И со духом твоим.    При архиерейском служении после возгласа архиерея: «В первых помяни, Господи…», архимандрит или старший иерей вполголоса поминает служащего архиерея, а затем берет у него благословение, целуя его руку, митру и снова руку, а протодиакон, обратясь в царских дверях лицом к народу, произносит так называемую «Великую похвалу», в которой поминает служащего архиерея, «Приносящаго святыя дары сия Господеви Богу нашему», Родину нашу, гражданские власти и в заключение: «всех людей, предстоящих и помышляющих кийждо их о своих си прегрешениих, и о всех и за вся», на что лик поет: И о всех и за вся. Просительная ектения и «Отче наш»    По окончании евхаристического канона вновь произносится просительная ектения, которая имеет ту особенность, что начинается словами: Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся, а затем имеет еще два, необычных для просительной ектении прошения: О принесенных и освященных честных дарех Господу помолимся, и Яко да человеколюбец Бог наш, прием я во святый пренебесный и мысленный Свой жертвенник, в воню благоухания духовнаго возниспослет нам божественную благодать и дар Святаго Духа помолимся. В этих прошениях мы молимся очевидно не о самих Св. Дарах, которые уже освящены, а о нас самих о достойном причащении их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Архимандрит же покадив обоя Святае, и приим дискос возлагает служащему диакону на главу. И потом Архимандрит приим Святая в потире отдает священнику служащему, и относят Святая на жертвенник, и тамо Святая потребляют. Служащийж диакон пред царскими дверьми отпускную ектению творит. И тогда Архимандрит священную шапку от диакона приемлет, и поцеловав, на главу свою возлагает, и покрыв святый престол, глаголет священником, с миром изыдем , и исходит царскими вратами в Церковь и святую дору братьи раздавает. И потом входит во Олтарь, и став в царских дверях и диакон речет: Премудрость , Архимандрит же возгласит: Благословение Господне на всех нас, всегда и ныне и присно и во веки веком, аминь. И потом совершенный отпуст творит, и по отпусте екклисиарх и крылошане многолетствуют Царя и Святителя и отца своего Архимандрита, еже о Христе с братиею. И потом Архимандрит от священнаго сана совлачится посреди Церкви на ковре. Сий же устав и святую палицу и священную шапку с двемя рипидами, по совету Боговенчаннаго Царя о Святом Дусе повелехом и вдахом со всем священным собором Троицкому Архимандриту Елевферию, или по нем у Живоначальной Троицы и у Великих чудотворцев Сергия и Никона во обители, и иные Архимандриты будут, потому же уставу в том священном сану служат и вся священныя архимандрическая действуют о всем по божественному уставу, и посвященным правилом святых Апостол и святых Отцев. Так же о Святом Дусе по совету Боговенчаннаго Царя, и повелехом и благословихом соборне Троицкого Архимандрита Елевферия , или кто по нем иные Архимандриты у Живоначальныя Троицы и у Великих Чудотворцов в Обители будут, по владычным же праздником и богородичным праздником, и в воскресные дни и в прочие дни на память Святых на всенощных, на молебнах, и на Богоявление, и на происхождение Честнаго Креста и в прочие праздники, егда произволит воду святити и молебны пети, и около Монастыря со Кресты ходити и лето провожати, и на умовении ног в великий четверток, и вся священноиноческая и архимандрическая действует в шапки с палицею и с двемя рипидами и во всем священоинноческом и архимандрическом сану невозбранно Троицкой Архимандрит Елевферий, или кто по нем у Живоначальной Троицы во Обители, и у святых Великих Чудотворцев Сергия и Никона; и иные Архимандриты будут, и сия вся власть дана им от Пресвятаго и Животворящаго Духа, потому ж действовати нашим смирением, и всем освященным собором.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

главою а к престолу ногами. и как (об.) прочтут евангелие. и поставят преставльшегося святителя по правои стороне престола по прежнему. главою к царьским дверем. И егда приспе время. херувимския песни. служащии святитель сотворив прощение oy святого престола. и творит прощение оу преставльшегося святителя, якоже оу живого. и самому дает прощение. такоже и прочии служащии целующе святыи престол и творят прощение оу преставльшегося святителя и оу служащего. и вторят великий выход. якоже есть обычаи повседневнои божественои литоургии. и егда приспеет время пред исповеданием православыя веры. Святитель. и (133) прочии служащии целоуют святый престол. и преставльшегося святителя в шапку. глаголюще Христос посреде нас. Потом. святителя служащего целуют в руку и в шапку. егда приспеет время святого причащения. Святитель. и прочии служащии творят прощение оу святого престола, и оу преставльшегося святителя. и оуслужащего святого. приходяще по два и причащаются пречистых таин Христовых. Егда совершат заамбонную молитву. и несут священницы преставльшегося святителя из олтаря в царьскиа двери. и поставляют его посреди церкви. и служашии святитель (об исходить из олтаря и творит отпуст по обычаю божественеи литоургии. И по отпущении восходит на свое место. идеже оуготовано посреде церкви. и поют. начало погребению якоже зле оукажет. Благословен Бог наш. Трисвятое. И по Отче наш. Господи помилуй Слава и ныне. Придете поклонимся. Посем псалом Живыи в помощ вышняго. и начинают пети. Поют непорочны. Каф. всю. Без аллилуия. Кафизма Блажени непорочнии. в путь ходящеи.... (139 об.), во веки не забуду оправдании твоих. яко вних живил мя еси. Но абие. сии стих таже Октения. Паки и паки миром Господу помолимся.... (140).. Милость Божию и царство небесное. И молитву. Боже духовом и всякои плоти. Возглас. Яко ты еси воскресение и живот и покои. И тако начинает вторыи лик. Твои есмь аз спаси мя... (142 об.). яко заповеди твоя желах. Призри на мя и помилуй мя по суду любящих имя твое.... (145)...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Ходатайственная молитва свидетельствует о том, что св. Церковь освящает все стороны человеческой жизни своими молитвами, как истинная мать заботливо и попечительно ходатайствует перед милосердием Божиим о всех делах и нуждах людей. Особенно ярко это выражено в ходатайственной молитве литургии св. Василия Великого , отличающейся особенной полнотой и трогательностью содержания. Заканчивается она возгласом священника: И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое Имя твое, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. В заключение священник, обратившись лицом на Запад и благословляя молящихся рукой, возглашает: И да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами, на что певцы ответствуют: И со духом твоим. При архиерейском служении после возгласа архиерея: «В первых помяни, Господи…», архимандрит или старший иерей вполголоса поминает служащего архиерея, а затем берет у него благословение, целуя его руку, митру и снова руку, а протодиакон, обратясь в царских дверях лицом к народу, произносит так называемую « Великую похвалу», в которой поминает служащего архиерея, «Приносящаго святыя дары сия Господеви Богу нашему», Родину нашу, гражданские власти и в заключение: «всех людей, предстоящих и помышляющих кийждо их о своих си прегрешениих, и о всех и за вся», на что лик поет: И о всех и за вся. Просительная ектения и «Отче наш» По окончании евхаристического канона вновь произносится просительная ектения , которая имеет ту особенность, что начинается словами: Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся, а затем имеет еще два, необычных для просительной ектении прошения: О принесенных и освященных честных дарех Господу помолимся, и Яко да человеколюбец Бог наш, прием я во святый пренебесный и мысленный Свой жертвенник, в воню благоухания духовнаго возниспослет нам божественную благодать и дар Святаго Духа помолимся. В этих прошениях мы молимся очевидно не о самих Св. Дарах, которые уже освящены, а о нас самих о достойном причащении их.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Ходатайственная молитва свидетельствует о том, что св. Церковь освящает все стороны человеческой жизни своими молитвами, как истинная мать заботливо и попечительно ходатайствует перед милосердием Божиим о всех делах и нуждах людей. Особенно ярко это выражено в ходатайственной молитве литургии св. Василия Великого, отличающейся особенной полнотой и трогательностью содержания. Заканчивается она возгласом священника: И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое Имя твое, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. В заключение священник, обратившись лицом на Запад и благословляя молящихся рукой, возглашает: И да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами, на что певцы ответствуют: И со духом твоим. При архиерейском служении после возгласа архиерея: « В первых помяни, Господи…», архимандрит или старший иерей вполголоса поминает служащего архиерея, а затем берет у него благословение, целуя его руку, митру и снова руку, а протодиакон, обратясь в царских дверях лицом к народу, произносит так называемую « Великую похвалу», в которой поминает служащего архиерея, « Приносящаго святыя дары сия Господеви Богу нашему», Родину нашу, гражданские власти и в заключение: « всех людей, предстоящих и помышляющих кийждо их о своих си прегрешениих, и о всех и за вся», на что лик поет: И о всех и за вся. Просительная ектения и «Отче наш» По окончании евхаристического канона вновь произносится просительная ектения , которая имеет ту особенность, что начинается словами: Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся, а затем имеет еще два, необычных для просительной ектении прошения: О принесенных и освященных честных дарех Господу помолимся, и Яко да человеколюбец Бог наш, прием я во святый пренебесный и мысленный Свой жертвенник, в воню благоухания духовнаго возниспослет нам божественную благодать и дар Святаго Духа помолимся. В этих прошениях мы молимся очевидно не о самих Св. Дарах, которые уже освящены, а о нас самих о достойном причащении их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

алтарь. И когда принесут священники св. воздух, Архимандрит же покадив св. воздух, отдаёт кадило, и приемлет со священниками св. воздух на главах, и покрывает Святое на Божественном престоле, и потом Архимандрит со священниками прощение творят. И по Верую в Единого Бога и по взятии св. воздуха от Святого, и тогда Архимандрит повелевает двум диаконам с рипидами стоять и берегут Святое, и стоят со страхом и осеняют до причастия; Архимандрит же Божественную службу всю совершает откровенной головой, и причащается телу и крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. По причастию же тела и крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, раздаёт Христово тело служащим Иереям и диаконам, и потом причащает Архимандрит сам первого старейшего Священника и повелевает ему к горнему месту отступить, и так всех служащих священников и Диаконов повелевает ему причащать. По причастию же и по вкушению святые доры большие и меньшие, и по вкушению св. просфоры и по умовению уст и по умовению рук, приемлет Архимандрит кадило и, покадив Святое, повелевает диакону в царских дверях страшити 63 . И потом диакон поставляет Святое на престоле, Архимандрит же покадив обои Святые и приняв дискос, возлагает служащему диакону на главу; и потом Архимандрит приняв Святое в потире, отдаёт Священнику служащему, и относят Святое в жертвенник, и там Святое потребляют; служащий же диакон пред царскими дверями отпустную ектенью творит: и тогда Архимандрит Священную шапку от диакона приемлет и, поцеловав, на главу свою возлагает. И, покрыв Святой престол, глаголет священникам: с миром изыдем, и всходит царскими дверями в церковь и святую дору братии раздаёт, и потом входит в алтарь, и встаёт в царских дверях. И диакон речет: премудрость; Архимандрит же возгласит: благословение Господне и на всех нас всегда, и ныне, и присно, и во веки веком, аминь. И потом совершенный отпуст творит, и по отпусте Еклисирх и клирошане многолетствуют Царя, и Святителя, и отца своего Архимандрита иже о Христе с братией. И потом Архимандрит от священного сана совлачится посреди церкви на ковре.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

3 В этом случае входные молитвы совершаются перед началом богослужения. 4 Изобразительны начинаются с «Во Царствии Твоем…». 5 Ср.: Великопостный служебник. В 3-х ч. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2021. Ч. 3. С. 45; Службы на каждый день Страстныя седмицы: в 6-ти кн. Кн. 4: Четверток. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 76. В некоторых изданиях «Служб на каждый день Страстной седмицы» в Великий Четверг на изобразительных указан отпуст «Грядый Господь на вольную Страсть…». По мнению проф. Н. Д. Успенского, Устав предполагает произнесение малого отпуста на изобразительных Великого Четверга (ср.: Успенский Н. Д. Богослужебные отпусты//Богослужебные указания на 1998 год. С. 416–417). 6 Ср.: Великопостный служебник. В 3-х ч. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2021. Ч. 3. С. 45; Службы на каждый день Страстныя седмицы: в 6-ти кн. Кн. 4: Четверток. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 76–77. 7 Те же стихиры, что пелись на хвалитех утрени. 8 Во время пения прокимнов царские врата, по традиции, открыты; на чтение паримий царские врата затворяются. 9 Возглас «Яко Свят еси, Боже наш…» произносится на Литургии и тогда, когда она совершается с вечерней. По мнению прот. К. Никольского (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 388), в этом случае следует возглашать «Господи, спаси благочестивыя…». Порядок произношения «Господи, спаси благочестивыя…» такой же, как на Литургии, совершаемой без соединения с вечерней. Священник, когда нет служащего диакона, должен произносить сам возглашение «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» в следующей редакции. Иерей – возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Лик: «Аминь». Иерей: «Господи, спаси благочестивыя». Лик поет то же. Иерей: «И услыши ны». Лик поет то же, и далее поет «Святый Боже…». (См.: Определения Священного Синода , заседание 17 июля 1997 г.//Журнал Московской Патриархии. М., 1997. 8. С. 15–16.)

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Иерусалимский литургикон предваряет эту молитву диаконским «Господу помолимся», на что иерей произносит возглас так же, как и по нашему служебнику, но, заканчивая молитву, священник еще раз, про себя, говорит и слова возгласа. Булгаков предписывает 144 и священнику, служащему без диакона, произносить слова «Господи, спаси благочестивыя...», ссылаясь на то, что, по свидетельству А. Н. Муравьева, в Константинополе Патриарх сам произносит эти слова. Следует заметить, что этот возглас диакона имеет свое происхождение из церемониала византийской царской службы, когда на ней присутствовали и цари, к которым и относилось это «спаси благочестивыя», т.е. благочестивые цари. Это перешло и в наши служебники. По-видимому, свидетельство Муравьева только подтверждает древнюю традицию Византии, сохранившуюся как пережиток и теперь в патриаршей службе. Молитва Трисвятого пения имела в былое время и отдельный вариант для литургии Златоуста. Теперешняя была в тексте только литургии св. Василия (по рукописям IX века). Вот текст исчезнувшей молитвы для литургии Златоуста: " Боже наш, Святе святых, Един свят и во святых почиваяй ( Ис. 57:15 ), свят еси, Иже непревосходимую славу в Себе стяжавый: Святый Боже, Иже словом вся составивый: Святый Боже, егоже четверозрачная животная непрестанным гласом славят: Святый Боже, иже множествы святых ангел и архангел, трепетом взирати не могущих, покланяемый и славословимый: Святый Боже, Иже многоочитыя Херувимы в немолчном их гласе недреманным оком назирающий и приклоняющий ухо Твое: Святый Боже, на шестокрылых Серафимех седяй и приемляй в плескании крыл их победную песнь поющих: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф: Свят бо еси, Боже наш. Ему же начала, власти и господства на небеси покланяются и Его же на земли человецы воспевают и чтут. Сам, Человеколюбче, приими и от уст нас, грешных, Трисвятое пение, приносимое от нас и от всего народа Твоего, и низпосли нам богатыя милости и щедроты Твоя молитвами Святыя Богородицы и всех святых, от века Тебе благоугодивших».

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

То же и на утрени пред шестопсалмием, после возгласа: «Слава Святей». На утрени пред каноном и в седмичные дни поется: «Воскресение Христово видевше» (в Недели поется трижды), по каноне: «Светися, светися». На литургии – после начального возгласа священника, поется, обыкновенно, при открытых Царских дверях, однажды священником в алтаре, и – дважды ликами: «Христос воскресе». Вместо: «Видехом свет истинный», «Христос воскресе», однажды. «Во отпусте же, егда речет: «Слава Тебе, Христе Боже», и мы: «Христос воскресе», трижды 1037 . и отнуст литургии по обычаю (Тип., послед. Ап. Фомы). На других же службах – на вечерне, утрени не назначено пред отпустом пения: «Христос воскресе». Отпуст литургии обычный (Тип., посл. Недели ап. Фомы), т. е. воскресный в Неделю ан. Фомы, потом произносится на службах седмичных дней до праздника Вознесения 1038 . Но в последованиях Недель (воскресений) в Триоди Цветной находятся еще особые воспоминания о таких событиях, в которых открылись Божество Господа. Его сила и слава. Эти воспоминания, соединяясь с воспоминанием о воскресении Христовом, еще более утверждают в истине Христова воскресения, – уясняют плоды и силу его для нас. В дни седмичные, после Недели ап. Фомы до Вознесения Господня, слышим песни пасхальные (хотя их поется менее, нежели в Недели) и песни в честь события, празднуемого в Неделю (воскресение), предшествующую седмичным дням. Итак, в Цветной Триоди, в последованиях седмичных дней находятся песни попразднственные. В Неделю (воскресение) первую за Пасхой, называемою Неделей ап. Фомы, Неделею фоминою, воспоминается явление Господа по воскресении апостолам и осязание ран Господа апостолом Фомой, служащее к утверждению веры в «Живодавца Христа, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго» 1039 . Господь явился апостолам и Фоме так же, как и в самый день воскресения, «дверем заключенным», и рассеял неверие Фомы 1040 , показал Фоме ребра, уверил мир в воскресении, раскрыл силу веры, назвав блаженными невидевших и веровавших.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010