В годы Второй мировой войны епископ Горазд, возглавлявший православные епархии Чехии и Моравии, подчинялся архиепископу Серафиму (Ляде), чья кафедра находилась в Берлине. Горазд был расстрелян 5 сентября 1942 немцами за то, что в его кафедральном Никольском соборе скрывались участники покушения на гауляйтера Р. Гейдриха. В 1987 он был канонизирован Чехо-Словацкой Православной Церковью. После окончания войны православные богослужения в Никольском соборе были прекращены, его настоятель о. Исаакий (Виноградов) арестован НКВД, а правящий епископ Сергий (Королев) переведен сначала в Берлин, потом в Вену. В 1945 собор был отдан Гуситской церкви. В свободное от богослужений время в храме устраиваются концерты классической музыки, которые посещают многочисленные туристы. С начала 1990-х в Чехию стали приезжать граждане бывшего СССР на постоянное или временное жительство, и количество русских верующих в Праге заметно увеличилось. По воскресеньям и большим праздникам маленький храм в Дейвицах и церковь на Ольшанском кладбище не могут вместить всех желающих. Поэтому русское духовенство договорилось провести 7 января 1997 Рождественское богослужение в Никольском соборе. После полувекового перерыва, при огромном стечении верующих, в храме вновь прозвучала русская праздничная литургия. В последующем рождественские и пасхальные службы проводились неоднократно. Вскоре после прекращения в 1945 богослужений в соборе епископ Сергий благословил открыть домовую церковь свт. Николая в «профессорском доме» в районе Дейвиц. В 1924–1925 в этом районе силами чешско-русского строительного товарищества было построено несколько жилых домов для русских профессоров и преподавателей высших школ. В полуподвале одного из домов был отведен небольшой зал для семинаров, занятий с детьми, проведения праздников и других мероприятий. В этом зале и была освящена Никольская церковь. Со Староместской площади перенесли царские врата, фрагменты иконостаса, иконы и часть утвари. Сам иконостас из-за больших размеров смонтировать вновь не удалось и пришлось использовать его отдельные части. Массивные бронзовые царские врата укрепили у стены, и они напоминают о былом благолепии храма св. Николая.

http://sobory.ru/article/?object=31434

В нач. 60-х гг. в Рязанской обл. возобновилось закрытие храмов. В 1960 г. с регистрации сняли 6 приходов, в 1961 и 1962 гг.- по 5 приходов. В результате количество действующих храмов на территории Рязанской обл. сократилось к 1963 г. с 76 до 60. Н. старался уменьшить ущерб, причиненный епархии антицерковной кампанией, оказать помощь пострадавшим от действий властей, в т. ч. и клирикам из др. епархий. После того как на Украине был закрыт Городищенский в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-рь (Шепетовского р-на Хмельницкой обл.), его насельницы по совету прот. Виктора Шиповальникова и по благословению Н. переехали в Рязанскую епархию, где их заботливо приняли. Игум. Арсения (Диденко) с мон. Ксенией поселились в Рязани, где последняя при кафедральном Борисоглебском соборе несла послушание просфорницы и певчей хора на левом клиросе. 1 июня 1963 г. Н. был уволен на покой по прошению из-за болезни. Последние годы жизни проживал в Ярославле. Его отпевание 10 марта 1967 г. возглавил Ярославский и Ростовский архиеп. Сергий (Ларин) . В отпевании приняли участие 14 священников и 4 диакона, в т. ч. из Рязани - ключарь кафедрального Борисоглебского собора прот. Виктор Шиповальников, архим. Авель (Македонов), прот. Феодор Черниченко, а также настоятель тульского кафедрального собора прот. Анатолий Родионов, начинавший пастырское служение под омофором почившего владыки. Н. был похоронен у Троицкой ц. в пос. Смоленское г. Ярославля. Н. предположительно является автором исследования «Пастырство монастырское, или Старчество», изданного малым тиражом в Варшаве в 1927 г., видимо, как учебное пособие (курс лекций) для Варшавской православной духовной школы (частично опубликовано в ж. «Альфа и Омега» в 1999). В исследовании сделаны оригинальные выводы о домонашеских, древнехристианских истоках старчества, поскольку аскетическая практика обращения к руководству более опытных в духовной жизни была известна христианам еще до возникновения монашества, к-рое в свою очередь углубило и расширило эту древнехрист. практику.

http://pravenc.ru/text/2566024.html

С приветствиями к участникам собеседований обратились генеральный консул Российской Федерации в г. Турку Сафронов А.В. и консул Финляндии в Санкт-Петербурге Лена Лиски. Приветствие от губернатора Санкт-Петербурга Валентины Ивановны Матвиенко было зачитано начальником отдела по связям с религиозными объединениями Л.А. Мусиенко. Во время собеседований члены обеих делегаций ежедневно по очереди совершали утренние молитвы согласно православной и лютеранской традициям. В пятницу 19 сентября был совершен молебен в часовне блаженной Ксении Петербургской на кладбище при храме Смоленской иконы Божией Матери. После молебна настоятелем храма протоиереем Виктором Московским был дан ужин в честь участников собеседований. В субботу 20 сентября делегации молились в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры за всенощным бдением в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Богослужение возглавлял митрополит Владимир. Прием в честь участников собеседований дал наместник Лавры архимандрит Назарий. В воскресенье 21 сентября участники собеседований молились за Божественной литургией в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в Казанском кафедральном соборе и на мессе в лютеранской церкви Святой Марии. Главы делегаций — митрополит Владимир и Архиепископ Юкка Паарма, каждый на своем богослужении, произнесли проповеди. Протоиерей Павел Красноцветов, настоятель Казанского кафедрального собора, устроил обед в честь делегаций. В тот же день вечером делегаты посетили Царское Село. Там они ознакомились с церковью лютеранского прихода г. Пушкина, где пастор Федор Тюлынин рассказал о деятельности этого прихода, а также посетили Софийский собор Царского Села. Настоятель собора протоиерей Геннадий Зверев устроил прием для участников собеседования в приходском доме. В понедельник 22 сентября делегации принял в своей резиденции генеральный консул Финляндии в Санкт-Петербурге Олли Перхеентупа. Вечером состоялось посещение собора Владимирской иконы Божией Матери, где приходская община с ключарем собора протоиереем Владимиром Фоменко дала ужин в честь участников собеседований.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208350...

И тогда более 50 тысяч воронежцев обратились в Горсовет с просьбой о закрытии собора и изъятии мощей святителя. Мощи Митрофана поместили в воронежский антирелигиозный музей, после войны передали в воронежский краеведческий музей, располагавшийся в Покровской церкви. В 1964 году тогдашнему епископу Воронежскому и Липецкому Владимиру (Котлярову) сообщили о том, что добрые люди хотят передать ему мощи святителя Митрофана. В назначенное время вечером к нему явился неизвестный мужчина и принёс свёрток со святыми мощами. Владыка Владимир поместил их в своих покоях. А когда через год его командировали в Сирию, он попросил своего преемника хранить мощи. В 1989 году святыня была перенесена в Покровский кафедральный собор для всеобщего поклонения. С декабря 2009 года они находятся в Благовещенском соборе в малахитовой раке, изготовленной уральскими мастерами-камнерезами. А в Покровском соборе митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий распорядился оставить частицу мощей, которая покоится в специальном ковчежце. Свт. Тихон Задонский [ править править код ] Святитель Тихон Задонский в 1763 году возглавил Воронежскую епархию, а через четыре с половиной года из-за слабого здоровья удалился в Богородицкий монастырь Задонска. Святитель обладал даром прозрения. Благодаря многочисленным свидетельствам о чудесах, совершавшихся при его мощах, был причислен к лику святых в 1861 году. Как святыня попала в Воронеж? Святитель Тихон скончался в 1783 году в возрасте 59 лет. Его мощи находятся в Задонском Рождество-Богородицком монастыре (Липецкая область). А в Воронеже с 2009 года покоится частица мощей святителя. Престольные праздники [ править править код ] Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля Как добраться [ править править код ] Адрес : РОССИЯ, Воронежская область, г. Воронеж, пр-кт Революции 14 в (Первомайский сквер), Благовещенский Кафедральный Собор Телефон : 8 (473) 253-18-35 Паломнику [ править править код ] Дорогие паломники, у вас есть возможность заранее позвонить и договориться о проведении экскурсии по Благовещенскому кафедральному собору, а также заказать горячие обеды. Тел.: 8-951-861-15-13 (о. Виктор Ивлиев) В Воронежской и Борисоглебской епархии продолжает работать телефон доверия. С понедельника по пятницу с 10:00 до 17:00 (перерыв с 14:00 до 15:00) все желающие могут позвонить по номеру телефона (473) 255-38-12 и задать свои вопросы дежурному священнику. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Благовещенский кафедральный собор Воронежа Благовещенский кафедральный собор Воронежа Благовещенский кафедральный собор Воронежа Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

10 янв. 1819 г. состоялось наречение, а 19 янв. в с.-петербургском Казанском соборе - хиротония Л. во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. Одновременно Л. поручили настоятельство в Саввином Сторожевском в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыре . 8 марта того же года в Чудовом мон-ре возглавлял отпевание Московского архиеп. Августина; в течение 3 месяцев управлял Московской митрополией. 1 июня 1819 г. участвовал в хиротонии во епископа Калужского и Боровского свт. Филарета (Амфитеатрова) . В том же году по благословению митр. Московского и Коломенского Серафима (Глаголевского) Л. освятил главный престол храма в честь Преображения Господня в с. Лукине Звенигородского у. (ныне Переделкино; резиденция патриарха Московского и всея Руси); 9 нояб. того же года освятил придел св. князей Бориса и Глеба в Свято-Владимирском храме в Ст. Садех. 26 окт. (сент.?) 1820 г. Л. был назначен епископом Черниговским и Нежинским; награжден орденом св. Анны 1-й степени «за успешное и ревностное» управление Московской митрополией «во время небытности в ней митрополита». 17 дек. 1820 г. прибыл в Чернигов. При Л. был отремонтирован кафедральный Преображенский собор (среди прочего к 1824 воронежской артелью мастера Иоакима Юринова выполнена новая настенная роспись), возобновлена домовая Христорождественская ц. в архиерейском доме (кон. XVIII в.), посажены яблоневый и черешневый сады. Летом 1821 г. совершил поездку по епархии, освятил много храмов, в т. ч. при Шосткинском пороховом заводе и отремонтированный Преображенский собор в новгород-северском в честь Преображения Господня монастыре . Боролся со злоупотреблениями и с различными нерадениями клириков, укоренившимися в епархии, с распространением раскола, центр которого находился в Стародубе Черниговской губ. Пресекал местную традицию крестить младенцев через обливание, а не погружение в купель. 17 июля 1824 г. Л. получил указ Синода о временном управлении Полтавской епархией до назначения местного преосвященного, 22 авг. 1826 г., в день коронации имп. Николая I Павловича , был возведен в сан архиепископа. 31 янв. 1826 г. в Киеве Л. участвовал в хиротонии архим. Антония (Смирницкого) во епископа Воронежского и Черкасского, 28 февр. того же года - в хиротонии архим. Виталия (Борисова-Жегачёва) во епископа Слободско-Украинского и Харьковского, а 13 нояб.- в чине посвящения архим. св. Мелетия (Леонтовича) во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии.

http://pravenc.ru/text/2462461.html

28 июля 2018 года митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Христова г. Кишинева. В эти дни в митрополиях и епархиях Русской Православной Церкви также прошли торжественные богослужения, праздничные и памятные мероприятия — конференции, концерты и открывались выставки, посвященные 1030-летию Крещения Руси (согласно решению Священного Синода от 14 мая 2018 года, журнал 16). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Всемилостивого Господа за великую милость просвещения народов стран исторической Руси светом Христовой истины. 2. Вознести молитву к святому равноапостольному князю Владимиру и ко всем святым в земле Русской просиявшим о странах наших и о народах их, о сохранении и укреплении веры православной среди потомков тех, кто принял Крещение в Днепровской купели. 3. Молитвенно воспомянуть всех прежде почивших благочестивых архиереев, священнослужителей и мирян Церкви Русской. 4. С надеждой вознести молитвы об уврачевании раскола в Украинской Православной Церкви и призвать наших братьев, вступивших на путь отделения, к возвращению в лоно Матери-Церкви. 5. Выразить сердечную благодарность Блаженнейшему Папе и Патриарху Александрийскому и всей Африки Феодору за личное участие в торжествах, посвященных 1030-летию Крещения Руси. 6. Благодарить Блаженнейшего Патриарха Антиохийского Иоанна, Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила, Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илию, Святейшего Патриарха Сербского Иринея, Блаженнейшего Патриарха Румынского Даниила, Святейшего Патриарха Болгарского Неофита, Блаженнейшего Архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостома, Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия, Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всей Польши Савву, Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Ростислава и Блаженнейшего Митрополита всей Америки и Канады Тихона за направление на торжества в Москву и Киев официальных делегаций и представителей возглавляемых ими Поместных Православных Церквей.

http://patriarchia.ru/db/text/5283687.ht...

был назначен митрополитом Ленинградским и Ладожским, постоянным членом Свящ. Синода РПЦ. 9 авг. в Николо-Богоявленском кафедральном соборе Ленинграда состоялись интронизация И. и его 1-я встреча с паствой. 7 сент. 1991 г., после возвращения городу исторического названия, И. стал титуловаться митрополитом С.-Петербургским и Ладожским. Возглавлял Богослужебную комиссию Свящ. Синода, участвовал в работе Комиссии по канонизации святых. За годы архиерейского служения И. в С.-Петербургской епархии общее число действующих храмов выросло почти в 3 раза, возобновились богослужения в Казанском и Измайловском соборах, в церквах святых Симеона и Анны, св. Пантелеимона, Благовещения и др. И. много сделал для возрождения Валаамского мон-ря, были открыты Коневский Рождество-Богородицкий, Зеленецкий Свято-Троицкий, тихвинский Успенский, Введено-Оятский мон-ри и Свято-Троицкая Сергиева пуст. в пос. Стрельна. К кон. 1995 г. в С.-Петербургской епархии существовало 226 приходов и 7 мон-рей, служили 284 священника и 123 диакона. И. рукоположил в епархии более 200 иереев и диаконов (всего за 25 лет архиерейского служения - 445 священников и диаконов). Было воссоздано епархиальное ДУ, основаны епархиальные курсы катехизации для учителей и медицинских работников, возродилась традиция крестных ходов по Невскому проспекту. Началось издание «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей», газет «Православный Санкт-Петербург», «Соборная весть», «Горница», «Правило веры», «Чадушки», «Собеседник православных христиан», «Архангельский глас» и др. В 1994 г. И. благословил основание изд-ва «Православная Русь». За каждым богослужением И. проповедовал, регулярно встречался с горожанами на вероучительных беседах, выступал в телепрограмме «Храм», радиопередаче «Колокола», на страницах многочисленных периодических изданий. С 1992 г. И. получил широкую общественную известность как автор многочисленных церковно-исторических и историософских работ, в к-рых писал о причинах и путях выхода из поразившего страну духовного кризиса.

http://pravenc.ru/text/469546.html

В этот же день начался визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Ростовскую и Новочеркасскую епархию. В аэропорту города Ростов-на-Дону Его Святейшество встречали митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон, полномочный представитель Президента России в Южном Федеральном округе В.В. Устинов, заместитель главы Администрации президента России А.Д. Беглов, губернатор Ростовской области В.Ф. Чуб, атаман Всевеликого войска Донского В.П. Водолацкий, другие представители районной и местной власти и многочисленные ростовчане. В ходе Первосвятительского визита Святейшего Владыку сопровождали исполняющий обязанности управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий. Из аэропорта Святейший Патриарх Кирилл направился в кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, где возглавил утреню в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В связи с тем, что собор, рассчитанный на несколько тысяч молящихся, не смог вместить всех желающих, на площади перед храмом были установлены экраны. Трансляцию богослужения смогли наблюдать свыше десяти тысяч богомольцев. 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Вознесенском кафедральном соборе Новочеркасска. На площади перед собором были выстроены казачьи дружины и курсанты казачьих кадетских корпусов из южных регионов России. Святейшему Патриарху Кириллу сослужили митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон, и.о. управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов, епархиальное духовенство.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210098...

Вечером того же дня Его Преосвященство в спальном вагоне проследовал в Нью-Йорк» 441 . 15/28 февраля 1902 г. «Сейчас же по приезде Владыка осматривал строящееся здание, которое с наружной стороны уже дает идею русской церкви, построенной в крайне выдержанном стиле, и по красоте своей не способное затеряться даже в таком Вавилоне, каким является в эту пору Нью-Йорк, воздвигающий чуть не сорокаэтажные дома, многомиллионные дворцы и пр. Не выведен лишь центральный купол, хотя на одной из угловых четырех башен-куполков уже подвешен даже колокол в 70 пудов, американского производства» 442 . 16 февраля/1 марта 1902 г. В субботу Тихон возглавил всенощное бдение в «старой» русской церкви Нью-Йорка. 17 февраля/2 марта 1902 г. В неделю мясопустную служили: еп. Тихон, священники Александр Хотовицкий, Илия Зотиков, Петр Попов из Бриджпорта, иером. Антоний (Дашкевич) из Ситки. «Архиерейское богослужение в этот раз было ознаменовано особым торжеством – посвящением в сан протоиерея о. настоятеля А. Хотовицкого 443 согласно утверждению Св. Синода еще от Августа месяца прошлого года. Пред «буди имя Господне» Его Преосвященство обратился к народу с поучением на евангельскую тему и, разъяснив, почему последнему суду усвоено наименование «страшного», преподал назидательные уроки» 444 . 23 февраля/8 марта 1902 г. «Утром Тихон в сопровождении Хотовицкого А.А. выехал из Нью-Йорка в Бриджпорт, где отслужил бдение в Свято-Духовской церкви. 24 февраля/9 марта 1902 г. Божественную литургию Прощеного воскресенья отправили: еп. Тихон, прот. Александр Хотовицкий, иером. Птоломей (из Анзонии) и настоятель прихода свящ. Петр Попов. «Архипастырское слово, обращенное Владыкой в конце литургии к народу, посвящено было напоминанию о грядущем посте и истинном характере христианского поста. Наглядными примерами и сравнениями была пояснена спасительность воздержания, окрыляющего человека в его стремлении к небесному и охраняющего его от страстей, которые берут в плен все существо человека, не ограничивающего своих прихотей церковными предписаниями и заветами.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

во имя арх. Михаила и мон-рь. По царскому указу губернатор Киева кн. Д. М. Голицын в 1711 г. велел отвести место для построения келий и мон-ря «и на оном построивши монастир коштом своим» (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723-б. Л. 62). 8 нояб. 1713 г. состоялось перенесение мощей М. в новопостроенный Михайловский храм, к-рое возглавил еп. Захария. 14 авг. 1734 г. в мон-ре был сильный пожар, Михайловский храм сгорел, мощи М. переместили в монастырскую трапезную. 26 окт. 1734 г. мощи были перенесены в построенную часовню. В 1737 г. в мон-ре были сооружены новая трапезная ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, ограда, кельи и колокольня. Мощи святого передали в ц. Благовещения, где они «явленно в раке опочивали». 13 мая 1750 г. мощи святого были перенесены еп. Никодимом (Сребницким) в отремонтированный Михайловский храм. В память об этом событии в Переяславле ежегодно 13 мая перед литургией совершался крестный ход вокруг храма с мощами святого. Именно в это время в город ежегодно прибывало наибольшее число паломников ( Долгорукий И. М. Путешествие в Киев в 1817 г./Примеч.: О. И. Бодянский//ЧОИДР. 1870. Кн. 2. Отд. 2. С. 68). В связи с закрытием Михайловского мон-ря мощи святого 4 авг. 1786 г. перенесли в переяславский Вознесенский мон-рь, где они находились в посвященном преподобномученику приделе, в кипарисовой раке, оправленной в серебро и вызолоченной в 1791 г. на средства Белгородского еп. Аггея (Колосовского) , жившего в мон-ре на покое. В 1942 г. их перенесли в Троицкую ц. в г. Черкассы (ныне Украина), в 1965 г.- в храм Рождества Пресв. Богородицы в том же городе. С 26 мая 2003 г. мощи М. почивают в черкасском Свято-Михайловском кафедральном соборе. Известны прижизненные чудеса М.: он исцелил ослепшего после болезни жителя Канева; вернул на праведный путь каневского судью-мздоимца, которому неоднократно посылал деньги с запиской: «Отдаю последнее, более не имею, пощади себя и меня» ( Недельский. 1895. С. 18). Своими наставлениями святой вернул матери нерадивого сына: с этим чудом связано «правило преподобномученика Макария» - практика постоянного чтения молитвы «Отче наш», благодаря к-рой юноша встал на путь исправления.

http://pravenc.ru/text/2561350.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010