В 1984 г . власти попытались воспрепятствовать созданию монашеской общины в Свято-Даниловом монастыре, категорически настаивая на том, что передан он Церкви лишь под административные учреждения Патриархии. И только после смерти К. У. Черненко путь к созиданию в Даниловом монастыре полноценной монашеской общины был открыт. Львов, кафедральный собор во имя святого Юра 1986 год – В кафедральном соборе во имя святого Юра во Львове и в Свято-Успенской Почаевской Лавре по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена торжественно отмечено 40-летие Львовского Церковного Собора (17–19 мая). На Львовском Соборе была упразднена Брестская уния 1596 г . и произошло воссоединение греко-католиков Галиции с Русской Православной Церковью. Празднование возглавил патриарший экзарх Украины митрополит Киевский и Галицкий Филарет при участии представителя Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода Русской Православной Церкви митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. На торжества собрались архипастыри, пастыри и миряне Украинского Экзархата, участники Львовского Собора 1946 г ., представители синодальных учреждений, Духовных учебных заведений Московского Патриархата. Среди почетных гостей находились делегации Александрийской, Антиохийской, Грузинской, Румынской, Болгарской, Польской, Чехословацкой Поместных Православных Церквей. Средоточием празднования были богослужения в соборе во имя св. Юра и в Почаевской Лавре, которые прошли при большом стечении молящихся. Им предшествовал торжественный акт с участием всех вышеупомянутых лиц в соборе во имя св. Юра. Иерусалимский патриарх Диодор 1992 год – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Блаженнейший Патриарх святого града Иерусалима и всей Палестины Диодор совершили в Сретенском соборе Аммана Божественную литургию. После литургии делегация Русской Православной Церкви в сопровождении Патриарха Диодора и архиереев Иерусалимского Патриархата отбыла в Иерусалим. Свое пребывание в Святой Земле Святейший Патриарх Алексий II начал с поклонения Гробу Господню и Голгофе. Затем первосвятитель Русской Церкви посетил Вифлеем и монастырь, расположенный у места Рождества Господа нашего Иисуса Христа, а вечером совершил молебен в Казанском храме женского Горненского монастыря Русской духовной миссии и встретился с насельницами обители.

http://pravoslavie.ru/5453.html

26 декабря митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Божественную литургию в соборе, где совершалось молитвенное поклонение православного Смоленского Смоленска мощам новомучениц. Возможность приложиться к святыне также получили православные жители стран Балтии. 28 декабря ковчег с честными останками преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары был привезен в столицу Латвии. На железнодорожном вокзале Риги вагон-храм с мощами встречали священнослужители в праздничном облачении, сестры Троицкого Рижского монастыря и жители города во главе с митрополитом Рижским и всея Латвии Александром. Святыню перенесли в кафедральный Рождественский собор, в котором к тому времени собралось более 5 тысяч верующих. " Великая княгиня прибыла в Ригу во второй раз, впервые она побывала здесь в 1910 году. Уже тогда жители Риги называли ее земным ангелом за великое милосердие и подлинное следование вере Христовой " , - сказал митрополит Александр в архипастырском слове по окончании молебна, совершенного перед святыми мощами. В течение трех дней и двух ночей в Рождественском кафедральном соборе Риги открыт круглосуточный доступ к останкам алапаевских мучениц. Следующей остановкой станет Вильнюс, куда храм-вагон прибудет в последние дни уходящего года. Святыня будет открыта для поклонения в соборе Виленского Свято-Духова монастыря до 3 января 2005 года. В канун Нового года состоится всенощное бдение, а утром 1 января - литургия в Свято-Духовом соборе, которую возглавит митрополит Виленский и Литовский Хризостом. Святыня посетит также Клайпеду и Каунас. Затем крестный ход продолжит свой путь дальше на запад - в Калининград. В ходе завершающего этапа великого Крестного хода с мощами святых преподобномучениц перед честными останками Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары смогут помолиться жители стран Средней Азии. Фоторепортаж: (щелкните мышью для увеличения) Фото: Православие.Ru 30 декабря 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/12304.html

В завершение Литургии состоялось славление преподобному старцу Севастиану перед иконой с частицей его святых мощей.   Затем митрополит Александр и гости-иерархи в сопровождении епископа Севастиана посетили мемориальную келию преподобного Севастиана. Архипастыри пропели величание святому старцу и помазались елеем от неугасимой лампады перед его образом. Владыка Севастиан провел для митрополита Викентия и митрополита Мелетия, впервые посещающих Караганду, экскурсию по Богородице-Рождественской обители, рассказал об истории и современной жизни монашеской общины. Вечером 17 сентября, в канун воскресного дня и празднования 50-летия преставления преподобного Севастиана, во Введенском кафедральном соборе Караганды, где покоятся честные мощи святого старца, состоялось всенощное бдение. Богослужение возглавил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. 18 сентября, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, праздник Собора новомучеников и исповедников Казахстанских, центром празднования стал строящийся кафедральный собор г. Караганды в честь Живоначальной Троицы и преподобного Севастиана Карагандинского. Совершение Божественной литургии предварил крестный ход из Богородице-Рождественского монастыря к строящемуся собору. Праздничную Литургию возглавил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр.   Главе Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан сослужили: глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий; Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел; митрополит Черновицкий и Буковинский Мелетий; архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий; викарий Астанайской епархии епископ Талдыкорганский Нектарий; управляющий делами Православной Церкви Казахстана епископ Каскеленский Геннадий; епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава; епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан; епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий; епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион; епископ Петропавловский и Булаевский Владимир; благочинный храмов Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров; благочинный приходов Астаны архимандрит Сергий (Карамышев); духовник Богородице-Рождественского монастыря архимандрит Петр (Горошко) и настоятель Введенского кафедрального собора протоиерей Александр Киселев духовные чада и ученики преподобного старца Севастиана; духовник Алма-Атинской епархии архимандрит Иоанн (Сазонов); руководитель церковно-исторического центра Вятской епархии, заведующий Вятским епархиальным архивом протоиерей Андрей Дудин; руководители отделов и комиссий Митрополичьего округа, священнослужители казахстанских епархий, прибывшие на торжества.

http://patriarchia.ru/db/text/4617850.ht...

     Митрополит Иосиф поблагодарил сообщество местного района и представителей власти за сотрудничество в вопросе переименования улицы. По мнению владыки Иосифа, плодотворное сотрудничество людей с разным жизненным опытом и людей разных вер делает Нью-Йорк величайшим городом в мире, а Бруклин - лучшим районом Нью-Йорка. Также  митрополит Иосиф процитировал тропарь святому Рафаилу Бруклинскому, где он назван «защитником истинной веры». Свято-Николаевский собор Бруклина является кафедральным собором автономной самоуправляемой Антиохийской Православной Церкви в Северной Америке. Собор был основан в 1895 г. святым Рафаилом (Хававини) Бруклинским. Американский святитель владыка Рафаил родился в Сирии в середине 19 века, учился в России, где был позже настоятелем церкви Антиохийского подворья в Москве и преподавателем Казанской духовной академии. После направления в Америку возглавил сиро-арабскую миссию и проявил себя как мудрый и опытный миссионер. Преосвященный Рафаил служил в качестве викария будущего Патрирха Московского Тихона (Белавина), в начале 20 века бывшего Американским архиереем, и был первым епископом, рукоположенным на территории Американского континента. В Свято-Николаевском соборе особо почитается память обоих святителей, и здесь можно поклониться не только святым мощам Рафаила Бруклинского, но и Патриарха-Исповедника Тихона. Частица его святых мощей была передана несколько лет назад Святейшим Патриархом Кириллом Антиохийской делегации. У Антиохийской Церкви два храма в городе Нью-Йорке, и оба они находится в одном районе - в Бруклине (за пределами города в штате Нью-Йорк есть ещё несколько церквей). Второй храм Бруклина - Рождества Пресвятой Богородицы - также стоит на улице, переименованной городскими властями, чтобы почтить историю прихода. Перекресток бульвара Ридж и 81-й улицы Бруклина, на котором расположена церковь, получил второе название «Путь отца Павла Шнеирла» - в честь многолетнего настоятеля. Также есть в Америке и улицы в честь деятелей Православия, появившиеся в прежние годы. Например, в городе Джерси-Сити (штат Нью-Джерси) есть улица «Путь святого Александра Хотовицкого» вблизи храма святых апостолов Петра и Павла в юрисдикции Православной Церкви в Америке.

http://pravoslavie.ru/139782.html

Митрополит Ювеналий в своем слове передал приветствие и благословение от Патриарха Московского и всея Руси Алексия. " Наш праздник – это время не только народного веселья, но и молитвы и размышления о судьбах Родины. Для нас очень важно, что наши победы вдохновлялись, помимо героического духа народа, и Христовым учением " , – сказал архипастырь. Вечером митрополит Ювеналий возглавил всенощное бдение в Ростовском Богородице-Рождественском кафедральном соборе. Ему сослужили митрополит Волгоградский и Камышинский Герман, митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон, архиепископ Верейский Евгений, епископ Элистинский и Калмыцкий Зосима, епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан и множество духовенства Ростовской епархии. На следующий день, 24 мая, праздничные богослужения, посвященные памяти просветителей славян, прошли во всех храмах Ростовской епархии. Центром празднования стал кафедральный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Ростова-на-Дону, где митрополит Ювеналий в сослужении прибывших на праздник архипастырей и священнослужителей совершил Божественную литургию. По окончании литургии управляющий Ростовской епархией архиепископ Пантелеимон, поблагодарил организаторов торжеств, архипастырей, и на память о пребывании на Ростовской земле преподнес митрополиту Ювеналию Донскую икону Божией Матери. Митрополит Ювеналий вручил архиепископу Пантелеимону Патриаршию награду – орден святителя Иннокентия митрополита Московского (II степени). Этим орденом Русская Православная Церковь отмечает за особые заслуги в области миссионерства и просвещения. Затем состоялся традиционный крестный ход к поклонному кресту, установленному в честь святых Кирилла и Мефодия перед Донской государственной публичной библиотекой. На открытии праздника министр культуры и массовых коммуникаций А.С.Соколов огласил послание президента Российской Федерации В.В.Путина. В послании, в частности, говорилось: " Чествование великих просветителей, святых Кирилла и Мефодия стало поистине общенародной традицией. На протяжении нескольких десятилетий этот праздник широко отмечается в России, привлекая зарубежных гостей, и является ярким свидетельством неразрывной исторической связи и культурного единства славянских народов " .

http://pravoslavie.ru/13660.html

Поставление свт. Петром, митр. Московским, Моисея архиепископом Новгородским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 280) Поставление свт. Петром, митр. Московским, Моисея архиепископом Новгородским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 280) Согласно Житию М., буд. архиепископ род. в благочестивой новгородской семье, его отец Филипп был «нарочит родом». Мирским именем М. было Митрофан. В юности он так возлюбил Бога, что тайно покинул Новгород и принял постриг в тверском Отроче в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . Через нек-рое время родители упросили его вернуться в Новгородскую землю; буд. святитель стал иноком, а вскоре иеромонахом новгородского Колмова (на Коломцах) мон-ря, где вел аскетический образ жизни. Впоследствии был (вероятно, избран на вече) архимандритом Юрьева новгородского мужского монастыря (это произошло не ранее 1310, когда в последний раз упом. новгородский архим. Кирилл - НПЛ. С. 93, 333), т. е., учитывая значение этой должности в Новгороде, возглавил все черное духовенство Новгорода. Через некоторое время он «вышел» в «свой» Колмов Богородицкий монастырь. В февр. 1325 г., после кончины архиеп. Давида ( 5 февр. 1325), был избран нареченным Новгородским архиепископом (очевидно, традиционным к тому времени способом для Новгорода - по жребию на престоле кафедрального собора Св. Софии; см. характеристику М. во владычной летописи - «Богом назнаменан» в НПЛ. С. 97, 340), после чего отправлен на хиротонию в Москву, где в то время пребывал митр. Киевский свт. Петр . Первосвятитель возглавил хиротонию М. 9 февр. 1326 г. В Москве вместе со свт. Петром и неск. епископами М. участвовал в погребении в Архангельском соборе Кремля вел. кн. Владимирского и Московского Георгия (Юрия) Данииловича , убитого в Орде Тверским кн. Димитрием Михайловичем Грозные Очи. В Новгород М. вернулся 11 марта 1326 г. («во вторник на вербьнои недели» - НПЛ. С. 97, 340). В 1327 г. в Новгороде «на Десятине» (земле, вероятно издавна принадлежавшей Новгородской епископии) М. поставил ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы, тем самым скорее всего положив начало Десятинному в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырю .

http://pravenc.ru/text/2563954.html

Евлампий (Пятницкий), еп. Вологодский. Портрет. Ок. 1848 г. Худож. Н. И. Катин. (ВГИАХМЗ) Евлампий (Пятницкий), еп. Вологодский. Портрет. Ок. 1848 г. Худож. Н. И. Катин. (ВГИАХМЗ) 24 янв. 1826 г. возведен в сан архимандрита с присвоением степени 3-го класса. 19 марта того же года назначен настоятелем дмитровского во имя святых Бориса и Глеба монастыря , 28 марта 1830 г.- московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыря , 27 апр. 1831 г.- Ферапонтова Лужецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы можайского монастыря . 25 дек. 1833 г. Е. был назначен 1-м епископом только что учрежденного Екатеринбургского вик-ства Пермской епархии, 16 февр. 1834 г. в Казанском соборе в Санкт-Петербурге состоялась его хиротония, которую возглавил свт. Филарет (Дроздов), впосл. поддерживавший переписку с Е. 21 апр. 1834 г. Е. прибыл в Екатеринбург. Содействовал открытию в 1838 г. уч-ща для девочек при екатеринбургском в честь Тихвинской иконы Божией Матери монастыре . Устроил при нем свечное отделение, что способствовало установлению «нормальной цены» на свечи. В 1839 г. Е. участвовал в тушении пожара в Духосошествиевской Златоустовской ц. в Екатеринбурге. Вместе с Пермским архиеп. Аркадием (Фёдоровым) заботился о воссоединении старообрядцев с правосл. Церковью через единоверие, посетил все известные в то время места их молитвенных собраний, состоял в переписке с купцами-старообрадцами и др. лицами. Составил записку «Опыты сличения разногласий, какие употребляются в книгах, принимаемых раскольниками, о перстосложении», а также «Опыт краткой истории Российской церкви» (1838) для преподавания в заводских училищах Пермской губ. Одним из самых действенных миссионерских средств считал совместное обучение детей старообрядцев с детьми православных под надзором духовных лиц, полагая, что старообрядчество рождено и поддерживается «единственно невежеством». 22 июня 1840 г. Е. был перемещен на самостоятельную Орловскую и Севскую кафедру, куда прибыл в авг. того же года. В окт. 1840 г. под влиянием Е. руководители орловской старообрядческой общины подали прошение о переходе в единоверие, о принятии священства и о предоставлении им храма, всего перешли ок. 1 тыс. чел. 14 авг. 1842 г. в Орле состоялось освящение Успенской единоверческой ц., впосл. эта дата торжественно отмечалась ежегодно. 6 дек. 1841 г. Е. освятил в Орле кафедральный собор во имя свт. Павла Исповедника, заложенный еще в 1797 г. и построенный на пожертвования орловского дворянства в память восшествия на престол имп. Павла I (впосл. освящен как Петропавловский).

http://pravenc.ru/text/187171.html

Митр. Никифор (Асташевский) и архиеп. Сергий (Васильков) с духовенством и мирянами Новосибирска. Фотография. 1937 г. Митр. Никифор (Асташевский) и архиеп. Сергий (Васильков) с духовенством и мирянами Новосибирска. Фотография. 1937 г. В связи с открытием в Красноярске духовной семинарии Синод обязал Енисейского и Красноярского еп. Акакия (Заклинского) представить для назначения на должность ректора достойного кандидата. Еп. Акакий остановился на кандидатуре Асташевского, к-рого хорошо знал по Томской ДС, где ранее был ректором. 20 мая 1897 г. еп. Акакий направил ему в Томск письмо с предложением занять должность ректора в случае положительного решения этого вопроса Синодом. В ответном письме от 16 июля того же года Асташевский выразил согласие стать ректором Красноярской ДС, если высшим духовным начальством ему будет позволено принять сан протоиерея в состоянии безбрачия. 20 авг. 1897 г. Синод назначил его ректором Красноярской ДС. 17 сент. того же года Томский еп. Макарий (Невский) в кафедральном Благовещенском соборе г. Томска рукоположил Асташевского во диакона, а 18 сент. в домовой церкви Томской ДС в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» - во иерея. 21 сент. в домовой архиерейской Крестовоздвиженской ц. он был возведен в сан протоиерея по должности. Исполняя обязанности ректора, преподавал в Красноярской ДС библейскую историю (1897-1899), основное богословие (1898-1899), догматическое богословие (1899-1900), нем. язык (1901) и церковное пение (1900-1901, 1903-1904, 1905). С 1900 г. возглавлял семинарский строительно-хозяйственный комитет. В годы его ректорства для семинарии были построены новые каменные корпуса. С 13 дек. 1897 г. состоял председателем Енисейского епархиального училищного совета, являлся цензором «Енисейских епархиальных ведомостей». Кроме того, в 1898 г. был избран товарищем председателя, в 1903 г.- председателем Совета Красноярского просветительского братства Рождества Пресв. Богородицы, в 1912 г.- председателем Енисейского церковно-историко-археологического об-ва, созданного в Красноярске. Был награжден орденами св. Станислава 3-й и 2-й степени, св. Анны 3-й и 2-й степени, св. Владимира 4-й и 3-й степени.

http://pravenc.ru/text/2565488.html

1948 г. ростовский архитектор Л. Ф. Эберг разработал по заказу Епархии проект восстановления колокольни «в объеме сохранившейся части». По проекту второй уцелевший ярус колокольни сохранялся без навески колоколов. Однако проект был отвергнут городскими властями, и в 1949 г. уцелевший ярус колокольни разобрали. В сер. 1959-го г. оставшийся ярус колокольни перекрыли кровлей и завершили малой главкой. В нем был восстановлен храм Николая Чудотворца, использовавшийся для крещений вплоть до 1990-х гг. Примечательной страницей истории Ростовского кафедрального собора является служение в нем Святейшего Патриарха Пимена в сане игумена с 1947 по 1949 г.г. Он занимал должность секретаря епископа, члена епархиального совета и ключаря собора. Новая страница летописи Ростовского кафедрального собора началась в конце 1980-х г.г. К 1000-летию Крещения Руси над Ростовом засияли золотые купола собора. В самом храме были реконструированы амвон главного алтаря и архиерейская кафедра, позолочены иконостас и киоты, вокруг солеи и кафедры установлена декоративная решетка, обновлены росписи. Само подворье собора было расширено в его исторических границах. В 1992 г. состоялось освящение построенного на подворье Предтеченского малого храма, в 1994 г. двухэтажной воскресной школы. Символом возрождения церковной жизни в Ростове стали работы по восстановлению колокольни в кон. 1980-х — 90-х г.г. по проекту донского архитектора Ю. Н. Солнышкина. В июле 1999 г. на колокольню был установлен купол, а в сентябре состоялось ее освящение. Чин освящения совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который находился в Ростовской епархии с официальным визитом. В 2013-2019 годах по инициативе главы Донской митрополии, епархиального архиерея Ростовской епархии Митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия (Иванова), при поддрежке местных властей во главе с губернатором Ростовской области Василием Юрьевичем Голубевым и благотворителей, в кафедральном соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы Христова гор. Ростов-на-Дону велись ремонтно-восстановительные работы. 27 октября 2019 года, совершая первосвятительский визит в пределы Ростовской епархии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону, а также возглавил служение Божественной литургии в обновленном храме.

http://sobory.ru/article/?object=06365

ПРИХОД СВ. НИНЫ В 1929 г., тогда еще человек светский, Григорий Перадзе организовал вместе с группой верующих грузинский приход св. Нино в Париже. Это стало его самым большим успехом в миссии, порученной ему еще патриархом Амвросием, перед тем как Григорий покинул Грузию. Следует подчеркнуть, что это был единственный православный грузинский приход за пределами страны. Париж стал в этот период главным центром эмигрантов из Грузии и местом пребывания эмигрантского правительства. Парижский приход не имел постоянного духовника. Вплоть до 1931 г. богослужения совершались нерегулярно. Организатору прихода было предложено стать священником, однако Перадзе отказался. Он еще не был тогда готов принять такое решение. В его душе шла непрекращающаяся борьба между стремлением и дальше заниматься научной работой и потребностью служить Грузинской Православной Церкви и ее прихожанам, став духовником. Кульминацией длительной внутренней борьбы стала тяжелая болезнь, пришедшаяся на Рождественские праздники 1930 г. Находясь уже на пороге смерти, Григорию было видение, которое помогло ему сделать выбор. Он решил стать монахом и принять священство, возглавить парижский приход. Именно тогда совсем неожиданно перед ним открылась возможность вернуться в страну. Профессор Николай Маар предложил ему место своего ассистента в Ленинградском университете. Также мать Григория была против его священства, опасаясь, что это окончательно закроет ему путь на Родину. Решение, однако, было уже принято. ПОСВЯЩЕНИЕ В ДУХОВНЫЙ САН 18 апреля 1931 г. в возрасте 32 лет Григорий Перадзе принял монашеские обеты в греческом кафедральном соборе Святая София в Лондоне. Днем позже был рукоположен во иеродиакона, а 25 мая того же года в греческом кафедральном соборе св. Стефана в Париже - во иерея. Он был назначен настоятелем прихода св. Нино в Париже, где 31 мая 1931 г. торжественно отслужил свою первую литургию. Отец Григорий намеревался объединить вокруг прихода все духовные силы изгнанников с Родины. Ради прихода он отказался от чтения лекций в Боннском университете, и только изредка давал лекции в Оксфорде и Париже. Но он все же не отказался от научной работы.

http://pravoslavie.ru/40942.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010