После пожара 1734 года он был восстановлен в изначальных объемах и архитектурных традициях, а в 1792 году начато строительство каменного здания Спасо-Преображенского собора, которое длилось 43 года. Торжественное освящение собора состоялось 5 августа 1835 г. В Спасо-Преображенском соборе с 1798 года в течение 24 лет причащались Святых Таин Христовых преподобные старцы Зосима и Василиск, ныне прославленные в лике святых. В декабре 1919 г. Спасо-Преображенский собор сгорел, остался только пустующий остов. В начале 1920-х годов первый этаж был приведен в относительный порядок, и в нем на короткое время возобновилась служба. 4 августа 1935 года собор был закрыт, согласно постановлению горсовета г. Сталинска. К этому времени храм полностью разграбили: сбросили наземь многопудовые колокола, разобрали половину колокольни, сняли кресты и порушили главки. Уже в 1930-е гг. власть не видела в здании собора ни архитектурной, ни исторической ценности, обсуждался вопрос о приспособлении здания церкви под музей, некоторое время размещалась в нем школа комбайнеров, в конце 1940-х – начале 1960-х г. – хлебозавод. Здание храма было окончательно заброшено, лихие люди разобрали уцелевшие ограду и ворота, разворовали чугунные плиты пола. В генеральном плане Новокузнецка 1964 года о соборе просто умолчали, запланировав на этом месте постройку объездной дороги. Но поскольку здание не снесли, возникали новые варианты его использования, в том числе и такие нелепые, как превращение храма в ресторан «Старая крепость» или в органный зал. С 1977 года прихожане находящейся недалеко от собора Никольской церкви неоднократно обращались в горсовет с просьбой о передаче им храма, но получали категорический отказ, только в 1989 году принято решение передать здание собора православным верующим. Уже 10 декабря 1989 года в 15 часов на руинах собора состоялся первый молебен, который возглавил священник Борис Борисов. Первое богослужение в храме состоялось 7 января 1991 года на Рождество Христово, регулярные службы начались в том же году 31 марта.

http://sobory.ru/article/?object=08814

Религиозная организация, зарегистрированная под нашим историческим названием при поддержке департамента по делам вероисповеданий при МВД Эстонской Республики в 1993 г., по сей день продолжает свои действия с целью овладеть всеми нашими храмами и необходимым нам имуществом. Многое из земельного и иного имущества, принадлежавшего ЭАПЦ до 1940 г., уже пущено ею в коммерческий оборот. За спиной прихожан Успенского собора г. Тарту и Исидоровского собора в г. Валга эти общины были зарегистрированы за Константинопольским Патриархатом и изгнаны из своих храмов, хотя по соглашению между Московским и Константинопольским Патриархатами оба прихода относятся к спорным и в них должно совершаться попеременное служение, а в действительности прихожан Успенского собора приютил эстонский Георгиевский приход, а православные Исидоровского прихода Валга сначала собирались для молитвы на кладбище, а потом в частном доме, тогда как их собор пустует, разворовывается и разрушается. Но наша Церковь продолжает жить активной жизнью – ей принадлежит огромное большинство православных верующих Эстонии. Достаточно сказать для иллюстрации, что на празднование Пасхи и Рождества Христова в Таллиннский Александро-Невский кафедральный собор всякий год приходит до 50 тысяч человек, тогда как в таллиннском Преображенском соборе Константинопольского Патриархата на улице Суур Клоостри даже на Рождество бывает всего несколько десятков человек; в Алсксандро-Невском соборе ежедневно совершаются богослужения утром и вечером, а в Преображенском – не более пяти-шести в месяц. Православные верующие, духовенство возглавляемой мною Церкви категорически против того, чтобы наши храмы принадлежали кому-либо, кроме самих приходов, на средства которых они содержатся. Это свое определенное мнение мы показали во время проведенных в Таллинне в 1996 г. крестных ходов, в которых приняло участие до 20 тысяч человек. Если иметь в виду, что в Таллинне проживает около 200 тысяч так называемых «русскоязычных», составляющих в основном нашу паству, то практически представитель каждой второй семьи участвовал в этих молитвенных шествиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 января 1987 года, в субботу по Рождестве Христовом, в Свято-Духовом кафедральном соборе в Минске митрополит Минский и Белорусский Филарет, председатель Отдела внешних церковных сношений, возглавил наречение архимандрита Феофана во епископа Каширского. На следующий день состоялась архиерейская хиротония. Все последующее служение владыки Феофана протекало вдали от Родины. 19 июля 1988 года он был назначен настоятелем подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах, а 31 января 1991 года — временным управляющим Берлинской и Лейпцигской епархией. 25 марта того же года епископ Феофан решением Священного Синода был освобожден от настоятельства в Карловых Варах и назначен правящим архиереем Берлинской епархии. С 23 декабря 1992 года, в связи с объединением трех германских епархий в одну, он получил титул «Берлинский и Германский». 25 февраля 1996 года возведен в сан архиепископа. Период архипастырского служения архиепископа Феофана в Германии пришелся на непростое время. После объединения страны в 1991 году в ФРГ приехали миллионы мигрантов из стран бывшего СССР. Многие из них были воспитаны в Православии и пополнили число прихожан храмов Берлинской епархии, для остальных Русская Православная Церковь стала духовным домом, связующей нитью с покинутой Отчизной. Перед владыкой встали задачи создания новых церковных общин, подготовки духовенства, налаживания приходской жизни. Однако свою главную задачу архиепископ Феофан видел в том, чтобы «дать людям Христа», как сказал он в одном из интервью. За 25 лет архипастырского служения владыки на Берлинской кафедре были подготовлены и рукоположены десятки священников, а число приходов превысило сотню. Как отметил председатель православной епископской конференции Германии митрополит Германский Августин, то, что количество православных христиан в ФРГ, которых в начале 90-х годов прошлого века здесь практически не было, насчитывает сегодня два с половиной миллиона человек, «стало возможным благодаря таким людям, как владыка Феофан». За ревностное служение Церкви архиепископ Феофан был удостоен высоких церковных и государственных наград.

http://patriarchia.ru/db/text/5008132.ht...

12 нояб. 2005 г. в Свято-Успенском Кэприанском муж. мон-ре Кишинёвской епархии состоялось его наречение, а 13 нояб. в кафедральном соборе Рождества Христова г. Кишинёва хиротония во епископа Ниспоренского, викария Кишинёвской епархии. Хиротонию возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) . В 2006 г. по благословению П. было основано периодическое издание «Благовещение». 6 окт. того же года назначен главой вновь образованной путем выделения из Кишинёвской епархии Унгенской и Ниспоренской епархии. Определением Синода РПЦ от 21 авг. 2007 г. освобожден от управления Унгенской епархией и назначен епископом Хынковским, викарием Кишинёвской епархии, с пребыванием в Хынковском монастыре. 24 дек. 2010 г. вновь избран главой Унгенской и Ниспоренской епархии. В 2011 г. П. назначен председателем Синодальной комиссии по канонизации святых ПЦМ. В 2011 г. в Унгенах было основано ДУ во имя прп. Паисия Величковского, в 2011-2013 гг. П. являлся его ректором. 26 дек. 2012 г. утвержден в должности священноархимандрита Гербовецкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . С 2013 г. член Синодальной комиссии по канонизации святых РПЦ. В 2015 г. назначен председателем Синодальной комиссии по разработке нового Устава ПЦМ. За время управления П. Унгенской и Ниспоренской епархией построены или находятся в стадии строительства 17 храмов. В 2011 г. в г. Ниспорень был основан жен. мон-рь во имя св. господаря Молдавского Стефана III Великого . Проводится миссионерская и благотворительная работа, организуются конференции, благотворительные акции, лекции, круглые столы и культурные мероприятия. Определением Синода РПЦ от 15 июля 2016 г. в лике местночтимых святых были прославлены Кишинёвский и Хотинский митр. Гавриил (Банулеску-Бодони) и блж. Агафия Кушеловская (Маранчук), канонизацию к-рых подготовила Унгенская епархия. В 2012 г. изданы книги по истории Хынковского мон-ря; в 2013 г. опубликованы на румын. языке «Акафист и история чудотворной Гербовецкой иконы Божией Матери», «Акафист и житие святого преподобного Александра Свирского».

http://pravenc.ru/text/2580318.html

12 янв. 1903 г. хиротонисан во епископа Люблинского, назначен викарием Холмско-Варшавской епархии. Это была первая архиерейская хиротония на Холмщине. До этого униат. епископы для Холмщины поставлялись в Риме, а православные - в С.-Петербурге. Хиротонию, проведенную в холмском кафедральном соборе в честь Рождества Пресв. Богородицы, возглавил Варшавский архиеп. Иероним (Экземплярский) . Указом Синода от 16 июня 1905 г. была учреждена самостоятельная Холмская епархия. 18 июля Е. был назначен епископом Холмским и Люблинским. Торжественное открытие епархии состоялось 8 сент. Почетный попечитель Леснинского правосл. братства Св. Креста, открытого 27 дек. 1905 г. с целью распространения среди населения Седлецкой и соседних губерний «православной веры и русского самосознания». С 16 янв. 1906 г. почетный попечитель холмского Богородицкого братства. При Е. в крае была построена и заново отремонтирована 71 церковь, возрожден древний Яблочинский мон-рь. Выделение Холмщины (с полумиллионным правосл. населением) из Царства Польского в отдельную губернию Е. считал важным и своевременным актом. 1 нояб. 1905 г. Е. выступил с речью на совещании в Холме (польск. Хелм), созванном по инициативе холмского Богородицкого братства для обсуждения вопроса о судьбах правосл. населения края. Совещание постановило послать в С.-Петербург депутацию из духовенства и мирян во главе с Е. 28 нояб. 1908 г. депутация удостоилась Высочайшего приема. 11 дек. последовал Высочайший указ о предоставлении Холмщине права иметь в Гос. думе своего особого представителя. Осенью 1906 г. Е. опять ездил в С.-Петербург с прошением в случае дарования польск. населению самоуправления выделить и Холмскую Русь из состава Царства Польского. В создании особой Холмской губ. Е. видел фундамент для упрочения Православия в крае. Е. добился создания особой комиссии по холмскому вопросу для выработки границ и способа отделения Холмской Руси. 31 янв. 1907 г. последовал Высочайший указ внести в нояб. 1907 г. законопроект на рассмотрение Гос. думы, но из-за ее роспуска законопроект был внесен на обсуждение только на заседании следующего созыва Гос. думы. 7 февр. 1907 г. Е. был избран депутатом от Холмщины в Гос. думу 2-го созыва. На первых заседаниях выступал с осуждением революционного террора. 12 апр. произнес большую речь в защиту прав и интересов Холмской Руси и Подляшья, принимал участие в обсуждении аграрного вопроса, 21 мая произнес речь об отмене наказаний «за тайные школы и за тайное обучение в Западном Привисленском крае». После роспуска 2-й Гос. Думы 14 окт. 1907 г. выбран депутатом 3-й Гос. думы.

http://pravenc.ru/text/187191.html

27 июля 2018 года Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил молебен у памятника Крестителю Руси на Владимирской горке в Киеве, а затем возглавил многотысячный крестный ход с чудотворными святынями в Успенскую Киево-Печерскую лавру.  Перед молитвенным шествием, собравшим  не менее 250 тыс. человек, был совершен торжественный молебен на Владимирской горке. 28 июля в Киево-Печерской лавре представители Поместных Православных Церквей сослужили Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию и иерархам Украинской Православной Церкви. За Божественной литургией архиереи, духовенство и верующие во главе с Предстоятелем Украинской Православной Церкви коленопреклоненно вознесли сугубую молитву о мире на Украине. 28 июля 2018 года Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел совершил Божественную литургию в храме равноапостольного князя Владимира г. Минска. 28 июля 2018 года митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Христова г. Кишинева. В эти дни в митрополиях и епархиях Русской Православной Церкви также прошли торжественные богослужения, праздничные и памятные мероприятия — конференции, концерты и открывались выставки, посвященные 1030-летию Крещения Руси (согласно решению Священного Синода от 14 мая 2018 года, журнал ПОСТАНОВИЛИ:   ЖУРНАЛ 73 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. Справка: Со времени заседания Священного Синода от 14 июля 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие епархии Русской Православной Церкви: 13 июля 2018 года Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в город Екатеринбург. Из аэропорта Кольцово Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направился в Храм-памятник на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, где совершил славление перед привезенным из Москвы ковчегом с частицей мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5283691...

6 окт. 1943 г. Е. прибыл в Ростов-на-Дону и вступил в управление епархией. 31 дек. постановлением Свящ. Синода ему было указано именоваться «Ростовским и Таганрогским». Е. также было поручено «разрешать дела по Сталинской области» (ныне Донецкая обл. Украины). В Ростовской епархии за время нем. оккупации было открыто 243 церкви (в начале войны действовал только 1 храм). С весны 1944 г. началась постепенная гос. регистрация фактически действовавших приходов. Всего к концу войны было зарегистрировано более 50 приходских общин. В июне 1944 г. ростовский кафедральный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы официально был передан верующим. Здания храмов, как правило, находились в разрушенном состоянии. Так, в Рождественском соборе были повреждены кровля, живопись стен, утрачены иконостасы, разрушена колокольня, на хорах не было пола и перил. Восстановление церковных зданий осуществлялось силами верующих. Е. был участником Поместного Собора РПЦ 1945 г. , избравшего Патриархом Алексия I (Симанского). С 16 окт. по 29 нояб. 1945 г. возглавлял делегацию Московской Патриархии, направленную в занятую советскими войсками Маньчжурию для переговоров с правосл. архипастырями, находившимися в Китае. 26 окт. Харбинский митр. Мелетий (Заборовский) , Камчатский архиеп. Нестор (Анисимов) , Хайларский архиеп. Димитрий (Вознесенский) и Цицикарский еп. Ювеналий (Килин) подписали в Харбине акт о воссоединении с Московской Патриархией. 8 нояб. 1945 г. в г. Оломоуце (Чехия) состоялось епархиальное собрание Чешской епархии, принявшее решение просить Сербскую Православную Церковь отпустить вдовствующую после мученической кончины в 1942 г. еп. сщмч. Горазда (Павлика) Чешскую епархию из своей канонической власти и благословить ее переход в подчинение РПЦ. С 10 по 14 янв. 1946 г. делегация Чешской епархии находилась в Москве, где проходили переговоры c Патриархом Алексием I. 14 янв. Патриарх подписал «Определение об условиях приема Чешской Православной Церкви в состав Московской Патриархии». В нем говорилось о создании на территории Чехословакии Экзархата Московской Патриархии с правами автономии в том объеме, к-рый был предусмотрен Уставом Чешской правосл. епархии 1929 г. Однако назначение в Чехословакию экзарха Московской Патриархии признавалось возможным лишь после получения согласия на это Сербской Православной Церкви. 20 марта 1946 г. Синод Сербской Церкви постановил, что «Патриарх Московский и всея Руси Господин Алексий может сейчас направить своего епископа в Чехословакию, дабы он временно принял церковные дела местной православной епархии, поскольку наша Сербская Православная Церковь ныне не может этого сделать». 5 апр. Свящ. Синод постановил назначить Е. экзархом Московской Патриархии с титулом «архиепископ Пражский и Чешский» с местопребыванием в Праге. В состав Экзархата были включены все правосл. приходы на территории Чехословакии, в т. ч. рус. приходы, ранее руководимые еп. Сергием (Королёвым) .

http://pravenc.ru/text/189719.html

8 окт. 1966 г. был определен, 30 окт. хиротонисан в Сергиевском трапезном храме Троице-Сергиевой лавры во епископа Пермского и Соликамского. Хиротонию возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий I . И. часто посещал храмы епархии, в т. ч. отдаленные приходы. Положение верующих в уральских епархиях (Пермской и Свердловской) было нелегким, т. к. Урал являлся закрытой военно-промышленной зоной, где власти проявляли особую бдительность. Тем не менее под личным рук. И. был построен новый архиерейский дом, в к-ром устроили крестовый храм. Мн. монахини и миряне из соседней, Свердловской обл. приезжали к И. на богослужение и за наставлением. Он предоставил в Перми приют неск. монахиням, оставшимся без келий и места проживания, дал им послушание в просфорне при архиерейском доме. После перевода владыки на Ростовскую кафедру он продолжал духовно наставлять верующих из Пермской епархии, которые поддерживали с ним отношения. 31 мая 1973 г. назначен епископом Ростовским и Новочеркасским. 10 апр. 1977 г. возведен в сан архиепископа. Ростовская паства почитала и любила И. за отеческое отношение к прихожанам, терпение, отмечала его высокую молитвенность, уважение и отзывчивость к людям. Несмотря на болезни, И. часто посещал ближние и дальние приходы епархии, совершая богослужения и проповедуя. Особенно заботился об увеличении числа епархиального клира: за время его управления все приходы Ростовской епархии были обеспечены священниками. Скончался во время службы Похвалы Пресв. Богородице. 5 апр. 1982 г. отпевание совершили в кафедральном соборе в честь Рождества Пресв. Богородицы Харьковский и Богодуховский архиеп. Никодим (Руснак ; впосл. митрополит), Омский и Тюменский еп. Максим (Кроха ; впосл. архиепископ) в сослужении множества клириков Ростовской и др. епархий. Похоронен близ вост. стены кафедрального собора. Соч.: Свт. Иоасаф, еп. Белгородский, и его религиозно-нравственные воззрения: Канд. дис./ЛДА. [Л.], 1966; Речь при наречении во еп. Пермского и Соликамского//ЖМП. 1966. 12. С. 26-28.

http://pravenc.ru/text/578102.html

В 1993 года был направлен на стажировку в Оксфордский университет, где под руководством епископа Диоклийского Каллиста (Константинопольский Патриархат) работал над докторской диссертацией на тему «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание», совмещая учебу со служением на приходах Сурожской епархии. В 1995 году окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии. С 1995 года работал в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, с августа 1997 года до начала 2002 года возглавляя секретариат по межхристианским связям. В 1995-1997 годах преподавал патрологию в Смоленской и Калужской Духовных семинариях. В 1996 году читал курс лекций по догматическому богословию в Свято-Германовской православной Духовной семинарии на Аляске (США). С января 1996 года состоял в клире храма святой великомученицы Екатерины на Всполье в Москве (подворье Православной Церкви в Америке). С 1996 по 2004 год был членом Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви. В 1997-1999 годах читал курсы лекций по догматическому богословию в Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке (США) и по мистическому богословию Восточной Церкви на богословском факультете Кембриджского Университета (Великобритания). В 1999 году Свято-Сергиевским православным богословским институтом в Париже был удостоен степени доктора богословия. На Пасху 2000 года в Свято-Троицком храме в Хорошеве (Москва) митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом возведен в сан игумена. Решением Священного Синода от 27 декабря 2001 был избран епископом Керченским, викарием Сурожской епархии. 7 января 2002 года, в праздник Рождества Христова, в Успенском кафедральном соборе Смоленска митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом возведен в сан архимандрита. 14 января 2002 года в Москве, в Храме Христа Спасителя, рукоположен во епископа. Хиротонию совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении десяти архипастырей. Определением Священного Синода от 17 июля 2002 года назначен епископом Подольским, викарием Московской епархии, главой Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях. Определением Священного Синода от 7 мая 2003 года назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархией и с сохранением должности Представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе.

http://e-vestnik.ru/persons/mitr_hilario...

В интеллектуальной и культурной жизни Смоленска большую роль играет почвенническая интеллигенция. Однако значительная ее часть, с уважением относясь к православию как традиции, равнодушна к мистическим проблемам церкви и рассматривает христианство как явление культурного порядка. В городе зарегистрировано огромное количество патриотических организаций. Во второй половине 90х годов митр. Кирилл активно способствует их возникновению. В 1996 году он становится председателем смоленского отделения Всемирного русского народного собора (ВРНС). Смоленское отделение ВРНС претендует выполнять связующую роль между властью и обществом, обсуждая на своих конференциях глобальные вопросы, связанные с образованием, со здоровьем нации, государственной безопасностью и так далее. ВРНС пытается играть политическую роль. Митрополит Кирилл поддерживает развитие смоленского Земского движения (с 1994 г.), которое возглавляет профессор Медицинской академии Олег Молотков, один из самых уважаемых людей в городе. В работу земского движения включилась практически вся почвенническая вузовская и творческая интеллигенция: преподаватели, художники, музыканты. Земцы изучают состояние образования и здравоохранения; выявляют талантливых детей в сельских школах, которых на спонсорские средства устраивают учиться в смоленские высшие школы; организовывают дешевую распродажу семян; создают детские учреждения, например кадетский корпус в г. Ельне (Смоленская область) в казармах расформированной 1-ой танковой армии, и так далее. На Рождество и Пасху епархия организовывает в помещении драматического театра торжественные собрания, на которых в неформальной обстановке могут встречаться интеллигенция, власть и военные. Все эти инициативы повышают престиж епархии и придают митрополиту Кириллу в глазах жителей Смоленска статус крупного государственного деятеля. Особенное внимание епархия уделяет развитию просветительных и учебных православных программ. Издается епархиальный журнал и несколько газет. В 1992 году при СвятоУспенском кафедральном соборе была открыта Православная гимназия, в одиннадцати классах которой обучаются 200 детей. В 1996 году в городе Рославле (Смоленская область) при Свято-Преображенском монастыре открыта Православная Здесь обучаются 45 школьников. В епархии работают 47 воскресных школ. Создано два православных детских сада: в Смоленске (1991) и в г. Велиже (1994). В библиотеке Смоленского университета еженедельно проводятся лекции, на которых освещаются церковные вопросы. Проводится ежегодный литературный конкурс для школьников " Мой путь к вере " . Лучшие сочинения публикуются в " Смоленских епархиальных ведомостях " и в газете смоленской администрации " Рабочий путь " . В областном драматическом театре собирается Клуб православных студентов.

http://religare.ru/2_26635_1_21.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010