Поэтому для христианина, переживающего опыт личного соединения с Богом, немыслимо никакое иное счастье, кроме как вечное бытие с Ним: «скучает душа моя о Господе, и слезно ищу Его. Как мне Тебя не искать? Ты прежде взыскал меня и да мне насладиться Духом Твоим Святым, и душа моя возлюбила Тебя» 16 , в связи с чем мусульманское чувственное представление о Рае воспринимается им как кощунство, как «продолжительное пребывание в ненасытном безобразном скотоподобном студодеянии, да еще перед Самим Богом!» 17 , как отвержение Божественного дара усыновления. Мусульманское видение Рая потому противно христианству, что в нем находит себе отражение то, что мусульмане, «познав таким образом Христа, не прославили Его как Христа, то есть как Богочеловека и Слово, но истину заменили ложью и уверовали в обычного смертного человека, – речь идет о Магомете, – возблагодарили его и последовали за ним. И это вместо того, чтобы последовать за Богочеловеком и бессмертным и вечным Словом, Тем, Который если и принял смерть, то только для того, чтобы уничтожить смерть (святитель Григорий Палама )» 18 . Мусульманское представление о Рае отвергалось даже не столько из-за самого образа, сколько из-за того, что этот образ логически следует из тех основ богословия ислама, в которых он кардинально расходится с христианством. V. Следующее различие затрагивает вопрос о пространственно-временном соотношении Рая. Если в исламе праведники достигают Рая после воскресения и суда (хотя он существует и сейчас), то в христианстве близость человека к Раю обусловлена скорее не хронологически, а личностно: Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:21 ); ныне же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ). Личностное вхождение в Рай при земной жизни для христианина обязательно: «Кто не постарается достигнуть Царствия Небесного и внити в него, пока находится в сей жизни, тот и в то время, когда выйдет душа его из тела, окажется находящимся вне сего Царствия» 19 , «Царствие же Небесное, находящееся внутри верующего, есть Отец, Сын и Дух» 20 . Таким образом «Рай есть не столько место, сколько состояние души» 21 , и не только души, но и тела. Рай для христианина есть соединение с Богом, и оно может и должно произойти уже в этой жизни, что и совершается для христианина в таинстве Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

(См. св. Иоанна Злат. бес. 19 на Ев. Матф. См. соч. свящ. П. Цветкова : «О молитве Господней»). 2. Библейские изречения о втором прошении молитвы Господней I. Свойства Царствия Божия: «С того времени начал Иисус проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 ). – «Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего: если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям; но ныне царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился, и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» ( Ин.18:36–37 ). – «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей» ( Рим.14:17–18 ). – «Ибо Царство Божие не в слове, а в силе» ( 1Кор.4:20 ). – «И не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ). II. Распространение Царствия Божия. а) между нами: «Отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души» ( Иак.1:21 ). – «Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь» ( 2Пет.3:18 ). – «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» ( Кол.3:16 ). – «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит.2:11–13 ). б) между язычниками: «Тогда говорит Иисус Христос ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» ( Мф.9:37–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но как совместить эти слова с известной библейской доктриной: «Бога не видел никто никогда» ( Ин.1:18 ). И это так и есть, ибо и сами Ангелы не видят лика Господа Бога. Сказано: «И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их» ( Иез.1:11 ). Этот пророческий текст описывает страх Ангелов в присутствии Бога, когда «крылами» они скрывают от него «лики» и «тела» свои. И все же есть возможность узреть Бога. Прочитаем стих из Иоанна 1 -я глава 18-й стих целиком: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). Только как Божественный Логос (Слово) Бог может и общается со всем Своим творением. В Законе Божием сказано: «и сказали: вот, показал нам Господь, Бог наш, славу Свою и величие Свое, и глас Его слышали мы из среды огня; сегодня видели мы, что Бог говорит с человеком, и сей остается жив» ( Втор.5:24 ). Господь Бог не просто собеседует со Своим творением, Он ни на мгновение не прекращает этот диалог. Как и сказано: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем» ( Деян.17:26–28 ). Но насколько же Он близок к нам? Как постичь эту тайну? В Святом Евангелии сказано: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:20–21 ). Да! Братья и сестры! То самое наше сердце, о котором Сын Божий говорил: «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека» ( Мф.15:19–20 ). Это же наше сердце – как некое средоточие духовной испорченности и как ад души; именно оно должно стать престолом для Царствия Божия, местом обитания Христа и раем сладости.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Мир политики склонен использовать религиозное чувство в своих целях Мир политики всегда стремится использовать религиозное чувство в своих целях, поэтому нам надлежит держаться подальше от сильных мира сего и вести жизнь «тихую и безмятежную». Но не надо удивляться, что Патриарх и епископы часто общаются с представителями мирской власти. Тяжелое послушание Патриарха и епископов в Церкви – «печаловаться» за народ Божий пред сильными мира сего. Но мы такого послушания на себе не несем, посему будем держаться в стороне от мирских интриг, политических спекуляций и политических коллективных грехов наших современников. Сказано: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4: 4). Блаженный Феофилакт, объясняя слова : «Который упасет народ Мой, Израиля» , присовокупляет: «“Упасет”, говорит, а не: будет тиранствовать или пожирать. Ибо другие цари – не пастыри, но волки, Христос же – Пастырь, как Он Сам говорит: “Я есмь Пастырь добрый”». Волхвы, похоже, не догадались о коварном замысле царя Ирода, и далее мы читаем: «Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» (Мф. 2: 9). Истолковывая слова «как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» , блаженный Феофилакт пишет: «И это дивно: ибо звезда сошла с высоты и, став ближе к земле, указала им место. Ибо если бы она показалась им с высоты, то как могли бы они точнее узнать место, где был Христос? Ибо звезды охватывают своим сиянием большое пространство. Поэтому и ты, может быть, увидишь луну над твоим домом, а я думаю, что она стоит только над моим домом. И всем вообще кажется, что над ним одним только стоит луна или другая звезда. И та звезда не указала бы Христа, если бы не сошла вниз и не стала как бы над главою Младенца». То есть Откровение Божие настолько приблизилось к Земле, что людям могло показаться, что Небо уже на Земле. Неслучайно святой Иоанн Креститель возглашал: «И говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3: 2); и Христос проповедовал то же. Сказано: «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17); и апостолов Господь Иисус Христос увещевал: «Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Мф. 10: 7). И как апогей единения во Христе Небесного и земного, Божественного и человеческого – Его, Христа Спаса, слова: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 20–21). Эти слова надо осмыслить евхаристически, они раскрывают нам значение и назначение Божиего имени «Спас Эммануил», или «С нами Бог».

http://pravoslavie.ru/93278.html

Верю я, что степени блаженства праведников в Царствии Небесном различны, ибо они смогут созерцать Бога и обожиться в меру своей святости. Спаситель сказал ученикам: “В доме Отца Моего обителей много” ( Ин.14:2 ). Преподобный Исаак Сирин истолковывает слова Христа: “Спаситель многими обителями у Отца назвал различные меры ума водворяемых в оной стране, т.е. отличия и разность духовных дарований, какими наслаждаются по мере ума. Ибо не по разности мест, но по степени дарований назвал обители многими”. Этот же св.отец говорит: “Как чувственным солнцем наслаждается каждый, сообразно чистоте и приемлемости силы зрения, и как от одного светильника в одном доме освещение бывает различно, хотя свет не делится на многие светения, так в будущем веке все праведные нераздельно водворяются в одной стране, но каждый в своей мере озаряется одним мысленным солнцем и по достоинству своему привлекают к себе радость и веселие, хотя бы из одного воздуха, от одного места, престола, зрелища и образа. И никто не видит меры друга своего как высшего, так и низшего, чтобы, если увидит превосходящую благодать друга и свое лишение, не было это для него причиною печали и скорби. Там всякий по данной ему благодати веселится внутренно в своей мере”. Преподобный Максим Исповедник учит: “Ищут некоторые из любящих до всего доходить, в чем будет состоять различие вечных обителей и обетованных наследий, — местом ли оно будет определяться или количеством и качеством духовных совершенств каждого? И одним кажется — первое, а другим — второе. Кто познал, что Царствие Божие внутрь вас есть и что в дому Отца Моего обители многи суть ( Лк.17:21 ; Ин.14:2 ), — тот станет на сторону второго, Царство Бога и Отца по вседержительству есть во всех верующих; по благодати же — в тех, которые всецело отложили всякое расположение к естественной жизни, душевной и телесной, и стяжали жизнь духовную, так что могут говорить с апостолом: Живу же не ктому аз, но живет во мне Христос ( Гал.2:20 )”. Этот же св.отец говорит: “Царствие Небесное подобно скинии богоданной, ибо и оно в будущем веке, подобно Моисеевой [скинии], будет иметь две завесы, из коих в первую внидут все освященные благодатию, — во вторую же только совершеннейшие. Многими обителями назвал Спаситель различные степени тамошнего состояния. Царствие одно, но многие имеют внутри себя различия, по различию имеющих внити в него в добродетели и ведении и в мере обожения. Ибо ина слава солнцу, ина слава луне, ина слава звездам: и звезда бо от звезды разнствует во славе, хотя все они на Божественной тверди сияют ( 1Кор.15:41 )”.

http://azbyka.ru/raj-i-ad-budut-li-prave...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Но вдруг среди этого блаженства – «се, облако светлое осенило их; и се, глас, из облака глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои, и очень испугались» … Ученики ещё не прошли до конца пути верности Отцу и послушания Сыну, верности и послушания даже до смерти; и поэтому они ещё только зрители; им ещё не открылся «свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа», но свет Царства показан им, чтобы они помнили его всю жизнь, и особенно – когда увидят Господа распинаемым. Апостолу Петру, может быть, только память об этом свете и не дала прийти в совершенное отчаяние после его трехкратного отречения. Он, может быть, как никто, понимал, насколько важно среди искушений хранить в сердце и эту Фаворскую гору, и этот фаворский свет, и поэтому он писал христианам: «Я никогда не перестану напоминать вам о сем». Петр проповедовал, «не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцем Его величия». И нам необходимо помнить, как хорошо было на той горе Петру, Иакову и Иоанну, и постоянно обращаться к этому свидетельству, «как к светильнику, сияющему в тёмном месте, доколе не станет рассветать день» Господень, и не взойдёт «утренняя звезда» в сердцах наших. А что это за утренняя звезда? – а вспомним, как однажды Господь сказал, что «не придёт Царствие Божие приметным образом… Ибо, вот Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:20–21 ). Во многих подвигах и искушениях таинственно наступает зрелость души, и свет Преображения Господня как бы прививается к ней, как бы становится её собственным светом. И когда наступит День Господень, такая душа уже не ужаснётся голоса Небесного Отца, но наоборот: этот голос сделает совершенной её радость о Боге, Спасителе нашем. И такой человек, вместо детского лепета вроде «хорошо нам здесь быть» и «сделаем три кущи», – вольётся в сонмы небожителей, которые от переполняющего блаженства «ни днём, ни ночью не имеют покоя: взывая, свят, свят. Свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядёт» ( Откр.4:8 ). О волосах и о чести

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Христос пришел спасти всех людей. Это не какие-то абстрактные люди. Это те, кто рядом, кто тоже идет вместе с нами по пути спасения, наши братья и сестры. Из любви к ним, молясь с ними, мы говорим — «Отче наш». Это молитва и личная, но она и общая. Не случайно она совместно поется на каждой Литургии. Иже еси на небесех! (сущий на небесах!) Небеса — это не пространственное местоположение Бога, Он пребывает везде. Небо означает отделенность. Бог иной по природе, Он Дух и несоизмерим ни с чем земным. Христос возносит человека на небо (Еф 2:4–6), делает близкими Бога и человека. Поэтому христианин призван стремиться к небу, к святости Божией. Тогда он сможет принять в свое сердце Бога и сам стать местом Его пребывания. В этом смысле небесами можно назвать и людей, стремящихся к святости, в которых живет Бог. Да святится имя Твое… Имя на языке Библии подразумевает сущность того, кто его носит. Имя Божие — это священное обозначение Самого Бога. Бог открывает Себя миру через многие имена, прежде всего как Любовь. Но Он и всемогущий, и вездесущий, и всеведущий, Путь, Истина и Жизнь, Отец. «Да святится» от слова «святость» — непричастность ко греху. Бог другой, Он всевышний, и Его имя свято. И мы хотим, чтобы Его имя, Его сущность, Его присутствие были самой большой драгоценностью для нас и для других. Произнося «Бог», «Господь», «Иисус», мы не просто называем имена, мы Его молитвенно призываем. Святить имя Божие — значит произносить его бережно, с трепетом, благоговением, беречь его, как святыню. Святить — это еще и прославлять. Каждый христианин призван к тому, чтобы в нем был свет Божий, который светит всем людям (Мф 5:16). Он проявляется в чистоте сердца, добрых делах, в духе мира и любви. Мы молимся о том, чтобы Бог действовал в нас, преображал нашу жизнь и нас самих, и, видя наши добрые дела, люди увидели бы через них Бога и прославили Его. …да приидет Царствие Твое… Царство Бога — это царство мира, любви, гармонии, радости, где нет места злу и страданию, потому что там правит Бог. Для того, кто входит в это Царство, Бог — Царь и Владыка жизни. На вопрос, когда придет это Царство, Господь отвечает: «не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17:20–21).

http://blog.predanie.ru/article/obshhaya...

И все-таки значит ли это, что лучше только молчать? Бывает, мы загоняем свое недовольство внутрь, не высказав нужного замечания, хмуро копим обиду, а потом, сорвавшись, выплескиваем в лицо. «Гораздо лучше обличить, нежели сердиться тайно» (Сир. 20: 1), – сказано еще в Ветхом Завете. В Евангелии же читаем: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему» (Лк. 17: 3), – значит, выговаривать ближнему о его проступке все-таки нужно, «и если покается, прости ему» (Лк. 17: 3). Но здесь же, во-первых, предполагается полное искоренение в самом себе злобы и раздражительности: «если семь раз в день согрешит против тебя, и семь раз в день обратится, и скажет: “каюсь”, – прости ему» (Лк. 17: 4), так что выговаривание брату должно иметь целью не восстановление справедливости самой по себе, но обращение ко спасению души брата, когда ты сам готов простить ему, лишь бы он обратился. Во-вторых, наши слова не должны становиться соблазном для ближнего. Произнесенный не к месту или не во время упрек лишь ввергнет другого человека в искушение. «Невозможно не придти соблазнам; но горе тому, через кого они приходят» (Лк. 17: 1). Увы, реалии жизни не всегда отвечают нашим надеждам и планам. Желая донести какую-то истину до человека, допустим, слово о вере, порой мы терпим крах. Иногда наше слово не могут принять, так как оно произнесено весьма неумело, без приложения к реальной жизни человека. Но к великому сожалению, мы также часто встречаем в обществе неприкрытый цинизм. И о носителе подобного морального качества можно сказать словами Пушкина из стихотворения «Демон»: Он звал прекрасное мечтою; Он вдохновенье презирал; Не верил он любви, свободе; На жизнь насмешливо глядел – И ничего во всей природе Благословить он не хотел. С человеком, который смеется тебе в лицо, вряд ли возможен искренний разговор. Как донести святое тому, для кого нет в принципе ничего святого? Говорить с циником о вере и обо всем самом святом представляется вряд ли возможным. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7: 6). Иной раз лучше промолчать о том, что со временем объяснит цинику сама жизнь.

http://pravoslavie.ru/59939.html

Заамвонную и отпуст читал с великим дерзновением, сполна. Но после отпуста на второй панихиде, скраденного и не выговоренного сполна по смущению и боязни, от диавола наведенных обычно, я лишился благодати, мира и дерзновения, подпал под власть диавола, который нестерпимо жалил, теснил, мертвил меня, поверг в стыд и срамоту, в озлобление на всех, подходивших к благословению, и на Ковригину, и едва избавился я от мучения чрез покаяние милосердием Божьим в причащении (потреблении) Святых Таин. Но какая дивная небесная благодать от причащения Святых Таин! Какое обновление! Какой мир небесный! Какая легкость, сладость! Что после этого мирская жизнь? Что наслаждение пищей и питьем? Что земные утешения суетные? Что все сладости земные? Что тленная красота земная? Что слава земная? Что богатство земное? Что чины и отличия человеческие, а не Божии? Что роскошные палаты? Что скипетры, престолы, короны, величественные церемонии земные, торжества, зрелища, всякие увеселения? – Ничто в сравнении с наслаждением, величием, торжественностью, Божественным богатством литургии, богатством очищения грехов, освящения, мира, сладости, легкости, обожения, бессмертия, правды, святыни! Слава величию, красоте небесной, сладости, богатству литургии. В ней Господь воистину истощил к нам всё величие Своей благости, любви, премудрости, правды и милости, Своего Божества и обожения нас, недостойных, растленных, скверных, погибших! Вчера во время и после соборной литургии как Господь чудесно оживотворил меня после тяжкой борьбы с противными силами пред причащением (слезы покаяния и умиления при произнесении слов: Приимшпе... Пиите... и призывания Святого Духа)! Какую новую, легкую, свободную, премирную жизнь я получил благодатью Христовой, когда причастился Святых Таин! А при отпевании находясь и поборов противные злые силы, смущавшие меня, как я умиротворился, возмогши над полчищами демонскими! Какая несравненная жизнь после неосужденного причащения Святых Таин! Какое обновление! Кто возглаголет силы Господни [ Пс.105:2 ]! Вчера вечером у Анны Герасимовны служил молебен и благодатью Христовой победил страсти свои (гнев, нетерпение, подозрение) и успокоился, добре отслужил молебен. Слава за всё Господу! Царствие Божие внутрь вас есть [ Лк.17:21 ]. Приблизилось Царство Небесное [ Мф.4:17 ]. Се, Я с вами во все дни до скончания века [ Мф.28:20 ]. Или вы не знаете... что Иисус Христос в вас? [ 2Кор.13:5 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010