Когда же Господь Иисус Христос воцаряется в душе человека, тогда и открывается в ней Царство Божие. Посему это царство Господа есть внутреннее. Фарисеи однажды спрашивали Спасителя о времени открытия царствия Божия. Он сказал им: не придет царствие Божие с соблюдением: ниже рекут: се зде, или: онде, се бо царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:20–21 ). Много раз Спаситель благовествовал о Царствии Божием. Фарисеи не верили Ему. Вопрос их о времени появления этого царства был более насмешлив, чем искренен. Но Спаситель ответил им, что они все могут телесными очами видеть открытие Царства Божия. Оно не походит на мирские царства. О нем, значит, нельзя сказать: вот оно, в таком-то месте появилось. Как не от мира сего, а Божие и небесное, оно духовно. Начало его в душе человека. Но не сам человек насаждает его в себе. «Царство Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю». Человек, бросающий семена в землю, есть сеятель. А сеющий слово Божие есть учитель веры. Первый и всемирный Божественный Учитель есть Господь наш Иисус Христос: Он Сеятель Божественного Откровения. И до Него святые Божии человеки, просвещаемые Духом Святым, возвещали волю Божию, но только по частям, не полно, а сколько Бог им давал. Спаситель же наш есть Сам Бог. Посему Он и мог даровать людям совершенное откровение, достаточное для спасения их. Земля – это люди. Господь Иисус Христос им преподавал свое Божественное учение. Он для того и пришел на землю чтобы свидетельствовать об истине. Много было слушателей у Него. Но не все слушают Его с одинаковым сердечным расположением, не все принимают и хранят в сердце своем слово жизни. Но что же именно Спаситель желал открыть слушателям, когда говорил притчу о растущем семени? Он только что возвестил, что благовествуемое слово Божие может упадать и в сердце, подобное торной дороге, или почве тернистой и каменистой. Но ведь оно падает и на добрую землю. Так как же произрастает оно и плоды приносит, будучи посеяно на хорошей почве? Слушают слово Господа нашего Иисуса Христа и такие, сердечно к нему расположенные люди, о которых Он Сам мог сказать: «кто от Бога, тот слушает слова Божии» ( Иоан. 8:47 ) и «всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» ( Ин.18:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Люди хотели такого же царства от Христа — чтобы Он возглавил вооруженное восстание, выгнал ненавистных римских оккупантов и принудил всех к миру и справедливости. Люди вообще часто требуют этого от Бога — чтобы Он принудил людей (других людей, не их самих) к праведности. Каждый день проходить мимо врат царства — и не входить Но это не будет Царство Божие. Царство Божие не может быть основано на принуждении. Это Царство любви, в котором нет и не может быть места насилию. Бог замыслил человеческий род как одну любящую семью, глава которой — Христос. В годы гражданской войны был лозунг «Железной рукой загоним человечество к счастью». Как показывает опыт, это не работает. Это приводит только к умножению несчастий. Принуждение может быть необходимо для сдерживания зла — но счастья на нем не построишь. Семья не может быть основана на принуждении — только на любви. Мужчина делает женщине предложение — и смиренно ждет ее ответа. Если она говорит «да» — возникает семья. Но она может сказать и «нет». И мужчина должен уважать ее «нет». Мы можем войти в семью Божию, отозваться на Его приглашение, стать Его детьми, избранными, возлюбленными, как говорит Писание. Мы можем отказаться. Наш выбор является свободным до тех пор, пока мы можем сказать «нет». Царство, которое бы принудительно загоняло людей под свою власть — как это делают земные царства — не оставляло бы места любви и вере. Поэтому Царство Божие приходит к нам не в образе могучего владыки, восседающего на троне в окружении опытных воинов, готовых кого угодно растерзать по его приказу. Царство приходит в образе человека униженного, отвергнутого, избитого и распятого. Мы присоединяемся к Царству, когда признаем именно Его своим Царем. Царство уже присутствует в мире — самым реальным и действенным образом. В Евангелии сказано «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20, 21).

http://pravmir.ru/nastupit-moment-kogda-...

После обращения Толстой попытался привести свою повседневную жизнь в соответствие с новыми воззрениями. Он стал вегетарианцем, бросил курить и пить, одевался очень просто. Следуя убеждению, что каждый человек должен по мере сил сам обеспечивать себя всем необходимым, он часто трудился на полевых работах и освоил ремесло сапожника, чтобы шить себе обувь. В отношениях с женой стремился свести до минимума чувственную сторону, прежде очень существенную, чтобы приблизиться к поставленному перед собой идеалу воздержания. Толстой написал ряд статей и книг о религии, войне, патриотизме, государственном принуждении, непротивлении злу насилием и других социальных и экономических проблемах, а также занимался благотворительной деятельностью. Новое учение Толстого привлекало множество последователей, которые становились его учениками, а в некоторых случаях создавали «поселения толстовцев», чтобы общими усилиями жить в согласии с его заповедями. Однако он не доверял столь организованным действиям, так как полагал, что истина, равнозначная счастью, не может быть внушена; каждому человеку дано открыть ее лишь самому – ибо «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк, 17:21). Люди со всего света съезжались в Ясную Поляну, чтобы увидеть и услышать седобородого мудреца. Старания Толстого жить согласно новоутвержденным заповедям привели к раздорам с женой и почти со всеми членами его многочисленной семьи. Толстой остро чувствовал болезненное противоречие между своей уютной жизнью в Ясной Поляне и той, какой он хотел бы жить – свободной от мирских забот, ясной и простой жизнью религиозного отшельника. Это противоречие, усиленное издевками над его верой, и невыносимая обстановка в семье наконец вынудили его в возрасте 82 лет тайком бежать ночью из дому в надежде обрести прибежище, где он сможет жить не по лжи и приблизиться к Богу. Через несколько дней, 7 (20) ноября 1910, на небольшой железнодорожной станции Астапово (ныне станция Лев Толстой, Липецкая область) Толстой умер от пневмонии. В его первом опубликованном произведении, повести Детство, частью действительной, частью воображаемой истории своего детства, Толстой предстает реалистом, разве что иногда вдаваясь в философские отступления. В этом произведении явственно обнаруживается характерное свойство большинства его творений – автобиографичность. Материал для них, как правило, дает либо его собственная жизнь, либо жизнь окружающих. Продолжения этой повести – Отрочество (1854) и Юность (1857) – отчасти утрачивают волшебное очарование первой части, быть может, потому, что автор слишком сосредоточен на нравственном анализе юношеского лицемерия.

http://lib.cerkov.ru/authors/39

Ответ на эти вопросы волнует не только верующих, то есть тех, кто доверился евангельскому свидетельству, но и людей неверующих, сомневающихся, ищущих — тех, кто взирает на христиан или с любопытством и интересом, или с раздражением и недоумением, а иногда и с насмешкой и презрением. Как и во времена Самого Христа и апостолов одни «изумляются и прославляют Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видели» (Мк. 2,12), а «иные, насмехаясь, говорят: они напились сладкого вина» (Деян. 2,13). Но достаточно вспомнить, с чего началась общественная проповедь Спасителя, о чем Он непрестанно говорил притчами и что утверждал Своими делами-знамениями, чтобы прояснился ответ на жгучие вопросы о том, что есть вера в Бога, что есть вера в воскресшего Христа. «Приблизилось Царствие Божие!» (Мк. 1,15) — вот то радостное сообщение, которым Господь подвигал людей покаяться, изменить свою жизнь, чтобы в ней воцарился Бог как единственный Владыка, Царь и Повелитель. Встречая Христа, слушая Его наставления и обличения, видя Его дела милости, взирая на Его богочеловеческий лик, тысячи людей убеждались в реальности наступающего Царствия Божия среди людей, в том, что воистину Царствие Божие «не придет приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17,20-21). И лишь когда претерпевший «оплевания и биения, заушения и крест, и смерть» Провозвестник наступившего Царствия предстал пред Своими боязливыми и опечаленными учениками как Воскресший Господь — только тогда они уразумели Правду Его слов о свершившейся Победе Бога, воцаряющегося в мире сем. Встреча со Христом отныне стала означать встречу с реальностью Царствия Божия на земле, здесь, внутри и среди нас, среди людей. С тех пор готовность вступить в это Царствие изъявляет и утверждает каждый, кто «верует и крéстится» (Мк. 16,16), кто в Таинстве Крещения, ВО ХРИСТЕ совершает свою Пасху исхода от греха и смерти к святости и жизни вечной. «Верую Ему яко Царю и Богу!» — этот крещальный девиз становится главным жизненным кредо всякого, кто решился стать христианином.

http://old.aquaviva.ru/news/2011-04-23/2...

Во время Своего земного служения Спаситель постепенно раскрывает тайны Царства.  Увидеть его может только тот, кто родится свыше от Духа (Ин 3:1-8). Оно не является принадлежностью только иудеев: многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф.8:11). Все верующие в Иисуса Христа получают его в дар, ответив на призыв Господа (1Фесс.2:12): Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство (Лк.22:29). Оно возрастает подобно зерну горчичному (Мф.13:31) и подобно закваске изменяет жизнь (Мф.13:33). Для верующих в Евангелие и покаявшихся  Царствие Божие проявляется уже в настоящем, но во всей полноте придет в будущем. Когда же исполнятся сроки и будет Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, Царство Божие установится в силе и славе: И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков (Откр.11:15). Господь определяет жизнь и состояние тех, кто войдет в Царство Небесное словом блаженство (Нагорная проповедь. – Мф.5:3-12). Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). Греч. предлог entos означает внутри, но с существительными и местоимениями множественного числа может быть понят и как по(среди). У современных исследователей встречается попытка изъяснять данный стих словами посреди вас (см. Евангелие от Луки. Комментарий к греческому тексту, М.,2004, с.196). Однако в святоотеческой экзегетике, начиная с Оригена, данное место понимается как указание на особое благодатное духовное состояние, которое может стяжать праведник. Это богословское понимание полностью согласуется с предшествующим стихом: Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом (17:20). Преп. Иоанн Кассиан Римлянин пишет: если царство Божие внутри нас находится, и это царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в царстве Божием (Собеседование первое. Гл. 13).

http://pravoslavie.ru/6718.html

О чем на самом деле говорил Иисус? Многие христиане думали, что Он преимущественно занимался основанием общества, которым должен управлять Бог, в отличие от политического государства, которым управляют люди. Многие богословы Средних веков, например, следовали блаженному Августину, полагая, что Царство Божие, о котором говорил Иисус, это организованное общество, называемое нами Церковью. Даже в наши дни христианские проповедники часто говорят о «Царствии», как если бы это слово было синонимом «Церкви». Другие же говорят о Царстве Божием как о новом политическом манифесте. Но сегодня многие исследователи Нового Завета признают: что бы Иисус ни понимал под выражением «Царствие Божие», оно не было ни тем, ни другим. Царствие и новое общество Один ключ к смыслу того, о чем говорил Иисус, может быть найден в языке, на котором Он говорил. Хотя Иисус, возможно, говорил на двух или трех языках, большая часть Его поучений была произнесена по-арамейски, на языке, наиболее известном населению Палестины. Конечно, Евангелия, как и весь Новый Завет, были написаны по-гречески, и поэтому мы не знаем точно, какие арамейские слова использовал Иисус. Но даже греческое слово, переводимое в нашей Библии как «Царство»/«Царствие», чаще означает деятельность властителя, царя, чем территорию, которой он управляет. То же значение имеет и соответствующее арамейское слово, которое, как полагает большинство ученых, использовал Иисус (malkuth). Поэтому справедливо будет предположить, что Иисус говорил о том, что скорее следует назвать «царствованием Бога, Его владычеством, властью», чем «Его Царством». Он благовествовал наступление нового общества, Его больше чего-либо иного интересовало качество жизни человека и отношения людей с Богом и друг с другом. Это помогает объяснить некоторые из самых трудных высказываний Иисуса. Например, фарисеям Онговорит: « …не придет Царствие Божие приметным образом […]. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть » (Лк. 17: 20–21, « внутрь вас » — « в вас, среди вас »).

http://blog.predanie.ru/article/arhimand...

Сегодня ситуация совершенно иная. Необходимость общаться с молодежью на языке молодежи уже никому не нужно доказывать. На батюшек, проповедующих на рок-концертах, никто не смотрит с осуждением. Практически при каждом большом приходе Москвы и крупных городов есть постоянно действующая молодежная община. Литургии на открытом воздухе в детских лагерях — тоже не в новинку. На повестке дня стоит актуальные вопрос: как привести в систему до настоящего времени разрозненные попытки создания небольших молодежных групп и организаций. То есть, речь идет о создании в России по-настоящему массового православного молодежного движения. Этой проблематике и будет посвящен нынешний Съезд. Воспитание не происходит само собою. Бог так устроил человека, что все его способности и таланты раскрываются лишь в общественной жизни. Церковная община, собирающаяся вокруг пастыря и имеющая центром своей жизни совершающееся таинство святой Евхаристии, есть тот первоначальный структурный элемент, из которых строится все грандиозное здание Вселенской Православной Церкви. Господь Иисус Христос, научив нас главной молитве, повелел обращаться к Богу не со словами «Отче мой», а со словами «Отче наш», то есть произносить молитву от лица общины, объединяющей братьев и сестер во Христе. Вспомним и диалог Христа Спасителя с фарисеями, изложенный в 17 главе Евангелия от Луки: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом; не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17, 20-21). Вожди иудейского народа ожидали, что явившийся Мессия, Христос, освободит евреев от власти язычников-римлян и установит на земле свое политическое господство. Но Христос вовсе не стремится к этому. Он провозглашает Царство Божие совсем не как государственно-политический строй. Славянское выражение «внутрь вас есть», по мысли православных толкователей, следует понимать двояко: во-первых, речь идет о том, что Царство Божие устанавливается в христианской общине между верующими, объединенными всей полнотой духовной жизни во Христе, а во-вторых, оно торжествует в душе каждого христианина, победившего грех и достигшего совершенства.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-molodezhn...

На место одного государства пришло совершенно другое, с которым, как показали дальнейшие события, немалая часть граждан себя вообще не ассоциировала. На своей земле сотни тысячи людей оказались лишенными Родины. А что же Святая Русь? Устояла ли она? В каждом христианском народе есть представление о некотором идеале собственного мироустройства — этакий национальный аспект Царствия Небесного, та часть земного Отечества, которая органично войдет в него. Для русского народа это и есть Святая Русь — Россия благоверных князей и святых монахов, праведниц и юродивых, величественных храмов и скромных часовен. И когда империя рухнула, похоронив под своими руинами и то чувство принадлежности к государству, которое позволяет называть страну Родиной, осталась лишь ее невидимая глазу часть — Русь Святая. Помните? Не придет Царствие Небесное приметным образом (Лк.17:20). И дальше: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:23). Нет большего соблазна для человека патриотически настроенного, чем попытаться построить на основе этого идеала земное государство. Да что, не знаем мы, что ли, и по сей день постоянно появляющихся на свет проектов по возрождению Святой Руси? Но Святая Русь — это не земное «образование», это небесная ипостась России, которая с исторической ее частью существует «нераздельно», но и «неслитно». И любые попытки искусственно объединить необъединимое, мир сей с его политическим устройством, границами, геополитическими и экономическими интересами — и часть Царствия Божия — обречены на провал, позор и искажение самой идеи доброго христианского жития. Чтобы противостоять этому соблазну, и взяла Святую Русь, а с нею и всех ее граждан в Свои пречистые руки Дева Богородица. Царица Небесная не оставляет землю — в русской «мифологии» не зря распространен сюжет о Божией Матери, Которой нет в раю, потому что Она ходит по земле, утешая плачущих и скорбящих. На земле Она никогда не занимает царского места — даже в царских одеждах приходит ободрять и исцелять, а не карать и властвовать. Исторический сюжет об иконе «Державная» — как раз об этом. Она могла бы, как и Ее Божественный Сын, призвать легион ангелов, разогнать революционный дурман, наказать смутьянов, навести порядок твердой рукой. 

http://pravmir.ru/ikona-bozhiej-materi-d...

Будучи перед Богом Искупителем рода человеческого, Иисус Христос в то же время разделяет Себя со всяким верующим и, животворя человека и действуя в нем, т.е. обитая благодатно в человеке, Он совершает человеческое спасение, как Возродитель человека и Начальник новой жизни в людях: «Мне бо еже жити, Христос ( Фил.1:21 ), – говорит о себе Апостол Павел, – живу же не к тому аз, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ). И эти слова не выражают собой только личное воодушевление Апостола Спасителем мира, а обозначают реальный факт совершившегося и действовавшего в душе Апостола индивидуального единения со Христом. Состояние это тот же Апостол называет «отображением и изображением Христа в человеке-христианине»: «Чадца моя, – пишет он Галатам, – ими же паки болезную, дóндеже вообразится Христос в вас» ( Гал.4:19 ). Сам Иисус Христос спасение людей в Нем и через Него считает не внешним делом, юридически как бы только совершившимся пред правосудием Божиим, но нравственно индивидуальным делом всякого верующего, усвояемым человеку и продолжающим быть постоянно и реально в действии в человеке под воздействием и водительством Его Самого – Совершителя человеческого спасения. «Царствие Божие благовествуется, – говорит Иисус Христос ( Лк.16:16 ); ищите Царствия Божия ( Лк.12:31 ); не приидет Царствие Божие с соблюдением. Се бо Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:20–21 ); но усвояя воле человека желание и жажду спасения, говоря о человеческой стороне, т.е. о лично-волевом акте человека в деле обращения его к Богу и в расположении его сердца стяжать себе Царствие Божие, Иисус Христос в то же время свидетельствует, что «без Мене не можете творити ничесоже» ( Ин.15:5 ): «Аз есмь лоза, вы [же] рождие: и иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног» ( Ин.15:5 ), «Якоже Ты, Отче, во Мне, – молился Он в Своей первосвященнической молитве Отцу Небесному, – и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут... Аз в них, и Ты во Мне» ( Ин.17:21–23 ). «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема и обитель у него сотворима» ( Ин.14:23 ). «Я есмь хлеб жизни... Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» ( Ин.6:48–57 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

151 Иез 11:19. 152 2 Кор 3:2—3. 153 Иез 11:19—20. 154 Иез 36:22—27. 155 Пс 94:8. 156 Иез 18:31—32. 157 Пс 79:4; 84:5. 158 Рим 4:5. 159 Иез 36:26. 160 Ср. Рим 6:20—22. 161 Сир 15(по LXX). В Синод. пер.: Если хочешь. Соблюдешь заповеди. 162 Т.е. в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова. См. выше: блаж. Августин. О благодати и свободном решении..П.3, при.6. 163 Сир 22:31. 164 Пс 33:14. 165 Пс 140:3. 166 Сир 23:4. 167 Исх 20:17. 168 Сир 23:4. 169 Сир 23:5. 170 Притч 8(по LXX). В Синод. пер.: И получит благодать от Господа. 171 Пс 36:23. 172 Фли 2:13. 173 Иез 36:27. В Синод. пер.: Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. 174 Пс 140:3. 175 Пс 38:2. 176 Ин 15:13. 177 Рим 13:8—10. 178 1 Ин 4:18. 179 Ин 13:37. 180 Флп 1:6. 181 Флп 2:13. 182 Рим 8:28. 183 Ср.: Мф 11:30. 184 Рим 8:35—39; Пс 43:22. 185 1 Кор 12:31—13:8. 186 1 Кор 13:13—14:1. 187 Гал 5:13—14. 188 Рим 13:8. 189 Кол 3:14. 190 1 Тим 1:5. 191 1 Кор 16:14. 192 1 Фес 5:14—15. 193 1 Пет 4:8; Притч 10:12. 194 Иак 2:8; Лев 19(LXX). 195 1 Ин 2:10. 196 1 Ин 3:10—11. 197 1 Ин 3:23. 198 1 Ин 4:21. 199 1 Ин 5:2—3. 200 2 Ин 1:5. 201 Мф 22:40. 202 Мк 12:28—31; Втор 6:4—5; Лев 19:18. 203 Ин 13:34—35. 204 1 Ин 4:7. 205 Притч 3(по LXX). В Синод. пер.: как и в еврейском оригинале, эта часть стиха отсутствует. 206 Пс 83(по LXX). В Синод. пер.: …и дождь покрывает ее благословением. 207 1 Ин 4:19. 208 Ин 15:16. 209 1 Фес 3:12. 210 2 Фес 1:3. 211 2 Тим 1:7. 212 Ис 11:2—3. 213 Лк 12:5. 214 Лк 12:4. 215 Рим 5:3—5. 216 Еф 6:23. 217 Ин 1:5. 218 1 Ин 3:1. 219 1 Кор 2:12. 220 1 Ин 4:16. 221 1 Кор 8:1. 222 Еф 3:19. 223 Притч 2:6. 224 1 Ин 4:7. 225 Ис 11:2. 226 2 Тим 1:7. 227 1 Кор 13:4. 228 Т.е., по-видимому, злые воления. 229 Рим 9:22. 230 Ср.: Исх 9:16. 231 Нав 7:4—5, 10—12. 232 Нав 11:20. 233 2 Цар 16:10. 234 2 Цар 16:11—12. 235 2 Цар 16:12. 236 2 Цар 17 237 Ср.: 3 Цар 12:1—11. 238 3 Цар 12:15. 239 2 Пар 21:16—17. 240 2 Пар 25:7—8. 241 Ср.: Пс 134:6. 242 4 Цар 14:10.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2772...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010