И уже с этой высоты становится понятной роль семьи. Если семья является чем-то самоценным, то это одно, а если семья является частью какого-то более широкого служения человека в жизни, то ее роль становится совсем иной. Поэтому, повторю, прежде чем говорить о семье, нужно говорить о смысле человеческой жизни.     СМЫСЛ СЕМЬИ И СМЫСЛ ЖИЗНИ Господь Иисус Христос сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). То есть все остальное, все земные проблемы решатся, если человек главным усилием своей жизни сделает поиск Царства Божия и правды Его. Об этом же, но немного по-другому говорил Серафим Саровский: «Цель человеческой жизни — стяжание благодати Святого Духа». На первый взгляд, это совсем другой ответ, но на самом деле Царство Божие и есть Царство благодати Святого Духа, пребывание в благодати Святого Духа. «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21), — говорит Господь, а Оно тогда в нас, когда в нас пребывает благодать Святого Духа. Уже в этой земной жизни мы соприкасаемся с Царством Божиим. Есть в православном богословии такое понятие — «обожение». Это такое соединение с Богом, когда Человек и Бог становятся единым целым — человек пребывает в Боге и Бог в человеке. Прекрасно выразил суть этого состояния апостол Павел: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Вот та высшая цель, к которой может стремиться любой из нас. И все-таки, что это такое — обожение? Как может человек соединиться с Богом? Ключ к пониманию находим у апостола Иоанна Богослова: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16). Поэтому обожение и есть такое состояние, когда любовь становится господствующей в человеке. В какой мере человек научится любить, в той мере он пригоден для вечности. Если любовь не стала главным содержанием человеческого сердца, главным содержанием его души, то нечего делать ему в вечности. Не потому, что его туда не пустят, но потому, что ему самому там нечего делать. Как человеку с расстроенным зрением нельзя смотреть на яркий свет и он вынужден ходить в темных очках, так же и человеку, не способному любить по-настоящему, болезненно, невозможно находиться в области того Света, Который есть Бог, есть Любовь. Выходит, главная задача человека в этой земной жизни — НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ. А значит, ценность приобретает все то, что способно его этой любви научить, то есть каждый эпизод человеческой жизни, каждая ситуация, каждое событие, каждая встреча — это и есть, с одной стороны, урок для человека, а с другой, в то же время и экзамен, потому что мы проверяем, насколько по-настоящему научились любить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Источник: архимандрит Никифор (Бажанов) Библейская энциклопедия Царство Божие Под «Царством Божиим» разумеется совершенная жизнь на земле, — жизнь, основанная не па господстве насилия, грубого эгоизма, а на началах всеобщей любви, полной справедливости, признания всех законных прав личности. Наступление этого «Царства» обусловлено нравственным перерождением человека, обновлением всего его внутреннего существа. «Истинно, истинно говорю тебе, — сказал Иисус Христос Никодиму, — если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия» (Ин.3,3). В другом месте Иисус Христос говорил: «Не придет Царство Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 20-21). Это новый идеал; идеал не временный, а вечный. Идеалы древней Греции и Рима можно было перерасти, потому античный мир и пал. Новый идеал, указанный христианством, не имеет границ; его нельзя достигнуть. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48) — вот завет Спасителя людям. Этот завет является залогом бесконечной будущности нашей цивилизации. Новая культура в самом духе христианина, в его неиссякаемой способности совершенствоваться всегда найдет источник своего дальнейшего обновления и развития. Перед нашими глазами развертывается теперь почти двухтысячелетняя история христианства; наш взор в состоянии теперь обнять и измерить внутренний, последовательный процесс его развития, степень его могущественного влияния на совесть и жизнь человечества, и мы видим, что христианство далеко еще не выразило всего содержания своей мысли, не сказало своего последнего слова. Для осуществления Царствия Божия на земле человечеству предстоит еще долгая упорная работа над собою, над улучшением, нравственным воспитанием сердца. Евангелие пробудило много добрых чувств, затронуло в сердце человека неведомые ему самому струны, извлекло из них звуки чарующей красоты и неотразимой силы, но эти звуки не слились еще в могучий аккорд, в гимн торжествующей любви и правды.

http://pravmir.ru/nebo/

Помнить заповедь Спасителя и обетование: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мip дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается». (Ин. 14:27). Верою в Господа человек может, пребывая в этом мipe, быть не во мраке, а в свете - вот это самое чудесное и радостное! Mip во зле и тени смертной, а мы, если со Христом - значит, во свете, и тогда никакие щупальца спрутов-соблазнов не увлекут в бездну, ибо Спаситель рядом. Господь сказал: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20) - и вот это самое трудное. Вокруг - неоспоримейшая материальная реальность, она держит в плену наше тело и чувства, как ей противопоставить «глас хлада тонка»? Во времена Ноя люди, полностью и целиком ставшие только плотью, великие и славные, смеялись над ним, строившим сотню лет непонятное, нелепое сооружение. Он всего лишь услышал и  поверил словам невидимого плотью Бога. Но когда ковчег наполнился призванными, тогда торжество плоти было смыто водами Потопа. И теперь Церковь-ковчег ждет, пока войдут в нее, услышавшие призыв и поверившие, чьи души не полностью дебелы и хранят память о своем достоинстве чад Божиих. В этом Ковчеге таинствами будет очищаться каждая душа, питаться и возрастать, «как дерево, посаженное при потоках вод» (Пс.1:3). Иная реальность, иные небеса откроются в годовом круге богослужений, а в них иные, прекраснейшие звезды будут путеводителями в плавании этого Новозаветного Ковчега. Это бесчисленные святые Божии, сияющие на небе Церковном, которые так же, как и мы, жили на земле и трудились, им часто  было невыносимо тяжко, и теперь им дана Богом благодать укреплять нас, утешать и направлять. «Посмотрите на птиц небесных...» (Мф. 6:26). Вот я и смотрю на стрижей, что с громким писком режут вечерний воздух над домами. Какими создал их Отец наш небесный, такими и остаются, слушаются голоса Его и остаются в руке Его. Весной прилетели, а сразу после Успения улетят воздушными путями, направляемые навигатором, вложенным в них Творцом. Замечают  ли они нашу суету, прогресс и достижения? Да вряд ли... Пролетают сквозь них и над ними, Божьи создания.

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/12/...

Преподобный Исаак Сирин заметил, что радость о Боге крепче здешней жизни. Вот именно так: крепче – над этим стоит подумать. А святой Феодор Студит писал, что радость есть признак совершения всякой правды и, сколько надежды у человека, столько и радости. Из опыта исповеди можно заметить, что радость бывает после того, как согрешили и Бог дал силы покаяться. То есть радость – это всегда некий порог, демаркационная линия, следующая ступень. Но вот святые отцы предупреждают, что нельзя слишком увлекаться радостью. Преподобный Анатолий Оптинский пишет в письме духовной дочери: «Радость бывает растрепанная, прелестная, мучительная, свирепая, диавольская. Бывает радость всякая… И множество есть радостей елецких, московских, питерских и всяких. Но это чистая прелесть. Какая житейская сладость бывает печали непричастной?» Поэтому внутри радости нужно ожидать последующей скорби, потому что благодать дается прежде искушения. По святителю Иоанну Златоусту, чрезмерные радость и скорбь имеют одни последствия, и истинная радость бывает только в любви и мире. От врага радость нестройная, не сообщающая душе мир и тишину. Надо укорять себя и считать недостойным радости. Мир в душе начинается от осознания его отсутствия. Да, веселие и радость, по Златоусту, суть умножение скорбей: они бывают от оставления греха, а это ведет к испытанию новым. Но радость только возвышается от подобных препятствий, потому что радость всё переносит мужественно , она есть благодарность за всё, что с нами происходит. Запомним это: радость дает нам мужество, потому что она крепче здешней жизни. Будем умеренны и в радости, и в печали, станем обуздывать их благоразумием и ожиданием перемен Поэтому последуем совету святого Исидора Пелусиота и будем умеренны и в радости, и в печали, станем обуздывать их благоразумием и ожиданием перемен. Глядя на этот весьма несовершенный мир, человек не может не печалиться. И мip пытается сделать нас счастливыми. Но то, что мip называет «счастьем», часто есть бегство от подлинного счастья – Христа, стремление забыться, уйти в небытие от этой всепроникающей печали. Всё разрушают страхи этого мipa, его подлость и ненависть, но против тайной радости христиан они бессильны. Как и Господь говорит: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин. 16: 20). Радость ставит под вопрос все идеологии, пытающиеся сделать нас счастливыми (в своем примитивном понимании счастья). Нужно понять, что счастье не снаружи, а внутри человека: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21).

http://pravoslavie.ru/96565.html

Удивительным образом это событие, которое никто не видел, в котором усомнились даже самые ближайшие ученики Спасителя (мы слышали в Евангелии от Матфея, когда Он призвал их на гору, и одни поклонились Ему, а иные усомнились), стало основой веры миллионов людей по всему миру. И эта вера продолжает расширяться, продолжает вдохновлять миллионы людей на жизнь на этой земле и открывать им путь в Царство Небесное. Всякий раз, когда в пасхальные дни мы собираемся в храме, и когда мы выходим за стены храма крестным ходом, и когда звучит древнее пасхальное приветствие: «Христос воскресе!», тысячеголосый хор людей, собравшихся в храм или вокруг храма, отвечает: «Воистину воскресе!», потому что действительно в этом событии теперь никто не сомневается. Все мы и каждый из нас на своем собственном опыте познали силу Воскресшего Христа, и силу той веры, которую Он нам дал. Мы уверовали и познали, что Господь Иисус Христос есть воистину Сын Божий, что Он открывает нам врата Царства Небесного, и это Царство Небесное не где-то далеко, а как Он Сам сказал: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20-21). Мы ощущаем это Царство Небесное внутри нас, когда приходим в храм Божий в день Святой Пасхи, в воскресный день и в любой другой день, чтобы насладиться близостью Божией, принять участие в Божественной литургии и причаститься Святых Христовых Таин. Мы слышали сегодня слова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, Сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Действительно, Бог невидим. И именно потому, что Он невидим, многие люди вообще сомневаются в Его существовании, а другие говорят: «Да, конечно, наверное, существует какая-то добрая сила на небесах, но в нашей жизни она не участвует. Мы строим свою жизнь самостоятельно». Господь Иисус Христос открыл людям лик невидимого Бога, и мы созерцаем Самого Бога через человеческий лик Господа Спасителя.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Потому-то вслед за вышеприведенными словами Спаситель высказывает одну из тех грозных, точно и ясно определенных Своих истин, которые не позволяют делать себе никакого ограничения: «Кто не со Мною, – говорит Он, – тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает» ( Лк.11:23 ). Учение Иисуса Христа есть учение о Царствии Божием: «приблизилось Царствие Божие» ( Мк.1:15 ), «постиже на вас Царствие Божие» ( Мф.12:28 ; Лк.11:20 ), «Царствие Божие благовествуется» ( Лк.16:16 ), «ищите же прежде Царствия Божия и правды Его» ( Мф.6:33 ): «не приидет Царствие Божие с соблюдением... Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:20–21 ), и «проповестья сие Евангелие Царствия по всей вселенней» ( Мф.24:14 ) – вот оглашение и оглавление учения Иисуса Христа, вот призыв Его, обращенный от маленькой Иудеи к подданным «всей вселенной»: «и приидут, – говорил Он, – от восток и запад и севера и юга, и возлягут во Царствии Божием» ( Лк.13:29 ; Мф.8:11 ). Этот призыв Спасителя обращен не к тем или другим якобы «сильным духом», но ко всем, «иже от Бога суть» ( Ин.8:47 ), и Царство Божие предназначено не тому или другому классу людей, а всем, приносящим плоды покаяния: даже «мытари и любодейцы вперед могут идти в Царство Божие» ( Мф.21:31 ), а якобы «прирожденные сына» онаго «увидят... себя изгоняемыми вон» ( Лк.13:28 ) и «извержены будут» ( Мф.8:12 ), так как в Царствии Божием и «последние» из людей могут быть «первыми и первые будут последними» ( Лк.13:30 ). На вопрос учеников: «кто больше в Царстве» Божием? Иисус Христос, призвав дитя, поставил его посреди их, и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» ( Мф.18:1–4 ); «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» ( Мк.9:35 ); «цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий» ( Лк.22:25–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

399. ВСЕГДА ЛИ СЛЕДУЕТ ГОВОРИТЬ ОТЧЕ “НАШ”? Говорить Отче наш нужно всегда, хотя бы и молился кто-либо один. 400. Это потому, что по христианскому братолюбию следует призывать Бога и просить у Него благ не только для себя, но и для всех. 401. ПОЧЕМУ МЫ ГОВОРИМ “ИЖЕ ЕСИ НА НЕБЕСЕХ”? В призывании следует говорить Иже еси на небесех (Сущий на небесах) для того, чтобы, начиная молитву, оставить все земное и тленное и вознести ум и сердце к небесному, вечному и Божественному. О первом прошении. 402. ИСПОВЕДУЕМ ЛИ МЫ СВЯТОСТЬ ИМЕНИ БОЖЬЕГО? Имя Божие свято и, без сомнения, свято само в себе. Свято имя Его (Лк 1:49). 403. КАК ИМЯ БОЖИЕ МОЖЕТ И СВЯТИТЬСЯ? Имя Божие может святиться в людях, т.е. Его вечная святость в них может являться. 404. КАКИМ ОБРАЗОМ ИМЯ БОЖИЕ МОЖЕТ СВЯТИТЬСЯ? Имя Божие может святиться в людях следующим образом: когда мы, имея в мыслях и в сердце имя Божие, живем так, как требует Его святость, и такой жизнью прославляем Бога; когда, видя нашу добрую жизнь, и другие прославляют Бога. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного (Мф 5:16). О втором прошении. 405. О КАКОМ ЦАРСТВЕ ГОВОРИТСЯ В МОЛИТВЕ ГОСПОДА? Во втором прошении молитвы Господа говорится о царствии Божием, т.е. о царстве благодатном, которое, по апостолу, есть праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим 14:17). 406. ПРИШЛО ЛИ ЭТО ЦАРСТВО? Царство Божие для одних отчасти пришло, а для других совсем не пришло, поскольку ещё царствует грех в смертном… (их) теле, чтобы… (им) повиноваться ему в похотях его (Рим 6:12). 407. КАК ПРИХОДИТ ЭТО ЦАРСТВО? Оно приходит сокровенно и внутренно. Не придет царствие Божие приметным образом… Ибо… царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17:20-21). 408. МОЖНО ЛИ ПРОСИТЬ ЦАРСТВА СЛАВЫ? Христианин может просить под именем царства Божия царства славы, т.е. совершенного блаженства верующих. Имею желание разрешиться и быть со Христом (Флп 1:23). О третьем прошении. 409. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПРОШЕНИЕ “ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ”?

http://sedmitza.ru/lib/text/432175/

Когда же слышали слово Господне: «якоже хощете да творят вам человецы, и вы творите им такожде» ( Лк. 6:31 ), – тогда и благих любили по совести. Ибо, оставив свою правду и взыскав правды Божией, они постепенно обрели и любовь, в оной по естеству внутрь сокровенную. И Господь, дав многие заповеди о любви, повелел искать правды Божией, зная, что она матерь любви. Ибо невозможно иначе спастись, как только чрез ближнего, как заповедал Господь, сказав: «отпущайте, и отпустят вам» ( Лк. 6:37 ). Таковой духовный закон, в сердцах верующих и писуемый, есть исполнен первого закона: «не... приидох бо, – говори (Господь), – разорити закон... но исполнити» ( Мф. 5:17 ). Как же он исполняется, разумей: первый закон, осуждая согрешившего (против своего ближнего) какою-либо справедливою виною, осуждал и обиженного, поскольку в чем судит кто иного, себя осуждает, а в чем прощает, простится ему ( Рим. 2:1 ; Сир. 28:2 ); ибо закон так говорит: за осуждение – осуждение, за отпущение – отпущение. Следовательно, исполнение закона есть прощение. Мы сказали: «первый закон», не потому, чтобы Бог дал два закона людям, но один закон духовный по естеству, по отношению же к воздаянию произносящий праведный приговор: прощающему – прощение, а взыскивающему – взыскание; ибо сказано: «со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» ( Пс. 17:27 ). Посему духовно его совершающие и по мере совершения бывающие причастниками благодати любят не только благодетельствовавших, но и тех, которые поносили и гнали их, ожидая приобрести духовную любовь как воздаяние благих; благих же, говорю, не потому только, что они прощают обиды, но потому, что и души обижавших благодетельствуют, молятся о них Богу, как бы чрез них получают блаженство. И сказанному в Писании: «Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут вас», и проч. ( Мф. 5:11 ). Мудрствовать так научились от духовного закона, ибо когда они терпели и соблюдали мысленную кротость, то Господь, видя терпение сердца борющегося, но любви не отступающего, разорил средостение ограды и совершенно упразднил вражду, так что уже не с усилием, но по Божией помощи возымели они любовь, ибо Господь сдерживает наконец обращаемое оружие ( Быт. 3:24 ), воздвигающее помыслы; и также входили во внутреннейшее завесы, «идеже Предтеча о нас вниде Иисус» ( Евр. 6:20 ), и наслаждались в плодах Духа, и, увидев будущее постоянством сердца, «якоже зерцалом в гадании», согласно с апостолом говорили: «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящым Его» ( 1Кор. 13:12, 2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Для объективного суждения о каком-либо предмете необходима определенная полнота соответствующих знаний, поэтому прежде чем сделать вывод, «правильно» или «неправильно», необходимо разобраться с ключевыми понятиями: что есть ад? что есть самостоятельный выбор? и, как бы тривиально это ни звучало, что есть Крещение? В «Пространном христианском катехизисе» митрополит Филарет (Дроздов) дает следующее определение ада: «Ад по-гречески значит “место, лишенное света”. В христианском учении под этим названием понимается духовная темница, т. е. состояние душ, грехом отторгнутых от лицезрения Божия, света и блаженства соединенных с Ним» . Свт. Филарет именует адом состояние души человека, который грехом вверг себя в духовную тьму, а лучше сказать – отвернулся от света. Интересный комментарий на данную тему делает известный православный богослов Е.А. Авдеенко, который так объясняет, что такое ад: «Это бесконечное движение от Бога, которое не может завершиться, поскольку небытия нет». Если продолжить это размышление, то бесконечному движению от Бога как падению души грешника в бесконечную пропасть ада естественно противопоставляется возможность бесконечного Богопознания как движения души праведника к Богу в Царствии Небесном. Таким образом, рай или ад – это прежде всего внутренний вектор духовного состояния человека, который может быть направлен как к Богу, так и от него. Подтвердить мысль о том, что понятия «ад» и «рай» необходимо соотносить не с местоположением в пространстве, а с внутренним миром человека мы можем словами Спасителя: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20-21). Вектор, как направленный луч, не имеет конца, но луч имеет начало. Если духовная направленность подразумевает вариативность, то перед человеком в определенный момент жизни должен встать вопрос выбора: устремиться к Богу или от Бога. Чтобы разобраться, на каком этапе жизни совершается такой выбор, обратимся к истории двух братьев – Иакова и Исава (Быт., гл.

http://bogoslov.ru/article/6025345

Какой смысл вкладывает Иисус в представление о Царствии Небесном? Является ли это Царство настоящим или будущим? Относится ли к земному бытию человека или к его загробной жизни? В новозаветной науке конца XIX — первой половины ХХ века тема Царства Божия получила разнообразное толкование . Некоторые исследователи воспринимали Царство Божие исключительно как метафору, указывающую на набор нравственных качеств, главным из которых является любовь. Другие акцентировали вневременной, эсхатологический и апокалиптический характер этого понятия. Широкое распространение получила точка зрения, согласно которой Царство Божие — это Сам Иисус: через Него «Абсолют, совершенно Другой, вошел в пространство и время», «история сделалась орудием вечности, Абсолют облекся плотью и кровью» . Как нам думается, в каждой из этих точек зрения есть своя доля правды. Царство Небесное — настолько всеобъемлющее понятие у Иисуса, что его невозможно свести ни к настоящему, ни к будущему, ни к земной реальности, ни к вечности. Царство Божие не имеет ни конкретных земных очертаний, ни конкретного словесного выражения. Оно не может быть локализовано ни во времени, ни в пространстве. Оно обращено не к здешнему, теперешнему и внешнему, а к горнему, будущему и внутреннему. Оно существует параллельно с миром земным, но пересекается с ним в судьбах людей. Царство Небесное — это вечность, наложенная на время, но не слившаяся с ним. Раскрывая значение понятия «Царство Небесное», Иисус никогда не дает его исчерпывающего определения. Он лишь вбрасывает в умы слушателей идеи или образы, которые могут приблизить их к осознанию смысла этого понятия. Он сравнивает Царство Небесное с человеком, посеявшим семена на своем поле; с горчичным зерном; с закваской, положенной в тесто; с жемчужиной, ради приобретения которой купец продает все свое имущество; с неводом, закинутым в море и вычерпывающим рыб всякого рода (Мф. 13:24, 31, 33, 45–47). На вопрос фарисеев, когда придет Царствие Божие , Иисус отвечает: Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:20–21).

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010