Еще однажды прочитал я приятнейшие письма ваши от 7 и 18 Марта. He надлежало вам говорить мне так много похвальных слов, которые как толстые и длинные колоды на пути общения нашего. Они только что затрудняют меня. Сделайте милость, не теряйте дорогих часов, требуемых тем, что дороже всего. Советую вам всем желанием прилепляться к сосцам Премудрости Божией, которые она подает вам в Священном Писании двух Заветов, исполненные чистого словесного молока, чтоб вам сосать его, и возрастать от него во спасение своей души, и всей пасомой вами Церкви Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею ( Деян.20:28 ). Советую тихо-мирно и умеренно понуждать себя на дело служения слову Божию. Таким образом слово Христово вселялось бы в вас обильно, со всякою премудростью ( Кол.3:16 .), а сим усилием вы входили бы в царствие Божие, которого ищете ( Лк.12:31 ), и которое внутрь вас ( Лк.17:21 ), или что тоже в вас входило бы, в вас открывалось бы царствие Божие ( Мф.6:9 −10; Мр.9:1 ), которое не иное что есть, как праведность (N.B. Флп.3:9 −11; 1 Kop.1:30; Еф.3:14 −19.), мир ( Рим.5:1 −2; Ин.14:27 ; Мф.11:28 −30; Ин.16:33 ; Флп.4:6 −7; Еф.2:14 −18) и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ). Откровение и прославление Сына Божия в вас ( Гал.1:16 ), совершаемое Духом Святым ( Ин.16:14, 17:10 ) посредством слова Божия ( Иак.1:18 ; Ин.14:6 ; Ин.1:1 ; Ин.17:14 −17; 1Пет.1:22 −25), дарованного нам в писаниях Пророческих и Апостольских, напитанных и умащенных помазанием от Святого ( 1Ин.2:2 −20, 24:27), и Богодухновенных ( 2Тим.3:16 −17; 1Пет.1:10 −12; 2Пет.1:21 ; 1Кор.2:12 −13.) не потому только, что мы их получили от Бога посредством Богодухновенных мужей, но и потому, что в сих Писаниях, Дух Святой дышит, и дышит там где хочет ( Ин.3:8 ). И потому одной душе в одном, другой в другом слове Писания, открывается родник Божественного учения, обличения, исправления, наставления. Братия и други! Вы требуете от меня разнообразного и многого, не забудьте, что вы человеки, и что я человек. Напоминайте мне о верности в воинствовании духовном, но прошу вас также иметь сколько-нибудь и доверенности ко мне. Сотрудника моего и верного друга и брата Стеф. Вас. Ландышева, которому по важным требованиям службы и по собственной надобности его, позволено побывать в Москве, и даже в Екатеринославе, 695 примите с радушием под кров свой благословенный. Помогайте ему во всем, как бы мне помогли. Поручаю ему рассказать вам все, о чем писать теперь времени нет. Благослови и прости.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Фарисеи, искушая Спасителя, спросили Его: «Когда придет Царствие Божие?» Он ответил им: «Не придет Царствие Божие приметным образом», или, по-славянски, «не приидет Царствие Божие с соблюдением», то есть мы не сможем заранее это предусмотреть. «И не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там» (Лк. 17, 20–21). Эти слова Спасителя, конечно, опровергают неправильный взгляд фарисеев на то, что Царствие Божие должно представлять собой некий земной порядок: пусть это будет царство в буквальном смысле слова, то есть какое-то идеальное государство, или земная Церковь, не имеющая в себе никаких изъянов. (Я, конечно, имею в виду скорее внешнюю сторону Церкви, чем Церковь как Тело Христово.) Если человек ожидает явления Царствия Божия как проявления чего-то внешнего, то он должен знать, что на земле он этого найти не может. Так предсказал Спаситель: «И не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Внутреннее Царствие Это внутреннее Царствие Божие может быть нами достигнуто . Всё, что дает нам Церковь, является средством для того, чтобы обрести Царствие Божие внутри себя. Все Таинства, обряды, церковные установления имеют одну цель: чтобы внутри каждого из нас раскрылось Царствие Божие. Не в каком-то благоприятном, удобном, прекрасном, идеальном образе жизни, а внутри нас, потому что всё внешнее — это только средство и само по себе не может быть целью, так как несовершенно. Совершенство открывается внутри нас и открывается не потому, что мы совершенны, а потому, что в нашем сердце является совершенный Бог. В то же время Спаситель предсказывает и Второе пришествие. Можно понимать так: Царствие Божие, которое находится внутри нас, когда-то возобладает всем миром, станет всем миром, или Господь преобразует мир так, что он станет Царствием Божиим. А вещественного Царствия Божия быть не может, оно всегда духовное: либо внутри нас, либо в будущем, но оно не может быть сейчас вне нас. Читаем далее: «Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, — не ходите и не гоняйтесь» (Лк. 17, 22–23).

http://pravmir.ru/kak-gotovitsya-k-konch...

26 февраля 1946 г. Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «Вот, оно здесь», или: «Вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 20–21). Вот это важно вам запомнить: что Царствие Божие внутри вас. Люди малопросвещенные, даже из православных, представляют себе Царствие Божие не так, как нужно. Их представление стоит ближе к грубому представлению мусульман. Мусульмане представляют себе вечную жизнь правоверных как радостную жизнь в прекрасном саду, где будут их окружать прекрасные молодые женщины, где они будут наслаждаться замечательными яствами. Это представление грубо-материалистическое. Христос сказал, что Царствие Божие внутри нас. Оно не придет приметным образом, а тихо и незаметно придет в сердца человеческие, и оно уже в сердцах праведников, в сердцах святых Божиих. Царствие Божие начнется для них еще при жизни их. Жить в Царствии Божием — это значит жить там, где царствует Бог. Наша глубокая, сокровеннейшая жизнь духовная протекает в глубинах сердца нашего, и Царствие Божие начнется для нас тогда, когда в сердце наше вселится Святой Дух. Тогда, по слову Христа, к тем, кто соблюдал заповеди Его, придет Он Сам со Отцом и обитель у него сотворят. Если сподобится праведник того, что воцарится в сердце его Святой Дух, это значит, что он уже в Царствии Божием. Царствие Божие в сердце его — там обитает и царит Святой Дух. Такое Царствие Божие не приходит внезапно, не приходит заметным образом по громкому воззванию трубы. Царствие Божие — это тихое, мирное, незаметное вхождение Духа Святого в сердца человеческие. Такие святые, как Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Антоний и Феодосий Печерские уже при жизни были в Царствии Божием, в их сердцах обитал Дух Святой, для них уже здесь на земле началось светлое Царствие Божие. Сказал Господь ученикам своим: «Придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, — не ходите и не гоняйтесь, ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой» (Лк. 17, 22–24). Так внезапно, так потрясающе будет Его Пришествие. Это будет внезапно, когда люди совершенно не будут ждать этого, в день, который ведает лишь Отец наш Небесный.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Особенно же Новый Завет учит не иному чему, как стяжанию Духа Святого. А это, по словам преп. Серафима Саровского и есть цель христианской жизни. В поучениях Спасителя и апостольских посланиях обретаются прямые и ясные заповедания христианам: постоянно трезвиться и духовно бодрствовать; за все благодарить Бога; непрестанно молиться, на всяком месте и во всякое время. Возьмем, к примеру, 17-ю и 18-ю главы Евангелия от Луки. Здесь, в немногих словах и с помощью простых образов Спаситель излагает основы учения об умном делании. Так, сначала Божественный Учитель предуказует направление стремлений, для желающих приобщиться к дарованому Им спасению. Он говорит, что «не придет царствие Божие приметным образом... Ибо вот, царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:20–21 ). А вот как раскрывает практическо-аскетический смысл этих слов Спасителя, отец монашества преп. Антоний Великий : «Не приходите в страх, слыша о добродетели... Она не далеко от нас... дело ея в нас. .. Если бы добродетель была бы чем либо приобретаемым отвне;... трудно было бы стать добродетельным. Если же она в нас, то будем охранять себя от нечистых помыслов, и соблюдем Господу душу...» (Св. Афанасий Великий , «Житие Святого Антония Велнкаго»; здесь и далее выделено – ин. В.). Разумеется, что сие относится только к возрожденным благодатию крещения сынам Православной Церкви. Итак, Царствие Божие достижимо для чад Церкви в личностно-духовном богообщении. Но как к этому прийти на деле? На сей вопрос Господь отвечает притчей о суде, с которой и начинается следующая 18 глава. В этой притче Спаситель на примере вдовы, которая своими неотступными просьбами добилась помощи судьи, показывает что основным способом достижения благодатного богообщения является непрестанная молитва . На это значение притчи прямо указывает и сам св. евангелист Лука, поясняя, что Христос «сказал... притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать» ( Лк.18:1 ). Но, так как не всякая молитва угодна Богу, то в следующей за сим притче – о гордом фарисее и смиренном мытаре, Господь научает, что только та молитва, которая срастворена чувством покаяния и смирения будеть услышена и привлечет к молящемуся благодать Духа Святого. Не удивительно, что вслед за Спасителем и свв. отцы-исихасты так много и так охотно говорили о покаянной сущности непрестанной молитвы. Их общий и единогласный вывод заключается в том, что цель непрестанной молитвы не созерцание, а покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/bogoob...

Поражает ее решимость, ее ревность, ее желание по-настоящему изменить свою жизнь. Она каким-то внутренним чувством, всем сердцем услышала апостольское: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют» (1 Кор.6:9–10) Она услышала эти страшные слова и перешла Иордан! Каждый из нас тоже должен перейти свой Иордан с берега смерти на берег жизни. Совершить свой исход! И, к сожалению, часто у человека не хватает этой решимости. Бывает, так и хочется обернуться, как жена Лотова, как бы в щелку, одним глазком посмотреть на то, от чего он ушел, на всё то мертвое, что притворяется живым. И если даже преподобный Зосима, сам проведший жизнь в великом подвиге, не мог не поклониться преподобной Марии Египетской, то что остается нам, расслабленным христианам XXI века? Святитель Иннокентий Херсонский, размышляя о ее жизни и о том, что современному человеку непосилен такой подвиг, говорит: «Нужно, чтобы в душе открылась потребность войти во внутреннюю пустыню!» Царство Божие внутрь вас есть (Лк. 17: 20–21). Замечательно говорит преподобный Симеон Новый Богослов: «Душа каждого – драхма, которую потерял не Бог, но каждый из нас, погрузив себя во тьму греховную» (см. Лк. 15:8–10). Необходимо искать эту потерянную драхму своей души. Она не пропала, а просто закатилась куда-то, покрылась слоем пыли, искорежилась. Нужно зажечь светильник покаяния! Лампаду любви! Нужно найти и очистить эту прекрасную драхму. Преподобный Иустин говорит, что «человек только Богочеловеком возвращается к себе». Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20) Услышать и отворить – вот главная задача каждого человека. Через боль, через скорбь, через радость, через красоту мира услышать этот кроткий стук Бога, и покаянием, смирением, верой открыть дверь своего сердца! Без Христа мы не войдем во внутреннюю пустыню нашего сердца. Мы ничего не поймем ни о себе, ни о мире, ни о другом человеке. Мы останемся на том же берегу. И хотя там, может быть, будет всё: слава, деньги, уважение, положение в обществе, хорошая еда, красивая одежда, модный автомобиль, – если там не будет Бога, – это будет берег смерти.

http://pravoslavie.ru/111777.html

Когда спрашивали Господа: «Что же это за Царство Небесное, о котором Ты нам так часто говоришь? Когда придет оно?» (см. Лк. 17:20), Он отвечал: «Царствие Божие внутри вас есть» (Лк. 17; 21). Что же это за Царствие, которое внутри нас? Это Сам Господь наш Иисус Христос, Который пришел в этот мир, чтобы жить среди нас. Жизнь вечная — это познание единого Истинного Бога, Который присутствует в этом храме и во всех других храмах, где совершается Божественная литургия. Это соединение с Сыном Божиим — Иисусом Христом, Который преподает нам Свое Тело и Кровь, и мы принимаем внутрь себя Тело и Кровь Бога Воплотившегося. Господь начинает жить внутри нас и действовать через нас — это и означает, что Царство Небесное внутри нас, оно начинается уже при этой жизни в наших сердцах. Внутри нас Сам Господь Иисус Христос. И в тех храмах, в которых мы совершаем Святую Евхаристию, Господь незримо, но ощутимо присутствует, ибо совершителем Евхаристии, которая совершается человеческими руками, является Сам Господь наш Иисус Христос. Вот к чему призывал Предтеча, к чему он готовил народ, и вот что принес на эту землю и даровал нам Господь. В дни, когда мы праздновали Богоявление Господне, вспоминая события спасительной Священной истории, мы благодарили Господа, что Он пришел к нам, вселился в нас, обитал среди нас, и дал нам Свое Пречистое Тело и Кровь, дабы мы соединялись с Ним духовно и телесно. Вместе с этим мы благодарим и святого Предтечу, Крестителя Господня Иоанна, который предуготовил путь Господу, прямыми сделал стези Ему, предварив своею проповедью благовествование Спасителя. Сегодняшнее богослужение — знаменательное событие в жизни Общецерковной аспирантуры и докторантуры, — Патриаршей высшей духовной школы, созданной по инициативе Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Кирилла и находящейся под его начальственным наблюдением как председателя Наблюдательного совета. Святейший Патриарх с большим вниманием следит за развитием нашей духовной школы: как создаются учебные программы, как проводятся учебные курсы, как самые разные люди, в том числе и архиереи, обучаются в стенах нашего учебного заведения. Его Святейшество также внимательно следит за ходом ремонтно-реставрационных работ на Черниговском Патриаршем подворье, которое по его благословению является домом для аспирантуры.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3968928...

Такие принципы устроения духовной жизни являются в корне неправильными и прямо противоречат Евангелию и всему аскетическому деланию святых отцов. Об этом Господь нам говорит прямо: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:20, 21 ). В 22й главе Евангелия от Луки Спаситель рисует перед учениками картину конца мира и прямо говорит о том, как человек может избежать апокалиптических бедствий: «Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого ( Лк.21:36 ). И еще, дорогие братья и сестры, хочется обратить ваше внимание на молитвословия начала Божественной литургии, в частности на мирную ектению. Она начинается словами «Миром Господу помолимся». С одной стороны – это всем миром, всем народом стать на молитву. Но с другой, внутренней стороны, говорится о том, что нужно начать молитву в мирном устроении духа. То же прописано и во всех православных молитвословах: «Затем немного подожди, пока чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным». Но где ж то бедненьким им прийти в тишину, если кругом жидомасоны обложили и загнали всех нас в электронный концлагерь, тут не до молитвы! Нужно действовать. И человек делает шаг в сторону от спасения. Он «выходит из себя», теряет внутренний покой, в котором органически рождается молитва. Что же обозначает призыв Спасителя к бодрствованию? Преподобный Никодим Святогорец отвечает в своей книге «Невидимая брань»: каждый человек в сердце своем должен иметь словно крепость, в которой нет никого, кроме него и Бога, где, собственно, и происходит его общение с Господом, бесконечное движение к Нему . Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в одной из своих проповедей называл такое состояние человека внутренней пустынькой, а митрополит Антоний Сурожский – внутренним Святое святых человека, где происходит общение с Богом.

http://sueverie.net/chem-opasny-nepravil...

Братие и сестры! Господь Иисус Христос должен родиться и пребывать также и в наших сердцах. Он Сам говорит: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14:23). “Истинный христианин, — учит Святитель Игнатий (Брянчанинов), — почивает в Господе, и Господь почивает в нем”. Господь приходит в сердце исполнителя заповедей, соделывает сердце храмом и жилищем Божиим. Разве не знаете, — пишет апостол Павел, — что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор 3:16). Сердце истинного христианина Святый Дух созидает духовно и преобразует в жилище Божие. Такой христианин становится богоносцем и, начиная уже здесь, на земле, свою вечную жизнь, обретает бесценное сокровище, о котором говорит Господь: Се бо, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17:21), то есть достигает подлинной цели земной своей жизни, ибо, по словам духовного писателя, “христианин тот, кто носит в сердце своем Христа”. Братие и сестры! Господь наш Иисус Христос — посреди нас. Он завещал Своим ученикам: Се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф 28:20). Христос невидимо стоит у дверей сердец наших и взывает: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр 3:20). Откликнемся же на зов Спасителя нашего, исполним Его святую волю, и тогда мы сможем сказать вместе с апостолом Павлом: И уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:20). Аминь. Святитель Христов Николай — великий молитвенник за весь род христианский Братие и сестры! Сегодня Святая Церковь совершает празднование в честь перенесения в г. Бар святых мощей великого угодника Божия — святителя Христова Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Это торжество связано со следующим историческим событием. В XI веке турки-сельджуки начали наступать на христианский Восток, предавая все огню и мечу и производя страшные опустошения. Они овладели городом Миры Ликийские в Малой Азии, где покоились мощи святителя Николая. Тогда святитель Николай является одному благочестивому пресвитеру в г. Баре Италийском и велит перенести свои мощи из Мир в город Бар. Христиане снаряжают особый корабль и приплывают в Малую Азию. Как богомольцы они приходят в церковь, где лежали святые мощи святителя Николая, раскапывают землю, обретают священную раку и, открывши ее, находят ее полною благоухающего мира, истекшего от мощей угодника Божия. Священники благоговейно переносят мощи на корабль и благополучно прибывают в город Бар 9 мая 1087 года.

http://pravmir.ru/arhimandrit-georgiy-te...

Иисус (евр.) – Спаситель Хритос (греч.), Мессия (евр.) — Помазанник И всё же Господь показал человечеству Своё Лицо. Для этого Бог не просто явился людям в каком-то таинственном образе, как Он делал это прежде, Бог Сам стал человеком. Да, да — самым настоящим человеком! Это произошло более 2000 лет назад на Земле Обетованной, в те времена это была отдалённая провинция Римской империи — Иудея. Трудно себе представить, но Всемогущий Бог, Творец Неба и земли, родился и воспитывался как обычный младенец, в семье бедного плотника. При рождении Ему дали имя — «Иисус», что переводится как «Спаситель». Живя на земле, Господь Иисус исцелял неизлечимо больных, изгонял из людей злых духов — бесов, повелевал стихиями и творил многие другие удивительные чудеса. А ещё Он в простых и трогательных поучениях открывал людям тайны Царствия Божия — нашей небесной Отчизны, в которой Он является Царём. Когда Господь только вышел на проповедь, Он первым делом стал говорить людям о том, чтобы они «покаялись», то есть изменились, исправили свою жизнь, потому что к ним «приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 4:17 ) — ведь Царство там, где находится Царь. Народ стал называть Иисуса «Христом», или «Мессией», что означает «Помазанник» — так иудеи называли своих царей. Писание рассказывает о том, как Господь Иисус Христос принял ради нас смерть, будучи распят на Кресте, а потом воскрес из мёртвых и вознёсся на Небеса — в Своё Царство. Господь Иисус Христос прожил на земле совсем немного времени — 33 года, но этого короткого срока хватило для того, чтобы мир изменился раз и навсегда. Сегодня мы живём в новую эру, которая начинается от Рождества Христова (сокращённо Р.Х.). Например, наступление 2012 года означает, что Христос родился 2012 лет назад. В лице Иисуса Христа Бог заключил с нами Новый Завет — Свой особый союз. «Какой же он «новый», — спросите вы, — если ему уже больше 2000 лет»?! Он Новый не в том смысле, что был заключён недавно, а в том, что он не устаревает. Своим Крестом Христос соединил Небо й землю, дав нам возможность стать гражданами Его Царства. Но печать этого Царства ставится не в паспорте, а в сердце человека: — Не придёт Царствие Божие приметным образом, — говорит Господь Иисус, — и не скажут: вот оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:20-21 ).

http://azbyka.ru/deti/zhizn-i-uchenie-go...

Последнее выражение Спасителя для нас наиболее ценно, ибо оно приоткрывает нам тайную сторону процесса приобщения еще живущего на земле человека к небесному царству. Это выражение показывает, что царство небесное, представляющееся венцом всех устремлений христианина, не является своего рода премией за земную жизнь человека. Оно – не награда, не воздаяние за добродетельную жизнь, оно – состояние, являющееся естественным следствием, результатом создавшегося у человека настроения его души. Человек может создать возвышенное, духоносное и богоносное настроение в своей душе, но он же может создать настроение богоборческое, бесовское. И то и другое настроение он переносит с собою в иной мир, и там соответственно упрочившемуся настроению и природе своей души он приобщается или к царствию Божию, или к царству бесовскому. Человек с небесным настроением уже на земле становится членом небесного царства и способен переживать радости райского состояния; человек с бесовским, богопротивным настроением своей души принадлежит к царству мира сего. Поскольку, таким образом, все дело во внутреннем человеке, то и переход человека из одного царства в другое совершается не внешним, а внутренним образом. Сегодняшний член царства Божия может завтра, подобно согрешившему Адаму, стать членом царства мира сего, и, наоборот, сегодняшний член мира сего, сегодняшний Савл, завтра может превратиться в Павла, «если только преобразится душа его». «Как в царство дьявола, – говорит св. Иоанн Кассиан , – вступают через совершение пороков, так царство Божие приобретается упражнением в добродетелях, чистотою сердца и духовным знанием. А где царство Божие, там, без сомнения, и жизнь вечная, а где царство дьявола, там, без сомнения, смерть и ад». «Все заключается в святилище души. Когда дьявол будет изгнан отсюда и страсти уже не будут в ней царствовать, то основывается в нас царство Божие, как говорится в Евангелии: царствие Божие внутрь вас ( Лк.17:20–21 ). А внутри вас не что иное может быть, как знание или неведение истины и любовь к порокам или добродетелям, которыми мы устрояем в сердце царство или дьяволу , или Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010