И отец понимает, что это крик души, что перед ним другой человек, осознавший, понявший и осудивший свою жизнь и готовый начать жизнь новую. Видя это искреннее раскаяние, он говорит слугам: «Принесите ему первую одежду». Почему первую? Чтобы забыть лохмотья греха, чтобы тепло и уютно было в прежней одежде сыновства, которую он носил в этом доме как наследник и хозяин. И далее велит: «Принесите перстень на руку его». Современным людям может показаться непонятным, для чего этот перстень? Что это значит? В древности перстень был не просто украшением, это была печать. Человек мог не расписываться в том или ином документе, а ставить печать, которая была на его перстне. Значит, тем самым отец возвращает сыну прежние права, права хозяина в этом доме, делит с ним свое имущество и свою власть. И говорит дальше: Приведите откормленного теленка и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся ( Лк.15:23-24 ). Но в этой притче есть еще один страшный поворот. Когда старший сын услышал ликование, доносящееся из дома, и узнал, что так празднуется возвращение его непутевого брата, его охватила жгучая зависть. Обращаясь к отцу, он говорит: Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка ( Лк.15:29-30 ). То есть он укоряет отца и осуждает всю жизнь своего брата. Старший брат позавидовал тому, что доброта и любовь отца излилась не на него, а еще на кого-то. В нашей жизни мы должны найти в себе силы, чтобы уметь не только сопереживать чужому горю, но и сорадоваться чужой радости. Может быть, немногие из нас задумывались о слове «счастье», в чем оно заключается. Если его разобрать по буквам, то это означает: «быть с частью». Стать частью в первую очередь Бога, во вторую — своих любимых людей: мужа, жены, матери, отца, детей своих, стать частью, быть с их частью. Вот это и есть — счастье. Найти его человек может только тогда, когда он живет интересами других людей. Не имел такого устроения старший сын, почему и был несчастен, несмотря на полный внешний достаток. Можно иметь все внешние атрибуты благополучия и не иметь счастья, а можно не иметь ничего материального, к чему обычно стремятся люди, и быть счастливым.

http://azbyka.ru/propovedi/dorogoj-spase...

Изменить картину мира... Вспомним евангельскую историю об исцелении слепого, про которого ученики спросили Господа: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии ( Ин.9:2–3 ). Господь приходит, чтобы его исцелить. Но Господь приходит не для того, чтобы исцелить одного слепого, и не для того, чтобы исцелить всех слепых на свете. А для того, чтобы изменить картину мира. Чтобы вообще слепота, глухота, немота и все другое перестали быть законом, нормой этого мира. Господь берет на Себя грехи этого мира на Кресте, искупает этот мир Своей Кровью, воскресает и дает этому миру Вечную Жизнь, где нет ни болезней, ни печали, ни воздыхания, а только великое блаженство пребывания человека в полноте, красоте, счастье и любви. Люди не перестали после Воскресения Христова рождаться с болезнями, они не перестали враждовать, убивать друг друга. Но люди могут прекратить этим заниматься, если станут наконец-то христианами. И вообще, когда люди становятся христианами (по-настоящему, не номинально), меняется жизнь. Может быть, не меняется их внешняя оболочка, люди не перестают быть людьми со всеми последствиями человеческой жизни. Но человек, который по-настоящему соединен с Богом, меняется сильно. Он перестает внутренне быть слепым, глухим, немым, потому что – оживает. Хотя физическая жизнь остается прежней. Может быть, тяжести этой жизни физически для христиан усугубляются. А внутренне христианин со дня на день обновляется. Как говорит апостол Павел: если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется ( 2Кор.4:16 ). Больше вопросов не будет Когда человек оказался в непростой ситуации или когда с ним произошло нечто экстраординарное и при этом он сумел ощутить присутствие Божье, почувствовать, что Бог с ним, рядом, он вопросов Богу больше не задает. Не спрашивает, почему это с ним произошло. Так получилось, что в последние несколько лет мне приходится часто общаться с детишками, больными раком в тяжелой стадии. Многие за это время уже отошли к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

" Как удобнее, приятнее, веселее и богаче устроить свою жизнь? Как обзавестись и запастись всем нужным для тела? Как обезопасить во всех отношениях жизнь тела и добиться от него полноты здоровья? " и т.п.,- вот обычные думы и вопросы, занимающие душевного, внешнего, мирского человека. Не о том думает внутренний: " Какими грехами я грешу чаще всего? Какие страсти преимущественно владеют мною? Из чего состоят мои обычные искушения? В чем состоит тот мой крест, с которым я должен следовать за Христом? (Мф. 10, 21). Как развить в себе христианские добродетели? Как стать ближе к Господу и от Него получить душевный мир и сердечную тишину? Как войти в то Царство Божие, которое " внутрь нас есть? " (Лк. 17, 21) и т.д. Получает ли ответы на все эти вопросы внутренний человек? Да, получает всегда, по обетованию Спасителя, что " всякий просящий получает и ищущий находит, и стучащему отворят " (Мф. 7, 8). И хотя человек еще не освободился от страстей, хотя " внешний человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется " (2 Кор. 4, 16). И хотя еще не полностью очищена душа, но Господь не гнушается ею, как не погнушался некогда снизойти с неба, чтобы возлечь в убогом вертепе. Лишь бы не запирать дверей сердца, лишь бы не пропустить стука Великого Гостя: " Се стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною " (Откр. 3, 20). Велика награда труженику, работающему над очищением своего сердца: " Блаженни чистые сердцем, ибо они Бога узрят " , - говорит Господь (Мф. 5, 8). Как пишет Макарий Великий: " Христианин - это новая тварь. Он отличается от всех людей в мире обновлением ума, умирением помыслов, любовию и небесною приверженностью ко Господу и мыслию своею имеет жительство свое на небесах " . ВНУТРЕННЕЕ ОКО И ВНУТРЕННИЙ СЛУХ " ДУХОВНОГО ЧЕЛОВЕКА " Если же око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло. Лк. 11. 34. Кто сподобится увидеть самого себя, тот лучше сподобившегося видеть ангела. Прп. Исаак Сирин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1116...

«Круговая» структура, в наиболее чистом виде представленная у Екклесиаста, служит одним из принципов композиции для еще нескольких произведений из корпуса Премудрости. В книге Иова круг создают речи главного героя и его друзей. У круга есть вход – это сюжетный пролог произведения и выход – это речь Элиу, затем диалог Бога с Иовом и сюжетный финал. И.В. Кирсберг отмечает неинтеллектуальный характер центральной части книги, хотя она и представляет собой классический «разговор мудрецов». Приточная речь льется таким образом, что практически невозможно определить фиксированные точки зрения: слова беседующих пересекаются и перетекают друг в друга. Друзья «не цитируют Иова, а как бы случайно роняют его слова», и такая «укорененная в самой жизни речь представляется мыслью лишь в глазах исследователя, привыкшего иметь дело с сознанием» 1139 . Сказанное в полной мере относится также к Екклесиасту: полифония таких произведений создается накручиванием нитей жизненной мудрости (а не «мысли» как рассуждения, имеющего начальную и конечную точку) вокруг непересекающихся осей утверждений: «Иов виновен», «Иов невиновен»; «человек умрет», «человек оживет»; «есть справедливое воздаяние», «нет справедливого воздаяния»; «есть польза от мудрости», «нет пользы от мудрости». Здесь мы имеем дело с подобием стихийной созерцательной диалектики, которая не заботится о снятии противоречий, но не потому, что они не осознаются как противоречия, а потому, что все они уже сняты в Боге, – Премудрость Божия, главная смысловая фигура произведений этого корпуса, перекрывает все человеческие рассуждения и высвобождает все практические наблюдения для свободного звучания в области полифонии смыслов. В книге Премудрости Соломона к эллинизирующей тенденции может быть отнесена полемическая заостренность, нацеленность на «доказательства» и «опровержения», хотя следует отметить и то, что решающее слово здесь оказывается за временем: оно призвано явить праведнику правоту его терпения, а злодеям безумство их преступлений. Так называемый «эсхатологический раздел» книги состоит из перечисления стандартных аргументов отрицательного мнения по поводу личного бессмертия, во многом совпадающих с аналогичными сентенциями Екклесиаста, за которыми следует развертывание положений о неизбежности суда и воздаяния, а также теодицея, осмысляющая страдание и безвременную гибель праведника. Здесь впервые появляется утверждение, в дальнейшем широко употребительное в христианской теодиции: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием» ( Прем 1:13–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Мф.16:24 .  Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, (Ср. Мк.8:34 ; Лк.9:23 ). Матфей говорит, что эта речь была сказана только ученикам; Марк – ученикам и народу; Лука – всем. Очень трудно объяснить, откуда взялся здесь народ. Речь евангелистов показывает, что события не происходили с такой быстротой, как это у них представляется. Златоуст объясняет стих так: «Я, – говорит Спаситель, – не заставляю, не принуждаю; но предоставляю это собственной воле каждого. Поэтому и говорю: «если кто хочет». Я приглашаю на доброе дело, а не на злое и тягостное, не на казнь и мучения, к чему Мне нужно было бы принуждать. Дело само по себе таково, что может вас привлечь. Говоря таким образом, Христос только сильнее привлекал к последованию за Ним». Крест здесь не может означать насильственной смерти. Мф.16:25 .  ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; (Ср. Мк.8:35 ; Лк.9:24 ). «Нефеш» (душа) в позднейшем еврейском тексте означает личность. Поэтому у Луки ( Лк.9:25 ) выражение двух первых евангелистов ( Мф.16:26 ; Мк.8:36 ) «душе своей» заменено местоимением «себе». Так же у Семидесяти и Иов.32:2 ; Притч.1:18, 19:8 ; Ам.6:8 . Значит, смысл слов Спасителя таков: кто хочет себя сберечь, тот потеряет себя и т.д. Здесь один из парадоксов, которыми вообще богат Новый Завет . Указывается на жизнь вследствие самоотречения, простирающегося до полной потери этой самой жизни. Мф.16:26 .  какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Ср. Мк.8:36–37 ; Лк.9:25 ). Слово «выкуп» ( ντλλαγμα) у Семидесяти и в еврейском тексте обозначается по-разному ( Руфь.4:7 ; 3Цар.21:2 ; Иов.28:15 ; Иер.15:13 ; Ам.5:12 ; Сир.6:15, 26:17 ). Смысл слов Христа понятен. Душа человеческая имеет такую ценность, что весь внешний мир ее не стоит. Если человек действительно, а не мнимо погубит душу свою или самого себя, то такое погубление для него невознаградимо ничем. Поэтому человек должен заботиться о том, чтобы спасти душу свою, а такое спасение находится в полной зависимости только от следования за Христом и подражания Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

На этом уровне человек чувствует, что призван к активным действиям. Здесь дело за мастерством, той очень тонкой стратегией «невидимой брани», которая и составляет аскезу. Наконец, собственно человеческое слагаемое, жаждущее подняться над всякой борьбой, находит выражение преимущественно в литургическом поклонении: «Буду петь Богу моему, доколе есмь» ( Пс.145:2 ). Анонимный средневековый мистик выразил это короткой и красивой фразой: «Я осёл, но я везу Господа моего». «Се, стою у двери и стучу, Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр.3:20 ). На обращение стучащего Бога отвечает чуткость человека, полностью устремленного к этому событию: услышать и распахнуть дверь своего бытия, броситься к ногам Вошедшего и возлечь с Ним за пиршественный стол. Св. отцы любили комментировать притчу о блудном сыне, говорящую о решимости как акте, помещающем человеческое действие внутрь действия божественного: " Придя в себя, сказал: …пойду к отцу моему… встал и пошел к отцу своему» ( Лк.15:17–20 ). Это решение, согласно св. Кириллу, и делает человека из званого – избранным. Это подлинно творческое усилие позитивной аскезы, и если оно не обретено в первую очередь, учит св. Макарий, если оно не предшествует аскезе негативной, нормативной и дисциплинарной, то последняя просто бесполезна. Мудрое предостережение накануне Великого поста гласит: «Дьявол не ест, не пьет и не вступает в брак, но этот с виду самый большой аскет не становится от этого менее дьяволом ». «Итак, посты, бдения, отшельничество нужны для главной цели, т. е. чистоты сердца, которая есть любовь», – учит Кассиан, цитируя авву Моисея 60 . VI. О природе или о сущности духовной жизни «В начале», в момент решающего для человека испытания, роковая неудача его выбора заставила человека пасть ниже своего собственного существа и погрузила его в жизнь чувств и материи. Человек стал плотски и чувственно омрачен, однако домостроительство спасения поднимает его над своим существом до уровня новой твари. Здесь берет свое начало та диалектика, которую мы находим у апостола Павла: «Но если и разрушается внешний наш человек, то наш внутренний обновляется со дня на день» ( 2Кор.4:16 ). «Вы совлеклись ветхого человека и облеклись в нового» ( Кол.3:9, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

«Но неужели не все равно, сон или нет, если сон этот возвестил мне Истину? Ведь если раз узнал истину и увидел ее, то ведь знаешь, что она истина и другой нет и не может быть, спите вы или живете. Ну и пусть сон, и пусть, но эту жизнь, которую вы так превозносите, я хотел погасить самоубийством, а сон мой, сон мой, – о, он возвестил мне новую, великую, обновленную, сильную жизнь!» Для писателя сон есть способ познания истины, не менее, если не более важный, чем наука Для писателя сон есть способ познания истины, не менее, если не более важный, чем наука. Через науку человек обращается к миру и самому себе. Во сне же человек умолкает, и к нему обращается Сам Бог. Потому что во сне он способен Его услышать. Ведь, когда человек находится в состоянии бодрствования, Бог просто не может до него достучаться, не может пробиться сквозь шум и сумятицу завладевшей им житейской суеты. Тихий и кроткий голос Неба заглушается оглушительным ором земных желаний и плотских страстей. Во сне же все затихает – и внешний шум мирских впечатлений, и внутренний душевный шум наших мыслей, стремлений, чувств. И в этой наступившей тишине становится слышным стук нашего сердца, готового расслышать Божий призыв. Сон в Священном Писании Сотворение Евы В Библии говорится о сне как о неотъемлемой составляющей человеческой жизни, начиная с пребывания первого человека в Эдеме. «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотью» (Быт. 2: 21) – это первое упоминание о сне в связи с созданием Богом Евы из ребра Адама. Сны как сновидения бывают естественного и сверхъестественного происхождения. Естественные сны вызываются физиологическими и психическими причинами. Такие сны наиболее распространены и незначительны с духовной точки зрения. «Сновидения бывают при множестве забот» (Еккл. 5: 2). «Голодному снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его тоща; и как жаждущему снится, будто он пьет, но пробуждается, и вот он томится, и душа его жаждет» (Ис. 29: 8).

http://pravoslavie.ru/153880.html

Но, слава долготерпеливому Богу, еще есть для нас время на покаяние. Святые уже выбрали, а мы еще колеблемся. Святые уже дошли, а мы еще идем. Святые уже восстали совершенным восстанием, а мы еще падаем и встаем, встаем и снова падаем… Но, «имея вокруг себя такое облако свидетелей», «с терпением будем проходить предлежащее нам поприще». Понедельник. О лукавстве Мф.6:1–34, 7:9–11 Апостол пишет в послании к Римлянам: «Бог верен, а всякий человек лжив». И пророк Давид свидетельствует: «нет праведного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны». И сегодня мы слышим, как приходится Апостолу говорить пред лицом этой всеобщей человеческой неверности. Сынам богоизбранного народа он доказывает, что они напрасно надеются на свое избранничество и на обрезание, как на внешний знак этого избранничества, если сердца их не принадлежат Богу. «Ибо не тот иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, по плоти; но тот иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве». Но тут же Апостол говорит, что все-таки и к избранничеству по плоти, и к обрезанию нельзя относиться пренебрежительно. «Итак, какое преимущество быть иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие». Конечно, обрезание потеряло в Новом Завете свое значение. Но дело в том, что лукавый человек вообще лишь до тех пор дорожит внешними знаками, пока они являются знаками избранничества и господства. Но как только начинает чувствовать, что они становятся знаками подчиненности и ответственности, тут же уходит в другую крайность: начинает утверждать, что внешнее – ничто, а важно только то, что «в душе». И – человек ускользает от положительной религии в чистый, безответственный идеализм. Наше лукавство бесконечно. И если даже прижат в угол, если ничего не можешь возразить против факта своей вины, то можно придумать и такой, поистине сатанинский «логический» ход: да, мы грешники; да, во всем видна наша неправда и Божия правда. Но если так, если «наша неправда открывает» и подчеркивает «правду Божию, то что скажем? Не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев»? «Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника? и не делать ли нам зло, чтобы вышло добро»? И – открывается бесконечный путь делания зла. Бог же заведомо объявляется несправедливым, если вздумает изъявлять гнев. Некоторые так и понимали христианство, и злословили христиан, будто они учат специально делать «зло, чтобы вышло добро».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

О реальном христианском сообществе Но на деле, уже в пятой главе книги Деяний Апостолов читаем о двух недостойных христианах, Анании и Сапфире, которые тоже продали землю, но к Апостолам принесли только часть вырученных денег. А чтобы при этом казаться не хуже других, солгали, что принесли все. А еще далее увидим Симона волхва, который в результате проповеди диакона Филиппа в Самарии, вместе со всеми «уверовал... и, крестившись, не отходил от Филиппа». Но по существу он так и остался волхвом, или по-нашему колдуном. Он пожелал за деньги получить ту же власть, какую имели и высшие Апостолы ( Деян.8:13–19 ). Еще позже увидим и грех разделения среди христиан, узнав о чем, Апостол с ужасом писал: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо... у вас говорят: «Я Павлов»; «Я Аполлосов»; «Я Кифин»; «Я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» ( 1Кор.1:10–13 ). Таким образом, на первоначальной высоте вся полнота церкви держалась очень недолго. Но все равно мы должны помнить этот первый прекрасный вздох только-только родившейся на земле Христовой церкви. И как бы ни изменился впоследствии ее внешний облик, именно то, что было в самом начале, является нормой. Так должно быть. И желая стать христианином, ты должен мечтать войти именно в такую, поистине святую церковь , и верить, что это вполне возможно. Хотя, повторяем, очень часто церковная действительность являет разительный контраст этой норме. Предвидя это, Господь Иисус Христос однажды рассказал притчу: «...Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» ( Мф.13:44 ). Человек продает все, но платит не за вожделенное сокровище, а за поле, которое к сокровищу имеет как бы случайное, косвенное отношение. Так и желая приобрести Царство Небесное, человек через крещение входит в ограду видимой, земной церкви. И каким бы запущенным и одичавшим это поле ни казалось, сокровище Царства находится только здесь, и более нигде. И ты, входя в церковную ограду, должен иметь намерение сделать, в свою очередь, все, чтобы церковь вновь стала такой, как в первые времена. Читать далее Источник: Твое Крещение/Протоиерей Вячеслав Резников. – Москва : ООО " Соверо-принт " , 2005. - 64 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Отношение Бога к миру через Премудрость понимается как отношение заботы, промысла: «Ты всех милуешь, потому что все можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния. Ты любишь все существующее (τ ντα πντα), и ничем не гнушаешься, что сотворил, ибо не создал бы, если бы что ненавидел. И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою?» ( Прем 11:24–27 ) Наряду с этим наличествует глубокий пессимизм, когда описывается праведник, который «объявляет себя имеющим познание о Боге и называет себя сыном Господа» ( Прем 2:13 ). Такой человек, ставший живым воплощением Премудрости, непременно должен быть убит и взят «от среды», поскольку его присутствие изобличает грехи живущих. Напряжение пессимизма разрешается только в перспективе вечной жизни: «Праведник, умирая, осудит живых нечестивых... ибо они увидят кончину мудрого и не поймут, что Господь... поставил его в безопасность» ( Прем 4:16–17 ). Если Филон Александрийский и Иосиф Флавий создают в своих произведениях образ народа-философа, к которому могут присоединиться и философы из других народов, а для этого производятся натяжки в аллегорической или этической рационализации Синайского законодательства, то Септуагинте чужды элитистские тенденции вообще и нарочитая рационализация в частности. Она выходит на общечеловеческую проблематику с другой стороны: человек есть возлюбленное творение Божие, и потому Премудрость, как забота о мире, порождаемая любовью, в эсхатологической перспективе охватывает все человечество. Апостол Павел дополнит эту интуицию своим учением о смысле исторического разделения человечества на две неравные части: «Всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» ( Рим 11:32 ). Встреча Иудея и Еллина – это встреча, причем с обеих сторон, «чудес» и «мудрости», волюнтаризма и рационализма, из которых ни одно не может спастись без другого, и быть вместе они не могут без Христа. Тыква Ионы Эту в высшей степени характерную для древнегреческого перевода Библии открытость всему человеческому роду демонстрирует, по нашему мнению, даже «тыква», выросшая у пророка Ионы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010