«Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней» (ст. 30–31). Здесь также можно провести аналогию между страстными и бесноватыми людьми, между происшествием, описанным в Евангелии, и внутренним состоянием грешника. Демоны испытывают влечение к нечистой жизни, поэтому, увидев большое стадо свиней, они захотели войти хотя бы в него, раз Господь изгоняет их из человека. В отношении же страстных людей можно понимать это так: подверженные страстям, они хотят грешить, сохраняя при этом некую разумную свободу, по крайней мере, человеческий облик. Когда же это не удается, потому что Промысл Божий препятствует грешнику сохранять видимость человеческого достоинства и одновременно противиться Богу своими греховными страстями, тогда человек готов даже на свинское низменное существование без всяких приличий. Он согласен потерять даже внешний человеческий облик, лишь бы только не возвращаться через покаяние и очищение совести к нравственному поведению. «И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное» (ст. 32). Спаситель как бы пожалел демонов, но сделал это, скорее, для того, чтобы всем показать, что низкая, греховная, свинская жизнь в конечном счете не принесет человеку никакого утешения, мира или удовольствия, но кончится гибелью. Невозможно, чтобы человек сознательно пребывал в греховном состоянии и в итоге не был бы за это наказан. «И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде» (ст. 32). Поддавшись своим страстям, человек начинает с ожесточением противиться Евангелию, которое звучит для него, можно сказать, отовсюду. Наша совесть, которая есть голос Божий, — это то же самое Евангелие, звучащее внутри нас. Когда же какой-то человек, может быть даже неверующий, говорит нам о предметах нравственных, то он является посланником Божиим, пусть даже он действует несознательно. Если мы будем по собственной воле упорно противиться Евангелию, подобно демонам, живущим в бесноватых, то и нас ждет такой же печальный конец — мы погибнем так же бесславно, как свиньи в Геннисаретском озере.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

- Во-первых, я хочу сказать об особенностях внешних. Проповедь зависит от обстоятельств времени: нужно говорить на языке своего века. Я не призываю к профанации священного языка, языка наших богослужений, но паства должна понимать проповедника. И конечно, нужно пользоваться новыми средствами. Интернет? Прекрасно. И не стоит утверждать, что это сатанинское изобретение: внешний мip так устроен - он может быть обращён и к добру, и ко злу. Поверьте, тут нет ничего нового, эта проблема стояла всегда: в первобытном мipe камень, лежащий на дороге, мог стать страшным орудием убийства, а мог стать полезным орудием труда. В этом смысле компьютер ничем не отличается от камня: на что он будет употреблён - это зависит от человеческого произволения. Что же касается внутреннего содержания нашей вести мipy... Я уже говорил, что главная забота современного человечества - поиски свободы. Сколько на этом пути совершено нелепостей, ошибок и даже преступлений!.. Но для нас, православных христиан, очевидно, что стремление к свободе - это само по себе прекрасно! Человек рождён для свободы! И Господь всячески бережёт нашу свободу, ценит её едва ли не больше всего остального... Как сказал апостол Иаков, «кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот... блажен будет в своем действии» . (Иак.1,25). Значит, задача Церкви не мешать поискам, а помогать им! Каким образом помогать? В первую очередь объяснять, что свобода существует двоякая: свобода выбора и свобода от зла. Свобода выбора - это только условие, а свобода от зла - цель. Свобода выбора была у человека, и до сих пор она не отнята, и слава Богу, что мы имеем возможность выбирать между одним и другим. Но окончательная свобода - бегство из рабства злу - может совершиться только вместе со Христом Господом. Сам человек не имеет в себе силы победить зло, как бы он ни гордился своей эрудицией, умом, образованностью, «продвинутостью», как сейчас модно выражаться... Мы заражены вирусом греха! В том-то и особенность православного самосознания: оно относится ко греху как к болезни. Мы заболели, а больной человек может ли пользоваться свободой? Его свобода - в пределах больничной палаты... Излечить нас может только Господь, и Он немедленно сделает это, как только мы обратимся к Нему. Почему же не раньше? Да именно потому, что Ему нужен наш свободный выбор, свободное решение. Как это сказано в Евангелии от Луки: «...пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него» . (Лк.5,12-13). Вот она, наша благая весть мipy: «Только попроси свободы, и ты её немедленно получишь!»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Для чего умершие воскреснут? или для чего угодно Богу, чтобы человеческие бессмертные души некогда опять соединились со своими телами, от коих отделились они чрез смерть? – Апостол Павел разрешает этот вопрос, так: всем нам должно явиться пред судище Христово, чтобы каждому получить, соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор. 5:10 ). По суду правды Божией, человек получит тогда награду или наказание вполне, то есть по душе и по телу, так как в этой жизни человек делает доброе и худое не только душою, но и телом. Братия! Размышляйте чаще о всеобщем воскресении из мертвых, и помните апостольское наставление: Что посеет человек, то и пожнет. Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем: ибо в свое время пожнем, если не ослабеем ( Гал. 6:7–9 ). Наставление апостола внушает нам употреблять свое тело только на добрые дела, и всеми членами его пользоваться, как орудиями для совершения добрых дел. Размышление о всеобщем воскресении мертвых внушает нам терпение и благодушие в перенесении всех трудностей настоящей жизни: скорбей, болезней и всяких несчастий. Все временное скоро пройдет, и это бренное тело наше неминуемо должно подвергнуться смерти и тлению: но мы знаем, скажем словами апостола, что Воскресивший Господа Иисуса чрез Иисуса воскресит и нас, и поставит пред Собою с вами. По сему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое; ибо видимое временно, а невидимое вечно ( 2Кор. 4:14–18 ). Размышление о всеобщем воскресении умерших внушает нам удерживаться от неумеренной скорби о смерти родителей, детей, друзей, благодетелей. Апостол Павел пишет: не хочу оставить вас, братия, в неведении о умерших, дабы вы не печалились, как и прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. – И так утешайте друг друга сими словами ( 1Фес. 4:13, 14, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Евангелие по Луке ( Лк.20:27-40 ): Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спрашивать Его ни о чем. (См. параллели: Мф.22:23-32 ; Мк.12:18-27 ). Семья – священный союз Семья — это первый, естественный и в то же время священный союз. Человек призван строить этот союз на любви, вере и свободе. Семья — первоначальная, исходная ячейка духовности не только в том смысле, что именно здесь человек впервые научается (или, увы, не научается!) быть личным духом. Духовные силы и умения (а также слабости и неумения), полученные в семье, человек переносит затем на общественную и государственную жизнь. Настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Если брак не основан на любви, то семья имеет лишь внешнюю видимость; если брак не дает человеку счастья, то он не выполняет своего первоначального назначения. Научить детей любви родители могут лишь в том случае, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, — это школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости. В жизни общества она подобна прекрасно распустившемуся цветку. Семья, лишенная этой здоровой центростремительности, растрачивающая свои силы на судороги взаимного отвращения, ненависти, подозрения и “семейных сцен”, — это настоящий рассадник больных характеров, психопатических тяготений, неврастенической вялости и жизненного “неудачничества”. Человек призван к тому, чтобы видеть и любить в любимой женщине (или соответственно в любимом мужчине) не только плотское начало, не только телесное явление, но и “душу” — своеобразие личности, особенности характера, сердечную глубину, для которых внешний облик человека служит лишь телесным выражением или живым органом.

http://azbyka.ru/novyj-zavet-o-brake

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, Не радуется неправде, а сорадуется истине; Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». 1 Коринф. 13:1 Да, любовь – непростое чувство. По сути, полюбить – это значит потрудиться, прирасти, наполниться. Это чувство, которое не дается нам как данность. Любовь, возникая из маленького источника, потом либо исчезает, либо усиливается, заполняя собой все. Любовь – это очень большой труд, один из самых больших, который встречает человек в своей жизни. Часто, когда люди разрушают свои семьи, уходят от одних к другим и говорят: «Ну, разлюбил, что поделаешь!», хочется спросить их в ответ: «А вы пробовали любить-то? Что вы знаете о любви? Что вы сделали для нее? Для другого человека?» И большое счастье, если в ответ на такой вопрос человек хотя бы задумывается. Глава 5. Священники Священник – это человек, посвятивший себя Богу. Если он всего себя, все свои помыслы, чувства и действия направляет на это служение, его деятельность может называться святым священством. Внешний вид священника выделяет его из толпы, но надо понимать, что, если на клирике в данный момент нет облачения, от этого он не перестает быть священнослужителем. В тюрьмах и лагерях священники не имели облачений и все же совершали таинства. В России до революции священники всегда появлялись на людях в рясе. Сегодня эта традиция сохраняется в Греции, Болгарии и других балканских странах. Там даже считается неприличным покидать дом не в священнической одежде. В России же после многолетних гонений на Церковь появление священника в традиционном облачении, как ни странно, до сих пор порой вызывает нездоровый ажиотаж. Поэтому русские священники, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания, часто носят самую обычную одежду: костюмы, брюки, рубашки, свитера.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

(Заключительный документ Всеевропейской экуменической Ассамблеи «Мир и справедливость». Базель, 15–21 мая 1989. Швейцария. § 20–26. С. 8.) …Не тем Господь могуч, непостижим, Ты пред моим мятущимся сознаньем, Что в звездный день Твой светлый серафим Громадный шар зажег над мирозданьем. И мертвецу с пылающим лицом Он повелел блюсти Твои законы, Все пробуждать живительным лучом, Храня свой пыл столетий миллионы. Нет, Ты могуч и мне непостижим Тем, что я сам бессильный и мгновенный Ношу в груди как оный серафим Огонь сильней и ярче всей вселенной. Меж тем, как я, добыча суеты, Игралище ее непостоянства, Во мне он вечен, вездесущ, как Ты, Ни времени не знает, ни пространства… А.А. Фет Завет Божий и уникальность жизни человека «Бог говорит с человеком, и сей остается жив». ( Втор. 6:24 ) Человек, единственное земное существо, обладает уникальной способностью – видеть и понимать смысл своей жизни. Помогает ему в этом заложенная при самом творении сила образа и подобия Божия. Человек не может не искать общения с Богом, не только как со своим началом и первообразом, но и как с совершенной жизнью. Вне живого и личного общения с Богом Ничто не может успокоить дух человека, «все – суета и томление духа» ( Еккл.1:14 ). «Если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это – дар Божий» ( Еккл.3:13 ) «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже» ( Пс.41:2 ) Создавая человека по образу и подобию Своему, Господь тем самым даровал людям возможность непрестанно совершенствоваться. Завет в данном случае и есть тот уровень и те условия, в которых человек выявляет истину о том, что жизнь есть «благо», «добро», «дар», — «И увидел Бог, что это хорошо» ( Быт. 1:8, 10,18,21,25 …). «Бог сотворил человека с тем, чтобы он познавал Бога, любил и, прославлял Его, и через то вечно блаженствовал» (Пространный христианский катехизис. М. 1909., С. 24.) Земля и внешний мир служат человеку в достижении им высшего назначения. Вселенная постоянно располагает человека к тому, чтобы возвышаться своим духом к Богу:

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

И Дух Божий отошел от Саула. Но и тогда, когда Бог оставляет душу упрямого человека, Он продолжает действовать на него извне, так же как действует на воду, камень или дерево. Но если человек упорствует в неверии до конца и не кается, тогда Бог попускает бесам вселиться в него. Как сказано о Сауле, когда оставил его Дух Божий: и возмущал его злой дух от Господа  . Или еще страшнее — об Иуде-предателе: и вошел в него сатана  . Люди, которые восстают на Бога, конечно же, никогда не смогут ощутить Его в себе и сказать: “Бог внутрь нас есть  ”. Но те, кто любит, желает, взыскует Его и молится, чтобы Он вселился в них, ощущают Бога в себе и могут сказать: Бог в нас Духом Своим Святым. Благо таким светлым душам, ибо навечно воцарятся в Царстве Христовом, как обещал Господь любящим Его, говоря: возьму вас к Себе, и будете со Мною . Христос рождается! Письмо 97 рабочему М. Ф., о том, почему Спаситель родился в пещере Давно ты задал мне этот вопрос, но, прости меня, чтобы ответить тебе, я ждал того благодатного дня, когда все мысли наши устремлены к той пещере, из которой воссияло миру Солнце Правды. Смирение — первая добродетель, которую Христос проповедал людям в Нагорной проповеди. И Своим примером Он явил эту добродетель, родившись не в царских палатах, а в овечьей пещере. Другое важное практическое наставление, которое Господь дал миру рождением в пещере, заключено в том, чтобы стеснить себя, чтобы дать место другим, удовольствоваться необходимым, чтобы и другие имели необходимое. Как сказал апостол Божий: а когда имеем пищу и одежду, да будем этим довольны  . Разве это не урок нынешнему, переживающему кризис миру? Еще одно наставление заключено в том, что не место делает человека значительным, а человек — место. Человек — самая большая ценность на земле. Роскошь и внешний блеск не прибавляют достоинства человеку, так же как нищета не умаляет его. Знаешь, что сказал Господь об Иоанне Крестителе?  Что пришли видеть вы? человека ли в мягких одеждах?   Царь Ирод — в палатах царских и мягких одеждах, но не человек, а лис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

И поэтому же совершенно понят­но, что христианская религия также ответила на эту нужду человека и также установила внешний обряд, посредством кото­рого всякий верующий во Христа человек мог бы свидетельство­вать о своей действительной принадлежности Христу. В этом случае Спаситель указал, собственно, не новый обряд, а предло­жил Иоанново крещение водою. Оно было в практике Иоанна Кре­стителя религиозным обрядом, удостоверявшим действительность покаяния людей и действительную готовность их принести плоды, достойные покаяния; но Спаситель благоволил соединить с этим обрядом действительное усвоение каждому человеку спасительно­го значения крестной смерти Своей, и потому в христианстве оно уже стало не просто только внешним обрядом религиозной веры, а истинным таинством божественной деятельности И. Христа. В то именно время, как принятием крещения по заповеди Христа человек удостоверяет искренность своей веры в Него и свидетель­ствует о своей нравственной обязанности жить и судить себя по вере своей, Спаситель снимает с этого человека все грехи его и действительно принимает его в вечное царство Своё; так что хри­стианское крещение является осуществлением в действительности того самого дела, возможность которого Спаситель создал для лю­дей фактом своей искупительной смерти. Поэтому помимо креще­ния человек не может быть принят Христом и не может войти в царство Его ( Ин. 3:5 ) – не потому, что воля и сила И. Хри­ста связаны исполнением внешнего обряда, а потому, что сам-то человек не может иначе засвидетельствовать своё действительное подчинение Христу, как только путём внешнего удостоверения этого подчинения. А так как эта невозможность одинаково каса­ется всех вообще людей, то для всех людей Спаситель и установил крещение как один общий символический знак, удостоверяющий добровольное вступление человека в состав Его исповедников и последователей; и так как в царство Его могут вступить одни только исповедники и последователи Его, то Он и принимает в него именно только тех людей, которые приняли таинственное крещение по заповеди Его.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Как и в книге Екклесиаста, в книге Сираха обладающим выходами смерти (ср. Пс 67:21 ) оказывается Господь. Рассмотрим следующее рассуждение: «Возвратись ко Всевышнему, и отвратись от неправды, и сильно возненавидь мерзость. Кто будет восхвалять Всевышнего в аде, вместо живущих и прославляющих Его? От мертвого, как от несуществующего, нет прославления: живый и здоровый восхвалит Господа. Как велико милосердие Господа и примирение с обращающимися к Нему! Не может быть всего в человеках, потому что не бессмертен сын человеческий» ( Сир 17:23–29 ). На первый взгляд, оно содержит хотя и взаимно переплетенные, но не связанные друг с другом суждения двух различных порядков: а) Бог принимает обращающихся грешников, 6) человек смертен. Однако эти высказывания можно понять и как логически связанные друг с другом, а также с более широким контекстом произведения. Так, «мерзость», «скверна» (βδλυγμα) в Ветхом Завете часто связаны с признаками смертности 1141 . Поэтому слова об аде – не повисающее в воздухе напоминание, а предостережение от греха и его последствий. Следующее за тем утверждение – «живый и здоровый (ζν κα γις) восхвалит Господа» – претендует на двойной смысл: во-первых, только живой и физически (а также психически) полноценный человек мог войти в собрание молящихся; во-вторых, вспомним о связи категорий «исцеление» и «воскресение». Далее отмечается, что в человеках не может «быть всего» (παντα εναι) именно потому, что человек не бессмертен (οκ θνατος). В другой части книги (ст. 43:29) о Боге сказано, что «Он есть всё» (τ πν στιν ατς). Таким образом, недостаточность человека не позволяет измерить милости Бога, в связи с чем констатация смертности (она возобновляется в гл. 8) остается ситуативной, не приобретает характера общезначимой истины. Наконец, только в перспективе эсхатологии осмысливаются следующие советы сына Сирахова: «Помни последнее и перестань враждовать; помни истление и смерть и соблюдай заповеди; помни заповеди и не злобствуй на ближнего; помни завет Всевышнего и презирай невежество» ( Сир 28:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

«Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно» ( 1Кор.2:12–14 ). Собирание, сосредоточение тримерии предполагает ограничение душевно-физиологических функций (внешний человек), чтобы проявилась духовность и вновь, как до грехопадения, стала управлять человеком (внутренний человек): «кто не собирает со Мною, тот расточает» ( Лк.11:23 ). Фактически это есть возврат человека к самому себе и возвращение к Богу : «ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» ( Лк.15:24 ). Так приоткрывается один из смыслов притчи о блудном сыне. Согласно учению святителя Феофана, Затворника Вышенского делание внутренней молитвы предусматривает « внутрь-пребывание ». Человек, весь живущий во сне и потому называемый внешним, пришедшей благодатью обращается внутрь себя, и здесь обнаруживает новый мир. Закон для внутрь-пребывания: держи сознание свое в сердце и собирай туда все силы души и тела. Собрание ума в сердце есть внимание, собрание воли – бодренность, собрание чувств – трезвение. Вслед за такими душевными деланиями должны направляться и телесные, им соответствующие органы: так за вниманием – обращение внутрь очей, за бодренностью – направление мускулов во всем теле к груди, за трезвенностью – оттеснение расслабляющих движений, подходящих к сердцу из нижних частей тела, подавление услаждения и покоя плоти. Это нужно делать до тех пор, пока сознание не утвердиться в сердце, как на своем месте; и потом пребывай там неисходно, пока пользуешься сознанием, часто повторяя то же делание для возобновления и укрепления его, потому что оно поминутно то расслабляется, то нарушается. Надо знать, что это внутрь-пребывание и собрание – не то же, что и размышление, хотя много походит на него.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010