Прп. Иосиф Оптинский Пишешь, что на основании слов Самого Спасителя – не то оскверняет человека, что входит в уста, а что выходит из уст ( Мф. 15, 11 ) – дала себе твердое намерение очиститься прежде от внутренних пороков, а потом заняться воздержанием в пище, теперь же пока, кроме Успенского и Великого поста, других не соблюдать. Но слова Спасителя, приведенные тобой, вовсе не к тому сказаны, чтобы они могли служить основанием к нарушению постов. Некоторые фарисеи и книжники укоряли Господа за то, что ученики Его ели хлеб не омовенными руками. Тогда Господь, в обличение их неправильного понятия о чистоте человеческой, и сказал: «Ничто входящее в человека не может осквернить его, но что исходит от него, то оскверняет человека» (ср.: Мф. 15, 11 ). Т. е. как бы так сказал Господь: как бы ни бывали нечисты твои руки, но если ты, не омывши их, будешь браться ими за хлеб и есть, то это не может осквернить тебя. Пища же скоромная вовсе не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: …Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется ( 2Кор. 4, 16 ). Внешним человеком он назвал тело, а внутренним – душу. Если, говорит, внешний наш человек, т. е. тело, тлеет, истлевает, угнетается и истончевается постом и другими подвигами, то внутренний обновляется. И наоборот, если тело питается и утолстевается, то душа истлевает или приходит в забвение Бога и высокого своего назначения, как и в псалмах сказано: …Утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его ( Втор. 32, 15 ). О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося сорок дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих: почему не могли изгнать беса от человека, – Господь отвечал:…По неверию вашему ( Мф. 17, 20 ), а потом прибавил: …Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста ( Мк. 9, 29 ). Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. Во 2-й главе Марка, когда спросили Господа: …Почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни ( Мк. 2, 18–20 ). Женихом здесь Господь назвал Себя, а сынами брачными – Своих учеников, а в лице их и всех верующих. Отнят же Жених от сынов брачных в среду и пяток, т. е. в среду Господь предан был на распятие, а в пятницу распят. Поэтому Святая Церковь  и установила освящать сии дни постом.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/vinogr...

Святой Иоанн Креститель. Мозаика храма св. Софии, Константинополь Истолковывая этот стих, блаженный Иероним пишет: «Он говорит: “из… волоса”, а не: из шерсти. Одно служит для обозначения одежды крайне скромной («из верблюжьего волоса». – прот. О.С. ), а другое – роскоши человека изнеженного. Пояс же кожаный, которым был опоясан Илия, обозначал умерщвление. А следующее затем: “А пищею его были акриды и дикий мед”, – [показывает, что] обитателю пустыни свойственна не изысканность в яствах, а только восполнение необходимого в человеческом теле» . «Акриды» – это разновидность кузнечиков, вкушение которых не возбранялось Пятикнижием Моисея. Подобного строгого и уединенного образа жизни иудеи придерживались, чтобы очиститься от всякой нечистоты и скверны. Сказано: «А Иуда Маккавей… удалился в пустыню и жил со своими приверженцами в горах по подобию зверей, питаясь травами, чтобы не сделаться причастным осквернения» (2 Мак. 5: 27). С другой стороны, внешний вид святого Иоанна Крестителя поразительно напоминает внешний вид другого еврейского пророка, жившего в древности, а именно пророка Илии. Написано в Книге Царств: «Они сказали ему: человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим. И сказал он: это Илия Фесвитянин» (4 Цар. 1: 8). Дело в том, что Иоанн Креститель пришел в этот мир «в духе» пророка Илии. И Сам Христос говорил о нем: «И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Мф. 11: 14). То есть пророк Илия, который живьем был взят на Небо, еще явится в этот мир при его кончине; но Иоанн Креститель был пророком, подобным ему в духе и силе, как подобным Илии был пророк Елисей. Сказано: «опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли» (4 Цар. 2: 15). На Иоанне Крестителе тоже «опочил дух Илии». «Итак, Иоанн называется Илиею не в смысле безумных философов и некоторых еретиков, которые вводят учение о переселении душ, но потому, что, по другому евангельскому свидетельству, он пришел в духе и силе Илии и принял ту же благодать или меру Святого Духа. Кроме того, у Илии и Иоанна были одинаковы строгость жизни и суровость мыслей; тот в пустыне, и этот в пустыне; тот опоясывался кожаным поясом, и этот носил такой же пояс; тот за обличение царя Ахава и Иезавели в нечестии был вынужден бежать, а этот за то, что объявил брак Ирода и Иродиады незаконным, был обезглавлен. Некоторые же думают, что Иоанн зовется Илиею потому, что, как Илия, по пророчеству Малахии, придет перед вторым пришествием Спасителя и возвестит Его Судией, так и Иоанн сделал это перед первым пришествием; и оба они являются вестниками или первого, или второго пришествия Господа» .

http://pravoslavie.ru/93462.html

Сколько плодов Духа Святого и какие они? плодов Духа Святого или знаков Божественной благодати девять, по исчислению Ап.Павла, который так говорит: плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона ( Гал.5:22–23 ). Но надобно верить, что и прочие добродетели должны именоваться плодами Св.Духа; поскольку они от Него происходят и при Его содействии человек исполняет оные. Посему Ап.Павел не говорит: для сих нет закона, но: для таковых ( Гал.5:23 ), ибо существуют и другие подобные сим добродетели. Испов., I, отв. на вопр.81. Определено также: если кто скажет, что благодать оправдания дана нам (только) для того, чтобы чрез нее нам легче было исполнять то, что возможно и для одного собственного нашего хотения, как будто, и не прияв благодати Божией, мы могли бы и без нее, хотя и с трудом, исполнить заповеди Божии; таковой да будет анафема; потому что о плодах заповедей не сказал Господь: “без Меня с трудом можете творити“, но сказал: “без Меня не можете делать ничего ( Ин.15:5 ). Если кто говорит, что как приращение веры, так и начало веры и самое расположение к ней, по которому мы веруем в оправдывающа нечестива и приступаем к возрождению в таинстве крещения, бывают в нас не по дару благодати, т.-е., чрез внушение от Духа Святого, направляющего волю нашу от неверия к вере, от нечестия к благочестию, а бывает естественно, – таковой показывает себя противником апостольских догматов II Аравсийского собора пр. 5. IV. О нравственном законе Божием Закон нравственный различается а) естественный, или внутренний, б) внешний или богооткровенный. Какие мы имеем средства распознавать добрые дела от худых? Закон Божий внутренний, или свидетельство совести, и закон Божий внешний, или заповеди Божии. Кат., 22с. а) О законе внутреннем. Говорит ли Священное Писание о внутреннем законе? Апостол Павел говорит о язычниках: Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах: о чем свидетельствует совесть их и мысли их то обвиняющие, то оправдывающие одна другую ( Рим.2:15 ). Кат., 92с.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Церковь верит, что всеобщее воскресение будет телесным: люди воскреснут во плоти. Еще в Ветхом Завете праведный Иов говорил: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» ( Иов. 19:25–26 ). В книге пророка Исаии говорится: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов» ( Ис.26:19 ). В книге пророка Иезекииля аллегорически представлена картина всеобщего воскресения: пророк видит поле, на котором лежит множество мертвых костей; по велению Божию кости начинают соединяться одна с другой, обрастать жилами и плотью; наконец, Бог вдыхает в них дух жизни, и они оживают ( Иез. 37:1–11 ). Какими будут тела воскресших людей – такими же, как теперь, или иными? Точного ответа на это христианское богословие не дает. Возможно, внешний облик тел изменится, как изменился внешний облик тела воскресшего Христа, так что даже самые близкие к Нему люди не сразу узнавали Его ( Лк.24:16 ; Ин.20:15 ). Символ веры в историческом контексте Символ веры отражает то богословское развитие, которое христианская догматика претерпела к концу IV века. Он был сформулирован в ответ на ереси, с которыми Церковь боролась в этот период, в особенности в ответ на арианство. Однако развитие церковного богословия на этом не закончилось. В V веке выступления Нестория против употребления термина «Богородица» стали причиной целой волны христологических споров. Термин «Богородица» был хорошо известен отцам IV века 852 и широко употреблялся в богослужении, однако Несторий решил оспорить его легитимность на том основании, что «Мария не родила Бога». Ответом на эту ересь стал III Вселенский Собор 431 года, на котором было провозглашено, что Иисус Христос – единая неделимая Личность, в которой божественная и человеческая природы соединены гармоничным и неразрывным образом. И, хотя Дева Мария родила Иисуса по-человечески, Она именуется Богородицей, потому что вечный Сын Божий и родившийся во времени Человек Иисус – одно и то же Лицо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Часть первая. Закон дел и закон веры в Ветхом Завете (проевангелие) Глава первая. Закон Моисеев § 1 Μα μν (διαθκη) π ρους Σιν, ες δουλεαν γεννσα ( Гал. 4:24 ). Νμος-γρμμα (ср. Рим. 7:5–6 ). «Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме, и мраку, и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово; ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою). И столь ужасно было это видение, (что и) Моисей сказал: «я в страхе и трепете» ( Евр. 12:18–21 ). Едва ли можно представить себе обстановку, более соответствующую величайшему событию дарования закона народу еврейскому, чем та, которую описал св. Апостол Павел в этих полных художественной красоты и силы словах, и которая действительно имела место в истории богоизбранного народа (ср. Исх. 19:11–20; 20:18–20 ). В ней, как в зеркале, живо и наглядно отразились существеннейшие черты закона Божия, все его величие, вся высота и недоступность, приводившая в смущение и ветхозаветных праведников. Закон Божий – не отражение индивидуальной природы человека со всеми ее внутренними особенностями, не схема его личной нравственной жизни, как течет она в нем по естественному ходу вещей. Он есть отражение в Боге живущей истины в возможно-доступной для человеческого сознания форм (Рим:. 2:20) 11 . Он есть выражение святой воли Божией ( τ θλημα – Рим. 2:18 ), программа внутренней и внешней деятельности человека, данная самим Богом, отвне врученная инструкция, по которой должен устроить человек свои отношения к Богу и людям ( νμος τν ντολν – Еф. 2:15 ; ср. Евр. 7:16; 9:19 ). На такой внешний и объективный характер закона Моисеева указывает св. Апостол, называя его «буквою» ( 2Кор. 3:6 ), и говоря о нем, как «написанном на скрижалях каменных» или «чернилами» (– 3) 12 . Такой внешний, объективный характер закона, требующего от человека подчинения отвне данной норме, устанавливал между ним и Богом по-видимому (при непосредственном взгляде на закон) юридические отношения. Бог и живущие под законом люди составляют союз ( διαθκη Гал. 4:24 ), каждая сторона которого имеет обязательства и пользуется своими правами 13 . Исполнение обязательств с той и другой стороны называется правдой ( δικαιοσνη).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Что говорит Бог? Да, вы выполнить этот закон не можете, и вы теперь это знаете, но Я вложу закон во внутренность вашу, Я напишу его на сердцах ваших, Я сделаю так, что закон будет не внешним по отношению к вам, как некоторый набор правил, но это будет что-то внутри вас, то, что будет сидеть внутри вас, и вас побуждать действовать в правильную сторону. Тем самым Бог говорит, что Он возьмет на Себя фактически и исполнение этого закона, потому что Он берет на Себя вложить закон в наши сердца, сделать так, чтоб закон стал нашей внутренней потребностью. Смотрите дальше –  и уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь.  Итак, если праведность Ветхого Завета заключалась в том, что есть внешний закон, и люди друг другу говорят: смотри, какой закон, почему ты так не поступаешь, посмотри на этот закон, как нужно поступать, друг другу указывая как нужно поступать. То этого здесь не будет, потому что у каждого этот закон будет жить внутри, и каждый сам познает Бога, у каждого будут личные отношения с Богом. Именно Бог будет открывать, что правильно, так или не так, что хорошо, что плохо. Бог Сам открывает это каждому человеку, потому что уже не народ, в котором действует внешний закон, а каждый человек пред Богом в этих личных отношениях с Ним. Но, каким образом это все возможно, ведь в сердце человеческом живет грех? Каким образом Бог собирается туда поместить закон, который свят, как они могут там умещаться?  Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.  Как вам нравится это выражение –  грехов не воспомяну более ? Что значит – Бог забыл? Он может что-то забыть, у Него, вообще, как с памятью? Мы с вами говорили о том, что Бог не помнит, а Бог видит, у Него нет прошлого, у Бога нет будущего, Бог во всех временах сразу. Поэтому, если Он говорит про что-то, что Он больше это не вспоминает, значит, Он этого не видит, значит, этого больше не существует. То есть, Бог обещает, что в этом Завете будет уничтожен грех. Каким образом? Прощением, что будет дано Божие прощение, которое и уничтожит грех в нас.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

Хочешь ли не охладеть в своей горячности и не обнищать слезами – направь себя к тому, и блажен ты, человек, если о сказанном тебе будешь заботиться день и ночь и не станешь домогаться ничего другого, кроме этого, тогда воссияет внутри тебя свет, и правда твоя возблистает скоро, и будешь как сад цветущий и как источник неоскудевающей воды. Смотри, какие блага порождаются человеку от подвижничества. Нередко бывает, что человек преклонил колена в молитве, и руки его воздеты к небесам, лицо устремлено на крест Христов, и все помышления свои собирает он воедино в молитве к Богу, и в то время, как человек молится Богу со слезами и умилением, в тот самый час вдруг внезапно начинает бить в сердце его источник, изливающий услаждение, члены его расслабевают, очи закрываются, лицо поникает к земле, и помышления его изменяются, так что не может он делать поклонов от радости, возбуждающейся во всем теле его. Обрати внимание, человек, на то, что читаешь. Ибо если не будешь подвизаться, то не обретешь, и если не будешь с горячностью ударять в двери и непрестанно бодрствовать, то не будешь услышан. Кто, слыша это, пожелает внешней праведности 454 , кроме неспособного пребывать в безмолвии? Впрочем, если кто не может упражняться в безмолвии (потому что благодатью Божией дается человеку быть внутри двери 455 ), то пусть не оставляет другого пути, чтобы иначе не лишиться обоих путей жизни 456 . Пока внешний человек не умрет для всего мирского, не только для греха, но и для всякого телесного делания, а также и внутренний человек – для лукавых мыслей, и не изнеможет естественное движение тела до того, чтобы не возбуждалась в сердце греховная сладость, дотоле и сладость Духа Божия не возбудится в человеке, члены его не приимут чистоты в жизни сей, Божественные мысли не войдут в душу его и пребудут неощутимыми и незримыми. И пока человек не упразднит в сердце своем попечения о житейском, кроме необходимых потребностей естества, и не предоставит заботиться о сем Богу, дотоле не возбудится в нем духовное упоение и не испытает он того утешения 457 , каким утешался апостол (см. Гал.2:20 ; 2Кор.12:3–4 ). Сказал же я это, не отсекая надежды, будто бы если кто не достигнет верха совершенства, то не сподобится и благодати Божией и не сретит Его утешение. Ибо действительно, когда человек презрит неуместное 458 , и совершенно удалится от сего, и обратится к добру, в скором времени ощущает помощь. Если же употребит и несколько усилия, то найдет утешение душе своей, получит отпущение грехопадений, сподобится благодати и приимет множество благ. Впрочем, он меньше в сравнении с совершенством того, кто отлучил себя от мира, обрел в душе своей тайну тамошнего блаженства и достиг того, для чего пришел Христос. Ему слава со Отцем и со Святым Духом ныне, и всегда, и во веки веков! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

О чем надлежащим образом добавлено: 13 15 .    Человек рождается для труда, и птица для полета ( Иов.5:7 ). Для труда человек рождается потому, что тот, кто принял дар рассудка, видит, что ему невозможно пройти это время путешествия своего без печали. Поэтому Павел, когда перечислял свои мучения ученикам, справедливо добавил: Ибо вы сами знаете, что так нам суждено (1Фесс.3:3). Но, когда плоть истязается плетью, то ум, который должен устремляться к вышним, действительно поднимается, как снова свидетельствует Павел, говоря: Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется ( 2Кор.4:16 ). Итак, человек для труда рождается и птица для полета, потому что ум тем более устремляется к вершине, чем суровее плоть трудится в смирении. 16 .     Наименование «человек» может также обозначать жизнь плотских людей. Что и Павел говорит: Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли? ( 1Кор.3:3 ). И немного позже добавил, говоря: и не по человеческому ли [обычаю] поступаете? ( 1Кор.3:3 ). Итак, в этой жизни человек рождается для трудов, потому что каждый плотской человек, когда жаждет преходящего, поражает себя множеством своих желаний. Обременительным трудом является искать славу проходящей жизни, найдя ее, всякий раз завоевывать, и, завоевав, с осторожностью оберегать. Обременительный труд состоит в том, чтобы захватывать ее с великой усталостью потому что тот, который захватывает, узнает, что долго удержать ее не может. Так как святые мужи не любят преходящее, то они не только не питают никакой тяжести временного желания, но и если каким-то образом случаются бедствия, то они не страдают в самих своих тяготах и усталости. Что опаснее бича? Однако же о побитых плетью апостолах написано: Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие ( Деян.5:41 ). Итак, что есть труд для умов тех, которым и наказание бичами не есть труд? Итак, человек рождается для труда, потому что тот, кто жадно ищет блага этого мира, истинно ощущает его зло. Действительно, ум, который обращен к вышним, тем самым двигается против всего внешнего (мирского). Поэтому хорошо добавлено: И птицы для полета ( Иов.5:7 ). Душа настолько освобождает себя от печали трудов, насколько она возвышается упованием на вышних. Не был ли как птица, рожденная для полета, Павел, перенесший так много скорбей и сказавший: Наше же жительство – на небесах ( Фил.3:20 )? И снова: Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный ( 2Кор.5:1 ).Он был словно птица, которая уже перелетела самую глубину и все еще остается телом на земле, но крылья надежды уже поднявшая вверх.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

«Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?» (ст. 4–5). Конечно же, с точки зрения книжников, легче сказать: «Прощаются тебе грехи», потому что многие люди, злоупотребляя тем, что духовные вещи невидимы, бросаются подобными выражениями или даже самими духовными понятиями. Они говорят, что главное — это внутреннее, духовное, но говорят так не потому, что для них это действительно является главным, а потому, что духовное, как они думают, никто не может увидеть и узнать. Однако они ошибаются, потому что увидеть то, что внутри человека, не может человек бездуховный, такой как фарисеи, а человек духовный может проникнуть в чужое сердце, может почувствовать или же заключить по поведению человека, что внутри он пустой. Да, действительно, главное — это духовное. Однако духовное всегда должно иметь и внешнее выражение. Человек, благоговеющий в сердце перед Богом, не может, например, вести себя развязно в церкви или перед какой-либо святыней. Желающий угодить Богу человек не может спокойно, без всякой на то причины нарушать посты. Человек, который любит Бога, не может не любить молитву, в том числе и внешнюю, не может пренебрегать исполнением того или иного правила или участием в богослужении, которое есть общественная молитва. Книжники же судили по себе, и потому когда услышали слова Господа: «Прощаются тебе грехи», то подумали: «Он сказал слова, которые ничего не значат, но дерзнул взять на Себя такую власть». Они не понимали того, что человек духовный никогда не дерзнет напрасно произнести такие слова, ему гораздо легче совершить какой-то внешний поступок, чем бросаться столь страшными в духовном отношении словами, ибо для него все духовное реально и действительно. Для книжников же это фантазия, потому что они не живут духовной жизнью и не знают ее. У человека, имеющего опыт в той или иной области, складывается точное понятие о тех вещах, которые он опытно знает. У какого-нибудь ремесленника, допустим, есть точное представление о том, как сделать то или иное изделие, потому что он имеет опыт, хотя не всегда может объяснить это другим.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Но в библейском языке «сердце» — нечто гораздо большее, «сердце» — это внутренняя сущность человека, бездонная глубина человеческой личности. Сердце является источником сознательной личности, мыслящей, свободной, местом окончательных решений, это также место неписаного закона, который вложен в человека. Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон. Они показывают, что дело закона написано у них в сердцах». Так объясняет апостол Павел, и мы целиком можем присоединиться, конечно, к его объяснению, потому что часто и неверующие люди могут совершать и действительно совершают много хороших дел. «Сердце» — место, где человек встречает Бога, где человек принимает решение избрать путь за Богом или отвергнуть этот путь, или какое-то время подождать: что-то еще не созрело в сердце, сердце еще не вместило в себя Дух Божий. О том, каково сердце человека, можно судить по разным внешним проявлениям человеческой личности. Например, внешний вид может вполне явить нам, что же на сердце человека. Если человек собран, аккуратен, подтянут, это располагает нас думать, что и сердце человека стремится к собранности, аккуратности, точности. Наоборот, если человек одет слишком ярко, кричаще, обращает на себя внимание, можно сделать вывод, что и сердце человека расположено больше к этому. О сердце можно судить и по выражению лица человека. В «Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова» говорится: «Сердце человека изменяет лицо его на хорошее или на худое». Как часто бывает, что черты лица, даже не очень правильные, тем не менее, не портят его, и лицо человека очень привлекательно. Глаза — зеркало души, они также отражают сердце человека, создают тот или иной облик. Но, конечно, полнее всего сердце выражается через дела и слова человека. Как и говорит Господь Иисус в Евангелии от Луки: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его».

http://azbyka.ru/propovedi/dobro-i-zlo-v...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010