И не пустой звук, не ложное слово говорили бы мы, когда поздравляли друг друга: С Рождеством Христовым! Тайна волхвов 14 «И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. …И вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его и, падши, поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» ( Мф. 2:9, 11 ). Тайну рождения в мире Божественной правды узнали волхвы. Высоко, на небе увидали они лучезарную звезду и пошли за ней и положили к ногам Младенца сокровища свои: золото, ладан и смирну. Внутренний смысл евангельских событий не подчинён «времени», он непреходящ. Внешнюю форму событий изучает история. Религиозное содержание их принадлежит вечности. И эта вечная, непреходящая сущность Евангельских событий повторяется, переживается душой каждого человека. Для каждого человека рано ли, поздно ли загорается Вифлеемская звезда, рано ли, поздно ли он приближается к тайне волхвов, ищет Божественную правду, приносит к подножию её все богатства свои: золото, ладан и смирну. У всех нас жизнь наполнена грязью, мусором, пошлостью, суетой. Но перед лицом смерти, вспоминая весь прожитый путь, человек всегда сознаёт, что то, чем была наполнена почти вся его жизнь, и что он считал таким важным, – на самом деле ничтожная мишура, которая умрёт вместе с ним. А то, что он считал неважным, что делал между прочим – любовь к людям и добрые дела, – на самом деле есть самое важное, нетленное, вечное, ради чего и надо было жить. И захочется человеку снова начать свою жизнь, чтобы делать уже теперь только одно важное: любить и творить добро. Все сокровища свои захочет он отдать Богу. Всю жизнь свою, всю душу свою. Счастлив тот, кто сознаёт всё это не в конце, а в начале жизни. Счастлив тот, кто не на краю могилы впервые видит «звезду на востоке». Праздник Рождества Христова ежегодно напоминает нам, погрязшим в житейской суете, – о великой тайне волхвов. Этот праздник зовёт нас хоть на один час оторваться от земного, поднять глаза свои к звёздному небу, увидать там звезду Правды Божьей и пойти за ней, чтобы поучиться отдавать Христу все сокровища свои и самое драгоценное из них – свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Когда Ирод умер, ангел Господень снова явился Иосифу во сне и сказал: „встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву: ибо умерли искавшие души Младенца“. Иосиф „встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву“. Прибывши в Палестину, сначала он хотел было снова поселиться в Вифлееме, куда, быть может, влекли его, как мы сказали, или недоконченные работы, или несведенные счеты с вифлеемскими жителями, так как он бежал в Египет слишком поспешно (Мф., 2: 14), или же наконец более легкие и более выгодные условия жизни, чем в Назарете, где он жил до своего путешествия в Вифлееме по случаю народной переписи; но, услышав на пути, что в Иудее, где находился Вифлеем, царствует сын Ирода, Архелай, едва-ли в жестокостях уступавший своему отцу 293 , Иосиф побоялся туда идти и получил во сне откровение, отправился в пределы галилейские и поселился в своем прежнем городе Назарете. По прошествии сорока дней после рождения, Иисус был принесен во храм, как того требовал закон Моисеев ( Исх. 13: 2 ; Числ 8: 16 ), в силу которого же в восьмой день Он был обрезан и назван Иисусом. В это время в Иерусалиме проживал один благочестивый старец, именем Симеон, которому было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти до тех пор, пока не увидит Христа Господня. И вот, когда Сын Божий в первый раз явился в дом Своего Отца, как посвященный Господу, –благочестивый старец, исполненный Духа Святого, пришел в храм и, увидевши Отроча, познал в Нем своего обетованного Искупителя, и, взяв Его на свои старческие руки, сказал: „ныне отпущаеш раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал перед лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля“, а удивлявшейся Марии Симеон сказал в духе пророческого вдохновения: „се лежит Сей на падение и на восстание многих во Израиле и в предмет пререканий. И тебе самой оружие пройдет душу“. Таким образом Симеон первый прославляет Христа, как Искупителя не иудеев только, но и язычников. Тут же в храме была при этом и престарелая восмидесятичетырехлетняя вдова, Анна-пророчица, посвятившая себя на служение Богу, которая, также прославляя Господа, говорила о Христе всем ожидавшим избавления во Иерусалиме. Окончив обряд посвящения Господу Иисуса, Иосиф и Мария снова возвратились в свой город Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Он же сказал им: «Зачем вам было искать меня? Или вы не знали, что Мне надлежит быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. А Матерь Его сохраняла все слова Его в сердце своем. 10. Иоанн Креститель, его жизнь и проповедь ( Ин. 1:1–34 ; Мф. 3:1–12 ; Мк. 1:1–8 ; Лк. 3:1–20 ) Когда, после ухода волхвов, Ирод приказал избить младенцев, то Иисус Христос, как известно, был отправлен старцем Иосифом в Египет, а младенец Иоанн, будущий Креститель Его, скрывался в пустынных местах. Там он возрастал и укреплялся духом до дня явления своего Израилю ( Лк. 1:80 ). Но вот наступило время и Иоанн вышел из своего уединения. «Был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии в пустыне», говорит Евангелист Лука, «Иоанн проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов». Это было в 779 году от основания Рима, когда уже пятнадцатый год правил император Тиверий , а Палестина (Иудея), потеряв свою независимость, превратилась в Римскую провинцию. В центре этой провинции, в Иерусалиме, был в это время правителем римский чиновник прокуратор Понтий Пилат , а в окрестных областях правили: Ирод Антипа в Галилее (где находились тогда Христос и Иоанн Креститель), Филипп , брат его, в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний – в Авилинии ( Лк. 3:1 ). Ирод и Филипп были сыновьями Ирода Великого, который избил вифлеемских младенцев. Оба брата, хотя и были наследниками своего отца, но большого политического значения не имели и всецело зависели от римской власти. Первосвященниками в этот период были Анна и Каиафа , которые впоследствии в Синедрионе судили Христа. Внешний вид Иоанна Крестителя привлекал всеобщее внимание. Он был высокого роста, крепкого сложения, закаленный суровой жизнью пустынника. Всегда постился, никогда не пил вина (хотя вино было во всеобщем употреблении), скудно питался акридами и диким медом, носил грубую из верблюжьей шерсти одежду, подпоясывался простым кожаным ремнем. Лицо его было бледно и обрамлено небольшой темной бородой и усами; густые черные волосы опускались на плечи. Так передает его внешность Священное Предание и отчасти Священное Писание.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   54    «По смерти же Ирода, се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египет и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души младенца (Мф. 2:19—20). Господь попускает иногда злым делам сатаны. Но Господь же и останавливает их. Злой Ирод – гонитель Богомладенца и убийца 14 тысяч вифлеемских младенцев – умер, и прекратилось гонение на Спаситаля... Так и для рабов Божиих: днги гонений чередуются с днями мира внешнего. А всем этим руководит Сам Господь. Поэтому не нужно нам скорбеть, а всецело положиться на Господа, как призывает св. Апостол: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушенным сверх силы» (Кор. 10:13).    55    «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор. 9:1). Как можем мы подражать великому Апостолу? Как вы? Слабые и грешные. Можем ли мы сравняться с апостолом Павлом? – Даже об этом говорить нечего!.. Добрый христианин вовсе не стремится непременно стать равным великому Апостолу и вообще Апостолам. Он гонит от себя эту гордую мысль... Но христианина влекут добродетели св. Апостолов: их огненная ревность о славе Божией, самоотвержение даже до смерти, при проповедывании слова Божия, их любовь до мучений – к Богу-Спасителю, их необычайное терпение скорбей и болезней... Христианин, слыша и читая об этих славных трудах и болезнях Апостолов, сам воспламеняфется готовностью от всей души подражать великим подвижникам... И эту ревность не нужно ослабевать, а напротив, поощрять в себе... Это – святое, славное дело... А о том, чтобы быть непременно равным тому или другому Апостолу, – об этом нет и дум у христианского труженика: такова психология православного христианина, стремящегося подражать святым Апостолам Христовым в делах веры и любви христиан.    207 августа 1927 г.    56    «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники: и потому что Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Мф. 6:31—32). Когда человек перестал верить в Бога и отошел от всех духовных стремлений, – он с такой же страстью отдается заботе о всем внешнем: пище, одежде, доме.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Блаженный Феофилакт под Рахилью понимает весь город Вифлеем. Рахиль, плачущая о детях своих, – это и символ безутешного горя о погибших детях (потерянных для иудаизма), которое сводит и саму мать их (то есть ветхозаветную церковь ) в могилу. Жизнь Рахили, жены патриарха Иакова, оборвалась внезапно между Вифлеемом и Иерусалимом, так и жизнь Господа Иисуса Христа – от Вифлеема (рождение) до Иерусалима (распятие). Этим евангелист Матфей как бы подсказывает нам, что не напрасно погибли Вифлеемские младенцы, за Него они умерли, и страдали, но это нисколько не спасло еврейский народ от духовной смерти, нечувствия Христа (Мессии). И далее мы читаем: Мф.2:19 . «По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте». Как известно: смерть грешников люта! Блаженный Феофилакт так описывает смерть царя Ирода: «Горькую кончину имел Ирод, извергнув свою злую душу горячкою, болью в животе, зудом, кривизной ног, гниением срамного члена, порождавшим червей, одышкою, дрожанием и судорогой членов» . Сразу же сказав о смерти тирана, апостол Матфей говорит о призыве к освобождению: Мф.2:19–20 . «…се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца». Смерть тиранов, эксплуататоров и политических злодеев всегда оборачивается радостью для народа Божия. Известно, что святитель Василий Великий молился о смерти римского императора Юлиана Отступника. Следовательно, наша молитва за властей, если они нечестивы, ускорит их гибель, а если они благочестивы, продлит их правление. Сказано: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих…» ( 1Тим.2:1–2 ) Конечно! Молитва – это доброе дело, но для нечестивых тиранов и эксплуататоров собственного народа она может оказаться началом их погибели. Сказано: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ( Рим.12:20–21 ). Таким образом, наши молитвы, которые есть «благоухание Богу в спасаемых и в погибающих», то есть кающихся, для нераскаянных грешников – «запах смертоносный на смерть» ( 2Кор.2:17–16 ). Посему усилим наши молитвы за правителей и властей, при их благочестии эти молитвы принесут им благословение, равно как и при их злочестии принесут им смерть и проклятие.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

По какой причине Иосиф и Мария путешествовали из Назарета, где жили, в Вифлеем? Перед рождением Спасителя вышло от царя повеление сделать народную перепись. Для этого каждому еврею должно было идти в тот город, из которого он происходил. Иосиф и Мария происходили из города Вифлеема. Жили же они в другом городе, Назарете. Поэтому из Назарета отправились они Вифлеем. Почему Иосиф и Мария остановились ночевать не в самом городе, а близ него, в пещере? Здесь, по своей бедности и потому, что в гостинице было много народу, остановились они ночевать близ города в вертепе, т. е. в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. Где пресвятая Богородица родила Спасителя и куда положила его по рождении? Марии настало время родить. Она (25 декабря) родила сына, спеленала и положила в ясли, т. е. место, куда кладут сено для скота. Кто первые и каким образом узнали о рождении Спасителя? Никто не знал о рождении Спасителя. В ночь рождения Его пастухи Вифлеемские были на поле со своими стадами. Вдруг явился им ангел. Пастухи испугались. Ангел сказал им: «не бойтесь; я возвещаю вам радость, которая будет для всех людей: вам рожден Спаситель. Вы можете увидеть Его в Вифлееме; Он спеленатым лежит теперь в пещере, в яслях». Что пели явившиеся на небе ангелы, при возвещении пастухам о рождении Спасителя? В это время на небе явилось великое множество ангелов, которые пели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, к человекам благоволение» (т. е. любовь!) И с этим видение кончилось. Что сделали пастухи, после того как ангелы возвестили им о рождении Спасителя? Тогда пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что случилось». Что сделали пастухи, нашед в пещере младенца Иисуса, Марию и Иосифа? Пошли. Вошли в пещеру, и нашли там Марию, Иосифа и Младенца Иисуса, лежащего в яслях. Поклонились Ему и рассказали Иосифу и Марии все, что они слышали от ангела. Кто еще с востока приходил на поклонение родившемуся Спасителю? Вскоре после рождения, также на поклонение Спасителю пришли так называемые волхвы, т.е. мудрецы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/n...

И далее мы читаем: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2: 16). Петр Хризолог так истолковал эти слова: «А что же Христос? Зная наперед будущее, ведая тайное, Судия намерений, Надзиратель помышлений, почему Он оставил тех, которых, как Он знал, станут разыскивать из-за Него, и ведал, что из-за Него убьют? Новорожденный Царь и Царь Небесный, почему Он пренебрег Своими воинами ради собственной безопасности? Почему Он пренебрег войском Своих ровесников? Почему Он оставил стражей, вынутых из своих колыбелей, так что враг, намеревавшийся разыскать только царя, выступил против всего войска? Братья, Христос не презрел, но превознес Своих воинов, которым дал [возможность] торжествовать прежде, чем жить, которым позволил одержать победу без сражения, которых Он одарил венцами прежде, чем членами [тела], и которые по Его воле путем страданий прошли мимо пороков, обрели Небесное прежде земного и сочетались с Божественным еще прежде земного. Следовательно, Христос выслал вперед Своих воинов, а не бросил; Он принял Свое войско, а не оставил» . Здесь мы видим, как судьба Вифлеемских младенцев образно перекликается с судьбою Страждущего Христа-Мессии. И далее мы читаем: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф. 2: 17–18). Блаженный Феофилакт под Рахилью понимает весь город Вифлеем. Рахиль, плачущая о детях своих, – это и символ безутешного горя о погибших детях (потерянных для иудаизма), которое сводит и саму мать их (то есть ветхозаветную Церковь) в могилу. Жизнь Рахили, жены патриарха Иакова, оборвалась внезапно между Вифлеемом и Иерусалимом, так и жизнь Господа Иисуса Христа – от Вифлеема (рождение) до Иерусалима (распятие). Этим евангелист Матфей как бы подсказывает нам, что не напрасно погибли Вифлеемские младенцы, за Него они умерли и страдали, но это нисколько не спасло еврейский народ от духовной смерти, нечувствия Христа (Мессии).

http://pravoslavie.ru/93278.html

По преданию, Вифлеемские младенцы, избиенные царем Иродом, были погребены в пещере вблизи места Рождества Христова – как первые мученики, принявшие смерть за Него. Тропарь мученикам 14000 младенцам, глас 1 Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша,/умолен буди, Господи,/и вся наша болезни исцели,//Человеколюбче, молимся. Кондак, глас 4 Звезда волхвы посла к Рождшемуся,/и Ирод неправедное воинство посла люто,//убити мня во яслех яко Младенца лежаща. Ин Кондак, глас 6 В Вифлееме рождшуся Царю, волсви от Персиды с дары приходят,/звездою свыше наставляеми,/но Ирод смущается и пожинает младенцы, яко пшеницу,/и рыдает себе,/яко держава его вскоре разорится. Стихира, глас 8 Иисусу рождшуся в Вифлееме Иудейстем,/Иудейская держава упразднися./ Да играют младенцы, за Христа закалаеми,/Иудея да рыдает:/глас бо слышан бысть в Раме,/Рахиль, плачущи, рыдает,/якоже пишет, по чадех своих:/младенцы бо избив, Ирод пребеззаконный/исполняше Писание,/Иудею насыщая неповинныя крове;/ и земля убо червленяшеся кровьми младенцев,/от язык же Церковь таинственне очищается/и в красоту одеяется./ Прииде истина,/Бог явися в сени седящим, от Девы родивыйся,/во еже спасти нас. Светилен младенцев Злачную ниву младенец, богоборствуя Ирод,/послав, незрелую пожа, окаянный,/и, рождшагося Господа не возмог убити,/всякаго срама исполняется. Поле пастухов Евангелие от Луки 2, 8–20 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

В этой пещере Пресвятая Дева Мария родила Сына, Который есть Предвечный Бог , спеленала Его и положила в ясли. § 6. Поклонение вифлеемских пастырей родившемуся Господу. (Лук. 2, 7–20). Была ночь, когда Господь благоволил родиться. Не вдалеке от пещеры вифлеемской пастухи держали в поле ночную стражу у своего стада. Вдруг среди ночного мрака осиял их небесный свет, и предстал им Ангел Господень. Пастухи испугались. «Не бойтесь», сказал им Ангел: «я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях». В эту минуту вдруг, вместе с Ангелом благовестником, явилось множество небесных воинств, который радовались счастью людей и прославляли Бога, восклицая: „слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках Когда ангельские воинства скрылись и голоса их смолкли, то пастухи нашли знакомую пещеру, увидели Младенца, лежащего в яслях, и поклонились Ему. Потом они рассказали Иосифу и Марий о бывшем им видении. Все слышавшие дивились речам их, а Мария слагала все сии слова в сердце своем, т. е. запомнила их до малейшей подробности, но не хвалилась и не гордилась Своим величием, а только славила и благодарила Господа в глубине души Своей. § 7. Поклонение восточных мудрецов родившемуся Господу. (Мф. 2, 1–12) Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходить звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава н сокрушает всех сынов Сифовых (пророчество Валаама. Числ. 24, 17 ). Цари Фарсиса и островов поднесут Ему дань; цари Аравии н Савы принесут дары. И поклонятся ему все цари; все народы будут служить Ему ( Псал. 71, 10, 11 ). В Иудейской стране еще не многие знали о рождении Господа Спасителя, а между тем с востока уже шли волхвы поклониться Ему. Это были ученые люди, занимавшиеся в особенности наблюдением звезд. Уже около двух лет они наблюдали необыкновенную звезду на небе, и так как везде в это время ожидали явления великого царя и именно из Иудей, то они подумали не родился ли этот великий царь.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

В эту радостную спасительную ночь ликовали небеса и земная природа, но люди спали – спал глубоким сном и Израиль. Он спал не только телесным сном, но и сном гораздо более глубоким и ужасным – сном духовным. Руководители еврейского народа, которые первыми должны были с радостью встретить своего Мессию, не могли и подумать, что Христос придет в таком смирении и уничижении. Их недуховные взоры обращались к роскошным дворцам, ибо оттуда они ожидали пришествия своего мессии – земного царя. Вот почему не им, а простым вифлеемским пастухам, людям с простым, добрым сердцем, Господь открыл радостную весть о рождении Христа Спасителя. В эту святую ночь на холмах Иудеи пастухи сторожили свои стада. Быть может, они тихо беседовали о скором наступлении мессианских времен или просто думали об этом, как вдруг небо озарилось светом и Слава Господня осияла их. Перед собой они увидели Ангела Божия. Пастухи испугались, но посланник Небес сказал им: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Не успели еще отзвучать слова Ангельского благовестия, как пастухи увидели множество других Ангелов, которые дивным неземным пением прославляли Бога, взывая: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» Пение небесных посланников постепенно становилось тише и тише, пока Ангелы совсем не скрылись в глубинах ночи. На небе сияли лишь яркие звезды. Тогда пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь». Придя в Вифлеем, они нашли там пещеру и увидели в ней Деву Богородицу, Иосифа и Божественного Младенца, лежащего в яслях. Пастухи поклонились Младенцу-Христу и рассказали о явлении им в поле ангелов. Святая Дева Мария радовалась словам пастухов», слагая их в сердце Своем». Так на вифлеемских пастухах сбылись слова Спасителя: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф. 5:8 ). Обрезание и Сретение Господне. Лк. 2:21–30

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010