Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Поруган бысть (осмеян) от волхвов. Ирод подумал, что, если не возвратились к нему волхвы, то значит, хотели насмеяться над ним. Блаж. Феофилакт замечает при этом: «Как Фараону Бог посмеялся чрез Моисея, так Ироду чрез волхвов; так как они оба были детоубийцы – Фараон убивал в Египте еврейских детей мужского пола, а Ирод избил детей Вифлеемских». Послав, изба вся дети (всех младенцев) в Вифлееме. Он хотел было убить только одного новорожденного царя Иудейского Иисуса, но, обманувшись, решился достигнуть этой цели, избив всех младенцев Его возраста и пола. Ирод был сколько жесток, столько же и подозрителен (чит. объясн. 3 ст.). Избил младенцев не в одном Вифлееме, но и во всех пределах, т. е. окрестностях его, чтобы вполне достигнуть своей цели убить Иисуса. Так избито было их 14000. Все они пострадали за Христа и чтутся церковью, как св. мученики, 29 декабря. «Кто может описать Вифлеемское бедствие?», – восклицает св. Григорий Нисский . «Кто изобразит это всеобщее рыдание, этот жалостный вопль детей, матерей, отцов и родных?..» 17. Тогда сбыстс реченное пррокомъ, глаголющимъ: Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: 18. гласъ въ рам слышанъ бысть, плачь и и вопль многъ: рахиль плачщис чадъ своихъ, и не хотше утшитис, к не сть. глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. Рама – небольшой городок, в колене Вениамина, недалеко от Вифлеема. Здесь некогда полководец Новохудоносора, Навузардан, по разрушении царства Иудейского, собрал Иудеев для того, чтобы отвести в плен, в Вавилон ( Иер. 40:1 ). Пророк Иеремия был очевидцем бедствия отведения в плен, и он представляет это бедствие под таким образом, что Рахиль, праматерь колена Вениаминова, которая была погребена близ Вифлеема, плачет об отводимых Иудеях из своей земли в неволю, как бы на смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Mф. II:13–23 . Отпустив волхвов в Вифлеем, Ирод каждый день нетерпеливо ожидал возвращения их; но они не являлись. Узнав, наконец, что волхвы уже оставили пределы его царства, он, в порыве ярости, послал избить в вифлеемском округе всех детей мужского пола от двух лет и ниже. Кровь невинных полилась рекой. Четырнадцать тысяч младенцев пало под ударами палачей Ирода. Плач, рыдание и вопль отчаянных матерей огласили всю страну. Ирод надеялся, что при этом всеобщем избиении младенцев не избегнет смерти и новорожденный царь Иудейский, но Промысел не допустил исполниться такой преступной надеже. Еще прежде, чем Ирод обнародовал свое жестокое повеление, Ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал: – Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе. Ирод станет искать Младенца, чтобы погубить Его. Иосиф, проснувшись, тотчас же исполнил повеление Ангела – взял Младенца, Матерь Его и ночью отправился в Египет. Между тем Ирод, вскоре после совершения своего ужасного злодейства, впал в тяжкую, необычайную болезнь. Скрытый огонь непрестанно пожирал его внутренность и порождал ничем неутолимую жажду. В теле образовались раны, кишевшие червями и издававшие нестерпимое зловоние. Все члены стягивались судорогами. Ноги распухли и налились жгучей жидкостью. Пособия врачей только усиливали болезнь. После долгих неизобразимых страданий он, наконец, испустил свой дух для других, более страшных нескончаемых мучений. 4 § 10. Сретение Иисуса Христа Симеоном и Анною во храме Лk. II:21–40 . По смерти Ирода, Ангел Господень явился снова во сне Иосифу и сказал: – Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву: искавшие души Его умерли. Иосиф оставил Египет и пришел в Иерусалим. В это время исполнилось сорок дней от рождения Богомладенца и родители Его принесли Его во храм для представления Господу. По закону Моисееву так было поступаемо со всеми первенцами мужского пола. Богатые при сем случае приносили в жертву волов и агнцев, бедные же пару голубей. Мария же принесла за своего первенца пару птенцов голубиных 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Но волхвы пришли в Иерусалим в самый день Рождества и поклонились Христу в Вифлееме, и иным путем отошли в страну свою: поэтому Ирод не тотчас же узнал, что осмеян ими, но полагал сначала, что они, не нашедши искомого младенца и устыдившись своей ошибки, не посмели явиться к нему и тайно, со стыдом, вернулись к себе. Затем, спустя сорок дней, совершилось во храме Соломоновом славное событие: старец Симеон и Анна пророчица [ 1 ] встретили здесь Божественного Младенца, принесенного Богоматерью в день очищения [ 2 ], и засвидетельствовали о Христе и много явно благовествовали о Нем народу. Слух обо всем, что произошло во храме во время Сретения Господня распространился по всему Иерусалиму и достиг до царя. Тогда Ирод понял, что это и есть воистину искомый Младенец и что справедливо было сказанное волхвами о новорожденном Царе, Которого они нашли в Вифлееме, но не возвратились к Ироду, презрев его власть. Беззаконный Ирод разъярился необычайно. Он тотчас же стал пытаться найти Младенца с помощью коварства и тайных ухищрений, но не мог, ибо Иосиф бежал с Ним в Египет тотчас же после бывшего ему видения. Старания Ирода найти Христа продолжались в течения года. После этого ему по какой-то причине понадобилось отправиться в Рим к Кесарю, и Ирод был в великом смущении, что еще не нашел искомого Младенца, ибо боялся, как бы в его отсутствия не нашелся и не прославился в народе новый царь, и не отнял бы у него Иудейское царство. Поэтому он тотчас же решил в уме своем избить всех детей Вифлеемских, чтобы погубить, таким образом, вместе с ними и родившегося Царя. И совершилось это беззаконное детоубийство в первый год по Рождестве Христовом, 29 декабря; в этот день и принято Церковью праздновать память избиенных младенцев. От времени же появления звезды прошло тогда один год и девять месяцев. А то, что Ирод избил младенцев от двух лет и ниже, это он сделал из боязни и для большей безопасности. Так святой Златоуст говорит: «Не дивись, что Ирод повелел избивать младенцев от двух лет и ниже: ярость и боязнь сошлись в мучителе; поэтому Ирод стал весьма осторожен, и от великой боязни обрёк на убиения и более старший возраст».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Мф.2:16 . Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. «Увидев себя осмеянным от волхвов »: волхвы, не возвратившись к Ироду, конечно, не имели в мысли насмеяться над ним; но Ирод так понял, что они насмеялись над ним, не исполнив его повеления. Лучше же сказать, ему Сам Бог посмеялся чрез волхвов. «Как Фараону Бог посмеялся чрез Моисея, так Ироду – чрез волхвов, так как оба они, и Ирод и Фараон, были детоубийцы – Фараон потому, что убивал в Египте еврейских детей мужеского пола, а Ирод потому, что избил детей вифлеемских» (Феофил.). – «Избить всех младенцев»: он хотел убить одного новорожденного царя иудейского, узнав точно о рождении Его, но, обманувшись, он решился достигнуть той же цели, избив всех младенцев его возраста и пола. Такая жестокость была совершенно в характере Ирода, как видно из сказаний о разных злодействах и зверских поступках его Иосифа Флавия. – «В Вифлееме и во всех пределах его»: не удовлетворился Вифлеемом только, на который, как на место рождения нового Царя, указывало пророчество и Синедрион, но простер жестокое повеление и на окрестности, чтобы вернее достигнуть своей цели – убить новорожденного Царя. – «По времени, которое выведал»: Ирод, вероятно, думал, что время первого явления звезды есть время рождения Царя иудейского; вот почему он и выпытывал об этом времени от волхвов, а потом отдал приказание убить всех младенцев, родившихся приблизительно около этого времени, – даже несколько ранее, чтобы тем вернее достигнуть цели. Мф.2:17–18 . Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. «Сбылось»: см. прим. к Мф.1:22 – «Глас в Раме» и пр.: это пророческое место взято из книги Пророка Иеремии ( Иер.31,15 ) по переводу семидесяти. Рама – небольшой городок в колене Вениаминовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Как задумано, так было и сделано. По случаю переписи в то время не только Вифлеем, но и все окрестности его были переполнены потомками Царя Давида. Многие пришли сюда со своими малютками. И вот в этот-то время Ирод послал своих воинов жестокосердных, чтобы избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал у волхвов. Приняты были, конечно, предосторожности, чтобы не уцелел ни один из младенцев, обречённых на смерть. Может быть, сначала под каким-нибудь предлогом малюток отобрали у родителей и потом вдруг всех умертвили. Предание говорит, что до 14.000 невинных младенцев пострадало тогда за Христа. Тысячи семейств повержены были в ужас и горесть. Вифлеемские мирные поля, на которых недавно слышалось пение Ангелов, славословивших Рождество Христово, огласились теперь стонами и воплями невинных страдальцев. “Кто может описать вифлеемское бедствие? – восклицает святой Григорий Нисский . – Кто изобразит это всеобщее рыдание, этот жалостный вопль детей, матерей, отцов и родных? Кто представит это бедствие во всех видах его, со всеми подробностями?” Сердце человеческое невольно скорбит, внимая сему повествованию, и невольно вопрошает: почему Господь попустил это избиение младенцев? “Потому, – отвечает святой Златоуст, – что всякую неправедную обиду Бог вменяет нам или в отпущение грехов или готовит нам за неё награду и блистательнейшие венцы.” Может быть, кто-то скажет, что те дети, достигнув определённого возраста, могли бы совершить великие дела. Но Бог не допустил бы их ранней смерти, если бы им предстояло стать великими людьми. Напротив, они легко могли бы стать в числе тех, кто кричал: Распни, распни Его! Кровь Его на нас и на детях наших. ( Лк. 23:21 , Мф. 27:25 ) Может быть, на них обрушились бы те скорби и беды, о которых Господь говорит перед Своими страданиями: …ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! ( Лк. 23:29 ) И это-то блаженство теперь досталось вифлеемским матерям. Им лучше было потерять детей в невинном возрасте, чем видеть их несчастную смерть или ужасные бедствия впоследствии, когда они стали бы опорою их немощной старости. “Таковы, – говорит святой Златоуст, – наши причины; впрочем, это не всё: есть и другие, сокровеннейшие, которые ведает только един Господь.”

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

    Когда же они отошли, се, ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его. Видишь, для чего Бог допустил, чтобы Дева была обручена! Ибо здесь видно тебе, что обручение сделано было с той целью, чтобы Иосиф заботился о ней и пекся. Он не сказал: «возьми жену твою», но «Матерь Его». Ибо, когда подозрение исчезло и праведник удостоверился из чудес при рождении, что все от Духа Святого, то не называет уже Ее женою его.     И беги во Египет. Бежит и Господь, чтобы уверовали, что Он действительно есть и человек. Ибо если бы Он, находясь в руках Ирода, не был убит, то показалось бы, что Он воплотился призрачно. В Египет бежит, чтобы и его освятить, ибо два места были притонами всякого зла: Вавилон и Египет. Итак, поклонение Вавилона Он принял чрез волхвов, Египет же освятил собственным присутствием.     И будь там, доколе не скажу тебе. «Будь там» вместо: «будешь там» до тех пор, пока не получишь повеления от Бога. И нам не должно ничего делать помимо воли Божией.     Ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Обрати внимание на безумие человека, который желает победить волю Божию. Ибо если родившийся не от Бога, то чего бояться? Если же от Бога, то каким образом погубишь Младенца?     Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Иудеи говорят, что это сказано было из-за народа, который Моисей вывел из Египта. Отвечаем: и о народе сказано нечто новое преобразовательно, истинно же исполнилось оно на Христе. Затем, кто есть Сын Божий? Народ ли, поклоняющийся идолу Веельфегору и истуканам, или истинный Сын Божий?     Тогда Ирод, увидев себя осмеянным от волхвов. Как фараону Бог посмеялся чрез Моисея, так и Ироду посмеялся чрез волхвов, так как оба, и Ирод и фараон, были детоубийцами: фараон избивал в Египте еврейских детей мужского пола, а Ирод детей вифлеемских.     Весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Волхвы отправились в Вифлеем, нашли Божественного Младенца, поклонились Ему и принесли дары: золото, ладан и смирну. Ночью волхвы получили от Бога повеление не возвращаться к Ироду, и они другой дорогой пришли в свою страну. Тропарь праздника Рождества Иисуса Христа. Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе. Возсия мирови свет разума – озарило мир светом познания; звездам служащии – волхвы, которые служили, поклонялись звездам; ведети – знать. Кондак праздника. Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог. Пресущественный – имеющий высочайшее, Божественное Существо; вертеп – пещера; пастырь – пастух; нас бо ради – потому что для нас; Отроча младомладенец. Избиение Вифлеемских младенце. Бегство Иосифа с Богомладенцем и Матерью Его в Египет и возвращение оттуда (Мф. 2:13–23) Ирод с нетерпением ожидал возвращения волхвов из Вифлеема. Наконец, когда он узнал, что волхвы другим путем отправились в свою страну, то он весьма разгневался и приказала избить в Вифлееме и в окрестностях его всех младенцев мужского пола начиная от двух лет и ниже; он думал погубить Божественного Младенца. Но Бог не допустил исполниться злому намерению Ирода. Ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал ему: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и живи там до тех пор, пока не скажу тебе. Ибо Ирод станет искать Младенца, чтобы погубить Его». Иосиф исполнил повеление Ангела. Он взял Богомладенца и Матерь Его и пошел в Египет и жил там до смерти Ирода. После его смерти святое семейство возвратилось в отечество и поселилось в Галилейском городе Назарет. Вифлеемские младенцы, умерщвленные по приказанию царя Ирода, были первыми мучениками за Иисуса Христа. Православная Церковь празднует память их 29-го декабря. Вера в Господа Иисуса Христа Сына Божия

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Поучение в неделю по Рождестве Христове Глас в Раме слышан бысть, плач и рыдание, и вопль мног. Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть ( Матф. 2:18 ). В настоящую неделю св. Церковь совершает память Св. младенцев, от Ирода царя за Младенца – Христа невинно избиенных. Расскажем кратко историю о избиении сих младенцев, а из истории извлечем для себя и слово назидания. Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов, что в городе Вифлееме, от Пресвятой Девы Марии, нашего ради спасения, родился Царь – Господь наш Иисус Христос, то он смутился и хотел убить родившегося Младенца – Христа. Но когда не мог Его найти, тогда повелел избить в Вифлееме и во всех пределах его всех младенцев мужеского пола от двух лет и ниже. Для чего дал он такое немилостивое повеление? Для того, чтобы в числе младенцев убить и Младенца Иисуса Христа: ибо он боялся, чтобы Иисус Христос, как новый Царь, не отнял у него царства его. И было избито невинных младенцев четырнадцать тысяч. Теперь представьте себе, сколько было плача и рыдания от беззащитных матерей, лишившихся своих детей! В нынешнем Евангелии так об этом говорится: глас в Раме слышан был, плач и рыдание, и вопль великий: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. Рама – это город, стоящий на высокой горе, недалеко от Вифлеема. Рахилью назван Вифлеем, потому что в пределах его погребены кости жены праотца Иакова Рахили. От ее имени и Вифлеем назван Рахилию. В этом-то, говорю, городе Раме был слышан голос Вифлеемских матерей, горько плакавших о избиении невинных своих детей. О горьком плаче и рыдании этих неутешных матерей св. Иоанн Дамаскин так беседует: «матери, претерпевшие болезни в рождении, по убиении младенцев, сидели с раскрытыми головами, на воздух руки простирали, терзали свои волосы, землею посыпали свои головы, представляли свидетелем небо, обливались горькими слезами, и царю Ироду, пред ними не находящемуся, как бы ему самому говорили: «какое это, о царь, новое твое о нас повеление? Не отец ли ты своим детям? Неужели не знаешь, как родители любят своих детей? Звезда ли тебя оскорбила: почему не стреляешь на небо, но изсушаешь наши сосцы, носящие млеко? Волхвы ли сделали тебе зло: почему не воюешь на Персиду, но Вифлеем делаешь бесчадным? Если родился Новый Царь, и ты узнал о Нем из книг, то возьми Гавриила (Архангела), и посади его в темницу» (Чет.-Мин. 29 декабря).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Римский император Август повелел сделать в подчиненной ему земле иудейской народную перепись. Для этого каждый иудей должен был идти записаться в том городе, где жили его предки. Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давидова и потому отправились из Назарета в город Давидов Вифлеем. Здесь они не могли найти себе места в доме, так как по случаю переписи в Вифлееме собралось очень много народа,и остановились за городом, в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. Здесь ночью Пресвятая Дева Мария родила Младенца, спеленала Его и положила в ясли. В ночь Рождества Христова пастухи вифлеемские пасли свои стада в поле. Вдруг их осиял свет, и пред ними явился ангел. Пастухи испугались. Но ангел сказал им: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: в эту ночь в городе Давидовом родился Спаситель, Который есть Христос Господь, и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». В это время на небе явилось множество ангелов, которые славили Бога и пели: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Когда ангелы скрылись, пастухи стали говорить: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, о чем возвестил нам Господь». Они пришли в пещеру и нашли там Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Младенцу и рассказали Иосифу и Марии о том, что видели и слышали от ангелов. В восьмой день по рождении над Младенцем было совершено обрезание, и наречено Ему имя Иисусу. Песнопения в честь праздника Рождества Христова: Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе! ( Рождество Твое, Христе Боже наш, просветило мир светом познания, потому что в нем поклоняющиеся звездам звездою были научены поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познать Тебя, Восток с высоты; Господи, слава Тебе!). Дева днесь Пресущественнаго ( существующего прежде всего) раждает,и земля вертеп (в пещеру) Неприступному приносит; ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Торжество Праздника Рождества Христова усугубляется для Русской Церкви воспоминанием об избавлении нашего отечества от галлов и с ними дванадесяти языков в 1812 году. Из книги " Закон Божий " , Серафима Слободского Рождество Христово Во время царствования в Иудее Ирода, который был под властью Рима, римский император Август издал повеление сделать в подчиненной ему земле иудейской всенародную перепись. Каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки. Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давидова и потому отправились из Назарета в город Давидов Вифлеем. Придя в Вифлеем, они не могли найти себе места в доме, в гостинице, и остановились за городом, в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Младенец - Сын Божий, Христос Спаситель мира. Она спеленала Божественного Младенца и положила Его в ясли, куда кладут корм для скота. Вифлеемские пастухи первые узнали о рождении Спасителя. В эту ночь они пасли свои стада в поле. Вдруг явился перед ними ангел Божий, и свет Господень осиял их. Пастухи испугались. Ангел же сказал им: " не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне родился в городе Давидовом (то есть Вифлееме) Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях " . Как только ангел сказал это пастухам, внезапно явилось с ним множество других ангелов. Они славили Бога и пели: " слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение " . Когда ангелы скрылись, пастухи сказали друг другу: " пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь " . Они, поспешив, пришли в пещеру и увидели там Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Младенцу и рассказали о том, что видели и слышали от ангелов. Мария же сохраняла в сердце Своем все слова их. После этого, пастухи возвратились к стадам своим, славя и благодаря Бога за все, что слышали и видели.

http://zavet.ru/k/christmas/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010