Таким образом, если все слабые, презренные утешены, возведены сейчас в свое человеческое достоинство, то это исключительно благодаря учению рожденного Мариею Спасителя. Вот почему мы имеем все причины радоваться рождению Той, Которая родила нам этого Спасителя, и все побуждения от души молиться, чтобы новейшему духу времени не удалось разрушить здание христианства и вверх дном опрокинуть весь мир богооткровенных понятий, к чему делаются попытки, ибо, если бы это удалось, тогда все здание человеческого общества так же быстро распалось бы, как распалось Римское языческое царство. Да сохранит нас от сего Бог ! Аминь. Слово на Рождество Христово 64 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях ( Лк.2:16 ) Земля, возлюбленные слушатели, сначала была раем, полным счастья и блаженства, но грех первых людей превратил ее в плачевную юдоль бед и скорбей, болезней и смерти. Этого мало. Он положил средостение между тварью и Творцом, человека удалил от своего Бога, дитя отторг от недр Отца и чрез это погрузил весь род человеческий в бездну вечной погибели, вечной смерти. Но Господь не захотел оставить его в таком бедственном положении. По бесконечной любви Своей к нему, Он восхотел снова возвратить ему то, что потерял он в лице своих прародителей. Он тотчас же обещал ему Спасителя, Который должен был раздавить главу змия и примирить человека с Богом. Несколько тысяч лет люди тщетно ожидали пришествия этого Искупителя, и вот видите, в то время, когда никто об этом и не думал и не предощущал, Он вдруг сошел с неба на землю. В одну ночь вифлеемские пастухи пасли в поле стада свои. Вдруг озарил их свет небесный, и явившийся из него Ангел сказал им: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях ( Лк.2:10–11 ). Это было, братие, в первую ночь Рождества Христова. Но вот мы снова переживаем сейчас эту Рождественскую ночь, и слово Божие снова сообщает нам ту же самую весть, которую Ангел впервые принес пастухам Вифлеемским. Что же должны мы сегодня сделать, чтобы достойно провести этот великий праздник? Сделаем то же, что сделали и пастухи: скажем и мы друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь ( Лк.2:15 ). А что же мы видим и найдем там? То же самое, что нашли и увидели пастухи: нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях ( Лк.2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Х. (см. также ст. Сретение Господне ). Согласно евангелисту Матфею, в правление царя Ирода Великого в Иерусалим с Востока пришли волхвы , чтобы поклониться «родившемуся Царю Иудейскому», ибо они «видели звезду Его на востоке». Это вызвало переполох при дворе Ирода, увидевшего угрозу своей власти. Посоветовавшись с первосвященниками и книжниками, Ирод выяснил, что именно Вифлеем был тем местом, где на основании пророчества (Мих 5. 1-2) должен родиться Мессия. Ирод просит волхвов сообщить ему, когда найдут Младенца, якобы для того чтобы также пойти поклониться Ему. По пути в Вифлеем волхвам вновь явилась звезда (см. Звезда волхвов ), к-рая «вела их» вплоть до дома, где был Младенец. «...И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф 2. 11-12). Разгневанный Ирод, пытаясь защитить свою власть, приказывает убить в Вифлееме всех младенцев до 2 лет (Мф 2. 16) (см. ст. Вифлеемские младенцы ). После ухода волхвов «в землю свою» Ангел Господень во сне сообщает Иосифу о грозящей Младенцу опасности и повелевает, взяв Марию и Младенца, бежать в Египет. Там они находятся до смерти Ирода (Мф 2. 15), а по воцарении Архелая возвращаются и вновь селятся в Назарете (Мф 2. 19-23) (см. ст. «Бегство в Египет» ). О годах, проведенных в Назарете, не сохранилось почти никакого достоверного предания. Сообщается, что И. Х. выучивается ремеслу плотника (Мк 6. 3); что по достижении И. X. 12-летнего возраста семья совершает паломничество в Иерусалим на Пасху , на обратном пути обнаруживают, что Отрока нет с ними, и находят Его «в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лк 2. 41-47). На слова удивленной Марии И. X. отвечает: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Все эти слова Богоматерь сохранила в Своем сердце (Лк 2.

http://pravenc.ru/text/293939.html

Научившиеся повиноваться от юности могут надеяться, что и им будут повиноваться, когда они сами сделаются пастырями и начальниками. Слово на Рождество Христово И приидоша поспешшеся, и обретоша Мариам и Иосифа, и Младенца, лежаща во яслех ( Лк.2:16 ). Земля, возлюбленные слушатели, сначала была раем, полным счастья и блаженства, но грех первых людей превратил ее в плачевную юдоль бед и скорбей, болезней и смерти. Этого мало. Он положил средостение между тварью и Творцем, человека удалил от своего Bora, дитя отторг от недр Отца и чрез это погрузил весь род человеческий в бездну вечной погибели, вечной смерти. Но Господь не захотел оставить его в таком бедственном положении. По бесконечной любви Своей к нему, Он восхотел снова возвратить ему то, что потерял он в лице своих прародителей. Он тотчас же обещал ему Спасителя, Который должен был раздавить главу змия и примирить человека с Богом. Целых четыре тысячи лет люди тщетно ожидали пришествия этого Искупителя, и вот, видите, в то время, когда никто об этом и не думал и не предощущал, как Он вдруг сошел с неба на землю. В одну ночь Вифлеемские пастухи пасли в поле стада свои. Вдруг озарил их свет небесный, и явившийся из него ангел сказал им: «не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Это было, братие, в первую ночь Рождества Христова. Но вот мы снова переживаем сейчас эту Рождественскую ночь, и слово Божие снова сообщает нам ту же самую весть, которую ангел впервые принес пастухам Вифлеемским. Что же должны мы сегодня сделать, чтобы достойно провести этот великий праздник? Сделаем то же, что сделали и пастухи: скажем и мы друг другу: «пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь». А что же мы увидим и найдем там? То же самое, что нашли и увидели пастухи: они нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Рассмотрим поближе группу этих трех лиц, чтобы извлечь отсюда для себя урок и назидание. У яслей в Вифлеемской пещере прежде всего мы видим Марию. Она только что сделалась матерью; но телесный вид ее не обнаруживает ни малейшего следа совершившихся родов. Он не показывает ни лихорадочной красноты, ни чрезмерной бледности. Она не испытывает ни слабости, ни болей; она выглядывает совершенно здоровою, свежею и цветущею. А почему? Потому, что она девою была и до родов, девою осталась и после их. О, Мария! Ты поистине самая счастливая и самая благословенная в женах! Ради Тебя изменил Господь естества устав! Ибо чуждо, как говорит песнь церковная, матерям девство и девам деторождение, но на Тебе обоя устроишася. Все другие лица Твоего пола, если хотят наслаждаться радостями матери, неизбежно должны слагать с себя венец девства. Ты только одна из всех дщерей земли удостоилась благодати соединить красоту девства с достоинством матери!

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Раз читала она книгу пророка Исаии, место, где он предсказал, что от Девы родится Спаситель мира, и задумалась. Вдруг явился пред ней Архангел Гавриил и сказал: «Радуйся, благодатная! Господь с тобою. Благословенна ты в женах (между жёнами) Дух святой найдёт на тебя, и родишь ты Сына, и наречёшь имя ему Иисус . Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего. Пресвятая Дева со смирением приняла эту благую весть. (Благовещенье празднуется 25 марта). После того Дева Мария поспешила в град Иудин (близ Иерусалима) к родственнице своей Елизавете , жене священника Захарии . А праведной Елизавете Господь открыл тайну благовещения, потому она с радостью встретила Марию и назвала её Матерью Господа. Благодатная Мария тогда сказала: «величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея: се бо, отныне ублажат мя вси роди (народы), яко сотвори мне величие сильный, и свято имя Его». Она пробыла у Елизаветы почти три месяца и возвратилась домой в Назарет. 2. Рождество Господа нашего Иисуса Христа Мф. 1:18–25 ; Лк. 2:1–21 Господь наш Иисус Христос родился в граде Вифлееме, как предсказал пророк Михей. Это сбылось (в 5508 году после сотворения мира) так: Римский император повелел сделать народную перепись по всей земле. Каждый должен был записаться на родине своих предков. Иосиф и Мария происходили от царя Давида, потому из Назарета отправились для записи в Вифлеем , город Давидов. А здесь собралось так много народа что Иосиф не нашёл места в доме, пришлось ему с Марией ночевать в пещере, куда в ненастную погоду загоняли скот. В этой-то пещере от Пресвятой Девы родился Христос, Спаситель Мира. Она спеленала Божественного младенца и положила Его в яслях. Первые узнали о рождеств Спасителя Вифлеемские пастухи. Они ночевали у стада своего в поле. Вдруг явился пред ними Ангел, и слава Господня осияла их. Они испугались. Ангел сказал им: «не бойтесь! я возвещаю вам великую радость: ныне в городе Давидовом родился Спаситель, Который есть Христос Господь . И вот вам знак: вы найдёте младенца в пеленах, лежащего в яслях». Тогда же явилось ещё множество Ангелов, и все они пели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, и в человецех (к человекам) благоволение». Ангелы скрылись и опять стемнело. Пастух тотчас пошл в город и там, в пещере, нашл младенца Христа, поклонились Ему как Богу и рассказали Пресвятой Богородице всё, что видели и слышали от Ангелов (это празднуется 25 декабря).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В семи шагах к югу от сего места идет вправо особая пещера: в ней находятся ясли, в которые был положен Иисус Христос, и где впервые поклонились Ему волхвы и пастыри. К вертепу Рождества Христова прилегают и другие пещеры. Во-первых, пещера, где обитал Иосиф; здесь устроен престол. Потом пещера, где погребены многие из убиенных по велению Ирода младенцев: их кости хранятся за железной решеткой. Далее пещера, в которой обитал блаженный Иероним , составивший здесь перевод Ветхого и Нового Завета с еврейского и греческого на латинский язык. § 7. Поклонение Иисусу Христу вифлеемских пастырей Лk. II:8–21 . Была ночь, когда родился Богочеловек. В это время недалеко от Вифлеема, на полях, на которых Иаков некогда пас стада свои, не спали вифлеемские пастухи. Они стерегли свои стада. Вдруг среди ночного мрака осиял их небесный свет и предстал Ангел Господень. – Не бойтесь, – сказал им Ангел, – Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ныне родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос. И вот вам знамение: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях. Когда Ангел окончил слова свои к пастырям, около него явилось бесчисленное множество других Ангелов, и они воспели хвалебную песнь Богу: – Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Пастыри смотрели и слушали с безмолвным изумлением. Наконец ангельские воинства мало-помалу сокрылись в глубине небес; голоса их замолкли, и на полях вифлеемских воцарился прежний мрак и прежнее безмолвие. Пастухи сказали друг другу: – Пойдем в Вифлеем, посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И тотчас же отправились. Приходят в знакомую пещеру и на самом деле видят в ней Младенца, лежащего в яслях. Тогда они рассказали все, что слышали о Нем от Ангелов. Рассказ их поразил изумлением всех, находившихся в пещере, и остался навсегда в памяти Пресвятой Девы Марии. Пастыри же, воздав должное поклонение божественному Младенцу, удалились, славя и хваля Бога. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Бого-младенца, Ему дали имя: Иисус, преднареченное Ему Архангелом Гавриилом. § 8. Поклонение восточных мудрецов Mф. II:1–12 . Иисус родился в Вифлееме Иудейском, пришли в Иерусалим с востока волхвы, или маги.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Для чего Господь славы, Царь неба и земли, образ Отчей ипостаси, Сын Божий подъемлет такое уничижение? Ради нас человеков – для того, чтобы с одной стороны – восставить в нас падший образ Божий, расторгнуть пленицы наших прегрешений, возвести нас из глубины скотоподобия на высоту богоподобия, вознести из земной юдоли плача в горние и светлые обители Отца Небесного, а с другой стороны, – чтобы научить нас быть подражателями детского незлобия, младенческой простоты и доверчивости, не гнушаться бедности, избегать роскоши, чтобы внушить нам поставлять величие в смирении, высоту в уничижении. Как встретили новорожденного Младенца небо и земля, ангелы и человеки? Ангелы с пастырями славословят, волсви же со звездою путешествуют. В час рождения Христа Спасителя ангел небесный в божественном свете предстает вифлеемским пастырям, которые стерегли стада ночью в поле и говорит им: «Не бойтесь. Я возвещаю вам великую всемирную радость: теперь родился вам в городе Давидове Спаситель, именно Христос Господь». И вот как узнать Его: вы найдете спеленанного Младенца, лежащего в яслях. С ангелом вдруг явилось многочисленное воинство небесное, хвалящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение!». Пастыри, по слову ангела, спешат в Вифлеем, и пришед туда, находят Марию, и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях, рассказывают о том, что возвещено было им от ангела, и все слышавшие дивятся речам их. После сего пастыри возвращаются к своим стадам, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели. А что это за волхвы и звезда, с которой они путешествуют? Волхвы были главные начальники отдельных областей, обыкновенно в Священном Писании именующиеся царями, знакомые с астрономией – наукой звездочетства. Однажды они, занимаясь рассматриванием светил небесных, увидели на востоке новую необычайную звезду; остановившись на ней всем своим вниманием, начали сравнивать ее с прочими звездами и сличать с кометами, и по долгом исследовании нашли, что она на них непохожа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них , но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе... Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола... И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» ( Откр. 12, 1–8, 13, 17 ). Разве это не похоже на то, что совершилось в Вифлееме? Разве этот красный дракон в Вифлееме не стремился пожрать родившегося младенца Христа? Конечно, это дело его рук – его, окаянного, его, проклятого. Но обратили ли вы внимание на последние слова того, что читал я о нем: что когда не удалось древнему змию, древнему дракону пожрать младенца, рожденного женой, тогда всю злобу свою обратил он против семени жены – это все мы, христиане, возлюбившие Христа, пошедшие по пути скорбному и тесному. Знайте, знайте и помните, что и вас никого не оставит в покое сатана: будет вас преследовать всю жизнь вашу, будет терзать, будет посылать беды и несчастья, искушая вас всеми тяжкими искушениями. Он будет всегда со своими бесами увиваться около вас, искушая вас постоянно; будет добиваться того, чтобы вы оставили путь Христов, пошли за ним, чтобы творили волю не Христову, а его сатанинскую волю. Помните слова Спасителя, сказанные апостолом: «В мире скорбни будете; но мужайтесь, яко Аз победих мир». И хотя будут вас преследовать, будут мучить, но мужайтесь, ибо Христос победил мир. Победим его и мы, ибо Христос дал нам силу и крепость противиться всем искушениям, всем наветам диавола. Дал Он нам крестное знамение, дал имя Свое святое, которым будем угашать все разжженые стрелы лукавого. Итак, не бойтесь сатаны, уповая всегда на помощь Того, Кто ныне родился в вифлеемской пещере, Кто ныне пришел на землю, чтобы стереть главу древнего змия – диавола – крестом Своим. Уповайте на Него и идите твердой поступью по узкому пути. Но помните, что не надо быть самонадеянными, не надо вызываться произвольно на борьбу с диаволом, ибо в нынешнем чтении евангельском слышали вы, что когда предстояло избиение вифлеемских младенцев, ангел Господень явился во сне святому Иосифу, Обручнику Приснодевы Марии, и повелел бежать ему с Младенцем и Матерью Его в Египет – повелел спасаться бегством от ярости сатаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Мф.2:9 .  Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Мф.2:10 .  Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, Явившаяся волхвам звезда была та же самая, какую они видели у себя дома и, может быть, во время путешествия в Иерусалим. В этом убеждает нас неподлежащее перетолкованиям сообщение евангелиста о звезде, " которую волхвы видели на востоке». Но она получила теперь для них иной смысл. Прежде они знали ее только как звезду, возвещавшую о рождении какого-то великого Царя. Теперь они были уверены, что этот Царь уже родился и именно в Вифлееме. Прибавилось новое знание о Царе. Если обратить внимание на то, какая разница существует в воззрениях людей на одни и те же предметы, зависящая от просвещения и развития их духа, то легко понять психологическое состояние волхвов. Им теперь казалось, что звезда идет перед ними, радуется вместе с ними, указывает им место (т.е. Вифлеем), где родился Младенец. Волхвы походили на морских путешественников, плавающих по звездам, указывающим путь. Среди волнений и бурь – какая радость видеть звезду, указывающую на тихую пристань! Евангелист не сообщает, каким образом волхвы нашли дом, где был Младенец. Это, по-видимому, трудно объяснить, если предположить, что звезда, которая шла пред ними, была естественной звездой. Но трудность устраняется, если мы вспомним, что о Младенце начали уже говорить в Вифлееме. Едва ли возможно сомневаться, что поклонение вифлеемских пастухов совершилось раньше, чем поклонение волхвов; пастухи рассказывали о том, что им было возвещено Ангелами о Младенце, «и все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи» ( Лк.2:18 ). Очень вероятно, что этих слышавших было первоначально немного, но это нисколько не устраняет появления даже стоустной молвы о Младенце, по крайней мере в Вифлееме. Подтверждение этого находим и в обстоятельстве, что Мать и Младенец теперь помещались уже «в доме», а не в прежней гостинице или пещере (как у Иустина Мученика E.J.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В восьмой день по рождении, по закону, Младенец был обрезан, и Ему дано имя Иисус; а в сороковой день Его принесли в храм иерусалимский. В это время жил в Иерусалиме благочестивый старец Симеон, которому обещано было Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа. Симеон пришел в храм, взял к себе на руки Предвечного Младенца и сказал: «ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; ибо очи мои видели спасение, которое Ты уготовал перед лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего, Израиля!» От этого события Симеон получил название Богоприимца. Тут же находилась и престарелая 84-х летняя вдова, пророчица Анна, которая стала прославлять Господа, явившегося во плоти. Обрезание Господа празднуется 1 января, Сретение – 2 февраля, а память Симеона Богоприимца и Анны пророчицы – 8 февраля. Поклонение волхвов Еще Иосиф и Мария оставались с новорожденным в Вифлееме, как в Иерусалим пришли с востока волхвы или мудрецы, которые, увидав на небе необыкновенную звезду, решили, что явление ее должно означать рождение Спасителя и пошли по пути, указанному движением звезды. Придя в Вифлеем, волхвы с радостью заметили, что звезда остановилась над одним домом. Они вошли в него, увидали Божественного Младенца, пали перед Ним на колена и с благоговением поднесли Ему дар: золото как Царю, ладан как Богу и смирну (растение, из которого приготовлялось драгоценное масло, миро) как человеку, который должен умереть за грехи всего мира. Избиение вифлеемских младенцев Ирод, правитель Иудеи, приказал волхвам, в бытность их в Иерусалиме, известить его, когда отыщут родившегося Мессию; но волхвы, по повелению Божию, отправились в свою страну иным путем. Тогда разгневанный Ирод, не зная, как отыскать Младенца-Христа, велел умертвить всех детей мужеского пола от двух лет и ниже, как в Вифлееме, так и в его окрестностях. В это время Иосиф, по повелению Ангела, явившегося ему во сне, бежал с семейством своим в Египет и пробыл там до конца жизни Ирода; возвратившись же в Иудею, поселился в своей родине Назарете. Иоанн Креститель

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobroe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Поклонение волхвов. Мозаика ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в. [греч. μγοι; лат. magi], в НЗ персонажи повествования о Рождестве Христовом , пришедшие «с востока» поклониться родившемуся в Вифлееме Младенцу (Мф 2. 1-12). Согласно рассказу евангелиста Матфея о рождении Иисуса, в правление царя Ирода Великого в Иерусалим пришли некие В., чтобы поклониться Младенцу, ибо они «видели звезду Его на востоке». Их вопрос: «Где родившийся Царь Иудейский?» - вызвал переполох при дворе Ирода, увидевшего угрозу своей власти, а также волнения в народе. Посоветовавшись с первосвященниками и книжниками, Ирод выяснил, что именно Вифлеем был тем местом, где должен родиться Мессия на основании предсказания прор. Михея (Мих 5. 1-2). Узнав от В. о времени появления звезды, Ирод просил их сообщить, когда найдут Младенца, якобы для того, чтобы также пойти и поклониться Ему. По пути в Вифлеем В. вновь явилась звезда, к-рая «шла» перед ними вплоть до дома, где был Младенец. «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф 2. 11-12). Разгневанный Ирод, пытаясь защитить свою власть, приказал убить «всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф 2. 16) (см. ст. Вифлеемские младенцы ). Событие поклонения языческих мудрецов Божественному Младенцу становится предметом размышлений мн. толкователей уже в самых ранних памятниках христ. лит-ры, т. к., следуя ветхозаветной традиции, христианство изначально негативно оценивает магию и астрологию как несовместимые с представлением о свободе воли и стремится опровергнуть их перед лицом эллинистической культуры. Во всей библейской лит-ре только евангелист Матфей употребляет термин μγοι в позитивном смысле, относя его к группе людей, совершающих благочестивый поступок. Понятие «маг, волшебник» в ВЗ всегда имеет негативный оттенок и выражается евр. терминами  ,   (заклинатели мертвых (Лев 20. 6; 2 Пар 33. 6),   (прорицатели при егип. (Быт 41. 8, 24; Исх 7. 11, 22; 9. 11) и вавилонском (Дан 1. 20; 2. 2; 4. 4; 5. 7, 11, 15) дворах); дважды словом μγοι в Деяниях святых апостолов (8. 9 и 13. 8) также в негативном смысле названы астрологи и заклинатели.

http://pravenc.ru/text/волхвы.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010