Митрополит Вениамин Санкт-Петербургский 211 Описание жизни епископа Феофана 212 побуждает меня вспомнить о другом святителе: митрополите Вениамине (Казанском). Это тоже необычайный человек: уже из того это видно, что он из викарного епископа был выбран в митрополита Санкт–Петербургского – на общем епархиальном собрании 213 . Это – редкость; даже, может быть, единственный в истории митрополии факт. Запишу отдельные факты из его жизни. В древности записывали даже отдельные изречения святых людей и из них потом составлялись «Отечники» или «Патерики». Целомудренный Кажется, ничего тут особенного нет. Но быть целомудренным – и трудное, и великое дело. Не так просто сделаться и монахом, но быть целомудренным монахом – святое и великое дело. Особенно – и в помыслах. Один святой отец сказал о себе следующее: «Я – девственник по телу, но не могу назвать себя девственником и по душе». А батюшка отец Серафим сказал: «Божия Матерь – Девственница, и я – девственник». По–видимому, он считал это особым Достоинством. Таковым считал я и епископа Вениамина: не знал я его души, но по телу, – я всегда уверен был в этом, взирая на его чистое лицо, – он производил девственное впечатление. А это, – говорит святой Иоанн Лествичник , – ведет к радости даже в лице. У целомудренного лицо цветет. А епископ Вениамин, кроме этого, почти всегда улыбался. Ольга и Мария Во время его ректорства в Санкт–Петербургской духовной семинарии к нему пришли две молодые девушки из довольно высокого светского общества. Они попросили быть их духовным отцом. По–видимому, он соглашался. Но предупредил их, что это требует послушания. Они обещали это. Тогда он сказал им: «Вот вам первое послушание: никогда больше не заходите в келию к монахам. А спрашивайте лишь в Церкви». Девушки были удивлены, но обещали исполнять это. Впоследствии им случилось быть в одном городе со мною. Я их никогда в лицо не видел. А в этом городе мною было организовано общество религиозно–интеллигентское. Этих Девушек кто–то пригласил посещать собрания. Они мягко, но решительно отказались. И тут–то рассказали о первом послушании епископу Вениамину – тогда он был еще архимандритом – «не заходить в келии монахов».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Недавно в Иверском монастыре, в Одессе, скончался иеромонах. От сердечного приступа - бывает даже и со сравнительно молодыми людьми. Что же, кончина нашего ближнего должна побуждать нас к молитве об упокоении его души и к размышлению о том, что и мы сами неизбежно, чуть раньше или чуть позже, отойдем в путь всея земли и предстанем на суд. К сожалению, некоторых она побуждает к совсем другому - распространению сплетен о новопреставленном. Специфически известный журналист Сергей Бычков сообщил, а о. Андрей Кураев растиражировал в своем блоге, что " Один скандал сменяется другим – сразу после Рождества в Иверском монастыре в Одессе, где наместником является викарный епископ, в его доме во время трехдневной попойки скончался иеромонах... Это был весьма странный священнослужитель – практически не служил, а если видели его во время богослужения, то обычно нетрезвым... митрополит Агафангел изо всех сил стремится замять этот скандал. Хотя уже стало известно, что в крови покойного иеромонаха было обнаружено большое содержание кокаина " . Новость быстро разошлась в социальных сетях, вызвав, естественно, бурные комментарии про крайнюю развращенность и гнилость РПЦ МП. Вскоре МВД Украины выступило с опровержением - " Согласно результатам экспертизы, 28-летний мужчина скончался в результате острого сердечного приступа. Наркотиков и алкоголя в его крови экспертиза не обнаружила " , сообщила сотрудник пресс-службы горУВД Татьяна Хмельницкая. Как же отреагировали блогеры? Признали свою ошибку - мол, бывает, напутали, поверили сплетне, впредь будем осторожнее? Извинились перед одесской Епархией, друзьями и близкими покойного? Нет. Либо просто никак не отреагировали на опровержение, либо заявили, что одесское УВД лжет, выгораживая развратных монахов. Что же, давайте подумаем, кто тут лжет. Может ли оказаться, что Одесское УВД взирает на лица и берет дары, и обманывает общественность в вопросе экспертизы? Теоретически да, чего только не бывает. Может ли оказаться, что лжет Бычков - либо его информаторы? Давайте признаем, что и это возможно. Что более вероятно? Попробуем без эмоций, чисто рассудочно оценить это.

http://pravoslavie.ru/67765.html

Одесса. Пантелеимоновский мужской монастырь. Собор Пантелеимона Целителя. Карта и ближайшие объекты Закладка корпусов подворья и храма состоялась 9 мая 1893 года… «Церковь и другие сооружения Пантелеимоновского Подворья строятся по проекту молодого архитектора Прокоповича и обойдутся от 350000 до 400000 руб.». 28 декабря 1895 года храм с пятью серебряными куполами и высокой шатровой колокольней торжественно освятил викарный епископ Елисаветградский Тихон (Морошкин) в сослужении настоятеля подворья афонского монаха Пиора и соборного причта при большом стечении верующего люда. На торжество прибыли с Афона представитель Пантелеимоновского монастыря – иеромонах Виссарион и из афонского подворья в Константинополе - иеромонах Иоанникий. Пел хор архиерейских певчих. Главный престол (средний, с Царскими вратами) был освящён во имя святого великомученика Пантелеимона; правй придел – во имя Покрова Пресвятой Богородицы и левый – во имя святителя Николая. По окончании освящения началось богослужение в храме, который был переполнен. На торжестве освящения и богослужении присутствовали: Одесский градоначальник, генерал-лейтенант П.А. Зеленой, городской голова В.Н. Лигин, много представителей разных ведомств и другие лица. Храм, рассчитанный на 2000 человек, располагался на третьем этаже здания, занимая всю величину фасада (ширина храма изнутри была десять сажень, 1 саж.=2,16 м) и производил сильное впечатление своим благолепием и богатством. Полный света и простора, он словно олицетворял гору Афон, на которую верующие поднимались по широкой мраморной лестнице. Кстати, при строительстве подворья частично использовался афонский камень. Золотой резной иконостас был выполнен московским мастером Н.И. Ахапкиным. Иконостас украшали иконы «уставного»фряжского письма работы В.В. Шокорева, академика Московской Академии Художеств, поставщика икон для двора Его Императорского Величества. В стенных киотах была живопись афонской работы, чрезвычайно тщательная и едва ли уступающая фряжской. Стенные росписи в византийско-русском стиле были сделаны одесскими мастерами.

http://sobory.ru/article/?object=05637

Орёл. Успенский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Успенский мужской монастырь, существовавший на Взвозной горе с XVI века, после разорения города Орла в Смутное время, был перемещен к Богоявленской церкви, а в 1680 году был возвращен на прежнее место. В 1820 году монастырь стал резиденцией орловских епископов, монахи же были переведены в Мценский Петропавловский монастырь. В конце XIX столетия на его территории монастыря находилось несколько храмов, в том числе Успенская церковь, построенная в 1693 году, придельная к ней церковь Иоанна Предтечи (1700 г.), Троицкая церковь - усыпальница семьи Кочубеев (1845 г.), Троицкий собор (1879 г.), Архиерейский дом с домовой церковью, консистория, хозяйственные постройки. В Успенской церкви и рядом с ней были похоронены орловские епископы Никодим (1786-1839 гг.), Поликарп (1798-1867 гг.), Ювеналий (1817-1882 гг.), Ириней (1836-1904 гг.), Елецкий викарный епископ Митрофан (1863-1914 гг.), а в наши дни - Архиепископ Орловский и Ливенский Паисий (в миру - Самчук Павел Николаевич) (15.08.1930-20.03.2008 гг.). В Архиерейском доме неоднократно бывал брат императора Николая II Михаил Александрович. В 1918 году была разгромлена консистория, в 1921-1926 годах были закрыты все храмы монастыря, а на его территории в разное время размещались школа-коммуна для беспризорников, общежитие педагогического института, лагерь военнопленных, после войны - тюрьма-колония для несовершеннолетних преступников, база областной ГАИ. Троицкий собор был взорван в 1929-30 годах, Успенская церковь разобрана в 1980 году, Троицкая церковь-усыпальница использовалась под художественные мастерские. В 1992 году территория бывшего монастыря передана Орловско-Брянской епархии. С 1996 года здесь возродилась монастырская жизнь. В 2002 году был освящен храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенный по проекту архитектора М.Б. Скоробогатова, по его же проекту возведен в 2006 году Троицкий собор. Монастырь этот является своего рода продолжением монастыря Богоявленского, основанного у храма Богоявления, древнейшего из сохранившихся орловских храмов. Храм был построен в 1646 году попом Борисом, ставшим впоследствии, после пострижения в монахи под именем Боголепы, первым настоятелем монастыря. После орловского пожара 1673 года с разрешения патриарха Иоакима монастырь был перенесен на новое место, именуемое Каменным Верхом, расположенное на Ямской горе. На месте этом некогда жили в ископанных собственными руками пещерках схимники из братии Богоявленского монастыря, а в древние времена, еще до нашествия самозванца и поляков, здесь также находился монастырь. Перенесение монастыря свершено было по благословению архиепископа Коломенского и Каширского Никиты при игумене Евфимии, трудами которого монастырь и созидался.

http://sobory.ru/article/?object=02336

После перевода еп. Митрофана на самостоятельную Екатеринбургскую кафедру Елецким епископом стал Митрофан (Землянский), назначенный указом Синода 2 апр. 1910 г. В этом же указе местопребыванием Елецких епископов был определен елецкий во имя Святой Троицы монастырь , настоятелями к-рого они являлись. Еп. Митрофан переехал в Елец в 1912 г. Как викарный епископ, которому было поручено назначение псаломщиков, он в первую очередь озаботился устройством школы для их обучения при Троицком мон-ре, получив от епархиального съезда пособие на ее содержание. Др. значимым делом еп. Митрофана стало издание при Троицком мон-ре религиозно-нравственных листков для народного чтения. Одной из главных заслуг архиерея было открытие 20 дек. 1911 г. в Троицком мон-ре Елецкого отд-ния Орловского церковного историко-археологического об-ва. Председателем совета отд-ния был избран еп. Митрофан, в совет отд-ния вошли уважаемые в городе люди - священнослужители, дворяне, купцы (Орловские ЕВ. 1900. 8/9. С. 405). Музейное собрание отд-ния сразу же стало пополняться пожертвованными ельчанами церковными реликвиями. При отд-нии в 1912 г. был организован кружок добротворцев и ревнительниц милосердия в память прот. Иоанна Жданова, кружок ставил перед собой задачи ухода за могилами, организации душеполезного чтения, помощи нуждающимся и устройства при доме прот. Иоанна в Троицком мон-ре церковного древнехранилища - музея Елецкого края. В 1913 г. был опубликован 1-й отчет о деятельности Елецкого отд-ния, содержащий перечень экспонатов древлехранилища в доме прот. Иоанна (Там же. 1913. 19. С. 563-567). К 1913 г. было выпущено 20 брошюр церковно-исторического и духовно-нравственного содержания, отреставрирован пещерный храм-усыпальница прот. Иоанна в Троицком мон-ре (Там же. 20. С. 600-603). 1 окт. 1914 г. в с.-петербургской Александро-Невской лавре во епископа Елецкого был хиротонисан Павел (Вильковский) . Архиерей активно участвовал в организации лазаретов для раненых, помощи беженцам, сбора пожертвований для фронта. По инициативе еп. Павла в 1915 г. в Троицком мон-ре был устроен госпиталь на 20 чел., в 1916 г. открылся приют для 20 мальчиков.

http://pravenc.ru/text/189791.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Журналы 75-111 заседания Священного Синода от 24 декабря 2004 года 24 декабря 2004 года в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Приветствуя членов Священного Синода Предстоятель Русской Православной Церкви, в частности, сказал:   «Мы завершаем 2004 год, и необходимо подвести итоги уходящего года, подумать о тех задачах и планах, которые стоят перед нами на предстоящий 2005 год.    Все мы знаем о сложной ситуации на Украине. Думаю, что Священный Синод должен сказать свое слово, и в первой половине дня будет рассмотрен и принят текст обращения к пастве в связи с ситуацией на Украине.    Сегодня также будут представлены кандидатуры викарных епископов для ряда епархий. Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний нуждаются в помощниках, потому что количество приходов в епархиях увеличивается. Я уже встречался с кандидатами, которых предлагают правящие архиереи, и сегодня они будут представлены членам Священного Синода.   Нам также предстоит рассмотреть ряд других вопросов, так что нас ожидает напряженная работа на дневном и вечернем заседаниях».   В перерыве между дневным и вечерним заседаниями Священного Синода Русской Православной Церкви в крестовом храме в честь Владимирской иконы Божией Матери в Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и члены Священного Синода совершили литию по почившему 5 ноября в Краснодаре епископу Нестору.   Епископ Нестор (Сапсай) возглавлял в 1994-1997 годах Петропавловскую и Камчатскую епархию. После ухода на покой в 1997 году по состоянию здоровья Владыка Нестор проживал в городе Майкопе Краснодарский края и совершал богослужения в Свято-Никольском храме города Лабинска.

http://mospat.ru/archive/86337-zhurnaly-...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец Глава 4. Таллиннская и Эстонская епархия (1945–1992) К 1945 г. ЭАПЦ лишилась 19 священнослужителей, репрессированных советскими карательными органами, из которых ни один не вернулся из заключения. Будем помнить их имена: Печерский викарный епископ Иоанн (Булин) – арестован 18 октября 1940 г.; священник Александр Филомафитский – арестован в 1940 г., скончался в 1941 г.; протоиерей Иоанн Коведяев – арестован в 1940 г.; протоиерей Валентин Смирнов – арестован 5 ноября 1940 г.; протоиерей Владимир Иродиопов – арестован в 1940 г.; священник Константин Хиоб – арестован 12 июня 1941 г., скончался в 1942 г.; диакон Симеон Карпин – арестован в 1941 г., скончался 16 июля 1941 г.; протоиерей Константин Колчин – арестован в июле 1941 г., скончался 18 июля 1941 г.; священник Иоанн Краав – расстрелян 7 июля 1941 г.; протоиерей Василий Ристкок – арестован в июне 1941 г., скончался 6 января 1942 г.; священник Иоанн Толстяков – арестован и убит в 1941 г.; священник Артемий Ваннер – арестован в 1941 г., скончался 7 августа 1943 г.; священник Николай Лейсман – арестован 13 июня 1941 г.; диакон Петр Козлов – арестован в 1941 г.; священник Иоанн Сергиев – арестован в 1941 г., скончался 22 марта 1943 г.; диакон Василий Астанин – арестован в 1941 г.; священник Леонид Лавров – арестован в 1944 г.; иеромонах Лин (Никифоров) – арестован в 1944 г.; священник Владимир Вихерпуу – арестован в 1945 г. Да упокоит Всемилостивый Господь в небесных селениях души Своих верных рабов! Таким образом, к середине 1940-х гг. ЭАПЦ утратила большую часть своего клира, и, несмотря на это, владыка Павел с присущим ему сознанием глубокой ответственности и архипастырского долга делал все возможное, чтобы упорядочить жизнь православной Церкви в Эстонии в специфических условиях Советского государства. Владыка Павел страдал тяжелым сердечным недугом, но это никак не отражалось на его повседневной деятельности, включавшей ревностное совершение богослужений, вдохновенную проповедь слова Божия, постоянное посещение приходов епархии и заботу о пополнении клира, о восстановлении разрушенных и пострадавших в военное время храмов. Архиепископ Павел возглавлял Эстонскую Апостольскую Православную Церковь полных шестнадцать месяцев до своей праведной кончины, наступившей в полночь 1 февраля 1946 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Иерей Климент Нехамайя " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Иерей Климент Нехамайя — единственный священник Русской Православной Церкви в Индии. В штате Махараштра (с санскрита переводится как «Великая страна»), в округе Чандрапур, он окормляет несколько общин верующих. Специфика жизни и служения в этих местах сильно отличается от привычных нам российских реалий. Слушая рассказы отца Климента, поражаешься смелости и вере тамошних христиан. Недавно священник приезжал в Санкт-Петербург сдавать экзамены в Духовной академии. И рассказал нашему журналу о жизни своей общины в Индии. Из Церкви «английской» в Церковь «вселенскую» — Отец Климент, вы перешли в православие из англиканства, последователями которого ваши предки были не одно поколение. Они стали христианами с приходом британских колонизаторов? — Да, когда Индия в начале XIX века стала британской колонией, в страну вместе с англичанами пришли и христианские миссионеры. В моем регионе христианство несла Шотландская епископальная церковь, она входит в англиканское сообщество. Построили храм, проповедовали. Так мои предки стали христианами. — А какого направления в индуизме они придерживались до этого? Ведь в индуизме множество разных течений: вайшнавизм, шиваизм и другие. — Обычные индийцы сами не всегда могут точно сказать, какого направления они придерживаются. Рядом с нами в Индии проживает множество индуистских семей, но не каждый знает, какое именно направление в индуизме исповедует он и его домочадцы. Для большинства это не столь важно. Главное — хорошая карма, поступки, влияющие на будущее. — Тем не менее ваши предки приняли христианство. А ваш брат даже стал епископом. — Он не первый епископ в нашей семье. Мои дяди тоже были епископами. У Поликарпа, так зовут моего брата, не было своей епархии, он был так называемым миссионерским епископом. Если проводить аналогии с Русской Православной Церковью, то миссионерским епископам соответствуют наши викарные. Поликарп учился в англиканской семинарии в Индии, и уже тогда услышал о православии.

http://azbyka.ru/way/pravoslavie-v-velik...

Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь 4 жовтня 2009 р. 12:00 История ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря насчитывает более 600 лет. На разных этапах своего существования он менял свой статус: с середины XVII в. — был приписан к Ростовскому архиерейскому дому; во второй половине XVIII в. — получил титул ставропигии и поступил в ведомство Святейшего Синода; с последней четверти XIX в. — служил резиденцией викарных архиереев Ярославо-Ростовской епархии; в настоящее время является обителью, возглавляемой ярославским владыкой. Название Яковлевского монастыря с течением времени также неоднократно изменялось. При основании он был назван Зачатиевским. Впоследствии за ним прочно закрепилось имя его основателя, св. Иакова, и на протяжении многих столетий монастырь назывался Яковлевским. В первой четверти XIX века, в память о присоединенной Спасо-Песоцкой обители и в знак уважения к святителю Димитрию Ростовскому, монастырь получил имя Спасо-Яковлевский Димитриев. Основан свт. Иаковом в 1389 году. Епископ Иаков скончался в 1392 г. и был погребен у северной стены Зачатиевского храма новой обители, «в церкви сей за левым крылосом». По прошествии времени у гроба святителя начали происходить чудотворные исцеления. Свт. Иаков был причислен к лику святых на Соборе 1569 г. Яковлевская обитель располагалась по соседству с мужским Спасо-Песоцким монастырем. Он был основан еще в XIII в. ростовской княгиней Марией (†1271), женой князя Василько Константиновича, погибшего 4 марта 1238 г. в битве с татарами на реке Сить. Княгиня Мария после смерти мужа правила Ростовским княжеством. С ее именем связано возобновление местного летописания. Княгиня Мария и ее младший сын Глеб были похоронены в соборе Спасского монастыря. Почти четыре столетия Яковлевская и Спасо-Песоцкая обители стояли рядом. Во второй половине XVIII в. эти два монастыря составили единое целое, причем более древний и богатый Спасский был присоединен к Яковлевскому. В начале XVII в. Яковлевский монастырь наделяется землей: в 1624 г. царь Михаил Федорович жалует игумена Павла с братией вотчинами в Порецком стане Ростовского уезда и рыбной ловлей на реке Вексе. На протяжении XVII столетия земельная собственность монастыря растет, ростовские писцовые книги фиксируют в составе его вотчины 18 пустошей, в которых насчитывалось 34 дворовых места. На эти владения в 1679 г. монастырю была дана жалованная грамота царя Федора Алексеевича.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201947...

Санкт-Петербург. Воскресенский Новодевичий Монастырь. Собор Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты Главным собором монастыря стал пятиглавый восьмистолпный двухэтажный храм Воскресения Христова с пятью приделами, выполненный в русско-византийском стиле по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и гражданского инженера Н. А. Сычева. Первый кирпич в основание собора был заложен императором Николаем I 3 ноября 1849 г. в присутствие митрополита Никанора (Климентьева). Значительные средства на сооружение собора были пожертвованы купцами Громовыми. Вся постройка обошлась в 119 тысяч 440 рублей (кроме иконостасов и клиросов). Фундамент и цоколь были сооружены в 1849-1850 гг. на сумму, выданную из казны. Главный престол собора Новодевичьей обители торжественно освящен митрополитом Исидором 27 июня (2 июля) 1861 г. 6 сентября 1862 г. викарный епископ Ревельский Леонтий освятил последний престол во имя Всех Святых. В 1885 г. позолотили купола собора, прежде окрашенные в зеленый цвет (в 1933 эту позолоту власти удалили). В 1874–1876 гг. архитектор Г.И. Карпов устроил в подвале, где имелись склепы, облицованный белым мрамором придел свв. Феодосия Печерского и Григория Великого. Одновременно собор соединили переходами с корпусами келий. В 1889 г. главный престол был украшен серебряными рельефами. Итого, в соборе было шесть престолов: главный центральный - во имя Воскресения Христова, южный - во имя Успения Пресвятой Богородицы, северный - во имя Архангела Михаила, южный на хорах - во имя Всех Святых, северный - во имя Николая Чудотворца, в подвальном помещении - святых Феодосия Печорского и Григория Неокесарийского. http://palmernw.ru/novodevich/novodev.html Собор в честь Воскресения Словущего, 1849-1861 гг. 3 ноября 1849 г. в присутствии императора Николая Павловича митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Никанором была совершенная закладка каменного соборного храма Воскресения Словущего. Радость усугубилась прибытием из Казанского собора чудотворного образа Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=05264

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010