Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Нижегородской и Арзамасской епархии , существовало в 1920-1929 гг. Именовалось по уездному городу Нижегородской губ. Павлово (до 1918 - село Горбатовского у., город с 1919, ныне адм. центр Павловского р-на Нижегородской области ). С 1816 г. в Павлове действовал крупный единоверческий (см. ст. Единоверие ) приход при Богоявленской ц. К 1918 г. в Павлове имелось 8 приходов, 11 храмов и 10 часовен. П. в. предполагалось учредить как единоверческую епископию на основании пункта 19 определения Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , касающегося единоверия (принято 7 марта 1918), и во исполнение указа патриарха свт. Тихона (Беллавина), Синода и Высшего Церковного Совета от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов. Однако при учреждении П. в. оно не получило статус единоверческого. Указом от 11 дек. 1919 г. патриарх свт. Тихон известил Нижегородского архиеп. Евдокима (Мещерского) о принятом постановлении назначить епископом Павловским, викарием Нижегородской епархии, прот. Александра Надежина (Надеждина; впосл. епископ); архиерейскую хиротонию последнего по пострижении его в монашество предполагалось совершить в Петрограде. Указ патриарха и Синода об учреждении П. в. (наряду с др. викарными кафедрами Нижегородской епархии) последовал 12 дек. 1919 г. ( Бовкало. 1996. С. 340). 20 дек. копия указа была направлена архиеп. Евдокиму. В 1919 г. Павловскому викарию вверялось духовное окормление Павловского и Ардатовского уездов Нижегородской губ.; впосл. к П. в. был присоединен Выксунский у. Епископия включала ок. 90 приходов, мужской и 5 жен. мон-рей. 31 дек. 1919 г. архиеп. Евдоким направил настоятелю Троицкого Островоезерского мужского монастыря игум. Сергию (Теплову) уведомление о том, что в скором времени на Павловскую кафедру будет «назначен особый Епископ, как управляющий полусамостоятельной епархией». Архиеп. Евдоким поручил игум. Сергию «приготовить в своем монастыре помещение для будущего архиерея, настоятеля монастыря». Однако еп. Александр не заместил П. в.

http://pravenc.ru/text/2578624.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКОЕ ВИКАРИАТСТВО Киевской епархии, возобновлено в 1954 г., названо по г. Переяславу-Хмельницкому (Киевской обл., Украина; до 1943 Переяслав). Переяславское викариатство Полтавской епархии Викарная кафедра в Переяславе была возобновлена в 1922 г. (не замещалась с 1803; см. в ст.: Переяславское викариатство Киевской епархии ). Переяславский у. Полтавской губ. территориально входил в Полтавскую епархию (см. Полтавская и Миргородская епархия ). 2-4 сент. 1922 г. на совещании правосл. архиереев было принято решение об увеличении числа викариатств Полтавской епархии в связи с распространением расколов самосвятского (см. в ст. Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ)) и обновленческого (см. Обновленчество ), тогда же в числе других было учреждено Переяславское вик-ство. В том же году во епископа Переяславского был рукоположен вдовый прот. Петр Михайлович Киреев, принявший монашество. К янв. 1923 г. Петр (Киреев) имел титул «епископ Переяславский и Золотоношский». 14 янв. 1923 г. в полтавском кафедральном Успенском соборе еп. Петр участвовал в хиротонии Феофила Булдовского во епископа Лубенского и Миргородского, викария Полтавской епархии, хиротонию возглавил Полтавский еп. Григорий (Лисовский) . 12 февр. того же года еп. Петр скончался, был погребен в вост. части Вознесенского собора в переяславском Вознесенском мон-ре (см. Переяслав-Хмельницкий в честь Вознесения Господня мужской монастырь ). Новый епископ на Переяславское вик-ство не был назначен. Церковная жизнь на территории Переяславского уезда, Переяслав-Хмельницкого (Переяславского) района в 1922-2019 гг К 1922 г. на территории Переяславского у. имелось 7 благочиннических округов. В 1-м округе насчитывалось 15 храмов (в т. ч. 9 в Переяславе), во 2-м - 13, в 3-м - 14 (в т. ч. 3 в Барышевке), в 4-м - 12, в 5-м - 13 (в т. ч. 6 в Борисполе), в 6-м - 16 (в т. ч. 2 в Березани), в 7-м округе - 12 храмов. В 1923 г. Переяславский у. упразднили, на его территории были созданы Бориспольский, Березанский, Барышевский и Переяславский районы Киевского окр., они стали частью территории Киевской епархии в подчинении патриаршему экзарху Украины Киевскому митр. Михаилу (Ермакову) . Большинство общин бывш. Переяславского у. остались верными канонической Церкви: в Барышевском р-не действовало 16 канонических («старославянских») общин, в Березанском - 17, в Бориспольском - 24, в Переяславском р-не - более 37 общин.

http://pravenc.ru/text/2580022.html

Полный текст журналов заседания Священного Синода от 5 мая 2015 года 5 мая в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось первое в 2015 году заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журнал 1 Имели суждение об итогах Архиерейского Совещания 2-3 февраля 2015 года. Справка: С 2 по 3 февраля 2015 года в Москве прошло Архиерейское Совещание, в котором приняли участие 259 Преосвященных: 215 епархиальных архиереев, 38 викарных и 6 находящихся на покое. Члены Архиерейского Совещания одобрили документ «Об участии верных в Евхаристии», Временное положение о распределении выпускников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, а также приняли Постановления Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви. В Постановлениях, в частности, указано: «Священному Синоду, как уставному органу управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами, надлежит принять решение, придающее этим документам каноническую силу» (пункт 4). Постановили: Журнал 2 Слушали: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшемся Первосвятительском визите в Калининградскую епархию Русской Православной Церкви. Справка: Со времени предшествующего заседания Священного Синода Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Калининградскую епархию. По прибытии 14 марта 2015 года в Калининград, Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил в Калининградском областном драматическом театре открытие пленарного заседания I Калининградского форума Всемирного Русского Народного Собора, посвященного теме «Рубежи Российской государственности: глобальные вызовы, региональные ответы». В торжественном заседании участвовали викарий Калининградской епархии епископ Балтийский Серафим, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, губернатор Калининградской области Н.Н. Цуканов, заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, представители областной и городской администрации, студенты вузов и курсанты военных училищ.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Состоялось ежегодное собрание клириков и мирян Санкт-Петербургской епархии 24 декабря 2019 г. 20:33 23 декабря 2019 года в Синем зале епархиального управления Санкт-Петербургской митрополии состоялось ежегодное собрание духовенства и мирян Санкт-Петербургской епархии . В начале заседания с докладом выступил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий . Архиерей рассказал о наиболее заметных событиях года и возможностях более эффективной работы в будущем. Владыка также остановился на проблеме признания Александрийской и Элладской Церквами антиканоничного псевдоцерковного образования на Украине. В епархии служат 836 священнослужителей, из них 654 священников и 182 диакона, в том числе правящий архиерей, два викарных и один на покое. Увеличение в сравнении с прошлым годом на 22 священнослужителя. Строятся 29 храмов, в это число входят и те, которые в проекте, но имеют землю и временные храмы. Всего 281 приход, увеличение на 10. Благочиний — 25, в том числе четыре ведомственных (военное, тюремное, социальное, вузов), монастырское и новое — ритуальное. Митрополит Варсонофий уделил внимание предстоящим юбилейным датам, ближайшая из которых — 30-летие канонизации праведного Иоанна Кронштадтского. Ректор  Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископ Петергофский Силуан привел статистические данные по учебному заведению. На очной форме обучения в СПбДА учатся 345 человек, на заочной — 432. Владыка рассказал о хиротониях, совершенных за год ректорами академии, о событиях, о вышедших в свет изданиях академии. Митрополит Варсонофий отметил, что среди студентов и аспирантов СПбДА недостаточно петербуржцев, призвал благочинных обратить внимание на подготовку кандидатов для поступления в духовные школы. Наместник  Свято-Троицкой Александро-Невской лавры   епископ Кронштадтский Назарий сообщил, что в 2019 году в благочиние монастырей вошло два монастыря: Староладожские Успенский и Никольский. Архиерей рассказал о планах по изменению маршрута крестного хода в 2021 году, в год 800-летия благоверного великого князя Александра Невского: колонна выйдет из Александро-Невской лавры и закончится на Дворцовой площади.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

1878–1884 гг. 183 Я иду. Но ведет меня Бог. Настал новый год 1878-й. Я встретил его не спокойно и не весело, ожидая указа о перемещении меня в Москву из Киева, в котором хотелось положить свои кости. В этом неприятном ожидании прошла неделя, прошла другая. Наконец 14 января, в субботу, в шесть часов пополудни, я получил перехожий указ и начал читать его в ту самую минуту, в которую мой хор в Крестовой церкви запел: аминь. Приидите поклонимся Цареви нашему Богу. «Да будет же воля сего Бога моего! Покорствую ей благодушно и радостно. Как орлу всякий воздух свой, так благородному мужу всякая страна отечество». Вот что я написал на этом указе и пошел в церковь молиться. Из этого дееписания видно, что Государь в 31 день минувшего декабря утвердил всеподданнейший доклад святейшего синода о бытии мне членом московской святейшего синода конторы сверх штата, с увольнением от чигиринской викарной кафедры и пребывании моем в московском ставропигиальном Новоспасском монастыре, который согласно синодальному определению 14 декабря 1877 года вверен моему управлению, и об отпуске мне прогонных денег на проезд от Киева до Москвы и сверх сего пятисот рублей в пособие на подъем и путевые издержки из суммы, ежегодно ассигнуемой на прогоны и пособия по духовному ведомству. В 16 день января киевская духовная консистория при своем докладе представила мне копию оного же указа, данного киевскому митрополиту Филофею, на которой изложена следующая резолюция его преосвященства: «Консистория имеет 1. о содержании настоящего указа объявить духовенству киевской епархии, 2. сделать распоряжение о приеме по надлежащему от преосвященного Порфирия все, что к передаче от него следовать будет по званию викария киевской епархии и по званию настоятеля Киево-Михайловского монастыря, 3. временное исправление должности настоятеля сего монастыря поручить наместнику оного под ближайшим наблюдением благочинного монастырей, архимандрита Смарагда, которому предписать, чтобы им, при члене консистории протоиерее Димитрии Жданове и при старшей братии монастыря освидетельствовано было монастырское имущество по приходо-расходным книгам и описям и чтобы о последующем донесено было консистории за общим подписанием лиц, бывших при освидетельствовании монастырского имущества».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Епархиальное управление по «Уставу ...» 1988 года. Экзархаты Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Органы епархиального управления. Устройству епархиального управления посвящена VIII глава «Устройства об управлении Русской Православной Церкви,» названная «Епархия.» В «Уставе» епархия определяется как «местная церковь, возглавляемая архиереем и состоящая из приходов, объединенных в благочиния и находящихся на данной территории монастырей.» О границах епархий в «Уставе» сказано, что внутри России они определяются с учетом административно-территориального деления областей, краев или республик, а за рубежом устанавливаются особым решением Священного Синода. «Епархиальный архиерей, - говорится в ст. 5 гл. VIII «Устава» - по преемству власти от святых апостолов есть предстоятель местной церкви - епархии, канонически управляющий ею при соборном содействии клира и мирян.» Он избирается и назначается Синодом. При необходимости в помощь ему назначается викарный епископ, круг обязанностей которого устанавливается по усмотрению правящего архиерея. Кандидат в епископы должен быть не моложе 30 лет, из монашествующих или не состоящих в браке лиц белого духовенства; в последнем случае перед хиротонией обязательно совершается его монашеский постриг. Кандидат на епископскую кафедру должен соответствовать высокому званию епископа по своей нравственности и образованию. В епархии архиерей пользуется полнотой власти в делах вероучения, христианской нравственности, священнодействия и пастырства. Он рукополагает и назначает клириков, назначает сотрудников епархиальных учреждений и благословляет постриги. Клириков другой епархии правящий архиерей принимает лишь при наличии отпускной грамоты. Архиерей созывает Епархиальные Собрания и Совет и председательствует на них; он имеет высшее начальственное наблюдение над всеми епархиальными учреждениями и входящими в епархию монастырями. «Без согласия епархиального архиерея, - гласит ст. 14 «Устава,» - ни одно решение органов епархиального управления не может быть проведено в жизнь.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432434/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Устройство высшего управления православных поместных церквей Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Предлагаемый очерк устройства высшей власти автокефальных Церквей носит выборочный характер. Речь пойдет не о всех Православных Церквах, и не о тех, которые занимают первые места в диптихе, а о самых многочисленных, паства которых исчисляется миллионами чад, о тех, которые являются национальными Церквами своих народов, их духовной колыбелью. Сербская Православная Церковь. Глава Сербской Церкви имеет титул Архиепископа Печского, Митрополита Белг-радско-Карловацкого, Святейшего Патриарха Сербского. Избирается он из числа сербских архиереев, не менее 5 лет управлявших епархией. Патриархом становится один из трех кандидатов, предложенных Святым Архиерейским Собором. Избрание Патриарха происходит на Избирательном Соборе. Святой Архиерейский Собор для избрания кандидатов на Патриарший Престол заседает под представительством старейшего члена Собора - Митрополита или епископа, причем на заседании должно присутствовать не менее 2/3 епархиальных архиереев. Избирательный Собор составляют все находящиеся на кафедрах епархиальные и викарные епископы, декан богословского факультета и ректоры семинарий, председатель Главного союза епархиальных братств, архиерейские наместники городов Белграда, Скопле, Цетинье, Загреба, Сараева, Печа и Сремских Карловцев, настоятели важнейших монастырей, в том числе Жичского, Студеницы, все члены Патриаршего Административного комитета, все заместители председателей Епархиальных Советов. Председательствует на Избирательном Соборе старейший член Архиерейского Собора - митрополит или епископ. Для правомочности выборов необходимо присутствие 2/3 членов Избирательного Собора. Если ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства голосов, то происходит повторное голосование за одного из двух кандидатов, получивших больше голосов. При равенстве голосов в первом туре предпочтение отдается старейшему по хиротонии кандидату. Если и при повторном голосовании оба кандидата получают одинаковое число голосов, избрание совершается жребием.

http://sedmitza.ru/lib/text/432422/

#lx_718113 #lx_718113 .lx_home_button #lx_718113 .lx_home_button svg #lx_718113 .lx_home_button svg path #lx_718113 .lx_home_button:hover #lx_718113 #lx_718113 .lx_close_button #lx_718113 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718113 .lx_no_click #lx_718113[data-height="" ] .lx_close_button #d27bfa1c03 @import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Румынский Патриархат идет на обострение отношений с Русской Православной Церковью Синод Румынской Церкви избрал двух епископов на вакантные кафедры Бессарабской митрополии Андрей Серебрич   10:55 26.05.2018 1609 Время на чтение 3 минуты Как сообщает сайт Румынского Патриархата, состоявшийся 24 мая 2018 г. Синод избрал двух епископов на вакантные кафедры Бессарабской митрополии. Архимандрит Вениамин (Гореану) был избран епископом епархии Южной Бессарабии, а викарный епископ Кишиневской епархии Антоний (Телембич) назначен епископом Бельцким. На Синоде также обсуждался украинс кий вопрос. Как эти вопросы связаны между собой и чего следует ожидать от румын? Проблема состоит в том, что все эти кадровые назначения румынский Синод сделал в города, расположенные в Молдове, на канонической территории Русской Православной Церкви. Речь идет об относительно старом юрисдикционном споре между двумя Церквями. Как известно, Православная Церковь Молдовы имеет статус самоуправляемой в составе Московского Патриархата. Но с 1992 г. на территории Молдовы действует так называемая Бессарабская митрополия, учрежденная Румынской Церковью при полном игнорировании позиций РПЦ. При том, что еще в 1945 г. РумПЦ в лице Патриарха Никодима (Мунтяну) официально подтвердила легитимность восстановления над Кишинёвской епархией юрисдикции РПЦ. Складывается впечатление, что руководство Румынской Православной Церкви не особо дорожит хорошими отношениями с РПЦ. При том, что в последнее время поводов для оптимизма в развитии двусторонних отношений было несколько. Так, в октябре 2017 г. предстоятель РПЦ, Патриарх Кирилл, посетил Румынский Патриархат. А в декабре 2017 г. Патриарх Даниил принял участие в торжествах, приуроченных 100-летию восстановления патриаршества в Русской Церкви. Однако решения румынского Синода не способствуют нормализации отношений между двумя Церквями. Примечательно, что решение Синода последовало всего через 6 дней после того, как Румынскую Православную Церковь посетил глава ОВЦС Московского Патриархата митрополит Иларион, который обсудил с патриархом Даниилом «вопросы двустороннего взаимодействия».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/26/ru...

Анатолий Холодюк Скачать epub pdf Действие рассказа происходит на Страстной неделе, предшествующей Пасхе. В одном городе, где сорок церквей и шесть монастырей, в Великую субботу скончался викарный архиерей. Престарелая мать покойного, после смерти сына проживала в глухом уездном городишке. Когда по вечерам она выходила встречать свою корову, то робко рассказывала женщинам о том, что сын у нее был архиерей. Она боялась, что ей не поверят. Ей и на самом деле не все верили? Так заканчивается чеховский рассказ, написанный в 1902 году и впервые опубликованный в «Журнале для всех» (1902, N 4). Поводом для написания рассказа послужил эпизод, который оставил в своих воспоминаниях ялтинский священник, учитель и литератор С. Н. Щукин, друживший с писателем. В рабочем кабинете Антона Павловича среди других была необычная фотокарточка с изображением человека в одежде духовного сана и вместе с ним старушки в темном простом платье. Фотографию епископа Таврического и Симферопольского Михаила (Грибановского) , снятого вместе со старушкой-матерью, Антон Павлович случайно увидел в витрине одного фотоателье. Карточка произвела на писателя глубокое впечатление, он купил ее у фотографа, поместил на видном месте и часто обращал к ней свой взор. Незадолго до этого в Симферополе умер от чахотки Преосвященный епископ Михаил. На фотографии он выглядел еще совсем не старым: лицо умное и одухотворенное, но изможденное. По страдальческому выражению глаз видно, что епископа жестоко мучила неизлечимая болезнь. Изучая лица матери и больного сына, чувствуешь, каким тяжелым бывает человеческое горе, когда они оба знают, что скоро их разлучит смерть. Рассказ «Архиерей», где в образ главного героя Чехов привнес автобиографический материал, рождался в упорной борьбе писателя с прогрессирующей болезнью. Антон Павлович повествует о тяжело больном человеке, в положении которого он сам находился в последние годы своей жизни. Чехов изложил план рассказа так: «Архиерей служит утреню в Великий Четверг. Он болен. Церковь полна народом. Певчие поют. Архиерей читает евангелие Страстей. Он проникается тем, что читает, душу охватывает жалость ко Христу, к людям, к самому себе. Он чувствует вдруг, что ему тяжело, что он может скоро умереть, что может умереть сейчас. И это его чувство – звуками ли голоса, общей ли напряженностью чувства, другими ли, невидимыми и непонятными путями – передается тем, кто с ним служит, потом молящимся, одному, другому, всем. Чувствуя приближение смерти, плачет архиерей, плачет и вся церковь . И вся церковь вместе с ним проникается ощущением смерти, неотвратимой, уже идущей?».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Во исполнение имп. указа от 6 мая 1788 г. о приведении в соответствие границ епархий и губерний Переславская и Дмитровская епархия была упразднена. Часть ее приходов, в т. ч. в Дмитровском у., отошла Московской и Калужской епархии, территория к-рой резко увеличилась. Для лучшей организации епархиального управления указом Синода от 17 мая 1788 г. было учреждено Д. в. В обязанности викарного епископа, которому не полагались кафедральный собор и консистория, входило исполнение текущих адм. дел, определявшихся Московским митрополитом. Дмитровскому епископу было назначено жалованье в 1 тыс. р. в год, ризничное имущество выделялось из митрополичьей ризницы. По утвержденному митрополитом указу Московской консистории, в обязанности Дмитровского викария входило управление духовенством церквей и монастырей следующих городов с уездами Московской губ.: Дмитрова, с 23 февр. 1789 г. Клина, Волоколамска и Рузы, с 13 июля 1790 г. Звенигорода и Воскресенска, с 18 февр. 1792 г. Можайска. Дмитровский епископ должен был «выслушивать в чтении и пении» желающих получить священно- и церковнослужительские места, рукополагать ставленников и выдавать им от своего имени грамоты; решать дела о наложении взысканий на священно- и церковнослужителей, поступавшие из духовных правлений подведомственных ему территорий, за исключением тех, проступки по которым могли повлечь за собой запрещение в служении или лишение сана. Для канцелярской работы епископу полагался штатный монастырский подьячий. За богослужением имя викария на основании указа Синода от 21 дек. 1775 г. поминалось в храмах подведомственных ему территорий после имени митрополита. 1-м Дмитровским епископом стал Серапион (Александровский) , бывш. архимандрит московского в честь Богоявления мон-ря , хиротонисанный 11 июня 1788 г. в Успенском соборе Московского Кремля. Его резиденция находилась в Богоявленском мон-ре, дополнительные доходы на содержание архиерея были изысканы из штатной суммы упраздненного в том же году Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря .

http://pravenc.ru/text/178617.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010