В XIII – XVI вв. существовало государство Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское, которое часто сокращённо называют Великое Княжество Литовское. Это государство в XV в. распалось на непродолжительное время на две части. Западная часть называлась Великое Княжество Литовское, а Восточная – Великое Княжество Русское. Последнее проиграло междоусобную войну и Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское опять возродилось. Русские земли, ходившие в состав этого государства, иногда называют Литовская Русь (иногда Литовской Русью называют всё государство в целом), в настоящее время под Литовской Русью в широком смысле чаще понимают все русские земли Литовского Княжества, а в узком – только земли современной Белоруссии. Синонимом понятия " Литовская Русь " выступает словосочетание " Западная Русь " . Западная Русь также понимается в широком смысле как русские земли Великого Княжества Литовского, Русского и Жемойтского, а в узком смысле как Белоруссию. Литовская Русь и Западная Русь в узком смысле могут называться Белая Русь. Земли, на которых в начале XXI в. располагается Белоруссия, большей частью входили в состав Древнерусского государства. Естественно, на этих территориях бытовали русские обычаи, культура, язык. Жившие по соседству с русскими балтские племена – жемойты, аукшайты, ливы, дайнова и др. -испытывали русское влияние, но полностью перенять его не могли. Культурные стереотипы балтов и славян различались по причине религиозных различий. Балты в подавляющем большинстве были язычниками, а славяне к тому времени стали христианами. Древнерусское государство изначально также было языческим, но великий князь киевский Владимир в 988 г. крестил Русь по византийскому обряду. Вместе с новой верой к русским пришла и новая культура, широко развилась письменность, появилось каменное градостроение, начала развиваться иконопись. Русь достаточно быстро приняла христианство. Однако Русское государство в XIII в. распалось на ряд мелких княжеств, которые враждовали между собой, ослабляя друг друга.

http://religare.ru/2_120017.html

Важными представляются материалы об Успенском соборе во Владимире, главном храме Владимиро-Суздальского княжества, а также Успенском соборе Московского Кремля, главном кафедральном храме предстоятелей Русской Православной Церкви в XIV–XVII вв.; Успенской церкви в Волотове, памятнике архитектуры и искусства, известном благодаря ансамблю фресковых росписей. Том содержит подробную статью о республике Узбекистан, население которого составляет 35, 3 млн. человек. Читатель сможет узнать подробную информацию об истории, этническом составе и религиозной составляющей менталитета жителей Узбекистана. Другой страной, о которой содержится обширный материал в томе энциклопедии, является Уругвай. Одной из основных статей 70-го тома является материал об Украине. В ней подробно рассматривается вопрос о религиозных организациях и деноминациях на территории страны, в первую очередь православных. Исследуется история Украины в 20 в., в т.ч. в советский и постсоветский периоды. Далее следуют статьи об Украинской автокефальной православной церкви, неканонической церковной структуре, популярной за рубежом страны; Украинской греко-католической церкви, преемнице Рутенской униатской церкви, совершавшей богослужения по византийскому обряду. Дается обзор деятельности монашеских общин греко-униатов, в частности василиан и студитов. Тема униатства представлена также подробной статьей об «Униатов воссоединении» с РПЦ в XVIII–XX вв. В статье подробно описываются общественно-церковные движения, действия государственных властей, связанные с переходом в Православие католиков восточного обряда. В статье «Уния Церковная» даются общие определения этому явлению, представляющему соглашение между двумя христианскими Церквями, согласно которому одна из них присоединяется к другой, сохраняя богослужебные и дисциплинарные особенности. Историкам Церкви важно будет ознакомиться с материалом об Ужгородской унии, решении епархиального совещания православного духовенства Мукачевской епархии в 1646 г. о соединении с Римско-католической Церковью.

http://radonezh.ru/2023/11/02/v-prodazhu...

Важными представляются материалы об Успенском соборе во Владимире, главном храме Владимиро-Суздальского княжества, а также Успенском соборе Московского Кремля, главном кафедральном храме Предстоятелей Русской Православной Церкви в XIV-XVII вв.; Успенской церкви в Волотове, памятнике архитектуры и искусства, известном благодаря ансамблю фресковых росписей. Том содержит подробную статью о Республике Узбекистан, население которого составляет 35,3 млн человек. Читатель сможет узнать подробную информацию об истории, этническом составе и религиозной составляющей менталитета жителей Узбекистана. Другой страной, о которой содержится обширный материал в томе энциклопедии, является Уругвай. Одной из основных статей 70-го тома является материал об Украине. В нем подробно рассматривается вопрос о религиозных организациях и деноминациях на территории страны, в первую очередь православных. Исследуется история Украины в ХХ в., в т.ч. в советский и постсоветский периоды. Далее следуют статьи об Украинской автокефальной православной церкви, неканонической церковной структуре, популярной за рубежом; Украинской греко-католической церкви, преемнице Рутенской униатской церкви, совершавшей богослужения по византийскому обряду. Дается обзор деятельности монашеских общин греко-униатов, в частности василиан и студитов. Тема униатства представлена также подробной статьей об «Униатов воссоединении» с Русской Православной Церковью в XVIII-XX вв. В статье подробно описываются общественно-церковные движения, действия государственных властей, связанные с переходом в Православие католиков восточного обряда. В статье «Уния церковная» даются общие определения этому явлению, представляющему соглашение между двумя христианскими Церквами, согласно которому одна из них присоединяется к другой, сохраняя богослужебные и дисциплинарные особенности. Историкам Церкви важно будет ознакомиться с материалом об Ужгородской унии, решении епархиального совещания православного духовенства Мукачевской епархии в 1646 г. о соединении с Римско-католической Церковью.

http://patriarchia.ru/db/text/6073476.ht...

Особый интерес Д. вызывала история взаимоотношений Римско-католической Церкви с Болгарией: ему принадлежат комментирование издания переписки папы Иннокентия III с болг. царем Калояном и клиром Болгарской Церкви (Преписката на папа Инокентий III с българите//ГСУ, ИФФ. 1942. Г. 38. Т. 3. С. 1-116), многочисленные работы по истории католицизма в Болгарии в XIV-XVII вв. (Софийската католишка архиепископия през XVII в.: Изучаване и док-ти. София, 1939; и др.). Д. посвятил мн. годы изучению истории и культурного наследия Рильского мон-ря (Рилският светец и неговата обител. София, 1947, 19902; Рилският манастир: Ист. минало и паметници. София, 1960; и др.). Работы ученого, как правило, небольшие по объему, выходили в научной периодике и сборниках (Проучвания върху политическа и културна история на средновек. България. София, 1972; Проучвания върху средновек. бълг. история и култура. София, 1981; Пътеки от утрото: Очерци за средневек. бълг. култура. София, 1985; и др.). Они позволяют составить впечатление о концептуальных основах научных взглядов Д., считавшего Византию и принявшие христианство по греч. обряду слав. народы особым европ. культурно-цивилизационным феноменом, «византийско-славянской общностью», составляющей нераздельную часть средневек. Европы. Значительна также роль Д. в осуществлении научных связей византинистов стран социалистического лагеря (прежде всего Болгарии) с зап. исследователями в 50-80-х гг. Соч.: Кирмагова А., Паунова А. И. Дуйчев: Библиогр. София, 1996; Избр. произв.: В 2 т. София, 1998. Т. 1: Византия и славянският свят. Лит.: Гюзелев В. Проф. И. Дуйчев и проучването на бълг. средновековие//Българско средновековие: Българо-съветски сб. в чест на 70-годишнината на проф. И. Дуйчев. София, 1980. С. 15-19; он же. Ученият и човек И. Дуйчев// Дуйчев И. Лекции по архивистика. София, 1993. С. 5-14; Божилов И. И. Дуйчев//КМЕ. 1985. Т. 1. С. 617-620; он же. Предговор// Дуйчев И. Избр. произв.: В 2 т. София, 1998. Т. 1. С. 7-25; Б. И. Дyjчeb: 18 апр. 1907 - 24 апр. САНУ. 1986. 43. С. 535-536.

http://pravenc.ru/text/180550.html

22 мая 1908 г. декретом Конгрегации по чрезвычайным церковным делам З. назначен начальником миссии «ad nutum Sanctae Sedis» (подчиненной непосредственно Папскому престолу) для католиков «греко-славянского обряда… проживающих на территории Российской Империи». При этом были официально отменены, но негласно сохранены все полномочия митр. А. Шептицкого в отношении рус. католиков визант. обряда. В сент. того же года З. присоединил к католич. Церкви в сущем сане старообрядческого свящ. Евстафия Сусалева , а также ходатайствовал через митр. А. Шептицкого о признании действительности Белокриницкой иерархии , к которой он принадлежал до перехода в католичество. В июле 1909 г. З. во главе миссии для католиков визант. обряда в России фактически заменил приставленный к нему в качестве советника франц. ассумпционист пресв. Ж. Буа. 20 марта 1911 г. по распоряжению госсекретаря Папского престола кард. Рафаэля Мерри дель Валя автономная миссия для католиков визант. обряда в России была упразднена, вслед. чего в том же году З. был включен в клир Могилёвского архиепископства римско-католических церквей Российской империи и получил от властей легализацию. В 1912 г., после закрытия прихода на ул. Полозова, назначен викарием католич. ц. св. Екатерины в С.-Петербурге, где совершал богослужения по византийскому обряду. В мае 1917 г. участвовал в проходившем в Петрограде под председательством митр. А. Шептицкого Соборе рус. католиков, где был учрежден экзархат Русской католической Церкви во главе с пресв. Леонидом Фёдоровым . До 1920 г. исполнял обязанности секретаря русского католич. экзархата, входил в состав учрежденного в 1917 г. Об-ва поборников воссоединения Церквей, состоявшего из католиков и православных. 30 апр. 1919 г. арестован большевиками вместе с католич. Могилёвским архиеп. Эдуардом фон Роппом , но через месяц освобожден. 12-18 апр. 1920 г. вновь находился под арестом в рамках следствия по «польскому делу». В февр. 1922 г. получил от папы Римского Пия XI титул прелата Папского двора. После ареста пресв. Л. Фёдорова с марта 1923 г. временно управлял делами Экзархата в Петрограде. 19 нояб. того же года был арестован по обвинению в распространении контрреволюционных статей и писем, но в связи с преклонным возрастом в дек. освобожден под подписку о невыезде. 19 мая 1924 г. Коллегией ОГПУ приговорен к 10 годам тюремного заключения, замененного 7 авг. 1924 г. ввиду преклонного возраста 3 годами ссылки, к-рую отбывал в Екатеринбурге (Свердловске) и Тобольске. 28 мая 1926 г. арестован в Тобольске за «религиозную активность» и отправлен в Обдорск (ныне Салехард). 9 мая 1927 г. освобожден из ссылки с запрещением проживать в 6 крупных городах и пограничных областях. Поселился в Смоленске, где хотел возглавить местный католич. приход, с 1929 г. проживал в Н. Новгороде (в 1932-1990 Горький).

http://pravenc.ru/text/199753.html

аристократии, поддерживавших В. материально. Помимо подготовки польск. католич. пресвитеров, к-рой занимались члены конгрегации, одной из сфер их деятельности в это время была борьба с распространившейся в кругах польск. эмиграции мистической религ. сектой «Круг слуг дела Божьего» (польск. Kolo Slug Sprawy Bozej), основанной теософом и мистиком А. Товянским. Но главной задачей стала служба католич. Церкви: сбор средств для поддержки папской курии и строительства католич. храмов, а также вербовка солдат и офицеров для папской гвардии. Позднее В. стали заниматься пропагандой католицизма среди правосл. населения (в Австрии и тур. Болгарии), при этом нек-рые В. переходили на совершение богослужений по византийскому обряду . В. работали в рим. округе (1857), в Канаде (1857, пров. Онтарио), в тур. Болгарии (1863, Адрианополь, ныне Эдирне, Турция), в США (1866 в шт. Техас, 1869-1870 в Чикаго), основали католич. миссии в Париже (40-е гг.) и Лондоне (80-е гг.). При их участии создавалась Польская коллегия в Риме (9 марта 1866), первым ректором к-рой стал П. Семененко. В 80-х гг. В. начали свою деятельность на польск. землях, основав мон-ри во Львове (1880) и Кракове (1884). Под влиянием В. возник ряд жен. католич. монашеских конгрегаций. В наст. время В. действуют гл. обр. в Польше. Численность их конгрегации составляет 412 чел. (An. Pont., 2004. P. 1345). Резиденция генерального настоятеля находится в Риме. Женские конгрегации В. Конгрегация Сестер Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии (итал. Suore dell " Immacolata Concezione della Beata Vergine Maria) была основана в 1854-1859 гг. в Риме Юзефой Марией Карской (1823-1860) и Марцелиной Даровской (1827-1911) при участии Кайсевича. Утверждена папой в 1874 г. На польско-укр. землях первый мон-рь В. появился в 1863 г. в Язловце (совр. Тернопольская обл., Украина). Сестры ведут жизнь в затворе и занимаются воспитательной работой, руководят гимназиями и начальными школами. В наст. время к конгрегации принадлежат 230 сестер в 13 мон-рях (An.

http://pravenc.ru/text/155334.html

Священное Писание около саркофага с мощами. Напротив саркофага, в противоположной стороне, можно увидеть икону св. Николая, подаренную храму в XII веке сербским царем. C 1969 года, с благословения Ватикана, в знак дружбы, уважения и глубокого союза с православием, православным священникам предоставляется право служить в крипте базилики вместе с католиками. Также раз в неделю, по четвергам, в основном помещении храма совершается богослужение «по византийско-русскому обряду». Ежегодно базилику святого Николая посещают десятки тысяч паломников и простых туристов, значительная часть которых – русские. Именно поэтому и в самой базилике, и на окрестных старых улочках можно встретить множество надписей на русском языке, услышать русскую речь от итальянцев и встретить обитальяневших соотечественников… Автор фото и подписей: Сергей Анашкевич, aquatek-filips.livejournal.com Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 11 мая, 2017 19 декабря, 2016 22 мая, 2023 22 мая, 2022 19 декабря, 2021 18 декабря, 2021 19 декабря, 2019 19 декабря, 2019 22 мая, 2019 Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Другие фотоленты Показать еще Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/bazilika-svyatogo-niko...

Кусочек пустыни в швейцарских Предальпах – Отец Гавриил, хотелось бы прежде всего услышать о вашем пастырском служении. Расскажите, пожалуйста, о ските, о том, как проходят службы, как часто получается пообщаться со своими духовными чадами. Образцом для нашего скита послужили «монастыри» египетской пустыни – жилища монахов-отшельников – Скит по-итальянски «eremo» – то есть пустыня, и наш маленький монастырь, игуменом которого я являюсь, – это пустынь. С момента его основания в 1980 году образцом служили древние «монастыри» (μοναστριον, от греч. μνοσ – один, одинокий) египетской пустыни – жилища монахов-отшельников. Хотя всё в обители является общим, однако общая жизнь не ведется, поэтому все молитвы насельниками совершаются в монашеских кельях, вместе служится только Божественная литургия, которая бывает каждое воскресенье и по великим праздникам. Отец Гавриил (Бунге) с прихожанами      Монах-отшельник проводит утро в молчании в своей келье, посвящая себя своему молитвенному правилу и изысканиям. Во второй половине дня выполняется физическая работа, например уход за огородом или заготовка дров для отопления. Между тремя и шестью часами я обычно принимаю людей (это не только мои духовные чада), которые приходят для духовной беседы. – После перехода из католичества в Православие сложно было воспринять восточную богослужебную традицию, ведь она во многом отличается от католической? – Нет, это было совсем не сложно. Потому что я прожил 18 лет в монастыре Шеветонь – бельгийском бенедиктинском аббатстве, основанном в 20-е годы ХХ века. Цель его основания, которая таковой остается и до нашего времени, – благоприятствовать сближению между Востоком и Западом. Чтобы отождествлять себя с православной традицией, община изначально делилась на две «обрядовые» группы: первая следовала «латинскому обряду», вторая – «византийскому обряду» (славянскому). Я принадлежал ко второй группе и поэтому привык проводить Божественную литургию и богослужения по «византийскому обряду» (так это называлось), следуя правилам Русской Православной Церкви. Я также был рукоположен во диакона и во пресвитера в этом «обряде».

http://pravoslavie.ru/113450.html

В церемонии закрытия конгресса принял участие Патриарх Константинопольский Варфоломей, выступивший с речью по приглашению Папы Римского Франциска. В ходе мероприятия состоялась встреча понтифика и Патриарха Варфоломея , сообщает orthodoxtimes . Фomo: ormhodoxmimes.com По оценкам местных властей, которые установили большие экраны для трансляции мессы на прилежащих улицах, участников мероприятия могло быть в разы больше. Как сообщили корреспонденту ТАСС местные организаторы, только хористов было более 800. При этом масочный режим соблюдали немногие. Ранее в Ватикане отметили, что понтифик хотел придать особый смысл этому событию и что главы Римско-Католической Церкви крайне редко участвуют в конгрессе лично. Франциск поблагодарил в проповеди венгерский народ за теплый прием и благословил жителей.  В Ватикане указали, что визит в Будапешт носит подчеркнуто религиозный характер и лишен какой-либо политической подоплеки, поэтому никакой «светской программы» не предусмотрено. При этом была предусмотрена встреча с членами экуменического совета и представителями еврейской общины Венгрии. Сам Франциск по пути из Ирака в марте сообщил, что должен поехать на финальную службу Всемирного евхаристического конгресса в Венгрию. При этом он сразу подчеркнул, что «это не визит в страну, а месса». «Но Будапешт находится в двух часах езды на машине от Братиславы, почему бы не навестить Словакию. Так начинаются идеи», - предвосхитил планы понтифик. В недавнем интервью испанскому католическому радио глава Римско-Католической Церкви отметил, что нацелен на посещение «малых стран Европы». До него в Словакии трижды побывал Иоанн Павел II: в 1990, когда еще страна была Чехословакией, затем вскоре после распада союзного государства в 1995 году и в 2003 году, незадолго до смерти, когда был уже серьезно болен. В Словакии у Папы Франциска насыщенная программа. В течение трех дней он встретится с руководством страны и духовенством, представителями экуменического совета, будет участвовать в службе по византийскому обряду восточнокатолических церквей в городе Прешов, посетит цыганскую общину в Кошице, а также побывает в Шаштин-Страже, где проведет мессу в базилике Девы Марии Семи скорбей 15 сентября, в праздник небесной покровительницы Словакии - Богоматери Скорбящей.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Родители святого Стефана Памятник святому Стефану Семья святого Стефана на момент его рождения уже была тесно связана с христианством, причем восточным, византийским. Дед святого Стефана по матери князь Дьюла (в крещении Стефан), второй в Венгрии по влиянию властитель восточной части Венгрии, уже в 30–40-е годы Х века принял в Константинополе крещение и получил от византийского императора чин патрикия. После крещения «он взял с собою монаха по имени Иерофей, славного своим благочестием. Его патриарх Феофилакт (931–956) рукоположил в епископа Угорщины (Венгрии), и он многих из языческой прелести обратил в христианство. Дьюла и позднее не оставил веры, не оставлял христианских пленников невыкупленными, но выкупал их, подавал им помощь и освобождал их» . Его трудами в восточной Венгрии были построены храмы, посвященные греческим святым. В храмах проводились богослужения по греческому обряду, в подчиненных ему областях вели миссионерскую деятельность византийские и болгарские священники и монахи. Место нахождения епископа было предположительно в городе Марошвар, а затем в городе Чанад. По свидетельству русского источника XII века, князь Дьюла «умер исполненный истинной христианской верой, сотворил множество угодных Богу дел, в мире ушел в царствие Божие». Шарлота, мать святого Стефана, дочь Дьюлы, также была обращена в христианство и воспитывалась в христианском духе. После своего брака с венгерским князем Гезой она обратила его в христианство и привела ко крещению. С собой в дом князя она привела христианских священников греческого обряда. Отец святого Стефана, князь Геза, обратившись от язычества к Евангелию, пожелал распространить его во всем народе, но не преуспел в этом, хотя при нем христианство приняли все его военачальники. На пути распространения христианской веры князь прибегал к принуждению, так что «тех, кого находил уклоняющимися, угрозами и запугиванием направлял на правильный путь». Такое насильственное распространение веры неугодно Богу, поэтому князю Гезе было чудесное видение, в котором Господь сказал ему: «Не тебе дано выполнить то, что обдумываешь в уме своем, так как руки твои осквернены кровью, но от тебя произойдет сын, которому суждено родиться, которому Господь поручает выполнение всего этого, в соответствии с планом Божественного промысла».

http://pravoslavie.ru/31776.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010