После смерти Владимира его приближенные хотели похоронить князя тайно, по старому языческому обряду. До крещения на Руси покойника не выносили в двери или в окно, а проламывали для этого пол его последнего жилища. Поначалу так и было сделано, однако смерть великого князя, столько сделавшего для своей страны, не могла пройти незамеченной. Узнав о его смерти, люди сошлись без числа и плакали о нем. И был Владимир похоронен по новому, христианскому, обряду. Эпоха святого князя Владимира была ключевым периодом для государственного становления православной Руси. Крещение Руси от православной Византии было важнейшим шагом ее государственного самоопределения. Он правил русским государством тридцать семь лет 978 -1015 гг. Его святые мощи были положены в мраморной раке, поставленной в Климентовском приделе Десятиного храма рядом с такой же мраморной ракой его жены византийской царицы Анны. Христианский подвиг святого Владимира продолжили его сыновья, внуки и правнуки, как писал святитель Илларион Святом Князе Владимире: " Им мы обожились и Христа, Истинную жизнь познали " . В 1589 году Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом в диптихе Православных автокефальных церквей. Информационная служба Псковской епархии http://informpskov.ru/church/22197.html Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Tweet Поделиться target="" > Поделиться Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено, войдите или зарегистрируйтесь , чтобы продолжить Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Тоже относилось к кладбищенской воде. Внутри подземной галереи… периодически проводили соответствующие последования византийского обряда, очевидно связанные с водосвятием источника [sic! — Н. Г.] , посвященного, судя по названию монастыря, Богоматери-целительнице». Однако никакие подземные водосвятия византийской церкви никогда известны не были. Далее, о «феноменологии» (с. 815): «Феноменологически это [освящение воды — Н. Г.] было связано с древнеязыческой традицией, народными верованиями, с культом источников и жертвоприношениями у источников». В целом, картина, построенная таким образом, не выглядит убедительной. Датировки храмов вне литургического контекста выглядят произвольными, а отсутствие убедительных аналогий лишает весь раздел смысла и единой концепции, что в труде столь уважаемого автора может вызвать лишь удивление. Десятая глава («Смерть в Херсоне») целиком посвящена погребальному обряду. Автор вводит в научный оборот массу новых находок и приходит к крайне интересным выводам. Наконец, одиннадцатая и двенадцатая главы («Carceris habitateris? Положение города во второй половине IX в.»; «На переломе эпох») повествуют о самом, пожалуй, загадочном периоде в жизни города, его закате. Почему умирали такие древние и, казалось бы, благополучные города, простоявшие века, — интереснейший вопрос. С. Б. Сорочан предлагает и здесь свою оригинальную концепцию. Последним разделом книги служит «Антология письменных источников», пожалуй, самая полная антология из всех ныне существующих. Правда, к сожалению, оригиналы текстов автором не приведены, зато мы имеем новые русские переводы источников с обширными, что, по нашему мнению, не всегда оправдано, комментариями автора. В приложении к труду С. Б. Сорочана читатель найдет три небольшие, но чрезвычайно важные статьи. Это работы К. Э. Гриневича «Четырехапсидное здание в Херсонесе», Н. А. Алексеенко «Таможня и коммеркиарии Херсона», а также А. В. Иванова «Население византийского Херсона по данным антропологии». Имена авторов приложенных статей не вынесены в копирайт, зато сведения о них почему-то приведены в конце работы, что довольно небрежно для книги такого уровня. В целом, книга С.Б Сорочана — очень большой и важный труд, где приведено множество новых фактов и данных источников. Однако эти данные и факты, увы, не выстроились в новую убедительную концепцию. Историю византийского Херсона еще предстоит написать. Никита Гайдуков Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931).

http://patriarchia.ru/db/text/101372.htm...

1-я треть XX в. В Польше активности Шептицкого католич. духовенство противопоставило действия по организации «византийско-славянской» унии, не связанной с Галицией. Польск. власти, духовные и светские, стремились оттеснить духовенство Львовско-Галицкой униат. митрополии от прозелитической деятельности за пределами Галиции, такую деятельность должна была вести самостоятельная неоуниат. Церковь под непосредственным контролем католич. епископов и польск. чиновников. План создания Н. на территории Польши был одобрен папой Римским Пием XI. Н. предлагалось распространять при соблюдении «всех обрядов и обычаев Греческой Церкви, исходящих от святых отцов»; изменения в традиц. правосл. богослужебном чине запрещались. В 1919 г. Виленский католич. еп. Ежи Болеслав Матулевич (Юргис Матулайтис) (1918-1927), белорус по происхождению, воспользовавшись отсутствием в крае правосл. духовенства, к-рое в нач. первой мировой войны было эвакуировано в Россию, основал неоуниат. приход в с. Старокорнин (Стары-Корнин) Бяльского повята. После восстановления правосл. церковных структур неоуниат. община в 1921 г. прекратила свое существование. Первым храмом в Польше, где богослужения совершались по «византийско-славянскому» обряду, стала ц. св. Иосафата Кунцевича в Люблине (в здании закрытой в 1922 греч. ц. Рождества Пресв. Богородицы). 3 окт. 1923 г. храм был торжественно открыт. Он имел статус домового при созданном в том же году Миссионерском ин-те при митрополичьей ДС Могилёвского католич. архиеп-ства (с 1925 Люблинский межъепархиальный миссионерский ин-т). Ректор ин-та священник-биритуалист Антоний Сонгайло стал 1-м настоятелем неоуниат. храма св. Иоасафата Кунцевича. Миссионерский ин-т подчинялся непосредственно католич. примасу Польши, поэтому храм не входил в юрисдикцию Люблинского еп. М. Фульмана. Куратором ДС был назначен проживавший в Люблине Могилёвский католич. архиеп. Эдуард фон Ропп , один из координаторов Н. Он считал, что необходим единый епископ для церковных структур лат. и вост.

http://pravenc.ru/text/2564954.html

Другой же, и очень серьезный вопрос,— вопрос о мере нашего созвучия уже не Библии, а византийской литературе. Меняются вкусы. То, что казалось прекрасным византийским литераторам, кажется пошлым современному человеку. Позолоченный предмет в бытовом обиходе — что это: изысканность или дурновкусие? Раскрываю один из акафистов Божией Матери и встречаю там выражение: «О Ручка позлащенная». Может, византийцев это и приводило в благоговейный трепет. Если же это на русский перевести, то будет: «О позолоченная Ручка»! Чем лучше-то стало? Только еще больше видна дистанция, отделяющая нас от византийской культуры и ее штампов. Это уже не вполне наш язык, не во всем наша культура. И опять — нужны пояснения: Божия Матерь потому Ручка, что Ее Сын говорил: Я есть Дверь (ср.: Ин. 10, 7 ). А если пояснять все — так и молиться не будет времени… Чукотский писатель Юрий Рытхэу рассказывает, что впервые с поэзией Пушкина он познакомился в переводе, который его школьный учитель сделал для своих учеников. Стремясь объяснить все непонятное, учитель получил такой перевод: «У берега, очертания которого похожи на изгиб лука, стоит зеленое дерево, из которого делают копылья для нарт. На этом дереве висит цепь из денежного металла, из того самого, из чего два зуба у нашего директора школы. И днем, и ночью вокруг этого дерева ходит животное, похожее на собаку, но помельче и очень ловкое. Это животное ученое, говорящее…». Так что вопрос не в языке, а в посещаемости церковно-приходских школ, в том, насколько мы знаем библейские события и соотносим их со своей жизнью. Я убежден, что не форму богослужения надо менять, а церковную жизнь за пределами богослужения надо разнообразить. Не надо ничего менять во внутренней церковной жизни: в том, что касается богослужения, в том, что называется словом «Православие» (умение правильно славить Господа). История России показывает, что народ очень болезненно воспринимает, когда власть или отдельный человек прикасаются к этому жизненному нерву Православия – обряду, молитве, Таинству, составу вероучения.

http://azbyka.ru/ponyatnost-veshh-ne-lin...

Болгары, принявшие крещение во времена первого патриаршества Фотия, позволяли себе подчиняться юрисдикции то Константинопольской церкви, то Римской; отсюда являлась возможность для каждой из этих церквей заявлять свои притязания по отношению к Болгарам. В сущности, спорный болгарский церковный вопрос возник следующим образом. До IX века, до времени царя Бориса в Болгарии, в этой стране, как кажется, не было систематического миссионерства ни со стороны Востока, ни со стороны Запада. Правда, здесь были христиане и до этого времени, и христиан не мало, но это были христиане, случайно обратившиеся к вере евангельской. Так дело шло до царя Бориса, который решился принять христианство сам и окрестить весь народ. Рождался вопрос: от кого именно принять христианство, – от Греков, или Латинян? Христианство Болгар до этого времени не сблизило этой страны ни с Византией, ни с Римом. Вопрос однако решен был в пользу Греков. К Грекам обратили Болгар случайные обстоятельства. Болгарию постиг страшный голод; поиски за добычею хлеба заставили Болгар вторгнуться с оружием в руках в пределы Греческой империи. Нападение было удачно; но когда, готовившиеся отразить Болгар, Греки предложили мир, царь болгарский, согласившись на мир, в тоже время выразил желание принять вместе с своим народом христианство. Решившись креститься тотчас же на самом месте мирных переговоров, он крещен был в присутствии византийского императора Михаила III, который был его крестным отцом, в знак чего Борис принял христианское имя Михаила. Крещение совершил, вероятнее всего, патриарх Фотий. Это случилось или в 864 или 865 году. Таким образом Болгарский народ на первых же порах признал юрисдикцию Константинопольской церкви. Но вскоре, однако дело изменилось. Царь Борис также быстро отступается от подчинения константинопольскому патриарху, как быстро и неожиданно крестился по восточному обряду. Прошел год или два со времени его крещения, как он вдруг обращается к церкви Римской и хочет присоединиться к ней, подчиниться её церковной юрисдикции.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

– В духовной жизни Венеции заметен след Православия? – Венецианцы – особый народ. Это связано с их византийскими корнями. Храмы посвящены очень часто ветхозаветным святым, это примета византийской традиции. Очень распространены православные имена, такие, как Дамиан, Николай, которые в остальной Италии распространены меньше. Есть определенные особенности в древнем католическом обряде венецианской церкви, который восходит, по Преданию, к древнему свободному Патриаршему обряду: мы знаем относительно хорошо об амброзианской литургической традиции, которая в Милане присутствует, – менее известна Патриаршая литургическая традиция. Почему я говорю «Патриаршая»? Дело в том, что в Венеции с XV века епископ Венецианской (небольшой весьма) епархии имеет титул Патриарха. Патриаршество его восходит к преемству от апостола Марка. Патриарх для Запада – совершенно уникальный случай, патриархов на Западе нет. Древний Патриарший обряд частично сохранился в богослужениях венецианской церкви, как и почитание православных святых. Ко всем – с открытым сердцем – Вопрос из социальной сети – задает его Артем из Домодедова: «Православные в земле италийской – это эмигранты или местные? Какие взаимоотношения с католиками и другими инославными?». – Православные в земле италийской – в основном это эмигранты, которые приехали заработать на хлеб насущный, прежде всего граждане Украины и Молдовы, это 90% наших прихожан; они нуждаются даже в психологической помощи, а не в духовной. Сначала ночуют на лавочках; потом католическая организация берет их под свой покров; потом только начинают что-то зарабатывать и снимать жилье. Первый наш адрес – парки, где собираются эти несчастные люди, которые в одночасье во время развала Советского Союза потеряли все. Священник здесь должен иногда выслушать и поплакать вместе с человеком. Есть наши женщины, вышедшие замуж за итальянцев, и здесь уже процент русских значителен. Есть и православные итальянцы – зачастую они даже непоняты своими родными. А православные итальянские священники, которые в 1970-х гг. пришли в Православную Церковь, это вообще наши герои. У нас есть несколько священников, которые несут свое служение по 20–30 лет. Мой ближайший помощник – итальянец. Мы не ставим себе целью никакого прозелитизма, никакой специальной миссии. Это люди, которые стучат и стучат, спрашивают – можно ли помолиться, задают вопросы, потом просят читать, потом просят принять в лоно Святой Церкви.

http://pravoslavie.ru/55783.html

Действенным инструментом распространения русофильских идей и православия среди русинов-лемков стала миссионерская деятельность Русской Православной церкви в Северной Америке, которая была особенно успешна среди многочисленной карпато-русской диаспоры. По словам П. Бэста, в отличие от римско-католической церкви, с пренебрежением относившейся к византийскому обряду русинов – греко-католиков, «русская церковь принимала своих давно потерянных братьев с распростертыми объятиями… Царские власти давали средства на пенсии для духовенства и на строительство церквей. Чувство обретения родины нашло выражение в корреспонденции со старым краем, куда из Северной Америки стали поступать финансовые средства и издания, пропагандировавшие православие и русофильство». Важным средством поддержания и развития русофильского самосознания лемковской интеллигенции стали так называемые «русские бурсы», которые являлись общежитиями для студентов-лемков, обучавшихся в польских учебных заведениях, и одновременно играли роль самоуправляющихся образовательных и культурных организаций, где проходила социализация лемковской молодежи. Бурсы были мощным инструментом формирования интеллигенции русинов-лемков, поскольку помимо проживания и питания они обеспечивали студентам особую атмосферу воспитания, образования и социализации в патриотическом духе. Первая «русская бурса» была создана в 1898 г. в г. Новы Сонч на западе Лемковины. До начала Первой мировой войны были основаны еще три бурсы, две из которых находились в г. Санок и одна в г. Горлице. Все «русские бурсы», заподозренные австрийскими властями в изменнических настроениях и прорусских симпатиях, были немедленно закрыты с началом Первой мировой войны, а часть их персонала и студентов была арестована и брошена в австрийские концлагеря. Начало ХХ в. было отмечено нарастанием противостояния между лемковской русофильской интеллигенцией и украинцами Восточной Галиции, которые пользовались явными преференциями со стороны австрийских властей и польской администрации Галиции. Для усиления украинского влияния на грекокатолическое духовенство Галиции и для подрыва позиций русофилов по инициативе австрийских властей был затруднен прием в духовные семинарии Галиции лиц русофильской ориентации, значительная часть которых к началу ХХ в. была уроженцами Лемковины. Так, в 1911 г. из сорока русинов-лемков – кандидатов на поступление в духовную семинарию в Перемышле – был принят лишь один.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/20/nacion...

Основу евхаристических текстов викариатства можно найти в двух основополагающих документах: (1) Liturgia Missae Orthodoxo-Catholicae Occidentalis (составленный Дж. Дж. Овербеком и утверждённый Российским Синодом в 1869 году и Константинополем в 1882 году), (2) в ответе Российского Синода архиепископу (ныне святителю) Тихону в 1904 году относительно американской «Книги общей молитвы» 1892 года . Последования других Таинств, обрядов и благословений Церкви (включая Крещение и Конфирмацию) взяты из Rituale Romanum, первоначально благословлённого митрополитом Герасимом (Мессарой) Бейрутским для английского использования в 1912 году, а затем пересмотренного при создании викариатства . В 1932 году епископ Афтимиос из Сиро-арабской миссии Русской архиепархии посвятил епископального священника Игнатия (Уильяма Альберта) Николса во вспомогательного «епископа Вашингтонского» специально для работы по западному обряду. Это было частью плана Афтимиоса заложить основы «Американской православной католической церкви», не знающей национальности и языка . Впрочем, видение епископа Афтимиоса не разделяли его собратья — православные епископы. Епископ Игнатий Николс основал Общество святого Василия, благочестивое общество для духовенства и мирян, основанное на ежедневном чтении западного Бревиария. Преемником Николса на посту главы общества стал Александр Тёрнер. Тёрнер был посвящён в епископы Николсом в 1939 году (до этого Тёрнер воспитывался в Епископальной Церкви и был рукоположен в сан старокатолического священника). Он возглавил небольшой приход Святой Софии в Маунт-Верноне, Нью-Йорк, основанный в 1946 году. Епископ Николс почил в 1947 году, оставив Тёрнера единственным лидером общества . Хотя в конце концов Павел Шнейрла, будущий викарий приходов западного обряда, обратился в православную веру из протестантизма и стал священником византийского обряда Сирийской Антиохийской архиепископии в 1942 году, тем не менее его любовь к традиционной западной литургии сохранилась, и через контакты с деятелями западного обряда в Европе, например, с Домом Дени Шамбо, он убедился, что западный обряд может играть жизненно важную роль в православной миссии в Северной Америке .

http://bogoslov.ru/article/6172148

Первый автомобиль — Детство у меня было самое обычное — мальчишеское. Помню, среди школьников в Реддинге неизвестно откуда стало ходить поверье, что «все болезни уходят в морских свинок». И вот я, чтобы оградить ближних от хворей, решил выращивать свинок. Сначала приобрел «мальчика» и «девочку». Родители не возражали против моего увлечения, и скоро в моем хозяйстве стало уже пятьдесят пар животных. Свинки у меня были замечательные. Я договорился с хозяином овощной лавки: приходил к нему и обдирал на корм моим зверушкам верхние листья салата, чтобы у товара был свежий вид. Жили мои животные в коробках с сеном, которые я расположил прямо у стены дома. Историю каждой свинки я записывал. О поверье я скоро забыл, а когда животные подрастали, отвозил их в Филадельфию, в научно-исследовательский центр. Когда я сдал довольно много морских свинок, то решил купить автомобиль. Мне было семнадцать лет, и потому машину мне продавать не хотели. Отцу удалось упросить хозяина оформить покупку на менеджера автосалона. Каждый месяц я сдавал свинок и отдавал долг. Новый автомобиль Chevrolet Reaction обошелся мне в шесть тысяч долларов. Старший брат не мог поверить! Тем временем я окончил школу и уехал в штат Индиана учиться на инженера. Примерно в то же время у Михаила произошла одна примечательная встреча. — Как-то я искал книгу по истории Церкви, и друг отца и мой духовный наставник архиепископ Адам (Филипповский) послал меня в университет Фордхэм, где в магазине была в продаже эта книга. Пошел в университетский магазин и, проходя мимо часовни, услышал доносившееся оттуда православное песнопение. Я вошел. В католической семинарии латинский священник с длинной седой бородой служил на церковнославянском языке литургию по византийскому обряду. Пел хор семинаристов. Я был шокирован. Простоял всю прекрасную службу, а после выразил священнику свое удивление. Конечно, я не сказал, что мой отец — православный священник. Католик попросил меня подождать и, когда разоблачился, а мы остались в храме одни, сказал, что Гитлер готовится захватить Москву, и католические священники должны будут войти в столицу и «крестить русских», то есть обратить народ в католичество. На мой ответ, что Русь была крещена в 988 году, он парировал, что после революции все в России стали коммунистами.

http://pravoslavie.ru/62555.html

Православные византийского обряда знают, что образ поклонения сам по себе ничего не значит. Нам доводилось видеть храмы [раскольников], которые выглядят, как наши, в которых пахнет, как в наших, и если подойти к причастию в них, то, наверное, оно на вкус, как и у нас. Там звучат такие же песнопения, как и у нас. Но это – не Церковь. Итак, для православных людей тот факт, что нечто выглядит и пахнет так же, не является сам по себе доказательством чего-либо. Именно в этом смысле наши прихожане восточного обряда относятся с большим расположением к западному обряду. Он выглядит по-другому, там другие облачения, другой запах благовоний, слова и музыка другие – но это Церковь. Я хорошо помню, как впервые присутствовал на богослужении западного обряда. Это случилось не в одном из наших храмов, а в кафедральном соборе. В тот раз я плакал. Это были не слезы эстетического умиления – я не плачу на концертах; скорее, я плакал потому, что этой красивой и аутентичной традиции грозило вымирание. Вы – наследники драгоценного сокровища – аутентичных православных обрядов, которые в настоящее время готовят тысячи [людей] для Царства Небесного. Православная Церковь благодарит вас за сохранение этой традиции все эти годы, благодаря чему она может быть восстановлена в своих приходах западного обряда. Эти слова исходят из глубины моего сердца. Мы знаем, что священники, служащие на приходах западного обряда, их жены и дети многим жертвуют. Это, прежде всего, экономические жертвы, которые могут быть весьма ощутимыми. Мы знаем и ценим это. Но есть и другие жертвы – прерывание связей с родными и близкими. Наши пастыри западного обряда на деле воплощают то, что значит любить Христа более, чем отца и мать, брата и сестру. Ваша жизнь и ваши жертвы – это проповедь для всех нас, кому, по милости Божией, не приходилось всем этим жертвовать. Мы восхищаемся тем, что вы делаете. Это касается не обряда, а вашего свидетельства истины и тех жертв, которые вы не только готовы приносить, но действительно приносите ради истины.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010