Разделы портала «Азбука веры» Оглавление По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Перед Вами книга о Воскресении из мертвых Христа Спасителя. Вы открываете работу, в которой с Вами будут говорить святые мученики, засвидетельствовавшие Воскресение Христа самой жизнью; Вы соприкоснетесь с античными авторами I–II веков, не принимающими Воскресения, но все же пишущими об этом событии; с вами будут говорить мужи апостольские и апологеты. Вы также услышите отзвук Воскресения Христова – этого вселенского события – в различных произведениях II–IV веков. Наконец, перед взором читателя предстанет красота и ясность Воскресных Евангелий на греческом языке – языке апостольской проповеди. Мы станем рядом с живыми участниками событий: войдем в сад Иосифа Аримафейского, с Мироносицами увидим отваленный камень, войдем в отверстый Гроб, узрим Ангела, и мысленно соприкоснемся с воскресшим Христом. Благая весть Воскресения Христова, весть надежды и бессмертия для каждого право верующего во Христа, весть, в которой лежат духовные истоки нашего бытия – вот вкратце содержание книги, которую Вы держите в своих руках. Введение За каждой воскресной всенощной мы поем: «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу…» 1 Как провозглашаем слово «видевше», когда Спаситель восстал из мертвых почти две тысячи лет тому назад? Но мы возвещаем неложно. Светоносное присутствие в Церкви Святаго Духа раскрывает совершившееся Господне Воскресение и дает нам радость созерцать самого воскресшего Христа. Когда благодатию Святаго Духа в душу приходит Христос, блистая сияниями Божества, то Он животворит нас и делает так, что мы ощущаем Его в себе живым, бессмертным и нетленным 2 . Как только верующая душа соединяется с Триипостасным Богом и, таким образом, воскресает силой Христовой, она удостаивается зреть мысленно и таинственно чудное Воскресение и воспевает: «Воскресение Христово видевше…». 3 Воскресение души – это ближайшее соединение со Христом, Который есть Вечная Жизнь. Воскресение души, бывающее прежде всеобщего воскресения тел – избавление, для которого Бог Отец дал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь 4 . Кто любит Господа, тот силой воскресшего Христа очищает свое естество, и тогда его охватывает бесконечная радость, потому что Спаситель дает ему жизнь вечную.

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Петр Мамонов: Меня рвет на части 17 мин., 28.06.2018 Петр Николаевич Мамонов   — поэт, музыкант, актер. Родился 14 апреля 1951 года. В 1979 году окончил Московский полиграфический техникум. В 1979-1982 годах учился на редакторском факультете Московского полиграфического института. В 1984-1990 годах — руководитель и фронтмен легендарной рок-группы «Звуки МУ». С 1991 года выступает сольно. Автор, режиссер и главный актер спектаклей: «Есть ли жизнь на Марсе?», «Шоколадный Пушкин», «Мыши, мальчик Кай и Снежная Королева». Снимался в фильмах: «Время печали еще не пришло», «Такси-блюз», «Игла», «Пыль», «Остров». Бежать надо за крестом В этом дне было много дождя. Мокрая трава, сочащееся влагой небо, неспешный разговор Петра Николаевича — как стук капель по жестяной крыше. У Мамонова в деревне Ефаново, что под Вереей, — деревянный дом, в котором он живет вот уже десять лет. Тут же он принимает многочисленных журналистов, почти никому не отказывая. Наша беседа начинается с принесенного мной в подарок чая, на который хозяин смотрит с подозрением: «Я, знаете, пью мате — мужской напиток, горький и терпкий; или воду — вкусную, из нашей ефановской скважины». Здесь, вдали от городов, все иначе: вечная тишина, и вид за окном не меняется — только времена года красят его каждое по-своему. — Петр Николаевич, что для Вас жизнь в деревне? — В раю живешь — а все мало, все время хочется чего-то... Знаете, я уверен, что те обстоятельства, в которые нас помещает Господь, всегда благо. Я никуда не убегал и не прятался, как некоторые говорят! И жить в глуши никогда не планировал — родился и вырос в центре Москвы, на Большом Каретном. А очутился здесь. Но раз Он меня сюда поселил, значит, тут мое место. — Говорят, место меняет человека. Вас поменяло? — Да вроде место осталось прежним, а вот все, что раньше нравилось, стало мне скучно. И наверняка по промыслу Божьему! Ну, привезли мне друзья каких-то великолепных головок травы из Индии, я накопил огромную коллекцию современной музыки, я, наконец, остался один, мне никто и ничто здесь не мешает... Казалось бы: курнул, прилег, слушай музыку и лови кайф. Не могу. Через час думаю: «Боже мой! Как же было хорошо, когда я был с Тобой! Как я летал!». Я ведь написал сто двадцать прекрасных стихотворений за три летних месяца — да я за всю свою жизнь столько не написал! Вот какие дары сразу — бери! И я все это опять втоптал в грязь. А ведь если я гнию, то и Церковь, тело Христово, с моего бока гнилая... Я и плачу по этому поводу, но, видно, плачу неискренне, оставляю себе щелочки лукавые... А Господь все это видит.

http://foma.ru/petr-mamonov-menya-rvet-n...

Скачать epub pdf Глава 35. О познании Бога В Первосвященнической молитве на Тайной Вечере Спаситель молился о том, чтобы всем, кого даровал Ему Бог-Отец, даровал Он и Жизнь Вечную: Сия же есть Жизнь Вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин. 17:3 ). В высшей степени знаменательно: Вечную Жизнь, восхищение Царства Божия Иисус Христос связывает прежде всего с познанием. Мы давно привыкли к этому слову. Культура, которая окружает нас, включает в себя и научное, и историческое, и эстетическое, и всякое иное познание, и нам психологически трудно бывает соединять это слово с тем, что мы называем спасением. Спасение – это дело милости Божией, дело веры, подвигов, добрых дел, а познание есть как бы нечто автономное, давно отделившееся от той сферы жизни, которую мы привыкли считать религиозной. Конечно, Иисус Христос говорил не о познании просто, но о познании единого истинного Бога. Однако догматы нашей христианской веры говорят нам о том, что мы веруем в Бога, Который есть Бог неописанный, безначальный и неизглаголанный (Чин великого освящения воды), того Бога, Кто, по слову святого Дионисия Ареопагита (9–110), «пребывает превыше умопостижимых вершин святейшего Своего пребывания». Как в таком случае определить познание, о котором говорил Христос, когда призывал его ради Жизни Вечной, когда фактически ставил знак равенства между этой блаженной вечностью и Богопознанием? Мы знаем, что познать Бога всегда стремились и величайшие мыслители всех веков. Но это познание, когда оно происходило не в рамках христианского Откровения, всегда оказывалось в замкнутом пространстве, как бы в умозрительном тупике. Перводвигатель или Первопричина Аристотеля (384–322 до P. X.), Единое Плотина (ок. 204/205 – 269/270), Брахман Шанкары (предположительно 788–820), Бытие Спинозы (1632–1677), Абсолютный Дух Гегеля (1770–1831), хотя и таили в себе какие-то догадки и прозрения, но не только не открывали, а скорее заслоняли собой Бога Живого. «Бога философов», как его стали называть вслед за Паскалем (1623–1662), можно было познавать, но от него нельзя было ожидать участия или любви, милости или спасения. Такой «Бог» был не только объектом нашего земного человеческого разума, он был и его искуснейшим изделием, к тому же присваивавшим себе прерогативы Бога истинного, то есть идолом. Именно против такого «Бога» предостерегает нас заповедь: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху ( Исх. 20:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук Возвращение в Alma Mater Студенческие годы митрополита Питирима В конце 1990-х годов Владыка произнес запавшие в душу слова: «Жизнь идет к закату, и мне хотелось бы сделать для МИИТа что-нибудь очень важное». Всё то многое, что сделал для МИИТа Владыка, знает один Всевышний. Его личное обаяние, светлый облик, глубокий ум, необыкновенная эрудиция расположили к себе миитовцев. Вечными памятниками Владыке являются домовая церковь и кафедра теологии, та духовность, которая воцарилась в МИИТе с его приходом. Последний раз в МИИТе Владыка был 1 сентября 2003 года. Он приехал тяжело больным, но у него хватило духовных сил совершить молебен по случаю начала учебного года, выступить на торжествах, посвященных Дню знаний. Господь призвал к Себе Владыку в день праздника Казанской иконы Божией Матери. Кончина его была поистине христианской. И как много оставил он учеников, сугубых молитвенников по себе, горячо его любящих... Вечная память о Владыке Питириме сохранится в его родной alma mater и наших сердцах, во всем содеянном им лично и под его руководством, с его благословения. Потомки будут вспоминать Владыку, по достоинству связывая его деятельность с эпохой духовного возрождения главных святынь нашего университета. Миитовцам всегда хотелось как-то по-особому отметить день рождения Владыки, а он, улыбаясь, говорил: «Не надо говорить про мой день рождения, давайте отмечать Рождество». Поэтому сегодня миитовцы ежегодно в это время отмечают день рождения Владыки, проводя Рождественские чтения памяти митрополита Питирима. Чем дальше от того дня, когда мы простились с Владыкой Питиримом, тем больше каждый из нас ощущает потребность в общении с ним; по-новому и с особым почитанием вспоминает слова и действия этого великого человека. Мне кажется, что все мы – те, кто знал Владыку Питирима, испытываем определенное тяготение друг к другу. Хочется еще раз вспомнить его, обменяться этими воспоминаниями. Безусловно, такие воспоминания играют большую роль в деле воспитания сегодняшней молодежи, в формировании новых взглядов на нашу жизнь, на жизнь нашего университета. Поэтому я хотел бы подробнее остановиться на тех годах, которые Владыка провел как студент нашего университета (в то время – института).

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Царственные мученики (+ 1918) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 4 июля в день мученической гибели и в ближайшее воскресенье к 25янв. вместе с Собором новтучеников и исповедников Российских Свв. мученицы София и чада ее Вера, Надежда и Любовь являются как бы символом всех мучеников за Христа. Мудрость — София избирает благую часть, она понимает, что кратковременные страдания пройдут, как и весь сей тленный мир, и наступит вечная жизнь. Вера одухотворяет это знание, Надежда укрепляет его, а Любовь стремится поскорее соединиться с возлюбившим нас Христом. Свв. царственные мученики познали своего Творца, всю жизнь непоколебимо верили в Него, на Него одного в трудные минуты возлагали всю свою надежду и любили Его безгранично, самозабвенно. Их мученическая кончина послужила свидетельством их мудрости, так как они сами добровольно избрали себе крестный путь — веры, надежды и любви. Глава этой дивной семьи венценосцев мучеников — св. царь мученик Николай Александрович — родился в день св. Иова Многострадального, 6 мая 1868 г. Часто он сам сравнивал свою жизнь с жизнью св. Иова. Потеряв свое земное достояние — Российскую империю, он взамен царства земного обрел Царствие Небесное; как св. Иов на земле нес скорби и лишения, так и св. царь мученик претерпел много скорбей — измену близких, издевательство врагов и, наконец, самую смерть. Воспитывался св. царь мученик с ранних лет в строго христианском духе: в простоте, в покорности, в воздержании. Первой его воспитательницей была скромная, бедная учительница гимназии Александра Петровна. Поручая ее воспитанию своего наследника, будущий император Александр III наказывал: «Имейте в виду, что ни я, ни великая княгиня не желаем делать из них оранжерейных цветов. Они должны шалить в меру, играть, учиться, хорошо молиться Богу... Мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные, здоровые русские дети. Подерутся — пожалуйста. Но доносчику — первый кнут». Со своей первой учительницей наследник сразу же подружился. Дружба эта — простой русской женщины с наследником престола, а затем императором Российским — сохранилась на все последующие годы. Александра Петровна работала в учебном ведомстве; зная крайнюю нужду некоторых своих сослуживцев или учеников, не способных заплатить за учение, она всегда шла к своему бывшему венценосному воспитаннику и просила за них. Государь очень любил эти посещения своего старого друга. На ее скромных прошениях, где обычно стояло 300 или 500 рублей, он писал — «выдать», только к указанной сумме добавлял еще один ноль. На протесты Александры Петровны государь отвечал всегда шуткой: «Разве тебе лишнего нулика жалко?» В конце беседы он, всегда шепотом, просил ее никому ни слова не говорить о его помощи.

http://sedmitza.ru/lib/text/437438/

325–329. Странички из современного патерика Соберите избытки укрух, да не погибнет ничтоже ( Ин. 6:12 ) После чудесной трапезы в пустыне, когда Господь насытил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбицами, Он заповедал Апостолам собрать все крохи, оставшийся от трапезы, да не погибнет от них ничтоже. Проблески духовной жизни в Церкви Христовой, конечно, дороже крошек видимого хлеба, ибо питают души живыми примерами добродете­лей, увлекают сердце к подражанию. Вот почему от веков древних повелся обычай ревните­лей духовной жизни собирать хотя бы и отрывочные сказания о всех подвижниках, о всяком их деле и слове. Так образовались Патерики, Лимонари, Лавсаики и подобные сборники, это сокровище многоценное опыта духовного и жизни христианской. Жива Христова Церковь и поныне, ибо неложно слово Его: Аз есмь с вами, верующими, во вся дни до скончания века, и врата адовы не одолеют ей. Но жизнь духовная есть сокро­вище сокровенное: в полноте своей оно ведомо единому Богу. Дух христоподражательного смирения не попускает православному делать добро напоказ: это противно душе его. “Не носи своего добра на языке своем, чтобы не склевали его адские птицы”, – вот завет отцов наших, древних подвижников. Оттого и выходит наружу, против воли самих подвижников, очень немногое – только то, чего нельзя сокрыть, что само собою светится по слову Хри­стову: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрая дела ваша и про­славят Отца вашего, Иже на небесех. Но тем ценнее эти жемчужины духа, тем они светлее, тем достохвальнее православная жизнь, тем паче славится в Церкви Своей вечная Глава ее – Христос Спаситель. Смиренная добродетель православная (говорю православная, а не просто христианская, ибо не всякое христианское исповедание так подчеркивает смирение, как это делает наша православная Церковь ) не только сама себя укрывает, но и искренно сама себя не знает, почитая самым естественным явлением в духовной жизни то, что она творит. Человек не может жить без дыхания: вот так же подвижник не может не исполнять заповедей Христо­вых, не понуждать себя к сему деланию, а следовательно: какая же в том заслуга пред Богом? За что хвалить себя? За то, что хоть с трудом, а все же дышишь? Да это – милость Божия, а не твоя заслуга. Но добро имеет свойство согревать не только подвижника, но и всех, кто около него: оно благоухает, и окружающие, имеющие, по выражению митрополита Филарета, очи­щенное чувство духовное или, по крайней мере, ищущие сего очищения, не могут сердцем не ощущать сего благоухания. И те, кому дорого это сокровище, кому Бог положит на сердце, иногда не только запоминают, поведают другим, но и письменно передают свои наблюдения на пользу читающим. Иногда эти заметки простых людей отличаются наивностью, но тем они дороже для верующих, дороже умно написанных мемуаров великими мира сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

XV. Общие заботы пастыря: различие нужд верующих. Вера интеллигенции и простого народа. Положительные и отрицательные задачи пастыря в отношении веры пасомых. Научение вере детей и взрослых. Три группы взрослых, обращение пастыря с каждой из них. «Иные овцы». Иисус Христос и грешники. Процесс обращения грешника Как общим пастырским заботам принадлежат попечения пастыря об удовлетворении нужд своих пасомых а) в области религиозно-нравственной жизни, б) в жизни социальной и общественной и в) нужд материальных, касающихся внешнего благосостояния пасомых. Само собою понятно, что удовлетворение религиозно-нравственных нужд верующих – совершенствование последних в вере и добродетельной жизни, приведение их к Богу и к вечному спасению является первою и главнейшею обязанностью в душепопечительной деятельности пастыря. На то и поставляется пастырь, для того и получает он благодать Божию, чтобы духовно возвышать людей и приводить их к Богу. Не служащий этому делу пастырь не исполняет своего назначения, не отвечает тем желаниям и ожиданиям, какие возлагает на него Церковь , к каким его обязывает его звание. Но как отцу и матери не могут быть безразличны и всякие другие нужды их дитяти, так и для пастыря не должны быть безразличны всякие другие нужды его духовных детей. Об отношении пастыря к материальным нуждам своих пасомых мы будем говорить в особой главе. Теперь же займемся рассмотрением религиозно-нравственных нужд пасомых и способов удовлетворения этих нужд пастырями. Тут у пастыря есть две обязанности: а) насаждения в сердцах пасомых правой веры и нравственности и б) охранения и очищения того и другого от всяких искажений, извращений и повреждений. «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин.17:3 ), – молился Спаситель. Без веры и познания Бога Отца и Господа Иисуса Христа, значит, не может быть ни истинной религиозной жизни, ни вечного спасения, к которому ведет эта жизнь. Спасен, по словам Господа, будет лишь тот, кто имеет веру, а кто веры не имеет, тот осужден будет ( Мк.16:16 ). И Апостол учил, что веровать необходимо всякому приходящему к Богу ( Евр.11:6 ). В древности не изучивших главнейших истин веры не допускали к вступлению в Церковь . Обязательное предварительное научение истинам веры взрослых, вступающих в Церковь , и чтение Символа веры восприемниками при крещении младенцев и доселе напоминают об этом. Естественно и ясно, что христианин должен знать, что такое христианство : православный должен понимать, в чем же состоит православие: какова его природа и в чем его отличие и превосходство перед другими исповеданиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

     Организованное наступление, даже нет, – регулярная, хоть и необъявленная, война против библейского человека. Да, именно так. Полномасштабная война против библейского человека. Это смысл нашей эпохи, как мне он видится. Каждый волен по-своему понять и наименовать время, в котором он живет. Эра Водолея. Суета сует. Звук шагов Мошиаха. «Век мой, зверь мой,/Кто сумеет заглянуть в твои зрачки…» И так далее. А у меня вот так: война против библейского человека. Каждое слово в этой фразе требует истолкования. Во-первых, что такое «библейский человек»? Говоря простейшим языком, это тот, о ком в старой песенке пелось: «Пусть всегда будет солнце,/Пусть всегда будет небо,/Пусть всегда будет мама,/Пусть всегда буду я». Иными словами, библейский человек верует в вечную жизнь (пусть всегда буду я). У него есть семья (или он стремится к семье как к неизбежному условию нормальной жизни). Он живет на земле под небом. В четко и правильно определенных координатах. Не в космосе он живет, не на других планетах. И желательно, чтобы в земле под его ногами не было ядерного могильника, а в ближайший пруд не был слит мазут с соседнего завода. Богом созданный мир, спасенный от осквернения варварскими руками, – раз. Библейская семья: папа, мама, дети – два. Желание вечной жизни, а отсюда: совесть, вера, общение с Богом, покаяние, жертва. Это три. И это простейшая выжимка из термина «библейский человек». Против него как раз ведется война. Семьи, говорят, не надо, или вместо нее надо что-то фантастическое и стыдное. Совести не надо. Это, мол, все рефлексии, навязанные социумом. Вера, Церковь, молитва – все пыль, чушь, ложь. Сама душа – ложь, и вечная жизнь не более, чем бред. А все, что есть, это инстинкты, страсти и безысходность. Весь шум мира – от страха перед тишиной, а сам страх этот – от безверия и неизбежного в этом случае тупика. Напоследок отчаявшемуся человеку остается загадить Землю: вырезать леса, заплевать колодцы, разогнать зверя, вытравить рыбу. Тогда останется мечтать только о межгалактических странствиях, для чего придется что-то покурить.

http://pravoslavie.ru/114839.html

Бог и человек в Православной Церкви. Часть 1 Из книги «Вся полнота Божества телесно» (Кол. 2, 9) Видехом свет истинный, прияхом Духа небеснаго, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть. (Мы видели истинный свет. Мы получили небесный Дух. Мы нашли истинную веру, поклоняясь нераздельной Троице, Которая нас спасла.) Из литургии святителя Иоанна Златоуста Протопресвитер Фома Хопко Многие люди, приходя в православный храм, ожидают увидеть то, что Томас Мертон однажды назвал «удивительной мистической экскурсией в царство очень “мистической” и “высокодуховной” религии; покрытый золотом культ, наполненный дымом ладана и сонмом мерцающих в священном мраке изображений...» В эссе, в котором о. Мертон написал эти слова, он предупреждал читателя, что когда тот увидит, что представляет собой Православие на самом деле, то он может быть сильно смущен. Я бы поспешил добавить, что он также может быть и немало разочарован. Ниже я попытаюсь не смутить, а именно разочаровать тех, у которых сохраняется «священный мрак» в их интересе к Православию. Моя задача – представить читателю учение Православной Церкви о Боге и человеке так, чтобы читатель смог увидеть, что скрывается за дымом, золотом и мраком, которые очаровывают столь многих и часто лишь отвлекают от истинной сути православного христианства (Вступление было адресовано западному читателю. – Примеч. перев.).   О познании Бога Основополагающее утверждение православного христианства гласит, что Бог существует и что Он может и должен быть познан. Для православного христианина познание Бога – единственная истинная цель жизни. И в самом деле, согласно православному вероучению, в этом и состоит жизнь. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). От самых простых поместных символов веры до наиболее возвышенного богословия ее святых, во всех своих литургических прошениях и славословиях Православная Церковь возглашает, что следует не только верить в Бога, любить Его, поклоняться и служить Ему, – Его следует также и познать. Столетия назад святитель Афанасий, великий защитник Православия, писал: «Ибо какой смысл существовать творению, если оно не может знать своего Творца? Как люди могут быть разумными, если они не имеют никакого знания Слова и Разума Отца, через Которого они получили свое существование? Они были бы не лучше, чем животные, не имея никакого знания, кроме земных вещей. И почему Бог должен был сотворить их вообще, если Он не побудил бы их знать Его? Но благой Бог дал им долю в Своем собственном образе, то есть в нашем Господе Иисусе Христе, и сделал их даже по собственному образу и подобию.

http://pravoslavie.ru/3175.html

В пасхальную ночь, когда крестный ход, обойдя храм, останавливается перед закрытыми дверями, в душах проходит неуловимое во времени, но духовно значительное мгновение некоего недоумевающего, вопрошающего молчания: «кто отвалит нам камень от двери гроба» ( Марк.16:3 )? и явится ли гроб пуст, ибо воскресе Христос? И когда отверзаются двери пред знамением креста и входим в сверкающий огнями храм при пении ликующего пасхального гимна, сердца наши заливает радость, ибо Христос воскресе из мертвых. И тогда совершается пасхальное чудо в душах наших. Ибо мы «видим Христово воскресение». «Очистив чувстаия» зрим «Христа блистающегося» и «приступаем исходящу Христу из гроба яко жениху». Мы тогда теряем сознание того, где мы находимся, выходим из себя самих в остановившемся времени, входим в субботство «покоя народа Божия» ( Евр. 4, 9–10 ). В сиянии белого луча пасхального погасают земные краски, и душа зрит только неприступный свет воскресения: ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя. В пасхальную ночь подается человеку в предварении уведать жизнь будущего века, вступит в царство Славы, в царствие Божие. Не имеет слов язык нашего мира, чтобы выразить в них откровение пасхальной ночи, ибо она есть тайна будущего века, которого «язык – молчание». Радость совершенная, подаваемая в эту ночь по обетованию Господа, есть Дух Святый, являющий нам волею Отчею Христа воскресшего. Дух Святый есть сущая радость во Святой Троице, Отца о Сыне и Сына об Отце, и Он есть радость в нас о воскресении Христовом. Им зрим мы воскресшего Христа, Он есть в нас Свет Христова воскресения. Пасха не есть для нас один из праздников, но «праздников праздник, торжество из торжеств». Все двунадесять великих праздников дают нам ведение Царствия Божия в делах Божиих, как событиях этого века, Пасха же не есть память о подобном событии, ибо обращена к веку грядущему. Пасха есть на земле преддверие явления славы, о коей молил Отца Христос в первоосвященнической молитве Своей, – небесного Иерусалима, который сходит в свершение времен, по пророческому видению, с неба на землю: светися, светися новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Пасха есть жизнь вечная, состоящая в боговедении и богообщении. Она есть правда, мир и радость о Дусе Святе. Было первое слово воскресшего Господа в явлении женам-мироносицам: радуйтеся ( Мф. 28, 9 ), и слово Его же в явлении апостолам: мир вам ( Лук. 21, 36 ; Иоан. 20, 19. 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010