Жизнеописание отца Иустина иеромонах Афанасий Божественный апостол заповедует: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же ( Евр.13:7–8 ). И воистину Господь Иисус Христос , вечное Слово Божие – Логос Божий, и вечная Премудрость Божия, – и вчера и сегодня и во веки Тот же, от вечности и до вечности Тот же, неизменный Единородный Сын Божий и Бог Спаситель наш. Как вечная Любовь Божия и вечный Человеколюбец Он в начале сотворил род человеческий, призвал его из небытия в бытие, а в последние времена Он, Тот же и неизменный, преизобилуя любовью и человеколюбием, воплотился от Святой Богородицы «нас ради человек и нашего ради спасения». Он, как глаголет премудрый Соломон, сотворил и малого и великого, и одинаково промышляет о всех ( Прем.6:7 ), и поэтому дал Он пророков и праведников в Ветхом Завете поучать и наставлять народ Божий; Он избрал и святых апостолов Своих и послал их в мир проповедовать слово Евангелия ради спасения всякого человека и всякой твари; Он и поныне непрестанно дает и поставляет учителей, и наставников, и отцов, и пастырей в Церкви Своей святой и ими руководствует нас и учит Божественному Своему слову, и они нам Духом Святым из рода в род свидетельствуют о Боге Живом и Истинном, о вечной Истине и Правде Божией, о вечном спасении и вечной жизни в Нем – Едином Боге и Спасителе нашем, и здесь, на земле, и в вечном Царстве Небесном. Об этом пророчествовал и говорил премудрый Соломон, глаголя: Премудрость Божия, Творец и Украситель всего, Она – одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет и, переходя из рода в род в святые души, приуготовляет друзей Божиих и пророков; ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью ( Прем.7:27–28 ). Христос Господь, Божия Сила и Божия Премудрость, Божия Любовь и Человеколюбие, дарует нам в мире, через Церковь Свою, пророков и апостолов, учителей и наставников, отцов и пастырей, которые нам Духом Святым свидетельствуют и проповедуют Слово Божие, свидетельствуют и утверждают православную Божию веру, предварительно сами ее переживая и осуществляя в своей жизни и делах, в своем богоугодном подвизании, в делах человеколюбия. Поэтому завещание и заповедь святого апостола Павла о постоянном поминании наших наставников и о постоянном воззрении на их жизнь и подражании их вере – для нас, православных христиан, есть заповедь Самого Христа, ибо Христос и через Павла говорил, как говорил и говорит и нам: через наставников и отцов наших, верных служителей, учеников и друзей Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Закрыть itemscope itemtype="" > В ладони Господней 17.04.2009 304 Время на чтение 5 минут В этот город невозможно приехать впервые, сюда можно только вернуться. Как возвращается усталый путник домой после долгой разлуки. В лабиринтах генетической памяти человечества Иерусалим живёт так же естественно, как кровь пульсирует в наших жилах. Здесь — начало и венец истории, альфа и омега, вечная смерть и вечная жизнь. На нескольких квадратных километрах земли, в бесконечных временных пластах — как в ладони Господней. Здесь тысяча лет — как миг, и миг — как тысяча лет. «Если забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя», — жадно глотая терпкий воздух святого Города, вторю сладкоголосому псалмопевцу-царю. И сильный Давид, и мятежный Авессалом, и премудрый Соломон — все они оставили свой след в этом городе. Кто — в камне, кто — в небе над камнем. Этот небольшой город вместил в себя столько всего. Он вместил Того, в деснице Которого все города мира. Верующие трёх монотеистических религий считают эту землю святой. Миллионы иудеев, мусульман и христиан спешат сюда в поисках благодати. Но больше всего в Иерусалиме православных. Их не страшит ни близость войны, ни отсутствие денег, ни жаркий климат, ни чужой говор. Разноцветьем платочков рассыпались в толпе наши мироносицы, они бережно несут свои сосуды, им хватит огня... Эту мироносицу так и зовут — Мария. Она не из Магдалы, а из далёкой Австралии. Но при первом знакомстве принимаешь матушку Марию за монахиню из Саратовской глубинки, — настолько богат её русский. Когда же стайка черноглазой детворы кружится вокруг неё и, щедро одаренная звонкими шекелями, несётся прочь, узнаёшь, как хорош её арабский. Расплачиваясь в лавке с усталым иудеем, она торгуется на иврите, заблудившейся в лабиринтах города иностранке отвечает на чистом английском и учтиво раскланивается по-гречески со знакомым батюшкой. Она так и останется в памяти неким собирательным образом этого города. Разная, но удивительно цельная, живущая в Иерусалиме — австралийская монахиня с русской душой. Матушка Мария, украинская сестра Елизавета из монастыря Марии Магдалины и Ирина, тоже бывшая украинка из Паломнического центра — эти три жены-мироносицы покажут нам город Христа. Их сосуды полны масла до краёв, и этого света хватит, чтоб осветить дорогу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вечная память Отошёл ко Господу епископ Афанасий (Евтич) 05.03.2021 1051 Вчера в 18:50 в палате больницы общего профиля в боснийском Требинье в результате коронавирусной инфекции скончался иерарх Сербской Православной Церкви епископ Афанасий (Евтич), сообщает портал Приходы.ру. Он был госпитализирован во второй половине февраля. У епископа Афанасия было воспаление обоих легких, сообщает сербский сайт «Новости». Два дня назад состояние иерарха ухудшилось, его подключили к ИВЛ. Епископ Афанасий (Евтич) — известный богослов и автор большого количества статей и книг, а также переводов важнейших произведений православной мысли. Был одним из «Трёх А», одним из трёх любимых учеников прп.Иустина (Поповича). Другими двумя «А» были почившие митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий и бывший епископ Рашко-Призренский Артемий. Эти три владыки, а также другой видный ученик прп. Иустина, епископ Ириней (Булович), во многом определяли церковную жизнь Сербии последних десятилетий. Родился 8 января 1938 года в с. Брдарици на западе Сербии. После окончания гимназии поступил в Белградскую семинарию, которую закончил в 1958 году. Тогда же поступил на Богословский факультет Сербской Православной Церкви в Белграде и вскоре был призван на действительную военную службу. По возвращении из армии принял монашеский постриг, который 3 декабря 1960 года совершил архимандрит Иустин (Попович). В 1961 году рукоположен во иеродиакона, в 1963 году — во иеромонаха. По окончании Богословского факультета продолжил образование в Афинах, а затем в Париже. Спустя год пребывания во Франции учебным советом Свято-Сергиевского богословского института назначен преподавателем курса «Введение в теологию и патрологию с аскетикой». В последний год своего пребывания в Париже преподавал также историю Церкви византийского периода. Служил в русских, сербских, греческих и французских приходах. Летом 1972 года вернулся в Югославию. На следующий год избран доцентом на кафедру патрологии, преподавал историю Церкви. Избирался деканом Богословского факультета в 1980-81 и 1990-91 учебных годах. Во время работы на факультете опубликовал около сотни научных работ, тогда же начал издаваться труд епископа Афанасия «Патрология». Принимал активное участие в сборе и подготовке исторических документов о сербских новомучениках.

http://ruskline.ru/politnews/2021/03/05/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Ландшафт отечественной словесности: Восхождение к источникам» Презентация новой книги А. Стрижева и М. Бирюковой в Тарасовке 07.09.2022 897 Время на чтение 13 минут Фото: предоставлено автором 12 августа нынешнего, 2022 года исполнилось бы 88 лет со дня рождения русского писателя-патриота Александра Николаевича Стрижева. В субботу, 13 августа, родные и друзья собрались почтить его память у храма Покрова Пресвятой Богородицы в посёлке Черкизово (станция Тарасовская по Ярославскому направлению ж/д). Прекрасный старинный намоленный храм, 1903 года постройки, не закрывался даже в советские безбожные времена. Вокруг зелено и благоустроено. Сразу за оградой, под сенью берёз и других лиственных, начинается кладбище. Светло, тихо, благостно... Захоронений много, расположены тесно. По узенькой тропинке вместе с сельским батюшкой пришли к Александру Николаевичу. На свежий могильный холмик, украшенный большим венком, положили цветы. А ещё – нашу с ним новую книгу, он так ждал её выхода! Книга «Ландшафт отечественной словесности: Восхождение к источникам», отданная в издательство ещё при его жизни, наконец напечатана!..Сказано в Евангелии, что у Бога все живы, и, может быть, порадуется Александр Николаевич вместе с нами… Началась панихида. Про себя повторяем за батюшкой слова поминальных молитв. Вслух неумело подпеваем: «Вечная па-амять…». «Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная»…Вечная память рабу Божию Александру!..Священник, обращаясь ко всем присутствующим, сказал небольшое доброе слово-поучение, и прибавил, что сегодня в храме кто-то из прихожан уже заказывал панихиду по Александру Николаевичу. Помнят и чтут его… После большой компанией отправляемся на дачу Стрижевых – она здесь недалеко, километра полтора. Дача не простая, а Дача-Музей АлексеяСилыча Новикова-Прибоя! Супруга А.Н. Стрижева Ирина Алексеевна – дочь прославленного писателя-мариниста, свято хранит память об отце, недавно издала книгу «Силкина семья: родители и родственники А.С. Новикова-Прибоя» (М.: ООО «Информполиграф», 2022). А теперь собирает памятные материалы и о своём муже, уже оформила в московской квартире кабинет Александра Николаевича, расставила в шкафу за стеклом все вместе его книги – а их более ста наименований, написанных, составленных и изданных А.Н. Стрижевым!..

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/07/ma...

Литература раннего старообрядчества как историческое свидетельство 13 мая 1667 года собравшемуся в Успенском соборе Москвы народу было объявлено об отлучении протопопа Аввакума от Церкви. С этого дня его имя, вместе с именами других противников Никоновых реформ, ежегодно предавалось анафеме в первое воскресенье Великого поста, когда читался Чин торжества православия 1 . Но были другие Чины. Там протопопу Аввакуму провозглашалась вечная память. Раскроем старообрядческие Синодики и прочтём: «Помяни, Господи, души усопших раб своих, за благочестие пострадавших: священнопротопопа Аввакума, священноиерея Лазаря, священнодиакона Феодора, инока Епифания ‹...›. Рабом Божиим, иже за благочестие пострадавшим и згоревшим, о нихже и поминание творим, – вечная память!» 2 Кроме Аввакума в том разделе, куда вписаны имена «за благочестие пострадавших», старообрядческие Синодики поминают дьякона Феодора, священника Лазаря, иноков Епифания, Авраамия, боярыню Морозову, княгиню Урусову и многое множество других. Эти имена, символы еретичества и крамолы для одной части русского общества, для другой его половины стали именами мучеников и исповедников. Что более наглядно может охарактеризовать «Раскол», чем эта взаимозаменяемость «анафемы» и «вечной памяти»! В своё время Владимир Павлович Рябушинский – представитель известной старообрядческой династии промышленников, закончивший жизнь в эмиграции бессменным главой общества «Икона» при Сергиевском институте в Париже, – так сформулировал последствия раскола Русской церкви, случившегося в XVII веке: реформы патриарха Никона (а вслед за ними – Петра I) «раскололи русских на два народа, каждый со своей культурой, – на мужика и на барина» 3 . В середине – второй половине XVII века, когда создавалась литература раннего старообрядчества, признаки этого культурного раздвоения ещё только зарождались: боярыня Морозова и протопоп Аввакум, царь Алексей Михайлович и устюжский юродивый Феодор, думный дворянин Федор Прокопьевич Соковнин и старица Мелания – все они принадлежали к одному «народу», говорившему, в широком смысле, на одном языке и читавшему одни книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — июль 2019 г. 01.07.2019 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " «Не мир пришел Я принести, но меч», — говорит Христос (Мф. 10, 34). Что это значит? Ведь первые слова, которыми Он благословляет своих учеников и всех людей по Своем Воскресении другие: «Мир вам!» (Ин. 20, 19). Почему такое противоречие? Откуда это разделение в человеческом роде, о котором предупреждает Христос? И многие обвиняют Церковь, что она говорит о мире, а на деле является причиной многих великих раздоров. Г.И. Быкова, г. Екатеринбур г Да Христос говорит в Евангелии: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч». И далее Он показывает, как глубоко может идти это разделение: «Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» (Мф. 10, 34—35). Родство по крови кажется нам самым дорогим. Но есть родство по Крови Христовой, по благодати Духа Святого. Поэтому все святые должны быть нам самыми родными. Как говорил в конце жизни преподобный Серафим Саровский: «Вот мои родные», — показывая на святых угодников Божиих. Господь говорит о том разделении, которым совершается наше исповедание веры. Христос разделяет всех больше, чем кто-либо другой. Это значит, что когда мы узнаём Христа, то становимся либо на Его сторону, либо против Него. Господь посылает Своих учеников с проповедью мира, с благословением мира. Но Он говорит, что пришел принести на землю не мир, но меч. Этими словами Он говорит о гонении на Церковь, которое было всегда, сколько существует Церковь, и говорит о разделении, неизбежно открывающемся вследствие этого среди людей. Когда Бог стоит перед нами в лице Господа Иисуса Христа, речь идет не просто о каком-то учении, исполненном самой высокой нравственности и самой глубокой мудрости. Речь идет о Господе Иисусе Христе, о Богочеловеке. Мы не можем принять какую-то часть этого учения, а другую часть отвергнуть. Мы либо принимаем всецело эту Личность, либо отвергаем Ее. И когда мы стоим перед Христом, всегда решаются самые главные вопросы нашей жизни, и ставка всегда предельно высока: вечная жизнь или вечная смерть.

http://moral.ru/dom-07-2019/

Около 380-381 годов, вместе с паломниками проконсул Павлин, пришел к гробнице мученика Феликса в Коеметериуме (кладбище) под Нолой. Он был так потрясен благодатью этого места и молитвенными подвигами паломников, что сразу же распорядился о ремонте базилики и о строительстве хорошей дороги между Нолой и Коеметериумом. Возможно, это было первое сильное христианское впечатление. Причем, настолько сильное, что впоследствии святому Августину его почитание мощей и святых показалось даже чрезмерным. Но, скорее всего, мученик коснулся сердца будущего подвижника, и он просто воспринимал его как реального человека. То есть нормально воспринимал. Нам приходилось сталкиваться с таким почитанием местных святых в русских деревнях. Для простых людей вечная жизнь она и есть вечная, стало быть, усопший святой - вполне живой. Тем более, что реально помогает и чудотворит. И почитают его как живого. После заговора против императора Грациана и его убийства, проконсулу Павлину, впавшему в немилость, пришлось покинуть Кампанью и вернуться на родину. До 390 года он сознательно сторонился общественной жизни. Ему посчастливилось познакомиться со святым Мартином Турским, который исцелил его от болезни глаз и сыграл большую роль в его обращении к христианству. В 25 лет Павлин женился на христианке Тирасии (или Тарасии). Ей и святому Мартину он обязан окончательным выбором в пользу Христа и Его Церкви. Павлин принял святое Крещение вместе со своим братом. Крестил их епископ Буриданский Дельфиний. Вскоре у Павлина рождается сын Келсий и в возрасте восьми дней умирает. В память о почившем сыне супруги устроили в своем доме сиротский приют и усердно заботились о детках, доверенных им Богом. В то же самое время погибает брат святого Павлина, и ему самому грозит обвинение в убийстве брата. Эти бедствия заставили святого Павлина с женой уехать в Испанию. Они распродали имущество, раздали деньги бедным, и оставили себе только небольшое имение под Нолой. Супруги дали Господу обеты целомудрия и нестяжания. Видимо, к этому времени относится очень характерный эпизод их жизни: «Раз, когда они уже сильно обнищали, пришел к ним нищий просить милостыни; но у них не было ничего, кроме одного хлеба. Блаженный Павлин посоветовал своей супруге и этот последний хлеб отдать нищему.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/04/...

При чтении Евангелия не ищи наслаждения, не ищи восторгов, не ищи блестящих мыслей: ищи увидеть непогрешительно святую Истину. Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это — книга жизни, и надо читать ее жизнию. Не думай, что без причины священнейшая из книг, Четвероевангелие, начинается Евангелием от Матфея, а оканчивается Евангелием от Иоанна. Матфей научает более, как исполнять волю Божию, и его наставления особенно приличествуют начинающим путь Божий; Иоанн излагает образ соединения Бога с человеком, обновленным заповедями, что доступно одним преуспевшим на пути Божием. Раскрывая для чтения книгу — Святое Евангелие, вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы, и смотря по тому, каковы были здесь на земле по отношению к ней, получим в удел или вечное блаженство, или вечные казни (Ин 12:48). Бог открыл свою волю ничтожной пылинке — человеку! Книга, в которой изложена эта великая и всесвятая воля — в твоих руках. Ты можешь и принять, и отвергнуть волю Создателя и Спасителя твоего, смотря по тому, как тебе угодно. Твои вечная жизнь и вечная смерть в руках твоих: рассуди же, сколько нужно тебе быть осторожну, благоразумну. Не играй своею участью вечною! Молись в сокрушении духа Господу, чтоб Он открыл тебе очи видеть чудеса, сокровенные в законе Его (Пс 118:48), который — Евангелие. Открываются очи, — и усматривается чудное исцеление души от греха, совершаемое Словом Божиим. Исцеление телесных недугов было только доказательством исцеления души, доказательством для плотских людей, для умов, заслепленных чувственностию. Читай Евангелие с крайним благоговением и вниманием. В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным рассматривания. Каждая йота его испущает луч жизни. Пренебрежение жизни — смерть. Читая о прокаженных, расслабленных, слепых, хромых, беснующихся, которых исцелил Господь, помышляй, что душа твоя, носящая многоразличные язвы греха, находящаяся в плену у демонов, подобна этим больным. Научайся из Евангелия вере, что Господь, исцеливший их, исцелит и тебя, если ты будешь прилежно умолять Его о исцелении твоем.

http://bible.predanie.ru/svjatitel-ignat...

Сия же есть жизнь вечная, да знают тебя, единого истинного бога, и посланного тобою Иисуса Христа. Ин.17:3 . Невидимые Его вечная сила и Божество от создания мира через рассмотрение творений видимы. Рим. 1:20 .   «Для меня кажется не простым и немалого духа требующим делом – каждому даяти во время житомирия слова, и с рассуждением вести домостроительство истины наших догматов, то есть, нашего любомудрого учения о мирах или мире, о веществе, о душе, об уме и умных существах, как, добрых так и злых, о Промысле, всё связующем и распоряжающемся всеми событиями; также о первоначальном нашем устроении и о последнем воссоздании, о преобразованиях и истине, ими преобразуемой, о заветах, о первом и втором Христовом пришествии, о воплощении, страданиях и смерти Христовой, о воскресении, о кончине мира, о суде и воздаянии; а главное, чему должно веровать, – о начальной, царственной и блаженной Троице». Св. Григорий Богослов . Отдел первый. О шестидневном творении мира и человека, и о Боге, Творце их и Промыслителе 1. Вступительная Возлюбленные братья! Когда вижу, как вы каждый воскресный и праздничный день собираетесь в храм Божий, не смотря ни на какую погоду и на различные житейские занятия, вижу ваше многолюдство, благоговейное стояние и усердные молитвы, то невольно воспоминаю время, когда жил на земле и учил Господь наш Иисус Христос . В то время, где ни являлся Господь, народ толпами собирался к Нему или послушать Его учение, или получить исцеление от недуга, или только взглянуть на Его Божественный лик; целые тысячи народа шли за Ним в горы и пустыни, чтобы только не разлучаться с Ним и подольше насладиться беседою Его. Что же Господь наш? О, Его благое сердце наполнялось любовью и состраданием к этим простым и добрым людям. Он отверзал тогда Божественные уста Свои и учил народ, как говорит Евангелист, много и долго. Иисус увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много. ( Мк. 6:34 ). Ах, братья, как счастливы были эти люди, которые внимали учению из уст самого Господа! С ними говорил Сам Бог, они слышали то, чего желали бы послушать Авраам и все праведники, о чем не только не слыхали, но чего даже и в уме не представляли величайшие мудрецы древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

О значении молитв за усопших, о родительских субботах и памяти смертной. Часть 1. 15.04.2021 16:48:56 Слушать: http://radonezh.ru/radio/2021/04/04/19-00 Е.Смирнова - Мир вам, дорогие братья и сестры. Сегодня с вами наш постоянный автор, старейший клирик Казанского собора на Красной площади, протодиакон Константин Лаптев. И тема нашей передачи «Память смертная». о. Константин – Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Сегодняшняя наша тема большая и важная, ибо каждого ждет конец жизни. И как мы к нему придем, как мы его воспримем, несомненно,, волнует людей, даже, може, весьма далеких от веры и Церкви. Важно помнить, что Бог смерти не сотворил, как говорится ещё в Ветхом Завете. Смерть явилась следствием нашего греха. Она проникла в нашу природу, поразила её и стала неотделимой. Во Христе мы получаем вновь доступ к вечной жизни, доступ к воскресению. Во Христовом Воскресении мы преодолеваем и побеждаем смерть. Христиане – это те, кто уповает вновь стяжать вечную блаженную жизнь. Но мы также веруем, что это возможно только в Боге и с Богом. Только сила воскресшего Христа избавляет нас от этой страшной, казалось бы, неумолимой власти смерти, вводит в вечную блаженную жизнь. Евангелист Иоанн в 10-й главе Евангелия повествует, что Господь беседовал с иудеями в притворе Соломоновом. Он сказал такие слова: «Аз приидох, да живот имут и лишше имут». Если переводить на русский, то: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком». Что больше, чем просто жизнь? Это как раз жизнь, не знающая смерти и страданий, жизнь вечная и жизнь блаженная. Еще раз скажем, эта жизнь возможна только с Богом и в Боге. Только Божественная сила исторгает человека из бездны греха и тления как следствия грехопадения, дарует эту вечную жизнь. От нас требуется только вера, покаяние, очищение от грехов и стремление жить праведно по заповедям Божиим. Видя наше стремление, Господь дарует благодать, ведет нас по жизни к её достойному завершению и стяжанию Царствия Небесного. В «Символе веры» мы исповедуем: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века.

http://radonezh.ru/2021/04/15/o-znacheni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010