Для ясности прилагается таблица: . В дни, кроме Великого поста, на которые не бывает всенощного бдения Всенощное бдение В дни Великого поста – в понедельник, вторник, среду, четверток, пяток великой Четыредесятницы, в понедельник, вторник, среду Страстной седмицы 9-й час Вечерня Повечерие 9-й час, малая вечерня, повечерие. Вечерня (иногда повечерие) Утреня 1-й час Повечерие Полунощница Утреня 1-й час Полунощница Утреня 1-й час 3-й час 6-й час Литургия 3-й час 6-й час 9-й час и чин изобразительных Вечерня. В среду и пяток – литургия преждеосвященных даров Вечерня Вечерня совершается в конце дня, в благодарение Богу, Творцу, Промыслителю за прошедший день и в освящение наступающего нового дня. На вечерне в молитвословиях постоянных, неизменяемых, воспоминается сотворение мира, начавшегося с вечера, пребывание первых людей в раю, изгнание их из рая и раскаяние их, жизнь людей при патриархах, потом – под законом и пришествие Господа Спасителя на землю. Вечерня бывает великая, вседневная и малая. Вечерня малая короче вседневной, вседневная же короче великой. На малой вечерне, no сравнению со вседневною , не бывает: а) великой ектеньи: «Миром Господу помолимся»; б) стихословия Псалтири; в) малой ектеньи; г) на малой вечерне поется не более 4-х стихир, тогда как на вседневной не менее 6-ти; д) на малой вечерне произносится не вся ектенья: «Помилуй нас, Боже», a только три прошения; е) не бывает ектеньи: «Исполним вечернюю молитву»; ж) на малой вечерне отпуст малый, a на вседневной великий отпуст (Тип. главы 1 и 9). Главное отличие вседневной вечерни от великой состоит в том, что: 1) На великой вечерне, после чтения паримий, a если их нет, то после прокимна, бывает сугубая ектенья, которая начинается прошениями: «Рцем вси от всея души» и «Господи Вседержителю». На вседневной же вечерне сугубая ектенья говорится при самом конце службы и притом без двух начальных прошений: «Рцем вси» и «Господу Вседержителю», a начинается с прошения: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей». Это есть решительный признак, которым отличается всякая великая вечерня от вседневной (см. в Служебн., послед. вечерни и в Тип., гл. 2, 7 и снес. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Службы: Вечерня В) – Паннухис – Полунощн. – Утреня Ва) – Тритоекти. Паннухис: «молитва 1-го антифона П.» и т.д. 15 . Синай 962 (XI-XII вв.): из семьи Син. 958, 959 и 961; не епископск. (Веч. с. 52; Утр. с. 110; Час. с. 170 344 . Службы: Вечерня К) – Паннухис – Утреня D5a). Паннухис: «Молитва 1-го антифона» и т.д. 16 . Пантелеймон 162 (1890) (XI-X1I вв.) 345 . Службы: Паннухис – Утреня (вероятно, С). Паннухис: пять молитв; не хватает начала 17 . Коален 214 (XII в.) (Веч. с. 49; Утр. с. 99. Службы: Вечерня В) – Паннухис – Утреня Ва). Паннухис: «мол. П. »: пять молитв. 18 . Гротт. Г β XIV (xiii в.). (Утр. с. 109 346 . Службы: Преждеосвященные – Паннухис – Утреня D6a). Паннухис: неполная; является продолжением Литургии Преждеосвященных. Примеч.: в середине Утрени листок (попавший случайно?) с фрагментом заупокойной службы. 19 . Оттоб. 434 (XIII в.): неитальянский, восточного происхождения (Веч. с. 53; Утр. с. 97, н. 18 347 . Службы: Вечерня L) – Паннухис – Утреня Ва). Примеч.: молитва Паннухис: следует после Мол. Вечерни, как «другая молитва»; и «мол. 2-го антифона» и т.д.; «мол. отпуста Паннухис»; «мол. главопреклонения». 20 . Патриархат Александрийск. 149 (104) (XIV в.): евхологий греко-арабск., египетского происхождения (благословение Нила) 348 . Службы: Паннухис и праздничные величания после канона. Паннухис: «антифоны и молитвы П. Великого Поста»: 1 антифон: Пс. 119,1,2,7 ; припев как в Дрезден 104 (ср. ниже, с. 194). молитва (без ектении). 2 антифон: Пс. 120, 1,7,7,8 ; припев как Дрезден 104. молитва. 3 антифон: Пс. 121,1,2,7,9 ; припев как Дрезден 104. молитва; «мол. отпуста»; «главопреклонения». Далее: Евангелия « τν παννυχδων 1-ой недели Великого Поста». 21 . Пантократор 149 (XV в.) (Веч. с. 54 349 . Службы: Вечерня Ν) – Паннухис – Утреня Са). Паннухис: «Другое последование для μγα σπερινν празднуемых святых »: Каждение церкви; начало Утрени: Слава Святей... (Троице)·, Молитвы и (тайно): «творение св. Германа Константинопольского для празднуемых святых» 350 ; входные стихи Пс. 94 . «мол. входная» не издана (Описание II, 486). Затем следует великая Вечерня, по Дмитриевскому. Кутья (коливо) за святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

б. Вечерня: тип А) (см. Табл. II, схема Вечерни типа А, с. 25 ). в. Полуночь: три антифона (см. выше, с. 74). г. Утреня: тип Аа) (см. Рукописи Аа, с. 49). д. Молитвы: 1-го часа: две (см. выше, с. 76). е. Третий, Шестой, Девятый Час: три антифона (см. выше, с. 78). ж. «Тритоекти» (Третий-Шестой Час) постная: три антифона. з. Крещение и водоосвящение. и. «Паннухис »: три антифона и т.д. В этой рукописи, как мы уже говорили, «Паннухис» и «Тритоекти» являются особыми службами. Суточный круг состоит из 6 служб полных и, якобы, седьмого часа молитвы: Вечерня – Полуночь – Утреня – (Первый Час) – Третий – Шестой – Девятый. Шесть полных служб предусматривают произнесение минимум пяти молитв священником с участием диакона. Они предусматривают также пение, по крайней мере, трех антифонов. Речь идет действительно о торжественных службах, совершаемых для народа, а не о монастырских службах. 2 . Ленингр. 226: Х-й в., происходящая с Синая, итало-греческая по происхождению с палестинскими элементами. а. Литургии (Василия перед Златоустом). б. Вечерня: А) (как Барб. 336). в. Полуночь: как Барб. 336. г. Утреня: Аа) (как Барб. 336). д. Третий, Шестой, Девятый Час: как Барб. 336. е. «Тритоекти»: как Барб. 336. ж. Вечерня Великого Поста (Преждеосвященные). з. Крещение и т.д. и. «Паннухис» в конце кодекса – неполная. В этой рукописи круг из шести служб еще более ясен, чем в Барб. 336: Первый Час не появляется вовсе. Литургия преждеосвященных даров была поставлена после «Тритоекти», причем обе предназначены к особому периоду года, к Великому Посту. 3 . Гроттаферрата Г β VII: Х-й в., итало-греческая по А. Жакобу, менее вероятно – константинопольская по А. Рокки, собрание трех кодексов. а. Литургия Златоуста, заамвонные молитвы и другие. б. Вечерня: С). в. Утреня: Аа). г. Первый Час: своеобразный (см. с. 88). д. Третий Час: как Барб. 336, без Шестой, Девятый Час: как Барб. 336. е. Неполная «Тритоекти»: конец кодекса. Отсутствие службы Полуночи; она могла находиться в недостающей части, но тогда она была бы неуместа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Утреня идентична таковой в Барб. 336; зато служба Вечерня значительно отличается от Барб. 336. ГРУППА В БЕЗ ЛИТУРГИЙ 4 . Гротт. Γ β Ι: ΧΙ– ΧΙΙΙ вв., критского происхождения, собственность Виссариона; содержит службы патриарха и царя. а. (Отсутствуют четыре тетради). б. «Тритоекти»: как Барб. 336. в. Вечерня: А) (см. с. 25); молитвы в сокровищнице и в баптистерии. г. «Паннухис»: как Барб. 336. д. Полуночь: как Барб. 336. е. Утреня: Ас) (см. с. 51). ж. Первый час: как Коален 213; см. с.86–87. з. Молитвы «1-го Часа»: две, как Коален 213, см. с.87. и. Третий, Шестой, Девятый Час: как Барб. 336. к. Вечерня Пятидесятницы, лития, рукоположения, крещение и т.д. л. (л. 135) Утренняя молитва и вечерняя молитва. Следует предположить, что Литургии находились в тетрадях, которых не хватает в начале; Третий-Шестой Час мог таким образом следовать за Литургией Преждеосвященных Даров. Здесь «Паннухис» находится внутри чинопоследования, которое тогда становится чинопоследованием из восьми служб. Две молитвы « 1-го часа» могли указывать на архаический источник, сходный с Барб. 336, когда служба Первого Часа еще не существовала. Кажется, что поставленные здесь рядом Первый Час и эти две молитвы создавали дублет, если только эти две службы не были чередующимися для праздничных дней, например, и для обычных дней. Коален 213 имеет также обе службы. 5 . Коален 213 (Дмитриевский, 993...): 1027 г., священника Стратигия Святой Софии; многочисленные службы и патриаршие обряды; не содержит Литургий. Индекс в начале кодекса. а. Освящение храма и мира, омовение ног, хиротония в епископа, в священники и т.д., обряды для императора и патрициев, Богоявление, Вечерня Пятидесятницы. б. (л. 55) Вечерня: А) (см. с. 25); молитвы в сокровищнице и в баптистерии. в. «Паннухис»: как Барб. 336. г. Полуночь: как Барб. 336. д. Утреня: Ас). е. Первый Час: как ΓβΙ; см. с. 155. ж. Молитвы « 1-го часа»: две как Γ β I. з. Третий Час: как Барб. 336. и. Шестой Час: как Барб. 336 (неполный по недостатку листов), к. Девятый Час: указанный в индексе (не достает листов).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Тема 1. Вводные понятия 1.1. Богослужебное время Наши занятия мы начнем с материала, который вам уже отчасти известен из курса «Закона Божия». В нем давалось понятие о трех кругах времени, в соответствии с которыми строится Православное богослужение. Это суточный, седмичный 1 и годовой круги. Каждый из этих кругов является Божественным установлением. Сутки – это оборот Земли вокруг своей оси, год – оборот Земли вокруг Солнца. Из четырех семидневных фаз состоит месяц лунного календаря. Указания на эти циклы есть и в Священном Писании (1, с. 19–20). Разобраться с богослужебным временем для нас очень важно, поскольку это является основой для дальнейшего изучения структуры церковных служб. Суточный круг богослужения составляют те службы, которые положено совершать ежедневно: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1 час, 3 час, 6 час, 9 час. В этот перечень не входит литургия. Поскольку Таинство Евхаристии, которое на ней совершается, находится вне времени, принадлежит вечности, литургия выше всех остальных служб. Она является не частью суточного круга служб, а его вершиной, центром, целью. Первой в перечне служб суточного круга стоит вечерня, так как богослужебный день начинается с вечера. Почему именно с вечера? С самым простым объяснением этого вы, наверняка, уже встречались. День начинается с вечера, потому что так говорится в Писании: И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один ( Быт.1:5 ). В ветхозаветные времена сутки начинались с вечера, и этот порядок, как и многое другое, был унаследован Новозаветной Церковью. Другое толкование этого факта связано с тематикой каждой службы. Вечерня напоминает и изображает ветхозаветное время, а утреня — новозаветное. Литургия чаще всего служится после 6 часа. Ей предшествуют (наряду с малыми службами) вечерня и утреня. Посещение этих служб, как мы знаем, обязательно для каждого желающего приступить к Таинству Святого Причащения. Участвуя в богослужении вечерни и утрени, готовящих нас к соединению с Богом в Таинстве Евхаристии на литургии, мы как бы повторяем духовный путь всего человечества: от сотворения мира и грехопадения через столетия ветхозаветного ожидания Искупителя мы восходим к временам Его пришествия и дарования благодати, к временам, когда человечеству через подвиг Христа был открыт путь ко спасению и обожению [там же, с. 23].

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

(е) Вечерня, на которой «все совершается согласно ежедневному обряду». Этот порядок богослужений суточного цикла, резюмирует свой рассказ Этерия, совершается «за исключением торжественных праздничных дней ежедневно в течение целого года» (Паломн. Этерии, с. 197–199). Таковы рассмотренные нами исторические материалы, свидетельствующие об усложнении древней структуры суточного цикла. В ряде случаев уже проглядывает основа позднейшего Часослова. Приложение 1 Византийский Часослов 38 как синтез двух монашеских систем. Монахам хочется молиться беспрестанно, подражая ангельским силам, – не зря же их «типикон» («образ жизни»!) именуется ангельским 39 . Увы, это невозможно. Человек – существо духовно-телесное, и Сам воплотившийся Сын Божий нуждался в отдыхе и пище во время земной жизни. В таком случае надо освящать молитвой каждую стражу («час»), уделяя перерывы нуждам плоти. Посмотрим на схеме, что из этого получается. «Идеальное» деление суток (по стражам) Реальное время совершения молитвы Городские монахи Пустынные монахи 24.00 ч. полночь полунощница 03.00 ч. петлоглашение бдение (4-я стража) 06.00 ч. рассвет утреня отдых/1-й час 09.00 ч. утро 3-й час 3-й час 12.00 ч. полдень 6-й час 6-й час 15.00 ч. пополудни 9-й час 9-й час 18.00 ч. светильник вечерня занятия 21.00 ч. повечерие молитва перед сном бдение (1-я стража) Опыт синтеза 24.00 ч. Полунощница и отдых 03.00 ч. 1-я часть Утрени: Шестопсалмие, две или три кафизмы, седальны и святоотеческие чтения (Воскресное бдение: антифоны и Евангелие) 06.00 ч. 2-я часть Утрени: псалом 50-й, Канон, псалмы 148–150, Слава в вышних Богу. 1-й час 09.00 ч. 3-й час 12.00 ч. 6-й час (и Λитургия) 15.00 ч. 9-й час и Обедница (если не было Λитургии) 18.00 ч. Вечерня (с Литургией Преждеосвященных) 21.00 ч. Великое Повечерие: Шестопсалмие и два трипсалмия (или Малое Повечерие и отдых). Приложение 2 О вечерней лампадке Закон Моисея предписывает совершение особого вечернего богослужения. Его смысловой центр – обряд возжжения и поставления «вне завесы ковчега откровения и скинии собрания» светильника, перед которым Аарон воскуряли фимиам и который затем горел «пред Господом от вечера до утра» (ев. 24:1–4). «И когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им [т. е. благовонным курением]» ( Исх. 30:8 ) 40 . В упрощенном виде этот чин сохранился и после разрушения Храма. В еврейском, домашнем собрании светильник возжигает хозяйка дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

При совершении всенощного бдения, которое, как самое название (всенощное бдение) показывает, должно продолжаться всю ночь, не положено полунощницы (Тип., гл. 2 и сн. Тин., гл. 7). На субботу 5-й седмицы Великого поста, день чтения акафиста, «полунощницу» (и повечерие малое) поем в келиях» (Тип., послед. пятка 5-й седмицы Великого поста). И в последовании Типикона на Великую среду читаем: «Ведомо же буди, яко от сего святого дня (вечера среды Великой) полунощница не поется в церкви до седмицы Фомины. В соборных же храмах и мирских поют в церквах» (Тип., посл. вел. среды вечера). Утреня бывает: а) непраздничная, на которой великое славословие читается, а не поется; б) утреня праздничная с так называемым великим славословием, на которой славословие поется и оканчивается прошением: «Святый Боже» и проч.; в) утреня, не только с великим славословием, но и с полиеем 276 и г) утреня пасхальная. На все виды сих служб ясно указывается в Месяцеслове и Триодионе Типикона самыми знаками праздников и названиями: «праздник со славословием», праздник с полиелеем», «с бдением», «праздник Пасхи». Следует только заметить, что в Великом посту есть несколько дней, которые, как и вообще все подвижные праздники года, не обозначаются знаками праздников, но в которые, по уставу, отправляется утреня с великим славословием. Эти дни суть субботы: а) сырной седмицы; б) пятой седмицы Великого поста; в) седмицы ваий, и г) Страстной седмицы (Тип., послед. сих субб.). Службы часов 1-го, 3-го, 6-го и 9-го бывают: а) вседневные (не великопостные); б) великопостные; в) царские, и г) пасхальные. Часы вседневные совершаются, обыкновенно, в таком порядке: час 1-й бывает сряду за утренею, 3-й и 6-й вместе совершаются пред литургиею, что обыкновенно и называется часами, а 9-й час бывает пред вечернею. Великопостные же часы совершаются так: 1-й час соединяется с утренею, а 3-й, 6-й и 9-й часы совершаются вместе, за ними бывает чин Изобразительных и затем вечерня (в некоторые дни после вечерни и литургия). Царские часы совершаются вместе: 1-й, 3-й, 6-й и 9-й и за ними бывает чин Изобразительных.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

утреня 1-й час 3-й час 6-й час 9-й час вечерня суббота воскресенье понедельник вторник 16, 19, 20 четверг пятница 13, 14, 15 суббота Храмовый праздник в среду или четверг 5-й седмицы Особенности этого варианта связаны с тем, что в храмовый праздник кафисмы на вечернях не отменяются (см. 34-ю и 35-ю храмовые главы). Потому здесь можно, опираясь на обычное расписание для 5-й седмицы, просто «сдвинуть» его с учётом сокращения кафисм во вторник. При этом кафисма на 1-м часе в понедельник отменяется (необходимости в её компенсационном добавлении нет), а 18-я кафисма будет прочитана 2 раза. В итоге от стандартного расписания для 5-й седмицы данный вариант будет иметь отличия в интервале от утрени вторника до 1-го часа в четверг. утреня 1-й час 3-й час 6-й час 9-й час вечерня суббота воскресенье понедельник вторник 16, 18, 19 четверг пятница 13, 14, 15 суббота В заключение обратим особое внимание, что первый и второй варианты расписания кафисм являются универсальными, актуальными для всех приходов (ибо Благовещение празднуют везде), тогда как третий вариант будет индивидуальным для того храма, в котором совершают престольный праздник; в других храмах (т. е. в подавляющем большинстве приходов) будут руководствоваться обычной схемой чтения кафисм для 5-й седмицы Великого поста. Раздел VI. Психология Христианский взгляд на эмоции Священник Алексий Талалаев, V курс СПДС В святоотеческой литературе эмоциональным явлениям уделяется большое внимание. Хотя сам этот термин здесь не употребляется, однако нетрудно заметить, что эквивалентом эмоциональных явлений выступает раздражительная часть души, средоточием которой является сердце. Характеристика раздражительной части души, даваемая в святоотеческой литературе, во многом совпадает с характеристикой эмоциональных явлений, даваемой светской психологией, но есть и важные различия, анализ которых имеет существенное значение для понимания механизмов регуляции эмоций. Рассмотрим характеристику эмоциональной сферы человека, содержащуюся в трудах святителя Феофана Затворника , который опирался на опыт своих предшественников и во многом развил его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Типикон, гл. 17) Вид Суббота Неделя Понедельник Вторник Четверг Пятница богослужения Утреня 2, 3, 17 10, 11, 12 19, 20, 1 1-й час 3-й, б-й, 9-й час 19, 20, – Вечерня Чтение кафизм в 5-ю седмицу св. Четыредесятницы Вид Суббота Неделя Понедельник Вторник Четверг Пятница богослужения Утреня 20, 1, 2 1-й час 3-й, 6-й, 9-й час Вечерня Порядок чтения великопостных часов 1-и час читается непосредственно за произнесением священником в конце утрени молитвы святого Ефрема Сирина . Чтец: «Приидите, поклонимся...» (3) и обычные псалмы: 5-й, 89-й, 100-й, затем чтец – «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3), «Господи, помилуй» (3), «Слава», и читается рядовая кафизма, как обычно разделенная на три «Славы». 3-ю «Славу» кафизмы чтец заканчивает: «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3), «Господи, помилуй» (3), после чего священник произносит тропарь часа 116 : «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». Хор повторяет. Священник – 1-й стих: «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое». Хор: «Заутра услыши...». Священник – 2-й стих: «Яко к Тебе помолюся, Господи...». Хор: «Заутра услыши...». (Такой же порядок исполнения тропаря и на остальных часах.) Священник: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Чтец: «И ныне» – «Что Тя наречем, о Благодатная...». Хор: «Стопы моя направи по словеси Твоему...» и прочие стихи. Чтец: Трисвятое по «Отче наш», Богородичен дневной (в понедельник, вторник и четверг: «Преславную Божию Матерь...»; в среду и пятницу – «Скоро предвари...» 117 , «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время...», «Честнейшую...». Священник: «Боже, ущедри ны» 118 и молитву св. Ефрема Сирина с поклонами (3 + 12 + 1). Чтец: Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12). Священник: «Христе, Свете истинный...». Хор: «Взбранной воеводе...». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...», и бывает полный отпуст. 3-й, 6-й и 9-й часы: Служба 3-го часа начинается как обычно: по возгласе священника: «Благословен Бог наш...» чтец читает: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» и прочее. Часы же 6-й и 9-й начинаются чтением: «Приидите, поклонимся...».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Самый звон в колокола бывает неодинаков. Звон соответствует службе. Иной звон бывает при службе праздничной, иной – при будничной, иной – при великопостной, иной – при некоторой заупокойной. Главным образом различаются два рода звона: благовест и собственно звон. Благовестом называется тот звон, при котором ударяют в один колокол, или в несколько колоколов, но не все вместе, а по очереди в каждый колокол. В последнем случае благовест называется «перезвоном» и «перебором» 225 . Слова «благовест» нет в Типиконе; в нем для означения благовеста употребляются слова: бить, клепать, знаменать, ударять; название же «благовест» весьма хорошо соответствует церковному звону. Собственно, звоном называется тот звон, при котором ударяют в два и более колоколов вместе. В грамоте Новгородского Митрополита Корнилия (1692 г.) читаем: к божественным службам благовестити и сперва в один колокол, по благовесте же в подобное время звонити в рядовые дни в два колокола, а в воскресные дни и Господские праздники и нарочитых святых благовестити и звонити по уставу 226 . Когда звон в несколько колоколов бывает в три приема, тогда он называется три-звоном или трезвоном. Ударяют во вся кампаны и клеплют довольно три звоны. (Тип., послед. пасхи, утреня): «Трезвон в двои», т.е. в два колокола (Тип., часы в вел. среду). «Трезвон во вся» (хромовая 35 глава в Типиконе). Благовест в продолжение дня бывает три раза к общественному Богослужению: к вечернему, утреннему и дневному. Ибо хотя в православной Церкви считается девять вседневных служб общественного Богослужения (вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й, 3-й и 6-й часы, литургия, 9-й час), но в приходских церквах в большую часть года они совершаются по три вместе, именно: 1) 9-й час, вечерня, повечерие. 2) Полунощница, утреня и 1-й час. 3) 3-й и 6-й часы и литургия. В монастырях эти службы иногда совершаются отдельно между собою, и к ним бывает особый звон. Так, кроме вечерни, там бывает особый звон к повечерию. Типикон указывает все случаи, когда и как надо звонить.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010