Даждь мне, Господи, мир с домашними моими! Даждь, Господи, жене моей Елисавете благопослушество мне, мужу ее, яко главе, да из послушания ее будет мир. Даждь сестре ее Анне благоразумие не отнимать у мужа жену, которую Ты сочетал ему, ибо это прискорбно в очах моих; пусть Анна, сестра ее и моя, будет довольна тем, что довольствуется даром, ничего не делая мне, помещением, столом, услугою и всеми вещами! Или дай мне радоваться о любви их, только да делают все дела домашние, да не сидят праздно. Не вдруг явился Спаситель на земле по сотворении мира, а спустя 5.508 лет, – не вдруг и обедня служится, а с вечера бывает вечерня, потом утреня и первый час, третий и шестой часы и наконец литургия – подражая естественному порядку, как было творение, приготовление, явление Бога и искупление мира. В субботу 19 августа , при начале моей очереди, вечером было крайнее смущение и беснование, сила страстей и смущение и мучение от бесов во мне, грешном; на нищих ярился сильно и себя расстраивал сильно. Ну уж и бедных в Кронштадте! Тьмы тем. А правительству, а обществу как будто дела до них нет! Господи! Суди им. А меня, Господи, сподоби жить не себе, не самолюбию, не сластолюбию, честолюбию, тщеславию, суетности и покою телесному, а Тебе, моему Владыце, меньшим Твоим братиям, в лице коих Ты Сам; даждь мне уважать в них членов Твоих, рабов Твоих, чад Твоих, образы Твои, рождие 50 . Спать днем не надо: грубеет сердце. Читать надо больше Евангелие и Библию . Зачем ярюсь и выхожу из себя, раздавая чужое; зачем не радуюсь, посевая семя милостыни? Много нищих? Но не не по силам. Чем больше торговля, тем больше прибыли, чем больше разбрасывается семени, тем обильнее урожай. Не сей только яду злобы змииной, не с горечью сей, чтобы вместо сладких плодов не пожать горечи адской, вместо плодов жизни плодов смерти. Есть сытно, да спать много и покойно – беда для души; когда найдет искушение, жадность или алчность – гибель для души; чрез нее укореняются страсти и делаются лютее зверей. 19 августа

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Естественно, что встал рано, до будильника. На ограде уже все шумело и двигалось и суетилось. Отыскивал того-другого, пожелал счастливого пути москвитянке. В 6 ½ звон к часам. После службы чада, отправка о. Парфения и 102-хлетнего в Галилею. С Кумбергом в аптеку за лекарствами на всякий случай целой тысяче странников. Напрасное усилие приготовить письмо в Афины. Наша русская почта со множеством газет и книг от Вольфа. Обед trio. Бетжальотка за покупками. Сцены, конечно. Некий, проторящийся а Jericho 476 . Оная же с гисторией о сватовстве некоем. Настасья Захаровна 477 еще раз с приношением на колокол. Всяческое разблажение. Драгоман Fra Pietro 478 с Кварезмием, вновь издаваемым 479 ... 15 fr. Пребывание наверху до потемок. Три планеты, низко стоящие. Здесь возобновление чтения. Виссарион за своим Гатцуком 480 . Иосиф, идущий завтра в Горнюю. Он слышал у Feila 481 о телеграмме, полученной якобы принцем, извещающей о новом взрыве в преисподнем Питере, поднявшем на воздух и нового Царя... Надеюсь, что тут переврано старое известие. Уже 2-й час давно. Четверток, 19 марта Спал до 7 часов. К соседу с его книгами и картами. Говорит, что принц уже совсем уехал из Иерусалима, и что о телеграмме австрийской вчерашней ни слуху, ни духу. Командировка Пчаро к Дюйсбергу. Лекарство. Чай. Помысл об Елеоне. Парасковья Ив 482 из Москвы. О. Вениамин. Иосиф, певец скелетовидный 483 . Пешеходство на востоки. Ясак у принцева лагеря. Обход кругом его и кругом города. Гефсимания. Подъем на Св Гору с шестью роздыхами. Свои владения. Чистка и уборка на всех пунктах, длившаяся часа два. Никого из желаемых и ожидаемых не оказалось. Возвращение на муле до Дамасских ворот, а потом на собственной паре 484 . Переодеванье. Письмо от В. Н. Хитрово от 25 февр с приложениями. Обед. Вечерня-утреня. Поклонник г. Боярский из Лубен. Визит г-же Левитской. Туда же пришла и Варвара Порф Кирьякова 485 . Чай. Одесские газеты до 3 Марта. 100 на 100. У консула вторично чай и совещания о делах службы. Дома Иосиф прекрасный с фотографиями. Третий чай. Жорж – до 12 часов. Мансуров телеграфировал из Рима, что будет в Яффе 13 апреля. Боярский ехал из Одессы до Константинополя с Иларионовым и Чернышевым. Министерство готово было возвратить первого в Иерусалим, да «Пейс-Паша» спас нас от такой чумы. Нигилисты дали позволение новому царю жить на сем свете под испытанием 3 года. Своими декретами наводнили Петербург, разослав их по всем редакциям газет и журналов... Уму непостижимо! Пятница, 20 м

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Симеон Солунский спрашивает: «для чего на каждом часе и в других последованиях Господи, помилуй говорим мы сорок раз?» Потом сам и отвечает: «Господи, помилуй читается сорок раз для освящения всего времени жизни нашей. Ибо десятина года, то есть трехсот шестидесяти пяти дней, есть, как некоторые говорят, сорок, как и выражает это великий пост. А в другое время на молитвах мы читаем Господи, помилуй сорок раз для очищения, на всякий день и час, наших неизглаголанных грехов.» В главе же 308 он обясняет, почему Господи, помилуй, а не другое что-нибудь, читается сорок раз: читая Господи, помилуй сорок раз, мы этим приносим в жертву Богу десятину наших дней и часов и делаем это во всех службах, призывая на всех людей милость Божию. Ибо Он только может спасти нас, требующих при своих согрешениях помилования; и ничем иным мы не можем спастись, как только милостию Божиею; и сами собою мы не в состоянии умилостивить Его, но только прославляем Его нашими делами, словами и помышлениями. Посему недостойны мы ни благодарить, ни славословить, ни просить Его, но только одно говорить: Господи, помилуй, и надеяться на милость Божию. (См. Нов. скрижаль). 10. Беседа на слова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» Справедливо сравнивают жизнь человеческую с волнующимся морем. Как на море часто бывают бури и непогоды, так и в жизни человеческой. Плавая в море житейском, мы очень часто подвергаемся действиям бурных волнений. Нет ни одного человека, который был бы доволен и не был бы обременен какими-либо житейскими невзгодами. Один жалуется на болезни и немощи, другой – на бедность и неудачи житейские, тот несет тяжелый крест скорбей от семейных своих, а этот – от посторонних людей; тяжело отцу с матерью терпеть грубость своевольных детей; тяжело мужу от прихотей своенравной жены, а сколько горя несет иная жена от жестокого мужа – о том и говорить нечего. Одним словом, всюду и везде преследуют нас беды и несчастья. Рождаясь в мир, мы как будто для того и рождаемся, чтобы только терпеть горе и беды.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Чин 12-ти псалмов, вошедший, как составная часть в великопостное повечерие – по Ватик. 1877, – заключает в себе псалмы: 29, 30, 31: 34, 39, 40; 43, 60, 69, 70, 76, 139. Сходство этого последования с трипсалмными и шестопсалмными службами состоит лишь в том, что оно Трисвятым и молитвой Господней делится на два шестопсалмия, которые в свою очередь краткими славословиями подразделяются на трипсалмии, без тропарей и молитв. Из перечисленных в нем псалмов только псалмы 34 и 43 не встречаются в других 12-типсалмиях. Дальнейший шаг по пути сближения правила псалмопения с чином часов представляет Синайский Часослов 870 (XIII в.). Здесь чин дневного псалмопения в виде почасий делится на однопсалмные, двупсалмные и трипсалмные последования. Первый час имеет одно трипсалмное почасие. Остальные часы имеют по два почасия; из них почасия 1-го часа оба двупсалмные; двупсалмным же является и первое почасие 6-го часа, тогда как второе имеет только один псалом: наконец, из двух почасий 9-го часа первое имеет два псалма, а второе представляет соединение двух двупсалмий. Всего получается восемь более или менее различных по форме почасий. Псалмы указываются следующие: I. 91, 93, 94; III а) 10, 11; б) 26, 27; VI а) 40, 41; б) 42; IX а) 14, 15: б) 55, 114; бб) 122, 123. Из этих 16 псалмов 6 псалмов (91, 93, 26, 40, 14 и 55) мы встречали выше в правилах ночного псалмопения, а два (41 и 114) – в «канонах дневных псалмов», по Афин. 7 и Син. 868. Родство рассматриваемых почасий с правилами дневного и ночного псалмопения, кроме совпадения псалмов, подтверждается еще, как увидим ниже, и совпадением тропарей. – За утратой последних листов, Часослов обрывается на повечерии, и мы не можем судить о составе ночных последований. Между тем состав их, судя по составу Часослова, не говорящего даже о вечерне, мог бы оказаться весьма любопытным. Возможно даже, что повечерием и заканчивался круг суточных служб по этому Часослову, и здесь, таким образом, опускалась не только вечерня, но и утреня, а равно и полунощница.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Когда спросили преп. Серафима, почему в прежнее время были великие подвижники, а теперь нет таких, он ответил: потому что нет решимости, а благодать та же, Христос Тот же и во веки. У Батюшки о. Варсонофия была эта жажда к истине, сильное стремление к подвигу, от него искра ревности запала и в души знавших его. В конце записки у него было написано: «хочу изыскивать средства, чтобы примириться с братьями, которые ко мне во вражде, и со всеми жить в мире, никого не осуждать». Распределение времени у Батюшки о. Варсонофия: 1. Утреня – в 7 часов вставал после утрени, пока рассветает совсем – Иисусова молитва . Затем часы и изобразительные. Кафизма с помянником. Келейные занятия и трапеза. После трапезы час отдыха. Самовар ставил сам, пил траву. Келейные занятия. Вечерня и правило, ужин. Пятисотница и откровение старцу. 3 тысячи Иисусовых молитв. Светских книг не читал, старался не принимать никого, только по крайней нужде. Писем не писал, а только кратко отвечал. Часть 6. Беседа о страхе Божием. 9 октября. «Страх Божий нужен прежде всего, он научает благоговению, он научает всему доброму. Небрежное отношение к святыне от привычки как-то получается. Было это в скиту. Батюшка Варсонофий видит из окна своей келии – один мирянин при входе в скитские ворота снял шапку и так с непокрытой головой идет по скиту. При этом Батюшка сказал: «Смотрите, какое благоговение к святыне нашей, а мы-то, постоянно живущие, и забываем, и иногда небрежно относимся... Как страшно, когда небрежное отношение является у человека к святыне. Надо благоговейно относиться к священным и освященным предметам. Вот епитрахиль, она только немного перешита руками непосвященного человека, и должна быть освящена снова. Обрезки от нее можно употребить на закладки в Евангелие или Псалтирь, и то надо с осторожностью, чтобы впоследствии куда-нибудь они не пошли на неподходящее дело, а то лучше сжечь. Четки не должно брать нечистыми руками и для ночи надо иметь другие; если же, не раздеваясь, ложишься, тогда можно и эти, лишь бы к телу не прикасались.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

На Пасху не обошлось без выпивки. Что особенно горестно, разрешение на вино началось с четверга Страстной седмицы. На первый день Пасхи за вечерней подвыпившие стали выкрикивать концы, так что я разоблачился и объявил, что служба будет необязательная, часом позднее: спели только 9-й час, потом с желающими вечерня и утреня прошли хорошо. В понедельник литургия прошла чинно. Вечером в понедельник и потом – служба уже необязательная. Пока ходил народ петь в достаточном количестве. Все-таки вечер первого дня навел невольно на мысль, что если еще несколько лет продержать семинарии без изменения (если не освободить „университетский элемент“ из среды воспитанников), то начнут стрелять в иконы и попирать святое причастие. Отделение богословских курсов от светской гимназии духовного ведомства, думается, делу не поможет: нужен особый режим в отдельно устроенной пастырской школе и прием в нее по желанию, по настроению, а не по происхождению и по бедности родителей». 25 августа 1906 года после окончания экзаменов как вступительных, так и переводных, архимандрит Фаддей, с грустью обозрев поредевшие ряды семинаристов, сказал: «С помощью Божией вступили мы, братие, в новый учебный год. Первое впечатление от вашего первого здесь собрания то, что вас еще очень мало, очень многих недостает. Подобное опоздание многих, не есть ли знамение, что у некоторых не пробуждено в отношении к семинарии живое чувство долга, что они смотрят на учебное дело не как на нечто свое, дорогое, близкое к сердцу, а как на что-то казенное. Между тем к казенной вещи, по странным понятиям русского человека, можно относиться небрежно, не заботиться об ее целости, о том, чтобы извлечь из нее не только ближайшую, узкую, личную пользу, но и всю пользу, которую вещь может принести для всех окружающих. Так и к дарам природы, например земле, лесу и т. д., преобладает у нас отношение хищническое, при котором нет заботы сохранить эти дары по возможности и для последующих поколений.  Окидывая взором картину современной общественной жизни в России, мы замечаем, что и теперь много высказывается русскими людьми высоких мыслей, много таится в душах их возвышенных порывов, идеальных мечтаний, но как часто в то же время эти мысли и мечтания являются убежищем для праздности.

http://fond.ru/kalendar/1533/faddey/

  Далее в Типиконе говорится о средних праздниках, они имеют два знака. —  Крест с полукружием красного цвета — этот знак означает, что в праздники, имеющие этот знак, служба совершается тоже бденная, и состав служб дневного круга точно такой же, как и при знаке. —  Полный круг с крестом красного цвета отличаются лишь изменяемые части службы: при совершении бденной службы среднего праздника на утрени читается не только канон праздника; перед ним вставляется канон Божией Матери. Еще один знак средних праздников — крест един точию красный. При праздниках, имеющих этот знак, совершаются службы дневного круга в следующем порядке: девятый час и великая вечерня, повечерие, полунощница, полиелейная утреня, первый, третий и шестой час. Такой тип службы кратко называют «полиелей», по самой праздничной части богослужения. Мы видим, что когда по Уставу совершается бденная служба, то служится малая вечерня, а когда служба только полиелейная и бдения нет, малая вечерня не служится. При бдении также нет места повечерию и полунощнице, потому что вечерня и утреня слиты в одну службу и нельзя что-нибудь вставить между ними, а при полиелее есть место для повечерия и полунощницы. Следующий знак относится уже к малым праздникам месяцеслова и имеет название: «три точки, несовершенно окружены». Этот знак может быть двух цветов: черный и красный, будем обозначать их так: Добавить знаки, где следует При красном знаке совершаются следующие службы суточного круга: девятый час, будничная вечерня, повечерие, полунощница, утреня с праздничным окончанием, первый, третий, шестой час. Такое богослужение называется службой с великим славословием. При черном знаке (такую службу называют шестеричной) богослужение строится следующим образом: девятый час, будничная вечерня, повечерие, полунощница, будничная утреня, первый, третий, шестой час. В Типиконе есть еще один тип службы, но его невозможно изобразить графически, это служба без знака. При службе без знака совершаются те же дневные службы и в том же порядке, как и при знаке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Далее в Типиконе говорится о средних праздниках, они имеют два знака. – крест с полукружием (красного цвета) – этот знак означает, что в праздники, имеющие этот знак, служба совершается тоже бденная, и состав служб дневного круга точно такой же, как и при знаке . Отличаются лишь изменяемые части службы: при совершении бденной службы среднего праздника на утрени читается не только канон праздника; перед ним вставляется канон Божией Матери. Еще один знак средних праздников – крест един точию красный. При праздниках, имеющих этот знак, совершаются службы дневного круга в следующем порядке: девятый час и великая вечерня, повечерие, полунощница, полиелейная утреня, первый, третий и шестой час. Такой тип службы кратко называют «полиелей», по самой праздничной части богослужения. Мы видим, что когда по Уставу совершается бденная служба, то служится малая вечерня, а когда служба только полиелейная и бдения нет, малая вечерня не служится. При бдении также нет места повечерию и полунощнице, потому что вечерня и утреня слиты в одну службу и нельзя что-нибудь вставить между ними, а при полиелее есть место для повечерия и полунощницы. Следующий знак относится уже к малым праздникам месяцеслова и имеет название: «три точки, несовершенно окружены». Этот знак может быть двух цветов: черный и красный, будем обозначать их так: При красном знаке совершаются следующие службы суточного круга: девятый час, будничная вечерня, повечерие, полунощница, утреня с праздничным окончанием, первый, третий, шестой час. Такое богослужение называется службой с великим славословием. При черном знаке (такую службу называют шестеричной) богослужение строится следующим образом: девятый час, будничная вечерня, повечерие, полунощница, будничная утреня, первый, третий, шестой час. В Типиконе есть еще один тип службы, но его невозможно изобразить графически, это служба без знака. При службе без знака совершаются те же дневные службы и в том же порядке, как и при знаке . Поговорим о том же несколько с другой стороны. Вечерни бывают великие, малые и будничные. Малая совершается при двух знаках: , , великая совершается при трех знаках: , , , будничная вечерня совершается при знаках: и , а также службе без знака.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Древние первенствующие христиане очень часто собирались в церковь на общественную молитву. У них почти все время проходило в молитве. Они собирались на молитву в полночь, они молились рано утром, при наступлении дня, в первом часу молились, в третьем, шестом и девятом часу молились, перед полуднем, причащаясь тела и крови Христовой, опять молились, вечером молились, после ужина молились. От этого произошло девять особых церковных служб: полунощница, утреня с первым часом, третий час, шестой час, литургия, девятый час, вечерня и повечерие. Таким образом, первенствующие христиане девять раз в сутки собирались в церковь на общественную молитву. В последствии времени отцы церкви увидели, что трудно и неудобно по девяти раз в сутки собираться на общественную молитву, особенно трудно это для людей семейных и должностных, – и потому определили собираться по три раза в сутки. Таким образом ныне, по уставу церкви, девять церковных служб отправляются в три раза: утром – совершается полунощница, утреня и первый час; перед полуднем – третий и шестой час и литургия; вечером – девятый час, вечерня и повечерие; а перед великими праздниками – вечерня, утреня и первый час отправляются вместе и составляют особенную службу, которая обыкновенно называется всенощным бдением и служит духовным приготовлением к наступающему празднику. Вместо вечерни в таком случае служится малая или сокращенная вечерня с повечерием. Слушатели благочестивые! Молиться можно и должно во всякое время, особенно же когда есть расположение к молитве. Почему же отцы церкви назначили для молитв известное и определенное время? Они это сделали по весьма важным причинам. Так отцы церкви назначили для молитвы полночь, и можно ли не молиться с благоговением в полночи, когда в этом часу откроется второе, страшное Христово пришествие? Можно ли не бодрствовать в те минуты, когда мертвые восстанут из гробов своих? Они назначили для молитвы утреннее время: и когда приличнее молиться, как не утром? И чем приличнее начинать день, как не молитвою? Утренняя молитва для человека то же, что утренняя роса для растений. Тот во весь день бывает счастливее и покойнее, кто с надлежащим вниманием молится утром. Они назначили для молитвы третий, шестой и девятый часы дня: и когда приличнее призывать благодать Святого Духа, как не в третий час, в который Дух Святой сошел на апостолов? Когда приличнее вопиять к Богу о спасении и помиловании, как не в шестой и девятый часы дня, в которые Иисус Христос, распят за наше спасение и умер за наше оправдание?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Когда литургия совершается до вечерни, тогда соединение прочих служб между собою делается двояким образом, смотря по тому, бывает ли бдение, или не бывает. Если не бывает бдения, то все службы совершаются в таком порядке времени, в каком положено совершать отдельно каждую службу, именно накануне: а) Служба вечерняя состоит из 9-го часа 289 , вечерни, повечерия. Засим б) служба утренняя – из полунощницы, утрени, 1-го часа, соответствующего нашему 7-му. Наконец, в) служба полудня – из 3-го и 6-го часов литургии. Если же совершается бдение 290 , то потому уже, что бдение назначается всенощное (когда, следуя Уставу, не должно ложиться спать), не полагаются повечерие 291 и полунощница. Бдение начинается вечернею великою. А так как великая вечерня бывает уже близко к ночи, по заходе солнца, то в обыкновенное время вечерни пред закатом солнца полагается пред бдением еще малая вечерня. Итак, когда совершается бдение, не бывает полунощницы, а бывает, кроме великой, еще малая вечерня, и все службы совершаются в таком порядке: A. 9-й час, малая вечерня, повечерие (малое – в приходских церквах). Б. Великая вечерня, утреня, 1-й час (т. е. бдение). B. 3-й и 6-й часы, литургия. Когда литургия бывает после вечерни, тогда вечерня, большею частью, сряду совершается за часами и за нею – литургия. Немного бывает в году случаев, когда вечерня с литургиею совершаются отдельно от часов, именно: 1) когда совершаются царские часы и бывает в тот день литургия. Так, в Великий пяток, если в оный случится Благовещение, сперва совершаются царские часы особо, потом вечерня в соединении с литургиею св. Иоанна Златоустог о совершается отдельно от часов царских (Тип., послед. 26-го марта). Также в навечерия Рождества Христова и Богоявления Господня, когда вечерня соединяется с литургией св. Василия Великого ; вечерня с литургией отдельно совершается от часов царских (Тип., 24-го декабря и 5-го января). Устав также предписывает часы (3-й, 6-й и 9-й с Изобразительными) совершать отдельно от вечерни (в 8-м часу дня) с литургией и в том случае, если в Великий четверток или субботу случится Благовещение (Тип., послед. 25-го марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010