Данная ситуация порождала и продолжает порождать некоторые очевидные неудобства. Прежде всего, устав монастырских служб рассчитан на общину людей, основным занятием которых является участие в богослужении. От человека, состоящего на светской службе, содержащего семью и воспитывающего детей, невозможно требовать ежедневного многочасового стояния на службе. Если монахи могли молиться в течение всей ночи, то для мирянина регулярное участие во «всенощных бдениях» (в буквальном, а не переносном смысле) представляется невозможным. В итоге церковная практика – как в Греции, так и в России и других странах православной традиции – создала свой собственный устав приходской службы, не зафиксированный ни в одном Типиконе. Этот устав представляет собой не что иное, как монастырский устав, но значительно урезанный. Например, в современной приходской практике Греческой Церкви всенощное бдение практически отсутствует, в Русской же Церкви «всенощным бдением» называется богослужение, совершаемое в вечернее время и длящееся два или три часа, а отнюдь не всю ночь, как предписывает Типикон. При этом утреня – богослужение, предназначенное для совершения в предрассветный час, – совершается с вечера. Из двух кафизм, предписанных Типиконом, за богослужением в некоторых храмах читается одна, в других – лишь один псалом, а в иных храмах кафизмы вовсе опускаются. Вместо положенных 8 стихир исполняются 4 или 2, вместо положенных 14 тропарей канона читаются 4 и так далее. Многие части утрени опускаются полностью, например «библейские песни», а также многочисленные поучения, предписанные Типиконом для произнесения в храме. Даже в монастырях богослужение подвергается сокращениям, хотя и не всегда столь значительным, как на приходах. Сокращения в церковном Уставе неравномерно распределены по отдельным службам. Так, из приходской практики практически полностью исключены повечерие и полунощница, совершаемые только в монастырях. Утреня и вечерня совершаются в приходских храмах регулярно, но их состав подвергается радикальному сокращению. Божественная литургия, напротив, служится почти без сокращений. Также без сокращений совершаются часы (первый, третий, шестой и девятый). Однако из отдельных чинопоследований, совершаемых в определенное время в течение суток, часы превратились в богослужения, присоединяемые к другим службам: первый час присоединяется к утрени, третий и шестой часы читаются перед литургией, а девятый час либо читается перед вечерней, либо полностью опускается. Несмотря на все сокращения, православное богослужение остается весьма продолжительным. На обычном приходе литургия длится около 2 часов, всенощное бдение – 2–3 часа (всегда в вечернее время). Длина праздничных и великопостных служб нередко превышает 3 часа. В монастырях службы длиннее и могут длиться (например, всенощное бдение, или утреня, соединенная с литургией) по 5–6 часов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В 3–4 часа пополудни начинается девятый час, изобразительны, вечерня и литургия; таким образом причастие будет уже ближе к вечеру. Назначение литургии на вечерне – это не формальность, а предписание, полное глубокого смысла: оно выделяет определенные дни года, которые чада церковные должны провести в совершенном посте, в напряженном ожидании литургии и Причастия Св. Тайн. Эти дни несут на себе совершенно особую печать, и мы с вами, хотя и не постимся до вечера, должны это знать. Сейчас во многих Православных Церквах в странах Запада Преждеосвященную литургию совершают именно вечером, как того и требует Устав. Надо заметить, что в этом случае на службу могут прийти те, кто работают днем. Ведь человек, работающий пять дней в неделю, порой может так и не побывать ни на одной преждеосвященной за весь Пост. Священный Синод Московской Патриархии в 1968 г. вынес следующее определение: Благословить в храмах Московского Патриархата совершение вечером Божественной литургии Преждеосвященных Даров там, где правящий архиерей сочтет это полезным. При совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее шести часов; однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально, и его могут держаться имеющие физическую крепость. Итак, утреня, первый час, третий, шестой и девятый час, изобразительны, вечерня, и на вечерне – литургия Преждеосвященных Даров. Она начинается литургийным возгласом Благословенно Царство..., но ответ мы слышим непривычный: отвечает Аминь только один чтец, и сразу же Приидите, поклонимся... и читается 103-й предначинательный псалом. Почему? Потому что это вечерня, за которой мы причастимся заранее освященными Святыми Дарами. Во время чтения 103-го псалма священник читает на солее перед Царскими вратами светильничные молитвы, но не все, а только 4-ю, 5-ю, 6-ю и 7-ю (первые три будут читаться на вечерне в других местах, они не исчезают, а только переносятся).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С вечера – совершается 9-й час великая вечерня и малое повечерие, поутру: воскресная полунощница и утреня с первым часом, а днем – часы и литургия. Девятый час и великая вечерня 1.Девятый час совершается обычно. 2. Малая вечерня Порядок ее следующий: По «Благословен Бог наш» и «приидите поклонимся», читается псалом: Благослови душ моя Господа. Слава и ныне – аллилуйя 3-жды. Господи помилуй, 3-жды. Светильничных молитв не читается, ектеньи великой не бывает, рядовой кафизмы не стихословится, а пряно после псалма поют Господи воззвах на рядовой глас и стихиры воскресни на 4, из октоиха, повторяя 1-ю; слава и ныне Богородичен гласа, положенный на ряду, называемый догматом малой вечерни, входа не бывает, читается «Свете тихий», прокимен, – Господь воцарися на 4-й глас; Сподоби Господи, стихиры на стиховне в октоихе воскресни I, Богородице 3, слава и ныне Богородичен на ряду. Ныне отпущаеши. Трисвятое. Отче нат. Тропарь воскресен 1-жды, слава и ннне Богородичен его Ектения краткая в 3 прошения: Помилуй нас Боже... Возглас: Яко милостив. Слава Тебе Христе Боже. Слава и ныне – Господи помилуй 3-жды. Благослови. Отпуст малый и многолетие. Малое повечерие. Всеношное бдение Всеношное бдение состоит из великой вечерни и утрени (с шестопсалмия) с 1-м часом. Начало вечерни принимает особенную торжественность. Отверзаются царские двери, диакон со свечей возглашает Востаните! Господи благослови. Иерей: Слава Святей... Лик: Аминь. Иерей: Приидите поклонимся, 4-жды. Лик поет: Благослови душ моя. Во время этого пения бывает каждение алтаря и храма. По окончании пения и каждения царские двери затворяются, и иерей читает светильничные молитвы, а диакон произносит великую ектенью: Миром Господу помолимся. Затем поется Блажен муж и стихословится вся 1-я кафизма, на которой после каждой славы ектенья малая. «Господи возвах», поется на рядовой глас октоиха и стихиры на «Господи возвах» на 10-ть: (воскресных 3, восточных 4, рядовому святому, 3 из минеи), слава стихира святому, если есть, и ныне Богородичен гласа догматик.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Благословить в храмах Московского Патриархата совершение вечером Божественной литургии Преждеосвященных Даров там, где правящий архиерей сочтет это полезным. При совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее шести часов; однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально, и его могут держаться имеющие физическую крепость. Итак, утреня, первый час, третий, шестой и девятый час, изобразительны, вечерня, и на вечерне — литургия Преждеосвященных Даров. Она начинается литургийным возгласом Благословенно Царство… но ответ мы слышим непривычный: отвечает Аминь только один чтец, и сразу же Приидите, поклонимся… и читается 103-й предначинательный псалом. Почему? Потому что это вечерня, за которой мы причастимся заранее освященными Святыми Дарами. Во время чтения 103-го псалма священник читает на солее перед Царскими вратами светильничные молитвы, но не все, а только 4-ю, 5-ю, 6-ю и 7-ю (первые три будут читаться на вечерне в других местах, они не исчезают, а только переносятся). Откуда такое название — светильничные? Дело в том, что вечерня имеет еще одно, более редкое название — «светильничное»: это богослужение, на котором зажигают светильники, так как уже вечер, темнеет. Введем нумерацию.   1)  Благослови, Владыко — Благословенно Царство… 2)  Аминь — Приидите, поклонимся… 103-й псалом, светильничные молитвы. 3) Великая (или мирная) ектения. Она всегда первая в службе. 4) 18-я кафизма (кроме 5-й седмицы поста; на 5-й седмице поста другой порядок чтения Псалтири). Кафизма — это греческое слово, означающее «седален». Обычно считается, что во время чтения кафизм разрешается сидеть. В действительности сидеть полагается во время пения седальнов и назидательных чтений, следующих за кафизмами. Но, поскольку никаких чтений в нашем приходском богослужении давно нет, ради отдыха можно присесть и во время чтения псалмов. Но во время чтения 18-й кафизмы на литургии Преждеосвященных Даров сидеть совершено неуместно, и более того: на третьем антифоне этой кафизмы уместно встать на колени. Почему? Потому что в это время в алтаре происходят очень важные священнодействия, сопровождаемые земными поклонами священнослужителей, и Служебник говорит о «благоговении мнозе», т. е. все эти действия священнослужитель должен совершать с величайшим благоговением. Что же именно?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

325 Во всех документах древнего Евхология службы Полунощницы, III, VI, IX Часов, «Тритоекти» и «Паннухис» имеют один и тот же порядок молитв с очень небольшими вариантами текста: они соответствуют службам 3-х антифонов, согласно Песненному исследованию. Вечерня и Утреня свидетельствуют о численном различии и расстановке самых пресвитерских молитв в разных кодексах. I Час непостоянный. Он может отсутствовать или представлен только двумя молитвами или пятью (предполагая, в таком случае, службу 3-х антифонов) или в то же время – двумя и пятью молитвами, текст которых варьируется. См. гл. IV. с. 138. В перечислении различных служб предполагаем следующие условные знаки: тире (-) между двумя службами означает, что в рукописи они следуют одна после другой; отточие (...) означает. что эти службы разделяются другим текстом; запятой (,) мы указываем, что не принимаем в расчет порядок служб в кодексе. В круг мы включаем «Тритоекти», но ни Вечерню Великого Поста (Преждеосвященных), ни также Пятидесятницы; эти службы находятся вообще во всех евхологиях более или менее полных. См. также первую статью сборника: Богослужебный суточный круг по древнему Византийскому Евхологию и приложения стр. 304... 327 Детальное описание Барб. 336: A. Strittmatter. The « Barberinum S. Marci » oï Jacques Goar. Ephcmeridcs I.iturgicae, 47 (1933) p. 329–367. 331 Ср. Замечание о результатах постепенного перехода от Песненного последования к Часослову в литургических книгах, в гл. III. с. 92, 95, 100 и т.д.. 337 Поправка: во французском тексте в О.С.Р. 1972. с. 73, докум. н. 18, где говорится Оттобони 344 (1177 г.). следует читать: Оттобони 434 (XIII в.); и также в О.С.Р. 1973, с. 77. документ н. 16. где скачано: Утреня Ва), следует читать: Утреня: D2a). 338 А. Горский – К. Новоструев, Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки, III, I, Москва 1869, с. 143. 339 Перевод этих молитв с греческого на церковно-славянский выполнен митрополитом Киприаном (см. гл. IV. с. 168); старые русские евхологии содержат перевод этих молитв более древний; что касается Паннухис, разница текста (см. также риторическую сложность греческого текста) значительна между двумя переводами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В такой же тесной взаимной связи находится последование дневных и ночных служб, излагаемое в греческом Типиконе Ватикан. 1877 (1292 г.) и в Часословах Афоно-Ватопед. 350 и Синайском 865. Ватикан. 1877 излагает любопытный состав и порядок великопостных суточных служб. Изложение начинается с полунощницы, состоящей из 17-й кафизмы, трех тропарей после «Отче наш», Господи помилуй 40 и молитвы «Иже на всякое время», после которой бывает отпуст. За полунощницей следует утреня, далее – однопсалмные часы песненного трех-антифонного строя, 12 затем вечерня и повечерие. О междочасиях нет речи; но зато повечерие разрастается здесь в сложное бдение, по составу своему соответствующее повечерию с «нощными часами», изложенному в Соф. 1052 . После псалма 50-го полагается канон, а затем – Трисвятое, по Отче наш – отпустительный тропарь, Господи помилуй 12 и молитва «Вседержителю Владыко» с коленопреклонением. Далее – «Приидите поклонимся» 2, – «и начинают читать 12 псалмов». Последование 12 псалмов не имеет ни тропарей, ни молитв и распадается на два шестопсалмия, между которыми положено Трисвятое, Отче наш, Господи помилуй 12 и Приидите поклонимся 2. В свою очередь каждое шестопсалмие чтением «Слава и ныне» и троекратным Аллилуйя подразделяется на два трипсалмия. После 12-го псалма непосредственно следует «Слава в вышних Богу», «Господи, прибежище», Трисвятое, Отче наш, тропарь и богородичен, Господи помилуй 12, молитва «Господи Вседержителю» и отпуст: «Сый благословен», которым повечерие оканчивается. 13 – Таким образом общий строй повечерия здесь тот же, что и в Соф. 1052 . Афоно-Ватопедский Часослов должен бы начинаться первыми часом, но, за утратой начальных листов, начинается концом тропаря третьего часа («благий не отыми от нас»...) и оканчивается утреней. Все часы имеют по одному почасию и заключаются изобразительными, от которых уцелело только начало. Вечерня совершенно утрачена. Повечерие, или – по памятнику – «обычные молитвы преднощных пений» (τν προνυκτων μνων), состоит из трех частей; из них вторая и третья части имеют значительные особенности. За повечерием следуют две ночные службы – α λιτα τς εφρνης. После этих служб, по составу молитвословий и по чину родственных «ночным часам», идет особая полунощница, кроме пс. 118-го не имеющая ничего общего с нынешней. К полунощнице, в виде её почасия, примыкает четвертая ночная служба, или четвертый ночной час, в свою очередь соединяющийся с кратким последованием об усопших, отчасти напоминающим вторую часть обычной полунощницы, и – с молитвословиями «о всех согрешениях». Затем положена имеющая связь с ночными часами служба «возставше от сна» и, наконец, утреня. – В общей сложности получается около 20-ти дневных и ночных служб, представляющих связанную систему. При этом полунощница совершенно сливается с так называемыми ночными часами.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

В церковном Уставе указано время дня для каждодневных служб церковных. Божественной литургии, по церковным правилам, никак нельзя, за исключением известных дней в году, совершать ни «прежде свитания дне, ниже по полудни» (подробн. см. ниже). Вседневная вечерня бывает «пред вечером мало» (Уст. 9 гл.); малая – прежде солнечного захождения (Уст. 1 гл.); великая – «по еже зайти солнцу мало» (Уст. 2 гл.). Смотря по времени года, вечерня, совершаемая отдельно от утрени и литургии, бывает от 2-х до 5-ти часов пополудни; совершаемая вместе с утренею – в 6-м и 7-м часу пополудни, а совершаемая вместе с литургией бывает около 12-го часа дня. Малое повечерие начинается «по еже вечеряти братии» (Уст. 7, 9 гл.). О великом повечерии, совершаемом в Великий пост не на бдении, в Уставе (см. 1 седм. 40-цы), в начале последования, говорится: «о часе 9-м» «свещевжигатель» «биет в било» (т.е., в 3-м пополудни, по нашему счислению); а в конце указанного последования читаем: «подобает» «и сие смотрити прилежно, да егда повечерия отпущают, быти знамению дне, сиречь прежде сомрака». Великое повечерие на бдении по Уставу бывает: на Рождество Христово и Богоявление – «при 10-м часе нощи» (т.е., 4-м пополуночи), на Благовещение – «при 1-м часе нощи» (т.е., 7-м пополудни). По Служебнику полунощница совершается «во утреннее время, прежде осветения дне» (Уч. Изв.); она вообще может быть совершаема во всякий час ночи до утра. Утреня ранее всего совершается на день Пасхи; летом и в праздники более торжественные утреня бывает ранее, нежели зимой и в праздники менее торжественные. Вообще, службы церковные, хотя и нет запрещения совершать и ранее и позже определённого для них времени, сообразуясь с большей или меньшей торжественностью дней богослужения, временем года, местными условиями и потребностями жизни верующих, однако же не допускается в отношении к ним и совершенного произвола, так как каждая из них имеет значение приспособительно к тому времени, какому она усвоена. Кроме того, произвол в этом случае, особенно в сельских приходах, где деревни от храма отстоят на несколько вёрст, иногда 5–10 и даже более, может быть препятствием, по весьма понятным причинам, к исправному посещению богослужения и со стороны действительно набожных прихожан. Желательным порядком было бы, если бы служба всегда начиналась в определённое время, о чем знали бы все прихожане, и без крайней надобности не допускалось бы уклонений от установленного порядка. 8

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

9) 281 . Предел времени вечерни, которая совершается отдельно от литургии и утрени (т. е. не на бдении), бывает от 2-х до 5-ти часов полудни, смотря по времени года. Вообще же различие есть в назначении времени для начала служб в Петербурге и в Москве. Когда вечерня предшествует литургии, тогда она совершается около 12-го часа дня. Когда вечерня отправляется вместе с утренею на бдении, тогда она, бывает в 6-м и 7-м часу пополудни, смотря но времени года 282 . Повечерие (πdειπνον) по переводу с греческого языка (a’ò – после, δεπνον – ужин) значит «после ужина», и есть служба, отправляемая после ужина, пред сном. – Малому повечерию в Типиконе указано быть «по еже вечеряти братии» (Тип., гл. 7 и 9). Великое повечерие, совершаемое в Великом посту не на бдении, бывает, по уставу, ранее малого повечерия; именно, сказано в Типиконе, что «о часе 9-м (т. е. 3-м после полудня по-нашему) свеоевжигатель биет в било 12-ть (Тип., послед. 1 седм. Вел. поста, см. повечерие). Подобает же екклисиарху и сие смотрети прилежно, да егда повечерие отпущают, быти знамению дне, сиречь прежде сомрака» (Тип., послед. понед. 1-й седм. Вел. поста, см. в конце вел. повеч.). Великое же повечерие на бдении бывает иногда в полночь, иногда же с вечера, например – на Рождество Христово. Богоявление, в уставе сказано, при 10-м часе нощи (по-нашему в 4-м после полуночи), а на Благовещение – при 1-м часе нощи (т. е. 7-м после полудня). Полунощница (μεσονυκτικν), как показывает самое название ее, совершается в полночь, и может быть совершаема во всякий час ночи до утра. В Служебнике предписывается иерею совершать полунощницу «во утреннее время, прежде осветения дне» (Извест. учит. како приготовляти себе к достойному служению). Утреня (’ρθρος) – совершается утром. В праздники более торжественные, а также летом, она бывает ранее, нежели в менее торжественные и зимою. Самая ранняя утреня совершается, обыкновенно, на день Пасхи. Службы часов назначаются Уставом в 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы дня по счету, употребляемому на Востоке, что соответствует нашим 7-му и 9-му пополуночи, 12-му и 3-му пополудни.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В первом из них святой Давид изъявляет ревность свою о благочестии и отвращается от нечестивых, молится, да отпадут они от мыслей своих и да возвеселятся все уповающие на Господа. Во втором еще древнейший Давида пророк – Моисей исповедует вечность и величие Творца и ничтожество человека, который как трава – утро процветет, а на вечер отпадет, ожестеет и изсохнет, и молит, чтобы Исполняющий нас заутра милостью Своей всегда призирал на рабов Своих. В третьем опять слышим святого Давида: он воспевает милость и суд, изъявляет перед Богом обет свой – удалять и наказывать клеветников и гордых, а приближать к себе одних верных и непорочных, и тем научает нас устраняться от общества развращенных и соединяться с благочестивыми. Затем слышится молитва: «заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой!» Возсияло солнце, яко жених, исходящий от чертога своего; человек должен выйти на дело свое и на делание до вечера. Сколько он может в продолжение дня встретить сетей беззаконий, клеветы, недоразумений! Поэтому произносим молитвы из псалма 118: «стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие! Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя! Лице Твое просвети на раба Твоего, и научи мя оправданием Твоим! Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое!» И после других известных молитв заключаем первый час молитвой к Спасителю, «да знаменается на нас свет лица Его, и да исправятся стопы наши к деланию Божественных заповедей!» В заключение мы должны сказать, что в первом часе есть важные напоминания о Спасителе страждущем. Как полунощница напоминает молитву Господа в вертограде и приведение к первосвященнику Анне, – утреня – приведение от Анны к Каиафе и мучения, претерпевшие Спасителем с полуночи до утра, так первый час желает нам перед очи поставить Искупителя, ведомого от Каиафы к Пилату в претор, сопровождаемого клеветой и ненавистью старейшин и архиереев иудейских. «В совершении первого часа благоговейно да размышляем: како Спаситель наш в 1-й час дня веден бысть в претор от Каиафы к Пилату, и како там всего мира Судия от беззаконных архиереев оболган и от неправедного судии осужден бысть» (Учит.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Однако в наше время службы часов отдельно не совершаются: 1-й час присоединяется к утрене, 9-й час совершается непосредственно перед вечерней, а 3-й и 6-й часы совершаются вместе перед началом литургии. Божественная литургия, согласно 8-й главе Типикона, может начинаться в различное время суток. Так как после литургии следует дневная трапеза, то время начала литургии связано с продолжительностью евхаристического поста: в праздничные дни литургия начинается раньше, потому раньше бывает и трапеза, в другие дни евхаристический пост более продолжителен, поэтому и литургия начинается позже, и трапеза имеет место в более позднее время. В связи с этим самое раннее начало литургии назначается во все воскресные дни и в великие праздники, когда литургия начинается «в начале 3-го часа» (≈ 9.00). В субботу литургия должна начинаться «в начале 4-го часа», то есть примерно в 10.00. Наконец, во все остальные дни седмицы литургия начинается «в начале 5-го часа» (≈ 11.00), а трапеза – «в начале 6-го часа» (≈ 12.00). После полудня литургия совершается только тогда, когда служится после вечерни и соединяется с ней. В современной приходской практике все службы суточного круга (за исключением полунощницы, кото­рая, кроме Недели Пасхи, вообще не совершается в приходских храмах) делятся на две части: вечернюю и дневную (утреннюю). В вечернюю часть входят: 9-й час (к сожалению, не всегда совершаемый на приходах), вечерня, повечерие (иногда), утреня с 1-м часом. Дневная часть включает в себя 3-й, 6-й часы и Бо­жественную литургию. Начало вечернего богослужения колеблется от 15.00 до 18.00 (в зависимости от времени года и возможно­стей прихожан), а утреннее богослужение начинается в 8.00–10.00. Ранние литургии, совершающиеся в больших соборных храмах, могут начинаться в 7.00. Такова современная богослужебная практика в течение боль­шей части года (кроме периода Великого поста). В седмичные дни Великого поста службы совершаются следующим образом. Утренняя группа служб (полунощница 47 и утреня с 1-м часом) начинается примерно с 8.00.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010