Приложение 18 (к разделу 8.10) Из Проектов резолютивных документов, подготовленных Комиссией при Священном Синоде Русской Православной Церкви по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора В связи с подготовкой Предсобора при Синоде работала Комиссия по разработке тем Всеправославного Предсобора. Председателем Комиссии был архиеп. Никодим (Ротов). Первое заседание Комиссии состоялось 30 января 1964 года. Заседания происходили в Загорске – в Троице-Сергиевой Лавре и в Москве – в Отделе внешних церковных сношений или в резиденции председателя Комиссии в Серебряном Бору под Москвой. Всего было 36 заседаний, из них 19 двухдневных. Работа Комиссии за все время ее существования состояла в разработке тем, намеченных для Всеправославного Предсобора Всеправославным совещанием на о. Родос в сентябре 1961 года и в составлении проектов резолютивных документов по каждой теме (ПРД 1968, с. 2–3). В 1968 году Подготовленные комиссией проекты резолютивных документов были напечатаны на множительном аппарате тиражом 100 экземпляров. По тому изданию мы целиком воспроизводим раздел «Богослужение» (ПРД 1968, с. 30–41). На первых заседаниях, когда распределялись обязанности между членами Комиссии, руководство работам и над вопросам и богослужения было поручено архиеп. Гермогену (Голубеву). В составе Комиссии работали такие литургисты, как И.Д. Успенский, Д.П. Огицкий и др. А. Православие и Библия а) Широкое использование Ветхого Завета в богослужении В православном богослужении Священное Писание Ветхого Завета широко используется текстуально. А также темы и образы Ветхого Завета лежат в основе содержания многих молитв, священных песнопений и священных изображений. Настоящий объем использования Священного Писания Ветхого Завета в богослужении достаточен. Но необходима постоянная забота о максимальной доступности ветхозаветного текста чувству и сознанию православных христиан. б) Перестановка богослужебных текстов Богослужебные тексты из Священного Писания Уставной порядок чтения за богослужением текстов из Священного Писания, принятый во многих Поместных Церквах, предусматривает: а) прочтение полностью в течение годичного богослужебного круга Четвероевангелия, Деяний, соборных и Павловых посланий; б) прочтение в течение седмичного богослужебного круга (за исключением недели Пасхи) всей Псалтири единожды, а в Великом Посту дважды; в) строгое соответствие по содержанию и по идее (или хотя бы по идее) воспоминаемому событию или чествуемому священному лицу евангельских зачал и богослужебных текстов из Деяний и апостольских Посланий, а также текстов ветхозаветных (паремейных).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Разделы портала «Азбука веры» Обычно преподавание Священного Писания Ветхого Завета представляет собой простое изложение библейской истории. Лекции превращаются в рассказы о героях и событиях, которые происходили когда-то. Всё это конечно интересно, но в результате теряется понимание того, для чего необходим христианину Ветхий Завет и как он связан с Новым. Такое увлечение историей почти исключает возможность преподавать Ветхий Завет, как книге о Мессии. Поэтому, лишь случайно учащиеся слышат упоминания о Спасителе. Он смутно видится ими, заслонённый длинным рядом ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков. Только немногие из изучивших курс Ветхого Завета, приходят к выводу, что эта история в своей сущности есть история подготовки Богом евреев и всего человечества к принятию Искупителя, а вовсе не изложение событий из жизни родоначальников и вождей еврейского народа. Есть ещё одна опасность увлечение историей. Это может привести к пренебрежению Ветхим Заветом и представлению о том, Новый Завет отменяет Ветхий. Существование подобной практики и оправдывающих её мнений — очень тревожный симптом, поскольку презрение к Ветхому Завету — характерная черта многих древних еретиков 1 . Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть список ересей у прп. Иоанна Дамаскина : «Валентиниане: они отрицают воскресение плоти, отвергают Ветхий Завет… Архонтики… отрицают воскресение плоти и отвергают Ветхий Завет. Кердониане: они происходят от Кердона… он отвергает воскресение мёртвых и Ветхий Завет. Маркиониты… [учат] о том, что Новый Завет чужд Ветхого и Говорившего в нём… Севириане… Подобно другим еретикам, отвергают воскресение плоти и Ветхий Завет… Манихеи… Ветхий Завет и глаголавшего в нём Бога хулят» ( О ста ересях вкратце . 31, 40–42, 45, 66) 2 . Однако, по учению Церкви основной темой Библии, начиная с первых глав книги Бытия ( Быт.3:15 ) и кончая последними главами Апокалипсиса ( Откр.21:6, 21, 22:20 ), является Богочеловек, Господь наш Иисус Христос. Замечательны по этому поводу слова Блеза Паскаля: «оба Завета взирают на Него, Ветхий как на своё упование, Новый — как на образец, и оба как на своё средоточие» 3 .

http://azbyka.ru/xristocentrizm-svyashhe...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург Ветхий Завет – бесценный опыт Богообщения Очень часто приходится слышать, что христианину для полноценной христианской жизни необходима только Священная история Нового Завета – Христос сказал все, чем можно вполне напитать свою жизнь духовную. С одной стороны, это так, но, тем не менее, происходит некое умаление всей полноты Богооткровения и Священного Писания. СВЯЩЕННОЕ Писание нераздельно. Мы исповедуем, что оно состоит из Ветхого и Нового Заветов, которые взаимосвязаны и проникают друг в друга. Не случайно Христос часто ссылается на очень важные моменты из истории Ветхого Завета. Это во-первых. Во-вторых, Христос, как Он Сам говорит, пришел исполнить Закон. Мы, соединенные со Христом, должны исполнять тот же Закон, который исполняет Он, а этот Закон корнями своими уходит в Ветхий Завет: очень многие положения Ветхого Завета никто не отменял и они обязательны для исполнения любым христианином, любым человеком даже и сейчас. Ветхий Завет обладает неисчерпаемым свидетельством правды Божией о человеке, о Промысле, о неиссякаемом опыте Богообщения. Ветхий Завет – не набор нравственных требований, это история, как человек искал Бога, как он плакал без Бога, как он звал Бога, как он был найден Богом, и что он делал, когда обретал Бога, Которого он искал. Как опыт Богообщения, Ветхий Завет книга очень ценная, неиссякаемая. И читать его, говорить о нем, думать, размышлять над этим опытом, конечно, необходимо. Ведь мы же читаем жития святых, хотя они не входят в Священное Писание. В первую очередь мы читаем жития потому, что в них – опыт общения конкретного человека с Богом, опыт преломления Божественной благодати в конкретной человеческой судьбе и того, какие плоды она приносит. Точно так же человек искал Бога и задолго до Христа, и находил Его, и свидетельствовал о Нем, и жил с Ним. И потому опыт этот очень ценен и важен для нас. ИТАК, мы начинаем с самой первой главы самой первой Книги Ветхого Завета – Бытие: «В начале сотворил Бог небо и землю, земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet

Сказание о черноризском чине от Ветхого и Нового Завета, из коих первый представляет прообраз иночества, а вторый являет оное самым делом Источник Содержание Толкование о пострижении монахов в малый образ от ветхого закона и ина мера Начало Нравоучение В первую меру о самоволии чернцев от Ветхого Завета В ту же меру от нового закона о чернцах От первой меры Об одеждах Аарона, о схимном образе, о стихаре, поясе, подире, ободах, ефуде, четыресоставной ризе, об омете и кидаре Смысл из сопоставления обоих законов – Христова и иерейского со схимническим образом Сказание об ангельском и монашеском образе     Сначала скажем о тех, которые еще только исходят из мира в монастырь и берут на себя ризы монашеского образа ради искуса, что имеет основание в постановлениях того и другого завета. И подлинно нужно быть в первое время под искусом. Итак, монах, внимай своему образу и житию; смотри на облекающие тебя ризы и познай себя имеющего сочетать в себе свойства двух заветов. Согласно прообразу ветхого завета, ты принес себя в жертву Богу подобно ветхозаветным агнцам, какие закалались в пустыне на пасху. Не будь же покрыт коростою – ни хром, ни слеп, ни ранен; ибо все сии, ради порока, повергаемы бывают на съедение псам и птицам; ты же принес себя сюда не чрез уродство. Тщательно остерегайся, дабы не быть здесь покоищем для бесов и не повергнуть свою душу геенским птицам если окажешься покрыт грехами, как коростою, или же хром – от приверженности к житейским вещам, или слеп, живя безплодно, заботясь только о чреве. По ветхому закону вольный обет, великий и малый, должен быть приносим Богу от чистого сердца. Да не будет порочного колебания и в твоих мыслях, дабы не услышал ты, подобно Каину: «к тебе обращение твое, ты им обладаеши» ( Быт. 4, 7 ). Ты, как свеча, волен в себе до церковных дверей, а потом не смотри, как и что из тебя сделают. Ты, как одежда, знай себя до тех пор пока не возмут тебя в руки; а потом не размышляй, если разорвут тебя и на тряпки. Имей свою волю только до вступления в монастырь; по принятии же монашеского образа всего себя отдай в послушание, не таи в сердце своем даже малого своевольства, дабы не умереть душею, услышавши, подобно Анании, Петра, говорящего тебе: «почему захотел солгать Духу Святому? – не человекам солгал, но Богу» ( Деян.5:3–4 ). Не будь нерадив к своему обету, дабы не сбылось на тебе слово Писания: «лучше бы... не познать пути правды, нежели познав уклониться от него» и проч., псу и свинье будешь ты подобиться, если не пользуешь своей души, но опять возвратишься в мир ( 2Петр. 2, 21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

Скачать epub pdf В результате работы над переводом книги «Камень веры» оказалось, что некоторые аргументы митрополита Стефана (Яворского) в пользу Православия, которые он приводит, опираясь на цитаты из славянской Библии , в Синодальном переводе (в основном Ветхого Завета, а особенно Псалтири) просто исчезают, т.к. Синодальный перевод Ветхого Завета делался с упором на еврейский масоретский текст без должного учета Предания Церкви. Это побудило меня разобраться в данном вопросе. В итоге появилась эта статья. В 1875 г. профессор Московской духовной академии по кафедре еврейского языка и археологии П. И. Горский-Платонов (1835 – 1904) опубликовал статью, направленную против защиты святителем Феофаном затворником Вышенским достоинства греческого перевода Библии семидесяти по сравнению с еврейским масоретским текстом. Святитель Феофан доказывал ущербность русского перевода Ветхого Завета с еврейского масоретского текста. На основании научных знаний того времени и хитроумных логических доводов у профессора неплохо получалось противоречить знаменитому святителю. Но прошло много времени, появилось много новых открытий в библеистике. Что же мы теперь можем сказать об этом споре? Кто же прав? Чтобы уяснить суть дела, для начала приведем выдержки из книги “Пути русского Богословия” прот. Г. Флоровского : “Синодальное издание не всеми было принято благожелательно. Смутило расхождение с привычным славянским текстом, – иначе сказать, предпочтение, отданное еврейской Библии . Это многим казалось прямым отступлением от Предания... Основные доводы в защиту Семидесяти приводились обычно от Икономоса. За перевод с греческого стоял даже Димитрий Муретов , ради единства с современными греками. Если же сносить и соображать еврейский текст и греческий, думал он, «будет не перевод, а сочинение»... Осо­бенно резким противником еврейского текста был епископ Феофан Говоров, тогда уже Вышенский затворник. Новый русский перевод Ветхого Завета он называл Синодальным сочинением, совсем как Афанасий, и мечтал, что эту «Библию новомодную доведет до сожжения на Исаакиевской площади».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

4.9. Заключение Завета и его смысл 4.10. Утверждение Завета Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 4.9. Заключение Завета и его смысл Конечным пунктом первой части путешествия была гора Синай, возле которой через пятьдесят дней после Пасхи был заключен Завет. Народ расположился станом у горы, а «Моисей взошел к Богу [на гору], и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. И пришел Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь. И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним. И донес Моисей слова народа Господу» (Исх. 19:3-8). Как видим, Моисей выступает в роли посредника. В течение трех дней народ готовится к получению откровения. И вот в день, который был пятидесятым с момента выхода из Египта, Господь в громе, молнии, дыме и трубном звуке «сошел на гору» и возвестил Моисею и народу слова Закона, которые начинались десятью заповедями – декалогом. Надеюсь, что вы их прекрасно знаете. Сразу отметим, что Завет заключается в пустыне, на ничьей земле, не принадлежащей даже никакому богу. И, таким образом, этот завет имеет характер не местный, но всемирный, относящийся ко всему человечеству. О том, что такое завет, мы уж говорили. Давайте посмотрим, в чем особенность завета Синайского. Структура завета, как замечено современными исследователями с. 136], формально имеет довольно большое сходство с обычными или, как сейчас говорят, типовыми договорами между повелителем (сюзереном) и подданным (вассалом), известными во втором тысячелетии до Рождества Христова. Немало таких договоров было найдено в текстах хеттов в архиве Богазкей.

http://sedmitza.ru/lib/text/430937/

Предварительные сведения о священных книгах Нового Завета Понятие о них Священными книгами Нового Завета называются боговдохновенные писания Христовых апостолов, изображающие спасение людей, совершенное воплощением и учением Сына Божия. Число, наименование и порядок священных книг Нового Завета Всех священных книг Нового Завета 27: 4-ре Евангелия – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна; книга Деяний апостольских; 7 соборных посланий: Наименование сих книг Новым Заветом, Евангелием и Апостолом. Новозаветным священным книгам, усвояются те же наименования, под которыми известны были прежде ветхозаветные священные книги. Эти последние назывались, священными писаниями, святыми писаниями, просто писанием ( 2Тим. 3, 15 ; Римл. 1, 2 ; 2Петр. 1. 20 ; Матф. 22, 29 ). Те же наименования принадлежат и писаниям апостольским. Но в особенности усвоено им с самого начала наименование Нового Завета, по той причине, что в них изложены новые заповеди и новые обетования Божии людям, изложен Новый Завет Бога с человеком, имеющий основание в действительном пришествии на землю единого Ходатая Бога и человеков, Христа Иисуса. Название Нового Завета усвоено апостольским писаниям по противопоставлению и вместе аналогии с книгами Моисея и пророков, в которых изображен Завет Ветхий, завет Бога с народом израильским, состоящий в заповедях и обетованиях этому народу и имеющий в основании ожидаемое пришествие Спасителя; этим книгам усвояется наименование Ветхого Завета в самом новозаветном писании ( 2Кор. 3, 14 ). Соответственно делению ветхозаветных книг на закон и пророков, новозаветные книги делятся на Евангелие и Апостол, причем под Евангелием разумеется совокупность 4 Евангелий, а под Апостолом прочие апостольские писания. Разделение священных новозаветных книг по содержанию. Евангелия содержат в себе существо и основание Нового Завета, изображая пришествие на землю, учение и дела, страдания, смерть, воскресение и воскресение на небо вочеловечившегося Сына Божия, и потому справедливо называются основоположительными новозаветными книгами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Мудро ли поступил Большой Московский Собор, наложив запрет на образ Бога Отца в виде Ветхого днями? Скачать epub pdf Как известно, традиция изображать Бога Отца в облике Седовласого Старца или, что то же, Ветхого днями сформировалась в христианской иконографии под влиянием ветхозаветных свидетельств. Богом Древним Господь именовался уже со времен Моисея ( Втор.33:27 ). Несколько столетий спустя Он открылся в образе Ветхого днями пророку Даниилу. Именно этот пророк и составил словесное описание данного визуального символа ( Дан.7:9 ). Во времена Нового Завета образ Вседержителя, явившегося в подобии мужа с белыми, как волна, волосами созерцал Евангелист Иоанн Богослов ( Откр.1:14 ). Достойно замечания, что оба этих образа сближаются между собой и через общий эсхатологический контекст: как Даниил, так и Иоанн Богослов лицезрели Вседержителя в видениях, посвященных последним временами существования нашего мира. Ко времени созыва Большого Московского Собора (1666–1667 г.г.) изображения Ветхого днями успели обрести широкую известность среди верующих и утвердиться в ряде иконографических направлений. Однако единогласного мнения о том, в каких именно случаях с Каким именно Лицом Пресвятой Троицы надлежит соотносить этот библейский образ, выработано не было. При всей выразительности описания Божьего Откровения в Книге пророка Даниила контекст не только не объясняет, символ какого Лица созерцал праведник, но даже и не затрагивает вопроса, допустимо ли вообще идентифицировать это символ как образ одного-единственного Божественного Лица . В то же время Евангелист Иоанн Богослов ясно свидетельствовал, что в облике Подобного мужу с белыми волосами пред ним предстал Господь Иисус Христос ( Откр.1:17–18 ). Ввиду отсутствия строгой определенности по этому поводу, на некоторых композициях под образом Седовласого Старца изображался Отец, а на других – Сын. Общая иконографическая практика не препятствовала ни первому, ни второму варианту использования образа и допускала обе интерпретации Ветхого днями .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Ныне бездна неприступного света, ныне неописуемая струя Божественного сияния озарила Апостолов на горе Фаворе. Ныне познается Владыка Ветхого и Нового Завета, Иисус Христос, – Тот, Кто дорог мне и делом и именем, истинно сладчайший и вожделеннейший, и превышавший всякое представление о сладости. Ныне Моисей, вождь Завета Ветхого, Божественный законоположник, предстает на горе Фаворе, как раб пред Господом, пред Законодателем Христом, видит светлыми очами Его воплощение, которое древле было образно показано ему (ибо это, мне кажется, знаменуют задняя Божия), и ясно видит славу Божества, будучи покрыт, как говорит Писание, в разселине камене ( Исх. 33:22 ). Этот Камень есть Христос, воплотившийся Бог – Слово и Господь, как ясно сказал нам Божественный Павел: камень же бе Христос ( 1Кор. 10:4 ), – Христос, Который, как бы отверзши в теле Своем некую, малейшую расселину, озарил присутствующих светом величайшим и сильнейшим всякого зрения. Ныне первостоятель Завета Нового, тот, кто яснейшим образом исповедал Христа Сыном Божьим, сказавши: ты еси Христос, Сын Бога живого ( Мф. 16:16 ), – ныне видит он вождя Ветхого Завета предстоящим пред Виновником того и другого, и громко говорящим: сей есть Сый, о Котором я предвозвестил, что Его, якоже мене Пророка возставит Господь ( Втор. 18:15, 18 ; Деян. 3:22 ): якоже мене – как человека и вождя нового народа, выше меня – как моего и всей твари Владыку, установившего и для меня и для тебя оба Завета – и Ветхий и Новый. Ныне девственнику Новозаветному (Иоанну) девственник Ветхозаветный (Илия) благовествует от Девы Девственника Господа. Приидите же и, послушные зову Пророка Давида, воспоем Богу нашему, воспоем Цареви нашему, воспоем: яко Царь всея земли Бог, воспоем разумно ( Пс. 46:7–8 ). Воспоем устами радостными, воспоем и умом мудрым, сознавая силу и значение слов: ибо гортань, говорит один мудрец, ощущает вкус брашен, а ум распознает слова. Воспоем и духом, испытующим все и самые неизреченные глубины Божие, видя во свете Отчем, т. е., в Духе, просвещающем всяческая, – видя свет неприступный – Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

О пророчествах из Ветхого Завета и текстах из Нового Завета о Рождестве Господа Иисуса Христа 18.01.2017 08:51:02 Протоиерей Олег Стеняев Сегодня мы будем говорить о Рождестве Христовом. Мы будем рассматривать тексты из Евангелия от Матфея, Евангелия от Луки, где рассказывается об этом удивительном событии. Но предварить это повествование хочется словами Евангелия от Иоанна (3 глава, 16 стих), где сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».  В Евангелии от Матфея в 1-й главе с 18 стиха и ниже сказано: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого» . В этом тексте говориться о том, что Пресвятая Дева Мария - это избранница Божия, она была обручена Иосифу, и, как святые отцы говорят, это было сделано, как бы по двум причинам. Первая причина - надо было скрыть от дьявола до времени ту Деву, от которой в этот мир должен родиться Христос Спаситель, ибо дьявол знал из Писания, что Мессия родится от девы. Обрученная дева - это как бы уже жена. И здесь внимание дьявола было ослаблено. С другой стороны, Господь избрал Иосифа Обручника Марии, этого благочестивейшего человека из дома Давидова, для того, чтобы он покровительствовал Пресвятой Деве, чтобы он возглавлял святое семейство во время тяжелых переходов в Египет и назад из Египта. До времени Иосиф не был посвящен в эту тайну, в тайну непорочного зачатия, сказано «прежде чем нежели сочетать они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого». И мы читаем далее: " Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее " . Вот в этих словах есть серьезное противоречие. Здесь сказано «Иосиф же муж Ее, будучи праведен», какой же праведностью праведен этот человек? Если говорить о праведности Ветхого Завета, то он, узнав о том, что обрученная ему девица ждет ребенка, должен был за волосы вытащить её к городским воротам и отдать на побиение камнями.

http://radonezh.ru/analytics/o-proroches...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010