Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ ПОЛОНИНСКИЙ († после 1268), вероятно, настоятель Полонинского мон-ря. Упоминается только в Галицко-Волынской летописи кон. XIII в. (в части, созданной летописцем волынского кн. Василько Романовича) в связи с событиями 1254/55 и 1267/68 гг. В 1-й раз речь идет о том, что «в Полонину ко Григорьеви в манастырь» пришел сын вел. кн. Литовский Миндовга кн. Войшелк из своей вотчины в Новогородке (ныне Новогрудок, Белоруссия) в верховьях р. Неман. Недавно крестившийся Войшелк принял здесь монашество и провел «в манастыри у Григорья» 3 года. Очевидно желая объяснить выбор Войшелка, летописец замечает: «Григореи же бяшет человек свят, якогоже не бысть перед ним и ни по нем не будет». Получив благословение Г. П., князь-инок отправился на Афон, однако не достиг Св. Горы, вернулся в Новогородок и основал там мон-рь. Через 12 лет после пострижения Войшелк был вынужден на короткий срок вернуться на княжение в связи с убийством отца, затем вновь удалился за монастырские стены - на этот раз в Данилов мон-рь в Угровске (на Зап. Буге, к югу от совр. Бреста). Поскольку Г. П. был еще жив, Войшелк пригласил его к себе, тот пришел и наставил князя-инока «на путь чернечьскии». Это все, что известно о Г. П. Невозможно определить хотя бы приблизительно местоположение Полонинского мон-ря, игуменом, а быть может, и основателем к-рого являлся Г. П. Его искали то в окрестностях Новогородка, где обнаруживается село с названием Полонное (или Полонка) (Барсов), то в волынском г. Полон(н)ый в верховьях р. Случь (митр. Макарий (Булгаков); историк, однако, заблуждался, помещая Полон(н)ый между Владимиром-Волынским и Луцком), то в Прикарпатье, где термином «полонина» именуются долины в предгорьях (Дашкевич, Мицко, Котляр). Согласно католич. описаниям XVIII в., мон-рь находился близ Галича (Голубинский). Однако эти мнения не более чем догадки, ясно лишь, что Г. П. подвизался где-то в Галицко-Волынском княжестве , т. к. кн. Войшелк приезжал к нему после своего посещения двора вел. кн. Даниила Романовича в Галиче. Ист.: ПСРЛ. Т. 2. Стб. 859, 867; Галицько-Волинський лimonuc: Дocлiдж., текст, комент./За ред. М. Ф. Котляра. К., 2002. С. 127, 130, 310. Лит.: Барсов Н. П. Географический словарь Русской земли (IX-XIV ст.). Вильна, 1865. С. 164; Дашкевич Н. П. Княжение Даниила Галицкого по рус. и иностр. известиям. К., 1873. С. 65; Мицко I. Mohacmupi Noдrip " я XIII-XIV ст.//Галицько-Волинська держава: Предумови виникнення, icmopiя, культура, mpaдuцiï. Льbib, 1993. С. 71; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 82, 104, 140, 527; Голубинский. История РЦ. Т. 1. Ч. 2. С. 601, 751. А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/168059.html

целью жизни которых стало стяжание нравственного совершенства – святости. Свет совести равно сиял и в праведниках, и в душах наших предков – крестьян Тосненского уезда, и приезжавших сюда на отдых дачников – знаменитых художников, артистов, генералов, государственных деятелей. Время не донесло имен явленных в этом крае святых, и исцелениям здесь не ведут учет. Знаю только, что мой шапкинский сосед Анатолий, страдая тяжелым заболеванием крови, пьет воду из этого родника уже много лет и до сих пор жив и здоров… Исцелится ли, подобно моему соседу, русский народ наш, поглощенный лихорадочным поиском денежного места под солнцем, если бездумно вырубаются вокруг вековые леса, оставляются лучшие пахотные земли, нарушается преемство традиций – разъединяется единая душа национальной истории? Вероятно, скоро ничего не останется от тех благословенных Шапок, куда приезжали на отдых лучшие люди нашего Отечества. И лишь последний чистый родник у деревенской церкви дарует нам надежду исцелить блуждающие души от призрака богатства, сытости, удовольствий и развлечений: Видишь, вон там журавли пролетели, У горизонта растаял их крик. А если ты болен, прикован к постели, Пусть тебе снится целебный родник. Без единого стремления к духовному исцелению наш народ обречен на раздвоенность и разобщенность. Быть едиными и сильными, стремиться к согласию и организованности в единодушии и твердой вере – насущная потребность нашего времени. Соборно соединившись в Святой Православной Церкви для созидания в себе «чистого сердца», зрящего невидимого Бога, сокрушаясь о своих вольных и невольных прегрешениях, люди умиряют свою совесть – этот тихий, но настойчиво-тревожный голос Божий в человеке. Сегодня она у многих дремлет и молчит, но Россия наша не устоит, не сохранится как единая и могучая Держава, если и дальше будет расти пропасть между бедными и богатыми, скорбящими и самодовольными – между новыми мытарями и новыми фарисеями, если не будет восстановлено утраченное благородство наших великих предков… Пусть же воссияет богохранимое

http://azbyka.ru/parkhomenko/tam-dusha-v...

Принесение присяги кандидатом в президенты Украины Виктором Ющенко выводит его из правового поля, заявил директор Института стран СНГ, депутат Госдумы РФ Константин Затулин. Его слова цитирует сайт «Единое Отечество» . Обозреватель «Русской линии» Анатолий Степанов предполагает , что в настоящий момент возможны несколько сценариев развития ситуации: «Сценарий 1. США уступают, дают Ющенко команду «стоп». Янукович признается президентом. …этот сценарий пока представляется маловероятным. Сценарий 2. Россия уступает, происходит «пересчет» голосов в Донецке и Луганске, и Ющенко объявляют президентом... Такой сценарий при нахрапистости команды Ющенко, при активной поддержке ЕС и США и при укорененности у нашей дипломатии традиции сдавать позиции России очень вероятен. Сценарий 3. Противостояние переходит в войну регионов: каждый регион провозглашает своего президента (ряд западных городов уже сделали это)… При таком течении событий в итоге не исключен раскол Украины на два государства. Возможна мягкая форма раскола - федерализация страны. Сценарий 4. При бесплодности попыток договориться не исключен вариант, когда у власти останется Леонид Кучма, а новые выборы будут перенесены на длительный срок». Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил президенту Украины Леониду Кучме телеграмму со словами поддержки и призвал украинских политиков помнить об ответственности перед народом, - сообщает сайт «Единое Отечество» . Патриарх Алексий пожелал гражданам Украины Божьего благословения. «Молюсь о дорогом моему сердцу украинском народе, о том, чтобы переживаемые ныне нестроения разрешились мирно и достойно, на твердом основании закона, в согласии с волей народа, без деструктивных влияний извне», - пишет Предстоятель Русской Православной Церкви. На том же сайте  опубликовано экспертное мнение Михаила Леоньева «Украинские выборы - вопрос жизни и смерти для России» . «Здесь нет преувеличения, - утверждает Михаил Леонтьев, - Можно признать полностью верной оценку товарища Бжезинского: «Без Украины Россия – не держава». Конечно, не он первый догадался, что самый верный способ кастрировать Россию как суверенную державу – это отобрать у нее Украину. Не хуже Бжезинского это знало германское военное командование – Гинденбург и Людендорф – в Первую мировую войну. Именно поэтому заказчикам избирательной кампании господина Ющенко хочется решить данный вопрос раз и навсегда... Была поставлена задача создать на Украине полностью проНАТОвскую администрацию, с таким президентом, который был бы даже менее самостоятелен, чем Коштуница или Саакашвили. Прототип Виктора Ющенко – это Бабрак Кармаль».

http://pravoslavie.ru/4914.html

Таковы напр., оазисы в Швабии и Франконии (около Бамберга), в которых Славяне жили со всеми особенностями своего племени 318 , на удивление и заботу немецких критиков; таковы резные коньки крыш с фигурой коня в предгорьях альпийских; таково имя Лехрайн 319 , явно Крайны при-лешской, как и самоё имя реки Лех значит «пограничная». Впрочем, беспристрастные наблюдатели не могут не заметить множества других признаков славянства в описании южной Германии, несмотря на её полное онемечение, которое несравненно древнее онемечения северо-восточных областей. Покорение винделикской области повлекло за собой войну со Славянами паннонскими, т. е. венгро-далматскими. Легионы встретились с врагами, уже получившими или не утратившими начала жизни просвещённой. Народ паннонский был образован и грамотен, любил свою грамотность и образованность, не чуждался иноземного знания и науки. Таково свидетельство Римлян 320 . Позднее Тацит узнавал в Германии народ Озов за паннонский потому, что он охотно покорялся законам и порядку общественному 321 . Жители Паннонии были, за исключением Персии и эллинского мира, единственным образованным народом, с которым воевал Рим. Они подражали Римлянам в искусстве военном, в строе и вооружении войска, пользовались выгодами своей горной страны и отстаивали свою свободу с мужеством, заслужившим похвалу от неприятелей. Италия трепетала. Император не считал себя безопасным в самом Риме; но многочисленность легионов и их боевая опытность, искусство римских полководцев и особенно будущего тирана империи Тиверия, восторжествовали. Паннония была покорена и обращена в провинцию, жители подчинились законам победителей, приняли их обычаи и вероятно их язык и долго были твёрдым оплотом империи 322 ; но многие, вероятно самые мужественные и вольнолюбивые, ушли далеко за Дунай в пустыни, леса и горы севера, завещая потомкам предание о том, как предки некогда жили в благословенной стране придунайской, строя города с именами, напоминающими имена древних городов своей южной родины, и питая вероятно надежду на возврат.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

До нас дошли некоторые христианские трапезные молитвы, которые читались в семьях. Так, в Апостольских Постановлениях (IV-V вв.) приводится следующий текст: «Благословен Ты, Господи, питающий меня от юности моей, дающий пищу всякой плоти; исполни радости и веселья сердца наши, чтобы, имея во всем довольство, мы преизобиловали во всяком деле благом, во Христе Иисусе, Господе нашем, Имже Тебе слава, честь и держава во веки. Аминь». Интересно, что в этих текстах иногда сохраняются следы изначальной связи трапезы насыщения (агапы) и Евхаристии; например, в одну из таких трапезных молитв IV в. включены слова из евхаристической молитвы «Дидахи» (кон. I - нач. II вв.): «Как сей хлеб был рассеян по холмам и собранный вместе стал единым, так и Церковь Твоя от концев земли да соберется в царствие Твое». В особо торжественных случаях и в дни праздников к молитвам могло добавляться пение псалмов и гимнов. Святой Иоанн Златоуст в своем толковании на псалмы, обращаясь к мужу, указывает, как должна проходить христианская трапеза: после еды они с женой и детьми должны встать и пропеть псалом, завершив его молитвой о благословении всего дома. Тертуллиан свидетельствует, что уже в начале III в. перед едой христиане налагали на себя крестное знамение. ВЕЧЕР, НОЧЬ И УТРО У нас довольно много свидетельств первых веков о часах молитвы ранних христиан. Иудеи той эпохи молились трижды в день, читая «молитву восемнадцати благословений» («Шмоне-эсре»). «Дидахи» говорит нам о том, что у христиан это место заняла молитва «Отче наш»: «Не молитесь, как лицемеры, но как повелел Господь в Евангелии, так молитесь: Отче наш… Трижды в день молитесь так». Вероятнее всего, здесь подразумеваются 3, 6 и 9 час дня (т. е. 9, 12 и 15 часов по нашему времяисчислению). Тертуллиан, разъясняя выбор именно этого времени, напоминает своим читателям о его связи с молитвой в Священном Писании: схождение Святого Духа на апостолов в третий час (Деян. 2, 15), молитва апостола Петра - в шестой (Деян. 10, 9), апостолы Петр и Иоанн в храме - в девятый (Деян. 3, 1). Далее он произносит следующее увещание: «Хорошо будет установить некое предварительное правило, которое упрочивает побуждение к молитве и по временам, как некий закон, исторгает нас от будничных дел для выполнения этой обязанности».

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/3/43...

Поскольку заамвонная молитва раньше являла собой благословение в конце Литургии, мы можем сделать вывод, что и нынешняя молитва второго антифона также являлась конечным благословением и не предполагала сопровождения пения псалма. Молитва третьего антифона совсем иного рода: «Иже общыя сия и согласныя даровавый нам молитвы, Иже и двема, или трем, согласующымся о Имени Твоем, прошения подати обещавый, Сам и ныне раб Твоих прошения к полезному исполни, подая нам и в настоящем веце познание Твоея истины, и в будущем живот вечный даруя». «Молитвы», упомянутые в этом тексте, это, конечно, не пение псалма. Тогда к каким молитвам это относится? К молитвам, совершаемым вместе, когда много голосов соединяются в молитве; молитвам, содержащим общие прошения. Это всё даёт нам основание задуматься, не была ли эта молитва связана с ектеньёй, где диакон возглашает прошения и народ отвечает вместе единым гласом. В молитве первого антифона читаем: «Господи Боже наш, егоже держава несказанна и слава непостижима, егоже милость безмерна и человеколюбие неизреченно: Сам, Владыко, по благоутробию Твоему, призри на ны и на святый храм сей и сотвори с нами и молящимися с нами богатыя милости Твоя и щедроты Твоя». Опять же, никаких указаний в тексте, что эта молитва предшествовала пению псалма. Напротив, мы видим здесь различение между клиром («с нами») и народом («и молящимися с нами»), хотя и те и другие объединены в общей молитве. Совместная молитва клира и народа, произносимая вслух, это, вероятно, опять же ектения. Если мы сравним эту третью молитву с т. н. «второй молитвой верных» из Литургии св. Иоанна Златоуста , мы найдём в обеих выраженное почти в тех же словах различение между клиром и народом (мы=клир, молящиеся с нами=народ). Поскольку вторая молитва верных – это, без всякого сомнения, заключительная молитва ектении, данное сходство молитв подтверждает нашу гипотезу. Подводя итог этим размышлениям, мы можем сказать, что эти три молитвы, находящиеся сейчас в чине Литургии под заглавием «Молитвы антифонов», не были составлены для этой цели, фактически, две из них – первая и третья – имели, по-видимому, связь с ектенией, тогда как вторая – с заключительным благословением. С другой стороны, эти три молитвы составляют определённую группу, так что они должны были когда-то быть вместе, но в ином месте Литургии. Поскольку две из них имеют отношение к ектениям, рассмотрим место ектений в Литургии и соотношение между ектениями и молитвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вечерня (в соединении с литургией свт. Василия Великого). Стихиры на «Господи воззвах». Днесь ад, стеня, вопиет: уне мне бяше [было бы мне лучше], аще бых от Марии Рожденнаго не приял: нашед бо на мя, державу мою разруши, врата медная сокруши: души, яже содержах прежде, Бог сый воскреси. Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению Твоему. Днесь ад, стеня, вопиет: разрушися моя власть: приях Мертваго яко единаго от умерших, держати же Сего отнюдь не могу, но погубляю с Ним вся, над нимиже [над чем] царствовах: аз имех мертвецы от века, но се Сей всех воздвизает. Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению Твоему. Днесь ад, стеня, вопиет: поглощена бысть моя держава. Пастырь распятся и Адама воскреси: над нимиже царствовах, тех лишихся, и яже поглотих возмогий, всех извергох. Истощи гробы Распныйся, изнемогает смерти держава. Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению Твоему. Слава: Днешний день таинственно великий Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Бог день седмый. Сия бо есть благословенная Суббота, сей есть упокоения день, воньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий, по смотрению на смерть, плотию субботствовав: и еже бе, в то паки возвращся, воскресением дарова нам жизнь вечную, яко Един Благ и Человеколюбец. И ныне: Всемирную славу, от человек прозябшую и Владыку рождшую, небесную дверь, воспоим Марию Деву, безплотных песнь и верных удобрение: Сия бо явися небо и храм Божества: Сия, преграждение вражды разрушивши, мир введе и Царствие отверзе. Сию убо имуще веры утверждение, поборника имамы из Нея рождшагося Господа. Дерзайте убо, дерзайте, людие Божии: ибо Той победит враги, яко Всесилен. Приложение 8. М. Скабалланович. Практическая осуществимость всего устава Всенощной (глава из книги «Толковый типикон», с. 730–735 издания 2004 г.) Совершение всенощной по всем вышеизложенным требованиям Типикона – с пением например, целаго 103 псалма (с припевом к каждому стиху), всех 8 псалмов 1 кафизмы, протяжным пением двух больших полиелейных псалмов или громаднаго 118 псалма, особенно же с пением 120 ирмосов и тропарей канона, не говорим уже о множестве стихир, седальнов, тропарей и т.п. совершение всенощной с такой массой пения, да еще с 7 чтениями, может показаться решительно не осуществимым. А применение многогласия в русской церкви XVI-XVII в., т.е. в эпоху, когда всенощная закончила свое развитие, по видимому и исторически подтверждает такое мнение. И вот как бы для фактическаго опровержения такого пагубнаго для Типикона мнения недавно в Киевской Духовной Академии был сделан опыт такой всенощной, вероятно первый и единственный в России после XVII в. (известно, что ни в одном русском монастыре ныне не поется в цельном виде канон, а тропари его читаются, также как не поются нигде вся 1 кафизма, полиелей или непорочны).

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Всякий день созерцаем мы все сия святыя, славныя и неизреченныя места и, ради них, приходят отовсюду на поклонение христолюбивые люди, по морю и по земле, от конец ея и до конец вселенной. И от ваших стран многие к нам приходят, с веселыми лицами и со всяким достоянием, похвально преплывая безчисленную пучину вод. Твоя христолюбивая милостыня также преплыла моря, ибо и ты истинный подражатель милостиваго великаго Царя, Христа Бога нашего. Посему возсылаем велегласно славу Господу о царствии твоем, дабы укрепил и утвердил тебя силою своею, в исполнении божественных его заповедей, на похвалу и пользу и помощь нашему роду, единокровным тебе Христианам.» Патриарх извещал о получении милостыни для живоносного гроба и Голгофы, в целости пятьдесят тысяч (вероятно, левов), то есть пятьсот рублей, которые разделили пред лицом посланника царского, с выдачею десяти тысяч, или ста рублей, на Св. гору Голгофу, по повелению царскому. С прочими же четырьмястами рублями (или сорока тысяч левов), неведомо что учинил поп Синайский Иосиф, и «как он их разсыпал сам о том разведаешь; но если благоволишь присылать милостыню к нам, или Св. гробу, не посылай ее с иными людьми, как только с моими чернецами, ни морем, ни сухим путем, ни пустынею, ибо отовсюду одолевают нас нечестивые, и убогий раб твой Василий много пострадал в пути, по морю и по-суху, ради повеления твоей державы, и даже здесь в Иерусалиме, от нападавших людей, ты же пожалуй его по трудам его.» Далее говоря, что непрестанно молит о Царе и поминает его усопших, на тех святых местах, где сам Господь странствовал плотию своею, не может Патриарх достаточно передать писанием, какие напасти и беды, пленения и темницы, претерпевают обретающееся там Христиане, от сыроядцев, обладающих ими, и о том извещает благоутробного Царя, ибо как и прежде, волею и силою, может пособить христолюбивая его держава, по благодати Божией. Он просит обновить и утвердить святые сосуды (вероятно царскую утварь), как его наставит Бог . Патриарх посылает, в благословение Царю, святой елеон, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Особенно много говорится в Новом Завете о Славе Христа. Ап. Павел и Иаков называют Христа «Господом Славы». Это наименование, по всей вероятности, указывает на Божественное достоинство Христа: Богу надлежит пребывать во Славе (Ио., XVII, 5, 24), Сын Божий есть Сияние Славы Отца (Евр., I, 3), ибо в Нем явлена Слава Божия (II Кор., IV, 6). Христос есть богатство и упование Славы для христиан (Кол., I, 27) и Слава Израиля (Лк., II, 32)… Слава не оставляет Христа и в земной жизни. Слава Его не только в чудотворении (Ио., И, 11, XI, 4, 40), но и в крестном первосвященническом служении (Евр., V, 5; Ио., XIII, 31–32). Слава креста есть слава всесовершенной любви и смирения Божия. Только Бог, сущность бытия Которого есть Любовь, мог умереть ради твари, восставшей против Него. Потому мы и читаем в Апокалипсисе: «достоин Агнец закланный, принять силу и богатство и премудрость и крепость и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле… говорило: Сидящему на престоле (Богу Отцу) и Агнцу — благословение и честь и слава и держава во веки веков» (V, 12–13). Потому и достоинство Агнца извечно принадлежит Сыну Божию (XIII, 8), ибо оно вечно свидетельствует о Его совершенной любви. Слава Божия, конечно, не в самой смерти или богооставленности Христа, но в том, что привело Христа к крестной смерти: всемогущая, беспредельная, животворящая любовь Христова одинаково торжествует и в вечной Его жизни и на земле и в Фаворском свете и на кресте и в воскресении и в нисшествии во ад и в вознесении на небо. С воскресением и вознесением прекращается внешнее бесславие Христа: Он возвращается во Славу Свою как Бог, и прославляет небесной Славой, даруемой Ему Отцом, Свое человечество (Лк., XXIV, 26; I Пет., I, 11–21; Фил., И, 5–11)… Второе пришествие Христово будет окончательным всемирным торжеством Его Славы, ибо дело Его будет осуществлено, все покорится Богу и исполнится Духа Его (Лк., IX, 26, XXI, 27; I Кор., XV, 24–28). «Слава великого Бога и Спасителя нашего, Иисуса Христа», осенит вселенную.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Богу известно, что я долго колебался и мыслил отвергнуть его; но ласковая грамота Патриархова, моление Посла вашего и сладкоречивое смирение Исидорово тронули мое сердце... Когда же он, вопреки своей клятве, изменил православию: тогда мы созвали боголюбивых Святителей нашей земли, да изберут нового достойнейшего Митрополита, как и прежде, в чрезвычайных случаях, у нас бывало. Но хотим соблюсти обряд древний: требуем твоего Царского согласия и Патриаршего благословения, уверяя вас, что никогда произвольно не отлучимся от Церкви Греческой, доколе стоит Держава Русская. И так ожидаем, что вы исполните мое прошение и не замедлите уведомить нас о вашем здравии, да возвеселимся духом ныне и присно и во веки веков. Аминь». Сей Посол не доехал до Константинополя: ибо Василий приказал ему возвратиться, сведав тогда, как говорит Летописец, совершенное отступление Императора Греческого от истинной Веры. С того времени Иона первенствовал, кажется, в делах нашей Церкви, хотя еще и не был торжественно признан ее Главою; а Епископы южной России снова имели особенного Митрополита, посвященного в Риме, именем Григория Болгарина, ученика Исидорова, вместе с ним ушедшего из Москвы. Они держались Флорентийского соединения, которое в Литве и в Польше доставило им все выгоды и преимущества Духовенства Латинского, подтвержденные в 1443 году указом Владислава III. Преемник Владиславов, Казимир, даже уговаривал Великого Князя признать Киевского Иерарха главою и Московских Епископов, представляя, как вероятно, что духовное единоначалие утвердит благословенный союз между северною и южною Россиею; но Святители наши предали Григория анафеме. Московская Митрополия осталась независимою, а Киевская подвластною Риму, будучи составлена из Епархий Брянской, Смоленской, Перемышльской, Туровской, Луцкой, Владимирской, Полоцкой, Хельмской и Галицкой. Такие следствия имел славный Собор Флорентийский. Еще несколько лет защитники и противники его писали, спорили, опровергали друг друга; наконец бедствие, постигшее Константинополь, пресекло и споры и долговременные усилия властолюбивого Рима для подчинения себе Византийской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010