Вечерня (в соединении с литургией свт. Василия Великого). Стихиры на «Господи воззвах». Днесь ад, стеня, вопиет: уне мне бяше [было бы мне лучше], аще бых от Марии Рожденнаго не приял: нашед бо на мя, державу мою разруши, врата медная сокруши: души, яже содержах прежде, Бог сый воскреси. Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению Твоему. Днесь ад, стеня, вопиет: разрушися моя власть: приях Мертваго яко единаго от умерших, держати же Сего отнюдь не могу, но погубляю с Ним вся, над нимиже [над чем] царствовах: аз имех мертвецы от века, но се Сей всех воздвизает. Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению Твоему. Днесь ад, стеня, вопиет: поглощена бысть моя держава. Пастырь распятся и Адама воскреси: над нимиже царствовах, тех лишихся, и яже поглотих возмогий, всех извергох. Истощи гробы Распныйся, изнемогает смерти держава. Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению Твоему. Слава: Днешний день таинственно великий Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Бог день седмый. Сия бо есть благословенная Суббота, сей есть упокоения день, воньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий, по смотрению на смерть, плотию субботствовав: и еже бе, в то паки возвращся, воскресением дарова нам жизнь вечную, яко Един Благ и Человеколюбец. И ныне: Всемирную славу, от человек прозябшую и Владыку рождшую, небесную дверь, воспоим Марию Деву, безплотных песнь и верных удобрение: Сия бо явися небо и храм Божества: Сия, преграждение вражды разрушивши, мир введе и Царствие отверзе. Сию убо имуще веры утверждение, поборника имамы из Нея рождшагося Господа. Дерзайте убо, дерзайте, людие Божии: ибо Той победит враги, яко Всесилен. Приложение 8. М. Скабалланович. Практическая осуществимость всего устава Всенощной (глава из книги «Толковый типикон», с. 730–735 издания 2004 г.) Совершение всенощной по всем вышеизложенным требованиям Типикона – с пением например, целаго 103 псалма (с припевом к каждому стиху), всех 8 псалмов 1 кафизмы, протяжным пением двух больших полиелейных псалмов или громаднаго 118 псалма, особенно же с пением 120 ирмосов и тропарей канона, не говорим уже о множестве стихир, седальнов, тропарей и т.п. совершение всенощной с такой массой пения, да еще с 7 чтениями, может показаться решительно не осуществимым. А применение многогласия в русской церкви XVI-XVII в., т.е. в эпоху, когда всенощная закончила свое развитие, по видимому и исторически подтверждает такое мнение. И вот как бы для фактическаго опровержения такого пагубнаго для Типикона мнения недавно в Киевской Духовной Академии был сделан опыт такой всенощной, вероятно первый и единственный в России после XVII в. (известно, что ни в одном русском монастыре ныне не поется в цельном виде канон, а тропари его читаются, также как не поются нигде вся 1 кафизма, полиелей или непорочны).

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Всякий день созерцаем мы все сия святыя, славныя и неизреченныя места и, ради них, приходят отовсюду на поклонение христолюбивые люди, по морю и по земле, от конец ея и до конец вселенной. И от ваших стран многие к нам приходят, с веселыми лицами и со всяким достоянием, похвально преплывая безчисленную пучину вод. Твоя христолюбивая милостыня также преплыла моря, ибо и ты истинный подражатель милостиваго великаго Царя, Христа Бога нашего. Посему возсылаем велегласно славу Господу о царствии твоем, дабы укрепил и утвердил тебя силою своею, в исполнении божественных его заповедей, на похвалу и пользу и помощь нашему роду, единокровным тебе Христианам.» Патриарх извещал о получении милостыни для живоносного гроба и Голгофы, в целости пятьдесят тысяч (вероятно, левов), то есть пятьсот рублей, которые разделили пред лицом посланника царского, с выдачею десяти тысяч, или ста рублей, на Св. гору Голгофу, по повелению царскому. С прочими же четырьмястами рублями (или сорока тысяч левов), неведомо что учинил поп Синайский Иосиф, и «как он их разсыпал сам о том разведаешь; но если благоволишь присылать милостыню к нам, или Св. гробу, не посылай ее с иными людьми, как только с моими чернецами, ни морем, ни сухим путем, ни пустынею, ибо отовсюду одолевают нас нечестивые, и убогий раб твой Василий много пострадал в пути, по морю и по-суху, ради повеления твоей державы, и даже здесь в Иерусалиме, от нападавших людей, ты же пожалуй его по трудам его.» Далее говоря, что непрестанно молит о Царе и поминает его усопших, на тех святых местах, где сам Господь странствовал плотию своею, не может Патриарх достаточно передать писанием, какие напасти и беды, пленения и темницы, претерпевают обретающееся там Христиане, от сыроядцев, обладающих ими, и о том извещает благоутробного Царя, ибо как и прежде, волею и силою, может пособить христолюбивая его держава, по благодати Божией. Он просит обновить и утвердить святые сосуды (вероятно царскую утварь), как его наставит Бог . Патриарх посылает, в благословение Царю, святой елеон, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Богу известно, что я долго колебался и мыслил отвергнуть его; но ласковая грамота Патриархова, моление Посла вашего и сладкоречивое смирение Исидорово тронули мое сердце... Когда же он, вопреки своей клятве, изменил православию: тогда мы созвали боголюбивых Святителей нашей земли, да изберут нового достойнейшего Митрополита, как и прежде, в чрезвычайных случаях, у нас бывало. Но хотим соблюсти обряд древний: требуем твоего Царского согласия и Патриаршего благословения, уверяя вас, что никогда произвольно не отлучимся от Церкви Греческой, доколе стоит Держава Русская. И так ожидаем, что вы исполните мое прошение и не замедлите уведомить нас о вашем здравии, да возвеселимся духом ныне и присно и во веки веков. Аминь». Сей Посол не доехал до Константинополя: ибо Василий приказал ему возвратиться, сведав тогда, как говорит Летописец, совершенное отступление Императора Греческого от истинной Веры. С того времени Иона первенствовал, кажется, в делах нашей Церкви, хотя еще и не был торжественно признан ее Главою; а Епископы южной России снова имели особенного Митрополита, посвященного в Риме, именем Григория Болгарина, ученика Исидорова, вместе с ним ушедшего из Москвы. Они держались Флорентийского соединения, которое в Литве и в Польше доставило им все выгоды и преимущества Духовенства Латинского, подтвержденные в 1443 году указом Владислава III. Преемник Владиславов, Казимир, даже уговаривал Великого Князя признать Киевского Иерарха главою и Московских Епископов, представляя, как вероятно, что духовное единоначалие утвердит благословенный союз между северною и южною Россиею; но Святители наши предали Григория анафеме. Московская Митрополия осталась независимою, а Киевская подвластною Риму, будучи составлена из Епархий Брянской, Смоленской, Перемышльской, Туровской, Луцкой, Владимирской, Полоцкой, Хельмской и Галицкой. Такие следствия имел славный Собор Флорентийский. Еще несколько лет защитники и противники его писали, спорили, опровергали друг друга; наконец бедствие, постигшее Константинополь, пресекло и споры и долговременные усилия властолюбивого Рима для подчинения себе Византийской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Совершенно естественно, что молитвой начиналась и каждая трапеза христиан – этот обычай подтверждается многими древними христианскими писателями. Тертуллиан, указывая на связь духовного и телесного, а также приоритет первого, пишет: " Верующим подобает пищу принимать не прежде, чем будет предпослана молитва. Ибо сначала освежение и питание духа, а не плоти, и прежде небесное, а не земное " . До нас дошли некоторые христианские трапезные молитвы, которые читались в семьях. Так, в Апостольских Постановлениях (IV-V вв.) приводится следующий текст: " Благословен Ты, Господи, питающий меня от юности моей, дающий пищу всякой плоти; исполни радости и веселья сердца наши, чтобы, имея во всем довольство, мы преизобиловали во всяком деле благом, во Христе Иисусе, Господе нашем, Имже Тебе слава, честь и держава во веки. Аминь " . Интересно, что в этих текстах иногда сохраняются следы изначальной связи трапезы насыщения (агапы) и Евхаристии; например, в одну из таких трапезных молитв IV в. включены слова из евхаристической молитвы " Дидахи " (кон. I – нач. II вв.): " Как сей хлеб был рассеян по холмам и собранный вместе стал единым, так и Церковь Твоя от концев земли да соберется в царствие Твое " . В особо торжественных случаях и в дни праздников к молитвам могло добавляться пение псалмов и гимнов. Святой Иоанн Златоуст в своем толковании на псалмы, обращаясь к мужу, указывает, как должна проходить христианская трапеза: после еды они с женой и детьми должны встать и пропеть псалом, завершив его молитвой о благословении всего дома. Тертуллиан свидетельствует, что уже в начале III в. перед едой христиане налагали на себя крестное знамение. ВЕЧЕР, НОЧЬ И УТРО У нас довольно много свидетельств первых веков о часах молитвы ранних христиан. Иудеи той эпохи молились трижды в день, читая " молитву восемнадцати благословений " ( " Шмоне-эсре " ). " Дидахи " говорит нам о том, что у христиан это место заняла молитва " Отче наш " : " Не молитесь, как лицемеры, но как повелел Господь в Евангелии, так молитесь: Отче наш... Трижды в день молитесь так " . Вероятнее всего, здесь подразумеваются 3, 6 и 9 час дня (т. е. 9, 12 и 15 часов по нашему времяисчислению). Тертуллиан, разъясняя выбор именно этого времени, напоминает своим читателям о его связи с молитвой в Священном Писании: схождение Святого Духа на апостолов в третий час (Деян. 2, 15), молитва апостола Петра – в шестой (Деян. 10, 9), апостолы Петр и Иоанн в храме – в девятый (Деян. 3, 1). Далее он произносит следующее увещание: " Хорошо будет установить некое предварительное правило, которое упрочивает побуждение к молитве и по временам, как некий закон, исторгает нас от будничных дел для выполнения этой обязанности " .

http://religare.ru/2_51771.html

Если же, ничего не подавши, гоним еще от себя с бранью, то подумай, скольких громов и молний достойны мы за такое дело? Помышляя о всем этом, обуздаем язык, перестанем быть жестокосердыми, прострем руки для подаяния милостыни и будем не только снабжать бедных имуществом, но и утешать словами, чтобы избегнуть нам и наказания за злословие, и наследовать царство за благословение и милостыню, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков Аминь. БЕСЕДА 36 ТВОРЕНИЯ святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского Толкование на святого Матфея Евангелиста БЕСЕДА XXXVI. И бысть егда соверши Иисус, заповедая обеманадесяти ученикам, прейде оттуда учити и проповедати во градех их (Матф. XI, 1).       1. Пославши учеников, Господь сам уклонился от них, чтобы дать им место и время делать, что велел. Если б сам Он находился с ними и исцелял, то никто не захотел бы идти к ученикам. Иоанн же, слышав во узилищи дела Христова, посла два от ученик своих, вопрошал Его, говоря: Ты ли еси грядый, или иного чаем (Матф. XI, 2, 3)? А Лука говорит, что ученики сами возвестили Иоанну о чудесах Христовых, и тогда уже Он послал их (Лук. VII, 17). Впрочем, это никакого не заключает в себе затруднения, а стоит только замечания: в этом обнаруживается зависть учеников Иоанновых к Иисусу. Но что говорится далее, должно быть тщательно исследовано. Что же именно? То, что сказал Иоанн: Ты ли еси грядый, или иного чаем? Тот, который знал Иисуса еще до чудес, извещен был о Нем от Духа, слышал от Отца, проповедовал о Нем пред всеми, посылает теперь узнать от Самого: Он ли это или нет? Но если сам не знаешь, точно ли это Он, то как же считаешь себя достойным вероятия, сказав свое мнение о неизвестном? Свидетельствующий о других наперед сам должен быть достоин вероятия. Не ты ли говорил: несмь достоин отрешити ремень сапогу Его (Лук. III, 16)? Не ты ли говорил: не ведех Его, но пославый мя крестити водою, Той мне рече: над Негоже узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, Той есть крестяй Духом Святым (Иоан.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Поскольку заамвонная молитва раньше являла собой благословение в конце Литургии, мы можем сделать вывод, что и нынешняя молитва второго антифона также являлась конечным благословением и не предполагала сопровождения пения псалма. Молитва третьего антифона совсем иного рода: «Иже общыя сия и согласныя даровавый нам молитвы, Иже и двема, или трем, согласующымся о Имени Твоем, прошения подати обещавый, Сам и ныне раб Твоих прошения к полезному исполни, подая нам и в настоящем веце познание Твоея истины, и в будущем живот вечный даруя». «Молитвы», упомянутые в этом тексте, это, конечно, не пение псалма. Тогда к каким молитвам это относится? К молитвам, совершаемым вместе, когда много голосов соединяются в молитве; молитвам, содержащим общие прошения. Это всё даёт нам основание задуматься, не была ли эта молитва связана с ектеньёй, где диакон возглашает прошения и народ отвечает вместе единым гласом. В молитве первого антифона читаем: «Господи Боже наш, егоже держава несказанна и слава непостижима, егоже милость безмерна и человеколюбие неизреченно: Сам, Владыко, по благоутробию Твоему, призри на ны и на святый храм сей и сотвори с нами и молящимися с нами богатыя милости Твоя и щедроты Твоя». Опять же, никаких указаний в тексте, что эта молитва предшествовала пению псалма. Напротив, мы видим здесь различение между клиром («с нами») и народом («и молящимися с нами»), хотя и те и другие объединены в общей молитве. Совместная молитва клира и народа, произносимая вслух, это, вероятно, опять же ектения. Если мы сравним эту третью молитву с т. н. «второй молитвой верных» из Литургии св. Иоанна Златоуста , мы найдём в обеих выраженное почти в тех же словах различение между клиром и народом (мы=клир, молящиеся с нами=народ). Поскольку вторая молитва верных – это, без всякого сомнения, заключительная молитва ектении, данное сходство молитв подтверждает нашу гипотезу. Подводя итог этим размышлениям, мы можем сказать, что эти три молитвы, находящиеся сейчас в чине Литургии под заглавием «Молитвы антифонов», не были составлены для этой цели, фактически, две из них – первая и третья – имели, по-видимому, связь с ектенией, тогда как вторая – с заключительным благословением. С другой стороны, эти три молитвы составляют определённую группу, так что они должны были когда-то быть вместе, но в ином месте Литургии. Поскольку две из них имеют отношение к ектениям, рассмотрим место ектений в Литургии и соотношение между ектениями и молитвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Угаси его и возжги другое, более чистое, пламя мира! Измени сердца наши или воссоздай их, как Ты ведаешь. Сердце чисто созижди во мне, Боже ( Пс.50:12 ). Дохни на нас Твой Святый Дух, Который есть Дух мира и еще раз изреки нам эти сладкие слова: мир Мой даю вам ( Ин.14:27 ), чтобы мы были миротворцами, достойными сынами Твоей Церкви, истинными наследниками Твоего Царствия, Которого буди... и т. д. (вероятно: держава благословенна)... 37. Похвальное слово на Рождество Богородицы Что то за необычайный и многолюдный праздник нынешнего светоносного и радостного дня! И какой это благостный Ангел возбуждает вас к этому веселию души и песнопениям уст? К чему относится эта чрезвычайная радость, написанная на ваших лицах? Я смотрю и вижу во взоре каждого из вас выражение великой радости, которая вызвана великой вестью. Прислушиваюсь – и стены этого божественного и святого храма потрясаются от восклицаний и рукоплесканий; и при звуках сладостных песнопений и при радостном свете вижу, как Церковь преобразуется в другое, наземное небо и в небесное чиноначалие. И чем же вызвано это радостное и светлое торжество? Я понимаю причину вашей справедливой радости, усердные мои слушатели. Этому, конечно, нет другой причины, как рождение Пречистой Дщери, ради явления которой наш развращенный род (человеческий) утруждал небо своими молитвами в течение пятидесяти веков; и да позволят мне так выразиться, – непрерывные слезы нашей стенающей природы оказали свое действие, и Дева прозябла от неплодного чрева Анны. Радуюсь и я вместе с вами. Сегодня, наконец, воссиял тот желанный день, так давно предопределенный Богом, так страстно ожидаемый людьми, столь плодотворный для земли, и столь страшный для ада; день, в который буква ослабевает и усиливается дух, преходит клятва и настает благодать. Этот день, являющий свету Матерь Света, предуказывает нам пришествие Солнца, Которое светозарным Своим явлением рассеет душетленную тьму нечестия и в омраченных помышлениях наших зажжет животворный луч истинного благочестия и веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Принесение присяги кандидатом в президенты Украины Виктором Ющенко выводит его из правового поля, заявил директор Института стран СНГ, депутат Госдумы РФ Константин Затулин. Его слова цитирует сайт «Единое Отечество» . Обозреватель «Русской линии» Анатолий Степанов предполагает , что в настоящий момент возможны несколько сценариев развития ситуации: «Сценарий 1. США уступают, дают Ющенко команду «стоп». Янукович признается президентом. …этот сценарий пока представляется маловероятным. Сценарий 2. Россия уступает, происходит «пересчет» голосов в Донецке и Луганске, и Ющенко объявляют президентом... Такой сценарий при нахрапистости команды Ющенко, при активной поддержке ЕС и США и при укорененности у нашей дипломатии традиции сдавать позиции России очень вероятен. Сценарий 3. Противостояние переходит в войну регионов: каждый регион провозглашает своего президента (ряд западных городов уже сделали это)… При таком течении событий в итоге не исключен раскол Украины на два государства. Возможна мягкая форма раскола - федерализация страны. Сценарий 4. При бесплодности попыток договориться не исключен вариант, когда у власти останется Леонид Кучма, а новые выборы будут перенесены на длительный срок». Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил президенту Украины Леониду Кучме телеграмму со словами поддержки и призвал украинских политиков помнить об ответственности перед народом, - сообщает сайт «Единое Отечество» . Патриарх Алексий пожелал гражданам Украины Божьего благословения. «Молюсь о дорогом моему сердцу украинском народе, о том, чтобы переживаемые ныне нестроения разрешились мирно и достойно, на твердом основании закона, в согласии с волей народа, без деструктивных влияний извне», - пишет Предстоятель Русской Православной Церкви. На том же сайте  опубликовано экспертное мнение Михаила Леоньева «Украинские выборы - вопрос жизни и смерти для России» . «Здесь нет преувеличения, - утверждает Михаил Леонтьев, - Можно признать полностью верной оценку товарища Бжезинского: «Без Украины Россия – не держава». Конечно, не он первый догадался, что самый верный способ кастрировать Россию как суверенную державу – это отобрать у нее Украину. Не хуже Бжезинского это знало германское военное командование – Гинденбург и Людендорф – в Первую мировую войну. Именно поэтому заказчикам избирательной кампании господина Ющенко хочется решить данный вопрос раз и навсегда... Была поставлена задача создать на Украине полностью проНАТОвскую администрацию, с таким президентом, который был бы даже менее самостоятелен, чем Коштуница или Саакашвили. Прототип Виктора Ющенко – это Бабрак Кармаль».

http://pravoslavie.ru/4914.html

чистые Богородицы, и великих Чудотворцов молитва , и нашего смирения и всего освященного собора благословение и молитва да есть и будет с вашим благородием во веки аминь. Писано в царствующем граде Сентября в день. Подлинная Грамота никем не подписана и во многих местах так обветшла, что некоторых слов совсем недостает. К ней приложена была на красном воску, вероятно, Патриаршая печать, которая утратилась; а на обороте следующая надпись: Благословен Бог и Отец Господа нашего Исуса Христа. Великого Жигимонта, Божиею милостью Государя Короля Полского и Великого Князя Литовского, Руского, Пруского, Жемоицкого, Мазовецкого, Киевского, Волынского, Подолского, Подляского, Лифлянского, Естонского и иных, и дедичного Короля Шветского, Кготцого, Вандалского, Княжата Винлядского и иных, Великому Государю и наяснеишему Королевичу Владиславу Жигимонтовичу. Заимствована из Собрания государственных грамот и договоров. т. II. Москва 1819, 207. Стр. 446–451. Грамота Святейшего патриарха Московского и всея Русии Ермогена к Жигимонту королю польскому, посланная с Ростовским и Ярославским митрополитом Филаретом. 1610 г. И ныне великого Бога волею и хотением по своей ему воле, понеже царство, Божии жребии, емуже хочет, тому подаст и того возвысит и возвеличит и наставит на стезю правых, и на путь ко спасению; ныне ж молим ваше благородие: православные Греческие светлосиятельные веры великого Московского Государства царские хоругви, власть и держава движетца нашедшему от ваших чресл, к вашему благородному сыну, наяснейшему Государю Королевичу Владиславу Жигимонтовичу, молим вас благодатию Христовою весь освященный Собор, и Царскии Синклит вкупе, и великого Россииского Царствия всенародное множество православных Христиан, о великии самодержавный Королю! даруй нам сына своего, его же возлюби и избра Бог во Цари, в нашу православную Греческую веру, ея же Пророцы прорекоша, ея же Апостоли проповедаша, ея же святии отцы утвердиша, ея же всии православнии Христиане неблазненно и крепко содержаша, и по се время красуетца и светлеет и сияет яко солнце.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

Если же, ничего не подавши, гоним еще от себя с бранью, то подумай, скольких громов и молний достойны мы за такое дело? Помышляя о всем этом, обуздаем язык, перестанем быть жестокосердыми, прострем руки для подаяния милостыни и будем не только снабжать бедных имуществом, но и утешать словами, чтобы избегнуть нам и наказания за злословие, и наследовать царство за благословение и милостыню, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков Аминь. БЕСЕДА XXXVI И бысть егда соверши Иисус, заповедая обеман а десяти ученик о ма сво и ма, прейде оттуду учити и проповедати во град е х их (Матф. XI, 1). И бысть егда соверши Иисус, заповедая обеман а десяти ученик о ма сво и ма, прейде оттуду учити и проповедати во град е х их (Матф. XI, 1). 1. Пославши учеников, Господь сам уклонился от них, чтобы дать им место и время делать, что велел. Если б сам Он находился с ними и исцелял, то никто не захотел бы идти к ученикам. Иоанн же, слышав во узилищи дела Христова, посла два от ученик своих, вопрошал Его, говоря: Ты ли еси гряд ы й, или иного чаем (Матф. XI, 2, 3)? А Лука говорит, что ученики сами возвестили Иоанну о чудесах Христовых, и тогда уже Он послал их (Лук. VII, 17). Впрочем, это никакого не заключает в себе затруднения, а стоит только замечания: в этом обнаруживается зависть учеников Иоанновых к Иисусу. Но что говорится далее, должно быть тщательно исследовано. Что же именно? То, что сказал Иоанн: Ты ли еси грядый, или иного чаем? Тот, который знал Иисуса еще до чудес, извещен был о Нем от Духа, слышал от Отца, проповедовал о Нем пред всеми, посылает теперь узнать от Самого: Он ли это или нет? Но если сам не знаешь, точно ли это Он, то как же считаешь себя достойным вероятия, сказав свое мнение о неизвестном? Свидетельствующий о других наперед сам должен быть достоин вероятия. Не ты ли говорил: несмь достоин отрешити ремень сапогу Его (Лук. III, 16)? Не ты ли говорил: не ведех Его, но пославый мя крестити водою, Той мне рече: над Негоже узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, Той есть крестяй Духом Святым (Иоан.

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010