Конрад Пелликан. Гравюра И. Т. де Бри. XVI в. [Нем. Pellikan; лат. Pellicanus; наст. фамилия Кюршнер (нем. Kurschner)] Конрад (9.01.1478, Руффак, Эльзас - 5.04.1556, Цюрих), нем. теолог, гебраист, экзегет, деятель нем. и швейц. Реформации. Сын ткача, переехавшего в Руффак из г. Вайль-дер-Штадт (близ Штутгарта). Начальное образование П. получил в Руффаке (c 1584). В апр. 1491 г. по приглашению своего дяди, гуманиста Йодокуса Галла († 1517), начал учебу в Гейдельбергском ун-те, но через полтора года вернулся в родной город, вероятно из-за недостатка средств. В Гейдельберге взял фамилию Пелликан, с одной стороны созвучную лат. переводу его настоящей фамилии (букв. «скорняк», лат. pellio), с другой - содержащую сходство с «птичьей» фамилией дяди (gallus - лат. «петух»). Вернувшись в Руффак, занялся самообразованием, пользовался б-кой местного конвента францисканцев. В нач. 1493 г. решил вступить в этот орден, принес торжественные обеты 24 февр. 1494 г. С 1496 г. учился в Тюбингене, в т. ч. у известного математика, монаха-францисканца Павла Скрипториса († 1506). Ок. 1499 г. начал самостоятельно учить евр. язык, сравнивая параллельные лат. и евр. тексты из Книги прор. Исаии в сочинении доминиканца Петра Нигри «Stella Messiae» (1475). В июне 1500 г. познакомился со знаменитым гебраистом и ученым-гуманистом И. Рейхлином (1455-1522). В 1501 г. П. написал краткий учебник евр. грамматики (опубликован в Страсбурге в 1504). В том же году рукоположен во пресвитера. В 1502 г. стал лектором во францисканском конвенте в Базеле, помогал местному печатнику Й. Амербаху в издании собрания сочинений блж. Августина. С 1508 г. лектор конвента в Руффаке. Кустод францисканского конвента в Пфорцхайме, близ Штутгарта (1511). Служил секретарем Каспара Шатцгеера, выходца из францисканской провинции Верхняя Германия (1514-1417). П. сопровождал его во многочисленных поездках, в т. ч. в Париж (там он познакомился с Ж. Лефевром д " Этаплем ) и Италию (на генеральный капитул францисканцев в Риме в 1517). В 1516 г. П. стал общаться с Эразмом Роттердамским († 1536), к-рому помогал готовить издание сочинений блж. Иеронима Стридонского . В 1517 г. назначен кустодом конвента в Руффаке, в 1519 г.- в Базеле, где стал членом кружка гуманистов, в к-рый входили В. Капито (ок. 1480-1541), И. Эколампадий (1482-1531), Беат Ренан (1485-1547). Вскоре увлекся идеями церковной Реформации, тайно участвовал в подготовке к печати сочинений М. Лютера . С 1522 г. обвинялся в пропаганде учения Лютера, в следующем году был смещен с поста кустода, но благодаря поддержке городского совета Базеля получил кафедру профессора теологии в местном ун-те. Читал лекции по ВЗ, сотрудничал с базельскими типографами. В 1525 г. получил от У. Цвингли приглашение переехать в Цюрих и решился на окончательный разрыв с католич. Церковью.

http://pravenc.ru/text/2579934.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ III († зима 1538/39 (?), Ростов), архиеп. Ростовский и Ярославский. Ок. 1511 г. К. стал архимандритом Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря . В его настоятельство в мон-ре велось каменное строительство, обитель пользовалась покровительством вел. кн. Василия III Иоанновича . При копании рвов для фундамента Преображенского собора были обретены мощи прп. Евфимия Суздальского, о чем К. известил Суздальского еп. Симеона (Стремоухова (Безбородого)). Это произошло, вероятно, 4 июля 1514 г. О начале возведения каменного Преображенского собора в 1514 г. косвенно свидетельствует выданная 14 мая этого года жалованная льготная грамота вел. кн. Василия III, на год освобождающая ряд владений мон-ря от выплаты податей в великокняжескую казну (АССЕМ. С. 25-26. 8). Большой объем привилегий, предоставленных на краткий срок, говорит о том, что мон-рь нуждался в средствах для проведения работ. Аналогичная грамота была выдана К. вел. князем 22 июля 1523 г., накануне начала возведения в Евфимиевом мон-ре каменной ц. во имя прп. Иоанна Лествичника (Там же. 20. С. 49). Окончание строительства Преображенского собора следует отнести к 1517-1518 гг.; после освящения в храме была сооружена рака для мощей прп. Евфимия, К. позаботился и о написании в кон. 10-х - нач. 20-х гг. XVI в. краткой редакции Жития прп. Евфимия. Митр. Даниил поставляет Кирилла III в архиепископа Ростовского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 864 об.) Митр. Даниил поставляет Кирилла III в архиепископа Ростовского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 864 об.) 27 янв. 1512 г. митр. Варлаам выдал льготную жалованную грамоту о невзимании митрополичьей дани с приписного к Евфимиеву суздальскому монастырю храма во имя свт. Василия Кесарийского в Гороховецком у. (РИБ. Пг., 1915. Т. 32: Архив П. М. Строева. Т. 1. Стб. 139-140. 83; АССЕМ. С. 24-25. 7). Братия мон-ря во главе с К. спорила с соседями, отстаивая границы монастырских владений, получала при этом поддержку вел. князя; во владениях мон-ря происходило межевание угодий (АССЕМ. С. 27. 10; С. 28-31. 12, 13; С. 47-48. 18; С. 51-52. 23). По просьбе К. вел. кн. Василий III вступился за мон-рь в связи с притязаниями со стороны приказчика кн. Б. И. Горбатого (РИБ. Т. 32. С. 26. 9). Все эти документы говорят как о расположении вел. князя к архимандриту и мон-рю, так и о том, что К. принадлежал к тем кругам духовенства, к-рые были сторонниками сохранения у мон-рей земельной собственности (см. Иосифляне ).

http://pravenc.ru/text/1840431.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ († 31.12.1563, Москва), свт. (пам. 30 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей), архиеп. Новгородский и Псковский (1526-1542), митр. Московский и всея Руси (1542-1563). Биография Свт. Макарий, митр. Московский. Икона. 1988 г. (ризница Троице-Сергиевой лавры) Свт. Макарий, митр. Московский. Икона. 1988 г. (ризница Троице-Сергиевой лавры) Социальное происхождение буд. митрополита неизвестно. Согласно вкладной записи М. в рукописи напрестольного Евангелия 1532/33 г., вложенного святителем в Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь под Боровском (ГИМ. 3878), его отца звали Леонтий, мать в иночестве носила имя Евфросиния. Поскольку ко времени возведения М. на митрополичью кафедру ему было ок. 60 лет ( Кунцевич. Сказание. 1911. С. 20), то род. он ок. 1481/82 г. По мнению архим. Макария (Веретенникова) , рождение святителя следует отнести к осени 1482 г. ( Макарий (Веретенников). 2002. С. 17). При крещении буд. митрополит был назван в честь арх. Михаила. В кон. XV в., очевидно в юном возрасте, Михаил ушел в Пафнутиев мон-рь под Боровском, основанный прп. Пафнутием († 1477), где принял постриг с иноческим именем Макарий в честь прп. Макария Великого . Архим. Макарий (Веретенников) выдвинул гипотезу о дальних родственных связях М. с прп. Иосифом († 1515), который также был пострижеником этого мон-ря ( Он же. Московский митр. Макарий и его время. 1996. С. 123-133; Он же. 2002. С. 19-21). На духовное становление буд. святителя, вероятно, оказал влияние его родственник, племянник прп. Иосифа архим. московского Симонова в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря Кассиан (1508-1514), имя к-рого записано на 14-м месте в «род» М. в Синодике московского Успенского собора 2-й пол. XVI в. (ГИМ. Усп. 64. Л. 295-295 об.). Во время длительного пребывания М. в Боровской обители в мон-ре были возведены каменные трапезная палата (1511), паперть, в к-рой была устроена рака прп. Пафнутия (1522), колокольня (1523) ( Тихомиров М. Н. Рус. летописание. М., 1979. С. 159, 162). Учитывая позднейшие известия о занятиях М. иконописью (см. ниже), нельзя исключать того, что он принимал участие в росписи этих монастырских построек.

http://pravenc.ru/text/2561278.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ ТРЕБЕС Ефрем Требес (80-90-е гг. XV в.- ок. 1512), мон., иконописец, миниатюрист, книжный писец. Принадлежал к кругу книжника и писца 2-й пол. XV в. Евфросина , инока Кириллова Белозерского мон-ря. С кон. XV в. Е. Т., вероятно, занимался описью книжного собрания мон-ря ( Лурье Я. С. Литературная и культ.-просвет. деятельность Ефросина в кон. XV в.//ТОДРЛ. 1961. Т. 17. С. 141), принимал участие в земельных разделах Ферапонтова монастыря (АСЭИ. 1952. 100, 149, 187, 289, 290, 334; Соловьева. 1989. С. 271). В братском синодике прозвище Требес не встречается, имя Ефрем между 18 сент. 1511 и 9 нояб. 1514 г. упоминается дважды, 1 раз рядом с Евфросином. Сохранились 3 произведения Е. Т., которые имеют подписи-автографы, сделанные схожим почерком. Это 2 миниатюры в рукописном сборнике, составленном Евфросином и принадлежавшем ему (90-е гг. XV в., РНБ. КБ 11/1088): в тексте «Александрии» - образ царя Александра Македонского (Л. 19 об., с датой 20 окт. 7000 (1491) г., именами мастера и владельца), в «Сказании о Соломоне и Китоврасе» - Китовраса (Л. 127 об.), а также икона - «Распятие Господне» (ГРМ), вложенная Е. Т. 29 авг. 7020 (1512) г. в ц. вмч. Никиты (позднее Никитский мон-рь на р. Шексне в окрестностях Кириллова Белозерского мон-ря) «своеи души на поминок». Из переписанных Е. Т. рукописей известен синаксарь, созданный в 1486-1489 гг. «по благословению… игумена Венедикта в обители Пр(е)чистые Kipuллobe монастири» (РНБ. Кир.-Бел. 56/1295. Л. 1 об.). Распятие. Икона. 1512 г. Иконописец Ефрем Требес (ГРМ) Распятие. Икона. 1512 г. Иконописец Ефрем Требес (ГРМ) И. Д. Соловьёва исследовала автографы Е. Т. и сравнила художественную манеру исполненных им миниатюр с иконами. Авторские надписи свидетельствуют, что Е. Т. считал себя прежде всего иконописцем, «изуграфом» (запись на синаксаре - Там же). Подпись к миниатюре с изображением царя Александра Македонского в сборнике Евфросина имеет пояснение, что «сии Александр написан быс(ть) Ефремом Ефросину». Вкладом на помин души Е. Т. выбрал икону «своего писма».

http://pravenc.ru/text/182169.html

восстанавливаются исследователями на основании содержания трактатов и памфлетов XVI в. Юность и образование К. происходил из семьи зажиточного крестьянина; он родился на хуторе Бушерхоф, в адм. отношении подчиненном близлежащему г. Леннеп (ныне в составе земли Сев. Рейн-Вестфалия, Германия). Леннеп был владением герцогов Бергских, однако город обладал мн. привилегиями и свободами, позволявшими городскому совету проводить во мн. сферах деятельности независимую политику. Начальное образование К. получил в городской школе Леннепа; его наставлением в христ. вере занималась мать. У К. было 3 брата и неск. сестер; впосл. они стали его религ. последователями и сделали Бушерхоф локальным центром протестант. проповеднической деятельности ( Klugkist Hesse. 1929. S. 27-31). Ок. 1511 г. К. приехал в Мюнстер; точно неизвестно, в какой именно из 3 городских школ он учился, однако, вероятнее всего, это была соборная школа (Domschule), преподавание в к-рой в кон. XV в. было реформировано ее руководителем Рудольфом фон Лангеном (1438-1519) в соответствии с гуманистическими принципами. Возможно, именно в кругу мюнстерских гуманистов у К. стала складываться убежденность в необходимости реформирования церковной жизни и возвращения к евангельскому христианству (Ibid. S. 31-37). В авг. 1514 г. имя К. было внесено в матрикул Кёльнского ун-та (Die Matrikel der Universität Köln/Hrsg. H. Keussen. Bonn, 1919. Bd. 2. S. 732. N 19; ср.: Krafft. 1872. P. 7); он стал студентом бурсы (коллегии) Лауренциана, где обучение происходило преимущественно по сочинениям Альберта Великого ( 1280). Преподаватели Кёльнского ун-та в этот период были известны своим консерватизмом и верностью католич. традиции; в число учителей К. входили теологи Арнольд фон Тонгерн (ок. 1470-1540) и Иоганн фон Венрадт ( 1530), впосл. оказавшиеся следователями в его инквизиционном процессе ( Klugkist Hesse. 1929. S. 37-46; ср.: Krafft. 1872. S. 7-9). В 1517 г. К. успешно завершил курс гуманитарного и философского образования, получив степень магистра искусств (см. ст. Artes liberales ). По неизвестным причинам он не стал продолжать обучение на фак-те теологии или принимать церковный сан; когда впосл. церковные инквизиторы называли его клириком, он всякий раз подчеркивал, что является мирянином ( Klugkist Hesse. 1929. S. 54-55). В 1517-1520 гг. К. давал частные уроки в знатных германских семействах; к.-л. подробностей о его деятельности и месте проживания в эти годы неизвестно. Проповедническая деятельность (1520-1528)

http://pravenc.ru/text/1841261.html

Сразу после возведения на Папский престол Л. сообщил о своем избрании франк. кор. Карлу Великому (768-814, император с 800) (до сер. VIII в. об избрании Римского папы извещали визант. императора или экзарха в Равенне), обещал хранить ему верность и просил монарха о возобновлении дружественных отношений между Римом и франками, которые сложились при предыдущих понтификах. Папские послы привезли Карлу Великому ключ от «confessio» ап. Петра и рим. знамя (vexillum) в знак подтверждения статуса франк. короля, к-рый с 774 г. носил титул патриция римлян - защитника Римской Церкви и города (впосл. подобные дары Карл Великий получил от Иерусалимского патриарха). Л. просил короля направить в Рим своих посланников для приведения рим. народа к присяге. Клятва папы Римского Льва III. Фрагмент росписи Станцы дель Инчендио ди Борго в Ватикане. 1514–1517 гг. Худож. Рафаэль Клятва папы Римского Льва III. Фрагмент росписи Станцы дель Инчендио ди Борго в Ватикане. 1514–1517 гг. Худож. Рафаэль Карл Великий поручил поехать в Рим Ангильберту, аббату Сен-Рикье, который преподнес папе часть сокровищ, захваченных франками у аваров. Однако в инструкции, данной Ангильберту, король велел ему призвать папу следовать более строгому образу жизни и не допускать симонии . Вероятно, Карлу было известно о к.-л. нарушениях, допущенных Л., но он не решался открыто упрекнуть его, чтобы не испортить отношения с понтификом. В письме Карл Великий подтвердил намерение сохранить союз с папой Римским, обещал защищать Церковь от язычников, а кафолическую веру - от еретиков, призывал понтифика молиться за его воинство. При этом король подчеркивал, что папа Римский должен строго придерживаться христ. догматов и церковных канонов, подавать пример пастве своим образом жизни (возможно, это намек на дошедшие до короля слухи о неподобающем поведении Л.). Нападение на папу Римского Льва III. Миниатюра из «Больших хроник Франции». Ок. 1375–1380 г. (Paris. fr. 2813. Fol. 95v) Нападение на папу Римского Льва III. Миниатюра из «Больших хроник Франции». Ок. 1375–1380 г. (Paris. fr. 2813. Fol. 95v) В Liber Pontificalis сообщается лишь о неск. ключевых событиях в жизни Л.; большая часть сведений относится к его деятельности по реконструкции и украшению римских церквей. Внешнюю и внутреннюю политику Л. приходится реконструировать по отрывочным сведениям из других источников. В первые годы понтификата Л. занимался проблемами Церкви на Британских о-вах (в частности, вмешался в спор о главенстве между кафедрами Кентербери и Йорка; в 797 отправил паллий Йоркскому еп. Эанбальду II; отлучил от Церкви кор. Эадберта, захватившего власть в Кенте). По просьбе Карла Великого в 798 г. понтифик созвал в Риме синод (в нем участвовали 57 епископов), принявший решения против ереси адопцианства .

http://pravenc.ru/text/2463257.html

Закладка прп. Евфимием Суздальским храма и обители в честь Преображения Господня. Роспись трапезной части Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде. 2003 г. Закладка прп. Евфимием Суздальским храма и обители в честь Преображения Господня. Роспись трапезной части Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде. 2003 г. Др. крайняя дата (1363/64) связана с сюжетом пространной редакции Жития об основании настоятелем Е. м. прп. Евфимием и кн. Андреем Константиновичем († 1365) суздальского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря . Настоятельницей последнего стала племянница матери прп. Евфимия, старица суздальского во имя мч. Александра Перского мон-ря . Согласно Житию прп. Евфимия, еп. Суздальский Иоанн при большом стечении народа благословил и освятил на высоком берегу р. Каменки место будущей обители и поставил крест. Кн. Борис ископал ров в основание монастырского храма. Преподобный обтесал 3 камня и заложил себе гроб у сев. церковных врат, у жертвенника, в знак своего желания неисходно подвизаться в мон-ре. Вскоре была возведена 1-я монастырская ц. в честь Преображения Господня. По окончании строительства храма еп. Иоанн рукоположил инока Евфимия во диакона, затем во иерея и архимандрита. Основатель ввел в монастыре общежительный устав, иноки не имели личного имущества, не могли выходить из своих келий, кроме посещения церковной службы и «великыа нужа». Прп. Евфимий целый год носил лишь жесткий овчинный тулуп, зимой терпя стужу, а летом - зной, принимал и кормил странников, т. к. Е. м. стоял «на распутиях мнозих», прощал долги, выкупал несостоятельных должников «и от насилия от злых судеи бедою одержимых токмо словом своим избавляя». Прп. Евфимий был погребен близ Преображенского собора обители зимой 1404/05 г. Имя прп. Евфимия появилось в наименовании монастыря не позднее 30-40-х гг. XV в. Вероятно, в 1514 г. при копании рвов для возведения нового Преображенского собора был обретен гроб с нетленными мощами основателя (пространная редакция Жития прп. Евфимия ошибочно датирует это событие 1507 или 1508 (РГБ. Троиц. 696. Л. 39 об.; 337. Л. 532)). После окончания строительства собора ок. 1517-1518 гг. мощи прп. Евфимия были положены в раку, поставленную в храме.

http://pravenc.ru/text/187637.html

духовенством. В документе указывалось, что это делается для того, чтобы «легче» привести схизматиков к «христианской религии». Очевидно, в ответ на этот акт И. с осени 1509 г. в исходивших от него документах стал именовать себя митрополитом не только Киевским, но и Галицким. Положение дел, вероятно, обсуждалось на Виленском Соборе, где присутствовали епископы Перемышльский и Холмский. После Собора, в 1510 г., И. направил Холмского еп. Филарета (Терновского) для «визитации» правосл. храмов Галицкой епархии. Здесь по приказу Львовского архиеп. Бернарда архиеп. Филарет был арестован, освобожден лишь после вмешательства короля в нач. 1511 г. Установленный порядок не был изменен, но все же 2 апр. 1511 г. Сигизмунд I предписал направлять православных священников с территории Галицкой епархии для рукоположения к правосл. Холмскому епископу. Борьба православных за свои права в Галицкой Руси усиливалась, и при поддержке Константина Ивановича Острожского им удалось добиться известных успехов. По королевскому постановлению 1521 г. правосл. мещане Львова получили право приносить присягу в своем храме и выступать свидетелями в суде. За Львовским магистратом сохранялось право назначать священников в «русские церкви», но при этом власти города должны были считаться с мнением правосл. общины. Правосл. священники получили право посещать больных со Св. Дарами и провожать умерших в церковных облачениях. В своей деятельности И. мог опираться на поддержку главы правосл. знати Великого княжества Литовского кн. Константина Ивановича Острожского. В 1511 г. князь добился у короля разрешения восстановить разрушившийся в 1506 г. главный правосл. храм Вильно - Успенский собор. В 1514 г. он получил от короля дозволение возвести в Вильно правосл. каменные церкви, одной из к-рых стала Свято-Троицкая ц. в Троицком мон-ре. Магнат был вынужден заложить 2 своих имения, чтобы завершить строительство. Усилиями кн. Константина Ивановича в Вильно была сооружена каменная ц. свт. Николая (по данным Стебельского, ок.

http://pravenc.ru/text/673649.html

А. Золотой оклад с деисусным чином иконы «Богоматерь Владимирская»//Успенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1985. С. 215-234). Пластины с Деисусом, вероятно, остались от оклада времени митр. Киприана ( Рындина А. В. К истории реставрации окладов иконы «Богоматерь Владимирская» в XV в.//ДРИ. СПб., 1997. [Вып.:] Исслед. и атрибуции. С. 136-148), по своей типологии повторявшего предшествующие оклады святыни. Этот оклад, дополненный новыми пластинами басмы и прикладом, сохранялся на иконе в XV-XIX вв. В описях Успенского собора XVII в. икона определяется как «Умиление»; она помещалась в киоте на амвоне, против царских врат (Описи Успенского собора. Стб. 309-311, 423-425. Примеч. 1). В описи 1701 г. икона впервые имеет название «Владимирская», она находилась в алтаре - в центре иконостаса, устроенного по стенам вокруг жертвенника (Там же. Стб. 673). В 1-й пол. XIX в. икону перенесли в Петропавловский придел. И. М. Снегирёв назвал эту икону «запасной» ( Снегирев И. М. Памятники Моск. древности с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы. М., 1842-1845. С. 17), ошибочно отождествив ее со списком 1514 г., в XVII в. заменявшим древнюю святыню в крестных ходах (это неверное название повторяется до наст. времени). В 1905 г. была сделана новая серебряная риза; старый золотой оклад монтирован на доску и перенесен в соборную ризницу. В 1920 г. золотой оклад из Патриаршей ризницы передан в Оружейную палату. В том же году икона была реставрирована Е. И. Брягиным. В наст. время находится в Успенском соборе Московского Кремля. Владимирская икона Божией Матери из Успенского собора Московского Кремля. Ок. 1514 г. (ГММК) Владимирская икона Божией Матери из Успенского собора Московского Кремля. Ок. 1514 г. (ГММК) Вторая икона, список «в меру и подобие», появилась либо в период реставрации В. и. в 1514 г., либо вскоре после этого. Она была написана как новая наместница древней святыни и точно повторяет поновленный древний образ (вероятно, была использована прорись). Для воссоздания в списке облика оригинала в ее золотом окладе с двунадесятыми праздниками на полях списка также поместили эти изображения, выполненные красками, между праздниками - образы вселенских и рус.

http://pravenc.ru/text/154962.html

1514), Тихвинской, Мирожской, Чирской (службы Колоцкой иконе и Казанской, последняя издана отдельной брошюрой ок. 1589), повторяют текст службы Смоленской иконе). Новшество XVI в.- появление светских гимнографов, сначала в лице царствующих особ: царя Иоанна IV Грозного (см. ниже) и его сына царевича Иоанна Иоанновича, написавшего в 1579 г. службу прп. Антонию Сийскому, к-рая отличается пространными, тяжелыми по изложению стихирами, нехарактерными для традиций визант. Г. Вне сферы прославления рус. святых рус. гимнографическое творчество в XVI в. носило менее масштабный, но более самостоятельный характер. Прп. Максим Грек написал в заточении в Иосифовом Волоколамском мон-ре (по преданию, будучи лишен бумаги и чернил, углем на стене, первоначально, вероятно, по-гречески) канон Параклиту (Св. Духу Утешителю), широко распространившийся в позднейшей рукописной традиции. Парфением Уродивым (предположительно псевдоним царя Иоанна Грозного в последние десятилетия жизни) создан канон Ангелу, грозному воеводе, Небесных сил бесплотных, передающий настроение памяти смертной ( Лихачев. (I) 1972). Особенно стали популярны (в рукописях встречаются циклы с распевом на 8 гласов) известные со 2-й пол. XV в. полуфольклорные поэтические произведения (анонимные покаянные («слезные») стихи («плачи»), «заздравные чаши» и т. п.), основанные на церковной Г. Г. в западнорусской Киевской митрополии XVI-XVII вв. Акафист («Похвала») Пресладкому имени Иисусову Франциска Скорины (Малая подорожная книжка. Вильна, ок. 1522) Акафист («Похвала») Пресладкому имени Иисусову Франциска Скорины (Малая подорожная книжка. Вильна, ок. 1522) Гимнографическое наследие зап. части разделившейся в сер. XV в. кафедры небогато в сравнении с Московской, что вполне соответствует особенностям развития местной церковной лит-ры. Так, в 1-й четв. XVI в. (вне связи с деятельностью Западнорусской митрополии) появились первые опыты в жанре акафиста. Ок. 1522 г. Франциск Скорина написал для подготавливаемой им к печати «Малой подорожной книжки» (Псалтири с восследованием) 2 акафиста с предваряющими их стихирами («стихами»): «похвалу» Пресладкому имени Иисусову и «радости» Иоанну Предтече.

http://pravenc.ru/text/165013.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010