Святую веру сохранить, Душою теплой непритворно Тебя и ближних всех любить! Сущность Христовой любви " Начало и конец всех добродетелей в любви " (Св.Иоанн Златоуст). Господь наш Иисус Христос назвал учеников своих солью земли, но предупредил их, что соль может потерять силу, и тогда она уже ни к чему не годна (Мф. 5, 13). Ее выбрасывают вон. Святые Отцы говорят: как соль необходима для пищи, так любовь для добродетели. Поэтому те христиане, которые не имеют Христовой любви и дел милосердия, очевидно, не пригодны для Царствия Божия. Об этом говорит и апостол Павел: " Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится " (1 Кор. 13,1-8). Из слов апостола Павла видно, что если мы будем иметь даже горячую ревность о своем спасении, будем много поститься, много молиться, будем нести тяжелые подвиги, хотя вериги носить, но если не будем иметь любви Христовой к людям и будем безучастны к их страданиям, то мы будем очень далеки от спасения. Если мы мнительны, подозрительны, осуждаем ближних и раздражаемся на них, если не можем спокойно перенести от них укор и обличение, не способны снисходить к их слабостям и погрешностям, то это говорит о том, что нет в нас любви Христовой. Душа наша, значит, сухая и черствая, и мы при видимом благочестии остаемся мертвые духом. Митрополит Антоний пишет: " Надо переменить жизнь, надо переменить внутреннее содержание своего сердца, надо стать достойными тех молитвенных слов, которые мы произносим. Тогда мы сможем говорить правдиво (в молитве) и тогда молитва будет радостью живой встречи с Богом. Он создал нас, чтобы мы имели радость бытия, радость знать Его, радость знать и любить друг друга " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Спустя немного времени после сего Диоклитиан отправился из Рима на Восток, а Максимиан Геркул в Медиолан [ 16 ], где тот и другой оставили и свое императорское достоинство. Тогда (другой Максимиан), по прозванию Галерий, коего Диоклитиан усыновил себе, а потом выдал за него и дочь свою, — старшую сестру Артемии, Валерию, — пришел в Рим и стал преследовать и убивать христиан. Взяв вместе с прочими святого диакона Кириака, — ибо он гневался на него за Артемию, которую Кириак обратил в христианскую веру, — он посадил его вместе с его друзьями, Смарагдом и Ларгием, в темницу; при этом мучитель приказал водить за собою Кириака обнаженного и закованного в железные вериги по всем тем местам, куда он ни отправлялся. Это он делал для устрашения прочих христиан. Однажды, когда мучитель шел в какой-то город, его встретил святой папа Маркелл, который громко сказал ему: — Для чего ты убиваешь служителей Божиих, молящихся за твое царство! Тогда мучитель, разгневавшись, приказал бить святого палками без милосердия и определил его на должность надсмотрщика над животными. Итак святой папа Маркелл приставлен был к кормлению животных и сторожа наблюдали за тем, чтобы он неленостно исполнял свои обязанности. Святого же Кириака с его друзьями император передал своему наместнику Карпасию со словами: — Убеди сих волхвов, совращающих народ к христианству, принести жертвы; заставь их сделать это, хотя бы мучениями. Карпасий, взявши святого и находившихся с ним христиан, заключил их в темницу, а затем, воссевши на судилище своем в храме Теллюры, призвал к допросу святых мучеников, — диакона Кириака, друзей его, Смарагда и Ларгия, и вместе с ними четвертого узника по имени Крискентия, также заключенного в темнице за исповедание имени Христова. Карпасий обратился к христианам с такими словами: — Почему вы не слушаете императорского приказания и не приносите жертв бессмертным богам нашим? Кириак и друзья его отвечали: — Мы приносим себя самих в жертву живущему во веки Богу и Господу нашему Иисусу Христу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Средства для привлечения благодати Св. Духа известны: это чтение Слова Божия, изглаголанного Духом Святым и вечно в нем глаголющего в наше наставление, освящение и утешение, – общение таинств, ибо все они суть проводники многообразной благодати Св. Духа, – и молитва , о которой Христос изрек ясное обетование, что Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него ( Лк.11:13 ). Вот живые, неиссякаемые родники той духовной воды, к питию которой Христос Спаситель приглашает всех жаждущих! В Нем самом – полнота благодати ( Ин.1:14 ) по самому человечеству Его, и потому как при земной жизни Его она, обильно изливаясь из уст Его, напояла духовно-жаждущих и утоляла их жажду, так доселе она всем даруется во Христе Иисусе ( 1Кор.1:4 ; Еф.2:7 ), по вере в Него, по неложному Его обетованию пребывать с верующими во вся дни до скончания века. Пусть теперь каждый с дерзновением веры приступает ко Христу, и из помянутых источников благодати утоляет свою духовную жажду. Но сего мало. Вода благодати Св. Духа, даруемая чрез Христа верующим, не в них только утоляет духовную жажду, но чрез них распространяет свое спасительное действие на других. Наполняя все существо истинно верующих, она, словно неудержимая река, проторгается сквозь них и пролагает себе путь к душам других людей, – чрез одних утоляет духовную жажду других. «Кто верует в Меня (и верою привлекает благодать), говорит Христос, у того, как сказано в писании ( Ис.12:3 ; Иоил.3:18 ), из чрева (из сердца) потекут реки воды живой», т. е. воды благодати. Куда же потекут? На души других людей для утоления духовной жажды. И кто не видит исполнения сего обетования в Духоносных апостолах, приявших обильные дары благодати Св. Духа в день пятидесятницы, и ее животворными струями напоивших всю вселенную? Кто не видит исполнения того же обетования в святых исповедниках и мучениках, которые благодатью терпения и радости среди многообразных и лютых мук побеждали мучителей и привлекали ко Христу тысячи язычников, так что многие из них, приходившие на место мучений рабов Христовых, как на зрелище, тут же объявляли себя христианами и из ряда зрителей вступали в ряды мучеников? Кто не видит исполнения того же обетования в преподобных мужах и женах, благодатью равноангельского жития возбуждавших во многих раскаяние во грехах и обращавших на путь истины и правды тех, которые до тех пор погрязали в бездне нечестия и разврата? И не только при жизни своей все подобные избранники Божии благотворно, силой данной им благодати, действовали на людей, – они и по смерти не перестают быть проводниками той же благодати чрез святые свои мощи, чрез письменные сказания и устные предания об их жизни и подвигах, чрез оставшиеся после них памятники их подвижничества, – например, чрез вериги, одежды и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

То есть, некоторые люди какое-то время не считают себя больными, а потом все это неожиданно всплывает: и острые боли, и проблемы с мозгом... В Израиле пока что зафиксированы редкие случаи этой болезни. По словам профессора Михаила Дана, эту новую болезнь ожидает судьба СПИДа, также вышедшего из Африки, то есть из хамитских земель. И так же, как и в случае со СПИДом, первый удар на себя примут гомосексуалисты. Первые случаи заболевания в США были отмечены примерно год назад. В настоящее время зарегистрированы сотни случаев. Поскольку иногда симптомы новой болезни не проявляются явно или сразу, специалисты полагают, что больных тысячи и тысячи. Человек, который хочет выздороветь, братия и сестры, непременно должен знать, как он будет проводить здоровый образ жизни, от чего откажется и что переменит, тогда исцеление может поспешить к нему от Бога. А для иного болезнь есть благо от Бога, как незримые вериги. И если в этом случае человек примет свои страдания, свою инвалидность, как из рук Бога, а лучше – посвятит их Богу, – то в самой инвалидности обретет для себя великое благо. Нечто подобное случилось и с апостолом Павлом. Он писал: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился… И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа (видите, что пишет Апостол Павел!), ибо, когда я немощен, тогда силен» ( 2Кор.12:7–10 ). Воистину, братия и сестры, сила Божия в немощи совершается, как сказано уже в Евангелии: «претерпевший же до конца спасется» ( Мф.10:22 ). Человечество не сможет никогда справиться со всеми своими болезнями: обязательно появятся новые, все более страшные болезни. Необходимо вмешательство извне, необходимы такие глобальные перемены, которые коснутся человека и мира природы, окружающей его. Такие перемены можно ожидать только от Господа Бога, и день тот наступит, когда Бог вмешается в судьбы нашей планеты. Будет приостановлена любая форма человеческого правления, Один Господь будет силен в тот день. Сказано: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» ( Откр.21:4 ). Мы должны смотреть на трудности настоящей жизни – касаются ли они нашего здоровья, социальных или криминальных проблем общества, коррупции власти – как на проходящие, теряющие свою власть над нами. Еще немного, и мы воспоем песнь освобождения! Исход приближается, и никакие силы зла не властны остановить его! Сказано: «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» ( Откр.22:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Хорошо ли, например, если первого встречного нищего ты осыплешь золотом, так что он, не имея нужды трудиться, предастся праздности, а от праздности перейдет к пьянству и другим порокам; а другой бедняк, для которого у тебя ничего не останется, умрет на твоих глазах с голоду? Хорошо ли, если ты возьмешься за такие подвиги, которые выше сил твоих: например, наложишь на себя обещание, которого выполнить не сможешь, станешь носить вериги, когда еще не можешь снести от брата слова оскорбительного, или возмешься поучать других, когда сам еще младенчествуешь разумом? Итак, всякое доброе дело нужно делать с рассуждением. Но правое рассуждение, по учению святых Отцов, есть дар Божий, который дается не всякому, а только тому, кто много трудится, понуждая себя к исполнению заповедей Божиих. Рассуждали же древние еврейские книжники, что если человек пожертвует на церковь то, что следовало бы отдать на пропитание старикам-родителям, то его совесть может быть спокойна, потому что, – так говорили эти законники. – Бог выше отца с матерью, и если ты отдал Богу, то греха нет в том, что отца или мать обидел... Но не так рассуждал Христос Спаситель. «...хорошо ли, – говорил Он им, – что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: Чти отца твоего и матерь твою... Иже злословит отца своего или матерь свою, смертию да умрет» ( Мк. 7:9 ; Исх. 20:12 ). «А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили» ( Мк. 7:11–13 ). Значит, рассуждение может быть правое, и может быть лукавое. Как же быть, когда не знаешь, на какое доброе дело решиться? И то хорошо, и это Богоугодно; и с тем жаль расстаться, и этого совесть не велит оставлять... Что делать, чтобы не погрешить в этом выборе, когда нельзя взяться разом за то и другое? Послушай: вот, что рассказывает один благочестивый писатель о двух пожилых крестьянах – людях благочестивых, которые жили очень дружно между собой, как добрые соседи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Христианское юродство имеет большое значение для роста духовной жизни человека. Тот переворот в человеке, который служит условием нарождения в нем духовной жизни, прежде всего заключает в себе сознание человеком своего ничтожества пред Богом. Но чувства человека в отношении к Богу получают полное значение, приобретают надлежащую силу, лишь будучи проявлены в отношениях его к другим людям. Так смирение. Его истинный смысл – в сознании человеком своего материального ничтожества в отношении к идеалу безусловного совершенства; но оно становится чувством надлежащей силы, лишь становясь смирением человека в отношении к другим людям, как пишет апостол: «все, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» ( I Nemp. V, 5, 6 ). Смирение человека в отношении к людям и есть юродство. Христианину надлежит добровольно отказаться от всего, что ставит его внешним образом впереди других в направлении мирской жизни – в направлении к идеалам естественного достоинства и благосостояния, от власти, нарядной внешности, от репутации умного человека, от всего, что импонирует, и, напротив, стремиться к тому, что обезличивает его, уничижает. «Если Я, говорил Спаситель по умовении ног ученикам, – Господь и учитель, умыл ноги вам; то и вы должны умывать ноги друг другу» ( Uoah. XIII, 14 ); «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою. И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» ( Мф. ХХ, 26, 27 ); «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное. Итак, кто умалится, как дитя, тот и больше в царстве небесном» ( Mф. XVIII, 3, 4 ). В этом же настроении смиренномудрия христиане должны «признаваться друг перед другом в проступках» ( Uak. V, 16 ). Конечно, и юродство, как и пост, не подлежит определенной регламентации, – оно не состоит в определенной внешности. Во всяком случае, лохмотья и кривлянья не составляют нормы христианского быта, хотя и могут быть понятны как добровольный подвиг по исключительности душевной природы того или другого лица, подобно чрезвычайным приемам умерщвления плоти, как-то вериги и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Христианству такие колебания тоже знакомы, аскетическая традиция на Востоке знает сильные средства умерщвления плоти – пост, вериги, пустыня и проч. Тем не менее изначальная цель аскезы не избавление от тела, не самоистязание, а уничтожение греховных инстинктов человеческой падшей природы, в конечном счете – преображение, а не истребление физического существа. Для христианства ценен цельный человек (целомудренный), в его единстве тела, души и духа ( 1Фес.5:23 ). Тело в иконе не подвергается уничижению, но приобретает какое-то новое драгоценное качество. Апостол Павел неоднократно напоминал христианам: «не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа» ( 1Кор.6:19 ). Здесь подчеркивается не только важнейшая роль тела, но и высокое достоинство самого человека. В отличие от иных религий, особенно восточных, христианство не ищет развоплощения и чистого спиритуализма. Напротив, его цель – преображение человека, обожение, в том числе и тела. Сам Бог, воплотившись, принял человеческую плоть, реабилитировал человеческую природу, пройдя через страдания, телесные муки, распятие и Воскресение. Явившись по Воскресении ученикам, Он сказал: «Посмотрите на Мои ноги и Мои руки, это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» ( Лк.24:39 ). Но тело не самоценно, оно обретает свой смысл только как вместилище духа, поэтому в Евангелии сказано: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» ( Мф.10:28 ). Христос также говорил о храме Своего Тела, который будет разрушен и в три дня вновь воздвигнут ( Ин.2:19-21 ). Но человек не должен оставлять свой храм в небрежении, разрушение и созидание производит Сам Бог, поэтому апостол Павел предупреждает: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят, а этот храм – вы» ( 1Кор.3:17 ). По существу это новое откровение о человеке. Церковь также уподобляется телу – Телу Христову. Эти взаимопересекающиеся ассоциации тело-храм, церковь-тело дали христианской культуре богатый материал для формотворчества и в живописи, и в архитектуре.

http://azbyka.ru/bogoslovie-ikony

Часто они умоляли своего пастыря наложить вериги и оковы на руки и на шеи их, а ноги их, как ноги преступников, заключить в колодки и не освобождать от них, пока не примет их гроб. Но иногда они лишали себя и гроба. Видевший, что приближается конец жизни, умолял и заклинал великого авву, чтобы он не удостаивал его человеческого погребения, но повелел бы предать тело его речным струям или выбросить в поле, как скота, на съедение зверям. А какое страшное и умилительное зрелище было в последний их час! Эти осужденники, видя, что кто-нибудь из них приближался к кончине, окружали его, когда он еще был в полной памяти, и с плачем спрашивали умирающего: «Что, брат и осужденник? Каково тебе? Что скажешь нам? На что ты надеешься? Что думаешь? Отверз ли ты себе дверь милосердия или еще повинен суду? Был ли внутри тебя голос, говорящий: «Вот, ты выздоровел» ( Ин. 5, 14 ), или: «Прощаются тебе грехи твои» ( Мф. 9, 2 ); или: «Вера твоя спасла тебя» ( Мф. 9, 22 ; Мк. 5, 34 )? Или слышишь такой глас: «Да возвратятся грешники в ад» ( Пс. 9, 18 ); и еще: «Свяжите ему руки и ноги» ( Мф. 22, 13 ); и еще: " Да будет взят нечестивый, чтобы не видеть славы Господней» ( Ис. 26, 10 ). Что скажешь нам, брат наш? Скажи нам кратко, умоляем тебя, чтобы и мы узнали, в каком будем состоянии». На это некоторые из умирающих отвечали: «Благословен Господь, Который не отверг молитву мою и не отвратил милость Свою от меня» ( Пс. 65, 20 ). Другие говорили: «Благословен Господь, Который не пре дал нас в добычу зубам их» ( Пс. 123, 6 ). А иные со скорбью произносили: «Горе душе, не сохранившей обета своего в непорочности; только в этот час она познает, что ей уготовано». Я же, видя и слыша все это, едва не пришел в отчаяние, зная свое нерадение и сравнивая его с их страданием. А каково было устройство того места и жилища их! Все темно, все нечисто и смрадно. Оно справедливо называлось Темницей и затвором осужденных. Пробыв там тридцать дней, я с нетерпением возвратился в великое общежитие к великому отцу, который, видя перемены во мне, сказал: «Что, отче Иоанне, видел ли ты подвиги труждающихся?» Я отвечал: «Видел, отче, и удивился, и ублажил падших и плачущих больше, чем не падших и не плачущих о себе; потому что те через падение восстали восстанием благонадежным» 37 . Таково было покаяние согрешающих в древние времена; таков был их плач о грехах своих! Читаешь эту дивную повесть и изумляешься: Господи, какая же горячая любовь к Тебе пылала в сердцах этих кающихся грешников! Примеры благотворности покаянных слез

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Так они и ушли, причём новоначальный брат торжествовал, чувствуя себя полностью оправданным. Когда же вскоре он пришёл к старцу один, тот взял его за руку и сказал: – Что же это ты, брат, делаешь? Только что пришёл из мира, волосы у тебя не успели отрасти, а ты уже старых монахов оскорбляешь! Неожиданное вразумление так подействовало на новоначального брата, что он стал просить прощения в глубоком раскаянии. Был в Оптиной один брат, который часто просил у старца позволить ему носить вериги. Старец со многих снимал вериги, и этому брату объяснил, что не в веригах спасение. Но тот настаивал. Тогда преподобный решил показать желающему носить вериги его истинный духовный возраст. Позвав к себе кузнеца, старец сказал ему: – Когда придёт к тебе такой-то брат и будет просить тебя сделать ему вериги, дай ему хорошую пощёчину. Когда в следующий раз этот брат стал снова просить о веригах, старец отправил его к кузнецу. Брат с радостью прибегает в кузню и говорит кузнецу: – Батюшка благословил тебе сделать для меня вериги. Занятый делом кузнец отвесил ему пощёчину со словами: «Какие тебе еще вериги?» Не стерпевший этого брат ответил тем же, и оба отправились на суд к старцу. Кузнецу, конечно, ничего не было, а брату, желавшему носить вериги, старец сказал: – Куда же ты лезешь носить вериги, когда и одной пощёчины не мог потерпеть! Старец учил держаться простоты, искренности, нелицемерия, которые притягивают благодать Божию: «Непритворство, нековарство, откровенность души, – вот что приятно смиренному сердцем Господу». Часто людей обуревает склонность к учительству, к непрошеным наставлениям, к замечаниям, которые они любят раздавать направо и налево. Когда у старца спрашивали, следует ли делать замечания, поправлять новоначальных братий, видя их в некоторых поступках неосмотрительными или делающими что-либо неблагопристойно, преподобный Лев отвечал: – Если ты обязан более внимать себе, если ты не имеешь на то благословения от начальника и признаёшь себя подверженным страстям, то не входи никак в те предметы и случаи, кои до тебя не касаются. Молчи. Всяк своему Господеви стоит или падает. Старайся всемерно сам не быть соблазнителем ближних. Врачу, исцелися сам!

http://pravoslavie.ru/65147.html

Такая тяжесть вериг была бы совершенно невероятною, если бы самыя вериги не сохранились до-днесь в Борисоглебском монастыре. При всем очевидном различии в материале и форме построения вериг и параманда-аналава, между ними есть несомненная связь по идее. Но мне до последнего времени не приходилось встретить ни одного экземпляра вериг, который бы, как памятник, сам по себе решительно обнаруживал эту связь. Вот такой именно памятник представляет лицевые вериги, с очень недавнего времени находящиеся в моем собственном археологическом собрании. Эти вериги были найдены близ г. Каширы. Вериги железные, весом 7½ фунтов. Главные составные части этих вериг – две плитки, из коих каждая в виде четырехугольника с несколько вогнутыми сторонами и закругленными углами. Эти плитки имеют по четыре отверстия на углах в виде ушков, к которым с двух сторон прицеплены по три узких пластинки, составляющие три звена с каждой стороны и соединяющие те широкие плитки между собою. Средние звенья – пластинки несколько согнуты, так что, при надевании вериг на плечи, они приходятся как раз против плечных костей и плотно прилегают к плечам. Таким образом, каждые три пластинки, при их сцеплении, составляют короткую плоскую цепь, служащую надплечьем, подобно тому, что представляют собою ремни или шнуры параманда-аналава. Кроме того, к одной плитке снизу прикреплены еще по две пластинки с каждой стороны, немного выгнутые, так что, при надевании вериг на плечи, они плотно облегают бока. А у другой плитки – одна маленькая пластинка в виде петли застежки. Такие вериги могут быть надеты на плечи не иначе, как если продеть голову между двумя рядами звеньев – плоских цепей: тогда одна плитка придется на спине, а другая на груди, при чем та, которая на спине, будет плотно притягиваться нижними поперечными пластинками-звеньями, как поясом, и посредством них будут соединяться обе плитки, передняя с задней. Такое железное облачение несомненно – вериги, и, в то же время, оно есть несколько видоизмененный железный параманд – аналав.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010