В этой келье Иоанн жил еще уединеннее. По смерти князя, его наследница, сестра, сперва сочувствовавшая затворнику, отняла у старца келью. Ее раздражало то, что он настоятельно советовал ей не обременять крестьян чрезмерными поборами. Но приверженный к Иоанну крестьянин Бирюков поставил ему другую келью. Ночь и большую часть дня Иоанн никуда не выходил, кроме как в церковь , за водой для себя и для поливки деревьев на речку Скворню, также в лес за деревьями для посадки. В келье он занимался рукоделием, молитвой, чтением, иногда писал. В девятом часу он пел Херувимскую так сладко, что нельзя было слушать его без волнения. Пищей ему были пшеничный хлеб, картофель, кашица из манных круп, яичница из одного яйца, капуста, – все с приправой из деревянного масла. Иногда по два, по три дня он ничего не ел. Приобщать его ходил из недалекого города Лебедяни его духовник, и сам он ходил иногда к нему ночью для исповеди. Приобщался он сперва каждые шесть, а потом каждые три недели, и чаще. Подаяние принимал он не всегда. Деньги сейчас же отсылал в церковь . Из вещей, оставив себе крайне нужные, отсылал бедным или сам выносил ночью в лес или на дорогу – где и находили часто обернутые в салфетку или полотенце блюда с плодами, медом и разным съестным, или на кустарниках холсты, платье и обувь. Келейник роптал, когда преподобный отказывался от вещей. Однажды принесли манных круп, Иоанн не хотел их брать, но уступил келейнику и просил его на следующий день сварить из них кашицу. Когда келейник взялся за чашку, он увидел в ней белых червей вместо крупы. Иоанн сказал ему тогда: «Знай, что не приносится от усердия, а потому и не так хорошо, как кажется с виду». Иоанн не показывал никому своего лица. Только изредка случалось увидать его келейнику и немногим избранным. Они говорили, что лицо его было смуглое, волосы черные, длинные, редкие, бороды почти не было, роста высокого с сутуловатостью, глаза немного прищуренные. На всем лице печать мирного и святого настроения души. На теле его были раны, которые он не лечил, а закладывал щепочками. Рану, бывшую на ноге от топора, закрывал травой «медвежье ухо», накладывая сверху лубок и бинтуя полотенцем. Кроме того, он носил на своем слабом теле вериги в 18 фунтов, железные башмаки, обтянутые сукном, и чугунные четки.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но в безлюдной пустыни старцы не могли оставаться без духовного назидания. Поэтому они просят о. Павла: «Купи беседы Златоуста на Евангелие Матфея, Иоанна, беседы о покаянии, его же книгу о девстве, православное исповедание, толкование на послание Иаковлево, Петрово, Иоанново, Иудино, Ефрема Сирина , Досифея, слово большое, а не малое Илариона Великаго, тропарь и кондак Иверской Богоматери и часовник Иверской. Еще купи для нашего духовного отца протоиерея Иакова Никитича Арамитского, Кузнецка сего города, Псалтырей следовательных осьмушных 5 да 2 большия в пол-листа». Кроме этого старцы заказывают прислать им «картин страшных, во ужас и изумление приводящих, как-то: «На звере блудницу седящую», «Богатого, в огне горящаго», «Две трапезы» и протчим подобное побольше. Еще семен самой красной долгой моркови, еще семен красной картофели, из яблочек растущих на картофельной траве». Интересные воспоминания об отцах-пустынниках оставил Иван Семенович Конюхов; они вошли в недавно изданную по его рукописи книгу «Кузнецкая летопись» 98 . Книга содержит единственное известное описание внешности старцев. Автор воспоминаний пишет следующее: «Я стал знать их лично с 1813 года. Первый из них, Василиск, преклонных лет, 70 или более, очень воздержанного жития, согбенный старостию и сух плотию от воздержания, носил на голом теле железные вериги, молчалив, в руках четки, в устах молитва , сидит, повеся голову, мало что говорит. Зосима, по виду 50 лет, крепкого телосложения и добрый в силах и походке, словоохотливый». «При водворении их в Кузнецкой округе приходили они в первые года в город в Успенский пост для исповеди и приобщения Святых Тайн, а впоследствии по приказанию протоиерея Арамильского ездил к ним со Святыми Дарами для напутствия села Подгороднего священник Федор Баженов. В тот же Успенский пост для жительства у них построены были деревянные небольшие кельи, разные, у каждого своя, отстоящие одна от другой около 100 сажен». В великий праздник Светлого Христова Воскресения их радовал один боголюбивый добродетельный крестьянин по имени Тимофей, бывший до конца своих дней верным духовным другом для отшельников 99 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

В монастырь из Сарова были переданы вещи преподобного: его белый балахон, сотканный изо льна с пятнами его крови, пролитой им, кода его избивали разбойники, его мантия, клобук, бахилы, вериги, четки, рукавицы — всего не перечислить. Справа, у начала Канавки, была построена копия дальней пустыньки, в которой все эти святыни были собраны с благоговением и любовью. Ближних пустынек преподобный выстроил своими руками две. Первая, наиболее ветхая, была перевезена в Дивеево. Из нее в Преображенском храме на монастырском кладбище был создан алтарь, и я очень хорошо помню эти белые бревнышки, вокруг которых можно было проходить. А помню я их потому, что когда мне исполнилось шесть лет, а брату семь, для нас сшили маленькие стихари, и мы, с гордостью нося их, стали не зрителями служб, а их участниками. В монастыре в 1925 году жили полу на покое, полу в ссылке два владыки: епископ Серафим (Звездинский) 8   и архиепископ Зиновий 9 . Кроме того, в Дивееве постоянно проездом в Саров и на обратном пути подолгу гостили разные владыки, поэтому в храмах нередко шли архиерейские службы с массой приезжих батюшек. Я уже говорил, что за несколько лет до закрытия Сарова туда текли реки богомольцев, среди которых множество духовенства, и огромная часть из них до отказа заполняла наш большой, словно для этого и предназначенный дом. Каких только не было в нем столпов веры и благочестия! Все они или большая часть из них , кто не успел умереть своей смертью, погибли в сталинских лагерях: кто расстрелян, кто замучен, кто утоплен в канализационных ямах, как архиепископ Василий и многие другие. Надо отдать справедливость бабушкиному гостеприимству. Вспоминается мне, что в нашем доме остановился владыка Серафим еще до его ссылки в Дивеево. Маме нужно было куда-то отлучиться. Она попросту попросила владыку присмотреть за нами. Вернувшись, мама застает такую картину: я сижу на коленях у владыки, разглаживаю его белую как снег бороду и спрашиваю его: —    Ну а дальше, дальше небось уже забыл? —    Что тут делается? — с удивлением спросила она.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Последние пятнадцать лет своей жизни Феодосий провел в стенах основанной им обители. Несмотря на належащую старость, преподобный не только не ослабил трудов и подвигов молитвы и всенощных стояний, но и возложил на себя тяжкие вериги, предварительно облекшись в жестокую власяницу, острые иглы которой немилостиво прободали его тело. Обо всем этом изумленная братия узнала лишь после его смерти, благоговейно скутывая его многотрудное тело. Перед смертью преподобный собрал иноков для последнего поучения и, благословив каждого, завещал им мир, любовь и единение. Совсем скоро старец, «еще молитве сущи во устех его, с миром предаде святую свою душу в руце всех Бога». Однако Феодосий уходил, оставляя после себя не только храмы и их богатое убранство, но и драгоценную память о своем подвиге, он становился тем звеном в нескончаемой цепи из поколения в поколение передаваемого духовного опыта, которая объединяла во едином полку разрозненное во времени и пространстве воинство Небесного Царя. Преподобный уходил не навсегда, он уходил, чтобы вернуться позднее и исцелить умирающего младенца Анны, чтобы даровать зрение Иустине и вселить надежду в души многих несчастных, с верою прибегавших к его молитвенному заступлению. Ведь там, где звучала когда-то теплая молитва православного инока, Христос, призирая на прошения своего преподобного, отымает всякую слезу от лица страждущих, а черный клобук и монашеские четки становятся тем залогом жертвенной любви инока к миру и его немощам, которая сулит сирым и убогим избавление от страданий. Возвращение мощей преподобного Феодосия Тотемского в Спасо-Суморин монастырь. 15 сентября 2016 г. Рейтинг: 10 Голосов: 2063 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Юлия 3 июля 2021, 00:44 Преподобный отче Феодосие, моли Бога о тяжко болящем сыне моем Иоанне. Валентина Митрофанова 10 февраля 2021, 12:46 Душе становится спокойнее и тёплый свет согревает, когда узнаёшь о таких Святых! Преподобный Феодосие Тотемский, моли Бога об исцелении раба Божия Александра!

http://pravoslavie.ru/110625.html

До 1645-1646 гг. ограда и башни были деревянными, за исключением св. врат и части сев. стены с башней. К 1656 г. при участии ярославских мастеров построены каменная стена длиной ок. 950 м и 4 башни. Вдоль зап. стены в XIX в. был устроен сад с большим прудом. К 1918 г. за его стенами находились каменные часовня при соединении дорог на Архангельск и Кириллов (1734), 2-этажный дом для богомоль-цев напротив св. врат (1746), деревянные хозяйственные постройки. В 1954-1990 гг. архитектурный ансамбль каменных храмов и строений мон-ря восстановлен; архи-текторы - Г. П. Белов, А. А. Асафов (НПО «Союзреставрация»). В 60-х гг. XX в. в Д. м. была перевезена деревянная шатровая крестообразная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы из Александро-Куштского мон-ря (сер. XVI в.). Святыни. В ц. во имя прп. Димитрия Прилуцкого в подклети Спасского собора под спудом почивают мощи преподобных Димитрия Прилуцкого, Игнатия Прилуц-кого (блгв. кн. Иоанна Андреевича Угличского) и св. блгв. кн. Димитрия Андреевича Угличского. Согласно Описной книге 1623 г., над мощами прп. Димитрия была ус-тановлена деревянная рака, обитая тканью, к 1675 г. обложенная серебряной позоло-ченной басмой. В 1882 г. над гробницами преподобных Димитрия и Игнатия устрое-ны медные литые сени. В 1896 г. над местом погребения кн. Димитрия Андреевича была устроена новая деревянная гробница с живописным изображением князя. В Д. м. также хранились предметы, к-рые предание связывало с прп. Димитрием: «деревянный осьмиконечный крест, сделанный им собственноручно и водруженный при избрании им места для Спасо-Прилуцкой обители... фелонь шелковой атласной материи, синяя с красными цветами; оплечье красноватого бархата - дар вел. князя Димитрия Донского; черный деревянный костыль с железным наконечником, обви-тый красным бархатом и золотым кружевом; деревянные четки с перламутровыми вставками» (Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. С. 133-134). В нижнем этаже собо-ра слева, близ алтаря, находилась «палатка», отмечающая место в храме моленной кельи прп. Димитрия. К 2007 г. рядом с гробницей прп. Димитрия находится копия 1996 г. особо почитаемой чудотворной иконы прп. Димитрия Прилуцкого с Житием работы Дионисия (подлинник в ВГИАХМЗ), часть вериг и игуменский посох прп. Димитрия, а также вериги прп. Игнатия Вологодского.

http://sedmitza.ru/text/569246.html

С 1800 года в Спасо-Суморином монастыре началось строение каменной колокольни, которое продолжалось по 1843 год. Во втором этажи ее была устроена церковь Иоанна Златоуста (освящена в 1845 году). Эта колокольня была второй по высоте в Вологодской епархии после колокольни Софийского собора Вологды. Работы по разборке колокольни начались в 1930-ые годы. Окончательно (до основания) она была разрушена в 1950-1960-е годы. В XIX веке между колокольней и Преображенской церковью были выстроены два каменных одноэтажных с мезонинами, корпуса келий. В настоящее время в одном из них расположена гостиница «Монастырские кельи». В другом - располагаются экспозиции Тотемского музея. В стенах монастыря хранится коллекция предметов традиционного быта северных крестьян: прялки, берестяные короба, инструменты для обработки льна, керамика, крестьянская мебель, сани. Монастырские здания были обнесены каменной оградой, построенной после 1829 года. Монастырская ограда с угловыми башенками частично сохранилась до наших дней. В 1870 году в монастыре была возведена встроенная в ограду церковь Успения Пресвятой Богородицы. В настоящее время находится в руинированном состоянии. После революции 1917 года монастырь был закрыт. В настоящее время в монастыре ведутся ремонтно-реставрационные работы, в том числе и с участием волонтеров. До революции в монастыре хранились следующие исторические артефакты: серебряный крест с 50 частицами святых мощей, часть крыши с гроба преподобного Феодосия и кожаные сапоги его, обретенные вместе с его нетленными мощами (хранились в ризнице под стеклом), древняя копия с духовной преподобного Феодосия (писана столбцом на свитке), серебряный ковш весом, пожалованный императором Петром Великим (хранился в ризнице). На кресте имелась следующая надпись: «Божиею милостию великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея великие, и малыя, и белыя России самодержец, пожаловал сим ковшом, с ваги приказные избы подьячаго, Павла Турутина за ево радение, что он будучи в 206 (1698) году, на ваге в Шенкурском остроге, у збору его великаго государя, денежныя казны головою таможенных пошлин и питейные прибыли против настоящаго 205 года, у трех сот у пятьдесят у шести рублев, учинил прибору двести восемнадцать рублев, восем алтынь»,  подлинное императора Павла I собственноручное письмо, железная шапка из двух полос, сложенных крестообразно, с обручем вокруг головы, железные четки и железные вериги преподобного Феодосия.

http://sobory.ru/article/?object=00367

(Там же. С. 491); существуют сведения о покрове с текстом тропаря И., однако неясно, когда он был создан и был ли на этом покрове образ юродивого (Там же. С. 405). В 1672 г. были обретены мощи И.; по предположению Кузнецова, это произошло при строительстве над его могилой придела Положения ризы Богоматери (Там же. С. 489), куда был перенесен престол одноименной церкви с Красной пл., хотя строительство новых приделов Покровского собора, заменивших снесенные храмы «на рву», относят к неск. более позднему времени - 1678-1683 гг. ( Баталов, Успенская. 2004. С. 41-46). Выбор посвящения надгробного придела (позднее именовался приделом Рождества Пресв. Богородицы; в 1916 переосвящен во имя И.) был определен желанием сохранить престол разобранной церкви, но имел отношение и к почитанию И., т. к. день его памяти (3 июля) рядом с праздником Положения ризы (2 июля). Судя по стилистическим признакам и иконографии, с этими событиями было связано создание редчайшего единоличного образа И., к-рый известен по прориси, включенной в Сийский иконописный подлинник ( Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. СПб., 1895-1898. Вып. 1-4. С. 113-115. Рис. 27. (ПДП; Вып. 106, 113, 122, 126)). И. представлен в молении Богоматери с Младенцем, со всеми характерными атрибутами своей иконографии (одеянием, «ступнями», колпаком и клюкой); выразительна его голова с высоким лбом и лысиной и с короткими волнистыми волосами. Рядом с И. помещено условное изображение храма, в к-ром видна гробница святого с надгробным образом (фронтальной лежащей фигурой со скрещенными руками, придерживающими колпак); над надгробием висят вериги или четки. Эти детали позволяют не только связать создание оригинала прориси с событиями 70-х гг. XVII в., но и предположить, что он предназначался для Ризоположенского придела собора Покрова на Рву. Возможно, именно И. был представлен на иконе из дворцового имущества, которую в 1661 г. чинил кормовой иконописец Иван Филатьев ( Кочетков. Словарь. 2009. С. 724): это было изображение «Иоанна, Христа ради юродиваго, Ростовскаго», в к-ром правильнее видеть не блж.

http://pravenc.ru/text/469402.html

На горнем месте была установлена каменная плита с высеченным «осьмиугольным» крестом и текстом : «Во славу Святыя, единосущныя, животворящия и неразделимыя Троицы Отца и Сына и Св.Духа. Создася и освятися церковь сия при державе Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича и приосвященнейшим Епископом Викторине от сотворения мира 7385 от Рождества Христова 1878 года». На престоле имелось два антиминса. Первый холщовый - священнодействован первым патриархом Иовом и выдан в 1878 году епископом Викторином из Витебского кафедрального собора, второй получен от епископа Тихона после ремонта в 1903 году. На колокольне было установлено несколько колоколов. Крупнейший из них весом 20 пудов, был отлит на заводе Орлова (1895) в Санкт-Петербурге. В масштабах епархии тискадскому единоверческому приходу отводилась важная роль. В Тискады иеромонах Мелитон был назначен настоятелем церкви в 1978 году и пробыл здесь семь лет. За это время его трудами были построены единоверческая церковь (1878), колокольня (1881), дом для священника (1879) и две школы – в Тискадах и Штыканах. Первоначально приход был небольшим – 39 душ. За время своего служения о.Мелитону удалось присоединить 147 душ, крестить 41. Иеромонах Мелитон скончался от простуды в 1885 году, не успев построить запланированные им школы в Ломах и Войнове, церковь в Режице в память избавления от опасности императора Александра II. В памяти местных жителей он остался подвижником, молитвенником, безкорыстным тружеником и милостивцем, отдававшем все, что имел, неимущим и голодным. Вплоть до конца 20 века в храме хранились его железные вериги с тремя железными крестами и двумя замками, которые он носил на себе, четки и икона преподобного Мелитона. Иеромонах Мелитон скончался и был похоронен в Витебске. В 1903 году высказывалось предложение о перенесении праха о.Мелитона в Тискады, но оно не было осуществлено. Ремонт храма проводился в 1903 году на частные средства К.Н.Кузнецова, Г.З.Сенькова, И.Н.Дюбина, на пожертвования о.Иоанна Кронштадтского и Преосвященного Тихона, епископа Полоцкого и Витебского.

http://sobory.ru/article/?object=07889

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АФАНАСИЙ МУРМАНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобный Афанасий Муромский Прпп. Лазарь и Афанасий Муромские. Икона 1-й пол. XIX в. Собр. Музея изобразительных искусств Республики Карелия Мощи и почитание Вскоре по кончине был прославлен от Господа даром чудотворений. Время канонизации святого неизвестно. Упоминается в Погодинском списке " Описания о российских святых " ; по сообщению " Описания " в XVIII веке существовали тропарь и кондак святому Афанасию. В XIX веке почитался в обители наравне с её основателем. Над его мощами, находившимися под спудом за алтарём каменного Успенского собора, была устроена часовня, в которой находилась рака святого с его изображением. Там же хранились его вериги и каменные ручные жернова. Образ преподобного представлен преимущественно на многофигурных иконах олонецких святых, но встречаются и единоличные изображения. В Описи собрания Олонецкого епархиального древлехранилища в Петрозаводске 1918 года упомянута икона " Прп. Афанасий Муромский " , XIX века: " Изображение на холсте [паволоке] преподобного в рост. В левой руке - четки, в правой свернутый свиток - символ учительства " . Сохранились две иконы с образом святого Афанасия , происходящие из Муромского Успенского монастыря. На иконе " Преподобные Лазарь и Афанасий Муромские " первой половины XIX века святые изображены в рост, в молении Спасителю в сегменте неба. Преподобный Афанасий - с непокрытой головой, короткими волосами, тёмной окладистой бородой, заострённой книзу, в светло-зелёной рясе и коричневой мантии с золотопробельным письмом, в голубой схиме с куколем на плечах. Вверху надпись: " Св. пр(д). Aфahaciй Муром: чуд(о). " . На иконе конца XIX века святой Афанасий (надпись: " Стый пр. Aфahaciй Mypoмckiй чудо " ) изображен прямолично, в рост, с ниспадающими прядями волосами и длинной бородой, в темно-зелёной мантии и схиме, с благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке с текстом: " Внимайте убо бpamiя моя и не согрешайте до ckohчahiя века " . Святой изображён на иконе Олонецких святых второй половины XIX века Петрозаводского Екатерининского храма в мантии, с куколем на голове и чётками в руках. На иконе конца XX века " Собор Карельских святых " из Петрозаводского Александро-Невского собора преподобный Афанасий держит в руках модель храма.

http://drevo-info.ru/articles/9543.html

В нем находится 42 хоругви, пожертвованные при открытии мощей преподобного Серафима от 18 обществ хоругвеносцев. В кельи преподобного Серафима собраны сохранившиеся его вещи: мантия, шапочка, четки, два шейных креста, часть камня, на котором молился он, и Евангелие, обгоревшее во время пожара при кончине его. В западной части храма над кельей преподобного устроена бронзовая кувуклия (шатер). Могила преподобного Серафима, над которой установлена часовня, с одной стороны сделана открытою; в ней помещается за стеклянной перегородкой старый дубовый гроб-колода преподобного: на стенах часовни помещены изображения из жизни преподобного Серафима: моление его на камне, явление ему Богоматери, отец Серафим, идущий в пустыньку, отец Серафим, беседующий с мирянами, он же, кормящий медведя, кончина отца Серафима и пр. В церкви преподобных Зосимы и Савватия замечателен престол из кипарисового дерева, представляющий собою дело рук преподобного Серафима, который лично и устроил его. Вблизи церкви святого Иоанна Крестителя находятся пещеры, вырытые спасавшимися здесь некогда подвижниками; кельи их напоминают затворы знаменитых Киевских пещер. Здесь можно видеть железные кресты, пояса и вериги — очень тяжелые, принадлежащие подвизавшимся схимникам. В 1 версте на юго-восток от пустыни находится «источник отца Серафима», выкопанный им самим; над источником устроена часовня, а вода из него проведена в особое здание, рядом в котором устроены купальни. Множество больных получило здесь дивные излечения. Пение в пустыни — своеобразное: имеет особый склад, ритм и совсем иные, измененные напевы; оно — древнее, столповое, которое искони держится на святом Афоне, откуда и усвоено саровцами; пение это проникнуто глубоким чувством и потому сильно действует на слушателя. Ризница пустыни замечательна по выдающейся ценности, красоте и изяществу хранимых в ней богослужебных принадлежностей. Между прочим, в ней находится медный крест, вырытый еще до основания обители из саровской горы; в этот крест впоследствии были вложены частицы святых мощей Киево-Печерских угодников.

http://sobory.ru/article/?object=01580

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010