Таинство восходит к апостолам, которые, получив власть от Спасителя, «изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк. 6:13 ). Впоследствии апостолы передали обычай совершать елеопомазание священникам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). В древности Таинство называлось различными наименованиями: елеем, святым елеем, елеопомазанием, молитвомаслием (греч. ευχε λαιον). В просторечии Таинство называют Соборованием, поскольку оно совершается собором священников. В таинстве употребляется елей – жидкое масло, обычно оливковое 32 . Совершение того или иного Таинства приобретает свою внешнюю форму именно через обряды. Так, например, Таинство Брака совершается в обряде венчания, а Таинство Крещения – в обряде крещения. К числу обрядов относятся, в частности, монашеский постриг, отпевание усопших, панихиды, освящения воды, продуктов и различных предметов, молебны и молебные пения и др. Устройство храма В современном православном словоупотреблении храмом, или церковью 33 , называется здание, предназначенное для совершения богослужений, таинств и обрядов. Несмотря на все многообразие форм и архитектурных стилей, используемых при строительстве храмов, внутреннее устройство православного храма всегда следует определенному канону, сложившемуся в Византии приблизительно к началу второго тысячелетия и не претерпевшему существенных изменений. Традиционный православный храм разделен на три части: алтарь, среднюю часть (собственно храм) и притвор-нартекс. В древних храмах притвор был местом, где во время богослужения молились оглашенные и кающиеся – те, кто не причащались за Евхаристией. По уставу, в притворе положено совершать некоторые части богослужения, в частности, литию за всенощным бдением. Панихиды (краткие заупокойные богослужения) тоже должны совершаться в притворе, хотя на практике их чаще всего совершают в одном из боковых приделов храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И я благодарен тому, что у меня была бабка, Журавлева Матрена Федоровна. Я всегда с благоговением произношу это имя! В наследие она мне ничего не оставила в человеческом смысле, кроме того, что она обеспечила, чтобы я родился от венчанного брака, то есть я – законнорожденный, был крещен. Но она мне дала веру в Бога, она научила меня трем основным христианским молитвам! И маленьким ребенком я их знал! И впервые в ее присутствии я начал читать Священное Писание. Сначала Новый Завет , где-то в десять–одиннадцать лет, а в двенадцать лет у нас появилась Библия. И это наследие для меня значит очень многое! Я могу даже поделиться этим наследием, которое оставила Матрона из города Орехово-Зуево с другими, чем я сейчас и занимаюсь. Но земля обетованная – это не просто территория! Пока Бог не избрал землю Израиля, можно было пророчествовать везде, и жертву Богу приносить везде. После того, как Богом была избрана земля Израиля, можно было пророчествовать и приносить жертву Богу только в этой земле. Но после того как Бог избрал гору Мориа, жертвоприношения надо было приносить только там! И Сын Божий умирает там, на Голгофском кресте, как совершеннейшая Жертва. А если люди и пророчествовали вне земли, то они это делали всегда у источников вод. Например, так поступали Иезекииль и Иеремия, о чем говорится в Писании. Итак, Господь говорит: «И введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, [клялся] дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие. Я Господь». Мы, верующие России, люди не богатые, и это миф – то, что сейчас нередко рассказывают о каких-то там богатых священниках, я о таких не знаю. Но у нас есть самое прекрасное наследие, которые мы можем оставить нашим детям: это наша религия, православие. Помните об этом! Исх.6:9 . «Моисей пересказал это сынам Израилевым; но они не послушали Моисея по малодушию и тяжести работ». Что это такое случилось с ними, и что это за слово такое – «малодушие»? Слово «малодушие» – буквально «короткий дух» – относится к тем людям, чей дух угнетен и дыхание стеснено. Такой человек как будто никак не может расправить легкие, дышать ровно и глубоко.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

" и т.д.и т.п. Ничьих доводов не признаете, только свои собственные. Приводимые мною изречения св. Отцов и богословов, выдержки из церковных документов для вас тоже ничто. В комментарии от 21 октября вы обвиняете меня,на самом деле- засл.проф. Осипова и свт. Кирилла Александрийского, чьи высказывания я привожу. По вашим комментариям, вы один все вмещаете, а все остальные - нет. Вот это действительно прискорбно: считать себя неким просвещающим светом. Всего вам доброго, прощайте. Александр 21 октября 2023, 17:36 Галина И, прискорбно, что вы не знакомы со словами Апостола - " посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше " . Или " Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. " Также плохо, что вы не в курсе слов Спасителя про безбрачие - " не все вмещают слово сие, но кому дано " . Вы, видимо, не вмещаете. Никто тут не утверждает, что брак не благословлен. Просто безбрачие - лучше. Галина И. 21 октября 2023, 13:40 " Брак всегда и всюду является браком. С самого начала бытия человеческого он был благословлен Богом и остается таковым всегда, независимо от того, каких убеждений и верований придерживаются вступающие в него. А для искренно верующих христиан, вступающих в брак, Церковь установила еще и особое вспомоществующее благодатное средство в их совместной жизни, в их трудах и подвигах — таинство брака, венчание...Сам Господь Иисус Христос утверждает брак как дело Божие и потому священное и нерасторжимое: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19,6) " (проф. А.И. Осипов). Различать бы нам высокую, настоящую любовь, преследуемою противниками, от обыкновенного страстного блуда с сожительством. Галина И. 21 октября 2023, 08:29 Печально, когда человек самоуверенно берется судить людей и Церковь, имея лишь беглый взгляд со стороны, начитавшись Библию без святоотеческого толкования. Никогда безбрачие не было идеалом христианства.Это мнение ряда сект,н.манихейства и монтанизма. " Мы утверждаем,что Он (Христос) благословил брак в соответствии с домостроительством " (свт.Кирилл Александрийский).

http://pravoslavie.ru/156712.html

Далее произносится прокимен, основанный на  Пс.20:4 -5: «Положил еси на главах их венцы от камений честных; живота просиша у тебе, и дал еси им» (Ты положил на головах их венцы из драгоценных камней, они просили у Тебя жизни, и Ты дал ее им). Следует чтение отрывка из Послания апостола Павла к Ефесянам, содержащего учение о браке как Таинстве: … Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа ( Еф.5:21-33 ). В приведенном тексте, как и в некоторых других новозаветных текстах, настойчиво проводится мысль о необходимости подчинения женщины мужчине. Обычно это объясняется культурными особенностями Иудеи времен апостола Павла. Мы не будем сейчас подробно останавливаться на данном моменте, скажем лишь о том, что традиционное представление о главенстве мужа в семье сохраняется в Православной Церкви и поныне (в этом ее отличие от некоторых других христианских церквей). Согласно православному пониманию, в цитированных словах апостола Павла «речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, заботе и любви». Все христиане «призваны к взаимному повиновеныю друг другу в страхе Божием ( Еф.5:21 ). Поэтому ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога ( 1Кор.11:11-12 )» .

http://azbyka.ru/semya/tainstvo-braka-ve...

(Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Сие заповедую вам, да любите друг друга.) Хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» Священник, закрыв Евангелие, дает поцеловать его новобрачным. Диакон возглашает ектению: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй». Хор здесь и далее поет: «Господи, помилуй» (трижды). «Еще молимся о великом господине и отце нашем, Святейшем Патриарсе Кирилле и о всей во Христе братии нашей. Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении и оставлении грехов рабов Божиих (имена новобрачных) и о еже умножити лета живота их». Священник: «Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков». Хор: «Аминь». И творит священник отпуст по обычаю, упоминая и имена святых, тезоименных новобрачным. После отпуста новобрачным возглашается многолетие. Во время пения «Многая лета» иерей осеняет крестом новобрачных и народ. И благословляет иерей новобрачных, как уже говорилось, иконами. Некоторые священники молебен не служат, а совершают благословение иконами после возглашения на амвоне многолетия молодоженам. Венчание закончено. Новобрачные возвращаются в свой дом. Здесь их встречают родители жениха и невесты, подносят им по обычаю хлеб-соль и благословляют их, теперь уже обоих сразу, иконами Спасителя и Божией Матери. Поцеловав иконы и руку родителей, муж и жена вступают в свой дом, чтобы поставить в передний угол «благословенные образа», затеплить перед ними лампаду и ощутить в доме молитвенную атмосферу храма, теперь уже «домашнего храма». Здесь им придется в совместной супружеской жизни научиться предстоящему искусству отцовства и материнства.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Последование венчания своим молитвенно-благодатным строем полагает основания для жительства по правилам Святой Церкви и для упражнения душ в усвоении науки христианской жизни. Подготовительный момент к нераздельному жительству в супружестве был завершен в последовании обручения. Оно, согласно указанию Требника, было совершено в притворе храма. Кольца на руках жениха и невесты свидетельствуют, что договор о свадьбе исполнен. Церковь своим благословением утвердила их согласие на совместное жительство. И за это от лица Церкви священник славословит и благодарит Бога. Хотящие венчаться, говорится в Требнике, входят во храм со свещами возжженными, предыдущу священнику с кадильницею, и поющу псалом 127-й. Жених и невеста соединяют свои правые руки так, что рука жениха полагается на руку невесты. Священник покрывает их руки епитрахилью и затем, взяв поверх епитрахили руки новобрачных, вводит их в храм со словами псалма: «Блажени вси боящиися Господа. Ходящии в путех Его. Труды плодов твоих снеси. Блажен еси, и добро тебе будет. Жена твоя яко лоза плодовита, во странах дому твоего. Сынове твои яко новосаждения масличная окрест трапезы твоея. Се тако благословится человек бояйся Господа. Благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима вся дни живота твоего. И узриши сыны сынов твоих: мир на Израиля». (Блаженны все боящиеся Господа, ходящие путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа! Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей; увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!) На каждое возглашение священника хор радостно воспевает: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!» На фоне этого пения дым кадильный являет жениху и невесте образ таинственного снисхождения на них благодати Божией, как говорит об этом священник Павел Флоренский : «Кадильный дым струится в пренебесные... сферы и обратно нисходит к нам, долу, уже не как фимиам кадильный, а благодать Святого Духа – как фимиам» 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Сексуальность превышается в силу своей символики; будучи символом единства, она превосходит самое себя, имея в виду духовную целостность единого существа. Только здесь брачное состояние становится на один уровень с монашеством, и оба они воссоединяются в эсхатологическом образе Царства Божьего. Напротив, социологическая концепция (произрождение) разделяет эти два состояния и противопоставляет их одно другому. Монахи и женатые, ювелиры, обрабатывающие небесные камни, осуществляют целомудрие, довершая творение Божие. Мы это видим в диалектике, какую развивает святой апостол Павел по поводу обрезания ( Рим.2:26–29 ). Святой апостол Павел развивает ее в духовном плане и рисует перспективы, идентичные с теми, какие раскрываются в его диалектике на тему о целомудрии. И глубокая родственность этих предметов позволяет нам воспользоваться этим текстом, соответственно изменив термины: Если необрезанный (физиологически не девственный) соблюдает постановления закона (сохраняет духовное целомудрие), то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? И необрезанный по природе, исполняющий закон (внутреннее согласование, превосходящее природу), не осудит ли тебя... («ты» здесь имеет отношение к юродивым девам притчи, которым физическая девственность не послужила на пользу). Ибо не тот иудей (человек духовно девственный, чей дух девствен), кто таков по наружности (физиологически), и не то обрезание (девственность), которое наружно, ПО ПЛОТИ, но тот Иудей, кто внутренне таков (целомудренный дух), и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве; ему и похвала не от людей, но от Бога. Эта похвала дается в порядке предвосхищения «чина венчания» в Таинстве брака. В своем толковании на псалом 147 Блаженный Августин говорит: «Девственностью плоти обладает лишь небольшое число людей, а девственность сердца должна быть всеобщим достоянием». До тех пор, пока психоаналитики будут стараться преодолеть иррациональное и бессознательное только светом разума, их метод будет оставаться бездейственным. Вполне можно отождествлять грех с болезнью, пост с вегетарианским режимом, аскетизм со спортивной гигиеной, однако при таких установках никто не будет иметь власть приказать: «Встань и ходи, и больше не греши!». Для того, чтобы изменить человеческую природу в одно мгновение, сказав: «Ныне же будешь со Мною в раю», или постепенно: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», надо проявлять силу харизм и обладать сакраментальной властью отпускать грехи. Разумеется, кабинет психиатра не является святилищем, однако психиатр–христианин знает пределы своей науки, за которыми действует уже сила благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Но у нас есть свои руководители, за которыми мы и следуем, так как они, а не Толстой, указывают путь, истину и жизнь ( Ин. 14:6 ). Они учат, что хорошо человеку не касаться женщины ( 1Кор. 7:1 ) и что не выдающий замуж своей девицы поступает лучше выдающего (см. 1Кор. 7:38 ). Однако не все вмещают слово сие, но кому дано ( Мф. 19:11 ); каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе ( 1Кор. 7:7 ). Сообразно с этим, тем, которые могут вместить, христианство предлагает подвиг полного целомудрия, а кому не дано вместить – оно предлагает и подвиг более слабый – брак, но всё же подвиг христианский. А посему выдающий замуж свою девицу, по словам апостола Павла, поступает хорошо, то есть нравственно, по-христиански; если и женишься, не согрешишь, и если девица выйдет замуж, не согрешит ( 1Кор. 7:38,28 ). Конечно, истинное девство выше брака; но следует ли, говорит святой Кирилл Иерусалимский , из-за того, что мы имеем золото, отнимать цену у серебра? Да не будет этого!.. Екатерина Чепыжова. «Господь все устроит» Сейчас многие стремятся обвенчаться. Кто-то не мыслит брака без христианского Таинства, кто-то надеется получить что-то вроде «гарантии», чувствуя, что совместная жизнь и гражданская регистрация отношений еще ничего «не гарантируют», кто-то следует традиции или моде. Есть и те, кто приступает к Таинству после постигших семью тяжелых испытаний. В таких случаях решение венчаться обычно более обдуманное и сокровенное – хотя бы с одной стороны. Однажды я случайно оказалась свидетельницей Венчания в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Я зашла в храм приложиться к древней чудотворной Казанской иконе Божией Матери. Шло Венчание. Мужчина и женщина лет сорока, оба в неяркой одежде, стояли перед священником, в стороне расположились родственники. Казалось бы, обстановка была самой скромной, но такая торжественная радость тихим сиянием праздника исходила от брачующихся, что когда луч солнца, упавший из окна алтаря, осенил их головы, этот образ запомнился мне на долгие годы.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/muzh-i...

Он не говорит, что супруги должны воздерживаться друг от друга и сходиться вместе только для зачатия ребёнка, наоборот, они должны «быть вместе», воздерживаясь только «по согласию, на время», и то для того, чтобы посвятить себя молитве. Слова «по согласию» являются ключевыми в этом совете, ибо каждый из супругов должен жить, принадлежа полностью другому.Для чистых всё чисто; а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога; а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу. ( Тит. 1.15–16 ) К сожалению, есть такие люди, что хотя они и повенчаны и их отношения, как теперь говорят, «правомочны», тем не менее они могут быть безбожны и нечисты. Тот факт, что пара «юридически» или даже «церковно» находится в браке, не делает их супружескую жизнь автоматически свободной от греховной страсти, извращения и вожделения. И, напротив, как сказал св. Иоанн Златоуст , даже языческий брак бывает свят и чист, если в нём присутствует подлинная любовь и супруги навечно отданы друг другу в нескончаемой верности и взаимном поклонении. Ибо где присутствует такая любовь, там присутствует Бог. Семья По обряду венчания, рождение детей и забота о них в семье являются естественным плодом любви мужа и жены, наибольшим залогом их союза. В этом смысле брак становится человеческим выражением творческой и заботливой Божьей любви. Люди, не любящие детей и отказывающие им в опеке, не могут иметь истинной любви в своём браке. Конечно, бывают пары, чьи супружества остаются бездетными по какой-либо посторонней причине. В этом случае их подлинная христианская жизнь и взаимная преданность должны принять другие формы, например, в усыновлении детей, или в каком-нибудь ином служении ближним. Бездетный же брак, превращённый в самоублажение и самоудовлетворение супругов, не может считаться христианским духовным союзом, каковы бы ни были причины их бездетности, – он никоим образом не совместим с библейским, нравственным и богослужебным учением Православной Церкви о смысле жизни, любви и брака.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

     Поэтому-то всегда брак, как в Ветхом, так и в Новом Завете, является синонимом радости. Возрадуемся и возвеселимся... ибо наступил брак Агнца... Блаженны званые на брачную вечерю Агнца (Откр. 19, 7, 9; Мф. 25, 1—13). Наоборот, как показатель величайшей скорби является пророчество: и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе (Откр. 18, 23). И к такому сознанию библейские предписания приспособлялись даже в опасное время войны. Если кто взял жену недавно, — читаем во Второзаконии, — то пусть не идет на войну и ничего не должно возлагать на него. Пусть он остается свободен в доме своем в продолжение одного года и пусть увеселяет жену свою (Втор. 24, 5).      Святой Амвросий Медиоланский подчеркивает, что только жена была создана в раю, тогда как сам Адам создан вне рая, в Едеме . Блаженный Августин так описывает внутреннюю жизнь первых людей: «Существовала любовь безмятежная к Богу и любовь взаимная супругов, живших в верном и искреннем сообществе, а вследствие этой любви великая радость, так как предмет любви не переставал быть предметом наслаждения» .      «Сколько бы ни были нам полезны бессловесные, — пишет Златоуст, — но помощь, оказываемая женою, гораздо превосходнее... Жена - целое, совершенное и полное существо, может и беседовать и в силу единства природы доставлять великое утешение. Ведь для его (мужа) утешения и создано это существо» . Даже ригорист Тертуллиан не находит слов для описания счастья брака .      И православный чин венчания постоянно говорит о браке как великой радости: «О еже возвеселитися им»... «Да прийдет на ня радость оная»... «Возвеселиши я радостию»... «Возвеселися якоже Ревекка, веселящися о своем муже»... «Соединяясь в радость сию»...      Если мы от древнехристианской обратимся к более новой литературе народов с давней и глубокой христианской культурой, то увидим, что и здесь брачная любовь переживается как высокое религиозно-нравственное чувство. «Брак есть истинное небесное, духовное и божественное состояние... Супружеская любовь есть великая литургия» («ein groBes hohes Gottes Dienst») , — пишет Лютер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=906...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010