«Нормальная, — ответил я ей, а сам даже позавидовал, что не мне — священнику, а невоцерковлённой девчушке Господь даровал действие Духа Святого в Таинстве Брака лицезреть, — чудо это было Божье, по неисповедимому Его Промыслу тебе показанное, любит тебя Господь!» «Батюшка! А, когда я замуж выйду и венчаться буду, на меня тоже так светить будет?» «Будет, — говорю, — не уверен только, что ты это снова увидеть сподобишься, но знай, во время венчания так всегда бывает. Это Дух Божий мужа и жену в единое духовное существо соединяет — да будут два в плоть едину! И телесно, и духовно!» Девочка эта, правда, замуж так и не вышла, она сейчас в Т-ском женском монастыре инокиня, подвизается на просфорном послушании. Выбрала себе самого лучшего Жениха… Только ведь благодать Духа Святого, дарованную в Таинстве Брака, важно не только получить, но, самое главное — сохранить! А подвигом благочестивой семейной жизни и приумножить! У нас ведь, традиционно, многие сказки да романы заканчиваются свадьбой — «и я там был, мёд-пиво пил», а реальная семейная жизнь свадьбой только начинается. И венчание, само по себе, не есть гарантия семейного счастья, а лишь «выдача лицензии на право построения семьи» с приложением Божьей помощи при условии «соблюдения технологии строительства». Причём, всё зависит как раз от знания этой «технологии» и старания её придерживаться. А изложена она в Евангелии, в послании Апостола Павла к Ефесянам: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь… Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть… Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа».

http://azbyka.ru/fiction/flavian-zhizn-p...

Браки православных с нехристианами оставались безусловно запрещенными и в синодальную эпоху, как, впрочем, запрещались они и российским подданным католического вероисповедания. При этом российским подданным протестантского исповедания в соответствии с их конфессиональным правом разрешалось вступать в брак с мусульманами и евреями, но не с язычниками. Запрет браков православных с иноверцами не распространяется на те случаи, когда к Православной Церкви присоединяется один из супругов, при том что другая сторона остается вне Церкви. Отцы Трулльского Собора в 72-м правиле, повторяя мысль апостола Павла: …Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим ( 1Кор. 7:12–14 ), не требуют расторжения брака, заключенного вне Церкви, когда один из супругов обращается в правую веру: «Но аще некоторые, будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком, потом един из них, избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другий остался во узах заблуждения, не желая воззрети на Божественные лучи, и аще притом неверной жене угодно сожительствовати с мужем верным, или, напротив, мужу неверному с женой верною, то да не разлучаются, по божественному апостолу: святится бо муж неверен о жене, и святится жена неверна о муже». В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых Архиерейским Собором 2000 г., относительно смешанных браков содержится следующее положение: «В соответствии с древними каноническими предписаниями Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей» (10, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В женских монастырях по благословению правящего архиерея разрешается пожилым монахиням или инокиням нести послушание в алтаре. Что означают слова «Господи Боже, честию и славою венчаем их»? иеромонах Иов (Гумеров) «Господи Боже наш, славою и честию венчай я (то есть – их. – и. И)». Эти слова являются тайносовершительной формулой во время венчания. Их трижды произносит священник. Перед этим на жениха и невесту возлагаются брачные венцы в знамение победы: жених и невеста не были побеждены до брака блудной страстью, таковыми приступают и к брачному ложу. Тот, кто до брака потерял целомудрие и чистоту, строго говоря, не достоин венцов. Поэтому на второбрачных или совсем не возлагали венцов, или возлагали не на головы, а на правое плечо (постановление Стоглавого Собора). Слова «славою и честию венчай» взяты из Псалтири: «Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его» ( Пс. 8: 5–6 ). Пророк говорит, что человек при сотворении увенчан славою , потому что получил образ и подобие Божие. Он увенчан также честью, поскольку Бог даровал ему власть над всеми другими тварями. По мнению святителя Иоанна Златоуста , в венчании можно видеть благодатное восстановление того величества над тварями, которым были облечены Адам и Ева в то время, когда Бог изрекал им брачное благословение: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» ( Быт. 1:28 . Кто такой «богоглаголивый Аввакум» из пасхальных песнопений? иеромонах Иов (Гумеров) Творец Пасхального канона преподобный Иоанн Дамаскин при составлении ирмоса 4-й песни упоминает святого пророка Аввакума: «На Божественней стражи богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко Всесилен». Здесь использованы слова из его пророческой книги: На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне ( Авв. 2:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Правило 10-е того же Собора гласит: «Аще кто из девствующих ради Господа будет превозноситися над бракосочетавшимися, да будет под клятвою». 6. Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку, а также к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере, в соответствии со словами святого апостола Павла: «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» ( 1Кор.7:14 ). Среди священников встречаются те, кто отождествляет гражданский брак с блудом. Такие духовники требуют от людей, состоящих в гражданском невенчанном браке, либо повенчаться, либо расторгнуть брак. Это неверная позиция. Гражданский брак Церковью признается, Церковь относится к нему с уважением. В первые века христианства венчания вообще не существовало; был только гражданский брак. Специальные церковные обряды, связанные с благословением брачующихся, появились гораздо позже. Конечно, Церковь призывает верующих венчаться в храме, но в тех случаях, когда это невозможно, священник никоим образом не должен настаивать на венчании. Немало случаев, когда, например, женщина глубоко верующая живет с мужем неверующим, атеистом, и он венчаться, естественно, не соглашается. Она приходит к священнику на исповедь, хочет причаститься, но священник к Причастию ее не допускает, говоря, что она живет в блуде. Такая позиция пастыря – не просто нарушение духовнической практики, но и каноническое преступление. 7. Напомнить пастырям о том, что в своем отношении ко второму браку Православная Церковь руководствуется словами апостола Павла: «Соединен ли ты с женою? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит... Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» ( 1Кор.7:27–28,39 ). Среди священников есть и те, кто утверждает, что Православная Церковь не допускает второго брака.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

А начинать мы должны с того, чтобы применять в жизни замечательный принцип: Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Никто не желает себе зла, никто не хочет, чтобы по отношению к нему проявляли справедливость, если он поступил нехорошо: всякий из нас ищет не строгости, а милосердия. В первом послании святого апостола Павла к Коринфянам есть такие слова: Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его 147 . Но ведь получается, что такие люди находятся в невенчанном браке и живут в любодеянии? Апостол говорил это тогда, когда общество было языческим, ведь христианство еще только начало распространяться. Позже, когда общество стало христианским, невенчанный брак рассматривался как сознательное преступление и назывался любодеянием. В Византийской империи для христиан не было гражданского брака, как и в Российской империи. И поэтому, если люди не были обвенчаны в Церкви, значит, они вообще не считались женатыми. Правда, в древности, в первые века Византийской империи, еще существовали римские обычаи, и нечто вроде гражданского брака там было. В наше время, мне кажется, поневоле приходится вернуться к практике древнейшего христианского общества, о которой говорит апостол Павел. Если бы мы сейчас предъявляли к супругам такие жесткие требования: «Или венчайтесь, или разводитесь», то разрушили бы многие семьи. Правда, некоторые духовники, может быть более строгие, считают, что брак обязательно должен быть венчанным. Но какой смысл совершать таинство венчания над человеком, который, может быть, даже не крещен? Или, если и крещен, то в Бога не верит? Перед таинством бракосочетания, если все делать правильно, молодым нужно исповедаться и причаститься. Как же можно человека почти неверующего или вовсе неверующего заставлять участвовать в таинствах? Не будет ли это кощунством над таинствами? Поэтому я не придерживаюсь такого мнения, что в любом случае нужно венчаться и что гражданский брак 148 – это любодеяние. Гражданский брак – это все-таки не просто связь, хотя, конечно, это не церковный брак.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Будете есть Плоть Мою, и пить Кровь Мою …, многие сомневались: Какие странные слова! Кто может это слушать? ( Ин.6:60 ). И Многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним ( Ин.6:66 ). То есть этого они вместить не могли. Священник Менно Симонс, стоя с чашей и произнося слова: «Сие есть Тело Мое, и Сия есть Кровь Моя…», усомнился: «Как этот хлеб и это вино может быть Телом и Кровью Спасителя?» Со временем червь сомнения все больше точил его, и через десять лет он порвал с Церковью, став основателем одного из протестантских движений. Как Земля вращается вокруг своей оси, так и Таинство Евхаристии – самая суть христианской веры. Здесь проверяется, остаемся ли мы с Господом или отходим от Него. Таинство Венчания Казалось бы, при чем здесь Христос? Есть жених, есть невеста, люди полюбили друг друга и решили жить вместе, создать семью и растить детей. Может быть, дело в том, что Христос благословляет нашу совместную жизнь? Согласны ли мы с таким пониманием? Церковь подходит к этому вопросу гораздо глубже. Апостол Павел пишет: Посему оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое – одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.5:31 ). С одной стороны – человек, который оставит отца и мать и прилепится к жене, с другой стороны – Христос и Церковь. Церковь всегда исповедовала брак как Таинство. Брак принимается ею как таинственное соединение двоих в одну плоть и сопоставляется с Христом и Церковью. Католики говорят так: Таинство Брака совершают муж и жена, а Церковь освящает это Таинство священнической молитвой. Православные считают, что Таинство Брака совершает священник. Православная Церковь отвергает невенчанный брак, приравнивая его к блуду. Апостол Павел говорит, что верующая жена может жить с неверующим мужем и наоборот. Впрочем, случалось и так, что некоторые священники советовали таким людям разводиться: «Ты живешь в блуде! Выбирай – или Христос, или муж!» – и разваливали семьи. Однако и невенчанный брак обязательно должен был быть законным. Сейчас часто можно услышать: «Зачем регистрация? Это же формальность!» Но власть, по слову апостола Павла, есть не формальность, а Божие установление ( Рим.13:2 ). И в этом смысле языческий брак тоже представляет собой Таинство. В этом браке рождаются такие же дети.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Поэтому-то всегда брак, как в Ветхом, так и в Новом Завете, является синонимом радости. Возрадуемся и возвеселимся... ибо наступил брак Агнца... Блаженны званые на брачную вечерю Агнца ( Откр. 19, 7, 9 ; Мф. 25, 1–13 ). Наоборот, как показатель величайшей скорби является пророчество: и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе ( Откр. 18, 23 ). И к такому сознанию библейские предписания приспособлялись даже в опасное время войны. Если кто взял жену недавно, – читаем во Второзаконии, – то пусть не идет на войну и ничего не должно возлагать на него. Пусть он остается свободен в доме своем в продолжение одного года и пусть увеселяет жену свою ( Втор. 24, 5 ). Святой Амвросий Медиоланский подчеркивает, что только жена была создана в раю, тогда как сам Адам создан вне рая, в Едеме 198 . Блаженный Августин так описывает внутреннюю жизнь первых людей: «Существовала любовь безмятежная к Богу и любовь взаимная супругов, живших в верном и искреннем сообществе, а вследствие этой любви великая радость, так как предмет любви не переставал быть предметом наслаждения» 199 . «Сколько бы ни были нам полезны бессловесные, – пишет Златоуст, – но помощь, оказываемая женою, гораздо превосходнее... Жена – целое, совершенное и полное существо, может и беседовать и в силу единства природы доставлять великое утешение. Ведь для его (мужа) утешения и создано это существо» 200 . Даже ригорист Тертуллиан не находит слов для описания счастья брака 201 . И православный чин венчания постоянно говорит о браке как великой радости: «О еже возвеселитися им»... «Да прийдет на ня радость оная»... «Возвеселиши я радостию»... «Возвеселися якоже Ревекка, веселящися о своем муже»... «Соединяясь в радость сию»... Если мы от древнехристианской обратимся к более новой литературе народов с давней и глубокой христианской культурой, то увидим, что и здесь брачная любовь переживается как высокое религиозно-нравственное чувство. «Брак есть истинное небесное, духовное и божественное состояние... Супружеская любовь есть великая литургия» («ein groBes hohes Gottes Dienst») 202 , – пишет Лютер.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Диакон : 1. «Помилуй нас, Боже…». 2. «Еще молимся о богохранимой Российской стране и правительстве ее…». 3. «Еще молимся о святейших вселенских православных патриархах…». 4. «Еще молимся о рабах Божиих (имена), обручившихся друг с другом…». 5. «Еще молимся о всей братии и о всех христианах…». Священник : «Господи Боже наш! Прими эту нашу усердную молитву и ниспошли обильные Твои милссти Твоим рабам (имена) и всегда храни их в мире, любви и единомыслии, ибо Ты Милостивый и Человеколюбивый Бог и Тебе мы воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков». Народ : «Аминь». Отпуск . Порядок совершения Таинства Брака (венчания) Обручившиеся идут с зажженными свечами на середину храма, а священник, идя впереди их, совершает каждение и поет 127 псалом, народ же после каждого стиха псалма поет припев:,, Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» . 127 псалом: «Блажен всякий, боящийся Господа, ходящий путями Его. Ты будешь есть от трудов твоих рук; блажен ты и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа. Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей. Увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля» . Затем священник произносит поучительное слово о таинстве брака и о жизни и обязанностях вступивших в брак, а по окончании спрашивает жениха : «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя), которую видишь здесь перед собою?». Ответ : «Имею, святой отец». Вопрос : «Не связан ли ты обещанием другой невесте?» Ответ : «Нет, не связан, святой отец». Затем священник обращается к невесте : «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя), которого видишь здесь пред собою?». Ответ : «Имею, святой отец». Вопрос : «Не связана ли ты обещанием другому жениху?» Ответ : «Нет, не связана, святой отец». Диакон : «Благослови, владыка». Священник : «Благословенно Царство...» (стр. 16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3849...

Жизнь супружеская, семейная есть жизнь пророческая, в отношении к раскрытию воли Божией супругов, друг о друге и – о детях; и жизнь мученическая, в отношении терпения друг друга, «ношения немощей друг друга»... Оттого среди церковного таинства брака поются тропари о пророке Исаии и о святых мучениках, «страдальчествовавших и венчавшихся». От этого и само венчание брачующихся венцами. Это – не «обряд», но символ реальный Церкви, который должен стать реальной действительностью Ее. Благословение Церкви есть закваска, которую Церковь кладет в мир, в человека, в супружество, в пищу, во всякое земное дело верующей души... Церковный брак – жизнь «малой церкви» Твоей – только там совершается в Истине, где супругами, – хотя бы одним, – принята божественная закваска Твоего, Господи, нетленного Брака с Церковью. И причастниками Тела и Крови Твоих бывают не те, которые лишь плотски вкусили Таинство, но которые всем существом своим воистине восприняли божественное семя Жизни. Благословенный брак и всякое истинное единение, на сей земле, тяготеет к своей Тайне: к жизни не по плоти… Ибо понимают верные Богу, что время коротко, «так что имеющие жен должны быть как не имеющие» ( 1Кор.7:29 ), «и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся, ибо проходит образ мира сего». Созерцание девятое «И Дух и Невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит и желающий пусть берет воду жизни даром» ( Откр.22 ). «И Дух и Невеста говорят: прииди»... «И слышавший да скажет: прииди» ( Откр. 22 ). Я слышу, Господи, как сердце мое – и помимо грешной воли моей – взывает и поет к Тебе: «прииди!» Если кто тоже слышит этот тонкий и мирный глас и тоже ждет пришествия Твоего, когда бы ни свершилось оно, ему будут понятны мои слова, и он не осудит меня за их немощь; за то, что в возможной простоте я хочу наметить путь неумопостигаемого познания. Ничтожно слово мое... Твое же глубоко, как вечная жизнь. Соль Слова Твоего – логика будущего. Истинная философия земли, оголенная Словом, убирает камни с пути госпожи своей, – Твоей, Господи, славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Первые стихи этой притчи – как дивная поэма любви Бога к людям; последние же ее стихи – жестокая проза о человеческой ограниченности и неблагодарности. Раскроем же эту поэму любви, не встретившей отклика. Царь неба и земли, Бог и Отец Небесный приготовил пиршество по случаю брака Сына Своего. Брак Божия Сына есть венчание Его с Невестой – Церковью, совершаемое ради спасения Вселенной ( Откр.19:7 ). Так, в творчестве Бога Отца спасение человечества является великим радостным делом, как бы браком Его Сына. Конечно, по поводу такой исключительной радости готовится исключительное торжество. Какое же пиршество может быть пышнее брачного? Не оно ли самое светлое, самое обильное, полное блеска и радости? Если светло и обильно брачное торжество каждого человека, то торжество царского брака – блистательно. Отец и Царь, в распоряжении которого постоянно имеются все блага, готовится к нему: из лучшего выбирается лучшее, из изысканного самое изысканное. Все подготавливается к торжественной вечере. «Тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово» ( Мф.22:4 ). В трапезе любви Бога и людей это уготованное пиршество есть пиршество спасенных, пиршество радующегося Отца, торжествующего Спасителя-Сына и в общении с Ними торжество всех, просвещенных Святым Духом. Что может быть блистательней этого торжества? Его видел и описал тайнозритель святой Иоанн Богослов: «Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними... И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло... Побеждающий (он же званный и избранный) наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» ( Откр.21:3–4,7 ). Может ли быть что-нибудь упоительнее этой брачной вечери любви, приготовленной Отцом и Владыкой? Полнота ее сладости еще не открыта бедному взору и слабому языку человеческому: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). Такова вечеря любви Бога! Не о ней ли должно мечтать всякое христианское сердце? Не ради ли нее берутся кресты и несутся все прискорбности жизни? Не она ли услаждает земные слезы и делает легкими все боренья? Она, она, эта небесная вечеря Божией любви!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010