Не удалось извлечь искомое из базы (((

«Посему оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть». По словам Господа Иисуса, это сказал Адам не от себя, но его устами говорил Бог ( Мф.19,4–6 ). Ими было установлено нерасторжимое таинство брака, «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». В Новом Завете этот союз преображается в священнодействии Венчания. Заметим, что если брак был установлен Самим Создателем еще в раю до падения, то пусть умолкнут все, кто считает его чем-то скверным или нечистым. По священным правилам Гангрского Собора (ок. 340–376 г.г.) они должны быть преданы анафеме! Однако должно помнить, что это Господне повеление, вложенное в нашу природу, действует и при незаконном плотском общении, когда блудники также становятся друг с другом в одну плоть. Апостол Павел учит нас: «Разве вы не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницей становится одно тело с нею? Ибо сказано: “два будут одна плоть”. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех , какой делает человек, есть вне тела; а блудник грешит против собственного тела» ( 1Кор.6,15–18 ). Поэтому, всякий, совершающий этот страшный грех, выпадает из Церкви Божией и попадает в антицерковь блуда, от чего да избавит нас Бог! «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». Как и сейчас не стыдятся маленькие дети, в которых грех еще не раскрылся; как не стыдятся не ведающие греха звери и ангелы. В них нет разрыва между душевной и телесной жизнью, порождающей стыд. Облачен был Адам в нетленную славу Создателя Своего и посему не видел наготы своей, которую узрел после падения. До греха человек вовсе не смотрел на себя как на нечто немаловажное, и поэтому и не стыдился. Как пишет святой Макарий, «враг, обольстив Адама чрез жену, как чрез нечто подобное, отнял у него славу, какою был он облечен. И таким образом, человек явился обнаженным, и узнал свое безобразие, которого не видел прежде, потому что мысль его услаждалась небесными красотами; ибо, по преступлении, помышления его сделались земными и пресмыкающимися долу, простое и доброе в нем мудрование смешалось с мудрованием плотским и порочным» (23. стр.385).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Примем и мы к сердцу сии св. слова и будем жить так, как бы мы всегда были пред очами наших архипастырей, пред очами великих святителей и отцов церкви, или лучше пред очами Божиими. Дай Бог, чтобы в небесном лике святителей и отцов сказано было и о нас: «Вот мы и дети, которых дал ты нам, Боже!» Аминь. 21. Беседа первая о семейной жизни Чтобы лучше объяснить вам эти важные и священные обязанности, я скажу вам, сперва, о самом начале и назначении семейной жизни. Итак, откуда ведет свое начало семейная жизнь? Союз супружеский, союз мужа с женою, а отсюда и семейная жизнь установлены и освящены самим Господом Богом еще в раю. «И сотвори Бог человека, – сказано в слове Божием, – по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их. И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполняйте землю». ( Быт.1:27–28 ). Когда пришел на землю Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, то и Он подтвердил закон супружества, повторив слова, которые также сказал Бог в раю, когда создал жену первому человеку и установлял закон супружества: «Оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут двое – одна плоть» ( Мф.19:5–6 ). Чтобы дать людям понять, как достоин почтения союз брачный, он сам благоволил быть с пречистою Материю своею и учениками на браке в Кане Галилейской, как то читается, если помните, в Св. Евангелии при венчании. Но, будучи установлен Богом еще в раю, подтвержден Христом Спасителем, брачный союз получил в Христовой церкви еще особенное, высшее освящение, как то обяснили св. апостолы и ученики Христовы. Так св. Павел, повторив слова Спасителя о брачном союзе, что в нем двое – муж и жена – будут одна плоть, прибавляет: «Тайна сия велика: я говорю по отношению ко Христу и к церкви» ( Еф.5:32 ). Заметьте, братие: «Тайна сия велика!» – учит Слово Божие. Вот почему брак и почитается таинством в ряду семи св. таинств, установленных в церкви по преданию апостолов, которых учил Господь, просвещал Дух Святой. Но какая это тайна, во имя которой освящается супружеский союз в таинстве брака? Припомните слова апостола: «Тайна сия велика: я говорю по отношению ко Христу и церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

– Если речь идёт о верующих православных людях, то здесь вопроса не должно и возникать. Какие же это верующие, если пренебрегают церковным таинством, отказываются принимать дар благодати Святого Духа? Но согрешают они не тем, что будто незаконно сожительствуют, а своим маловерием, леностью, пренебрежением даром Божиим, подаваемым в таинстве. Брак установлен Богом при сотворении человека: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог , и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею ( Быт. 1, 27–28 ). Поэтому любой брак, в каком бы народе и какой бы религии он ни совершался, является законным браком, но никак не блудом. Поэтому тяжкий грех берут на себя те священнослужители, которые отлучают от причастия людей, живущих в невенчанном браке: – В блуде живёшь! Венчайся немедленно! – Батюшка, да ведь он неверующий и венчаться не будет… – Не хочет венчаться – разводись. Мнение, что невенчанный брак есть блуд – это или невежество, или же сознательное отвержение учения апостола Павла, который утверждает о невенчанных: Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим ( 1Кор. 7, 14 ). – Способствует ли таинство Венчания созданию счастливого брака? – Только в том случае, когда супруги принимают его с верой и обещанием Богу и людям быть верными друг другу и проводить жизнь по заповедям Христовым и церковным установлениям. В таком случае супруги получают от Бога особый дар благодати, который помогает им в сохранении, прежде всего, семейного мира, а он – основа всего. В противном случае Венчание, как и любое другое таинство, остаётся пустым обрядом. Как писал святитель Иоанн Златоуст : «Ни Крещение, ни отпущение грехов, ни ведение, ни приобщение Таин… и ничто другое не может принести нам никакой пользы, если мы не станем вести жизнь честную, строгую и чуждую всякого греха» 48 . Более того, слова апостола Павла, предупреждающие о последствиях недостойного причащения, естественно, относятся и к принятию Венчания: Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе... Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает ( 1Кор. 11, 29–30 ). А преподобный Симеон Новый Богослов писал о крещении младенцев: «Принявшие крещение Твоё от младенчества и недостойно его прожившие всю жизнь будут иметь большее осуждение, нежели некрещёные, как осквернившие, по словам Твоим 49 , святую одежду Твою» 50 . Поскольку проклят, кто дело Господне делает небрежно ( Иер. 48, 10 ). Разумеется, это относится к принятию любого таинства и, конечно, Венчания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Бог сотворил человека в виде мужчины и женщины, поэтому существование двух полов является неотъемлемой частью человеческой природы. Согласно христианским взглядам, женщина и мужчина не могут существовать друг без друга. Разница между ними это особый, драгоценный дар, не только определяющий биологическое развитие, но и различное призвание, и способ существования человека. Мужчина и женщина должны быть отцом и матерью «всего сущего» и тем самым воплощать волю Бога о творении. Половое различие не должно служить причиной вражды между людьми или тирании мужчины над женщиной. Недопустимо стремление женщины сделаться мужчиной и выполнять его функции в жизни. Наоборот, половое различие должно способствовать созданию гармонии и единства между мужчиной и женщиной. Половые особенности людей оказывают огромное влияние на их духовную жизнь. Поэтому половые отношения должны проявляться согласно воле Божьей и быть вдохновенными Святым Духом. Человек должен заботиться о том, чтобы предохранить свою половую жизнь от извращений и от того, чтобы секс не стал орудием греха. Поэтому человек, узаконивая свои половые отношения с женщиной, должен венчаться, а затем не допускать ни прелюбодеяния, ни разврата, и жить только со своей женой, чтя её и любя. «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» ( Евр.13:4 ). Считается, что брак людям дан Богом и является таинством церковным. Таким образом, брак есть таинство, основанное на свободном обещании мужчины и женщины во взаимной верности и любви друг к другу. Венчание освящает супружеский союз и дает благодать Божию для мира, любви и согласия в христианской семье и для рождения, и христианского воспитания детей. Брак был установлен самим Господом Богом в раю. После того как были сотворены Адам и Ева «благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» ( Быт.1:28 ). Иисус Христос Своим присутствием на брачной церемонии в Канне Галлилейской освятил таинство брака. А на вопрос фарисеев и книжников ответил, что брак людям дан Самим Господом Богом, сказав при этом: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Матф.19:6 ). Брак между мужчиной и женщиной символизирует собой духовный союз Иисуса Христа с Церковью . Этот священный союз основывается, с одной стороны, на любви Иисуса Христа к Церкви, и на полной преданности Церкви Воле Христовой с другой стороны. Поэтому муж должен любить и уважать свою жену. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь » ( Еф. 5,25 ). А жена обязана добровольно чтить и повиноваться своему мужу, «потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» ( Еф. 5,22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Прихожанка. Но ведь должны же быть какие-то ограничения? Пресвитер. Естественно. Вы же видите, что апостол Павел самой причиной дозволения брака побуждает супругов к воздержанию, ибо «если брак позволяется во избежание блудодеяния, то соединенные браком уже не должны совокупляться между собою без всякой умеренности» 46 . Прихожанка. Вот и я о том же. Пресвитер. Но как определить эту умеренность? Прихожанка. Необходимо друг от друга воздерживаться во все установленные Церковью посты, большие праздники и вообще в те дни, в которые не разрешено венчание. Пресвитер. А еще вы, наверное, забыли сказать, что если супруги или только один из них решат причаститься, то им надо воздерживаться друг от друга соответственно подготовительному посту перед причащением. Прихожанка. Да, да, совершенно верно. Кажется, святой апостол Павел говорил, что супругам надо воздерживаться для поста и молитвы. Пресвитер. Правильно. Если процитировать сказанное им точно, то это будет звучать так: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» ( 1Кор. 7, 5 ). А скажите, какой смысл несет в себе это высказывание? Прихожанка. Пост, как таковой, включает в себя непременное воздержание не только в пище и питии, но и в супружеских отношениях. Пресвитер. То есть вы хотите сказать, что супруги при наступлении всякого Церковью установленного поста в обязательном порядке должны быть согласны на обоюдное воздержание? Нарушил – принеси покаяние как нарушитель поста? Такое же раскаяние ожидается и от супруга, который не соблюл пост из-за «немощи» своей маловерующей или неверующей половины, ибо отказать в брачном соединении он не имеет права, так как жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена ( 1Кор. 7, 4 )? Прихожанка. К сожалению, это так. Пресвитер. Такой точки зрения придерживаются очень многие, взяв за правило постоянно каяться в своей «невоздержанности». Но если допускать, что плотское воздержание – условие соблюдения всякого поста, тогда получается, что и всякий вид молитвы требует соблюдения подобного условия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

А женатый заботится о мирском, как угодить жене. Говорю это для вашей же пользы, не с тем чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения» ( 1Кор. 7:32–35 ), и поэтому «выдающий замуж свою девицу поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше» ( 1Кор. 7:38 ). Вот наиболее совершенный путь нового Израиля, христианина, освобожденного от рабства плоти и суеты мира, призванного быть «народом святым», «царственным священством» ( 1Пет. 2:9 ). Здесь, однако, следует оговориться, что этот призыв апостола относится лишь к тем, кто загорелся горячей любовью ко Христу, хочет полностью отдать себя служению Ему и «может вместить» ( Матф. 19:12 ) безбрачную жизнь. Что же касается тех, кто не отвечает этим условиям, то брак необходим им, и несчастны те девушки, которые не смогли найти в жизни для себя достойных мужей. Душа христианина, если она питается и возрастает духовно, непрерывно преображается, как преображается в природе ползущая некрасивая гусеница в прекрасную, порхающую бабочку. Так и у людей, вступающих в брак, но растущих духовно, со временем происходит изменение их душевного устроения с отказом от жизни плоти и с переходом к жизни духа. В истории Вселенской Церкви имеются указания на многочисленные случаи такого перехода христианских супругов к воздержанию от брачной жизни. В некоторых случаях отказ от брачных отношений наступал сразу же после венчания. Это случалось обычно тогда, когда брак совершался лишь из послушания воле родителей, причем души брачующихся единодушно стремились к девственной жизни. В других, более частных, случаях брачные отношения прекращались по взаимному соглашению после известного периода брачной жизни. Так, например, было со св. Ксенофонтом и Мариею (пам. 26 янв.), которые оставили брачные сношения после рождения 2 сыновей. На склоне лет они также приняли иночество (как и их сыновья). Так же поступили и св. Андроник и Афанасия (пам. 9 окт.). А вот пример высокого понимания целей христианского брака из его современной жизни, засвидетельствованный одним духовником (о.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Яко твоя держава, и твое есть Царство, и сила, и слава, отца, и Сына, и святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. После второй и третьей молитвы совершается само венчание. Выносятся венцы, и священник возлагает сначала венец на главу жениха, говоря: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь». Затем возлагает венец на невесту с аналогичными словами. Затем благословляет их трижды, говоря: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я».   Обычно бывает так: священник говорит эти слова, воздевая руки, обращаясь к алтарю, потом поворачивается и благословляет брачующихся. После этого сразу же возглашается прокимен: «Положил еси на главах их венцы, от камений честных, живота просиши у Тебе, и дал еси им». И читается Апостол к Ефесянам, который и мужья и жены должны очень хорошо знать. Братие Благодаряще всегда о всех, о имени Господа нашего Иисуса Христа, Богу и отцу: Повинующеся друг другу в страсе Божии. Жены своим мужем повинуйтеся, якоже Господу: зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, и той есть Спаситель тела. Но якоже Церковь повинуется Христу, такожде и жены своим мужем во всем. Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь, и себе предаде за ню: Да освятит ю, очистив банею водною в глаголе. Да представит ю себе славну Церковь, не имущу скверны, или порока, или нечто от таковых: но да есть свята и непорочна. Тако должни суть мужие любити своя жены, яко своя телеса: любяй бо свою жену, себе самаго любит. Никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю, якоже и Господь Церковь: зане уди есмы тела его, от плоти его, и от костей его. Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину: Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа, и во Церковь. Обаче и вы по единому, кийждо свою жену сице да любит, якоже и себе: а жена да боится своего мужа. Аллилуиа. Стих: Ты Господи сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего, и во век. Диакон: Премудрость, прости, услышим святаяго Евангелия чтение.

http://pravmir.ru/tainstvo-braka-posledo...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Царь — образ Христа Вседержителя, а земное царство — образ Царствия Небесного. Чин принятия царем его державы называется венчание на царство, т. е. царь венчается с государством по образу апокалиптическаго видения ап. Иоанна, где Небесный Иерусалим предстает как Невеста Агнца: « И пришел ко мне один из семи Ангелов и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с небес от Бога. Спасенные народы будут ходить во свете его (Агнца), и цари земные принесут в него славу и честь свою. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем» ( Откр. XXI, 9-10 ; XXI, 24 ; XXII, 3 ). Именно образом этого небесного брака, о котором ап. Павел говорит: «Тайна сия велика» ( Еф. V, 32 ), является брак между мужчиной и женщиной. Если об этом земном союзе Христос говорит: «И будут два одною плотью» ( Мф. XIX, 5 ), то сколь неизмеримо больше единство царя и царства. Царь олицетворяет все государство и его народ, наподобие Христа, являющего Собой все Царствие Небесное. Поэтому на иконах подвиг Hukoлaя II должен осмысляться через его земное служение. Известно суждение, что Hukoлaй II отрекся от престола и поэтому в последний год своей жизни был не царем, а рядовым человеком. Но с церковной точки зрения, отреченье его было формальным: подписание бумаг не уничтожает силу таинства. (Венчанные супруги, например, не могут развенчаться в 3АГСе, может ли это сделать венчанный на царство?) Часто Hukoлaя II упрекают за то, что он не расправился со смутьянами. Но разве власть Христова — тирания? Если власть царя является ее образом, то она может основываться только на любви и верности подданных государю. Сам же царь, как и Отец Небесный, всегда искупитель грехов своего народа. Государь своим отречением только зафиксировал факт распада государственного собора. Слова, написанные тогда им в дневнике: «Кругом измена, и трусость, и обман», — свидетельство тому. Он не отступился от своих обетов, данных при венчании; крестное целование и клятвы были нарушены народом.

http://pravmir.ru/voprosy-ikonografii-sv...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010