Иустина Философа -мученика, св. Иринея, епископа Лионского, и других. Св. Иоанн Златоуст , блаж. Иероним, Августин, Феодорит писали толкования на послание Ап. Павла к Галатам. Достойны также упоминания толкование на сие послание блаж. Феофилакта, архиепископа Болгарского, а также толкования Русских иерархов: Филарета, еп. Черниговского, Феофана, еп. Тамбовского, а равно архиепископа Агафангела и священника И. Галахова , труд которого отпечатан в 1896 году. Церковным употреблением, идущим от древнейших времен, пользовались все места послания к Галатам. Церковные чтения сего послания идут в таком порядке: I гл. ст. 1–10; 20–24 и II гл. ст. 1–5 в четверток 14 недели. I гл. ст. 11–19 в 20 неделю и в неделю по Рожд. Христ. II гл. ст. 6–10 в пяток 14 недели. II гл. ст. 11 –16 в понедельник 15 недели. II гл. ст. 16–20 в неделю 21 и по Воздвижении. II гл. ст. 21 и III гл. ст. 1–7 во вторник 15 недели. III гл. ст. 8–12 в субботу 26 недели и в субботу пред Рождеством Христовым. III гл. ст. 13–14 в великую Субботу. III гл. ст. 15–22 в среду 15 недели. III гл. ст. 23–29; IV, 1–5 в четверг той же 15 недели и преподобным женам до 29 ст. III гл. IV гл. ст. 4–7 на Рождество Христово. IV гл. ст. 8–21 в пяток 15 недели и о болящих до 14 ст. IV гл. ст. 23–31 св. Иоакиму и Анне (9 сентября). IV гл. ст. 28–31 и V гл. ст. 1 –10 в понедельник 16 недели. V гл. ст. 11–21 во вторник 16 недели. V гл. ст. 22–26 и VI гл. ст. 1–2 в субботу 27 недели, препод. VI гл. ст. 2–10 в среду 16 недели. VI гл. ст. 11–18 в 22 неделю и в Великий Пяток на 1 часе. Послание к Галатам святого Апостола Павла Глава 1 1. Павел Апостол избранный не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых, 2. и все находившиеся со мною братия – церквам Галатийским 291 : 3. благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, 4. Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего: 5. Ему слава во веки веков. Аминь 292 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Божественная Литургия продолжается в сиянии победного разрушения смерти Христом. Следующая песнь заменяет «Херувимскую»: Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь (т. е. в пищу) верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии херувими и шестокрылатии серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуйя. Вместо песни Богородице «Достойно есть…» поётся 9-я песнь канона Утрени «Не рыдай Мене, Мати…». Причастным стихом в Великую субботу служит строка из 77-го псалма: Восста яко спя (т. е. как бы от сна воспрянул) Господь, и воскресе спасали нас. Божественная Литургия завершается причащением Тому, Кто в человеческом теле лежит мёртвым, и в то же самое время восседает на Престоле по правую руку Отца; Тому, Кто будучи Творцом жизни мира, уничтожает смерть Своей животворящей смертью. Его гроб, который по-прежнему стоит в центре храма, называется в Литургии «источником нашего воскресения». Первоначально, Литургия Великой субботы была пасхальной крещальной Литургией, но и теперь она остаётся для каждого христианина ежегодным переживанием своих собственных смерти и воскресения с Господом. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. ( Рим.6:8–9 ) Христос лежит мёртвым, но Он жив. Он уже «попирает смертию смерть и сущим во гробех дарует живот». И нам больше ничего не остаётся, как прожить Благословенную субботу до конца, до того полунощного часа, когда пробьёт начало Дня Господа нашего и придёт эта ночь. Ночь, полная света, ночь, в которую мы провозгласим вместе с Ангелом: Он воскрес; Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. ( Мк.16:6 ) Воскресение Христово (Пасха) Незадолго до 12-ти часов ночи в Великую Субботу служится Полунощница. Священник снимает Плащаницу с гроба, вносит её в алтарь через Царские врата и помещает на престол, где она остаётся сорок дней, до Вознесения Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению) Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним. ( Рим.6:8 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня, в Великую Субботу, мы слышали в Апостольском чтении рассуждения апостола Павла о крещении, грехе, смерти и воскресении (см. Рим.6:3-11 ). Не случайно именно эти слова звучат в этот святой день упокоения Господня. Еще немного, и всех нас ждет неизреченная, великая радость Пресветлого Христова Воскресения. С благоговением и трепетом ждем мы этого славного события. А пока самое время вместе со святым апостолом подумать о том, что значит креститься во Христа и быть живыми для Бога. Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? – вопрошает святой Павел. И тут же у нас возникает закономерный вопрос: как это – креститься в смерть Господа? Ведь что значит для каждого христианина святое крещение? Это значит, что с момента крещения человек становится членом Церкви Христовой, полностью оставляет свою прежнюю жизнь, чтобы начать жизнь новую – вступить в живое и теснейшее общение с Господом нашим Иисусом Христом. Получается, что для всех нас, братья и сестры, святое крещение – не просто таинство Церкви, а благодатное начало новой жизни, как крест и гроб Господни, через которые Спаситель должен был пройти, прежде чем воскреснуть. Говоря, что мы крестимся в смерть Христову, апостол Павел указывает на те страдания и муки, которые испытывает каждый крещаемый, подобно страдающему и распятому Господу, но не в физическом, а в духовном и нравственном плане. Трудно полностью отринуть все то, что было дорого раньше. Отказаться от земного, от привязанностей и удовольствий, от греховных пороков и страстей. Но отринуть все это от себя надо решительно и бесповоротно, потому что после крещения обновляется весь человек, становясь не рабом греха, а чадом Божиим. Вот почему апостол пишет: Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Сподобимся же и мы, братья и сестры, в этот святой день упокоения, в Великую Субботу, возлюбить Господа изо всех сил своих, с полной признательностью к Нему, добросовестно и добровольно расположим сердце и душу к непрестанному служению Богу и принятию Божественной воли. Аминь. Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению) Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам одить в обновленной жизни. ( Рим.6:4 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня, в день Великой Субботы, в Апостольском чтении (см. Рим.6:3-11 ) мы научались христианской ответственности перед Богом в отношении греха и нравственного значения святого крещения как крещения в смерть Христову. Поучая возлюбленных духовных чад Своих, живущих в Риме, апостол Павел пишет в послании: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Иисуса Христа, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. На первый взгляд эти слова могут быть для нас не совсем понятными. Попробуем разобраться в том, что духовно прорицает нам через века святой апостол. Что значит креститься во Христа? Это значит – вступить с Господом в теснейшее, живое общение. А раз Господь наш Иисус Христос становится для человека сутью и основой всей жизни, то теперь просто невозможно прежнее обращение ко греху. Быть рабами Божиими или рабами греха . Ничего другого не существует! Причем, по воле Божией, мы сами выбираем , в какое направление устремить свое сердце и душу. Апостол называет осознанный приход к Господу и осуществление должного таинства Церкви крещением в смерть Христову . Как понимать это выражение? Воспринять правильно слова апостола Павла нам поможет воспоминание о традициях первых апостольских времен. Крещение тогда отличалось от того, каким оно является теперь. Во-первых, в основном крестились взрослые. Это не значит, что Древняя Церковь отрицала крещение младенцев, но, как правило, случаев таких в то время было немного, так как решение посвятить дитя Христу могло сформироваться исключительно в христианских семьях, каковых практически еще не существовало. Зачастую человек крестился и становился членом Церкви Христовой как отдельная личность, без близких ему людей, без семьи. И лишь потом, по его благодатному примеру, могли принимать таинство крещения его домашние.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Великая суббота на картинах Василия Перова и Гюстава Доре 6 мин., 06.04.2018 В Великую Субботу Церковь вспоминает снятие Спасителя с Креста и положение Его во гроб. Иосиф Аримафейский, тайный ученик Христа, дерзнул прийти к Пилату и попросить отдать ему тело Учителя для погребения. Наступала суббота (шабат), когда иудеям запрещалась любая работа, и надо было успеть завершить обряд. Поэтому Христа похоронили прямо рядом с Голгофой, на которой Его казнили, в новой гробнице, приготовленной Иосифом Аримафейским для себя. Она представляла собой пещеру с двумя «комнатами» — в первой тело готовили к погребению, а во второй хоронили. По окончании обряда вход в гробницу заваливали большим камнем. Православная Церковь вступает в Страстную седмицу, которую верующие проживают вместе со Спасителем. Эти важнейшие в истории человечества события много веков вдохновляют художников, и сегодня «Фома» знакомит вас с наиболее интересными их произведениями, посвященными последним дням земной жизни Христа проекте «Холст, Пасха» . Снятие с креста. Василий Перов На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать » (Мф 27:62–66). Сошествие во ад. Гюстав Доре В Великую Субботу в православных храмах во время службы исполняется торжественное и скорбное песнопение, которое начинается словами: «Да молчит всякая плоть человеча…». Великая Суббота — день великого покоя. По учению Церкви, пока Тело Христа пребывало во гробе, Сам Он сошел во ад и вывел оттуда всех ветхозаветных праведников. В Евангелиях об этом ничего не говорится, но об этом упоминают в своих посланиях апостолы, например Петр: … Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды (1 Пет 3:18–20). Оплакивание Спасителя и приготовление Его Тела к погребению запечатлены на картине Василия Перова «Снятие с креста», хранящейся в Третьяковской галерее.

http://foma.ru/velikaya-subbota-na-karti...

Ис.58:12 . И застроят­ся потомками тво­ими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих по­коле­ний, и будут назы­вать тебя восстановителем раз­валин, возобновителем путей для населе­ния. «И застроятся потомками твоими пустыни вековые... и будут называть тебя... возобновителем путей для населения». Имея в виду, что «под пустыней жаждущей» пророк Исаия обычно разумеет мир языческий ( Ис.35:1 ; Ис.55:1, 5 ; Ис.61:4 и др.), мы вправе утверждать, что здесь он говорит о религиозной миссии духовно обновленного Израиля, именно, о призвании через него язычников в ограду новозаветной церкви. Под «потомками» Израиля, в таком случае, должно разуметь не плотских, а духовных потомков, т. е. христиан. Ис.58:13 . Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполне­ния при­хотей тво­их во святый день Мой, и будешь назы­вать субботу отрадою, святым днем Го­с­по­дним, че­с­т­ву­емым, и по­чтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными тво­ими делами, угождать твоей при­хоти и пустословить, –: Ис.58:14 . то будешь иметь радость в Го­с­по­де, и Я воз­веду тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Го­с­по­дни изрекли это. Два последних стиха главы, раскрывая неправильный характер празднования евреями субботы, показывают, в чем же заключается ее истинный смысл. Хотя евреи, в особенности послепленного периода и времени земной жизни Спасителя, очень строго соблюдали «субботний покой» ( Ис.1:13 ; Мф.12:1, 11 ; Лк.6:6–9 ), но они, очевидно, не понимали его истинного духа, его характера «святости». Как можно заключать из слов пророка, евреи, прекращая в субботу обычную, трудовую жизнь, посвящали получавшийся таким путем досуг исполнению своих прихотей, или даже праздному пустословию. В противоположность такому недостойному времяпрепровождению, истинная суббота, по мысли пророка, должна быть «святым» днем, т. е. посвященным Богу и ближним и состоящим в делах богомыслия и деятельного служения ближнему. Только такое празднование субботы, вместе с полным нравственным удовлетворением, даст великую духовную радость и будет действительным освобождением от сутолоки злободневной жизни. Высокий образец истинного субботствования неоднократно являл, к соблазну фарисеев, и Сам Господь наш Иисус Христос, в течение Своей земной жизни ( Мф.12:1–14 ; Лк.14:1–6 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2) Главная часть речи с 23 по 37 стих, содержащая учение о Господе Иисусе Христе, как о Мессии, предсказанном в Ветхом Завете — здесь говорится о проповеди Иоанна Крестителя, об осуждении Господа Иисуса Христа, о смерти Его и воскресении; характерно, что и святой Павел, подобно Апостолу Петру (Деян 2:27-31), приводит те же самые слова Псалмопевца Давида из 15 псалма, утверждая, что невозможно приложить их к Давиду и что они могут быть приложены только ко Христу; 3) Заключение носит чисто-практический характер (стихи 38-41) — в нем Апостол возвещает о прощении грехов всем, кто уверует во Христа, и предостерегает от неверия словами пророка Аввакума (1:5)  . Успех проповеди Апостола Павла и гонение со стороны иудеев (13:42-52) Проповедь Апостола Павла произвела, видимо, сильное впечатление на прозелитов (которых Дееписатель называет «язычниками»), так как при выходе Апостолов из синагоги (как видно, еще до формального роспуска собрания, что разрешалось для пришельцев-гостей), они просили их говорить о том же в следующую субботу. Впрочем, в большинстве древних рукописей этого слова «язычники» нет, так что можно полагать, что и иудеи также участвовали в этой просьбе, как это можно заключить из следующего стиха 43, где говорится, что «многие Иудеи последовали» за Павлом и Варнавой. Очевидно, сердца их коснулась благодать Божья. В следующую субботу почти весь город собрался слушать «Слово Божие». Дееписатель не передает этой второй речи святого Павла, а приводит лишь заключительные слова ее в 46 ст., вызванные тем, что Иудеи, по зависти к великому успеху проповедника, начали противоречить ему и злословить, сопротивляясь тому, что говорил Павел. Присутствие стольких язычников оскорбляло иудеев, ибо они не допускали мысли, чтобы язычники могли участвовать в мессианском спасении. Тогда Павел и Варнава открыто объявили, что без сомнения, Евангелие должно быть возвещено прежде всего иудеям, но так как они отвергают его и сами себя делают недостойными, то было совершенно справедливо обратить проповедь к язычникам, как это было предречено еще пророком Исаией: «Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли» (49:6). Эти слова доставили великую радость язычникам, которые во множестве уверовали во Христа — не все, правда, но те, которые были «предопределены к вечной жизни» — предопределены, не в смысле безусловного, конечно, предопределения, а те, кого Господь избрал, по предведению доброго направления их воли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Потому они не только по снисхождению, но и по закону не подлежат обвинению. И не в обвинение их так говорю, говорит Господь, и не по снисхождению, освобождая их от вины; но по закону правды. По-видимому, Он оправдывает священников, но вместе с этим освобождает от обвинений и Своих учеников. Когда говорит Он: неповинны священники, то не более ли ученики? Они не священники? Но они и священников больше. Здесь находится сам Господь святилища — Истина, а не образ. Потому и говорил Он: “Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма” (ст. 6). И фарисеи, несмотря на то, что слышали такие важные слова, ничего не отвечали, так как предлагаемое учение не касалось спасения человека. Затем, так как учение это слушателям казалось тяжким, тотчас Господь прикрыл его, опять оправдывая учеников словом Своим, а фарисеев обличая, говоря так: “Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных” (ст. 7). Видишь ли, как Он опять защищает учеников словом Своим и вместе с тем показывает, что для них вовсе не нужно оправдание? “То не осудили бы, — говорит Он, — невиновных”; а теперь то же самое прилагает к ученикам Своим. Впрочем, и это говорит не столько от Себя, сколько заимствует от закона, — Он привел пророческое слово. 3. Далее указывает и другую причину: “Ибо Сын Человеческий есть господин и субботы” (ст. 8), — говоря это о Себе Самом. Марк же говорит, что Он сказал это, применяясь и вообще к природе человеческой. Он говорил: “Суббота для человека, а не человек для субботы” (Мк. 2:27). Но почему же наказан был собиравший дрова в субботу (Числ. 15:33 и далее)? Потому что законы, пренебреженные в самом начале, едва ли бы впоследствии времени были соблюдаемы. Многую и великую пользу вначале приносила суббота; например, делала людей кроткими, человеколюбивыми к ближним; приводила их к познанию Промысла и управления Божия и, мало-помалу, как говорит Иезекииль, научала их удаляться от зла и располагала к предметам духовным (Иез. 20). Если бы положивший закон о субботе сказал им: делайте доброе в субботу, а злого не делайте, они не удержались бы и от зла.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Проповедь Ап. Павла произвела, видимо, сильное впечатление на прозелитов (которых Дееписатель называет " язычниками " ), так как при выходе Апостолов из синагоги (как видно, еще до формального роспуска собрания, что разрешалось для пришельцев-гостей), они просили их говорить о том же в следующую субботу. Впрочем, в большинстве древних рукописей этого слова " язычники " нет, так что можно полагать, что и иудеи также участвовали в этой просьбе, как это можно заключить из следующего стиха 43, где говорится, что " многие Иудеи последовали " за Павлом и Варнавой. Очевидно, сердца их коснулась благодать Божья. В следующую субботу почти весь город собрался слушать " Слово Божие. " Дееписатель не передает этой второй речи св. Павла, а приводит лишь заключительные слова ее в 46 ст., вызванные тем, что Иудеи, по зависти к великому успеху проповедника, начали противоречить ему и злословить, сопротивляясь тому, что говорил Павел. Присутствие стольких язычников оскорбляло иудеев, ибо они не допускали мысли, чтобы язычники могли участвовать в мессианском спасении. Тогда Павел и Варнава открыто объявили, что без сомнения, Евангелие должно быть возвещено прежде всего иудеям, но так как они отвергают его и сами себя делают недостойными, то было совершенно справедливо обратить проповедь к язычникам, как это было предречено еще пр. Исаией: " Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли " (49:6). Эти слова доставили великую радость язычникам, которые во множестве уверовали во Христа - не все, правда, но те, которые были " предопределены к вечной жизни " - предопределены, не в смысле безусловного, конечно, предопределения, а те, кого Господь избрал, по предведению доброго направления их воли. Из Антиохии Слово Божье распространилось " по всей стране, " то есть по Писидии. Это вызвало ожесточение среди иудеев, которые возбудили против Павла и Варнавы некоторых почетных женщин, язычниц по рождению, принявших Иудейство, а эти по неразумной ревности к своей новой вере, сумели воздвигнуть такое гонение на Апостолов, что им пришлось по заповеди Христовой, отрясши прах от ног своих, уйти от этих упорствовавших в неверии людей. Так, здесь в первый раз иудейство соединилось с язычеством в гонении на христианство. Апостолы пошли в Иконию, главный город области, называвшейся Ликаония, на восток от Писидии. В Антиохии же новообращенные ими ученики " исполнялись радости и Духа Святого, " что показывает, что они, твердо уверовав, нисколько не пали духом от гонения, постигшего их учителей. " Такова сила Евангелия, " говорит бл. Феофилакт, " учителей гнали, а ученики радовались. "

http://sedmitza.ru/lib/text/430544/

Проповедь апостола Павла произвела, видимо, сильное впечатление на прозелитов (которых Дееписатель называет «язычниками»), так как при выходе апостолов из синагоги (как видно, ещё до формального роспуска собрания, что разрешалось для пришельцев-гостей) они просили их говорить о том же в следующую субботу. Впрочем, в большинстве древних рукописей этого слова «язычники» нет, так что можно полагать, что и иудеи также участвовали в этой просьбе, как это можно заключить из следующего, 43 стиха, где говорится, что «многие Иудеи... последовали» за Павлом и Варнавою. Очевидно, сердец их коснулась благодать Божия. В следующую субботу почти весь город собрался слушать «Слово Божие». Дееписатель не передаёт этой второй речи святого Павла, а приводит лишь заключительные слова её в 46 стихе, вызванные тем, что иудеи, по зависти к великому успеху проповедника, начали противоречить ему и злословить, сопротивляясь тому, что говорил Павел. Присутствие стольких язычников оскорбляло иудеев, ибо они не допускали мысли, чтобы язычники могли участвовать в мессианском спасении. Тогда Павел и Варнава открыто объявили, что, без сомнения, Евангелие должно быть возвещено прежде всего иудеям, но так как они отвергают его и сами себя делают недостойными, то было совершенно справедливо обратить проповедь к язычникам, как это было предречено ещё пророком Исаией: «Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Моё простёрлось до концов земли» (49:6). Эти слова доставили великую радость язычникам, которые во множестве уверовали во Христа – не все, правда, но те, которые были «предуставлены к жизни вечной» – предуставлены, предопределены, не в смысле безусловного, конечно, предопределения, а те, кого Господь избрал по предведению доброго направления их воли. Из Антиохии Слово Божие распространилось «по всей стране», то есть по Писидии. Это вызвало ожесточение среди иудеев, которые возбудили против Павла и Варнавы некоторых почётных женщин, язычниц по рождению, принявших иудейство, а эти, по неразумной ревности к своей новой вере, сумели воздвигнуть такое гонение на апостолов, что им пришлось, по заповеди Христовой, отрясши прах от ног своих, уйти от этих упорствовавших в неверии людей. Так здесь в первый раз иудейство соединилось с язычеством в гонении на христианство. Апостолы пошли в Иконию, главный город области, называвшейся Ликаония, на восток от Писидии. В Антиохии же новообращённые ими ученики «исполнялись радости и Духа Святого», что показывает, что они, твёрдо уверовав, нисколько не пали духом от гонения, постигшего их учителей. «Такова сила Евангелия, – говорит блж. Феофилакт, – учителей гнали, а ученики радовались». Глава четырнадцатая

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010