Сначала поется припев «Благословен еси, Господи», потом «Дивна дела Твоя, Господи» и затем уже «Слава Ти, Господи, сотворившему вся». По свидетельству очевидцев уставной службы, пение этого псалма – полное, уставное – необыкновенно трудно и продолжительно, оно длится как минимум минут 30 (а на Афоне предначинательный псалом поют чуть ли не полтора часа) и производит впечатление чего-то величественного, монументального. Это, конечно, удивительный псалом, и хорошо бы нам познакомиться с его содержанием, а не судить о нем по тем куцым 5 с половиной стихам, которые мы удостаиваемся слышать в нашей приходской службе. Исправить это в нашей ситуации пока невозможно, но можно хотя бы знать, что это такое на самом деле, обрывки чего мы слышим. Молитвы светильничные записаны в этом же пункте схемы, они должны быть прочитаны во время предначинательного псалма. Ектения великая – всегда первая в службе, и воскресная служба не является исключением. Номером 8 обозначена 1-я кафизма, которую очень часто называют просто Блажен муж. Мы знаем, что за одну седмицу вне Великого поста Псалтирь должна быть прочитана целиком один раз. Кафизмы распределены по службам и по дням седмицы. Седмица начинается в неделю, неделя начинается в субботу вечером, поэтому в субботу на великую вечерню, естественно, приходится 1-я кафизма. По Уставу, она должна петься на три антифона, целиком. Первый антифон – на глас осьмый (опять этот праздничный, красивый распев), второй и третий антифоны – на глас дне, т.е. на тот глас, который начинается в этот воскресный день по Октоиху. Певческая традиция предписывает исполнение Блажен муж с Аллилуиа к каждому стиху (бывает трехкратное, бывает однократное). Ектенья малая (п. 9) – по каждом антифоне. По Уставу должно быть так: антифон – ектенья, антифон – ектенья, антифон – ектенья. А у нас что? 6 стихов вместо всей кафизмы и одна ектенья вместо трех. Не нужно думать, что кафизма Блажен муж первая на воскресной службе только потому, что она имеет номер 1; было бы неверно предполагать только формальную связь ее с воскресной службой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В праздники двунадесятые господские, в число которых входит и Сретение, чтения воскресные опускаются вместе со всей службою воскресною – οδν τν ταστασμων ψλλομεν, λλα πντα ορτς 717 . В недели периода триодного чтения κ προκειμνου βιβλου сохраняют свое место и первенство пред специальными чтениями не только минейными 718 , но и триодными, оттесняя эти последние, по мере их наличности, или на вторую кафизму или на канон 719 . Чтения минейные, в свою очередь, вытесняют в недели этого периода чтения круга триодного по 3 п. канона 720 . В отношении характерного случая сочетания чтений праздника Благовещения с чтениями праздничных дней триодного периода Типикон предусматривает вместе с праздником Ваий также субботу Лазареву, указывая на тот и другой день один и тот же порядок чтений, отмеченный и в Алексеевском Уставе: чтения триодные и минейные сохраняются, но минейные, как и вся служба минеи, т. е. праздника Благовещения, предшествуют чтениям и службе триоди 721 . В первые дни страстной седмицы Типикон указывает порядок противоположный Алексеевскому: чтение и служба триоди предшествуют чтениям и службе Благовещения 722 ; часы в эти дни, равно как и в великий четверг совершаются в келлиях, а чтения на них из четвероевангелия отменяются 723 . В Великий четверг в том же случае сохраняется порядок Алексеевского Устава: чтения праздника Благовещения занимают место на кафизмах, отодвигая чтение великого четверга – слово Златоуста – на канон 724 ; кафизм в этот день вместо одной, положенной обычно в великий четверг, бывает несколько (α στιχολογαι) 725 . Подобное же происходит и в великую субботу: вместо одной 18 кафизмы указываются α στιχολογαι, и на них прежде слова великой субботы Епифания отмечаются еще ναγνσεις – чтения, очевидно, праздника 726 . Последование службы великого пятка замечаний о чтениях в этом случае не имеет 727 . В первый день Пасхи чтение Благовещению, вытесняет собою пасхальное чтение по 6 п. канона 728 . Сочетание нескольких произведений, относящихся к а) нескольким памятям дня или к б) одной, следует правилам Алексеевского Устава: а) чтение как и служба святому под числом предшествуют службам и чтениям других святых того же дня 729 , б) слова предшествуют произведениям житийно-повествовательного характера 730 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Видимую или подлежащую чувствам принадлежность таинства священства в римской Церкви, также как и в православной, составляет возложение рук (χειροτονια impositio manuum) епископских 476 на поставляемого, и при рукоположении епископа как по греческому, так и по римскому чину возлагается письменами – у нас на главу – у латинян на выю и рамена посвящаемого раскрытое Евангелие, – обряд древнейший, упоминаемый в деяниях одного из карфагенских соборов. 477 Но у латинян прибавлено (не прежде V века) 478 помазание пресвитеров елеем оглашенных (oleum catechumenorum), употребляемым в таинстве крещения, 479 а епископов св. миром, и (около VIII–IX века) 480 – вручение орудий (instrumentor’um) или знаков всякой степени духовного чина, (напр. диакону вручается книга Евангелия, пресвитеру – потир с вином и дискос с опресноком, епископу – жезл и перстень и т. п.). Оттого тайносовершительные слова 481 по римскому чину произносятся при вручении знаков, свойственных известной степени священства, а по греко-восточному – при таинственном рукоположении. У нас производство во все чины и степени церковные совершается лишь в освященном храме; у латинян посвящение в иподиакона, диакона, пресвитера и епископа должно быть совершено в освященном храме (именно в церкви кафедральной или вообще главной, а иногда домовой), а производство в прочие чины церковные может быть совершено во всяком месте, преимущественно же в доме епископа. 482 В римской Церкви поставление во все степени церковные совершается пред престолом, 483 в православной диаконы, пресвитеры и епископы посвящаются в алтаре подле престола, а иподиаконы, чтецы, певцы и свещеносцы вне алтаря на арх. амвоне среди церкви. У нас рукоположение может быть совершаемо при всяком архиерейском священнослужении; только на совершенной литургии, для изображения единства священства, нельзя поставлять более одного епископа, одного пресвитера и одного диакона, а на преждеосвященной литургии более одного диакона; 484 а рукоположение в епископа или пресвитера вовсе на ней не совершается; низшие же служители Церкви могут принять свойственное им посвящение на одной литургии многие. У латинян в иподиаконы, диаконы и пресвитеры положено (окончательно в XII веке) 485 посвящать 6 раз в году: в четыре субботы тридневного поста, предписанного в каждую четверть года (quatvor tempora), 486 в субботу пред пятою неделею великого поста, и в субботу великую, во епископа и в низшие чины – во все воскресные и праздничные дни (до полудня), а первоначальное пострижение (prima tonsura), или производство в клирики (clericatus) не ограничивается никаким временем. Рукополагать в другое время, кроме уреченного (extra tempora), епископ не может без разрешения папского. Папа может рукополагать, когда ему благоугодно. 487

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Во время некоторых божественных служб иереи бывают не только в епитрахили и фелони, но в полном облачении. В полном облачении бывают все иереи, сколько бы их ни служило: 1) При совершении литургии – всегда (Служебн.). 2) При служении утрени в св. Пасху 154 . Один Настоятель облачается во все одежды: 1) При служении вечерни в день Пасхи 155 . 2) При выносе на главе креста в день Воздвижения (Тип., 14 сент.), в неделю крестопоклонную и 1-е августа. 3) В Страстной пяток вечером, при выносе Плащаницы, подобно тому, как в Великую субботу на утрени 156 . 4) При великом водоосвящении в день навечерия Богоявлени, хотя бы оно совершалось после литургии, по заамвонной молитве (Тип., послед. 6 янв.), или после вечерни (в субботу и Неделю). Архиерей облачается в полное облачение кроме литургии также для молебного пения, для панихиды, для отпевания умершего. На всенощном же бдении он на литию выходит в мантии, а к полиелею в полном облачении. Собственно архиерейские одежды суть следующие: Саккос (σkκος). – Саккос (слово еврейское) означает вретище, рубище, и есть одежда печали, смирения, покаяния ( Иер.48:37 . Лк.10:13 ). Саккос формою своею похож на стихарь, имеет также рукава, но короче его и украшен звонцами. Саккос имеет то же значение, что фелонь 157 . и при облачении Архиерея в саккос диакон произносит слова молитвы, читаемой иереем при облачении в фелонь, только обращенной к чину архиерея: «Архиерее Твои Господи облекутся в правду, и преподобнии Твои радостью возрадуются, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Звонцы у саккоса означают благовестие слова Божия, исходящее из уст епископа. Омофор (ω=μοφριοn). – Омофор (от μος – плечо и φρω – несу) есть одежда, носимая па плечах, на рамах, «нарамник». Это длинный и широкий плат, украшенный крестами и возлагаемый на плечи, рамена архиерею сверх других одежд. Омофор, лежа на плечах архиерея, опускается концами спереди и сзади (Сим. Сол. Нов. Скр., ч. II, гл. 6, § 17 158 . Омофор носит название «трехскладный», потому что, как объясняет св. Софроний, служит Св. Троице (Христ. Чт., 1855, т. I, стр. 271).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Что касается правильно приносить в храм на панихиду. В храм приношение тоже очень важно того, из чего состояла литургия. Это в целом, конечно, приносили всегда муку, масло, елей и вино. То, что участвует в евхаристии, но елей, естественно, то, что сжигалось в каждой лампаде. Но со временем стали приносить и всё прочее для того, чтобы поминалось и раздавалось. Единственное в каноне приписывается нам - не вносить в храм мясо. А если ты хочешь пожертвовать мясные продукты, то неси к дому священника. Потому что такая традиция, что священник молится, поэтому священнику всегда приносилось это приношение, чтобы он молился и поминал. Денежное, потом уже отношение - оно рождалось впоследствии. Но самое главное - это мука, елей и вино. : - Спаси, Господи. Видите, как издалека, из Минска слушают нас. Там своих батюшек хороших много, но мы рады такому звонку. Спаси, Господи, Наталью за добрые слова. Телефонный звонок: - С праздником поздравляю вас! Это Евгений. Дело в следующем. Мы знаем, что обычно родительские субботы устраиваются в субботу. А вот 9-ое мая - день поминовения усопших и праздник. Значит, я считаю, не совсем правильно, я бы сказал. Мы отмечаем в этом году 9 мая во вторник, почему бы накануне, 6-го, в субботу не сделать поминовение воинов, погибших в Великую Отечественную Войну? Не пора ли задуматься на эту тему? О.Алексей Ладыгин: - Спаси, Господи, Евгений. Конечно, мы можем порассуждать только, что-то изменить мы не можем. Порассуждать на эту тему можем. Вы знаете, в этот день невозможно разделить радость победы и скорбь о почивших сродниках наших, потому что здесь тоже все перемешано настолько, потому что у нас - радость и свобода, и они отстояли эту свободу. Но какой ценой! Опять у всех перед глазами встает образ тех, которые ушли в вечность, наши сродники, и отдали свои жизни. Потом, вы знаете, наверное, радость не будет полной, если мы в такой день забудем их. Накануне вспомним, а в этот день невозможно забыть. Поэтому, наверное, этот день должен всегда начинаться панихидой в храме. А потом мы можем пойти на митинг или концерт выслушать, и по стопочке выпить. В этом греха тоже никакого нет день Победы помянуть.

http://radonezh.ru/text/ispoveduyu-tebe-...

Здесь находится сам Господь святилища - Истина, а не образ. Потому и говорил Он: глаголю же вам, яко церкве боле есть зде (ст. 6). И фарисеи, не смотря на то, что слышали такие важные слова, ничего не отвечали, так как предлагаемое учение не касалось спасения человека. Затем, так как учение это слушателям казалось тяжким, тотчас Господь прикрыл его, опять оправдывая учеников словом Своим, а фарисеев обличая, говоря так: аще ли бысте ведали, что есть, милости хощу, а не жертвы, николиже убо бысте осуждали неповинных (ст. 7). Видишь ли, как Он опять защищает учеников словом Своим и вместе с тем показывает, что для них вовсе не нужно оправдание? Не осуждали бы, говорит Он, неповинных. Раньше Он прилагает эти слова к священникам, говоря, что неповинни суть; а теперь то же самое прилагает к ученикам Своим. Впрочем и это говорит не столько от Себя, сколько заимствует от закона, - Он привел пророческое слово.       3. Далее указывает и другую причину: Господь бо есть и субботы Сын человеческий (ст. 8), - говоря это о Себе Самом. Марк же говорит, что Он сказал это, применяясь и вообще к природе человеческой. Он говорил: суббота человека ради бысть, а не человек субботы ради (Марк. II, 27). Но почему же наказан был собиравший дрова в субботу (Числ. XV, 33 дал.)? Потому что законы, пренебреженные в самом начале, едва ли бы впоследствии времени были соблюдаемы. Многую и великую пользу вначале приносила суббота; например, делала людей кроткими, человеколюбивыми к ближним; приводила их к познанию Промысла и управления Божия и, мало-помалу, как говорит Иезекииль, научала их удаляться от зла и располагала к предметам духовным (Иезек. XX). Если бы положивший закон о субботе сказал им: делайте доброе в субботу, а злого не делайте, они не удержались бы и от зла. Поэтому и предписан общий закон: не делайте ничего. Впрочем, они не удержались, не смотря и на это. Таким образом сам Законодатель, предписывая закон о субботе, прикровенным образом указывал на то, чтобы они сообразно с Его волею удалялись (в этот день от худых только дел.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

6 Отсюда ясно, что главным различием Византийских гласов от наших церков. русских – служат гаммы, на коих построены те и другие гласа. 7 Желающих подробно уяснить себе теорию византийских гласов отсылаем к классическому исследованию К. Ю. Арнольда: «теория прав. церк. пения по учению эллинск. и визант. писателей». Москва 1880 г. 8 Певческие «подобны» русского происхождения (образцы их недавно напечатаны в особом приложении к «Церковн. Вед.» 1900 г.), сохраняя в себе явный намек на гласовую тему «по своему мелодическому содержанию, еще оригинальнее византийских «подобнов» и независимее последних от гласовой мелодии в её полном виде. 9 Ответ г. Смоленского напечатан был в «Церков. Ведомостях» и издан отдельною брошюрою в небольшом количестве экземпляров в 1893 году 10 «Réponse au R.P. Missaëlides, á Smyrne par J.d’Arnold» Эта брошюра издана в небольшом числе экземпляров в 1894 г. в С.-Петербурге. 11 1) Впрочем Тройца, вместо Троица, без всякой нужды, повторяется, неизвестно почему, во всех «Херувимских» Бортнянского. За ним ту же ошибку в ударении этого слова повторяют большинство духовных композиторов. 12 В «Литургии» Чайковского ор. 41 мы нашли, напр., всего три неправильных слоговых ударений на словах. 13 Насколько нам известно, ранее Чайковского, за тот же закон ратовал Н. И. Бахметьев, хотя сам не всегда следовал ему в своих духовно-музыкальных произведениях. 15 Хотя известный знаток древнего церковного пения Д. Н. Соловьев и высказывал нам свое убеждение, будто все эти разности в мелодии одного и того же гласа можно свести к одной общей для них мелодии, – но мы думаем, что разность эта лежит в самой основе гласовой византийской гаммы, которая видоизменялась, смотря по тому, употреблялась ли она на вечерни, или на утрени, или, наконец, при пении канона. 17 Этот стих поется кроме дней недельных (воскресных) еще и в субботы, в которые воспоминается воскресение – именно в Субботу Лазареву и в великую Субботу. Мы считаем началом четвертой части утрени: «Свят Господь Бог наш» от того, что изображаем схему утрени именно по воскресной утрени.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Protopo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕСАХ Главный праздник евр. традиц. календаря, посвященный воспоминанию исхода евреев из Египта и связанных с ним событий; «пасха иудейская» (Ин 11. 55). Первый из трех «паломнических праздников» (regalim), наряду с Шавуот (Пятидесятницей) и Суккот (Праздником кущей), в к-рые Писание заповедало «являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он» (Втор 16. 16). Слово «песах» (pesach), от глагола pasach (миновать, проходя мимо), букв. относится к пасхальному жертвоприношению и появляется как его название уже в кн. Исход: «...это пасхальная жертва (zevach-pesach) Господу, Который прошел мимо (pasach) домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил» (Исх 12. 27). Обычаи праздника, в разъяснение и дополнение к изложенным в Законе Моисея (Исх 12-13; Лев 23; Числ 28), установлены в трактате Песахим, принадлежащем ко 2-му отделу Мишны , а также в талмудических комментариях на него и в целом виде сложились после разрушения Иерусалимского храма в 70 г. П., согласно указанию Исх 12. 8, отмечается в ночь на 15-е число лунного месяца нисана (авива). Праздничными считаются последующие 7 (в диаспоре - 8) дней, в продолжение к-рых верующие не вкушают квасного («дни опресноков» - Деян 12. 3). В будние из этих дней (т. н. будни праздника) дозволяется работа с нек-рыми ограничениями, кроме последнего дня, к-рый по значению приравнивается к 1-му (Исх 12. 16) и считается датой перехода через Красное м. Приготовления к празднованию П. занимают неск. дней, среди них наибольший ритуальный смысл придается тому, чтобы в доме не было ничего приготовленного с закваской (т. н. хамец, к к-рому относятся не только дрожжи, но и любой злак, замоченный в воде). Закваска помимо прямого смысла заповеди (Исх 12. 15; 34. 25) трактуется символически - как страстное начало человеческой природы. Обычай печь квасной хлеб, или «халу бедняка», из части муки, заготовленной для мацы (опресноков), в последнюю субботу перед П. (т. н. Великую субботу) указывает на то, что главным способом «избавления» от квасного хлеба накануне праздника было его съедение. Посуду очищают посредством кипячения или прокаливания. Квасного не должно остаться в домах к полудню (7-му солнечному часу) 14 нисана, после к-рого происходило заклание пасхальной жертвы (ср.: Исх 12. 6), хотя прямых указаний в Писании на это нет: согласно Исх 12. 8, обязанность есть пресный хлеб наступает в ночь после заклания; фактически же поиск остатков «хамеца» ведется еще вечером 13 нисана. Утром 14-го найденное сжигается, а ненайденное посредством особого заклинания вменяется в «прах земли».

http://pravenc.ru/text/2580068.html

Это, конечно, удивительный псалом, и хорошо бы нам познакомиться с его содержанием, а не судить о нем по тем куцым 5 с половиной стихам, которые мы удостаиваемся слышать в нашей приходской службе. Исправить это в нашей ситуации пока невозможно, но можно хотя бы знать, что это такое на самом деле, обрывки чего мы слышим. Молитвы светильничные записаны в этом же пункте схемы, они должны быть прочитаны во время предначинательного псалма.   Ектения великая — всегда первая в службе, и воскресная служба не является исключением. Номером 8 обозначена 1-я кафизма, которую очень часто называют просто Блажен муж. Мы знаем, что за одну седмицу вне Великого поста Псалтирь должна быть прочитана целиком один раз. Кафизмы распределены по службам и по дням седмицы. Седмица начинается в неделю, неделя начинается в субботу вечером, поэтому в субботу на великую вечерню, естественно, приходится 1-я кафизма. По Уставу, она должна петься на три антифона, целиком. Первый антифон — на глас осьмый (опять этот праздничный, красивый распев), второй и третий антифоны — на глас дне, т. е. на тот глас, который начинается в этот воскресный день по Октоиху. Певческая традиция предписывает исполнение Блажен муж с Аллилуиа к каждому стиху (бывает трехкратное, бывает однократное). Ектения малая (п. 9) — по каждом антифоне. По Уставу должно быть так: антифон — ектения, антифон — ектения, антифон — ектения. А у нас что? 6 стихов вместо всей кафизмы и одна ектения вместо трех. Не нужно думать, что кафизма Блажен муж первая на воскресной службе только потому, что она имеет номер 1; было бы неверно предполагать только формальную связь ее с воскресной службой. Эта кафизма содержит значительное количество мессианских псалмов, т. е. тех псалмов, которые могут быть отнесены к пророчествам или как-то связаны с Господом нашим Иисусом Христом и делом спасения рода человеческого, которое Он совершил на земле. Вот первый псалом: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых». Этот псалом удивительно красив. В нем говорится о праведнике, который не имеет ничего общего с грешными, с нечистыми, а далее следует поразительный образ: этот праведник уподобляется древу, насажденному «при исходищих вод».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Исключением здесь является празднование Благовещения Недели (воскресенья) 3-й, 4-й и 5-й седмиц Великого поста, когда по 8-й песни поется «Честнейшую...». Великое славословие, как правило, читается во все дни Великого поста, в которые случится Благовещение, за исключение суббот и воскресений, когда великое славословие не читается, а поется. На Пасхальной седмице, в день Благовещения, великое славословие не положено. Когда великое славословие читается, то в конце утрени бывает ектения «Помилуй нас, Боже» и три великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина (если они положены в эти дни Великого поста). Исключения: 1. Если Благовещение случится в Пасху (так называемая Кириопасха), на светлой заутрени, пред великой ектенией, на «Слава» и затем на «И ныне» поется тропарь Благовещения. Полиелея и величания не бывает. Евангелие праздника Благовещения (Лк., зач. 4) на утрени читается после 6-й песни канона (пред этим поется прокимен Благовещения). Канон праздника соединяется с пасхальным каноном. На литургии после пасхального Евангелия читается Евангелие Благовещения (Лк., зач. 3). 2. Если Благовещение случится в Неделю ваий, то на благословении хлебов поется тропарь Благовещения (дважды) и Недели ваий (единожды), после полиелея – величание Благовещения. Прокимен и Евангелие Недели ваий, «Воскресение Христово» не поем. «Слава»– «Днесь Христос входит во град Вифанию...», «И ныне» – то же. «Помилуй мя, Боже...». 3. Если Благовещение случится в Великий Пяток, то на утрени читаются 12 дневных («Страстных») Евангелий. После 7-го Евангелия бывает полиелей и величание праздника, а затем поются степенны – 1-й антифон 4-го гласа, прокимен праздника и читается Евангелие праздника. Канон праздника соединяется с трипеснцем Великого Пятка 21 . Часы бывают или вседневные, когда Благовещение случится в субботу и Неделю (воскресенье) Четыредесятницы, а также в Великий Четверг и Великую Субботу, или великопостные – в остальные дни Четыредесяницы и Страстной седмицы. Поклоны на великопостных часах бывают только на 1-м часе и изобразительных (по 3 великих поклона), а на Страстной седмице – на всех часах (тоже по 3 великих поклона).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010