Митрополит Сингапурский Сергий: Встречи с православными Юго-Восточной Азии — момент поистине первохристианский 20 мая 2021 г. 13:32 Патриарший экзархат Юго-Восточной Азии был образован в декабре 2018 года и объединяет четыре епархии, расположенные в 13 странах региона. Об особенностях служения среди народов, для которых Православие — экзотика, о том, как праздновали Пасху с эпидемическими ограничениями, и почему Папуа — Новая Гвинея признала себя христианской страной, порталу «Интерфакс-Религия» рассказал Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий . — Как прошло празднование Пасхи в Юго-Восточной Азии? Эпидемиологическая обстановка в регионе оставляет желать лучшего. Были ли открыты храмы? — Пасхальные богослужения в странах Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии совершались так же, как и во всех православных храмах Русской Православной Церкви, по уставу и с соблюдением предписанных мер, учитывающих эпидемиологическую ситуацию в каждом конкретном регионе. В ряде стран частично введен локдаун. Так, в Камбодже запрещено перемещаться между районами, а в Таиланде была отменена общая традиционная трапеза после праздничного богослужения. Многие приходы вели предварительную запись на богослужения, чтобы количество прихожан в храмах не превышало рекомендуемое. Из отличий празднования Пасхи в странах Юго-Восточной Азии и в России — это повсеместный жаркий климат и высокая влажность. Но главное — что храмы были открыты, и мы имели возможность славить Воскресшего Творца и совершать уставные великопостные богослужения, а также радостные службы первых пасхальных дней. — В экзархат входят территории нескольких государств. Каково общее число православных христиан в экзархате? — В Юго-Восточной Азии проживает почти миллиард человек, но нужно понимать, что абсолютное большинство из них являются последователями традиционных для каждой страны религий. Мы с уважением относимся к многовековым культурным, историческим и религиозным традициям народов стран пастырской ответственности Патриаршего экзархата. Наше служение здесь было организовано в первую очередь для православных верующих из стран канонической территории Русской Православной Церкви, которые по роду своей деятельности оказались вдали от дома и были лишены возможности посещать храм и приступать к таинствам Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5811431.ht...

Патриарх Кирилл призвал священников продолжать богослужения без прихожан 3 апреля, 2020. Новостная служба По его словам, сейчас многие вынуждены возложить на себя подвиг неотлучного пребывания в своих жилищах 3 апреля. ПРАВМИР. Патриарх Кирилл призвал священников ревностно совершать богослужения даже в отсутствии прихожан, которые не могут прийти в храм из-за рекомендаций властей по борьбе с коронавирусом. В своем послании он также призвал архиереев, священнослужителей, монахов и мирян усилить молитву об ограждении людей от вредоносного поветрия. Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил, что сегодня многие вынуждены возложить на себя подвиг неотлучного пребывания в своих жилищах. «Пусть место вашего уединения станет для вас пустыней личного и семейного молитвенного труда», — пожелал он людям, находящимся на самоизоляции. Патриарх Кирилл отметил, что в эти дни верующие лишаются возможности быть вместе на великопостных богослужениях. Однако, по его словам, даже в вынужденном разобщении, как это бывало неоднократно в истории, православные христиане остаются нерушимой общиной веры, объединенной молитвой. Он призвал прихожан Русской Церкви перенести временные лишения ради сохранения жизни и здоровья ближних и особенно молиться о тех, кто борется с болезнью и трудится для жизнеобеспечения городов и сел. Ранее более чем в половине российских регионов ввели режим самоизоляции для борьбы с распространением коронавируса. Жителям разрешается выходить из дома только за медицинской помощью, продуктами, выгула собак и выноса мусора. В некоторых субъектах РФ для выхода на улицу нужно получить специальное разрешение. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 6 мая, 2024 19 марта, 2024 5 марта, 2024 1 марта, 2024 29 февраля, 2024 28 февраля, 2024

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-prizva...

Следует, однако, заметить, что эти свидетельства не всегда согласуются между собою и в некоторых случаях одну и ту же молитву приписывают разным лицам. Так, напр., молитва «Владыко Боже Отче Вседержителю», если верить надписаниям, могла принадлежать и Василию Вел., и св. Мардарию, и св. Ефрему; молитва «Боже праведный и хвальный», составленная, по всей вероятности, св. Ефремом Сирином († 378 г.) 253 , в надписаниях усвояется также и преп. Никону. Подобного рода примеры показывают, что не все надписания могут считаться подлинными; а потому, во избежание ошибок, ими следует пользоваться с большой осторожностью. V. Состав инославных часов Богослужение инославных христиан – несториан, монофизитов, монофелитов и католиков, возникшее на почве первоначального единения их с вселенским православием , содержит в себе суточные службы, принятые и у нас, в том числе и часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й; только у маронитов-монофелитов нет, по-видимому, службы 1-го часа, которую они, по всей вероятности, отожествили с утреней. 16. Сирохалдейские часы На древнем сирохалдейском языке совершают богослужение халдеи и сирийцы. Халдеи, известные также под именем сирохалдеев, ассуритов и айсоров, – прежние несториане, а теперь, большею частью, униаты или православные, – имютъ, по их счету, семь суточных служб: полунощницу, утреню, 1-й час, часы 3-й и 6-й, 9-й час, вечерню и повечерие; при чем повечерие и часы всегда состоят почти из одних псалмов, сопровождаемых, как и у нас, разными тропарями и молитвами. Кроме обыкновенных, или вседневных часов, у халдеев есть и великопостные часы, которые во многом отличаются от первых и положены в те дни, когда не бывает литургии 254 . Богослужение сирийцев – монофизитов, или иаковитов (между ними есть также униаты и православные), сходно с халдейским не только по языку, но и по составу. Между прочим и в нем главное место занимает псалмопение; при этом особенно развито антифонное исполнение псалмов. Начинаются все службы малым славословием 255 . 17. Армянские часы

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Днес в Църквата се извършва Литургия по три чинопоследования: 1) Литургия на св. Йоан Златоуст (вж. текста Й) – извън Великия пост се отслужва през всички дни на годината, с изключение на дните с Василиева литургия. През Великия пост тя се извършва в съботни дни, на празниците Вход Господен в Йерусалим (Връбница) и Благовещение (ако Благовещение не се случи в ден, когато се служи Василиева литургия). 2) Литургия на св. Василий Велики, която е по-продължителна и се служи десет пъти в годината – в навечерието на празниците Рождество Христово и Богоявление, на деня в памет на св. Василий – 1януари (14 януари ст.стил), в първите пет недели от Великия пост, а също на Велики четвъртък и на Велика събота, съединена с вечернята; 3) Литургия на Преждеосветените дарове, съставена през VI век от св. Григорий Двоеслов , която се служи само във великопостните дни. Чинът на Литургията се състои от три части: – подготвителна – проскомидия (приношение); – учителна или «литургия на оглашените», на която се четат апостолските послания и св. Евангелие (на нея могат да присъстват и готвещите се за св. кръщение); – «литургия на верните», предназначена само за приелите св. Кръщение (и неотлъчени от Църквата), защото в нея се освещават светите дарове. Извън речника: Св. Литургия от св. Иоан Златоуст и раздела Православното богослужение. Литургия на верните – в православното богослужение втората, същинска част на Св. Литургия, в която се извършва Евхаристийното тайство. В древната църква в нея са участвали само верните, т.е. християните, приели светото Кръщение и неотлъчени от Църквата. Извън речника: Литургия на оглашените от св. Йоан Златоуст. Литургия на оглашените – в православното богослужение първата, учителна част на Св. Литургия, в която участват както оглашените, така и верните. Литургията на оглашените завършва с молитвено последование (ектения) за оглашените, при което свещеникът и верните молят Господ да помилва оглашените, да ги огласи със словото на истината, да ги настави в истината на св. вяра («да им открие евангелието на правдата») и да ги удостои със св. Кръщение («да ги присъедини към Своята свята, вселенска и апостолска Църква»), така че и те – заедно с верните – да славят Божието име. След ектенията свещеникът призовава оглашените да излязат от храма с възгласа «Двери, двери...». В древната Църква оглашените се оттегляли в притвора (нартекса) на храма и втората част на Литургията продължавала при затворени врати. Днес тази богоугодна практика не се спазва. Извън речника: Литургия на верните от св. Йоан Златоуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Данная ситуация порождала и продолжает порождать некоторые очевидные неудобства. Прежде всего, устав монастырских служб рассчитан на общину людей, основным занятием которых является участие в богослужении. От человека, состоящего на светской службе, содержащего семью и воспитывающего детей, невозможно требовать ежедневного многочасового стояния на службе. Если монахи могли молиться в течение всей ночи, то для мирянина регулярное участие во «всенощных бдениях» (в буквальном, а не переносном смысле) представляется невозможным. В итоге церковная практика – как в Греции, так и в России и других странах православной традиции – создала свой собственный устав приходской службы, не зафиксированный ни в одном Типиконе. Этот устав представляет собой не что иное, как монастырский устав, но значительно урезанный. Например, в современной приходской практике Греческой Церкви всенощное бдение практически отсутствует, в Русской же Церкви «всенощным бдением» называется богослужение, совершаемое в вечернее время и длящееся два или три часа, а отнюдь не всю ночь, как предписывает Типикон. При этом утреня – богослужение, предназначенное для совершения в предрассветный час, – совершается с вечера. Из двух кафизм, предписанных Типиконом, за богослужением в некоторых храмах читается одна, в других – лишь один псалом, а в иных храмах кафизмы вовсе опускаются. Вместо положенных 8 стихир исполняются 4 или 2, вместо положенных 14 тропарей канона читаются 4 и так далее. Многие части утрени опускаются полностью, например «библейские песни», а также многочисленные поучения, предписанные Типиконом для произнесения в храме. Даже в монастырях богослужение подвергается сокращениям, хотя и не всегда столь значительным, как на приходах. Сокращения в церковном Уставе неравномерно распределены по отдельным службам. Так, из приходской практики практически полностью исключены повечерие и полунощница, совершаемые только в монастырях. Утреня и вечерня совершаются в приходских храмах регулярно, но их состав подвергается радикальному сокращению. Божественная литургия, напротив, служится почти без сокращений. Также без сокращений совершаются часы (первый, третий, шестой и девятый). Однако из отдельных чинопоследований, совершаемых в определенное время в течение суток, часы превратились в богослужения, присоединяемые к другим службам: первый час присоединяется к утрени, третий и шестой часы читаются перед литургией, а девятый час либо читается перед вечерней, либо полностью опускается. Несмотря на все сокращения, православное богослужение остается весьма продолжительным. На обычном приходе литургия длится около 2 часов, всенощное бдение – 2–3 часа (всегда в вечернее время). Длина праздничных и великопостных служб нередко превышает 3 часа. В монастырях службы длиннее и могут длиться (например, всенощное бдение, или утреня, соединенная с литургией) по 5–6 часов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Почва для духовного сеяния в это время готова: не только вспахана, но и увлажнена, – остается только сеять с уверенностью, что брошенные зерна прорастут и плод принесут. Не пытаясь представить всей возможности влияния духовника на совесть исповедника, скажем лишь, что именно на исповеди пастырь имеет возможность вырывать из души кающегося корни тех грехов, которые, развиваясь, превращают грешников в закоренелых преступников 241 . Это в особенности надо сказать об исповеди детей. Успешность исповеди зависит не только от сознательного отношения к ней кающегося, но и в неменьшей степени от той богослужебной обстановки, какую умел создать пастырь для проходящих покаянный подвиг, равно как и от искусства и мудрости, с которыми будет духовник совершать исповедь, от настроения и вдохновения духовника. Но и сознательное отношение кающихся к исповеди тоже в значительной части будет зависеть от пастыря, ибо своими внушениями, наставлениями он может помочь говеющим яснее представить себе смысл, значение и важность этого таинства 242 . Первое условие успеха исповеди – сознательное отношение к ней кающегося – ясно само собою. Остановимся на втором и третьем условии. Богослужение своею теплотою должно согреть души говеющих, а своею содержательностью вдохновить их. Великопостное богослужение необыкновенно содержательно и поучительно – оно может потрясающе действовать на души человеческие. Но оно бывает таковым при вдохновенном и искусном исполнении, когда в строгой гармонии действуют и священнослужители, и чтецы, и певцы. Непременный долг пастыря – в дни говения приложить все усилия, чтобы как можно лучше поставить богослужение 243 . Второе, что требуется от духовника, – это умение распознавать грехи, давать им должную оценку и применять правильное врачевание. Тут скажем словами св. Григория Богослова : «Какой предлежит подвиг и какие нужны сведения, чтобы хорошо и других врачевать и самим уврачеваться, чтобы исправить образ жизни и перст покорить духу? Ибо не одинаковы понятия и стремления у мужчины и женщины, у старости и юности, у нищеты и богатства, у веселого и печального, у больного и здорового, у начальников и подчиненных, у мудрых и невежд, у робких и смелых, у гневных и кротких, у стоящих твердо и падающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Чин литургии Преждеосвященных даров был установлен, чтобы верующие люди могли причащаться в будние дни: в первые века частое причащение было распространенной практикой. По уставу такая литургия совершалась во второй половине дня. Византийское время отличается от принятого сегодня. Вечерние часы, если перевести на наше время, начинались в 14:00. То есть христиане не вкушали пищу до вечера — до 14:00, а вечером, после окончания литургии Преждеосвященных даров, полагалась единственная трапеза. То есть пост являлся не только ограничением в определенных видах пищи, но и в количестве ее приемов. Суббота и воскресенье в богослужебном плане всегда были днями, в которые служилась полная литургия. Объясняется это тем, что субботний день — это воспоминание о сотворении Господом всего мира и предуготовлении людей к жизни вечной, а воскресенье — воспоминание о Воскресении Христовом. В эти дни трапеза полагалась после литургии, а не вечером: то есть их было две, а не одна. Понятно, что сегодня по немощи многие не способны выдержать таких ограничений. Наверное, поэтому и литургия Преждеосвященных даров сместилась на утро: мало кто сумеет не есть перед литургией весь день. Постовые богослужения помогают человеку понять свое духовное состояние, осознать, как он может потрудиться ради Христа, проявить любовь к нему. Каждое великопостное богослужение можно назвать особенным, но наиболее величественной и удивительной, я думаю, является литургия Преждеосвященных даров. Песнопения этой церковной службы наполняют душу чувством благоговения, покаяния, благодарности Богу. Это и «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат…» — песнопение во время Великого входа, когда святые дары переносятся на престол; и прокимен «Да исправится молитва моя…». Он поется после ветхозаветных чтений. Священные слова, которые звучат во время этой особенной литургии, помогают проникнуться настроением Великого поста. Почему важно во время Великого поста в будние дни прийти на церковную службу? Как я уже отметил, в субботу и воскресенье богослужение практически не имеет постовых особенностей. Пожалуй, ключевым из них можно назвать только песнопение «Покаяния отверзи ми двери…», которое поется во время всенощной после чтения Евангелия. И только в будний день можно ощутить всю красоту и возвышенность великопостных служб с поклонами, молитвой Ефрема Сирина. Если хотя бы один раз за время поста не побывать на таком богослужении, действительно, человек многое упускает.

http://pravoslavie.ru/138432.html

Начало общее. Состав начала рассматривался в предыдущей главе — это самые главные и самые содержательные молитвы на богослужении. Начало общее читается не в начале службы, а в начале каждого цикла служб. Заметим, что девятый час начинается с начала общего, на вечерне же начала общего нет, потому что девятый час и вечерня примыкают друг к другу. Тропарь и кондак уходящего дня. Первая служба дневного круга — это вечерня, а последняя — девятый час. Эти две службы совершаются как бы вместе, одна за другой: после девятого часа сразу следует вечерня, но принадлежат они разным дням. Поэтому на девятом часе читаются тропарь и кондак того святого, который праздновался в предыдущий день, т. е. не того дня, к которому будет относиться вечерня. На вечерне начала общего нет, и первым текстом является 103-й псалом. Другое название этого псалма — «предначинательный». В современной практике этот псалом читает чтец, однако по Уставу его должен читать предстоятель, т. е. старший в монастыре (игумен). Мы еще много раз встретим указания, кто какой текст читает, и естественно, что текст, читаемый предстоятелем, имеет в службе особый смысл и особую значимость. Утрата способа исполнения текстов изменяет акценты в нашем богослужении. Представим себе, что начинается служба, и вдруг выходит предстоятель и читает предначинательный псалом, или Свете тихий, или Сподоби, Господи, или, что совсем трудно себе представить, шестопсалмие. Это совершенно другое восприятие богослужебных текстов, чем то, которое мы с вами имеем. Это учение Типикона нами утрачено. Первой ектеньей всякой службы является великая ектения. Обратим внимание на порядок ектений, которые идут в будничной вечерни: великая, малая, просительная и сугубая. Этот же порядок повторится на будничной утрени. У каждой ектеньи свое устроение, свое место в службе, и перед нами здесь все виды ектений, которые необходимо знать.   Кафизма рядовая. По Уставу в те дни года, когда нет Великого поста, Псалтирь должна за седмицу прочитываться целиком один раз. А в великопостное время Псалтирь должна прочитываться за седмицу два раза. Каким образом это осуществляется? Вся Псалтирь, разделенная на 20 кафизм, распределяется Уставом (гл. 17) по дням и службам, и кафизмой рядовой называется та кафизма, которая пришлась на данную службу. В приходском богослужении кафизма очень часто опускается на вечерне, и в том случае, если отсутствует кафизма, отсутствует и малая ектения: они или вместе есть, или их вместе нет. По Уставу не должно читать кафизму на вечерне, если накануне служилось бдение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010