«Отврати лице Твое от грехов моих, изгладь все беззакония мои. Сотвори мне, Боже, сердце чистое, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отъими от меня». Так вопиет кающиийся христианин, повторяя покаянную молитву Давида. Покаянный вопль Давида кажется христианину недостаточным; его душа жаждет слез и воздыханий, и вот он, сознавая всю тяжесть грехов своих, изливает печаль свою пред лицем Господа. «Господи! Услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. Не скрывай лица Твоего от меня; в день бедствия моего приклони ко мне ухо Твое». Впрочем, эта самая надежда на Господа исторгает из уст кающегося христианина новую умиленную молитву о помиловании. Эта молитва Манассии. Манассия был царем иудейским. Не подражая примеру благочестивого отца своего, Езекии, он весь предался суеверию и нечестию, так что превзошел в этом язычников. И страшное понес за то наказание: –ассириане, разбив войско и разграбив всю Иудею, его самого в оковах отвели в плен в Вавилон. Здесь-то почувствовал и сознал он вину свою; исповедал свои грехи в молитве; искренно и пламенно раскаялся и получил прощение: Господь возвратил ему свободу и власть. Вот эта-то молитва и принята православною церковью в число покаянных молитв и читается на великом повечерии. Чтобы иметь о ней понятие, сделаю хоть небольшое извлечение. «Господи Вседержитель! Не назначил Ты покаяния праведникам, а мне, грешнику, у которого грехов больше, чем песку при море. Умножились мои беззакония; до того умножились, что я не достоин поднять взор в высоту небесную. Но вот теперь с сердечным коленопреклонением прошу у Тебя милосердия. Сознаю свои вины пред Тобою, – прости меня за них; не погуби меня со беззакониями моими и не осуди во ад. В этом-то и выразится все величие Твоего милосердия, что помилуешь и простишь меня, недостойного». Потом, после трисвятого, то же сознание греховности и прошение милосердия у Бога, но уже прямо от лица молящихся. – Помилуй нас, Господи, помилуй нас: всякаго бо ответа недоумеюще 36 , сию Ти молитву, яко Владыце, грешнии приносим: помилуй нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

По мере приближения ночи молитва христианина делается еще сильнее и умиленнее, его воззвания к Господу еще трогательнее. Он понимает, что ни стены храма, ни стены дома его, и никакая твердыня не укроют его от врагов, но что во мраке ночи враг по преимуществу расставляет ему сети свои. И вот он в Господе ищет ограды себе и спасения; Ему всецело поручает он себя, в руки Его предает он дух свой. «На Тебя, Господи, уповаю», – взывает он в смятении сердца своего; –не оставь меня в стыде вечном; по правде Твоей избавь меня. Приклони ко мне ухо твое, поспеши спасти меня. Будь мне каменною твердынею, крепкою оградою, где бы спастись мне. Ибо Ты – каменная гора моя и ограда моя, ради имени Твоего руководствуй и управляй мною. Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне; ибо Ты – крепость моя. В руце Твои предаю дух мой...». Но эта живая преданность в волю Божию тотчас сменяется смиренною молитвою о помиловании. «Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне; изныло от тоски око мое, душа моя и сердце мое. Ибо истощилась в печали жизнь моя, и лета мои в стенаниях. Ослабела от страдания моего сила моя, и кости мои измождились. От множества врагов моих я сделался посмешищем у самых соседей моих, и страшилищем для знакомых моих; видящие меня на улице бегут от меня. Я забыт, как мертвый; нет меня в середцах; я как разбитый сосуд. Ибо слышу злоречия многих, отвсюду ужас, когда они вместе сговариваются исторгнуть душу мою». Как живо и ясно понимает кающийся христианин бедственное положение свое среди борьбы со врагами спасения своего! Как мало надеется он на свои силы и мудрость! «Я на Тебя, Господи, уповаю», – взывает он, представляя себе весь ужас положения своего, – «я говорю: Ты Бог мой. В руке Твоей дела мои, исхить меня из руки врагов моих и гонителей моих. Яви светлое лице Твое рабу Твоему, спаси меня ради милости Твоей, Господи! Не оставь меня в стыде, ибо Тебя призываю. Да посрамятся нечестивые, да умолкнут и падут в ад» ( Пс. 30 ). Мы видели, как долго взывал к Господу о помощи кающийся христианин; слышали, как долго молил он Его о помиловании. Св. церковь с намерением так расположила последование повечерия, чтобы дать ему полную свободу предаться своей печали, яже по Бозе, чтобы открыть ему полную возможность плакать и рыдать пред Господом, сознать всю свою нищету и убожество, всю беспомощность и одиночество среди приближающегося мрака ночи, при непрестанных нападениях на него врагов его. Господь как бы не слышал его вопля и не являл ему светлого лица Своего. Но вот чем живее и полнее предает себя христианин в руце Божии, при этом сознании своих немощей и своего бессилия в борьбе со врагами; – тем скорее спешит явиться ему Господь с Своею божественною помощию.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

В ответ на живую преданность христианина Богу и на его жалобный вопль о множестве врагов, восстающих на него, раздается уверительное слово Самого Бога, обещающего ему Свою Божественную помощь при всех нападениях врагов его. «Так как он, т. е. истинный христианин, возлюбил Меня», – вещает Отец небесный, – «избавлю его, защищу его, так как он познал имя Мое. Призовет Меня, – и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его; долгоденствием насыщу его и явлю ему спасение Мое». Светлым лучом ободрения и надежды кажется кающемуся христианину уверение это Всевышнего Господа: «с ни Я в скорби, избавлю его и прославлю его». Оно производит всеобщее радостное движение в сердцах всех молящихся в храме; оно раскрывает их уста, умиляет сердце, вливает бодрость и свежесть в душу их при дальнейшей борьбе со врагами. Тотчас после этого Божественного уверения, попеременно на два хора поется велегласно и со сладкопением отрывок из пророчества св. Исаии: «с нами Бог ! Разумейте, языцы, и покоряйтеся: яко с нами Бог ! Услышите до последних земли: яко с нами Бог!» Вот самое пророчество: «С нами Бог ! Враждуйте, народы, но трепещите. Замышляйте замыслы, но они рушатся. Изрекайте повеления, но они не исполнятся, потому что с нами Бог (VIII 9, 10). Иегову (Господа), Бога воинств, Его чтите свято; Он для вас страшен, и Он для вас ужасен. Он будет и священным убежищем (13, 14). Вот я и дети, которых дал мне Иегова (13). Народ, ходящий во тьме, увидит великий свет. Над сидящими в земле смертного мрака возсияет светило (18, 2); потому что у нас родилось Дитя, нам дан Сын, Которому на рамена будет возложена власть, и нарекут имя Ему: чудный Советник, Бог крепкий, вечный Отец, Князь Мира. Величию власти и благоденствию не будет меры» (5, 6). В заключение всего этого мы единодушно иовторяем первые слова пророческого сказания Исаиина: «с нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся: яко с нами Бог». Так радостно, торжественно и громогласно это воскликновение наше среди великого повечерия. Это радостный, торжественный клик воинов, узревших своего началовождя и получивших от того новую бодрость, мужество и силы. И тем радостнее, тем торжественнее это восклицание, что до него мы слышали или монотонное чтение псалмов, или молитвенный стон о помиловании.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

По прочтении трех псалмов произносится краткое славословие Пресв. Троице, Которая ведет нас путем испытаний, подвигов и борьбы со врагами нашими к вечному покою и Которую немолчно воспевают небожители. После краткого славословия вы снова слышите умиленную мольбу кающегося христианина. Он и среди самой борьбы со врагами своими, и среди самого сердечного сокрушения о грехах своих, – равно как и во время покоя, которому думает предаться, единственную – надежду свою возлагает на Господа: он всеусердно умоляет Господа указать ему путь Его и научить ходить по стезям заповедей Его; тогда он верно достигнет блаженного покоя; тогда душа его непременно будет почивать во благе. Вместе с тем кающйся христианин молит Господа, чтобы Он призрел на него и помиловал его особенно теперь, когда он одинок и угнетен, когда он в изнеможении, когда враги его во множестве и всею злобною ненавистью ненавидят его. «К Тебе, Господи, возношу душу мою», – взывает христианин, – «Боже мой, на Тебя уповаю: не дай посрамиться мне, да не восторжествуют враги мои надо мною. Ибо все надеющиеся на Тебя не посрамятся; посрамятся отступающие от Тебя беззаконно. Укажи мне, Господи, пути Твои, научи меня ходить стезями Твоими. Наставь меня на истину Твою, и научи меня. Вспомни милосердие Твое и милости Твои; ибо они вечны. Грехов не воспоминай, по милости Твоей, вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи. Благ и праведен Господь; посему указует грешникам путь, наставляет смиренных на истину и научает кротких ходить путем Его. Все пути Господни – милость и верность к тем, кои хранят завет Его и откровения Его... Кто есть человек, боящийся Господа: – Он укажет ему путь, какой ему избрать. Душа его будет почивать во благе, и потомство его будет обладать землею». «Очи мои непрестанно устремлены к Господу», – продолжает христианин, – «ибо Он извлекает из сети ноги мои. Призри на меня и помилуй меня; ибо я одинок и угнетен. Да расширится сжатое сердце мое; из тесноты моей изведи меня. Воззри на страдание мое и изнеможение мое; и прости все грехи мои. Воззри на врагов моих, как много их, и какою злобною ненавистью ненавидят они меня. Сохрани душу мою, и избавь меня; не дай посрамиться мне, ибо на Тебя уповаю» ( Пс. 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Эта молитва , как вы видите, начинается так же, как и покаянный псалом Давидов; она преисполнена теми же чувствами: многие выражения ее как бы прямо оттуда заимствованы. Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу... Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом: не прогневайся на ны зело (на нас чрезмерно), и не помяни беззаконий наших; но призри и ныне, яко благоутробен, и избави нас от враг наших: Ты бо ecu Бог наш, и мы людие Твои, ecu дела руку Твоею, и имя Твое призываем. Ты – Бог наш, а мы люди Твои; мы – творение рук Твоих, мы носим на себе святое имя Твое (христиан); так умоляем мы Господа Иисуса, чувствуя на себе благоволительный взор Его и возводя наши очи к Нему, премилосердому. И ныне, и присно, и во веки веков аминь. Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице: надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианского. Так взываем мы к Царице небесной, желая найти себе убежище под Ея божественным покровом. Затем следует краткое молитвенное воззвание: «Господи, помилуй» –произносимое сорок раз, и молитва св. Мардария, выражающая полнейшую всецелую преданность нашу Господу Вседержителю. Владыко Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе, едино Божество, едино сила! Помилуй мя грешнаго, и имижи веси (какими Ты знаешь) судьбами спаси мя недостойнаго раба Твоего, яко благословен еси во веки веков. Этим кончается второе отделение повечерия. Душа кающегося христианина, под благоволительным взором Отца небесного, опять несколько успокоилась: опять ее вопли и стоны разрешились и в детский лепет славословия, и в молитву умиления, и во всецелую преданность Господу и Его святому промыслу. Но не конец еще тревогам душевным. Третья часть повечерия начинается все еще воплем и стоном кающегося христианина; но этот стон и вопль несравненно короче, мягче. Господи, услыши молитву мою, взывает кающийся христианин, прими моленье мое, по истине Твоей; внемли мне по правде Твоей. И не входи в суд с рабом Твоим; ибо не оправдается пред Тобою ни один живущий.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

«Богородице, Дево, радуйся!» и пр. (Слава) «Креститель Христов! Помяни всех нас, чтобы мы избавились от своих беззаконий, потому что тебе дарована благодать – молиться за нас». (И ныне) «Молитесь за нас, святые апостолы и святые все, чтобы избавились мы от несчастий и скорбей, потому что в вас мы приобрели теплых ходатаев пред Спасителем». «Богородица! Прибегаем к Твоему милосердию: не призри наших молений во время искушений, но избавь от падений, – единая чистая, единая благословенная». Последняя дневная служба есть великое повечерие. Великое повечерие Общий состав Великого повечерия слагается из трех частей, «во образ Святыя Троицы и в умилостивление за нас», как выражается блаженный Симеон Солунский . Каждая часть состоит из нескольких, – большею частию, трех псалмов, без сомнения, в честь и славу Пресвятой же Троицы, из новозаветных молитвословий и песнопений. И псалмы, и молитвословия, и песнопения премудро применены Св. Церквию и ко времени дня, и к нашему нравственному состоянию. Вот пред нашими очами человек верующий, совершивший дневные подвиги свои и готовящийся упокоиться мирным сном. Спокойно встречает он время сна, хотя этот сон есть подобие смерти, хотя бесчисленные враги угрожают и душе, и телу его. Он верует с Давидом, что Господь хранит праведников, что Господь слышит, когда они иризывают Его, он не смотрит на врагов своих, он не боится их и повторяет в душе своей слова псалмопевца: «я спокойно ложусь и сплю; ибо Ты, Господи, един даешь мне безопасность». Так говорит человек-праведник. Но представляя себе праведника, готовящегося возлечь на ложе свое после дневных трудов и подвигов, мы обращаем очи и сердце наше к Тому, Кто един на земле, среди всех врагов Своих, был чист и свят, к Господу Иисусу Христу, когда Он жил на земле, и по окончании дневных трудов Своих, подъятых ради нашего спасения, приближался к гробовому ложу Своему. Затем, мы припоминаем себе и всех святых Божиих человеков, – всех истинных учеников и последователей Господа нашего Иисуса Христа, которые, верно исполняя Его заповеди, неустанно трудясь ради славы имени Его, ради нравственной пользы своих ближних, ради собственного своего спасения, спокойно, с верою в Господа, с молитвою к Нему, с веселием и миром в душе, приближались к ложу своему. «Ты мне вложил в сердце веселие большее, нежели у нечестивых во время обилия хлеба и вина, и елея, на их вечерних пиршествах. Я спокойно ложусь и сплю; ибо Ты, Господи, един даешь мне безопасность», – так помышляют они в сердце своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Эта светлая картина, без сомнения, для того представляется очам нашим Св. Церковию, во дни поста и говения нашего, дабы сильнее возбудить нас быть чистыми и праведными. Ведь только для праведника возможно такое блаженное состояние духа, а для грешников нет истинной радости на земле. Когда псалом, представляющий эту светлую картину, читается после Великого канона, в котором изображена вся нищета и убожество наше духовное, тогда эта светлая картина делается еще разительнее, еще осязательнее и, так сказать, рельефнее. Так светлый луч солнца делается еще светлее, когда он выглянет после страшной, мрачной тучи. Изобразив блаженное состояние праведника, Св. Церковь указывает и нам, грешникам, средство к достижению его, это средство – покаяние. «Господи, не во гневе Твоем обличай меня, и не в ярости Твоей наказывай меня», – так вопит кающийся. «Помилуй меня, Господи; ибо я изнемог; исцели меня, Господи; ибо кости мои потряслись. И душа моя сильно смутилась; Ты же, Господи, доколе? Обратися, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей; ибо в смерти нет памятования о Тебе; во гробе кто славит Тебя? Утомлен я стенаниями моими; каждую ночь омываю постель мою, слезами моими омочаю ложе мое. Изсохло от печали око мое, состарелось от множества врагов моих». Это – наша речь; это наш взгляд на ложе наше. Изнемогшие, измученные, израненные в борьбе с духовными врагами нашими, мы смотрим на ложе наше не как на место упокоения, но как на место пытки новой скорби духовной. Мы чувствуем, что в нас потрясены самые кости наши, что душа наша содрогается, и вдобавок мы еще не уверены, кончилась ли брань наша, перестанут ли нападать на нас враги наши? Мы со слезами сокрушения, с умоляющими очами обращаемся к Господу и взываем Ему: доколе, Господи?.. «Доколе, Господи, будешь забывать меня до конца? Доколе будешь скрывать лице Твое от меня? Доколе мне слагать в душе моей советы, томиться в сердце моем день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною? Призри, услыши меня, Господи Боже мой! Дай свет очам моим, чтобы не уснуть мне сном смертным, чтобы не сказал враг мой: я преодолел его, –чтобы не обрадовались гонители мои, если я поколеблюсь» ( Пс. 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Господи, давый нам предварити днешний день, седмицу святую предсияющую светло, Лазареве от мертвых востание страшное, сподоби рабы Твоя страхом Твоим прейти поприще пощения все совершающия. Господи, Ты дал нам предварить сегодняшний день, светло сияющий перед святой седмицей и Лазаревым страшным из мертвых восстанием, сподоби рабы Твои со страхом Твоим совершить весь остающийся путь поста. Время пощения ныне преполовивше, начало Божественного жития яве покажем, и в конец добродетельного жительства достигнути тепле потщимся: яко да приимем сладость нестареемую. Достигши ныне половины поста, покажем на деле начало божественного образа жизни; постараемся с усердием окончить наш подвиг, чтобы получить нескончаемое блаженство. На утрене в среду пятой недели опять читается Великий Канон Андрея Критского , но на этот раз целиком. Если в начале поста этот канон служил как бы дверью, открывающей путь покаяния, теперь, в конце Поста, он звучит как итог покаяния и его завершение. Если в начале Поста мы только слушали Канон, теперь его слова стали нашими словами, нашим плачем, нашей надеждой, а также оценкой нашего постного подвига: что мы действительно сделали за этот Пост? До чего мы дошли на пути покаяния? Потому что теперь все, что касается нас лично, приходит к концу. Теперь мы уже следуем за учениками, «... когда были они на пути ...в Иерусалим, и когда Иисус шел впереди их». И Иисус сказал им: «Вот мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященниками и книжниками, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам; и поругаются над Ним, и будут бить Его, ...и убьют Его; и в третий день воскреснет» ( Мк.10:32–45 ). Это Евангелие пятого воскресенья. Тон великопостных богослужений меняется. Если в первой половине Поста наши усилия были направлены на собственное очищение, теперь нам открывается, что это очищение не есть самоцель, оно должно было ввести нас в созерцание, уразумение и освоение Тайны Креста и Воскресения. Смысл нашего подвига открывается теперь как участие в этой тайне, к которой мы так привыкли, что просто забываем об ее значении. И, следуя за Ним в Иерусалим, вместе с учениками, мы «недоумеваем и ужасаемся». 5. На пути в Вифанию и Иерусалим

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Церковь хорошо сознает частичный, относительный, несовершенный и преходящий характер человеческого знания, содержащегося в мирских книгах, неизменно соотнося его с абсолютом вечных Божественных истин: Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1 Кор. 13, 8). Поэтому естественно, что ни один из привычных для нас способов и видов получения информации несопоставим с тем, как следует читать Священное Писание, ибо боговдохновенная Книга не может быть чтением для развлечения или для того, чтобы скоротать время. Священное Писание также не является учебником, содержание которого нужно зазубривать. Чтение Священного Писания преследует особую цель — воспитание нашего ума в его взаимодействии с Божественными истинами. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности , — поучает апостол Павел своего любимого ученика Тимофея (2 Тим. 3, 16). Сам процесс чтения Слова Божия есть некое таинство, священнодействие, ибо, говорит Спаситель, небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф. 24, 35). Именно поэтому вынос Евангелия и чтение Священного Писания в храме обставляются столь торжественно: прислужники со свечами выходят на середину храма, затем протодиакон или диакон благоговейно износит из алтаря напрестольное Евангелие, далее совершается особая молитва о вразумлении слушающих, после чего звучит возглас «Премудрость!» и священник или диакон с непокрытой головой зачитывает «в слух народа» соответствующее дню или событию зачало Священного Писания. Воистину, по слову апостола, вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10, 17). Сам образ этой Книги, постоянно пребывающей на престоле, свидетельствует о сугубом почитании, которым окружено Слово Божие в среде верующих: Евангелие большого (иногда очень большого) формата облачено в красивый оклад, нередко изукрашенный барельефными изображениями, финифтью и каменьями, его внешний вид такой торжественный и благолепный, какого не имеет ни одна другая книга в мире. Само слово «Библия» в переводе с греческого означает «свод книг», «Книга книг» или просто «Книга» (с большой буквы), и мы воочию видим благоговейное отношение к ней за богослужением в храме.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

И вслед за святым Ефремом Сирином нам остается только с дерзновением просить Господа: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». О лицезрении своих прегрешений. Слово по окончании вечернего богослужения в пятницу первой седмицы Великого поста в Успенском кафедральном соборе города Смоленска (2 марта 2001 г.) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Мы приближаемся к завершению первой седмицы Великого поста. По утрам и вечерам многие из нас имели возможность присутствовать за дивными великопостными богослужениями, назидаясь великой мудростью, источающейся из каждого слова псалмов и молитв и в обилии подающейся верующему человеку. Мы размышляли над смыслом великопостной молитвы святого Ефрема Сирина, запечатленной в наших сердцах. Сегодня по обыкновению совершается исповедь, ибо в субботний день все, кто на протяжении всей седмицы приуготовляли себя, подходят к Святой Чаше и причащаются Тела и Крови Господних. Исповедь — особое средство спасения человека. «Не столь опасно пасть, как, падши, не восставать; не столь страшно быть раненым, как, быв раненым, не искать исцеления», — замечает святитель Иоанн Златоуст . Через покаяние мы обретаем прощение грехов и очищаем свою душу подобно тому, как, омывая тело, мы освобождаемся от физической нечистоты. Так и через искреннее раскаяние мы смываем греховные напластования с нашей души, нанесенные действием нашей злой воли, а также внешних воздействий, порой чрезвычайно опасных для нашего нравственного здоровья. Беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет (Иез. 18, 21-22) — такое обетование дает Бог раскаявшемуся грешнику устами Своего великого пророка. В третьей части своей великой покаянной молитвы святой Ефрем Сирин обращается к Богу со словами, которые каждый кающийся должен иметь в сердце своем: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения».

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010