Великопостные богослужения и ребенок Мне кажется, что родители с детьми могут читать молитву Ефрема Сирина ежедневно. Не обязательно, может быть, с 16-ю поклонами, но один раз в день с тремя поклонами или с одним поклоном молитву Ефрема Сирина с детьми читать Великим Постом — хорошо. Брать ли детей на особые великопостные службы, зависит от сил и возраста конкретного ребенка. Я не могу давать таких общих рекомендаций. Все дети разные. Вот сегодня у нас в храме была Литургия Преждеосвященных Даров для гимназистов. Мы ее немного сократили. Но все равно, дети стояли на службе около трех с половиной часов. Для детей подросткового возраста это серьезное испытание, серьезный подвиг. Они выдержали его и не шумели, не разговаривали, так молились. Очевидно, что ребенок младшего школьного возраста не выдержит присутствия на Литургии Преждеосвященных Даров. Значит, наверное, и не стоит проводить над ним такие эксперименты. А во время Страстной Недели надо найти возможность на каких-то службах с ребенком побывать. Прежде всего, наиболее впечатляющая и глубокая служба — это служба выноса Плащаницы и погребения Плащаницы. На какую-то часть этой службы с маленькими детьми, с детьми школьного возраста сходить необходимо. Чтобы ребенок не перепостился Прежде всего, надо думать не об Уставе, а о своем ребенке. Когда родители настроены на то, чтобы понять, как ребенок себя чувствует и насколько он слабеет во время поста, насколько здоровье этого ребенка начинает давать сбои, они сумеют найти золотую середину. Если требуется — сразу покормить ребенка, в чем-то ослабить пост или вообще его на какое-то время отменить. У каждого свой пост. Есть дети, которые Великим Постом могут сохранять пост от начала до конца. Есть дети, которые могут поститься только первую и последнюю недели. Есть дети, которые могут поститься в течение недели, но в субботу и воскресенье для них родители готовят непостные продукты. Это масса вариантов. Для каждого случая — свой отдельный, если люди свободны по отношению к своим детям. К себе можно быть строже. К детям — помягче.

http://azbyka.ru/deti/detskijj-post-nesk...

51. Особенности великопостной вечерни, соединяемой с литургиею Преждеосвященных Даров; самая литургия Преждеосвященных Даров По окончании часов, перед литургиею Преждеосвященных Даров, совершается вечерня. Во время вечерни после пения стихир на «Господи воззвах» бывает «вечерний вход» с кадилом. После входа чтение двух паремий. По прочтении первой паремии священник в открытых царских вратах с зажженною свечою и кадилом в руках, обратясь к народу, произносит: «Свет Христов просвещает всех». Эти слова означают то, что этим светом просвещаются не только принявшие крещение, но и все те, кто приготовляется к принятию крещения. Во время этого возгласа, все, стоящие в храме, делают земной поклон, сознавая свое недостоинство перед Богом и по благоговению перед величием Божиим. После этих слов священника читается вторая паремия. По окончании чтения второй паремии поют четыре стиха из 140 псалма: «Да исправится молитва моя». Во время пения этих стихов священник, стоя перед престолом Божиим, совершает каждение и тем напоминает нам, что наши молитвы, подобно дыму от кадила, должны возноситься к небу. После пения этих стихов священник произносит молитву Св. Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего»... Этою молитвою кончается вторая часть Преждеосвященной литургии – вечерня. Третья часть этой литургии начинается сугубою ектениею; затем произносят ектении об оглашенных. По окончании этих ектений открывают царские врата и на клиросе вместо Херувимской песни поют особую песнь: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат 31 . Среди этой песни есть следующее выражение: »Се, жертва тайная совершенна дориносится«. После пения этих слов совершается великий вход. Во время великого входа все верующие, в знак особенного благоговения пред Святыми Дарами кланяются до земли. При перенесении Святых Даров с жертвенника на престол священник не останавливается на амвоне и не поминает членов церкви, потому что это поминовение было на той литургии, на которой Дары освящались. После входа царские врата закрываются, произносится просительная ектения и пение молитвы Господней. После этого совершается причащение священнослужащих и мирян. При окончании Преждеосвященной литургии священник читает заамвонную молитву, в которой просит Господа помочь нам благополучно окончить пост, сохранить веру, победить грех , дожить и поклониться Святому Воскресению Христову. Для беседы с учащимися: Как совершается вечерня после часов? Что означают слова «Свет Христов просвещает всех»? Что означает каждение во время пения псалма «Да исправится молитва моя»? Чем оканчивается вторая часть литургии Преждеосвященных Даров? Что поют вместо Херувимской песни? Какая особенность великого входа во время этой литургии.? Что произносится после великого входа? О чем священник просить Господа в заамвонной молитве? Читать далее Источник: Издание " Сотрудник школ " А. К. Залесской. Москва, 1917 г. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

На стиховне стихиры Триоди, глас 6-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Архангельское слово…». Окончание утрени – по великопостному чину. Часы, изобразительны и вечерня совершаются по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 5 марта). Примечание. Устав умалчивает об особенностях часов и изобразительных в отдание Благовещения в седмичный день св. Четыредесятницы, говоря только, что «прочее все поем с поклоны» . На 1-м часе – кафизмы нет. На 3-м часе – кафизма 7-я. На 6-м часе – кафизма 8-я; тропарь пророчества (из Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 18-я. Примечание. В понедельник и среду Крестопоклонной седмицы на 1-м часе после Богородична: «Что Тя наречем…» вместо «Стопы моя направи…» совершается поклонение Честному Кресту . В пятницу подобный чин совершается в конце изобразительных. Если аналой с Крестом находится на середине храма, то поклонение совершается следующим образом: из алтаря (обычно через царские врата ) исходит священник и кадит с четырех сторон лежащий на аналое Крест. Далее, по образцу Крестопоклонной Недели, поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…», стихиры на поклонение Кресту, глас 2-й и глас 8-й: «Приидите, вернии…» и др., и совершается поклонение Кресту и целование его. В тех храмах, где Честной Крест после поклонения в Неделю пребывал «о десную страну царских дверей», «Настольная книга священнослужителя» (т. 4, с. 541) указывает следующий порядок действий: «Во время Богородична Что Тя наречем на середине храма ставят аналой для Креста. Иерей исходит из алтаря царскими вратами с кадилом и диакон со свечой ко Кресту и кадит святой Крест спереди, потом, отдав кадило диакону, подъемлет Крест на главу, несет его на середину и полагает на уготованный аналой. Иерей, положивши Крест на аналой, совершает каждение окрест его. Посем вместо Стопы моя иерей с диаконом поют Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и далее совершается все по тому же чину, как было и в Неделю на утрени. По окончании стихир и по целовании Креста всеми молящимися иерей таким же образом относит святой Крест на прежнее место».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Вот тогда с ним просто надо разговаривать, говорить как со взрослым. И ребенок себе сам может выбрать, от чего он откажется, что он принесет в жертву Богу, каким образом он будет проводить это время. Это будет собственный его шаг, собственный выбор, и это очень важно. Никаких специальных объяснений поста для детей нет. Объяснение поста для детей ровно такое же, как объяснение поста для взрослых. Как родитель это для себя понимает и воспринимает, так он может это объяснить ребенку. Ничего специального и сложного здесь нет. Самые простые вещи. То, что знают родители, узнает и ребенок. Как ребенку объяснено, в чем смысл, как родители понимают для себя, так ребенок это и поймет. И тогда он что-то сможет сделать. Отказ от мультиков и несение креста Отказ от мультиков и несение креста, — давайте не будем сразу соединять одно с другим. Несение креста — это внутренняя борьба, внутреннее делание. Серьезный внутренний процесс, когда человек начинает бороться со своими недостатками, со своими грехами. Мне кажется, и взрослому, и ребенку понятно, что такое эта внутренняя борьба, исправление своих недостатков. Некий подвиг, который помогает нам в этом. Что мы делаем, чтобы освободить место для молитвы, от чего мы отказываемся ради Христа. Кто-то от мультиков, кто-то от «киндера», кто-то от того и от другого. А кто-то и мультики, и «киндеры» не убрал во время поста, но нашел что-то третье, от чего он отказывается. Одно или два дела поста ребенок в состоянии сделать. Пусть он выберет это сам. Великопостные богослужения и ребенок Мне кажется, что родители с детьми могут читать молитву Ефрема Сирина ежедневно. Не обязательно, может быть, с 16-ю поклонами, но один раз в день с тремя поклонами или с одним поклоном молитву Ефрема Сирина с детьми читать Великим Постом — хорошо. Брать ли детей на особые великопостные службы, зависит от сил и возраста конкретного ребенка. Я не могу давать таких общих рекомендаций. Все дети разные. Вот сегодня у нас в храме была Литургия Преждеосвященных Даров для гимназистов. Мы ее немного сократили. Но все равно, дети стояли на службе около трех с половиной часов. Для детей подросткового возраста это серьезное испытание, серьезный подвиг. Они выдержали его и не шумели, не разговаривали, так молились. Очевидно, что ребенок младшего школьного возраста не выдержит присутствия на Литургии Преждеосвященных Даров. Значит, наверное, и не стоит проводить над ним такие эксперименты.

http://pravmir.ru/kak-ne-perepostit-rebe...

Окончание утрени – по великопостному чину. Часы, изобразительны и вечерня совершаются по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 5 марта). Примечание. Устав умалчивает об особенностях часов и изобразительных в отдание Благовещения в седмичный день св. Четыредесятницы, говоря только, что «прочее все поем с поклоны» . На 1-м часе – кафизмы нет. На 3-м часе – кафизма 7-я. На 6-м часе – кафизма 8-я; тропарь пророчества (из Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 18-я. Примечание. В понедельник и среду Крестопоклонной седмицы на 1-м часе после Богородична: «Что Тя наречем...» вместо «Стопы моя направи...» совершается поклонение Честному Кресту . В пятницу подобный чин совершается в конце изобразительных. Если аналой с Крестом находится на середине храма, то поклонение совершается следующим образом: из алтаря (обычно через царские врата ) исходит священник и кадит с четырех сторон лежащий на аналое Крест. Далее, по образцу Крестопоклонной Недели, поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...», стихиры на поклонение Кресту, глас 2-й и глас 8-й: «Приидите, вернии...» и др., и совершается поклонение Кресту и целование его. В тех храмах, где Честной Крест после поклонения в Неделю пребывал «о десную страну царских дверей», «Настольная книга священнослужителя» (т. 4, с. 541) указывает следующий порядок действий: «Во время Богородична Что Тя наречем на середине храма ставят аналой для Креста. Иерей исходит из алтаря царскими вратами с кадилом и диакон со свечой ко Кресту и кадит святой Крест спереди, потом, отдав кадило диакону, подъемлет Крест на главу, несет его на середину и полагает на уготованный аналой. Иерей, положивши Крест на аналой, совершает каждение окрест его. Посем вместо Стопы моя иерей с диаконом поют Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и далее совершается все по тому же чину, как было и в Неделю на утрени. По окончании стихир и по целовании Креста всеми молящимися иерей таким же образом относит святой Крест на прежнее место».

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-08/

Такая молитва тяжела. Из опыта духовной жизни подвижников, аскетов мы знаем, что многие из них готовы были нести любое, даже самое тяжелое монастырское послушание вместо молитвы. Да что греха таить, и в нашей жизни мы готовы подчас делать все что угодно, но только не молиться. И так происходит потому, что молитва — это реальный подвиг, требующий от нас концентрации всех душевных сил. Но молитва — это то, чего Господь от нас ждет, потому что именно этот духовный подвиг нас реально с Ним соединяет. А чтобы научиться молитве, идущей от сердца, которой уже и слов не требуется, которая превращается в некое особое состояние духа, нужно долго и неустанно упражняться. Великой школой молитвы является православное богослужение. Вот мы с вами уже четыре часа пребываем здесь, в храме. Во время великопостных служб нет никаких особых ритуальных действий, которые бы переключали наше внимание, мы слышим только слова молитв, псалмов, песнопений. Для некоторых выстоять такую службу представляется невероятно трудным делом. И это действительно так, если человек рассеивает свое внимание, погружается в размышления о чем-то своем, потому что даже в этих раздумьях «о своем» человеку не выстоять четыре часа — дум не хватит. Но именно в храме человек может пройти настоящую школу молитвы. Длинные великопостные богослужения помогают нам войти в неповторимую молитвенную атмосферу — нужно только стараться следить за теми словами, которые читаются и поются в храме. Не все слова церковнославянского текста понимает современный человек, но почти каждому из нас понимание общего содержания молитвы, ее смысла вполне доступно — и это самое главное. Вот на этом общем содержании молитвы и следует концентрировать свое внимание. Конечно, сил человеческих и памяти не хватает, чтобы цепко держать в ней каждую молитву, — так уж устроены люди, — мы ослабеваем. Но потому служба и продолжается не один час, чтобы снова и снова возвращать нас к молитвенным текстам, побуждая сосредоточивать свое внимание на их восприятии и понимании. В храме совершается общая, соборная молитва, когда все наши немощные силы складываются и умножаются. Эта всеобщая молитвенная стихия способна захватить все наше существо и, подобно мощному лифту, вознести его ввысь, причем общая подъемная сила будет несоизмеримо больше той силы, которую мы вкладываем в наши частные молитвы.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

Так бывало в тех случаях, когда оглашенные допускались в собрания верных. Но древне-церковная практика знает также примеры иного рода. Долгое время в христианской церкви существовал особый низший класс оглашенных; это – так называемые «слушающие» (κρομενοι, audientes). Оглашенные этого разряда не имели одинакового права с оглашенными высших степеней присутствовать при молитвах церкви об оглашенных. Кроме того, при господстве в древней церкви весьма строгой дисциплины, случалось иногда, что оглашенным вовсе возбранялся доступ к общественному богослужению. Так, напр., в тех же Апостольских Постановлениях, где говорится, что оглашенным дозволялось вместе с верными слушать поучение пред литургией, встречается и такого рода предписание: «с оглашенным да не молится верующий и дома; ибо несправедливо, чтобы освященный осквернялся с неосвященным». 30 Поэтому в древности, наряду с обычной литургией оглашенных, должна была существовать и, действительно, существовала самостоятельная служба, приспособленная к пониманию младенцев по вере и незрелых по жизни во Христе оглашенных. На этой службе происходило наставление оглашенных в истинах икры и в разумении св. Писания, т. е. оглашение; и древние проповедники в виду этого нередко произносили в один день два поучения: одно – для оглашенных, другое – для верных. 31 По свидетельству св. Иустина мученика († 166 г.), такое нарочитое оглашение уже в его время соединялось с молитвою и постом, в которых принимали добровольное участие и верные. «Изложу, – пишет он в своей первой апологии (гл. 61), – каким образом мы посвятили самих себя Богу, обновившись чрез Христа. – Кто убедится и поверит, что это учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ними, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения грехов; и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводит, их туда, где есть вода, и они возрождаются таким же образом, как сами мы возродились». 32 Хотя св. Иустин-мученик и не говорит здесь о каком-либо определенном времени поста, однако уже очень рано оглашение стали приурочивать преимущественно к 40-це; и многие особенности великопостного богослужения, как-то: усиленное чтение св. Писания, частые службы, отсутствие полной литургии и т. п., можно объяснять именно практикой оглашения. Верные в данном случае разделяли с оглашенными подвиг поста и покаяния. Между прочим и полная литургия заменялась преждеосвященной (в связи с тритекти), 33 потому что все верующие во время 40-цы бывали на положении кающихся, которые, по древнему обычаю не имели права делать приношения для евхаристии (и даже причащаться). 34 – К особенностям великопостного богослужения, вытекавшим из древней практики оглашения, следует отнести и «чин тритекти в посты».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Но на царских часах в Великий пяток – на каждом часе на «Слава» поется особый тропарь. После тропарей, петых на «Слава», на всех трипсалмных часах (т. е. на вседневных, великопостных и царских) поется на «И ныне» Богородичен. Богородичны на всех часах различные, но на каждом часе всегда поется один и тот же Богородичен. Эти Богородичны в богослужебных книгах называются «Богородичнами часов» (Тип., послед, 24-го февр., аще в понед. 2-й, З-й и 4-й седм. велик. поста). Каждый из этих Богородичнов, по содержанию своему, имеет отношение к воспоминанию и общему молению часа. Так, на 1-м часе, на котором жизнь наша сравнивается с утром, полагается Богородичен: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси солнце правды» и проч. На 3-м часе, на котором воспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, положен Богородичен: «Богородице, Ты еси лоза истинная, возрастившая нам плод живота». В Богородичне заключается такая молитва ... «молися, Владычице, со святыми апостолы помиловати душы нашя». На 6-м часе, на котором воспоминается страдание Господа Иисуса на кресте, положен Богородичен: «Яко не имамы дерзновения за премногие грехи нашя, Ты, иже от Тебе Рождшагося, моли, Богородице Дево... яко милостив есть и спасти могий, иже и страдати о нас изволивый». На 9-м часе, на котором воспоминается смерть Господа на кресте, положен Богородичен: «Иже нас ради рождейся от Девы, и распятие претерпев, Благий, испровергий смертию смерть, и воскресение явлей яко Бог, не презри, яже создал еси рукою Твоею». После Богородична – на вседневных часах и на тех великопостных, на которых не положено паремии и не бывает «чтения» из Лествичника 546 , читаются молитвы. На 1-м часе читаются две молитвы, именно: «Стопы моя направи по словеси Твоему», и другая: «Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи»; на 3-м часе читается молитва: «Господь Бог благословен»; на 6-м часе молитва: «Скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи»; на 9-м часе молитва: «Не предаждь нас до конца имени Твоего ради».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Такая молитва тяжела. Из опыта духовной жизни подвижников, аскетов мы знаем, что многие из них готовы были нести любое, даже самое тяжелое монастырское послушание вместо молитвы. Да что греха таить, и в нашей жизни мы готовы подчас делать все что угодно, но только не молиться. И так происходит потому, что молитва — это реальный подвиг, требующий от нас концентрации всех душевных сил. Но молитва — это то, чего Господь от нас ждет, потому что именно этот духовный подвиг нас реально с Ним соединяет. А чтобы научиться молитве, идущей от сердца, которой уже и слов не требуется, которая превращается в некое особое состояние духа, нужно долго и неустанно упражняться. Великой школой молитвы является православное богослужение. Вот мы с вами уже четыре часа пребываем здесь, в храме. Во время великопостных служб нет никаких особых ритуальных действий, которые бы переключали наше внимание, мы слышим только слова молитв, псалмов, песнопений. Для некоторых выстоять такую службу представляется невероятно трудным делом. И это действительно так, если человек рассеивает свое внимание, погружается в размышления о чем-то своем, потому что даже в этих раздумьях «о своем» человеку не выстоять четыре часа — дум не хватит. Но именно в храме человек может пройти настоящую школу молитвы. Длинные великопостные богослужения помогают нам войти в неповторимую молитвенную атмосферу — нужно только стараться следить за теми словами, которые читаются и поются в храме. Не все слова церковнославянского текста понимает современный человек, но почти каждому из нас понимание общего содержания молитвы, ее смысла вполне доступно — и это самое главное. Вот на этом общем содержании молитвы и следует концентрировать свое внимание. Конечно, сил человеческих и памяти не хватает, чтобы цепко держать в ней каждую молитву, — так уж устроены люди, — мы ослабеваем. Но потому служба и продолжается не один час, чтобы снова и снова возвращать нас к молитвенным текстам, побуждая сосредоточивать свое внимание на их восприятии и понимании. В храме совершается общая, соборная молитва, когда все наши немощные силы складываются и умножаются. Эта всеобщая молитвенная стихия способна захватить все наше существо и, подобно мощному лифту, вознести его ввысь, причем общая подъемная сила будет несоизмеримо больше той силы, которую мы вкладываем в наши частные молитвы.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

Великопостная молитва святого Ефрема Сирина Когда читают молитву Ефрема Сирина? Как следует молиться? 9 марта, 2019 Когда читают молитву Ефрема Сирина? Как следует молиться? Когда читают молитву Ефрема Сирина? Как следует молиться? Самое главное о молитве в материале «Правмира». Содержание статьи Великим постом каждый день — с вечера воскресенья по пятницу читается удивительная молитва Ефрема Сирина. Молитву, которую предание приписывает одному из великих наставников духовной жизни, св. Ефрему Сирину, можно действительно назвать великопостной молитвой, т. к. она особенно выделяется среди всех песнопений и молитв Поста . Текст молитвы Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, И не осуждати брата моего Яко благословен еси во веки веков. Аминь. Молитва Ефрема Сирина. Видео: Когда читается молитва Ефрема Сирина? Молитва Ефрема Сирина читается дважды в конце каждой великопостной службы от понедельника до пятницы (по субботам и воскресениям она не читается, т. к. богослужения этих двух дней, как мы увидим позже, отличаются от общего великопостного строя). При первом чтении этой молитвы после каждого прошения кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», — с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва Ефрема Сирина, после которой кладется один земной поклон. Почему эта короткая и простая молитва занимает такое важное место во всем великопостном богослужении? Потому что в ней перечисляются особым, свойственным только этой молитве образом все отрицательные и положительные элементы покаяния и определяется, так сказать, список наших индивидуальных подвигов. Цель этих подвигов, прежде всего, — освобождение от какого-нибудь основного недуга, направляющего всю нашу жизнь и препятствующего нам вступить на путь обращения к Богу. Основной недуг — праздность, лень, нерадение, небрежность. Это — та странная лень и пассивность всего нашего существа, что тянут нас всегда «вниз», а не поднимают «вверх», что постоянно убеждают нас в невозможности, а потому и нежелательности что-либо изменить. Это поистине глубоко вкорененный в нас цинизм, который на каждый духовный призыв отвечает: «зачем?» и благодаря которому в течение всей нашей жизни мы растрачиваем данные нам духовные силы. «Праздность» — корень всех грехов, потому что она отравляет духовную энергию у самых ее истоков.

http://pravmir.ru/velikopostnaya-molitva...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010