Простейшая же мысль! А ведь как часто мы стоим на Великом повечерии , смотрим в книжку и даже не пытаемся вспомнить, кто такой «Зан оный». Во многом неожиданным будет разговор о великопостных субботах. Мы так часто слышим, что у христиан праздничный день — не суббота, а воскресенье, что совершенно забываем: Христос пришел не нарушить Закон — и в первую очередь субботу, в чем Его часто обвиняли, — а исполнить. Субботний покой никуда не делся. Но теперь он вселенский: «Место субботы — 7-го дня — в богослужебном предании: ее двойной смысл, как праздника и как дня смерти. Это праздник, потому что в «мире сем», в его времени, Христос победил смерть и открыл вход в Свое Царство, потому что Его Воплощение, Смерть и Воскресение являются завершением Творения, которому Бог радовался вначале. Но это и день Смерти, потому что в Смерти Христовой мир умер, и его спасение, завершение, преображение уже за пределами Смерти». Протопресвитер Александр Шмеман Последняя, пятая глава книги, «Великий пост в нашей жизни», может показаться каким-то фарисейством: зачем опять заострять внимание на пищевой стороне поста? Почему автор считает, что она совершенно необходима? Почему он дает жесткую отповедь телевидению или печатным СМИ (страшно подумать, что бы он сказал про Интернет)? Потому что, отвечает нам русский американец протопресвитер Александр Шмеман, Великий пост — время обретения смысла. Ради этого мы лишаем себя пищи, выстаиваем долгие службы, отказываемся от развлечений. «В конечном счете пост состоит в одном: в том, чтобы испытать голод, алкать, и это значит — достичь предела той жизни в нас, что зависит всецело от пищи, и, взалкав, открыть, что эта зависимость не есть последняя истина о человеке, что сам голод есть, прежде всего, духовное состояние и что на последней глубине своей он есть алкание Бога». Это ведь не только про физический голод. Это про вообще все в мире, что может так легко в поврежденной грехом человеческой воле из благодатного дара превратиться в «похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую»: пища, общение, знания.

http://blog.predanie.ru/article/velikij-...

Л. 88 об. Млтва. втораго. в немже стъ. снъ и слово и. – Goar. р. 45. Нач. Ги ги избавлеи насъ вскы стрлы летща въ дне. Читается и на вечерни Пятидесятницы, во второе коленопреклонение, и на великом повечерии. Л. 89. Млтва. г. Нач. Бе великыи. и страшныи. стыи и лвколюбивыи. сподобивыи насъ в сии асъ стати, предъ непристпною ти славою. – У Гоара р. 45, с тем же надписанием. Итак, и эта молитва принадлежит к вечернему богослужению. Л. 90. Млтва. оглашенныхъ. по тристомъ веернемъ . – В след за сим заглавием сказано: Вдомо же бди ко не всегда творими суть но во вторникъ, и етвертогъ и в тхъ не просто, но внегда не имть црквь ил б или сщи. не бывають. Нач. Бе иже танныихъ вде. вдыи вс преже – Из приведённого замечания видно, что оглашения или молитвы об оглашенных, хотя не каждый день, были совершаемы некогда и на вечернем богослужении. – об. Млтва. по оглашенныхъ врныхъ. а. (т.е. первая молитва верных после молитвы об оглашенных). – Goar. р. 45. Л. 91. Млтва. врныхъ. втора. – Goar. р. 46. Обе молитвы верных тоже название носят и на Греческом. По содержанию своему и по порядку, какой занимают здесь, они принадлежать также к вечернему богослужению. – об. Млтва. пстнаа. Нач. Бе великыи и ими И за нею, л. 93., главопреклонная. Нач. Ги бе нашъ. преклонивыи нбса. и сшедъ на рода лва. Обе сии молитвы и ныне употребляются на вечернем богослужении, а первая из них и на вечерни в Пятидесятницу на третьем коленопреклонении. Весь этот порядок молитв вечерних наводить нас на мысль об ином устройстве вечернего богослужения, хотя может быть не всеобщем, но в некоторых местах существовавшем до принятого ныне. Это так называемое песненное последование ( σματικ κολουθα), вечернее и утреннее, о коем говорится у Симеона Фессалонитского.См. выше 179 гл. 300. 301. 345 и след. Поэтому распорядку на вечерни после предначинательного псалма вечернего следовали антифоны, и им соответствовали тайные молитвы священника. Припевами антифонов были теже стихи, какие и ныне при антифонах на литургии. После второго антифона пелась песнь: Единородный Сыне; после третьего трисвятое, – опять также, как и ныне на литургии. В известные дни возглашались и молитвы об оглашенных, в другие же прямо или, может быть, после чтений из Ветхого Завета (паремии) переходили к молитвам о верных: т.е. произносили две ектении, и после каждой, свою молитву, как и на литургии ныне. Третья молитва заключала собственные молитвы верных. После того, по гласу диакона, они преклоняли главы, и уже священник приносил молитву о главопреклоненных, призывая им благословение Божие. Из сих вечерних молитв, как мы видим, три удержались в составе особенных молений, приносимых в вечер Пятидесятницы, по древнему учреждению. И только две вошли в ежедневное вечернее богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 95. Утреннее псалмопение Шестопсалмие: его происхождение, смысл и значение Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня мы поговорим о Шестопсалмии (εξψαλμος), которым принято называть шесть избранных псалмов, последовательно исполняемых в начале утрени. В том, что Утреня начинается с псалмов, нет ничего удивительного, ибо любой вид суточной службы начинается с псалмопения. Правда, предначинательных псалмов на Утрени вдвое более принятого числа их для каждой службы, т.е. не одна триада псалмов, а сразу две: 3, 37, 62 и 87, 102, 142. На вопрос «Почему»? Некоторые отвечают, потому что Утреня вдвое больше других суточных служб … Но если это так, то почему тогда на Великом Повечерии их еще больше, хотя эта служба по длительности гораздо меньше Утрени? В ответ на это другие с серьезным видом «объясняют», что количество псалмов определяется временем длительности Страшного Суда, который, если исходить из этой гипотезы, будет длиться около 7 минут (среднее время чтения Шестопсалмия). Слыша такое, невольно возникает вопрос: а не на этом ли суеверии сегодня базируется уверенность в том, что Шестопсалмие – это время размышления о Божием Суде над нами? Ведь именно с этим практически все ассоциируют его. «Почему мы не садимся на шестопсалмии, в то время как при чтении псалмов можно сидеть»? – спрашивают Паисия Святогорца . Его ответ таков: «Потому что оно символизирует Страшный Суд и хорошо, если во время его чтения ум идет на час Страшного Суда». Хотя согласно Уставу, «егда глаголется тогда подобаетъ со прилежати», т.е. не о своем думать, а вникать в смысл читаемого. Конечно, тексты Священного Писания по своему содержанию многогранны и при определенном подходе (хотя и с трудом) можно и в Шестопсалмии найти параллели со Страшным Судом. Однако не следует забывать, что входящие в шестопсалмие священные песни родились задолго до того, как сформировалось четкое представление о Нем. Поэтому правильнее здесь говорить не о прямой связи, а лишь о некоторых аналогиях со Страшным Судом и вторым пришествием Христа.

http://azbyka.ru/video/95-utrennee-psalm...

Богослужения О внешних отличиях богослужебного порядка в Великий пост уже было говорено. И потому здесь я укажу лишь на те особенности, которые собственно принадлежат дням Великого поста и в другое время не повторяются, или, по крайней мере, не выполняются. Прежде всего внимание останавливается на великих поклонах с молитвой: «Господи и Владыко живота моего» и пр. Начинаясь с вечерни во вторник сырной недели, эти поклоны, за исключением суббот и дней воскресных, чаще всего повторяются на всех богослужениях, и потому нужно сказать о них подробнее, так же как и о молитве, неразрывно соединенной с ними. Молитва св. Ефрема Сирина Об Ефреме Сирине уже было несколько сказано. Здесь прибавлю только, что молитв его дошло до нас более тридцати, не включая в это число духовных песней. 232 Некоторые из них (например, молитва на повечерии «Нескверная неблазная» и пр.) употребляются в православной Церкви с самых древних времен. Но ни одна из них не надписана, и потому под молитвой св. Ефрема обыкновенно разумеется молитва: «Господи и Владыко» и пр. Содержание молитвы. Господи! не дай мне духа праздности в делах мимолетной моей жизни, чтобы я всю ее убил на суету, пустоту и ничтожество; не дай духа беспечности, погибельного духа усыпления ( Рим. 11:8 ) и бездействия в великом деле спасения моего, особенно в эти святые дни поста и раскаяния; да не пройдут они и теперь, как проходили прежде, без всякой пользы для моей души; не дай духа властолюбия и вообще всякого самовозношения, если б я и действительно сделал что-либо угодное Тебе, если б и действительно, своими подвигами, стал выше других; не дай духа пустословия и вообще всех праздных, бесполезных, а часто и совсем вредных для ближних и для меня самого, речей, на которые так неудержим язык мой. Но, вместо всего этого, одушеви меня духом целомудрия, духом той душевной чистоты и целостности (без разделения, без смут, без колебания направо и налево, между небом и землей), с которыми я мог бы мудрствовати и деяти лишь Тебе благоугодное, лишь только то, что может служить к моему животу и спасению; одушеви духом смирения, с которым и на высоте духовных подвигов с полным сознанием и убеждением говорил бы я себе: «я раб, ничего не стоящий, потому что сделал лишь то, что должен был сделать» ( Лк. 15:10 ); духом терпения, с которым я до последнего вздоха своего мог бы выдержать эту непрестанную, жестокую борьбу с врагами своего спасения, без чего никакие духовные подвиги не возможны, духом любви, без которой все ни к чему, не только совершенство духовных подвигов и безусловное самоотречение, но даже дар пророчества и чудотворений ( 1Кор. 13:1–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Однажды в полдень послышался лай лисы. Отец Иосиф Киприот говорит мне: – Смотри-ка, какое нахальство имеет лисица! Днем, в полдень, не боится и лает. Я ему говорю: – Это не лиса, это бесноватый отец Иоанн. – Не верю,– отвечает он мне. – Тогда подожди и увидишь сам. И действительно, вскоре проходит перед нашим домом отец Иоанн! Я рассказываю вам все это для примера, чтобы вы уразумели, что такое послушание, и потому, что все это вам очень пригодится в будущем. В другой раз отец Иоанн, будучи в себе, пришел увидеть моего Старца, отца Иосифа. Согласно нашему уставу и заповеди Старца, я должен был уйти. Едва завидев чужого, я прятался. Как только он пришел, я зашел в соседнюю келейку и сел там. Старец Иосиф сидел на скамеечке. Пришел отец Иоанн и сел рядом с ним. О том, что он был бесноватым, я знал от своего Старца, так как для моего вразумления и наставления Старец часто говорил мне о нем. Итак, сидя в соседней келии, я из любопытства и духовной пользы хотел услышать, что скажет отец Иоанн и что ему посоветует Старец. «Отче,– начал отец Иоанн,– когда меня захватывает демон, он поднимает меня вверх, бьет меня, я говорю что-то бессвязное, совершаю бессмысленные поступки и становлюсь беспомощным зрителем того, что делает мое тело и произносят мои уста! Я – зритель и ничего не могу поделать, а все члены моего тела послушны диаволу!». Когда мы жили в Новом скиту, у нас было много работы и суеты в связи с постройкой келии. Искуситель подтолкнул отца N чем-то огорчить меня. Я говорил ему: «Не поступай так, это тебе неполезно». Наконец однажды Бог, чтобы дать ему личный опыт и показать, что не следует так себя вести, на великом повечерии (была Великая Четыредесятница), когда он читал за аналоем, а я сидел в стасидии 285 старца, попустил следующее. Этот брат на минуту прерывает чтение, подходит ко мне и говорит испуганно: – Отче, я становлюсь бесноватым! – Почему? – спрашиваю я его. – Вот,– отвечает он,– каждый мой палец становится толстым, как рука, а рука моя, по диавольскому действию, становится в три-четыре раза больше! Погибаю, отче, перекрести меня, иначе я стану бесноватым.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

В седмичные дни св. Четыредесятницы не совершаются в храме панихиды. Если на эти дни падают «третины», т.е., 3-й день по смерти, то они относятся на ближайшую субботу, и в пяток вечера может быть совершена панихида в храме, а в субботу заупокойная литургия; «девятины» относятся на следующую субботу, хотя бы 9-й день и не падал на эту субботу; «четыредесятины» бывают, «егда число дней его исполнится, т.е., в самый 40-й день по смерти совершается панихида в храме. «Сорокоуст» же не бывает в Великом посту и на Пасхе, а начинается от недели ап. Фомы и продолжается до исполнения 40 дней. 263 В юго-западном крае в соборных и монастырских храмах, а по местам и в приходских церквах, по пяткам в первые 4 недели Великого поста на повечерии совершаются пассии. Так называется (от греч. слова πσχω – страдаю) особый церковно-богослужебный обряд, основным содержанием которого служить чтение Евангелия о страстях Христовых, по ряду седмиц из 4 преемственно следующих евангелистов. 264 Образ хранения поста св. Четыредесятницы был определен издревле. Древние христиане соблюдали этот пост с особенной строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до 9 часа дня (3 пополудни). Пищу вкушали они после 9 девятого часа, употребляя хлеб и овощи и воздерживаясь от мяса и вина, также сыра и яиц, даже в субботы и воскресные дни. 265 Исключения из этого порядка допускались только в крайней нужде. Строгое хранение поста ослаблялось в субботы и дни воскресные и в праздник Благовещения (когда он приходился во св. Четыредесятницу), в которые положено совершать полную литургию, но оно не ослаблялось в случившиеся в седмичные дни св. Четыредесятницы праздники в честь святых, самое празднование которых отлагалось на субботы и воскресные дни. Теперешний Устав заповедует: «Могущие да пребудут постящеся до пятка». В первый день первой седмицы (понедельник) «отнюдь ясти не подобает, такожде и во вторый. В среду же по совершении (литургии) преждеосвященных, трапеза поставляется, и ядим хлеб тепл, и от снедей овощных теплых; дается же и укроп (теплая вода) с медом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В Журнале я пропустил суждение о новых членах, обсуждение 4-х месяцев календаря (расположение] святых, чтения, изъятие некоторых памятей святых в дни их тезоименитства), а также о плане учреждения иконописной палаты. Если какой-нибудь из данных вопросов требует занесения в Журнал, прошу Ваше Преосвященство указать место и примерную редакцию постановления. По получении отредактированного Журнала 2 от Преосвященного Председателя постараюсь срочно перепечатать и лично представить для подписи. Мне думается, Владыко, Ваш доклад в Комиссию о поминовении на Великом Входе требует некоторого изменения и пополнения в конце. С этой целью при сем препровождается доклад в подлиннике. Детки шлют Вашему Преосвященству свой детский привет, и Ларочка от лица всех троих посылает в Ваш адрес просьбу: «Пусть Владыка еще приедет к нам». Тамара Ивановна просит сообщить Вашему Преосвященству, что она старше своего супруга на 2 месяца. Этим, очевидно, по секрету говоря, она хочет защитить свою «солидность». Мне ничего не остается, как только подтвердить то, что аз юнейший моей супружницы. Простите и благословите всех нас. Покорный послушник Вашего Преосвященства свящ[енник] П. Соколовский. 7. III.1957 г. Д. 21. Л. 133–134 об. Подлинник. Автограф. 18. 13 марта 1957 г.       Среда второй седмицы Ваше Преосвященство! Посылаю Вам указания на 1958 г. на январь и первую половину февраля. Прошу прошения, раньше не мог выслать, т. к. потерял несколько дней на переработку, а затем сдавал в редакцию для внесения исправлений на машинке. Разрешите предупредить, что вопрос о вычитке служб недоработан и я намереваюсь представить об этом мой Вам проект тотчас по приезде в Петушки. Кроме того, я, грешный, мыслю так, что наши угодники русские не поставят нам в вину, если мы их памяти, случающиеся в период Триоди, будем везде обозначать буквой «В» и указывать им службу на одном из Повечерий 2-й – 6-й седмиц Поста. Одновременно направляю Вам, Владыко, продолжение статьи для журнала о совершении таинства Крещения по чину Православной Церкви. Начало статьи – оглашение и прочее Крещения до Крещения «вкратце» напечатано в журнале 1 и 2. По настоящему материалу прошу высказать Ваше суждение и внести соответствующие поправки, с тем чтобы можно было потом отдать Анат[олию] Вас[ильевичу] для напечатания в 4 Журнала «Моск[овской] П[атриархии]».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   С молитвой о продолжении жизни болящий может обращаться к Господу также в том случае, если имеет на руках детей, которых не успел воспитать и пристроить, если принял на себя обязательства, для исполнения которых потребно не малое время. Пусть он взывает к Господу: не для меня, Господи, продли мою жизнь, а для моего семейства, чтобы я имел время благоустроить его, - для моих ближних, чтобы я мог сделать для них все, к чему обязался.    Не больные только, но и здоровые должны помышлять о смерти и к ней готовиться. Для углубления в себе мысли о смерти пусть они почаще ставят себя мысленно в положение больных, пусть заблаговременно свыкаются с этим положением и умоляют Господа даровать им время для покаяния, исповедуя, что они еще не успели воспользоваться для сего протекшими днями жизни. Глава 43 Манассия     Манассиева собрала еси согрешения изволением, поставивши яко мерзости [п](идолы) страсти и умноживши, душе, негодования [п](богоненавистные дела). Но того покаянию ревнующи тепле, стяжи умиление.    Манассия царствовал в Иудее после отца своего, царя Езекии. Сколько отец был благочестив, столько сын нечестив. Манассия уничтожил в своем царстве все, что сделано было в пользу истинного богопочтения Езекией. Манассия восстановил введенное дедом его нечестивым Ахазом служение Ваалу и Астарте, приносил Молоху человеческие жертвы в Гееннской долине, поклонялся светилам небесным и предавался волхвованиям.    Кроме того, он был жестоким гонителем ревнителей истинной веры; по его повелению пророк Исаия, обличитель его нечестия, был перепилен деревянной пилой. Господь не оставил без наказания нечестивого царя. Ассирияне захватили его в плен, оковали двумя цепями и в этом позорном виде, словно зверя, отвели в Вавилон и здесь бросили его в темницу.    Плен и неволя смирили Манассию. Он раскаялся в своем нечестии и воззвал о помиловании к Богу отцов своих. Господь сжалился над ним. Манассия получил свободу и, возвращенный на царство, старался изгладить следы введенного им идолопоклонства и восстановил служение истинному Богу. Памятником его покаяния осталась молитва, которая, подобно молитве Давида: «Помилуй мя, Боже», доселе служит для всех руководством к излиянию пред Богом покаянных чувств. Она начинается словами: «Господи Вседержителю, Боже Отец наших» (2 Пар. 36, молитва Манасии, царя иудейского) и читается в Великом повечерии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Великий канон святого Андрея, архиепископа Критского, скончавшегося в 712 году, поется и читается по частям на великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста, а на утрене в четверг пятой седмицы того же поста — полностью. Великим сей канон называется главным образом по своей обширности, потому что он содержит в себе 210 тропарей, не считая присовокупленных впоследствии к его составу тропарей в честь преподобной Марии Египетской и в честь самого творца канона Андрея, епископа Критского (всего 250 тропарей). Великий канон принадлежит к разряду покаянных церковных песнопений. Весь он направлен к тому, чтобы пробудить душу от греховного усыпления, раскрыть перед нею, как пагубно греховное состояние ее, побудить ее к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, подвигнуть к отвращению от грехов и к исправлению жития. С этой целью творец канона приводит на память грешнику лица, деяния и события из ветхозаветной и евангельской истории, начиная с сотворения Адама, и применяет сказания о них к нравственному состоянию и потребностям души, извлекает из этих сказаний обличения, угрозы, утешения, предостережения и наставления. Канон больше всего наполнен обличениями, сущность которых выражена в следующих словах канона: «Я представил тебе, душа, Моисеево сказание о бытии мира и начиная с этого все богодухновенное писание, повествующее о праведных и неправедных. Из них ты, душа, подражала последним, а не первым, согрешая против Бога». Грешник не должен думать, что он может до конца жить во грехах безнаказанно. Нет, ему грозит участь содомлян. «Как Господь наказал некогда беззаконие содомлян, так и ты, душа, воспламенила огонь геенский, в котором будешь ты гореть» (Песнь 2). От этой участи спасает раскаяние. Но чтобы раскаивающийся грешник не впадал в отчаяние, сознавая всю тяжесть своего падания, ему предлагается утешение в следующих словах канона: «Моисеева рука да уверит нас, душе, как Бог может убелить и отчистить жизнь прокаженную; и не предавайся отчаянию о себе, хотя ты и поражена проказою» (Песнь 6).

http://pravmir.ru/velikij-post-velikij-p...

Таже сотворив игумен или чередной иерей поклон на земли, глаголет братии: Благословите, отцы святии, простите ми грешному. И братия: Бог простит ти, отче святый. Прости и нас и помолися о нас. Таже глаголи сущим с тобою молящимся: Прости мя грешнаго.   И отвещает кийждо: Бог простит ти, и ты мя прости. Таже чередной иерей: Помолимся о Великом господине и отце нашем, Святейшем Патриарсе Алексии [и о господине нашем преосвященнейшем епископе (или архиепископе, или митрополите, имярек)]. Мы же безпрестанно поем: Господи, помилуй, на всякий стих. Иерей: О богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея. О отце нашем, имярек, и всей во Христе братии нашей. О ненавидящих и любящих нас. О милующих и служащих нам. О заповедавших нам недостойным молитися о них. О избавлении плененных. О отшедших отцех и братиях наших. О в мори плавающих. О в немощех лежащих. Помолимся и о изобилии плодов земных. И о всякой души христиан православных. Ублажим православныя архиереи, и ктиторы святаго храма сего (или: святыя обители сея). Родители наша, и вся прежде отшедшия отцы и братию нашу, зде лежащыя и повсюду православныя. Таже: Рцем и о себе самех. И поем: Господи, помилуй, (трижды) И последи иерей глаголет: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Отвещаем: Аминь. И приимши прощение от предстоятеля, отходим, глаголюще кийждо молитву сию: Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче... Таже: Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благосотвори. Братиям и сродником нашим даруй яже ко спасению прошения, и жизнь вечную. В немощех сущия посети и исцеление даруй. Яже в мори управи. С путешествующими спутешествуй. Служащим и милующим нас грехов оставление даруй. Заповедавших нам недостойным молитися о них помилуй по велицей Твоей милости. Помяни, Господи, прежде усопшия отцы и братию нашу и упокой я, идеже присещает свет лица Твоего. Помяни, Господи, братий наших плененных, и избави я от всякаго обстояния. Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения, и жизнь вечную. Помяни, Господи, и нас, смиренных и грешных и недостойных раб Твоих, и просвети наш ум светом разума Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых. Яко благословен еси во веки веков. Аминь. Таже: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010