– Увы мне, воистинну! ныне погибох! – вопияше ад. И еще сице возглашаше смерти (как бы олицетворенной), глаголя: се Назорянин (то есть Христос) дольняя подвиза (преисподнюю сдвинул – тронул, расшатывает уже); и утробу мою посекая (рассекая адовы хранилища, в кои, как бы во утробу, сатана поглотил людей), бездыханна мертва, возгласив, воздвиже (5-й тропарь 3-й песни канона на великом повечерии в пятн. Ваий). И, боясь за всю державу свою, ад упрашивает Лазаря скорее уйти, – хотя бы уж одного: да не все уйдут: Молю тя, Лазаре, ад рече, востани, изыди от заклепов моих скоро (скорее!) отыди убо (же!) Добро бо мне единаго рыдати горце (видя) отъемлема, нежели всех, ихже прежде алчя поглотих (там же 4-й тропарь 7-й песни). – О что косниши, Лазаре, глаголет, гряди вон, зовет стоя (ожидая) друг твой (Христос). Изыди убо, да и аз ослабу прииму: отнележе бо тя снедох, на блевание пища устройся ми (оказалась… Ироническое сравнение: ад на блевание тянет через Лазаря) (там же 5-й тропарь). – Что не востанеши, Лазаре, скоро? – воззва из долу ад, рыдая. Что не абие (не сразу) воскрес течении отсюду? Да не (как бы не) и других ми (у меня) пленит Христос, воскресив тя (там же 6-й тропарь). Всем этим так картинно изображается начало разрушения адской державы, для чего и идет «Благословенный Царь». – Господи, глас Твой разруши адово царствие, и слово власти Твоея возстави из гроба четверодневнаго. И бысть Лазарь пакибытия (будущей жизни новой, по общем воскресении) преображение спасительное. Вся возможна Тебе, Владыко, всех Царю! (5-я стихира на Господи, воззвах на вечерне в пятн. Ваий). Всеснедное растерзав чрево адово, исторгнул мя еси, Спасе, Твоею властию (5-й тропарь 6-й песни канона на повечерии в пятн. Ваий), и темнообразное адово разрушив крепостию (силою Своею) царство (2-й тропарь 1-й песни канона в суб. Ваий). Прежде Твоея смерти потряс смертную державу, и единем любимым (Лазарем, другом) всех человек провозвещаяй из тли свобождение. Темже покланяющеся Твоей всесильней власти, вопием: благословен еси, Спасе, помилуй нас (2-я стихира на хвалитех в суб. Ваий).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Л. 422). …Снова читается проникнутое глубоким смыслом пророчество Иезекииля: И видех, и се, рука простерта ко мне, и в ней свиток книжный и вписано бяше в нем рыдание и жалость и горе. И рече ко мне (Господь): сыне человечь, снеждь (съешь) свиток сей и отверзох уста моя, и напита мя свитком сим и снедох его, и бысть в устех моих яко мед сладок (Иез.2, 10;3, 1–3). В этом пророчестве сосредоточен как бы весь смысл страстного пути Спасителя, в котором горечь страдания претворяется в неизреченную радость. Но для того, чтобы пережить и ощутить его, нужно пройти с Ним этот Крестный путь, сораспяться Ему, умереть с Ним и быть погребенным с Ним, чтобы с Ним и воскреснуть во славе. С особой силой звучит на вечерне в последний раз: «Да исправится молитва моя», после которого идет, тоже последнее в Великом посту, последование Преждеосвященной литургии. Евангельское чтение на литургии (см.: Мф.26, 7–16) вновь прославляет поступок грешницы и заканчивается словами о том, как Иуда пошел к первосвященникам и сказал: Что вы дадите мне, и я вам предам Его? В последний раз поется дивная песнь: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат», в последний раз читается «Господи и Владыко живота моего», и трипеснец Андрея Критского вводит нас на малом повечерии в горницу устланную, где Создатель с учениками Своими совершает Пасху.? Они предложили ему 30 сребренников, и с того времени он искал удобного случая предать своего Учителя. В последний раз поется дивная песнь: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат», в последний раз читается «Господи и Владыко живота моего», и трипеснец Андрея Критского вводит нас на малом повечерии в горницу устланную, где Создатель с учениками Своими совершает Пасху. «Блудница подошла к Тебе, проливая на ноги Твои миро со слезами, Человеколюбец, и от зловония грехов избавляется по воле Твоей. А неблагодарный ученик, дыша Твоей благодатью, отрекается от нее и покрывается зловонием (грехов), продавая Тебя из сребролюбия». «Господи, женщина, впадшая во многие грехи, поняв, что Ты Бог, подобно мироносицам, рыдая, миро Тебе приносит раньше погребения, говоря: “Горе мне, что по ночам я невоздержанно распаляюсь блудом! Прими потоки моих слез… снизойди к воздыханиям сердца моего… чтобы мне облобызать пречистые ноги Твои и вытереть волосами головы моей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2231...

   Там же немного далее.    1) Дивен Бог во святых... 2) Покой Господи... 3) Слава... 4) И ныне...    По 3-й песни ирмос... По 6-й песни ирмос... По 9-й песни глаголет иерей: Богородицу и Матерь Света... и поем ирмос 9-й песни.    В ирмологионе 1045 ирмосов.    Редкие случаи нечетного количества стихов в каноне, напр. на повечерии Пятка ВАИЙ и первых четырех дней Страстной седмицы (в некоторых песнях) отмечаются нарочито: Тропари колико их суть.    В воскресном каноне Октоиха, где по 3 тропаря и в первых будничных канонах Октоиха же, где по пять тропарей.    В большинстве праздников. А о канонах двунадесятых праздниках канона всегда особые точные указания.    Напр. при двух святых в Великом Посте на тех песнях, где есть трипеснец.    Первый воскресный канон Октоиха поется со ирмосом на 4. Но на воскресной утрени он не единственный и вызывается это крайней необходимостью ввиду утеснения в канонах: и в Октоихе не один канон, а из Минеи нельзя опустить и всего должно быть не больше, чем на 14 со ирмосом. А когда тот же воскресный канон читается на утрени субботы в Воскресенском храме, то и ирмосы его удвояются и тропари восполняются из крестовоскресного канона. В последовании во время безведрия канон имеет всего по три тропаря. Но там и ирмосы, как вообще на молебнах, не поются, поэтому они и не печатаются полностью. В каноне ко Причащению по три тропаря (кроме 9-й песни). Обычно там читаются и ирмосы. Но этот канон предназначен не для общественного БОГОСЛУЖЕНИЯ, а для чтения, главным образом, келейного, для домашней молитвы.    Богородичные каноны Октоиха, предназначенные для повечерия, имеют в каждой песни ирмос и 4 тропаря. Так же Воскресные Троичные каноны. Но в самом конце Октоиха указывается: на повечерии такожде канон без ирмосов, подобие якоже и на молебне. Также должно петь канон и на воскресной полунощнице. О полунощнице с каноном, какова воскресная, в старинных записях служб говорилось: полунощницу поем молебном (Чиновник Новгородского Софийского Собора), т. е.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Журнал ФОМА - Все материалы - Православное богослужение - Всенощное бдение с пояснением Всенощное бдение с пояснением Всенощное бдение, или Всенощная, – это православное богослужение, соединяющие в себе три службы: великую вечерню (иногда великое повечерие), утреню и первый час. В чем смысл Всенощного бдения, какие песнопения исполняет хор, что делают священнослужители, как библейские тексты, исполняемые на православном богослужении, повлияли на мировую культуру? Обо всем этом читайте в комментариях игумена Силуана (Туманова). О Всенощном бдении. Часть 6. О Великом славословии Мы напоминаем миру о смысле его существования. Мы, разные и далеко не совершенные, собираемся в храмах, чтобы славословить Бога, и это единственное, неоценимо важное послание наше миру. Миру, теряющему без Бога разум. 12.01.2017 О Всенощном бдении. Часть 5. О каноне на утрени Кто-то торопится уехать домой, кто-то по другим причинам спешит поскорее подойти к елеопомазанию. И часто за суетой и толкучкой совершенно выпадает из внимания то, что поется и читается. До прихожан, занятых подходом к иконе и помазанием, доносятся отрывки читаемых фраз и красивые мелодии хора. А зря. Потому что во время елеопомазания совершается одна из важнейших частей утрени 03.01.2017 О Всенощном бдении. Часть 4. О шестопсалмии и чтении Евангелия Как ни торжественен полиелей, но кульминацией всей праздничной утрени является не он, а чтение Евангелия. 29.12.2016 О Всенощном бдении. Часть 3. Благословение Поэтому мы благословляем Бога и благословляем нашу жизнь от имени Бога и именем Бога. И это наполняет нашу жизнь высоким смыслом. 22.12.2016 О Всенощном бдении. Часть 2. О псалмах В первые века первого тысячелетия, Всенощное бдение совершалось не так, как сегодня. В нашем виде Всенощная появляются только около XI века, и веку к XIV по тексту (но не вполне по обрядам) стало напоминать современное нам богослужение. Впрочем, одна особенность ночной молитвы объединяет все христианские бдения всех времен и народов. Это – пение псалмов. 15.12.2016 О Всенощном бдении. Часть 1. «Востаните!» Всенощное бдение, или Всенощная, – это православное богослужение, соединяющие в себе три службы: великой вечерню (иногда великое повечерие), утреню и первый час. В чем смысл Всенощного бдения, какие песнопения исполняет хор, что делают священнослужители, как библейские тексты, исполняемые на православном богослужении, повлияли на мировую культуру? Обо всем этом читайте в комментариях игумена Силуана (Туманова). 08.12.2016 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/stati/pravoslavnoe-bogosl...

Л. 422).      …Снова читается проникнутое глубоким смыслом пророчество Иезекииля: И видех, и се, рука простерта ко мне, и в ней свиток книжный и вписано бяше в нем рыдание и жалость и горе. И рече ко мне (Господь): сыне человечь, снеждь (съешь) свиток сей и отверзох уста моя, и напита мя свитком сим и снедох его, и бысть в устех моих яко мед сладок ( Иез.2:10; 3:1–3 ). В этом пророчестве сосредоточен как бы весь смысл страстного пути Спасителя, в котором горечь страдания претворяется в неизреченную радость. Но для того, чтобы пережить и ощутить его, нужно пройти с Ним этот Крестный путь, сораспяться Ему, умереть с Ним и быть погребенным с Ним, чтобы с Ним и воскреснуть во славе.      С особой силой звучит на вечерне в последний раз: «Да исправится молитва моя», после которого идет, тоже последнее в Великом посту, последование Преждеосвященной литургии. Евангельское чтение на литургии (см.: Мф.26:7–16 ) вновь прославляет поступок грешницы и заканчивается словами о том, как Иуда пошел к первосвященникам и сказал: Что вы дадите мне, и я вам предам Его ? В последний раз поется дивная песнь: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат», в последний раз читается «Господи и Владыко живота моего», и трипеснец Андрея Критского вводит нас на малом повечерии в горницу устланную, где Создатель с учениками Своими совершает Пасху.? Они предложили ему 30 сребренников, и с того времени он искал удобного случая предать своего Учителя.      В последний раз поется дивная песнь: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат», в последний раз читается «Господи и Владыко живота моего», и трипеснец Андрея Критского вводит нас на малом повечерии в горницу устланную, где Создатель с учениками Своими совершает Пасху. Святой и Великий Четверг      Службы Святого и Великого Четверга посвящены одновременному оплакиванию начавшихся предательством Иуды страстей Господних и мистической радости Тайной Вечери, Вечери Любви. Поэтому содержание богослужебных текстов, как и характер их звучания, отличается двойственностью: в поразительном сочетании господствуют и печаль, и радость.

http://azbyka.ru/pesnopeniya-strastnoj-s...

    Во вторник и четверг сырной седмицы вечером (не после литургии, а в свое время) первая половина вечерни совершается по обычному уставу вседневной вечерни, то есть без чтения (как это бывает в Великом посту) кафизмы, без особых прокимнов и паримий.    Как обычно после «Сподоби Господи...» – ектения: «Исполним молитву...». Но по «Ныне отпущаеши...», как и в Великом посту, полагается пение (постовым распевом) тропарей: «Богородице Дево, радуйся...», «Слава»: «Крестителю Христов...», «И ныне»: «Молите за ны, святии апостоли...» с тремя земными поклонами. Далее – «Под Твое благоутробие...» (без поклона). Вместо сугубой ектении: «Помилуй мя, Боже...» читается «Господи, помилуй» (40 раз), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Священник: «Сый благословен…» и читается молитва «Небесный Царю...», после которой священник произносит молитву св. Ефрема Сирина (с 16-ю поклонами): «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». (Далее – Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12 раз). Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...» и прочее, и бывает отпуст.    Вечерня соединяется с великим повечерием и утреней. Соединение следующее: сразу после отпуста вечерни (во вторник и четверг вечера) бывает великое повечерие с великими поклонами.     Особенности великого повечерия в сравнении с великопостным следующие    В третьей части после канона – «Достойно есть…», Трисвятое по «Отче наш», и затем следуют тропари: дневного святого, храма, «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…», «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Молитвами, Господи, всех святых…». Далее – прочее последование по Часослову. Тропари «Господи сил, с нами буди…» не поются. Отпуст малый. (Молитва «Владыко Многомилоствие…» не читается). После отпуста — чин прощения: «Благословите, отцы святии, и простите ми, грешному...». Затем ектения: «Помолимся о Великом Господине...».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Часы – обыкновенные. Литургия – Златоустаго. На вечерни понедельника. Порядок – вседневной вечерни. Стихиры так же, как накануне понедельника. Повечерие – малое. Полунощница – повседневная. На утрени вторника. Порядок обыкновенной седмичной утрени. Каноны положены из Октоиха (покаянные и Предтечи) и из Минеи; кроме того, трипеснцы (два), состоящие из 2, 8 и 9 песней. Каноны и трипеснцы 8 и 9 песней поются и стихословятся так же, как в понедельник. Что касается 2-й песни, то в начале её поется ирмос 1 трипеснца, а в конце 2-го: припев к тропарям: Слава тебе, Боже наш, слава тебе. Часы и литургия – обыкновенные. На вечерни вторника. Поются песнопения Октоиха, Триоди и Минеи. Порядок такой же, какой имеет вседневная вечерня. На ней обычная кафизма, если накануне не было бдения: входа нет; прокимен дне. Но есть и особенности, свойственные великопостному богослужению, а именно: По Ныне отпущаеши... и по трисвятом – тропарь гл. 4; Богородице Дево, радуйся... и поклон. Слава, Крестителю Христов... и поклон. И ныне, Молите за ны... и поклон. Под твое благоутробие... без поклона. Господи, помилуй 40. Слава, и ныне. Честнейшую херувим... Именем Господним благослови, отче. Сый благословен... Аминь. Небесный царю... Три великих поклона с молитвою Ефрема Сирина : Господи и Владыко...; 12 малых поклонов с молитвою: Боже, очисти мя грешнаго; снова один великий поклон с молитвою: Господи и Владыко... 532 Трисвятое 533 . Пресвятая Троице... Отче наш... Возгл. Аминь. Господи, помилуй 12. Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст. Повечерие полагается великое с поклонами. На нем после Достойно и трисвятого, по возгласе: Яко твое есть царство... не поется, как в Великом посту: Господи сил, с нами буди..., но тропари малого повечерия, а именно: в храме Христа Спасителя – дневной тропарь: Спаси, Господи.... Боже Отец наших.. Иже во всем мире... Слава, Со святыми упокой... И ныне, Молитвами Господи..., а в храме Божией Матери и святаго – дневной тропарь: Спаси Господи..., тропарь храма. Боже отец наших..., Иже во всем мире... Слава, Со святыми упокой... И ныне, Молитвами, Господи... После этого – Господи, помилуй 40. Иже на всякое время. Господи, помилуй 3. Слава, и ныне. Честнейшую херувим... Именем Господним благослови, отче. Боже, ущедри ны... Три великих поклона с молитвою: Господи и Владыко...; 12 малых поклонов с молитвою: Боже, очисти мя грешнаго; снова один великий поклон с молитвою Господи и Владыко... Трисвятое 534 . Пресвятая Троице... Отче наш... Возглас. Аминь. Господи, помилуй 12. Нескверная неблазная... И даждь нам, Владыко... Преславная Приснодево... Упование мое... Слава тебе, Христе... Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст малый (но не Владыко многомилостиве). Обычное прощение и ектения: Помолимся о Благочестивейшем...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Если же взять два корпуса суточных молитв в отдельности, то в них прослеживаются заимствования из богослужебных чинов, в основном великого повечерия и полунощницы для вечерних и утренних молитв соответственно: 1 . В вечернем правиле из великого повечерия: [ В – тропари по 2-м Трисвятом, [ В 12b] и [ В 13] читаются перед отпустом, [ В 15а] и [ B 15b] – тропари по 1-м Трисвятом в понедельник и среду, [ В 18] не читается в храме, но печатается как приложение к повечерию. [ В 15с] – тропарь первого часа по Трисвятом в понедельник, вторник и четверг. [ В 17] находится в последовании изобразительных после Символа веры . [ В 12а] является первым кондаком Акафиста Пресвятой Богородице. 2 . Утреннее правило с полунощницей сближают: 50-й псалом, Символ веры , [ У 5] и [ У 6]. Также из Часослова взяты начальные келейные молитвы перед полунощницей: [ У I] и [ У [ У 11b] и [ У 11с] употребляются в богослужении как тропари. [ В 18], кроме того, что печатается в Часослове как приложение к повечерию, по своему составу некоторым образом сходна с заключительной ектенией повечерия и полунощницы: Таблица. Сравнение заключительной ектении повечерия и полунощницы с [ В 18] Ектения Помолимся о Великом господине и Отце нашем, Святейшем Патриархе имярек, и о господине нашем Преосвященнейшем митрополите (или архиепископе, или епископе) имярек, и всей во Христе братии нашей. О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея. О ненавидящих и любящих нас. Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи, Человеколюбче. О милующих и служащих нам. Служащим и милующим нас, грехов оставление даруй. О заповедавших нам, недостойным, молитися о них. Заповедавших нам, недостойным, молитися о них, помилуй по велицей Твоей милости. О избавлении плененных. Помяни, Господи, братий наших плененных и избави я от всякаго обстояния. О отшедших отцех и братиях наших. О в мори плавающих. Иже в мори управи. О в нёмощех лежащих. В немощех сущия посети и исцеление даруй. Помолимся и о изобилии плодов земных. И о всякой души христиан православных.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После возгласа: «Боже, ущедри ны...» священник произносит молитву св. Ефрема Сирина (с 16-ю поклонами – 4 земными и 12 малыми). Далее чтец – Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12) и молитва: «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная Приснодево», «Упование мое Отец...». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне, Господи, помилуй (3), благослови». Священник (стоя) читает молитву: «Владыко Многомилостиве...» 103 . В это время все молящиеся преклоняются до земли, а священник произносит слова: «Благословите, отцы святии...», после чего делает земной поклон 104 и, поворачиваясь лицом к алтарю, произносит ектению: «Помолимся о великом Господине и Отце нашем...» и в конце: «Рцем и о них». Хор: «Господи, помилуй» (3). Священник: «Молитвами святых отец наших...». Хор: «Аминь». Примечание: На великом повечерии в пятницу Великого поста молитва св. Ефрема Сирина (с поклонами) опускается, а также конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12). Окончание великого повечерия в таких случаях после канонов будет следующее: «Достойно есть...», Трисвятое по «Отче наш...», кондак, «Господи, помилуй» (40), молитва: «Иже на всякое время», «Слава, в ныне», «Честнейшую...», «Именем Господним благослови, отче», «Молитвами святых отец...»; но если святой полиелейный, то будет 3 великих поклона 105 . После поклонов – Трисвятое по «Отче наш» и 12 раз «Господи, помилуй» опускается, но сразу читается «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная Приснодево...», «Упование мое Отец...», «Слава Тебе, Христе Боже...», «Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды), благослови». Отпуст малый: «Христос истинный Бог наш...». «Аминь». Обычное прошение и ектения: «Помолимся о великом Господине и Отце нашем...» и т.д. В конце: «Молитвами святых отец...». «Аминь». (См. В. Розанов . Цит. соч., с. 543–544; Богослужебные указания на 1951 г., с. 115). Великопостная утреня Начало утрени – до шестопсалмия включительно – такое же, как и вседневной утрени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Но на службах, изображающих наше греховное состояние и гнев Божий за наши прегрешения, на службах покаянных, печальных, завеса не открывается. Так, не открывается на тех службах, которые устав предписывает совершать в притворе, именно на часах (если на них не читается Евангелие), на малой вечерне, на повечерии и полунощнице. а) В частности, на вечерне великой и вседневной (но не малой) и на утрени завеса бывает открыта с начала службы до отпуста (Типикон, 23 гл.). б) На литургии (полной) завеса отверзается в начале литургии, после каждения на проскомидии и произнесения слов: «слава в вышних Богу» и «Господи, устне мои отверзеши»... и бывает отверста до великого входа, а после великого входа завеса закрывается. Великий вход знаменует шествие Господа на вольное страдание и крестную смерть, а потому и закрытие завесы по великом входе знаменует, что тайна спасения рода человеческого, совершенная крестной смертью Господа, непостижима для людей, сокровенна от веков и родов. При возгласе диакона: «двери, двери»... завеса опять открывается, потому что тогда в Символе веры открываются нам таинства Христовы, прежде сокровенные. Завеса остается отверстою до возгласа: «Святая святым», и тогда она опять затворяется, потому что после этого в алтаре совершается раздробление и заклание Агнца в снедь верным, а это такое таинство, которое непостижимо не только для людей, но и для самих ангелов. Особенность в закрытии завесы на литургии Преждеосвященных Даров по великом входе состоит в том, что тогда затворяется не вся завеса, как на полной литургии, а только половина завесы, а после возгласа: «вонмем» пред пением причастна закрывается и другая половина ее. Половина завесы открывается в ознаменование того, что мы уже видели Освященные Дары и Бог открыл нам совершение таинств службы, а другая половина в это время закрывается в знаменование того, что для нас непостижима тайна Бескровной Жертвы Господа. После причащения священнослужителей в алтаре, пред явлением Св. Даров народу, завеса открывается, в ознаменование того, что был отвален камень от гроба Спасителя при Воскресении Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010