Кроме амулетов и словесные обереги, заговоры, также знают великомученика Никиту, как прогонителя демонской силы, и нередко или содержат просьбу к нему о помощи против беса (и болезни), или употребляют его имя, как имеющее заклинательную силу, в числе других демоноборцев. Например, в одном заговоре 175 против болезней читаем: „есть у Христа град Ерусалем, ходят по тому граду Ерусалему Лука, Марко да третий Никита мученик, что за Христа мучим был, а за нас Богу молит ... Враг сатана, лихой человек, откачнитесь от меня»... Самое сказание о мучении Никиты получает таинственную силу, само становится своего рода заговором: чтение этого сказания приносит исцеление от болезни, преуспеяние в учении, освобождение от притеснений со стороны сильных; такое значение придает ему находящаяся в конце его в некоторых рукописях приписка; самому списку она дает значение амулета, особенно против демонов: „а оу него же будеть чтение се. стго славнаго мчнка хва нпкиты. за шесть днии бежать него греси его. а за четыредеся днии бежать него демони» 176 . В древнерусской письменности мы встречаем указание на достаточно уже определившееся и укрепившееся представление св. Никиты защитником против бесов. От XVI века мы имеем свидетельство, исходящее из среды монахов Иосифова монастыря, у которых, как можно думать, была в сильной степени развита любовь к рассказам о разных чудесах, и на одном из первых мест к рассказам демонологического характера 177 . Я имею в виду памятник, который может быть назван Волоколамским Патериком и на который было указано В. О. Ключевским 178 . Патерик этот составлен волоколамским иноком Досифеем Топорковым; между прочим составитель приводит со слов Вассиана Санина, брата знаменитого волоколамского игумена, рассказ об одном человеке, который молился великомученику Никите об исцелении от болезни; святой своим явлением исцелил его от недуга и вместе с тем избавил его от страшного черного мужа, который внезапно примчался на коне к одру больного и хотел его погубить 179 . В житии названного выше переяславского столпника Никиты, рукописи которого восходят к XV веку, читаем, что когда дьявол в образе змеи явился святому, то этот последний, вступая с ним в борьбу, также просит помощи у великомученика: он призывал „ въ молитва тезоименитаго и великаго хва мчнка никит на помощь себе " 180 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Новый монастырь открыт в Подмосковье 04.04.2023 В Павлово-Посадском районе объявлено об открытии Никитского женского монастыря в деревне Бывалино у реки Дроздны. Он стал 46-м монастырем в Подмосковье. На литургии в субботу, 1 апреля, в честь праздника Похвалы Божией Матери епископ Балашихинский Николай совершил поставление в сан игумении с возложением наперсного креста монахини Капитолины (Филиппенко) , назначенной решением Священного Синода 29 декабря 2022 года игуменией обители, сообщает сайт Балашихинской епархии . На службе с сестрами и прихожанами молились игумении московского Зачатьевского монастыря и подмосковного каширского Никитского монастыря. Обитель в Бывалино создана при храме великомученика Никиты Готфского, основанном в 1717 году. В 90-х годах ХХ века его стали восстанавливать. Возглавлял приход игумен Амвросий (Шевчук), почивший в 2016-м на 52 году жизни. Он же создал приют «Никита», который существует до сих пор, ныне в статусе негосударственного учреждения социального обслуживания «Детский корпус «Никита». В приходе сложилась группа желающих монашеской жизни, причем большинство из них с высшим образованием. Монахиня Капитолина училась в Российском государственном социальном университете. Старший священник Андрей Филиппенко - выпускник МГТУ имени Баумана и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Прихожане проводят социальную работу в десятках населенных пунктов. Здесь занимаются творчеством и спортом. В числе последних новостей на сайте прихода: посещение воспитанниками корпуса «Никита» и учащимися воскресной школы спектакля «Нильс и дикие гуси» в театре Российской армии, устройство праздника в детском саду в соседней деревне, посещение прихожан с праздничными подарками. Действует конно-спортивный клуб «Готфы». Ежегодно на прихрамовой территории проводится Международный фестиваль кузнечного искусства, который устраивает Союз кузнецов России. Страница Никитского Бывалинского монастыря в соцсети ВКонтакте информирует о богослужениях и социальной деятельности и собрала уже около двух тысяч подписчиков. В 1999 году был причислен к лику святых праведный Василий Грязнов - один из основателей в XIX веке Павлово-Посадской мануфактуры, которая до сих пор выпускает расписные платки. Мощи Василия Грязнова находятся в мужском Покровском Васильевском монастыре в Павловском Посаде. В Русской Православной Церкви насчитывается порядка 600 монастырей. После Московской области наибольшее количество обителей во Владимирской области – 33; в Ярославской – 24. Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 04.04.2023 18:01:15

http://drevo-info.ru/news/28925.html

   Существовали иноческие обители и в Переяславле Залесском, во 2-й половине XII в., хотя неизвестно, кем основанные. Это видно из жития преподобного Никиты столпника, Переяславского чудотворца. Он родился и получил воспитание в Переяславле. Достигнув зрелого возраста, он сделался сборщиком податей и, пользуясь своими связями с городскими судиями и другими начальниками, делал много зла людям, брал с них неправедную мзду и тем содержал себя с женою. После многих лет такой жизни Никита зашел однажды в церковь и там услышал чтение из пророка Исаии: Измыйтеся и чисти будете, отьимите лукавства от душ ваших... Взыщите суда, избавите обидимаго, судите сиру и оправдите вдовицу... Аще же не хощете, ниже послушаете мене, меч вы пояст... и проч. (Ис. 1. 16 – 21). Слова Божии поразили грешника: он вспомнил свои неправедные дела и, воротившись домой, не мог заснуть всю ночь от беспокойства о самом себе. На другой день, чтобы развлечься, он отправился к друзьям своим, пригласил их к себе на вечер, купил все нужное для угощения и приказал жене приготовить. Когда жена начала обмывать и варить мясо, ей все виделись в сосуде только пена и кровь, сколько она их ни снимала, и потом разные члены человеческого тела. Жена сказала мужу, который увидел то же самое своими очами и пришел в исступление. Долго стоял он в молчании, произнося только: “Горе мне, великому грешнику!” Потом, взывая из глубины сердца к Богу, вышел из дома и из города, пришел в близлежащий монастырь святого великомученика Никиты, повергся пред игуменом, открыл ему свои беззакония и страшное видение и просил себе пострижения в монашество. Тогда игумен, чтобы испытать послушание Никиты, велел ему три дня стоять у врат монастыря и оплакивать грехи свои. Никита стал у монастырских ворот и со слезами исповедовал грехи свои перед всеми входившими и исходившими. На другой день, увидев вблизи монастыря болотистое место, окруженное камышом, где было множество насекомых, Никита подумал: “Телом грешил я, телом должен и страдать”.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

На север от Никольского собора – церковь Параскевы – Пятницы, построенная в 1156 году. В ней находится чудотворная икона св. великомученицы Параскевы. Рядом, на север, стоит церковь Успения Божией Матери в Торгу на Козьей Бородке, построенная в 1135 году в память убиенных на Ждане Горе. Перейдя дорогу, стоит храм великомученика и Победоносца Георгия «в Торгу, в Кожевенном ряду», построенный в 1131 году. В 1392 году за алтарем в особой часовне похоронен блаженный Феодор, Христа ради юродивый. Святые мощи его находятся под спудом, над коим поставлена рака с рельефным изображением святого. Тут же стоит величественный храм св. Иоанна Предтечи «на Опоках», основан князем Всеволодом Гавриилом в 1127 году. На его восточной стене древнее чудотворное изображение Иоанна Крестителя, по бокам его новгородские святители Никита и Иоанн. Невдалеке стоит церковь священномученика Климента на Иворове улице. Церковь построена в 1153 году, в ней находится св. икона священномученика Ипатия из близ стоящей, но ныне разобранной церкви св. муч. Ипатия. Далее по той же улице, церковь св. великомученика Димитрия Солунского, поставленная в память Куликовской битвы в 1381 году. Эта церковь очень часто страдала от пожаров. На Федоровском ручье стоит церковь великомученика Феодора Стратилата, сооруженная в 1360 году посадником Семеном Андреевичем и матерью его Натальей. Невдалеке от нее стоит церковь великомученика Никиты, выстроенная в 1406 г. и расширена в 1555 г. при Иване Грозном, временный дворец которого находился рядом с нею. Далее возле вала стоит храм муч. Бориса и Глеба. В церкви две чудотворные иконы Бориса и Глеба, на одной они изображены на конях, а другая в «чудесех». Также в храме находится св. и чудотворная икона Божией Матери, именуемой Скоропослушница, присланная с Святой Горы Афон. Над входом в храм великолепое изображение равноапостольного князя Владимира и сыновей его Бориса и Глеба, а на алтарной стене – Божией Матери Знамение и предстоящие Ей преподобные Антоний Римлянин и Варлаам иже на Хутыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

В другой раз в его голове зарождается коммерческая афера. После перемены патр. Никоном русского клобука на греческий, русские монахи и священники дружно последовали его примеру. «Если бы в этом случае, – замечает Павел, – у кого-нибудь из монахов Святой Горы были целые воза комилавок и клобуков, то он распродал бы их по самой высокой цене» (IV, 108–109). В русской земле Павел не раз молился, чтобы им возвратиться домой обогащенными и заплатить все долги (III, 2; II, 174 – 175). И молитва его была услышана. Патр. Макарий и его спутники получили обильную милостыню и дорогие подарки от царя, патриарха, монастырей и бояр. Павел рассказывает как перед отъездом из Москвы он хлопотал целые дни, собирая дары у бояр, давал посулы придворным чиновникам, чтобы они отпустили наилучших соболей из царских складов, а потом укладывал их в дорогу. Из Москвы путешественники поехали на 60 подводах, хотя, как скромничает наш автор, им было бы достаточно и 20-ти (IV, 161). Записки Павла Алеппского несомненно преувеличивают добродетели и благочестие казаков, особенно же московитов, которые, по его словам, все святые и превзошли подвижников в пустыни. Они недостаточно говорят о церковной смуте, поднявшейся в Москве при исправлении книг п. Никоном . Теперь вероятен источник этого коренного недостатка в труде алеппского архидиакона. Павел – свидетель подкупленный в пользу русского народа богатой милостыней, вывезенной его отцом из нашей земли. IV А. Кадлубовский. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых (Русский филологический вестник). I. К вопросу о житии преподобного Авраамия Ростовского (1897, 1 и 2). II. Великомученик Меркурий Кесарийский и мученик Меркурий Смоленский (1898, 1 и 2). III. Св. Великомученик Никита и св. Никита, столпник Переяславский (1897, 1 и 2). Житие преп. Авраамия Ростовского содержит рассказ об обращении Ростова великого к христианству, о событии малоизвестном из других источников, – несколько данных по истории русского монашества и наконец, передает эпизод ссоры преп. Авраамия с Владимирским князем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Альбом А.С. Уварова (демонтированный). Гравюра. Богоматерь Новоникитская. Период создания: XIX в. Материал, техника: бумага, гравюра Размер: 5,5х5 см Место создания: Россия Номер в Госкаталоге: 9844059 Номер по ГИК (КП): ГИМ 53882/44 Инвентарный номер: И XIII 19011 Местонахождение Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Государственный исторический музей " Файл 33439.jpg:   Размер: 656x800, 0.52 MPix, 131 Kb. Дата: 2019-01-27, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (82) , (0) . Описание: Богоматерь " Новоникитская " . Иконный образец. Конец XVIII - начало XIX в. Материал, техника: бумага, оттиск, сажа. 27,5 х 20 см. Место создания: Россия. Государственный исторический музей, Москва. Файл 34219.jpg:   Размер: 705x800, 0.56 MPix, 149 Kb. Дата: 2019-08-21, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (68) , (0) . Описание: 82. Новоникитская. Данная икона является одной из древнейших икон Богородицы. Она явилась великомученику Никите Готфскому в IV веке. Будучи язычником, однажды он увидел во сне Младенца, державшего в руке крест. Проснувшись, Никита обнаружил у себя на груди икону Богородицы с Младенцем, который держал в руке крест. Явление иконы произвело на него такое впечатление, что он немедленно принял крещение. Образ, списанный с образа, явленного Никите, стал называться Новоникитским. (afon.rusarchives.ru :[...] Файл 34220.jpg:   Размер: 403x550, 0.22 MPix, 73 Kb. Дата: 2019-08-21, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (84) , (1) . Описание: Ноконикитская сен 15 д. Сборник изображений явленных и чудотворных икон Пресвятыя Богородицы в православной церкви прославляемых. Москва: Манухин, 1866. Илл. между стр. 44 и 45. (С.45: 15 д. Сия св. икона явилась в 312 г. св. великомученику Никите с предвечным младенцем, стоящим и держащим в руках крест. Св. Никита, бывший воин, ученик Феофила, епископа Гартинского, в царствование Константина великого и Ликиния (312 г.), когда веден был на мучение на сожжение, имел сию икону на груди под своею о[...]

http://pravicon.com/icon-215-photo

Рейтинг изображения: 4 (68) , (0) . Описание: 82. Новоникитская. Данная икона является одной из древнейших икон Богородицы. Она явилась великомученику Никите Готфскому в IV веке. Будучи язычником, однажды он увидел во сне Младенца, державшего в руке крест. Проснувшись, Никита обнаружил у себя на груди икону Богородицы с Младенцем, который держал в руке крест. Явление иконы произвело на него такое впечатление, что он немедленно принял крещение. Образ, списанный с образа, явленного Никите, стал называться Новоникитским. (afon.rusarchives.ru :[...] Файл 34220.jpg:   Размер: 403x550, 0.22 MPix, 73 Kb. Дата: 2019-08-21, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (84) , (1) . Описание: Ноконикитская сен 15 д. Сборник изображений явленных и чудотворных икон Пресвятыя Богородицы в православной церкви прославляемых. Москва: Манухин, 1866. Илл. между стр. 44 и 45. (С.45: 15 д. Сия св. икона явилась в 312 г. св. великомученику Никите с предвечным младенцем, стоящим и держащим в руках крест. Св. Никита, бывший воин, ученик Феофила, епископа Гартинского, в царствование Константина великого и Ликиния (312 г.), когда веден был на мучение на сожжение, имел сию икону на груди под своею о[...] Файл 34221.jpg:   Размер: 607x757, 0.46 MPix, 195 Kb. Дата: 2019-08-21, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (63) , (0) . Описание: Новоникитская Пресвятая Богородица. Клеймо иконы: БОГОМАТЕРЬ НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ СО 120 ЧУДОТВОРНЫМИ ИКОНАМИ БОГОМАТЕРИ. Первая половина XIX века. Москва. Дерево; темпера. 121 x 94. Поступила в 1941 году. Происходит из церкви Сорока мучеников на Новоспасской площади в Москве. Реставрирована в 1994 году в ГТГ И.В.Авериной. ГТГ инв. 28821. http://pravicon.com/image-11757 Файл 34222.jpg:   Размер: 475x562, 0.27 MPix, 72 Kb. Дата: 2019-08-21, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (85) , (1) . Описание: Новоникитская (Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон/Под редакцией [и с предисловием] Е.Поселянина. СПб: книгоиздательство П.П.Сойкина, Кн.3. С.595.)

http://pravicon.com/icon-215

—174— ков, то он распродал бы их по самой высокой цене» (IV, 10В–109). В русской земле Павел не раз молился, чтобы им возвратиться домой обогащенными и заплатить все долги (III, 2; II 174–175). И молитва его была услышана. Патр. Макарий и его спутники получили обильную милостыню и дорогие подарки от царя, патриарха, монастырей и бояр. Павел рассказывает, как перед отъездом из Москвы он хлопотал целые дни, собирая дары у бояр, давал посулы придворными чиновникам, чтобы они отпустили наилучших соболей из царских складов, а потом укладывал их в дорогу. Из Москвы путешественники поехали на 60 подводах, хотя, как скромно замечает наш автор, им было бы достаточно и 20-ти (IV, 161). Записки Павла алеппского несомненно преувеличивают добродетели и благочестие казаков, особенно же московитов, которые, по его словам, все святые и превзошли подвижников в пустыни. Они недостаточно говорят и о церковной смуте, поднявшейся в Москве при исправлении книг п. Никоном . Теперь вероятен источник этого коренного недостатка в труде алеппского архидиакона. Павел – свидетель, подкупленный в пользу русского народа богатой милостыней, вывезенной его отцом из нашей земли. IV. А. Кадлубовский. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых (Русский Филологический Вестник). I. К вопросу о житии преподобного Авраамия Ростовского (1897, 1 и 2). II. Великомученики Меркурий Кесарийский и мученик Меркурий Смоленский (1898, 1 и 2). III. Св. Великомученики Никита и св. Никита, столпники Переяславский (1897, 1 и 2) I. Житие преп. Авраамия ростовского содержит рассказ об обращении Ростова великого к христианству, о событии малоизвестном из других источников, – несколько данных по истории русского монашества и наконец передает эпизод ссоры преп. Авраамия с владимирскими князем. —175— Историки прежнего времени доверчиво пользовались данными жития, излагая истории распространения христианства в нашем крае, а также истории русского монашества. Но памятник в разных своих редакциях представляет внутренние несообразности и противоречит другим историческим данным о христианстве в Ростове того времени и о монашестве на русском севере. Несообразности объясняли, противоречия примиряли. Было высказано много догадок. По самому житию прей. Авраамий современник свв. Владимира и Бориса, и первых ростовских епископов Феодора и Илариона. Но кажется, только один преосв. Макарий относил деятельность Авраамия к этой ранней эпохе, признавая произвольно годом его смерти 1045. Другие ученые отодвигали жизнь Авраамия рост. к концу XI стол. или даже к концу XII.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Урик. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1717г. в летописи упоминается о деревянной церкви в селе Урик - в честь Спаса Нерукотворного  Образа. Сохранилось и имя первого священника - Феодор Сидоров. 1771г. началась постройка каменного храма. Храм имеет два придела. Нижний приде- в честь святого великомученика Димитрия Солунского Мироточивого - был освящен в 1779 г. 26 октября ст.ст. (8 ноября н. ст.). Верхний придел - в честь Спаса Нерукотворного  Образа - был достроен и освящен в 1796 г., 16 августа ст.ст. (29 августа н. ст.)  При Спасской церкви существовала богадельня, церковно-приходская школа. Сохранились в истории имена священников, служивших в церкви: Трофим Громов, Тимофей и Иоанн Серебрянниковы, Петр Благосклонов. Источник: буклет " Храм Спаса Нерукотворного Образа в селе Урик Иркутского района " Храм Спаса Нерукотворного Образа в селе Урик (Иркутский сельский район) был построен в 1779 году. На все работы потребовалось чуть меньше пяти лет. Храм решено было построить двухпрестольным: нижняя часть была теплой, а в верхнюю тепло шло по сводам. Температура воздуха в верхнем храме не превышала десяти градусов, и все службы зимой проходили внизу. Храм построили на удачном месте - его внушительные силуэты просматривались издалека . С 1924 года церковь пустовала, а после войны на втором ее этаже местные власти установили дизель-генератор, на первом расположилась МТС. Заезд в храм проходил через алтарь, в котором была прорублена дыра. Позже в храме организовали курсы водителей и открыли школьный склад. http://baik-info.ru/region/2006/35/002001.html История храма неразрывно связана с декабристами. Нижний его придел носит имя в честь великомученика Димитрия Солунского. Верхний придел  - Спаса Нерукотворного Образа. История храма неразрывно связана с декабристами. С 1835 года в Урике жили Никита и Александр Муравьёвы, Н.А.Панов, Б.Ф.Вольф, недолго, полгода пребывали здесь Трубецкие. В 1840 году Александр Муравьев в Спасском храме венчался с Жозефиной Бракман. Здесь же потом был крещён их сын Никита. Почти все декабристы были прилежными прихожанами и меценатами. В ограде храма Спаса Нерукотворного Образа в с. Урик стоит памятник капитану Гвардейского генерального штаба, декабристу Никите Михайловичу Муравьеву. В с. Урик находился на поселении с 1832 года. Занимался сельским хозяйством, был постоянным прихожанином храма «Спаса Нерукотворного Образа». Умер в апреле 1843 года.  Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=14374

Анна 8 августа 2020, 12:34 Великомученник и целитель Пантелеймон,моли Бога о рабе божьем Владимире.Помоги ему избавиться от смертельной болезни:рака желудка,прости ему все грехи вольныя и невольныя.Дай исцеления духовного и телесного. инна 16 июня 2020, 11:49 Великий угодниче Христов, страстотерпче и врачам многомилостивый Пантелеймоне! Прошу, моли Господа Бога о рабе Божьей Инне и исцели её от недуга гнетущего, чтобы не возвращалась вновь к ней эта болезнь никогда!Что б тело ее очистелось от бляшек псориатических Галина 4 мая 2020, 13:59 Святой великомученик Пантелеймон!Молю тебя слезно,исцели мужа моего раба Божьего Сергия.Лечение ничего не дает.Молю тебя,спаси и исцели его от его болезней.Чтобы он стал здоровым,как прежде,не оставь без помощи твоей святой.Благодарю тебя за помощь.Аминь. Ольга 9 апреля 2020, 18:10 Св.Пантелеймон Целитель Моли Бога о р,б Ольги , р.б Любови, р.б Андрее.Во Имя Отца Сына и Святого Духа Аминь! Анна 26 марта 2020, 10:21 Великомученик и целитель Пантелеимона! Помоги Рабе Божией Анне восстановить зрение. Моли Бога о всех нас! Никита 30 ноября 2019, 13:49 Уважаемые посетители сайта! У меня к Вам огромная просьба: пожалуйста, ПОМОЛИТЕСЬ О ЗДРАВИИ И МИРЕ МОИХ РОДНЫХ И БЛИЗКИХ. Вот их имена : Надежда, Марина, Максим, Димитрий, Ксения, Андрей. Всем откликнувшимся огромное спасибо! галина 12 ноября 2019, 12:43 Великомученику и целителю Пантелеймону с большой просьбой!,прошу тебя окажи своими чудодейственными молитвами к Богу помощь рб Ксении в миру Оксане,избави от мучительных болей,заступи,защити,пошли радость в жизни,она это заслужила,благослови на успех.Аминь! Люция 25 октября 2019, 10:19 Святой Пантелеймон Великомученик! Прошу тебя исцели меня от недуга коварного. Исцели мои суставы, чтобы они не разрушались, а восстановились. Чтоб могла я детей вырастить, помогать всем кому нужна помощь моя. Пусть Господь простит мои грехи. Помолись за меня перед ним. Прошу тебя очень. А то что-то я отчаялась уже бороться. Помоги мне прошу тебя! Аминь! Татьяна 16 октября 2019, 20:25

http://pravoslavie.ru/63343.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010