Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Никита, Столпник Переяславльский (+ 1186) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 24 мая в день преставления, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых В миру прп. Никита был сборщиком податей, причем отличался жестокосердием и корыстолюбием и нимало не радел о спасении своей души. Так продолжалось до тех пор, пока его не поразило страшное видение. Раз он пригласил гостей, и когда жена его приготовила для них обед, он в кипящем котле неожиданно для себя увидел всплывающие части человеческого тела. Тогда, страшно потрясенный, под влиянием угрызений пробудившейся в нем совести, он пошел к настоятелю городского монастыря, открыл ему всю свою прошлую греховную жизнь и умолял его принять его на покаяние. Игумен принял его, но велел ему стать у монастырских ворот и кланяться всем прохожим, принося перед ними вслух покаяние в своих грехах. Кающийся в точности исполнил его волю. Через два дня игумен пришел к нему, но у ворот его не было. Тогда, оглянувшись, игумен увидел его лежащим без одежды невдалеке, в полном изнеможении, в болоте — насекомые терзали его. Игумен подошел к нему, но кающийся мог только прошептать: «Спаси, отче, погибающую душу!» Тогда он ввел его в монастырь и постриг с наречением ему имени Никита. С его благословения Никита затворился в своей келье и взял на себя подвиг столпничества. Он соорудил себе невысокий столп посреди кельи и с него не сходил. Но через несколько лет посетили его родственники и, приняв его железные вериги из-за блеска их за серебряные, из корысти убили его. • Неугодная Богу мирская жизнь будущего святого проходила в Переяславле-Залесском, городе, основанном Георгием (Юрием) Долгоруким в Ростово-Суздальской земле (совр. Ярославская обл.). • В 3 верстах от Переяславля находился монастырь во имя св. великомученика Никиты, туда и пришел с покаянием бывший сборщик податей. • Столпнический подвиг прп. Никиты был, в сущности, затворничеством: в келье его была устроена столпообразная круглая яма, или просто пещера. Раскаяние и подвижничество приблизили прп. Никиту к Господу — еще до гибели от корыстолюбивых родственников преподобный удостоился дара исцеления. Все, кто обращался к нему за помощью, получали просимое. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437252/

Первый раз Никита не спал всю ночь, вновь и вновь он слышал и видел, прямо повсюду, эти слова пророка. А когда заблестело солнце и утро проникло в его мысли, он вспомнил о предстоящем пире, и, надеясь прогнать черную тоску, занялся приготовлениями, оживленно и радостно. Когда стали собираться друзья, ему уже полегчало, он мог улыбаться и говорить о привычном. Обед был совсем готов, дом наполняли вкуснейшие запахи и смех гостей, чего унывать, чего стыдиться? И вдруг он услышал крик жены. Он побежал, стрелой кинулся к ней, понимая, что крик этот именно к нему, случилось важное не с ней, а с ним. Жена стояла бледная и не могла сказать ни слова, а в котле, из которого она собиралась раскладывать обед, пенилась кровь, и на поверхность попеременно всплывали то руки, то ноги человеческие. Никита понял, что это он - убийца и людоед. Он медленно вышел, и не прощаясь даже с детьми, побрел к монастырю великомученика Никиты , что за три версты от города. Но странное дело, пока он шел, каждый шаг прибавлял ему силы. Стук был отчаянный и такой мощный, будто хотели сломать ворота. Когда вышел игумен, он упал на колени и заплакал: " Спаси погибающую душу! " , но игумен отвернулся и ушел. Он знал, кто такой Никита. Три дня стоял Никита у ворот, просил прощения даже у собак, он исповедовал все свои грехи, их знал уже каждый бродяга, а потом он вдруг пропал. Игумен велел его искать. Нашли его в болоте, изъеденного комарами, совсем распухшего и в крови. Для смирения. " Что ты с собой делаешь? " - спросил игумен. А тот повторил: " Спаси погибающую душу! " Вскоре Никиту постригли, он надел власяницу, тяжелую каменную шапку и железные вериги. Говорили, что он никогда не спал, только молился горько-горько. Он выкопал себе яму, где стал подвизаться. Он стал затворником и столпником, а, проложив узкий ход под церковную стену, ходил на службу невидимым, не считая себя достойным стоять вместе с братией. Он стал чудотворить, и о нем заговорили. Богомольцы быстро распространяют слухи - так Русь узнала о Никите Переславском, и монастырь стал наполняться недужными паломниками. Узнал о чудотворце и черниговский князь Михаил, совсем расслабленный от болезни, он велел вести себя в Переславль. Наш мир состоит не только из людей, и это не только природа, в сущности, нам дано видеть в нем очень мало. Вокруг нас есть еще мир невидимый, он очень деятелен, это мир Ангелов, наших заступников, и демонов, обманщиков, злых духов, отвращающих нас от Бога и манящих в погибель. Демонам не давало покоя это чудесное преображение жестокого мытаря в смиренного чудотворца, очень желали они опорочить преподобного. И вот, один из них сотворил такое дело.

http://pravoslavie.ru/1452.html

Святейший Патриарх Алексий выступил в защиту подмосковного детского приюта «Никита» 2 апреля 2007 г. 18:11 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выступил за сохранение детского приюта «Никита» при православном храме Павлово-Посадского района Подмосковья, деятельность которого, по словам руководства приюта, приостановлена прокуратурой Московской области. «Думаю, ни один приют, ни одно церковное учреждение не может быть в наше время закрыто», — сказал он, отвечая на вопросы журналистов в понедельник в Москве. По его словам, детские приюты, сады, школы, гимназии «надо всемерно поддерживать и сохранять». Вместе с тем, Святейший Патриарх отметил, что «официальной позиции Московская епархия по этому вопросу пока не имеет». Детский приют «Никита» в деревне Бывалино Павлово-Посадского района Подмосковья детский приют «Никита» при храме святого великомученика Никиты закрыт в связи с требованиями прокуратуры, чтобы приют был узаконен и функционировал с надлежащими санитарными и противопожарными нормами. По словам настоятеля храма игумен Амвросия (Шевчука), созданный более десяти лет назад приют «уничтожается». «Многих беспризорных детей приводили сюда прямо с улицы, с вокзалов, из подвалов, без каких-либо документов, именно здесь они учились говорить, читать, впервые начинали ходить в школу, заниматься музыкой и даже танцами», — отметил он. Он рассказал, что около года назад представителей приюта вызвали в прокуратуру и потребовали, чтобы они «приняли юридическое лицо как «детский корпус». «К нам стали применять мерки государственного детского приюта», — сказал игумен. По его словам, власти считают, что в приюте не соблюдаются санитарные нормы. «Так-то у нас все чистенькое, хорошенькое, уютное, по-семейному. Но нет материальной базы, чтобы соблюдать все государственные стандарты по количеству квадратных метров, унитазов и кухонь», — добавил он, отметив, что храм существует лишь на пожертвования жителей шести деревень, входящих в приход. По словам игумена Амвросия, «активная работа» по закрытию детского центра при храме началась в феврале после санитарной инспекции. В приют 2 февраля прибыли санитарные врачи и установили, что «число писсуаров, унитазов, ногомоек, разделочных столов и моечных ванн ниже нормы, а помещения устроены неправильно». В тот же день, по словам игумена, райсуд рассмотрел дело о нарушении санитарных правил и вынес предупреждение.

http://patriarchia.ru/db/text/223465.htm...

Таким образом в основе этого эпизода жития лежит, я полагаю, исторический факт, для истолкования которого было предположено вмешательство нечистой силы; готовое представление о демоноборце Никите укрепляло такое предположение и облегчало распространение данного рассказа подробностями, заимствованными из различных сказаний и поверий демонологического характера, причем в одной подробности могло сказаться и влияние апокрифического Никитина мучения. В этом чудесном эпизоде Никита понимается не только как победитель беса, но и как пособник другим против нечистых сил: его помощь избавляет кн. Михаила; боярин уже запрещает бесу молитвами святого. Что известное сближение обоих одноименных святых и даже смешение их образов, как демоноборцев, происходило в сознании народа, свидетельства тому мы находим в других памятниках; так, вслед за греческим святым и русский Никита является в литературе заклинательной. В заговорах от болезней мы встречаем не только великомученика Никиту, как сказано нами выше, но и переяславского святого: у Л.Н. Майкова, в заговоре 223, „Никита столпник» упоминается дважды 189 , наряду со Спасом Милостивым, Пресвятой Богородицей, апостолами, архангелами, св. Георгием Храбрым и Николаем; в заговоре 345, „на подход ко властям», и именно при упоминании дьявола, встречаем опять Никиту столпника: „крестом окрещусь, крестом дьявола прогоняю ... Откачнись от меня, враг сатана: тут тебе нет места, на тебя евангелисты, Михаил архангел, Петр и Павел, верховные апостолы, святой Никита столпник врага прогоняет» 190 . И в более старинную пору можно проследить, и еще в большей степени, указанное сближение обоих святых. Мы уже говорили, что житие Никиты переяславского заставляет его самого призывать великомученика на помощь против беса и таким образом ставит их в известные отношения друг к другу. И в сознании почитателей русского святого он очевидно сближался с древним Никитой. В самой обители преподобного была выстроена большая церковь во имя этого последнего; выстроена она была по повелению царя Иоанна Грозного; что для нас особенно интересно, царь делает это в воспоминание о чудесном исцелении царевича Иоанна у мощей преподобного Никиты переяславского; он одарил тогда монастырь богатыми милостями, имением, облачениями, иконами, плащаницами, повелел воздвигнуть трапезу и три церкви, в том числе упомянутую; он приказывает строить ее именно над гробом преподобного, а между тем посвящает ее великомученику Никите, преподобному же посвящает один придел в этой церкви (другой – во имя всех святых); особая повесть о судьбе монастыря по преставлении преподобного и о чудесах, источаемых почивающими в нем мощами его, содержащая этот рассказ о сооружении церкви, рассказывает далее о ее освящении в 1564 году; оно совершено было с особой торжественностью: священнодействовал сам митрополит; царь сам принимал участие в богослужении (он читал за всенощной первую кафизму) и дал в церковь и в обитель новые богатые дары.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В трёх верстах от Переславля к северу стоял мужской монастырь во имя великомученика Никиты, пострадавшего и сожжённого в 372 году в Готфии. 1 Туда и пришёл потрясённый страшным видением Никита. Явившись к игумену, он пал к ногам его и плакал горькими слезами. «Что за скорбь у тебя, сын мой?» – спрашивал игумен. Никита исповедал ему все грехи свои, рассказал бывшее ему видение и слёзно просил принять его в обитель. «Вино ново, – заметил ему игумен, – вливают в мехи новы, а когда вливают его в мехи ветхи, то и мехи прорвутся и вино прольётся. Столько лет, сын мой, жил ты по своей воле, небрежно, без всякого послушания – и ныне ли можешь жить в послушании в монастыре и трудиться трудом иноческим?» – «Отче, – отвечал смиренно Никита, – исполню, что ни повелишь ты...» Тогда игумен на первое послушание назначил ему три дня стоять при вратах монастырских и исповедывать всем грехи свои. С глубоким смирением принял Никита первое послушание настоятеля, и вышел он пред враты монастыря, с искренним раскаянием исповедуя грехи своей жизни всем входящим в монастырь и исходящим из него. Во второй день плача о своих грехах, увидев недалеко от монастыря низкое болотистое место, он пошёл туда и, сняв с себя одежду, сел нагой в тростник, предавая грешное тело своё на истязание комарам, мошкам и паукам. После 3-х дней игумен, вспомнив Никиту, послал одного инока посмотреть, что он делает у врат монастырских. Брат, не найдя Никиту у монастыря, пошёл искать его за монастырём, и нашёл его лежащим в болоте, всего покрытого мошками, комарами и пауками, облитого кровью от изъязвления их. Рассказал он об этом игумену. Игумен с братиею сам пошёл к страдальцу, и, увидев его в таком ужасном положении, спросил: «Что это ты делаешь, сын мой?» Преподобный, истаивая от боли и изнеможения, едва мог проговорить: «Отче! спаси погибающую душу». Тогда игумен облёк его во власяную одежду и, взяв его за руку, ввёл в монастырь и постриг в иноческий образ. Принявши иночество, преподобный Никита всем сердцем и всею душою начал подвизаться ради Бога, в тесной келии, в строгом воздержании и посте, он проводил дни и ночи в молитве, пении псалмов и чтении житий святых подвижников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Целый год, представители государственных структур нашего города предпринимают активные усилия с целью ЗАКРЫТИЯ ПРИЮТА И РАЗГОНА ДЕТЕЙ. Была организована масса проверок пожарных, СЭС, милиции, департамента образования и прокуратуры. На батюшку подали в суд, и суд состоялся. В деревне Бывалино, что в Павлово-Посадском районе Подмосковья, уже 12 лет работает православный детский приют «Никита». Десятки детей, которые побирались по вокзалам, жили в подвалах, находят здесь и дом, где согреваются их сердца, и любовь, которой обделила их жизнь, и судьбу. Руководит приютом замечательный человек – игумен Амвросий (Шевчук). Руководит с Божией помощью, преодолевая все чиновничьи и прочие барьеры и препоны. Православие.ру Павловский Посад сайт православной общественности В эти великопостные дни, когда душа каждого православного христианина готовится к встрече Страстной Седмицы и Пасхи Христовой мы, прихожане храма святого великомученика Никиты д. Бывалино, обращаемся к Вам земляки и сограждане, к Вам патриоты родной земли с одним только вопросом: «КОМУ ЭТО ВЫГОДНО?»  Кто и для чего развернул травлю негосударственного церковного детского приюта «Никита». На приведенных в статье фотографиях вы можете увидеть, как и где дети жили до приюта, и как проходит их жизнь в приюте. Этот приют является плодом более чем двенадцатилетней деятельности прихода храма святого великомученика Никиты на почве социального благотворительного служения и осуществляет социальную реабилитацию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На нашем приходе в соответствии с законодательством Московской области создан  социально-реабилитационный центр «Никита». За время деятельности прихода множество детей получило путевку в жизнь. Многие просветились прикосновением с православной жизнью, получили верное направление для своего дальнейшего развития и жизненной деятельности. Многие избежали сетей и ловушек века сего: наркомании, алкоголизма, проституции, потери жизненных ориентиров и ценностей. Среди воспитанников прихода, студенты ВУЗов, курсанты и кадеты военных училищ, будущие художники, священнослужители, да просто хорошие люди, создавшие свои семьи и базирующие  свои жизненные интересы на высоких гражданских, этических и христианских идеалах. Позитивно-социальный эффект от деятельности прихода и приюта не подвергается сомнению.

http://pravmir.ru/detskij-korpus-nikita-...

Всем сердцем приняв монашеские обеты, преподобный Никита проводил дни и ночи в молитве, пении псалмов и чтении житий святых подвижников. По благословению настоятеля он возложил на себя тяжелые вериги и на местах своих монашеских подвигов ископал два глубоких колодца. Вскоре преподобный усилил свой подвиг — он выкопал глубокую круглую яму и там, возложив на главу каменную шапку, стал, подобно древним столпникам, на пламенную молитву. Только голубое небо да ночные звезды видел он со дна своего столпа-колодца, да узкий подземный ход вел под церковную стену — по нему преподобный Никита ходил в храм на Богослужение. Так подвизаясь добрым подвигом в обители великомученика Никиты, преподобный Никита и сам завершил жизнь мученической кончиной. Однажды ночью родственники святого, приходившие к нему для благословения, прельстились его блестевшими веригами и крестами, приняв их за серебряные, и решили овладеть ими. В ночь на 24 мая 1186 года они разобрали покрытие столпа, убили подвижника, сняли с него кресты и вериги, завернули их в грубую холстину и убежали. Перед утренним Богослужением пономарь, пришедший за благословением к святому Никите, обнаружил разобранную крышу и сообщил об этом игумену. Игумен с братией поспешил к столпу преподобного и увидел убитого святого, от тела которого исходило благоухание. Между тем убийцы, остановившись на берегу роки Волги, решили поделить добычу, но с удивлением увидели, что это не серебро, а железо, и бросили вериги в Волгу. Господь прославил и эти видимые знаки тайных подвигов и трудов святого. В ту же ночь Симеон, благочестивый старец Ярославского монастыря во имя святых апостолов Петра и Павла, увидел над Волгой три ярких луча света. Он сообщил об этом настоятелю монастыря и старейшине города. Собор священников и многочисленные горожане, сошедшиеся к реке, увидели три креста и вериги «яко древо в водах волжских плавающие». С благоговением и молитвами перенесены были вериги в обитель великомученика Никиты и положены :на гроб преподобного Никиты. При этом произошли исцеления. Около 1420—1425 гг. святитель Фотий, Митрополит Московский, благословил открыть мощи святого Никиты. Игумен монастыря с братией совершил молебен, затем открыли бересту, которой было обернуто нетленное тело, но вдруг могила закрылась землей и мощи остались под спудом. В 1511-1522 гг. был воздвигнут придел во имя преподобного Никиты, а в XIX веке протоиерей А. Свирелин составил акафист святому.

http://pravicon.com/info-3027

Святой удалился из Никомидии и молился в храме св. Акакия; после этого в городе началось смятение. Некий человек, по имени Вавуа, сообщил Максимиану, что его сын живет вместе с христианами, и показал место, где тот находился. В этой редакции Никита Никомидийский назван воином Христовым, что впосл. отразилось в иконографии. Император приказал четвертовать сына и разбросать части его тела по земле. Это было исполнено, но голову святого палачи спрятали. Никита Никомидийский все равно остался жив и явился раскаявшимся в содеянном помощникам императора. Они уверовали во Христа и доложили о случившемся Максимиану, заявив, что и сами обратились в христианство. Император приказал отрубить им головы. Когда мученик в течение 30 дней пребывал в темнице, к нему приходила св. Елисавета и через оконце давала ему пищу. Императрица, братья Никиты Никомидийского и весь народ уверовали во Христа, они забили камнями до смерти императора (к-рый в этом тексте назван Диоклетианом). После этого Никита Никомидийский помолился, чтобы Господь помогал всем, кто будут призывать его имя, и с миром скончался. Арх. Михаил перед смертью Никиты обещал ему, что Бог исполнит его просьбу и что он будет похоронен вместе со святыми Харалампием, Фотием и Трофимом. Почитание Почитание Н. распространилось в Киликии после того, как в 375 г. в Мопсуестию были перенесены его мощи. Уже в наиболее раннем сохранившемся Мученичестве Н. (BHG, N 1339) рассказывается об исцелениях от его мощей. В VIII-X вв. Мопсуестия находилась под властью арабов, и о почитании святого в этот период сведений нет. С 965 г. и до кон. XI в. город был византийским, и, возможно, уже в кон. X или нач. XI в. частица мощей великомученика была перенесена в К-поль, в храм св. Романа ( Markovi . 2008. P. 24). Согласно поздней агиографической традиции, мощи Н. принесла в К-поль равноап. Елена, мать имп. Константина Великого (Patria CP. 1907. T. 2. P. 245). О нахождении мощей великомученика в к-польском храме св. Романа говорится, в частности, в визант.

http://pravenc.ru/text/2565366.html

Как сообщает нам информационный ресурс храма, " когда Честный и Животворящий Крест Господень, сие знамение победы, было вознесено над миром, то соименный победе, святой Никита, пришел под его сень... Сей добрый воин Иисуса Христа стал под крестом, как бы под знаменем, чтобы вести брань против врагов святого Креста, в честь Распятого на нем " . Житие святого Никиты сообщает, что родился он в IV веке в знатной готской семье. Вместе с Законом Божьим он в деталях постиг и воинское искусство и сделался отличным полководцем и стратегом. А когда на Готскую землю пришли язычники под командованием Афанариха, Никита встал под христианский стяг своего друга Фритигерна. Он участвовал во множестве боев, но однажды его врагам улыбнулась удача, и Никита был схвачен. Его пытали и жестоко истязали, в конце концов Афанарих приказал сжечь великомученика. Его дух отошёл к Господу, однако тело в огне не сгорело и осталось неповреждённым. После крещения Руси слава великомученика Никиты пришла и в Киевскую Русь. В начале XVIII века на реке Дрозне (Дрезне) троекратно являлась икона Великомученика Никиты. В этих местах её явления чудесным образом начинали бить целебные источники, вода из которых исцеляла больных. По благочестивой традиции, местные жители стали строить сначала часовни, а потом и храмы. Так, в 1717 году был построен и бывалинский (сожжён в конце 1980-х годов). Она была освящена по благословению преосвященного Стефана, митрополита Рязанского и Муромского, архимандритом Троице-Сергиева монастыря Георгием (Дашковым) в сослужении с архимандритом Новоспасского монастыря в Москве Моисеем (Протопоповым). В летописи Никитской церкви записано: " До начала XVII столетия по преданию, в сем приходе существовал храм во имя Пророка Илии. Что церковь была Ильинская, - подтверждается сохранившимся благочестивым обычаем совершать молебствия сему святому в день его памяти, а также всеобщим желанием прихожан устроить престол в новом каменном храме в честь Илии Пророка, дабы навсегда сохранить в потомстве память о существовавшем Ильинском храме " . В писцовых книгах 1623-1624 гг. о погосте Никитском, на речке Дрозне, записано: " ... у церкви на церковной земле во дворе поп Игнатий, во дворе церковный дьячек Парфенко Васильевич, во дворе просфорница Марьица, пашени середние земли 4 четверти, лесом поросла 12 четвертей в поле, а в дву потомуж, сена по речке Дрозне и на Бывальне 30 копен " . Никитский приход в Бывалино в те времена находился в ведении Троице-Сергиева монастыря. Первоначально деревянный храм существовал отдельно от колокольни, имел террасу-гульбище с северной и западной стороны, вход в храм осуществлялся с северной стороны. Храм был покрыт тёсом.

http://sobory.ru/article/?object=02208

Comment. 398); в современной редакции Римского мартиролога также обозначена только память Н. под 15 сент. (MartRom (Vat.). P. 487). А. Н. Крюкова В славянской традиции Почитание Н. представлено краткими проложными житиями и переводом Мученичества, составленного Симеоном Метафрастом (BHG, N 1340). В XI-XII вв. сказание о Н. (под 15 сент.) было переведено в составе слав. Синаксаря (сохранившегося в краткой редакции Пролога) с греч. оригинала, близкого к Минологию имп. Василия II (греч. и слав. тексты см.: Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр./Изд. подгот. Л. В. Прокопенко и др. М., 2010. Т. 1. С. 70-72). В сказании содержатся краткие сведения о происхождении Н., его крещении еп. Феофилом и гибели (сожжении) во время гонений Атанариха на христиан. В пространной редакции Пролога, созданной на Руси в сер. XII в., рассказ был подвергнут небольшим стилистическим изменениям, кроме того, добавлено, что Н. жил в г. Гатане (ВМЧ. Сент. Дни 14-24 . Стб. 1200). В стишном Прологе, созданном в Болгарии в XIV в., Н. посвящена небольшая заметка под 15 сент., греч. оригинал к-рой соответствует сказанию в Синаксаре К-польской ц. (см.: SynCP. Col. 45-46); Н. назван Целебником (см.: ВМЧ. Сент. Дни 14-24 . Стб. 1213). Тот же текст (но без стиха) был включен в печатный Пролог XVII в. Вмч. Никита. Роспись наоса ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Сербия. Ок. 1320 г. Вмч. Никита. Роспись наоса ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Сербия. Ок. 1320 г. Перевод сочинения Метафраста (инципит: «Победительных подвигъ мученика Никиты»), опубликованный в ВМЧ митр. Макария под 15 сент., вероятно, не является древним (Там же. Стб. 1203-1208). Этот же перевод сохранился в рукописи Верещ. 1102 (НБ МГУ; см.: Творогов О. В. Переводные жития в рус. книжности XI-XV вв.: Кат. М.; СПб., 2008. С. 86). Мученичество содержит мало фактических сведений собственно о Н. и в основном посвящено событиям христианизации готов, перенесению мощей великомученика в Мопсуестию. После Мученичества Н. в ВМЧ помещено Похвальное слово Аркадия, архиеп. Кипрского, на память Н. (инципит: «Съзываеть пакы насъ, о христелюбци»), в действительности являющееся Похвальным словом на память вмч. Георгия Победоносца (BHG, N 684; ср.: слав. пер. в ВМЧ. 4 нояб. Стб. 139-143), в к-ром имя Георгий заменено именем Никита.

http://pravenc.ru/text/2565366.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010