Таким образом преподобный дважды торжествует над демоном: один раз он наступает ему на шею и давит, другой – от одного молитвенного призывания его имени бес остается недвижимым, а потом святой сам заставляет его прострадать, стоя неподвижно у столпа, и подвергает его унижению. Я думаю, что самое приурочение к нашему святому мотива борьбы с демоном совершилось под влиянием заранее уже готового и популярного представления о демоноборце Никите. Любопытна упомянутая уже мною выше черта: воззвание преподобного в первом из упомянутых случаев о помощи к великомученику; она указывает, что при рассказе о русском святом невольно вспоминался подобный случай с соименным ему древним мучеником. Этот случай вообще представляет известную аналогию с рассказом апокрифа: великомученику Никите дьявол является, когда он сидит в заключении; он также наступает на дьявола и давит его 184 . Эта аналогия заставляет меня думать, что на данный рассказ оказало влияние не только общее представление о Никите демоноборце, но и указанный эпизод апокрифа. Второй рассказ жития Никиты столпника про посрамление беса не представляет сходства с рассказом апокрифа о демоноборстве великомученика, кроме одной подробности: Никита, держа беса неподвижным, заставляет его „поведать своя прелести», подобно тому как делает и великомученик (апокриф приводит весь рассказ демона о себе), держа демона под своей пятой 185 . Весьма возможно, что эта частность также обязана своим происхождением апокрифу; но в общем рассказ основан на других источниках; в основе его лежит, вероятно 186 , какой-то исторический факт; внушениями беса естественно объяснялись. колебания и сомнения князя; отдельные подробности могли быть навеяны различными демонологическими сказаниями; прямой источник указать трудно, но вообще подобные черты встречаются в легендарной литературе; так, кара, постигшая беса, находит себе некоторое соответствие в легендах, вроде вошедшего в хронографы рассказа Амартола о бесе, посланном Юлианом Отступником, и десять дней стоявшем неподвижно на одном месте, так как ему мешал идти молящийся монах 187 ; образ беса об одном оке также встречается в старой литературе: известен рассказ Палеи о дележе Соломона с кривым бесом, отгадавшим ему загадку 188 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Весьма возможно, что (как утверждает г. Четыркин в реферате: „К вопросу об изображениях великомученика Никиты» 169 , читанном на X Археологическом съезде) на развитие представления Никиты в роли демоноборца повлияли еще песнопения в честь праздника Воздвижения Креста Господня; песнопения эти положены не только на 14-го сентября, но и на следующие дни попразднества Воздвижения, в том числе и на день памяти Никиты, чередуясь с песнями в честь последнего; в них много говорится о посрамлении демонской силы силой креста Христова. В результате мученик является победителем бесов; к нему обращаются с молитвой об избавлении от бесов и всякого зла, насылаемого ими, прежде всего болезней; „он называется врачем болящих, прогонителем и мучителем бесов и избавителем от всякого зла» 170 . Становится обычным изображение мученика именно в роли победителя дьявола. Одним из видных демоноборцев великомученик Никита является и на Руси; на Русь такое представление могло перейти и с апокрифическим мучением, и с иконными изображениями, и с народным культом этого святого. Что касается апокрифа, то, по всей вероятности, появление его на Руси относится к довольно раннему времени, хотя с точностью определить это время и трудно. Перевод его на славянский язык Тихонравов находит нужным отнести ко времени не позже XII столетия. На Руси апокриф был довольно распространен. Тихонравов 171 указывает в библиотеках московских и гр. Уварова 6 списков (XVI–XVII в.); и в других библиотеках встречаем и полный текст мучения, и выписки из него. Иконные изображения на Руси, также представляют Никиту в роли победителя дьявола; согласно с апокрифом он бьет его обыкновенно своими оковами; иногда подробности борьбы изображаются и иначе 172 . Особенно часто изображается мученик в качестве борца с дьяволом на маленьких металлических иконках и на крестах, которые получили особую роль в народном культе его, как одного из видных помощников против нечистой силы; эти изображения, которых известно уже довольно большое количество, свидетельствуют о распространенности данного культа; они приобрели значение амулетов, оберегов против нечистой силы (и болезней); особенно нередко мученик Н. изображается на так наз. змеевиках 173 ; образки такого рода изготовляются и продаются и до сих пор 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Воздвижения Креста. См. 16 мар. 15 . А. † Св. великомуч. Готфский воин, он жил на берегах Дуная и, «отеческое безбожие возненавидев», принял веру Христову и стал ревностно распространять ее среди своих соотечественников. В это время открылась среди готфов междоусобная война. Побежденный князем-язычником Атанарихом князь-христианин Фритигерн должен был бежать в Грецию. Собрав здесь войско, он возвратился на берега Дуная и победил Атанариха. Как христианин, Фритигерн начал обращать в христианство своих подданных, чему не мало содействовал св. Никита проповедью и примером святой жизни. Вскоре Атанарих отнял власть у Фритигерна и начал жестоко преследовать христиан. Св. Никита, отличавшийся «твердостью души», мужественно обличал Атанариха, желая обратить его на путь истины и добра. Схваченный врагами веры Христовой, св. Никита был предан тяжким мучениям. Но жестокость мучителей не могла победить мужество воина Христова. Своим великодушным перенесением страданий св. Никита победил «всю демонскую крепость» и после истязаний был брошен в огонь ок. 372 г. Его тело, неповрежденное огнем, было брошено без погребения, но потом одним из друзей его отнесено в Киликийскую страну, где прославилось многими чудесами, а затем было перенесено в Константинополь. Частица св. мощей великомуч. Никиты в настоящее время находится в монастыре Высокие Дечаны, в Сербии. Тропарь, гл. 4. Крест Христов, яко некое оружие, усердно восприим, и к борению врагов притекл еси, и за Христа пострадав, последи огнем священную твою душу Господу предал еси: отонудуже и даров исцеления от Него сподобился еси прияти великомучениче Никито, моли Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак, гл. 2. Прелести посек державу стоянием твоим, и победы приим венец во страдальчествех твоих, со ангелы славне радуешися Никито тезоимените, с ними Христа Бога моля непрестанно о всех нас. Ап. ( 2Тим.2:1–10; 292 зач.; Ев. Мф.10:16–22; 36 зач.). Накануне этого дня вечерня – великая (см. ниже, о вечерне). См. По входе: Спаси ны Сыне Божий, плотию распныйся, поется до самого отдания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Града Переславля Залескаго святыя 215. Преподобномученик Никита Столпник Переславский чудотворец убиен бысть от ученик своих в лето 6694 месяца маиа в 24 день Урожденец Переславля-Залесского, сборщик податей на родине. Он был беспощаден, не столько для князя, сколько для своей корысти: грабил бедных, теснил слабых и безнаказанно наживался на счет других. Однажды случилось ему войти в церковь и услышать чтение из книги Исаии пророка: «измыйтеся и чисти будете, отымите лукавства от душ ваших» и проч. Слова эти так потрясли душу Никиты, что он целую ночь провел без сна. На утро, желая развлечься, он пригласил к себе приятелей на веселую беседу и велел жене приготовить обед. Но когда она стала варить, то сперва увидела кровь на поверхности воды, потом разные члены человеческого тела. В ужасе сказала она о том мужу, и он увидел то же самое. «Горе мне много согрешившему», промолвил он с глубоким вздохом, и ушел из дому. Игумен Никитского монастыря, куда пришел Никита, ища спасения, велел ему стоять три дня у ворот обители. Никита сделал еще более: он пошел и сел нагой в тростниковое болото; там комары и мошки осыпали его; кровь текла из тела, искусанного ими. Принятый в обитель, преп. Никита затворился на столпе. Там молился он о грехах своих, в тяжелых веригах и каменной шапке, открытый морозу и зною. Родственники блаж. Никиты, приходившие к нему, прельстясь блестевшими веригами, которые показались им сделанными из драгоценного металла, умертвили столпника 24 мая 1193 года. Мощи его, хотя были обретены нетленными при митроп. Фотие и прославились множеством чудес, почивают под спудом в Никитском монастыре, в соборной церкви св. великомученика Никиты. В 1564 году там устроен придел во имя преп. Никиты столпника. Год кончины преп. столпника показан нами по сборнику Синод. библиотеки N 268. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием стар и сед, брада подоле Власиевой, весьма бела, на конец узка и раздвоилась, от брады с левой стороны косм долг, мало не до пояса, на главе клобук лазоревый со кресты; ризы преподобническия, стоит на столпе». В Сборнике Кирилло-Белозерского мон. (1476–1482) N 1083 написано: «Месяца мая 24 святаго Никиты Переяславскаго» (Макарий, «Ист. Русск. Церкви», VIII, 35, 36). 216. Преподобный Даниил архимандрит Горицкаго монастыря в Переяславле, преставися в лето 7000 месяца апреля в 7 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Всем сердцем приняв монашеские обеты, преподобный Никита предался подвигам покаяния. Как бы в ознаменование тяжести беззаконий прошедшей жизни, возложил он на себя, по благословению настоятеля, тяжелые железные вериги и каменную шапку, без сна проводил дни и ночи, пребывая в молитве и посте. В это время злокозненный враг стал наводить на него страх различными видениями, но он ограждал себя от этих видений крестным знамением, призывая на помощь святого великомученика Никиту, и никому об этом не говорил. На местах своих монашеских подвигов преподобный Никита ископал два глубоких колодца, но, желая больших подвигов покаяния, он устроил для себя столп. Это была столпообразная круглая яма или просто пещера, так что столпничество святого Никиты было, в сущности, затворничеством. И, вошед на него для умерщвления в своей плоти земных пожеланий и страстей и для возношения духа к Богу, подвизался никем незримый. Искреннее покаяние во грехах, непрестанный пост, пламенные молитвы, изумительные телесные подвиги Господь принял от Никиты, как жертву чистую и благоуханную, и благоволил прославить его еще здесь, на земле, ниспослав ему дар исцелений. Так, однажды преподобный Никита исцелил юного князя черниговского Михаила, послав ему навстречу свой жезл. Больной князь оперся на него и стал здоров. При этом святой Никита именем Божиим связал беса, лукавый три часа стоял у столпа, обещая больше не вредить людям. Весть о преславных подвигах Никиты и о данной ему от Бога благодати быстро разнеслась не только в городе Переяславле, но и в окрестностях его. В обитель к преподобному, к чудному столпу его, стали стекаться люди всякого чина, возраста и пола, тут были больные и здоровые, богатые и бедные; одни получали исцеление от болезней, другие — утешения в скорбях, третьи — наставления и вразумления. Великий подвижник всем подавал просимое, никто не отходил от него без тех или других милостей. Вскоре за тем пришло время переселения Никиты в жизнь вечную, и правда Божия приготовила еще очищение для праведника. Преступно возлагавший руку свою на чужую собственность, умерщвлен был руками, жадными до корысти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Главный престол церкви в Лужках освящен в честь мученика Никиты, а два придела – в честь святителя Николая Чудотворца и Архангела Михаила. Особо почитается в храме список Новоникитской иконы Божией Матери, празднование которой совершается 15 сентября (28 сентября по новому стилю) в один день с памятью святого Никиты. К слову, празднование святому и иконе происходит на следующий день после двунадесятого праздника Воздвижения Креста Господня, поэтому и мученик Никита, и младенец Иисус на Новоникитском образе держат в руках крест. Иконография Новоникитской Божией Матери основана на апокрифе о Никите Бесогоне. В нем говорится, как святой еще до обращения в христианскую веру увидел во сне крест, а на утро искал человека, который бы истолковал видение. Блаженная Ульяна показала Никите энколпион – медальон в виде креста с изображением Богородицы. Увидев изображение, Никита воскликнул: «Воистину это то самое видение, что я видел ночью!» Бывший воин крестился и принял мученическую смерть за Христа. Как сообщает Писцовая книга, в 1623—1624 гг. церковь во имя мученика Никиты находилась в Каменском стане Московского уезда «на погосте Лужок, в вотчине Покровского девичьего монастыря, что в Суздале, деревянная» и стояла «без пения». Никитский храм в селе Строкино построен был на заболоченном месте. Народное предание гласит, что некогда в можжевеловом кусте на болоте была обнаружена Икона Святого Великомученика Никиты. Местные жители хотели было построить церковь неподалеку на более возвышенном месте, но икона чудесным образом возвращалась обратно. Храм был возведен там, где первоначально явился образ Святого. Самые ранние сведения о церкви Святого Христова мученика Никиты относятся к началу XVII века. Церковь была деревянная и стояла без пения. В середине XIX века церковь обветшала. Прихожане во главе с церковным старостой стали хлопотать о строительстве нового каменного храма. Закладной камень в основании сей церкви был произведён в 1858 году. Новый храм, существующий и поныне, построили к 1864 г. в архаичных формах с двумя зимними приделами в трапезной: во имя святого Архистратига Михаила и святителя Николая. Сохранился резной, вызолоченный и крашеный кармином иконостас. Храм получил от благотворителей большой колокол весом в 209 пудов 10 фунтов. Стараниями причта к 1893 г. были отстроены собственные деревянные дома для священно-церковнослужителей. При церкви имелись постройки: церковноприходская школа, сторожка и сарай. Никитский храм превратился в начале ХХ века в центр образования для всей округи. Неподалеку от храма находится источник святого великомученика Никиты, на котором раньше служились водосвятные молебны. В начале 20 века Никитский храм становится центром образования и домом молитвы для прихожан со всей округи. Они собирались на Богослужения по Великим праздникам. Особо почитали Великомученика Никиту, Михаила Архангела и Святителя Николая.

http://sobory.ru/article/?object=22484

– Спаси душу погибающую. Игумен удивился необычайной перемене Никиты и сказал ему: – Искуси себя до трех дней пред воротами монастырскими, плача и исповедуя грехи свои всем входящим и исходящим. Почти обнаженный, он повергся в тростник; насекомые сосали плоть его, кровь текла на землю. Игумен, видя его столь великое терпение, наконец принял его в монастырь и сподобил иноческого чина. Сделавшись иноком, преподобный Никита возложил на себя железные цепи, или вериги, избрал для уединенных подвигов своих столп и пребывал на нем день и ночь в молитве и посте. Прославившись св. своими подвигами и даром чудотворения, преп. Никита Столпник скончался в 1186 году мучеником. В одну ночь некоторые из родственников его пришли в монастырь для молитвы. Увидев тяжкие вериги, носимые святым, от многого труда исчистившиеся и блистающие, и почитая их золотыми, убили преподобного, чтобы снять их с него. Поутру тело его найдено было еще не остывшим и благоухало. С благоговением погребли мощи св. Никиты в монастырском храме великомученика. В XV веке при митрополите Фотии (1409–1431) они обретены нетленными и ныне почивают в том же монастыре под спудом 1822 . На гробнице находятся и вериги, в которых спасался и пострадал преп. Никита Столпник. Убийцы, сняв с него вериги, убежали в Ярославль и остановились на берегу Волги близ Петропавловского (ныне уничтоженного) монастыря. Развернув свою добычу, они увидели, что вериги, их прельстившие, не золотые, а железные, и бросили их в реку. По чудесному видению старцу обители Симеону, они вынуты были из воды, некоторое время находились в Петропавловском ярославском монастыре, а потом перенесены в Никитский переславский монастырь 1823 . В 1564 году при Московском митрополите Макарии составлены жизнеописание Никиты Столпника и служба в честь его. Между книгами патриарха Никона в описи, составленной в 1657 году, показана книга «Служба и житие Никиты Столпника, Переславского чудотворца» 1824 . 4 . Все преп. нноки подвизались во имя Господа; непрестанно носили Бога в сердце и уме, как говорит св. ап. Павел о себе: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос ( Гал.2:20 ), и называются богоносными.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В настоящее время стараниями иеромонаха Феофана и прихожанами возрождается духовная традиция прошедших столетий. Богослужения на месте Никитиной пустыни стали регулярными, заросшая дорога, ведущая сюда, приняла вид тропинки, по которой часто ходят люди. На открытой поляне под вековыми елями стоит рубленый храм-часовня. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVII в., выпуск 5. Радонежская десятина (Московского уезда)В. и Г. Холмогоровы. Издано Императорским обществом Истории и Древностей Российских при Московском Университете. - Москва, 1887 г. стр.187. В 7 километрах к северо-западу от Муранова расположена деревня Горенки. По народному преданию, недалеко от деревни в лесу было явление великомученика Никиты. (Святой великомученик Никита родился и жил на берегах Дуная. Постадал за Христа в 372 году. Тогда христианская вера уже широко распространялась в стране готов. Святой Никита уверовал во Христа и принял крещение от готского епископа Феофила, участника первого Вселенского Собора. Распространению христианства стали противиться язычники-готы, в результате чего возникла междоусобная брань. О святом великомученики Никите существовало предание, что он имеет особую силу прогонять бесов, поэтому его ещё называют Никита-бесогон). Со временем, не ранее XV века, на этом месте был основан небольшой монастырь, вернее скит, названный его именем. Небольшая обитель была разорена в Смутное время и окончательно упразднена при секуляризации монастырских земель в 1764 году. По сложившейся на Руси традиции, при упразднении храма на месте алтаря ставилась часовня. Небольшая деревянная часовня великомученика Никиты стояла и здесь, поставленная благодарными потомками. О ней хорошо знали последние владельцы Муранова - Тютчевы. Они следили за её состоянием. Место это называлось Никитина пустынь. Сохранились упоминания, что в предреволюционный период, служили в часовне только раз в году - 15 сентября (по новому стилю 28 сентября) в престольный праздник - день памяти великомученика Никиты. В 1930-е годы часовня была разобрана и перевезена в деревню Горенки, где из неё сделали жилой дом для мастера молочного завода.

http://sobory.ru/article/?object=34685

Другие, не столь агрессивно настроенные братья подали императору Константину VIII жалобу на преподобного Евфимия. Видя нестроения на Святой Горе, император вызвал преподобного Евфимия в Константинополь. Это путешествие стало причиной кончины преподобного. Находясь в Константинополе, он отправился однажды на муле, в сопутствии инока, в часть города, называемую Платия. На одной улице сидел нищий и просил милостыни. Евфимий, не сходя с мула, хотел подать просившему что-нибудь, но животное, испугавшись движений нищего, одичало, понеслось вдоль улицы, и преподобный, не в силах удержать его, был сброшен на землю и разбился смертельно. Преподобный не смог оправиться от удара и чрез несколько дней мирно предал святую свою душу Господу – 13 мая. Тело преподобного перевезли в Иверон и погребли в церкви святого Иоанна Предтечи. Память преподобного Евфимия празднуется 13 мая. Преподобный Евфимий Фессалоникийский Преподобный Евфимий родился близ галатийского города Анкиры в селении Опсо. Родители его Епифаний и Анна были люди состоятельные и благочестивые. Их сын в крещении был назван Никитой. Кроме него в семье было еще две дочери – Мария и Епифания. Когда Никите было около семи лет, его отец скончался. Оставшаяся вдовой Анна решила посвятить себя воспитанию детей и не вышла второй раз замуж. Подчиняясь, однако, постановлениям о военной службе, она должна была вписать в воинские списки этого своего сына. Во время воинской службы Никита, вместе с тем, и для матери своей был опорой во всех отношениях: сыном, помощником, попечителем, покровителем, так как он восприял на себя всякую заботу о внутреннем и внешнем благосостоянии своего дома. Вскоре мать решила женить Никиту и нашла ему достойную невесту Ефросинию. Они поженились, и у них родилась дочь, которую они назвали Анастасией. Однако после этого Никита, с юности расположенный к монашеству, решает оставить семью. Тем более, что и сестра его Мария, бывшая тогда уже замужем, жила в собственном их отеческом доме. В день памяти великомученика Никиты он, притворившись, будто идет посмотреть пасшегося в долине своего коня, ушел из дома. Обойдя многие места, Никита достиг, наконец, Олимпа, где посетил многих отцов, и затем пришел к Иоанникию, просиявшему там подвигами более других.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Вера, между тем, действовала в сердце его все с большею и большею силою. Узнав о примерах искупления отступничества от веры – исповеданием ее, даже ценою мученического подвига, Никита стал постоянно помыш­лять о принесении себя в жертву за Христа и подготовлялся к этому безукоризненною жизнью в монастыре, так что, когда он, наконец, от­крыл братии это свое заветное желание, то старейшие из отцов общим советом позволили и благословили его на подвиг открытого исповеда­ния веры, предпринятый свободно, без всяких внешних побуждений и с такою настойчивостью. Прибыв с проводником в местечко Молос, Никита, с необыкновен­ным по его возрасту мужеством и убеждением, воспользовался первым случаем, чтобы заявить себя христианином и утверждать, что Христос есть Бог истинный, а Магомет – ложный пророк. За это с проклятиями и оскорблениями был брошен в темницу. Здесь искал подкрепления в посте и молитве. Когда бывшие в темнице христиане советовали ему подкрепиться пищею, то он отвечал: «Я питаюсь пищею, какой вы не имеете, и радуюсь радостью, какой вы не можете чувствовать...» Много истязаний принял юноша в тюрьме и, выведенный посреди народа, явил собою новое чудо христианского несокрушимого терпе­ния. Наконец, один Крымец фанатик «с яростью бросился на молодого мученика и начал рубить его голову своим ятаганом, чтобы численно­стью ударов увеличить страдания христианина». Так кончил жизнь исповедник Никита 21-го июня, 1732 года. Тело его было выброшено в море. Вскоре возлюбивший Бога даже до смерти был прославлен чудотворениями, совершавшимися для тех, кто призывал имя его 953 . Святого великомученика благоверного князя Карталинского Луарсаба 2-го и Арчила 2-го, царя Иверского 954 . День двадцать третий. Память преподобного Иосифа Заоникиевского За 16 верст от Вологды и ближе к ней был некогда темный лес; в 2 верстах от нынешней Заоникиевой пустыни по этому лесу шла из Москвы большая Белозерская дорога. В этом лесу имела притон шайка разбойника Аники, грабившего и убивавшего людей на Бело­зерской дороге; знаменитый разбойник оставил свое имя лесу, где и ныне показывают могилу его 955 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010