Сам Старец жил в другом духовном пространстве. Он оценивал свои поступки иначе, чем люди мира сего. Для других он всегда находил смягчающие вину обстоятельства, однако самого себя — судил строго. Он говорил: «Залог того, что кто-то ведет подлинную духовную жизнь, это — большая строгость к себе самому и — много снисходительности к другим. Человек не должен использовать каноны, как пушки, против других людей». Старец занимался тонким духовным деланием. Он каялся, исповедовался и, подражая Святым, с любочестием совершал подвиги и соблюдал монашеские правила, будучи побуждаем к этому лишь собственным произволением. Он говорил: «Когда Святые называли себя грешниками, они в это верили. Их духовные очи стали подобны микроскопам, и свои даже незначительные — прегрешения — они видели как большие грехи». Когда Старец говорил о себе самом, могло создаться впечатление, что он великий грешник. Он напряженно переживал покаяние, однако в себе испытывал утешение и радость, которые передавались и тем, с кем он общался. Его покаяние было огненным, и поэтому он чувствовал необходимость часто исповедоваться. Какое-то время, помимо прочих подвижнических подвигов и трудов, он каждый день совершал семьдесят семь четок-трехсотниц с Иисусовой молитвой и крестным знамением. Он символически «семьдесят крат седмерицею» просил у Бога прощения. Веря в то, что он — великий грешник, Старец пламенно умолял Бога, чтобы Он его помиловал и даровал ему прощение грехов. Возделывая покаяние, Старец часто читал Великий канон святого Андрея Критского, который выучил наизусть. Также ему нравилась молитва Манассии , которая помогала ему в покаянии. Когда с сокрушенным духом и смиренною душою он читал эту молитву, то вставал на колени, падал ниц, повергался в прах. Когда в его каливе совершалась Божественная литургия, Старец перед причащением вставал на колени и просил священника прочитать над ним разрешительную молитву. Он прижимал лицо к полу, и было слышно, как из-под епитрахили раздаются глубокие сердечные воздыхания. Однажды на запричастном стихе он запел тропарь « Всем предстательствуеши Благая…».  Его голос дрожал от умиления. Слова псалмопения как бы выходили из глубин его внутреннего человека. Было такое чувство, что его сердце с корнем исторгается со своего места. Дойдя до слов  «Иного бо не имамы грешнии к Богу…»,  Старец не выдержал. Он разразился рыданиями, и, хотя пытался скрыть свое умиление, выйдя из церкви и притворяясь, будто хочет высморкаться, присутствовавшие поняли, в каком состоянии он находится.

http://pravmir.ru/249925/

Иов – пример и образ праведного страдальца, он является прообразом страдающего за грехи людей Христа. Иов, обращался к Богу, искренне пытаясь понять, почему с ним все это происходит. Господь открылся Иову, дав понять, что страдания всегда посылаются не за что–то, а для чего–то. То есть не как наказание, а ради духовного становления человека, хоть, конечно, далеко не всегда человек может осознавать необходимость такого для себя испытания. Бог вновь возвысил Иова, вернув ему здоровье, силы и состояние. Песнь 5 Моисеов слышала еси ковчежец, душе, водами, волнами носим речными, яко в чертозе древле, бегающий дела горькаго совета фараонитска (Исх. 2: 3). Египетский фараон, опасаясь возрастающей численности евреев, имевших большое влияние при прежней династии, сперва низвел их почти до рабского положения, а после повелел убивать всех рожденных в этом народе мальчиков. Пророк Моисей в младенчестве был спасен от смерти: мать положила его в корзине на берегу Нила, там младенца нашла дочь фараона. Она пожалела его, собственно она и нарекла его Моисеем, мальчик был взят на содержание и воспитание при царском дворе. Аще бабы слышала еси, убивающая иногда безвозрастное мужеское, душе окаянная, целомудрия деяние, ныне, яко великий Моисей, сси премудрость (Иск. 1: 8–22). Повеление убивать еврейских новорожденных мальчиков было возложено фараоном непосредственно на повивальных бабок (акушерок). Они же, не взирая на возможную расправу, стремились уклониться и уйти от исполнения этого указа, тем самым они сумели спасти многие жизни. Яко Моисей великий египтянина, ума, уязвивши окаянная, не убила еси, душе; и како вселишися, глаголи, в пустыню страстей покаянием? (Исх. 2: 11–12). Убив жестокого египтянина, избивавшего работающего еврея, Моисей укрыл тело мучителя в песке. После чего Моисею пришлось сорок лет скрываться от египетских властей в земле Мадиамской, именно там Бог призвал его к пророческому служению и к избавлению его народа от египетского рабства. В аллегорическом толковании библейского текста «убить египтянина» – значит преодолеть мучащий тебя греховный помысел, и только после этого, удалившись от искушения, человек сможет ощутить в себе глас Божий.

http://predanie.ru/book/217218-velikiy-k...

И ныне, Богородичен: Ты, Богородице, и рождаешь, и вместе остаешься Девою, сохраняя и в том, и в другом случае по естеству девство. Из Тебя Родившийся обновляет законы естества, а рождает девственное чрево. Где восхощет Бог, там нарушается порядок природы, ибо Он творит, что благоизволит. Песнь 5 Ирмос: Человеколюбче! Молюсь: просвети меня, бодрствующего от ночи, путеводи меня в Твоих повелениях и научи меня, Спаситель, исполнять Твою волю. Помилуй меня, Боже, помилуй меня. Ты слышала, душа, о корзинке с Моисеем, в древности носимой водяными волнами реки и избегшей горестного последствия фараонова замысла. Если ты слышала, несчастная душа, о повивальных бабках, истреблявших некогда исполнение целомудрия — младенцев мужского пола, то теперь, подобно Моисею, млекопитайся мудростью. Нанесши, как великий Моисей египтянину, удар разуму, ты, несчастная душа, не убила его; как же, скажи, ты будешь вселяться в пустыню страстей через покаяние? Великий Моисей поселился в пустыне; иди же и ты, душа, подражай его жизни, дабы и тебе присутствовать при созерцании Богоявления в купине. Моисейский жезл, ударивший море и сгустивший глубину, изобрази, душа, знамением Божественного креста, которым и ты можешь совершить великое. Аарон приносил Богу огонь чистый, беспримесный; но Офни и Финеес принесли Богу, как ты, душа, жизнь нечистую, отчужденную от Бога. Слава, Троичен: Тебя, Пресвятая Троица, мы прославляем, Единого Бога: Свят, Свят, Свят Отец, Сын и Дух — простая Сущность, приснопоклоняемая Единица. И ныне, Богородичен: Нетленная, не познавшая мужа Матерь-Дево! Из Тебя облекся в мой состав сотворивший века Бог и в Себе Самом соединил человеческое естество. Песнь 6 Ирмос: От всего сердца моего я воззвал к милосердому Богу, и Он услышал меня из ада преисподнего и воззвал жизнь мою от тления. Помилуй меня, Боже, помилуй меня. Волны моих грехов, обратившись, как в Чермном море, внезапно некогда покрыли меня, как египтян и всадников. Нерассудителен твой выбор, душа, как у древнего Израиля. Божественной манне ты предпочла безрассудно сластолюбивое пресыщение страстями.

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

Спаситель, нет в жизни ни греха, ни дела, ни зла, в котором я не был бы виновен умом, словом и желанием, согрешив и намерением и мыслию и делом так, как никогда никто другой. Потому я, несчастный, и осужден, потому и приговорен собственною совестью, которой нет ничего строже в мире; Судия, Искупитель и Испытатель мой, пощади, избавь и спаси меня раба Твоего. Лестница, которую в древности видел великий из патриархов, служит указанием на восхождение делами и мыслями; посему, душа моя, если хочешь жить в деятельности, и в разумении и созерцании, обновляйся ( Быт.28:12 ). По нужде патриарх терпел дневной зной, переносил и холод ночной, ежедневно получая прибыток, пася стадо, трудясь и служа, чтобы получить себе две жены ( Быт.31:7–40 ). Под двумя женами понимай деятельность и разумение в созерцании: под Лиею, как многочадною, — деятельность, а под Рахилью, как полученное чрез многие труды, — разумение; ибо без трудов, душа, ни деятельность, ни созерцание не достигнут совершенства. II. Бодрствуй, душа моя, будь мужественна, как великий из патриархов, дабы начать тебе деятельность с разумением, дабы сделаться умом, видящим Бога, проникнуть неприступный мрак в созерцании и получить великие сокровища ( Быт.32:28 ). Великий из патриархов, родив двенадцать патриархов, таинственно представил тебе, душа моя, лестницу деятельного восхождения, премудро расположив детей, как ступени, а свои шаги (по этим ступеням), как восхождение вверх. Ты, душа, подражая ненавистному Исаву, отдала притеснителю своему первородство первоначальной красоты и лишилась отеческого благословения, и, несчастная, пала дважды — действием и помышлением; посему ныне покайся ( Мал.1:3, Быт.25:32, 27:37 ). Исав назван Эдомом за крайнее женолюбие; он, непрестанно распаляясь невоздержанностью и оскверняясь сластолюбием, назван Эдомом, что значит: распаление грехолюбивой души ( Быт.25:30 ). Ты, душа моя, услышав об Иове, сидевшем на гноище и оправданном, не подражала ему в мужестве, не имела твердой воли во всем, что узнала, что видела, что испытала, но оказалась нетерпеливою (Иов 1:22).

http://azbyka.ru/molitvoslov/pokayannyj-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото  , www.flickr.com 5 писем о покаянии 7 мин., 21.02.2017 Скорей бы пост!... «Скоро Великий пост!» — говорю я с радостью и замечаю недоумение на лицах родных: с чего радоваться-то?! Это же сплошные лишения, голод... Скоро Великий пост: я радуюсь, потому что радуется моя душа. Наконец! Наконец-то на нее обратят внимание! С ней будут разговаривать! Она радуется, как ребенок, родителям которого всё некогда, они очень заняты, всегда спешат и вот, наконец-то, находят время для него, разговаривают с ним, расспрашивают, слушают. Это же счастье! Покаянный канон Андрея Критского — самый запоминающийся разговор с собственной душой. Она помнит его весь год, может, не во всех подробностях, но помнит, какое сильное впечатление он на нее произвел; как она радовалась и как дрожала, как плакала — наверное, от счастья. И после этого что-то, наконец, тронулось с места: человек, хозяин, обратил на душу самое пристальное внимание. Увидел ее, пожалел, поругал, почистил. Бедная душа! Как только она выносит все, что мы с ней вытворяем! И даже не хотим слышать ее жалобы, когда ей делается больно. Я представляю себе свою душу в виде ребенка — чистого и страдающего от моих грехов. Может, я не права, может, моя душа уже давно не ребенок? Может, она уже и слышит плохо, и видит не все? И болезни ее замучили? Нервы? Значит ей надо помочь! Скорей бы, скорей Великий пост! Душа ждет... Ксения, Москва Открытие Открытие совершается один раз. Об этом твердит упрямая логика. Невозможно дважды обнаружить вещь впервые. Да, можно «заново открыть для себя» музыку Бетховена. Но ключевое слово тут «заново»: оно автоматически означает «второй раз». А вот первый раз физически не повторяется дважды. Казалось бы. Но христианская вера, по моим ощущениям, эту логику разрушает. Потому что человек может каяться. С моей женой мы до свадьбы встречались несколько лет, и за это время успели дважды расстаться и возвратиться друг к другу. Сейчас я уверен: это было возможным оттого, что, возвращаясь, каждый готов был покаяться: «Я совершил ошибку. Не запомни меня таким!» И каялся. Перед другим и, само собой, перед Богом — на исповеди. Покаяние наполняло сердце странным и удивительным по силе чувством: ты возвращался совсем не к тому, от кого когда-то ушел, а к кому-то новому. И в давно знакомых чертах лица, манере одеваться и шутить, вредных привычках и нелюбых темах разговора проступал человек, которого ты видел впервые. И в него нельзя было не влюбиться. Именно потому что ты знаешь и не знаешь этого человека одновременно. Это было очень непохоже на новое знакомство — нас уже слишком многое связывало. Но это было очень похоже на то, что в старой оболочке ты открыл кого-то нового.

http://foma.ru/pisma-o-pokayanii.html

Аскетические сочинения старца Зосимы имеются в «Добротолюбии», а житие преподобной Марии передано нам святителем Софронием, патриархом Иерусалимским, почившим в 638 году. О смерти преподобной Марии, кстати, прекрасно написал профессор Василий Васильевич Болотов. Он отметил, что приведенная в рассказе старца Зосимы датировка самой преподобной времени своей смерти - это как бы печать, подтверждающая достоверность сказанного. Помните, когда старец Зосима, перейдя через Иордан через год после первой встречи с подвижницей, нашел ее мертвое тело, лежащее на песке, то рядом рукой самой Марии была указана дата преставления: такого-то фармуфия такого-то индикта? Никто, кроме уроженки Египта, не мог так обозначить месяц года. Когда молитвенное почитание преподобной Марии распространилось и стало входить в богослужебный обиход, тогда-то к Великому канону и были прибавлены тропари, обращенные к ней, а также к самом у блаженному архиепископу Критскому. По времени это дополнение к канону не так уж далеко отстояло от времени жизни самог о преподобного Андрея - думаю, не более чем на сто лет. - Как вы относитесь к предложению перевести Великий канон на русский язык? Многие сетуют: мол, красиво звучит, но малопонятно... - Я десять лет занимался научным исследованием канона Андрея Критского, и одним из приложений к моей диссертации была публикация двух славянских и трех русских переводов. Совершенно парадоксальным образом нынешний церковнославянский текст гораздо ближе к греческому оригиналу по своему ритму, по своему дыханию, по содержанию. Если взять греческий текст канона, то можно увидеть, что у его строф уникальное строение. Каждая строфа имеет свой рисунок, количество слогов и место ударения. Это такая изысканная техника! Удивляюсь, почему поэты-профессионалы не обращаются к Великому канону как к творческому образцу, ведь в нем заключается настоящая поэзия. Конечно, это особая ритмическая церковная поэзия, не похожая на современную. Это не ямб, не хорей, не гекзаметр. Эта особая поэтическая форма, очень своеобразная, очень яркая и интересная, получившая начало от Романа Сладкопевца, которому Пресвятая Богородица дала такой дар стихосложения.

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/15/...

И НЫНЕ: ОТ ОТЦА БЕЗЛЕТНА СЫНА, В ЛЕТО БОГОРОДИТЕЛЬНИЦЕ НЕИСКУСОМУЖНО ТЫ РОДИЛА, СТРАННОЕ ЧУДО, ПРЕБЫВШИ ДЕВОЙ, МОЛОКОМ ПИТАЮЩЕЙ. Песнь 4-я БОДРСТВУЙ, ДУША МОЯ; БУДЬ МУЖЕСТВЕННА, КАК ВЕЛИКИЙ ИЗ ПАТРИАРХОВ, ПРИОБРЕТАЯ СЕБЕ ДЕЯНИЕ С РАЗУМЕНИЕМ, ДА БУДЕШЬ УМОМ, ВИДЯЩИМ БОГА, И ДОСТИГНЕШЬ НЕПРИСТУПНЫЙ МРАК В СОЗЕРЦАНИИ, И ПОЛУЧИШЬ ВЕЛИКОЕ СОКРОВИЩЕ. Быт. 32,28. ДВЕНАДЦАТЬ ПАТРИАРХОВ ВЕЛИКИЙ ИЗ ПАТРИАРХОВ РОДИВ, ТАИНСТВЕННО ПРЕДСТАВИЛ ТЕБЕ, ДУША МОЯ, ЛЕСТНИЦУ ДЕЯТЕЛЬНОГО ВОСХОЖДЕНИЯ, ПРЕМУДРО РАСПОЛОЖИВ ДЕТЕЙ, КАК ОСНОВА­НИЯ, КАК ПО СТУПЕНЯМ. ИСАВУ ВОЗНЕНАВИДЕННОМУ ПОДРАЖАЛА ТЫ, ДУША, ОТДАЛА ОБОЛЬСТИТЕЛЮ ТВОЕМУ ПЕРВОРОДСТВО ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ КРАСОТЫ, И ЛИШИЛАСЬ ОТЕЧЕСКОГО БЛАГОСЛОВЕНИЯ, И ДВАЖДЫ ПАЛА ТЫ, ОКАЯННАЯ, ДЕЯНИЕМ И РАЗУМЕНИЕМ, ПОСЕМУ НЫНЕ ПОКАЙСЯ. Мал. 1,3. Быт. 25,32,27,37. ЕДОМОМ НАЗВАН ИСАВ, КРАЙНЕГО РАДИ ПРИСТРАСТИЯ ЖЕНОЛЮБИЮ; НЕВОЗДЕРЖАНИЕМ НЕПРЕСТАННО РАЗЖИГАЛСЯ И ОСКВЕРНЯЛСЯ СЛАСТОЛЮБИЕМ, ПОТОМУ И НАЗВАН ЕДОМОМ, ЧТО ЗНАЧИТ РАСПАЛЕНИЕ ДУШИ ГРЕХОЛЮБИВОЙ. Быт. 25,30. ОБ ИОВЕ, СИДЕВШЕМ НА ГНОИЩЕ И ОПРАВДАННОМ, СЛЫШАВ, ДУША МОЯ, ТЫ В МУЖЕСТВЕ НЕ ПОРЕВНОВА ЕМУ, НЕ ИМЕЛА ТВЕРДОГО ДУХА ВО ВСЕМ, ЧТО УЗНАЛА, ЧТО ВИДЕЛА, ЧТО ИСПЫ­ТАЛА, НО ОКАЗАЛАСЬ НЕТЕРПЕЛИВОЮ. Иов. 1,22. БЫВШИЙ ПРЕЖДЕ НА ПРЕСТОЛЕ — НЫНЕ НА ГНОИЩЕ, ОБНАЖЕН­НЫЙ И ИЗЪЯЗВЛЕННЫЙ; ИМЕВШИЙ МНОГИХ ДЕТЕЙ И ЗНАМЕНИТЫЙ — ВДРУГ ОСТАЛСЯ БЕЗ ДЕТЕЙ И БЕЗ КРОВА; ГНОИЩЕ СЧИТАЛ ОН СВОИМ ЧЕРТОГОМ И ЯЗВЫ — ДРАГОЦЕННЫМИ КАМНЯМИ. СЛАВА: НЕРАЗДЕЛЬНЫМ ПО СУЩЕСТВУ, НЕСЛИТНЫМ ПО ЛИЦАМ БОГОСЛОВЛЮ ТЕБЯ, ТРОИЧЕСКОЕ ЕДИНОЕ БОЖЕСТВО, СОЦАРСТВЕННОЕ И СОПРЕСТОЛЬНОЕ; ВОЗГЛАШАЮ ТЕБЕ ПЕСНЬ ВЕЛИКУЮ, В ВЬШНИХ ТРОЕКРАТНО ПЕСНОСЛОВИМУЮ. И НЫНЕ: И РОЖДАЕШЬ, И ДЕВСТВУЕШЬ, И ПРЕБЫВАЕШЬ ВМЕСТЕ ЕСТЕСТВОМ ДЕВА; РОЖДЕННЫЙ (ТОБОЮ) ОБНОВЛЯЕТ ЗАКОНЫ ЕСТЕ­СТВА, УТРОБА ЖЕ РОЖДАЕТ НЕРОЖДАЮЩАЯ: ТАМ, ГДЕ ХОЧЕТ БОГ — ПОБЕЖДАЕТСЯ ЕСТЕСТВА ЧИН, ИБО ТВОРИТ, ЧТО ХОЧЕТ. Песнь 5-я МОИСЕЯ СЛЫШАЛА ТЫ, ДУША, В КОВЧЕЖЦЕ, КАК В ЧЕРТОГЕ В ДРЕВНОСТИ ОН БЫЛ НОСИМ ВОДАМИ, ВОЛНАМИ РЕКИ, И ИЗБЕГ ГОРЕСТНОЙ УЧАСТИ УМЫСЛА ФАРАОНОВА. Исх. 2,3. ТЫ СЛЫШАЛА, НЕСЧАСТНАЯ ДУША, КАК ПОВИВАЛЬНЫЕ БАБКИ УМЕРЩВЛЯЛИ НЕКОГДА НОВОРОЖДЕННЫХ МЛАДЕНЦЕВ МУЖЕСКОГО ПОЛА — ПЛОД ЦЕЛОМУДРИЯ, НО ТЫ, КАК ВЕЛИКИЙ МОИСЕЙ, НАПИТАЙСЯ ПРЕМУДРОСТИ. Исх. 1,16.

http://pravmir.ru/velikij-pokayannyj-kan...

Помилуй, Господи, помилуй мя, вопию Ти, егда приидеши со ангелы Твоими воздати всем по достоянию деяний. Помилуй меня, Господи! Помилуй, когда придёшь как Судия вселенной достойное воздать нам по делам. Слава: Единице Простая, Несозданная, Безначальное Естество, в Троице певаемая Ипостасей, спаси ны, верою покланяющияся державе Твоей. Отцу и Сыну и Святому Духу — слава. Ед и ница, Ты Сущностью проста, Ты и не создана, и безначальна, и в Троичности Лиц воспета Ты — спаси нас, поклоняющихся с верой непобедимой крепости Твоей! И ныне: От Отца безлетна Сына в лето, Богородительнице, неискусомужно родила еси, странное чудо, пребывши Дева доящи. И ныне, и всегда, и на века. Аминь. О чудо несказанное! — Ты Сына, до всех начал рождённого Отцом, без мужа родила в конце времён, вскормила грудью — и осталась Девой. ПЕСНЬ 4 Ирмос: Услыша пророк пришествие Твое, Господи, и убояся, яко хощеши от Девы родитися и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух Твой и убояхся, слава силе Твоей, Господи. ПЕСНЬ ЧЕТВЕРТАЯ Ирмос: Господь, пророк услышал о Твоём пришествии — о том, что хочешь Ты от Девы нам родиться, в явившись, — и так сказал пророк: я слышал, Боже! я слышал — и объят великим страхом: да славится могущество Твоё! Бди, о душе моя, изрядствуй, якоже древле великий в патриарсех, да стяжеши деяние с разумом, да будеши ум, зряй Бога, и достигнеши незаходящий мрак в видении, и будеши великий купец. Будь бдительна, душа моя, дерзай, как величайший патриарх Иаков, чтобы дела твои разумны были, чтоб обрела ты разум, зрящий Бога, и в созерцании смогла достигнуть до Мрака неприступного Его, стяжав себе духовное богатство. Дванадесять патриархов великий в патриарсех детотворив, тайно утверди тебе лествицу деятельнаго, душе моя, восхождения: дети, яко основания, степени, яко восхождения, премудренно подложив. Иаков — величайший патриарх — произрастив двенадцать патриархов, таинственно создал тебе, душа, для восхожденья лестницу, премудро расположив потомков — как ступени, шаги по ним — как восхожденье ввысь.

http://blog.predanie.ru/article/velikij-...

исчезоша дние мои, яко соние востающаго (Великий канон, четв. П.7) исчезоша дние мои, яко сновидение пробуждающагося прозябнет ветвие (Страстная неделя, Вел. понед., повечерие, трипесн. П. 9) изразтят листвие безсмартнаго жениха усрящем (Страстная неделя, Вел. вторн., утр., двупесн. П.8) сретим безсмертнаго Жениха Опубликованные в «Душеполезном чтении» переводы еп.Августина воспринимались современниками как упрощенные по языку и, следовательно, более понятные. Высокую оценку этим переводам дал святитель Феофан Затворник . В одном из частных писем в октябре 1884 г. он писал: «Что касается до лучшего перевода богослужебных книг, то об этом я так думаю: наши богослужебные книги –неоцененное сокровище молитв, догматствования православного и нравоученья. Потому их надлежит блюсти и соблюсти в том же духе, как есть. Но перевод их следует улучшить – или снова перевесть, не на русский, а на славянский же, только, чтобы изложение было понятно. В этом роде перевод уже начат в Душеполезном чтении… Там уже переведены некоторые праздничные службы на славянский понятливый язык, канон св. Андрея Критского и по временам продолжается сие. – Так и все надо перевесть. Чтобы из-за этого вышло что раскольническое, нечего бояться. Прошло время» [Корольков 1915: 301]. Если бы отзыв свят. Феофана был напечатан вскоре после написания, он мог бы повлиять на распространение переводческих идей еп. Августина. Рассмотренный материал позволяет говорить о специфике церковнославянского 15 языка переводов еп. Августина. Этот язык ориентирован на церковнославянскую морфологию и русские синтаксис и лексику. Можно сказать, что морфология, которая является наиболее значимым языковым уровнем при разграничении родственных языков, в наименьшей степени определяет понятность текста. Еп. Августин (Гуляницкий) был далеко не единственным, кто в это время думал об упрощении богослужебного языка. В конце 19 – начале 20 в. для многих церковных деятелей именно такой вариант богослужебного языка рассматривался как оптимальный. С одной стороны, не происходило резкого разрыва с многовековой церковнославянской традицией, а с другой – налицо было сближение с русским литературным языком, что делало сложные для понимания богослужебные тексты более простыми и прозрачными. Сходные идеи высказывались многими церковными и светскими деятелями в ходе полемики о специфике богослужебного языка, развернувшейся на страницах церковной и светской печати в 1905–1907 годах 16 .В том же направлении работала и Сергиевская комиссия по исправлению богослужебных книг в 1907–1917 гг. [Кравецкий, Плетнева 2001: 74–124]. Мы не можем утверждать, что декларации и переводы еп. Августина повлияли на выработку лингвистических программ этой комиссии. Скорее можно говорить, что еп. Августин одним из первых осмыслил и выразил те требования к богослужебному языку, которые характерны для последующего периода истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Gulya...

«Кожаные одежды» в конце времен станут плотью обожения. К тому же, как мы уже говорили, смерть есть своего рода лекарство, она полагает предел греху и заставляет человека осознать меру своего убожества и желания. И то, что на первый взгляд представляется наказанием, в действительности оборачивается любовью к человеку. Грех также трактуется как некое добровольное предание себя «безумию», αλογα. Это предумышленное стремление забыться и раствориться в бессознательном весьма характерно для современной культуры – начиная с употребления наркотиков и кончая некоторыми течениями в музыке. Alogia – это не отрицание разума, но это отказ от Смысла, это отклонившееся от своей цели желание, которое идет вразрез с истинным призванием человека, вот почему Библия определяет грех как промах (о-грех). Согрешить – значит пройти мимо. Но мимо – чего? Что именно мы пропускаем? Норму бытия, данную нам в Истине. Грех проявляется как постоянная неспособность человека жить согласно своей истинной природе, это промах, непопадание в цель или же само отсутствие цели. Отцы Церкви всегда подчеркивали, что грех не имеет сущности, самостоятельного бытия, что он есть неудавшееся отношение: с Богом и, следовательно, с ближними и в целом с миром. Вот почему грех не упраздняет образа Божия в человеке, но, как это постоянно подчеркивает Великий канон, омрачает, оскверняет, искажает его. «Утратил я первозданную красоту и благообразие мое». «Погреб я образ Твой, вся красота моя помрачилась…» Если бы грехопадение совсем уничтожило образ Божий в человеке, то воплощение полностью бы потеряло смысл, а грех стал бы непостижимым. И в самом деле, существует тесная связь между искаженным образом и темой «страстей». Именно внутреннее стремление к абсолюту вне Бога порождает к жизни «страсти». «Страсть» – это не что иное, как ошибочное, ограниченное и несбывшееся желание – то есть, в конечном итоге, желание убийственное: «Я слишком любил ее и потому убил», – говорят совершившие так называемые «преступления на почве ревности». «Природные силы» человека призваны были превратить его в объединяющее начало вселенной и тем самым преобразить мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/k...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010