Ты Свой народ избавил древле, Господи, Рукою чудотворною смиряя хлябь; Но так и ныне к раю путь спасительный Ты отверзаешь, Девой в мир рождаемый, Хоть человек всецело, но всецело Бог. Событие перестает быть событием и превращается в модус для одного и того же, все время одного и того же смысла. Победа канона над кондаком — это победа «александрийской» тенденции над «антиохийской». Читать полностью     Игнатия (Петровская) «Место Великого канона преподобного Андрея Критского и других его произведений в песнотворческом достоянии Церкви»   Литургическое богословие и труды церковных песнописцев. Жизненный путь преподобного Андрея Критского. Творения преподобного Андрея. Великий покаянный канон: его история и особенности. Строение Великого канона. Образный строй Великого покаянного канона. Великий канон — путеводитель в духовном восхождении. Богословские истины в Великом покаянном каноне. Другие творения преподобного Андрея для периода Четыредесятницы. Творения преподобного Андрея пасхального цикла. Минейные каноны преподобного Андрея. Личность преподобного Андрея Критского Читать статью   Виссарион (Нечаев) «Уроки покаяния по библейским сказаниям»   Великий канон принадлежит к разряду покаянных церковных песнопений. Весь он направлен к тому, чтобы пробудить душу от греховного усыпления, раскрыть пред нею, как пагубно греховное состояние, расположить ее к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, подвигнуть к отвращению от грехов и к исправлению жития. С этой целью творец канона приводит на память грешнику лица, деяния и события из ветхозаветной истории, начиная с сотворения Адама, и из евангельской, и применяя сказания о них к нравственному состоянию и потребностям души, извлекает из этих сказаний обличения, угрозы, утешения, предостережения и наставления. Применение библейских сказаний к нравственному состоянию и потребностям души выражается в Великом каноне большею частью так сжато, что не всегда вдруг и легко можно понять, в чем состоит соответствие одних другим. Отсюда открывается нужда в объяснении того, в чем именно надобно видеть это соответствие, как понимать те или другие выражения, заключающие в себе сопоставление предметов, по-видимому не имеющих сходства, или представляющих отдаленное сходство. Принимая на себя труд этого разъяснения, мы желаем сообщить ему беседовательный характер, имея в виду удовлетворить не одной любознательности чрез раскрытие смысла неудобопонятных вещей, но главным образом споспешествовать покаянному и молитвенному настроению души чрез духовно назидательные размышления, вводящие в дух великого творения Критского святителя. В видах назидания будем останавливать внимание и на тех местах, в которых библейские события применяются так ясно, что разъяснение отношения их к душе не представляет особенной трудности.

http://predanie.ru/tema/pokajannyj-kanon...

37 В переводе на русский: «Подражай священнику Божию и царю одинокому Мелхиседеку, образу жизни Христа среди людей в мире» (Канон Великий.//Триодь Постная. В четверг первыя седмицы Великого поста. Песнь 3-я. С. 122). 38 Примечательно, что Сигор – единственный город Содомского пятиградия, который, по просьбе Лота, был пощажён Богом во время уничтожения Содома и Гоморры. В Сигоре впоследствии укрылся Лот со своей семьёй после катастрофы, обрушенной на Содом и Гоморру. 39 В переводе на русский: «Господь некогда пролил дождем огонь от Господа, попалив неистовое беззаконие содомлян; ты же, душа, разожгла огонь геенский, в котором должна будешь гореть». (Канон Великий.//Триодь Постная. В четверг первыя седмицы Великого поста. Песнь 2-я. С. 122) 40 В переводе на русский: «Древней Агари египтянке уподобилась ты, душа, порабощенная своим произволом и родив нового Измаила – дерзость». (Канон Великий.//Триодь Постная. В четверг первыя седмицы Великого поста. Песнь 3-я. С. 122) 41 В переводе на русский: «Зная, бедная душа моя, как Исаак принесен таинственно в новую жертву всесожжения Господу, подражай его решимости». (Канон Великий.//Триодь Постная. В среду первыя седмицы Великого поста. Песнь 3-я. С. 113) 46 В переводе на русский: «Ты знала, душа моя, о представлявшейся от земли до неба Иаковлевой лестнице, почему же ты не стяжала безопасного восхода – благочестия». (Канон Великий.//Триодь Постная. В четверг первыя седмицы Великого поста. Песнь 3-я. С. 122) 49 «Лествица, юже виде древле великий в патриарсех, указание есть, душе моя, деятельного восхождения, разумного восшествия: аще хощеши убо деянием, и разумом, и зрением пожити, обновися». (Канон Андрея Критского . В понедельник первыя седмицы Великого поста. Песнь 4-я. С.91) 50 «Дванадесять патриархов великий в патриарсех детотворив, тайно утверди тебе лествицу деятельнаго, душе моя, восхождения: дети, яко основания, степени, яко восхождения, премудренно подложив» (Канон Андрея Критского . Во вторник первыя седмицы Великого поста. Песнь 4-я. С 102)

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Имея в своем распоряжении такую форму молитвенного текста, как тропарь, Андрей Критский совершил небольшую литургическую революцию. До него уже предпринимались попытки создать особый жанр духовных поэм, исполняемых в храмах во время молитвословий. Но эта традиция не прижилась, и ветхозаветные тексты (псалмы, гимны) надолго сохранили за собой лидирующие позиции. Святитель пошел иным путем: он не стал изобретать нечто необычное, а использовал всем знакомый тропарь, придав ему при этом новое звучание. Этого удалось добиться очень просто: тропари с подачи Андрея Критского постепенно стали автономными элементами, не связанными напрямую с ветхозаветными песнопениями. Вернее, связь осталась, только теперь она была больше смысловой, нежели технической. В итоге родился канон — цикл тропарей с особыми припевами, объединенных общей тематикой. Поскольку первое время традиция исполнения ветхозаветных песен оставалась в силе, каноны присоединялись к ним. Песен всего десять. Одна из них — «Величит душа Моя Господа» — имеет самостоятельный припев, поэтому общее число гимнов, к которым добавлялись тропари канона, оказалось равным девяти. Прошли века, большинство гимнов исполнять перестали, а вот тропари остались. В качестве отголоска этого переломного момента до нас дошла привычка разбивать каноны на «песни» — в память о тех самых песнях Священного Писания, к которым привязывался канон в древности. Каждая песнь начинается ирмосом — небольшим куплетом-запевкой, который повторяет главную мысль всей песни. Обычно в каноне восемь песен — вторая имеет великопостный характер, и вне постового периода ее опускают. Как правило, песни довольно короткие — от двух до четырех тропарей на каждую. Но есть и каноны-гиганты, которые в каждом из своих девяти блоков содержат десять, пятнадцать, а иногда и более двадцати тропарей. Читайте также: Покаянный канон ко Господу: чем он важен и на что обратить внимание? Канон Андрея Критского Самый большой, конечно, это Великий канон самого Андрея Критского. Он полный, в нем присутствуют все девять песней, а в каждой из них — до тридцати тропарей.

http://foma.ru/chto-takoe-kanon.html

Богородичен от меньших (см. Богородичны отпустительные седмичные). Богородичны по гласу святого, по гласу Минеи, во глас Минеи. Они обозначаются еще так: «Богородичны восьми гласов, поемые, егда есть «Слава» святому в Минее, «и ныне» по гласу сия», т.е. поются на тот глас, на который поется песнопение на «Слава». Эти Богородичны поются в те дни, в которые не бывает праздника с бдением, полиелеем или великим славословием. Поются на вечерне и утрени, в 1 гласе в неделю вечера Богородичен «Небесных чинов радование», в понедельник на утрени – «Святейшая святых всех сил», в понедельник вечера – «Дево всепетая». Богородичны печатаются, кроме Октоиха, в Минее, в конце каждой книги. Богородичен первый. Так называются в Октоихе, в службе воскресных дней, во-первых, Богородичны – догматик малой вечерни и догматик великой вечерни. Они находятся на каждой из этих служб первыми из Богородичное; посему и тот и другой в богослужебных книгах называются «Богородичным первым гласа», к догматику же малой вечерни иногда прибавляется указание, что он «малыя вечерни» (см. Богородичен догматик). Во-вторых, Богородичным первым называется и тот Богородичен воскресной службы (Октоиха), который печатается на вечерне после тропаря и поется на утрени первым, а именно по «Бог Господь», но там Богородичен уже не читается, а на него только указывается (см. Тип., гл. 3:5). Он называется также Богородичным отпустительным (Тип. гл. 53). Богородичен часов. На службе каждого часа – на первом, третьем, шестом и девятом – положен после тропаря особый Богородичен: на 1 часе – «Что Тя наречем, о Благодатная», на 3-м – «Богородице, Ты еси лоза», на 6-ом – «Яко не имамы дерзновения», на 9-ом: – «Иже нас ради рождейся от Девы». Эти Богородичны называются Богородичными часов. Великий канон. Великим каноном называется канон святого Андрея Критского и с ним вместе канон Марии Египетской, которые вычитываются по частям на повечериях понедельника, вторника, среды и четверга первой седмицы Великого поста, и весь целиком – на утрени четверга 5-й седмицы Великого поста. Канон св. Андрея Критского назван великим, говорит Синаксарь, как по множеству мыслей и воспоминаний, какие плодовитый творец в нем заключил, так и потому, что содержит в себе тропарей более, нежели всякий другой канон; ибо в других канонах бывает около тридцати тропарей, а в каноне св. Андрея около двухсот пятидесяти. Канон св. Андрея Критского имеет по 3-й песни два седальна, по 6-й песне – кондак, икос и за ними 14 тропарей на «Блаженны», в каждом тропаре на «Блаженны» содержится из истории поучительный урок для избежания порока и для делания добра, за что в стихах евангельских пред тропарями обещается блаженство. К великому канону принадлежат и 24 стихиры на «Господи воззвах», которые положено петь на вечерне в среду 5-й седмицы. Они называются стихирами Великого канона. Начало каждой стихиры следует букве греческого алфавита, и все они оканчиваются словами: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя» (см. Канон).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

По страницам канона св. Андрея Критского Вечером четверга закончилось чтение Великого покаянного канона св. Андрея Критского на 1-ой неделе Великого поста… Но не спешите отложить книжку в сторону: до того, как он зазвучит вновь на 5-ой неделе поста, теперь целиком, посмотрите, вчитайтесь еще раз в этот удивительный текст, проникнитесь самим языком канона. 4 апреля, 2011 Вечером четверга закончилось чтение Великого покаянного канона св. Андрея Критского на 1-ой неделе Великого поста… Но не спешите отложить книжку в сторону: до того, как он зазвучит вновь на 5-ой неделе поста, теперь целиком, посмотрите, вчитайтесь еще раз в этот удивительный текст, проникнитесь самим языком канона. Сегодня вновь зазвучит Великий покаянный канон св. Андрея Критского — на 5-ой неделе поста — теперь целиком, посмотрите, вчитайтесь еще раз в этот удивительный текст, проникнитесь самим языком канона. Мы много писали об уроках покаяния , силе образов, глубине богословия, а ведь все это выражено удивительным языком – языком необыкновенной силы и смысловой насыщенности. В каждом образе, каждом сочетании слов сконцентрировано множество мыслей. Это не рассказ, нет — это вопль, плачь, призыв к собственной душе – встань, просыпайся! Как ты погрязла в злодеяниях!.. Посмотри, на что ты стала похожа! Фото orthphoto.net Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний..? (пн., 1 троп. 1 песни) не поведать, не перечислить, а оплакивать. К тому же плакатися по-церковнославянски — каяться, обращаться со слезами. Св. Андрей часто называет себя и свою жизнь окаянной, т.е. несчастной, жалкой, бедственной. От юности, Христе, заповеди твоя преступих, всестрастно небрегий, унынием преидох житие… (срд., 1 троп. 1 песни), я с малолетства погрешал против Твоих, Христе, заповедей ( преступити – погрешать, ошибаться; отсюда церк.слав. преступление – ошибка, погрешность), презирая их, подверженный всяческим страстям, провел жизнь беспечно (бездействуя в деле спасения, унынием). Богатство свое я изнурил в блуде (срд., из 3 троп. 1 песни), истратил, истощил в беспутстве все то, чем Ты меня одарил, и нет у меня ни слез, ниже (даже ни) покаяния… ниже умиления (печали, сокрушения; срд., 2 троп. 2 песни).

http://pravmir.ru/obratisya-posteni-dush...

См.: Садов А. И. Профессор Евграф Иванович Ловягин. С. 1151–1152, 1158–1161. См.: Там же. С. 1155–1156. См.: Там же. С. 1157. См.: Там же. С. 1161. См.: Сове Б. И. Проблема исправления богослужебных книг в России в XIX–XX веках//Богословские труды. М., 1970. Сб. 5. С. 36. См.: Там же. С. 37. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. Кн. 1. СПб., 1855. С. I. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. Кн. 3. СПб., 1856. С. 3. Там же. С. 4. ВК 1:18 «Не возгнушáйся менé…», ВК 1:19 «Вóльная, Спáсе…», ВК 5:18 «Кровоточи´вую подражáй…». См.: Сове Б. И. Проблема исправления… С. 36. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках/пер. проф. СПбДА Е. И. Ловягина. 2-е, исправ. изд. СПб., 1861. С. 237. Там же. С. 238–242. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. СПб., 1861. С. 237. Богослужебные каноны на славянском и русском языках, изданные профессором Санкт-Петербургской духовной академии Евграфом Ловягиным. СПб., 1861. IV, 296 с. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках, переведенные на русский язык ординарным профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии Евграфом Ловягиным. СПб., 1875. III, 242 с. См.: Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. М., 2015. С. I. См.: Там же. См.: Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. С. II. См.: Котт В. К. История переводов… С. 52. См.: Покровский М., свящ. Великий канон св. Андрея Критского//Тульские ЕВ. 1866. 3. С. 100–111. См.: Покровский М., свящ. Стихиры Великого канона//Тульские ЕВ. 1868. 4. С. 134–140. Канон Великий. Творение святого отца нашего Андрея Критского, на славянском и русском языках/объясн. и прим. В. Дьяконова. М., 1889. С. 4. См.: Рейтблат А. И. Извольский Сергей Петрович//Русские писатели, 1800–1917: биографический словарь/гл. ред. П. А. Николаев. Т. 2: Г–К. М., 1992. С. 401. См.: Песни покаяния или Великий канон св. Андрея Критского, с приложением жизнеописаний угодников Божиих: Андрея Критского и Марии Египетской, в стихах/сост. С. Извольский. М., 1871. С. 19.

http://bogoslov.ru/article/6176293

Великий канон святого Андрея, архиепископа Критского, скончавшегося в 712 году, поется и читается по частям на великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста, а на утрене в четверг пятой седмицы того же поста — полностью. Великим сей канон называется главным образом по своей обширности, потому что он содержит в себе 210 тропарей, не считая присовокупленных впоследствии к его составу тропарей в честь преподобной Марии Египетской и в честь самого творца канона Андрея, епископа Критского (всего 250 тропарей). Великий канон принадлежит к разряду покаянных церковных песнопений. Весь он направлен к тому, чтобы пробудить душу от греховного усыпления, раскрыть перед нею, как пагубно греховное состояние ее, побудить ее к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, подвигнуть к отвращению от грехов и к исправлению жития. С этой целью творец канона приводит на память грешнику лица, деяния и события из ветхозаветной и евангельской истории, начиная с сотворения Адама, и применяет сказания о них к нравственному состоянию и потребностям души, извлекает из этих сказаний обличения, угрозы, утешения, предостережения и наставления. Канон больше всего наполнен обличениями, сущность которых выражена в следующих словах канона: «Я представил тебе, душа, Моисеево сказание о бытии мира и начиная с этого все богодухновенное писание, повествующее о праведных и неправедных. Из них ты, душа, подражала последним, а не первым, согрешая против Бога». Грешник не должен думать, что он может до конца жить во грехах безнаказанно. Нет, ему грозит участь содомлян. «Как Господь наказал некогда беззаконие содомлян, так и ты, душа, воспламенила огонь геенский, в котором будешь ты гореть» (Песнь 2). От этой участи спасает раскаяние. Но чтобы раскаивающийся грешник не впадал в отчаяние, сознавая всю тяжесть своего падания, ему предлагается утешение в следующих словах канона: «Моисеева рука да уверит нас, душе, как Бог может убелить и отчистить жизнь прокаженную; и не предавайся отчаянию о себе, хотя ты и поражена проказою» (Песнь 6).

http://pravmir.ru/velikij-post-velikij-p...

Закрыть itemscope itemtype="" > Великий покаянный канон Андрея Критского, объяснение. Часть 2 08.03.2022 580 Канон достаточно объемный. Буду проходить по две песни. То есть первые две песни понедельника, первые две песни вторника, первые две песни среды и первые две песни четверга. Потому что они на одну и ту же тему, и так рассматривать удобнее. Мы берем один сюжет – допустим, сегодня это сотворение мира, грехопадение, Каин и Авель. Допотопная история, по сути дела, то, что рассматривается в первых двух книгах. Об этом сегодня и поговорим. Еще раз повторю: мы рассматриваем только ветхозаветную часть канона. Начинается канон с замечательного тропаря, который фактически является очень красивым, поэтическим началом:  Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Это такое введение: с чего же мне начать оплакивать самого себя?  Но даждь ми прегрешений оставление. Причем тут стоит  нынешнее  рыдание. То есть канон сразу ставит нас в такое положение, что мы не должны его просто слушать, как мы слушаем хорошего чтеца в консерватории, или в филармонии, или на сцене в воскресной школе. Это не вещь для услаждения слуха. Все, что читается в каноне, составлено так и имеет такую силу, чтобы выбить из человека плач. Если получится, – рыдание. Ну, рыдание не получится по причине того, что когда стоит много народу, то все-таки человек стесняется, и это нормально. Но плач он должен выдавить из человека. Для того он и составлен. Поэтому, попросту говоря, если вы прожили Великий канон первого дня или второго и чувствуете, что у вас ничего не происходит (просто послушали, но не содрогнулись, не сокрушились, сердце ваше не дрогнуло), то это может характеризоваться как степень окамененного нечувствия. Часть 1 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/video/2022/03/08/veli...

Великий канон читается два раза в Великий пост — на первой и пятой седмицах. Первый раз он напоминает нам, чем же на самом деле является покаяние в понимании святых отцов. Во второй раз — ближе к Страстной седмице — верующим дается возможность сравнить: к чему они стремились и к чему смогли прийти за несколько недель молитвенного подвига. Стало ли их покаяние действительно такой переменой жизни, которая влечет за собою изменение и образа мышления, и поведения, и мироощущения. Покаяние, по мысли создателя канона, не статическое самосозерцание и самобичевание, а активное делание, путешествие, в котором возможно только одно направление — вперед вверх. К сожалению, в условиях современного ритма, особенно в крупных городах, работающий человек не всегда имеет возможность посетить удивительные службы с пением канона Андрея Критского. Однако найти этот удивительный текст не составляет особой трудности. Причем, не только в богослужебной редакции, но и в переводе на современные литературные языки. Канон важно хоть раз в жизни вдумчиво прочесть каждому, кто так или иначе связывает себя с христианской традицией в целом и с Православием в частности. В нем содержатся поистине удивительные вещи. Самая главная из них — это утверждение, что Бог всегда находится рядом, и что расстояние между Ним и человеком измеряется не земными понятиями «долга», «греховности» или «достоинства», а любовью, верой и надеждой на великое милосердие Создателя — то самое, которое и падших возводит, и больных исцеляет, и грешников очищает. Читайте наше материалы о каноне Андрея Критского: Великий канон Чем отличается канон от акафиста Канон отличается от акафиста по форме и по содержанию. «Акафист» в переводе с греческого «Ο Ακθιστος μνος» означает «песнь, которую поют стоя». Он состоит из 25 песен: 13 кондаков и 12 икосов, которые исполняются попеременно. Особенностью также является то, что последний, 13-й кондак, исполняется трижды. В отличие от канона, в акафисте отсутствуют тропари, библейские песни и ирмосы. Помимо этого, отсутствует деление на песни. Что такое Евхаристический канон

http://foma.ru/chto-takoe-kanon.html

Кстати, это не единственный пример такого употребления канона. Во время осады Одессы, в Крымскую войну, английские корабли подошли к городу, стали на рейде и готовили десант. Местные священники читали Покаянный канон каждый день, прямо на главной площади города. Через неделю, на Покров один из кораблей англичан подорвался на мине, а остальные постояли-постояли и ушли. Десанта не последовало. И здесь чтение канона стало службой во время бедствия. А в 1918 году, во время переворота и страшной бури в нашем обществе, канон тоже выполнял эту задачу во многих храмах: был написан покаянный канон с ирмосами Великого канона и читался весь Успенский пост. «Все спасутся, кроме меня» Великий покаянный канон вбирает в себя все монашеское мировосприятие. Какая самая главная его мысль? Андрей Критский, как настоящий монах, никого не упрекает. Он говорит: «Все эти люди по незнанию грехи совершили, а я разумом согрешил». Он себя винит во всем. Он скорбит о своей душе. Когда ты слушаешь Великий покаянный канон, ты будто бы находишься рядом с мудрым старцем, он будто бы с тобой разговаривает. Андрей Критский молится вместе с нами. В свое время некоторые немецкие ученые удивлялись, как верующие «терпят» чтение канона? Один из них написал следующее: «Канон Андрея Критского утомляет даже доброжелательно настроенного слушателя». И после перечисляет целый ряд недостатков этого текста. Интересно, как он его читал? Конечно, в противовес классическому европейскому сознанию, в каноне нет специальной логической последовательности. Сначала идет ветхозаветный сюжет, потом сразу — новозаветный. Но ведь и наш ум не может думать об одном и том же, последовательно, а переключается с одного на другое. Сила канона не только в его чудесном слоге. Она и в сути. Андрей Критский за всех нас кается. И мы все объединяемся вокруг него. Он учит нас покаянию на живых примерах. Кстати, у него есть замечательный канон на разлучение души. Он совершенно иной по стилистике, практически не похож на Великий покаянный канон. Но согласно множеству источников — это именно его работа. В нем Андрей Критский — один-единственный из всех христиан — устремляется в ад, ибо он один только и согрешил. Все остальные будут спасены, кроме него — он абсолютно в этом уверен. Такова суть монашеской жизни. Видение своих грехов и сокрушение сердечное.

http://foma.ru/pokayannyij-kanon-sluzhba...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010