Проникнутый глубоким чувством покаяния, канон св. Андрея Критского совершенно соответствует духу Великого Поста. В каноне приведены многие события из ветхозаветной и новозаветной истории, от падения праотца Адама до вознесения Господня. Св. Андрей с необыкновенным умением прилагает каждое из событий священной истории к состоянию грешной души, извлекает из сокровищницы Писания сильные побуждения к покаянию и нравственному исправлению. Заслуживая по своему содержанию, высоте мысли, яркости и образности выражений название великого произведения, канон св. Андрея является великим и по своему объему. Позже, к тропарям св. Андрея, были прибавлены тропари, обращенные к св. Марии Египетской. Во время чтения Великого канона на 5й неделе Поста в храме читается и житие преподобной Марии Египетской, которая своим великим покаянием служит ярким примером нравственного обновления грешного человека. Чтение Великого канона всегда привлекало на богослужения большое количество молящихся. Канон длинен, не спеша поёт хор, не спеша читаются священниками тропари канона. Но молящиеся как бы не замечают времени, сосредоточив своё внимание на тех духовных проблемах, которые затрагивает канон. Весь канон Андрея Критского есть беседа с собственной душой, призыв подняться из грязи жизни, проснуться, начать жить чисто и свято: “Душе моя, душе моя, востани, что спиши!” Господь пришел призвать не праведных, но грешных к покаянию. Но, сила и искренность покаяния не связаны с глубиной духовного падения. Напротив, сила покаяния, способность видеть нечистоту на дне души и мужественно извлекать ее на свет — есть признак высоты духа, и это умение увеличивается с духовным ростом человека. Многие великие святые оставили нам наиболее сильные покаянные молитвы, в чем мы убеждаемся, слушая молитвы пред причащением святителей Василия Великого и Иоанна Златоустого . Канон св. Андрея приведен здесь в русском переводе для домашнего чтения с целью помочь русским людям покаянно настроиться в течение Великого поста и обновить свои души чистосердечной исповедью и благоговейным причащением Святых Таинств. Великий Канон

http://azbyka.ru/molitvoslov/pokayannyj-...

Игнатия монахиня. Гимнографическое творчество преподобного Андрея Критского//Богословские труды. – 1984. – Сб. 25. Игнатия монахиня. Церковные песнотворцы. – М.: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой лавры, 2005. –  С. 116 – 167. Кедров Н. Канон великий. Творение св. Андрея Критского Иерусалимского. Славянский текст с русским переводом. – М., 1915. Киприан (Керн). Литургика: Гимнография и эортология. – М.: Крутицкое патриаршее Подворье, 2000. С.78. Кириллин В.М. " Великий покаянный канон " св. Андрея Критского по древнерусской рукописи первой половины XIV в.//Ежегодная Богословская конференция Православного Свято–Тихоновского Богословского института. – М., 1998. Кротов Я. Предисловие//Великий канон святого Андрея Критского. – М.: Вера и мысль, 1993. Мирри А., Балаховская А. Андрей Критский//Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1.  Ольга (Володина). Музыкальная культура Византии. –  М.: Сретенский монастырь; Новая книга, 1998. с.55–56. Пакостский Г. Благочестивое говеющих занятие, или Канон Андрея Критского иерусалимита, преложенный стихами церкви святых равноапостольных царей Константина и Елены, что при Градских Богадельнях, лишенным зрения Священником Гавриилом Пакостским. – СПб., 1829. Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.   2065. Сергей Правдолюбов, прот., Никифорова А.Ю., Лосева О.В., Романенко Е.В., Луковникова Е.А. Андрей, свт. Критский//Православная энциклопедия/Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия», 2000 – 2006. – Т. II.  Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). – С. 252 – 253, 429 – 430. Скабаланович М.Н. Толковый типикон. – М.: Паломник, 1995. – Вып. 1. (Репринт). С.368–372. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С.195–200.

http://bogoslov.ru/person/2597470

Тест: Великий канон свт. Андрея Критского 1. В Великом покаянном каноне св. Андрея Критского упоминаются люди и события, относящиеся к эпохе: 1 Ветхого Завета 2 Нового Завета Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Материалы для изучения: Кто есть кто в Каноне свт. Андрея Критского? Комментарий: В Великом каноне свт. Андрея Критского упоминаются события и люди, относящиеся к... 6. II Патриарший период 1. Отметьте изменения в жизни Церкви в период царствования императора Николая II: Подсказка Необходимо отметить 3 пункта. 1 Учреждение Комитета попечения о русской иконописи 2 Утвержден устав о пенсиях и пособиях священнослужителям 3 Дарована свобода вероисповедания старообрядцам 4 Упразднена должность обер-прокурора Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Материалы для изучения: История... Тест: Покров Пресвятой Богородицы 1. К числу каких праздников относится Покров Пресвятой Богородицы? 1 Великих непереходящих 2 Двунадесятых непереходящих 3 Великих переходящих 4 Двунадесятых переходящих Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Церковные праздники: даты, объяснения и традиции Комментарий: В Православной Церкви Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих непереходящих праздников, празднуется 14 октября (нов. ст.). Ответить Пройти весь... Тест 4 на знание Великого канона Восстановите пропущенные слова в отрывках Великого канона свт. Андрея Критского, читаемого в четверг.   1. Мужа убих, глаголет, в язву мне, и юношу в струп, [...] рыдая вопияше; ты же не трепещеши, о душе моя, окалявши плоть, и ум осквернивши. Вопрос без списка ответов, с самопроверкой После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку " Правильный ответ " и оцените... Тест 3 на знание Великого канона Восстановите пропущенные слова в отрывках Великого канона свт. Андрея Критского, читаемого в среду.   1. От юности, Христе, [...] Твоя преступих, всестрастно небрегий, унынием преидох житие. Темже зову Ти, Спасе: поне на конец спаси мя. Вопрос без списка ответов, с самопроверкой После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку " Правильный ответ " и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили,...

http://azbyka.ru/test/page/9

Другой серьезный исследователь Постной Триоди, профессор И.А. Карабинов, называет Великий канон «покаянной автобиографией преподобного Андрея Критского». Он считает, что Великий канон был составлен в последние годы жизни Критского пастыря, что это произведение было его покаянным трудом перед смертью С приведенными данными И.А. Карабинова согласуется мнение преосвященного Филарета Черниговского, который опровергает слова Никифора Каллиста о том, что Великий канон якобы принесен преподобным Андреем на VI Вселенский Собор в 679–680 годах Произведение это, несомненно, более позднего периода, и мнение И.А. Карабинова имеет все основания, так как в отдельных тропарях канона действительно имеются указания, что он написан в старости. В своем исследовании источников Постной Триоди профессор И.А. Карабинов вместе с тем отмечает, что Великий канон преподобного Андрея первоначально не имел связи с Четыредесятницей, что связь эта случайна Возможно, что канон этот был принят Святою Церковью для чтения в дни Великого поста позднее, но целый ряд исследователей, и в том числе профессор Е.И. Ловягин, находит в нем органическую связь с днями покаяния, положенными Святой Церковью в дни Четыредесятницы. «Быв усвоен особенно времени покаяния,— пишет он,— этот канон совершенно соответствует сему времени своим содержанием, своим духом и направлением, по которому он справедливо называется иначе каноном покаянным, или умилительным» О том же свидетельствует сама Святая Церковь словами Синаксария Триоди на утрени четверга 5-й седмицы, указывая, что канон этот исполнен неисчетным умилением: «умиление неисчетно имущ», что он «поущает… всякую душу, еликим убо благим повести ревновати и подражати по силе, еликих же злых отбегати, и присно к Богу востекати покаянием, слезами и исповеданием и иным яве благоугождением. Обаче [сей канон] толико есть широкий и сладкогласный, яко и саму жесточайшую душу доволен умягчити и к бодрости благой воздвигнути, аще точию с сокрушенным сердцем и вниманием подобным поется»

http://pravmir.ru/mesto-velikogo-kanona-...

Полное воздержание от пищи. Примечание: На великом повечерии читается Великий канон Андрея Критского (Первая часть). 19 марта. Вторник 1й седмицы.  Сухоядение. На великом повечерии читается Великий канон Андрея Критского (Вторая часть). 20 марта. Среда 1й седмицы. Сухоядение. На великом повечерии читается Великий канон Андрея Критского (Третья часть). 21 марта. Четверг 1й седмицы Сухоядение. На великом повечерии читается Великий канон Андрея Критского (Четвёртая часть). 22 марта. Пятница 1й седмицы Сухоядение. Литургия Преждеосвященных Даров. По заамвонной молитве — молебный канон вмч. Феодору Тирону и благословение колива. Служба 40 мчч. Севастийских переносится на субботу, 10 марта. На этот день с субботы, 10 марта, переносится служба мч. Кодрата. 23 марта. Суббота 1й седмицы. Вмч. Феодора Тирона Горячая пища с растительным маслом – разрешается варёная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. Литургия св. Иоанна Златоуста .. Литургия св. Иоанна Златоуста. На этот день переносится с пятницы, 9(22) марта, полиелейная служба 40 мчч. Севастийских. Служба мч. Кодрата переносится на пятницу, 9(22) марта. 24 марта. Воскресенье. Неделя 1я Великого поста. Торжество Православия. Горячая пища с растительным маслом – разрешается варёная растительная пища (каши, супы, тушёные овощи, грибы) с добавлением масла. Седмица 2я Великого поста. 25 марта. Понедельник 2й седмицы.  Сухоядение. 26 марта. Вторник 2й седмицы Сухоядение 27 марта. Среда 2й седмицы Сухоядение 28 марта. Четверг 2й седмицы Сухоядение 29 марта. Пятница 2й седмицы Сухоядение 30 марта. Суббота 2й седмицы. Поминовение усопших Горячая пища с растительным маслом – разрешается варёная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. 31 марта. Воскресенье. Неделя 2я Великого поста. Свт. Григория Паламы . Горячая пища с растительным маслом – разрешается варёная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. Седмица 3я Великого поста. 1 апреля. Понедельник 3й седмицы

http://azbyka.ru/recept/kalendar-pitanij...

Библиография работ о персоне: Память святаго отца нашего Андрея Критского//Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996. – Кн.11. – Месяц июль.  Аверинцев С.С. Литература IV–VII вв.//История Византии: В 3–х томах. – М.: Наука, 1967. – Т. 1. С.349–350. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: Наука, 1977. С.103. Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. I. Александр Мень. Свет во тьме светит (Проповеди). – М.: АО " Вита–Центр, 1991. Александр Шмеман, прот.  Исторический путь православия. –  М.: Паломник, 1993. С.241–242. Андрей Критский//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. I.  Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994.   Богословский М.И. Великий канон святого Андрея Критского//Христианское чтение. – СПб.,  1836. – 1. Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081). – СПб.: Алетейя, 1998.   Веселовский А.Н. Андрей Критский в легенде о кровосмесителе и сказание об апостоле Андрее//Веселовский А.Н. Избранные труды и письма. – СПб.: Наука, 1999. Виноградов Аркадий, священник. Св. Андрей, архиеп. Критский (Агиологический очерк)//Христианское чтение. – СПб.,  1902. – Виссарион, епископ. Уроки покаяния в великом каноне Святого Андрея Критского, заимствованные от библейских сказаний. – М.: Светлячок, 1995. (Репринт изд. 1891 г.). Геронтий (Левитский). Канон преподобного отца нашего Андрея Критского, переложенный в стихи. – М., 1879. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике: Литургика. – М.: Паломник, 1996. С.220–221.  Игнатия (Петровская) монахиня. Место Великого Канона преподобного Андрея Критского и другие его произведения в песнотворческом достоянии Церкви//Альфа и Омега. – М., 2000. – 1 (23), 2 (24).

http://bogoslov.ru/person/2597470

- Когда же Великий канон был введен в общецерковный обиход? - Полагаю, при преподобном Феодоре Студите, который жил на рубеже VIII-IX веков. Практически младшими современниками преподобного Андрея, отошедшего ко Господу в 740 году, были два других великих гимнографа - преподобные Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский. Они были настолько плодовиты, настолько блестяще выражали свои мысли, что их творения очень активно были включаемы в богослужения, что невольно оттеснило на второй план труды их предшественников, в том числе и преподобного Андрея. Святому Феодору Студиту по его монашескому устроению оказались глубоко созвучны каноны преподобного Андрея, особенно его богословская составляющая, окончание каждой песни Троичным и Богородичным. Он посчитал важным восстановить его в богослужебной практике. Созвучие и любовь преподобного Феодора Студита к творчеству святого Андрея Критского можно увидеть и в следующем факте. Преподобным Феодором был написан канон «О Страшном суде», для которого он взял ирмосы Великого канона - «Помощник и покровитель» и другие, добавив к ним собственные тропари. Он, думаю, сделал это для того, чтобы, говоря о Страшном суде, мелодически и ритмически привязать это воспоминание к Великому посту. В результате, когда на первой седмице поста начинают петь мефимоны , то есть повечерие с каноном преподобного Андрея, на ту же самую мелодию и с употреблением тех же ирмосов, это сразу отсылает слушателя к теме Страшного суда и необходимости покаяния. А звучание ирмосов Великого канона за неделю до начала первой седмицы настраивает человека на подвиги, готовит к покаянию; ритм и мелодия готовят слушателя наподобие увертюры к восприятию Покаянного канона святого Андрея Критского. Авторитет преподобного Феодора Студита был так высок, что его инициатива включить канон в состав великопостного богослужения не встретила возражений у современников. Некоторые исследователи полагают, что Великий канон начали впервые читать на пятой седмице поста, но я с этим не согласен. Греческие Триоди были сформированы к X веку, а славянские Триоди относятся к XII столетию. Кстати, в славянской Триоди Моисея Киянина, одной из древнейших, на полях есть разбивка канона по дням недели, согласно которой текст преподобного Андрея читался частями с понедельника по пятницу включительно, а не так, как в настоящее время, - до четверга. Подобные же указания есть в одном древнем Гротаферратском уставе в разделе служб Великого поста.

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/15/...

Люда Жилюк 30 марта 2017, 09:00 слава тебе боже! слава тебе! Владимир Гузей 2 марта 2017, 22:28 Во славу БОЖИЮ -то, что вы делаете Спаси вас ГОСПОДИ. Евгения Житюк 2 марта 2017, 18:38 Спаси Господи! Христина 1 марта 2017, 23:53 Спаси Вас Господи за труди. Ирина 28 февраля 2017, 20:54 Андрей 28 февраля 2017, 13:55 Спасибо всем, кто сохраняет и пополняет Православие.ru Спаси вас Господи! Алексей Гуцаев 27 февраля 2017, 19:32 Спаси Бог. Надя 26 февраля 2017, 14:17 Спасибо огромное вам всем за возможность слушать, читать и свободно скачать этот канон! Очень удобно всё сделано. Как хорошо, что есть ваш сайт! Очень много для себя узнаю, черпаю, познаю, изучаю. Здравия крепкого вам всем и всем посетителям сайта. оксана 19 марта 2016, 07:15 СЛАВА ОТЦУ И СЫНУ И СВЯТОМУ ДУХУ! И НЫНЕ И ПРИСНО И ВО ВЕКИ ВЕКОВ! АМИНЬ СПАСИБО ВСЕМ ТЕМ КТО ВЛОЖИЛ МНОГО ТРУДА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЭТОГО САЙТА! СПАСИ ГОСПОДИ!!! Елена 18 марта 2016, 22:31 Спасибо создателям сайта! Благодаря хору Сретенского монастыря, впервые слушала канон. Большое спасибо от всей православной Украины. Спаси Вас Господи! Преподобный отче Андрее, моли Бога о нас. Andrey 17 марта 2016, 22:31 Спасибо огромное!!! К сожалению, не смог в эти дни побывать в храме и услышать канон в живую. И тем не менее, благодаря вам, прочел его. Спасибо. Юлия 17 марта 2016, 17:05 Хочу поблагодарить создателей сайта за проделанный труд! Спаси вас Господи! Я в этом году по болезни не смогла быть на чтениях Великого канона преп.Андрея Критского, но смогла прослушать его дома, благодаря вашим трудам! Помогай вам Господь и многая вам лета! Mapuhf 17 марта 2016, 05:53 Спаси Господи! От прочитанной и прослушанной службы впечатление такое же, как после первой исповеди. Юрий 16 марта 2016, 21:36 БОЖЕ,МИЛОСТЛИВ БУДИ НАМ ГРЕШНЫМ!!! Андрей 16 марта 2016, 21:19 Спаси вас Боже!Я из Риги.Сегодня очень устал с работы не было сил добраться до храма.Дома слушал Среднечный канон Преподобного Андрея Критского.Завтра четверг,обязательно после работы пойду на последний каноны в храм.прости меня господи немощного..

http://pravoslavie.ru/45118.html

Ведь это я Адам, каждый день ядущий с дерева добра и зла, преступающий заповеди Божии каждый день. Ведь это я Каин, убивающий пусть не делом, но словом в самом себе тяжелым камнем осуждения и обиды тысячи, быть может, людей за жизнь. Ведь это я – Исав, продающий духовность за чечевичную похлебку. Ведь это я – Давид и Соломон, удаляющиеся от Царствия Небесного ради опьяняющих дурманящих, но таких ядовитых и смертоносных плотских наслаждений. И все, что мне осталось, это вопиять припевом канона «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Вот с каким настроем нужно входить в Великий пост. И тогда ноги сами понесут тебя в храм. Стой, человече, посмотри, продышись, подумай! Пропасть адская под ногами. Еще шажочек – и ух! На веки вечные. Повернись в сторону Господа, посмотри, как ты далеко до рая. Но надо с Божьей помощью идти, надо начинать этот путь! И пусть первым или «энным», но таким верным и спасительным шажочком для тебя станет Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас! скрыть способы оплаты Комментарии Марина Ханнанова 3 марта 2017, 16:38 Господи спаси души наши грешные!Какая благодать что есть Вера)))))) Галина Утенкова 2 марта 2017, 16:16 Когда я только что начала воцерковляться.то на первой неделе поста во время чтения великого канона слезы мои текли по щекам так. что платок становился мокрым...И первые мои исповеди проходили с таким же сокрушением и под обилие слез...А сегодня я сокрушаюсь о том. что слез нету...Преподобне отче Андрее. моли Бога о нас... Татьяна Стреблянская 28 февраля 2017, 22:55 Очень проникновенно сказано.Спасибо! Валентина 28 февраля 2017, 11:33 Прости меня Господи и помилуй! Нина Лапина 27 февраля 2017, 21:10 Православный покаянный канон Андрея Критского- самый сильный проникновенный очищающий канон. И его я нашла в Вашем портале, находясь в больнице. Как вовремя! Спасибо Вам за помощь! Марина 27 февраля 2017, 12:13 Спасибо большое! Согласна со всеми словами! С пути зла и греха нужно поворачивать на дорожку добра, внимательности и любви.

http://pravoslavie.ru/101366.html

Чтец: «Житие преподобныя матере нашея Марии Египетския благослови, честный отче, прочести». Иерей: «Еяже молитвами, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Чтец: «Аминь». И читает житие. (Если читает сам иерей, то он вначале глаголет: «Житие преподобныя матере нашея Марии Египетския. – Еяже молитвами, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас».) По прочтении первой половины жития – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – псалом 50-й. Примечание. «Таже псалом 50-й. Песней не стихословим. И абие начинаем великий канон косно, и с сокрушенным сердцем и гласом, творение святаго Андрея Критскаго, Иеросолимскаго, глас 6-й. Ирмос: Помощник и покровитель: по дважды. Потом тропари, творяще на кийждо метания 3, и припевающе: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Ведомо же буди: Егда един лик поет, тогда другий творит метания, благочиния ради» (Типикон, гл. 49, «В четверток пятыя недели святых постов»). И тотчас Великий канон прп. Андрея Критского, с присовокуплением к каждой песни тропарей канона прп. Марии Египетской и по одному тропарю прп. Андрея Критского. В 4-й, 8-й и 9-й песнях – трипеснцы. Ирмосы Великого канона поются по дважды в начале песней, а по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – и на катавасию. Во 2-й и 3-й песнях – по два ирмоса (поются по единожды), на катавасию по 3-й песни поется второй ирмос. Ирмосы поются перед тропарями Великого канона, но не перед трипеснцами, с которых начинаются 4-я, 8-я и 9-я песни . Песни Священного Писания при пении канонов не стихословятся, но к тропарям Великого канона поется припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», к тропарям канона прп. Марии Египетской: «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас», к тропарям прп. Андрея Критского: «Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас». В заключение каждой песни – «Слава», «И ныне». К тропарям трипеснцев припев: «Святии апостоли, молите Бога о нас»; в конце их «Слава», «И ныне» не полагаются (к Троичнам трипеснцев припев: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе»; к Богородичнам трипеснцев припев: «Пресвятая Богородице, спаси нас»). Обычно читает тропари трипеснца чтец.

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-18/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010