Митрополит Фотий назвал не два, а три иноческих чина, не отдав предпочтения ни одному из них: «Три чины суть иночьства: 1-е обще по всему житие; 2-е отшельство, два или три; 3-е особное каж- даго житие в манастыри нужи ради преданое внимающих понести великаго и жестокаго житья». Несмотря на различия в терминологии, эта классификация соответствует трем «устроениям» иночества в Лествице и у Нила Сорско- го, о которых шла речь в начале статьи. Второй чин у митрополита Фотия (отшельничество двух или трех монахов) соответствует среднему, «царскому» пути сорского подвижника, в «Предании» именно тип обителей с таким «пребыванием» монахов характеризуется как «сущие особь». Но митрополит Фотий использует термин «особное каж- даго» для третьего чина, самого строгого подвижничества («великое и жестокое житие»), которое Нил в соответствии с Лествицей ставил на первом месте и называл «уединеное ошельство», в то время как митрополит Фотий говорил о нем как об «особном каждаго житии в манастыри» (это могло быть ошибкой и переписчика и переводчика; язык его грамот и способы их составления изучены недостаточно). Главное в характеристике монашеских типов у митрополита Фотия – их рядоположенность, равное достоинство. Если грамота архиепископа Дионисия – апология общежития, то митрополит Фотий ограничивается лишь замечанием, что его следует соблюдать «не словом, но делы всякими», и ссылается на узаконения апостолов и божественных отцов, как писал об общем житии «великий Григорие Двоеслов папа римскый». Возможно, имелось в виду Житие основоположника западноевропейского общежительного монашества Бенедикта Нурсийского в составе «Римского патерика» Григория I Великого, римского папы (ок. 540–604). Патерик известен в Древнерусской письменности 390 . Главное внимание в грамоте митр. Фотия уделено не дисциплинарным предписаниям, отношениям собственности и судебным делам, но духовной стороне монашеского подвижничества, напоминанию о том, что монашеский чин есть «великое ангельское подобие», «великий ангельский образ»; монахи призваны давать мирянам «образ жития честнаго» своим «совершенным и непорочным житием».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

152. Был некто великий между прозорливцами. Он утвердительно говорил: благодать, которую я видел осеняющею при крещении, видел также при пострижении, когда кто принимает ангельский образ [ 2 ]. 153. Поведали о некотором старце, что он молил Бога о том, чтоб показаны были ему демоны. Ему последовало откровение: ты не нуждаешься в том, чтоб видеть их. Но старец продолжал просить о том же, говоря: Господи! Ты можешь покрыть меня благодатию Твоею от вреда при видении демонов. Бог отверз очи старца: он увидел демонов, которые на подобие пчел окружали человека, скрежеща на него зубами, а Ангелы Божии возбраняли им [ 3 ]. 154. Некоторому старцу дана была благодать видеть сокровенное. Он сказывал: я видел в общежительном монастыре, что один из братий занимался в келлии умною молитвою, а пришедший демон стоял вне келлии. Доколе брат занимался умною молитвою, демон не мог войти в келлию; но только что брат перестал заниматься ею, - демон вошел. 155. Поведал некоторый старец: два брата жили по соседству его: один - странный, другой - туземец. Иноземец жил немного нерадиво; туземец был великий подвижник. Настало время, - и иностранец скончался в мире. Прозорливый старец, сосед их, увидел множество Ангелов, сопровождающих душу его. Когда он приблизился ко входу в небо, сделан был о нем вопрос; но пришел свыше глас: ясно, что он был немного нерадив, но за странничество его отворите ему вход в небо. После этого скончался и туземец, и пришли к нему все знакомые его. Упомянутый старец, увидев, что Ангелы не пришли для сопровождения души его, удивился. Падши на лицо свое пред Богом, он сказал: почему иноземец, живший нерадивее, сподобился такой славы, а этот, будучи подвижником, не удостоен ничего подобного? И последовал старцу глас: подвижник умирая видел плачущих родственников своих, и этим утешена была душа его, а странник, хотя был нерадив, но не видел никого из своих; находясь в таком состоянии, он плакал, и Бог утешил его [ 4 ]. 156. В пустыне Никополиса жил отшельник, а прислуживал ему мирянин, весьма благочестивый.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

митрополит Иоанн (Снычёв) ПАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА Что должен делать человек, когда подвергнется падению? Если случится кому, по наущению диавола, подвергнуться падению, тот да восстанет покаянием, – да прибегнет к Тому, Который низшел на землю для спасения одной овцы, увлеченной грехом в заблуждение. ( Антоний Великий ). Стр. 18 (22). До какого времени может человек падать и вставать? Брат сказал авве Сисою: авва! Что делать мне? я пал. Старец отвечал: снова встань. Брат сказал: я встал и опять пал. Старец отвечал: снова встань. Брат: доколе же мне вставать и падать? Старец: до кончины твоей. Стр. 352 (9). Чем ниспровергается человек: силою ли диавола или же своими похотениями? Я молил Бога, чтоб Он показал мне ополчение, окружающее и защищающее монаха, и увидел монаха, окруженного светильниками; Множество Ангелов с обнаженными мечами в руках охраняли его как зеницу ока, и вот – голос с неба, говорящий: «не допустите ему покоя, доколе праведный живет в сем мире». Увидев такое ополчение, отовсюду объемлющее монаха, я вздохнул и сказал сам себе: «о Антоний! Все это дано монаху, и при всем этом превозмогает его диавол, монах нередко падает». И пришел ко мне глас от милосердого Господа: «диавол никого не может ниспровергнуть. Такой власти он не имеет, потому что Я пришел, восприяв на себя человечество, и стер в прах могущество его, но человек сам, своим похотением и сладострастием сокрушает себя и падает». ( Антоний Великий ). Стр. 13 (5) Пример о том, что пред Богом равно бывает покаяние как тех, кто оплакивает грехи, представляя адские муки, так и тех, кто воссылает благодарение Богу за то, что Он извлек их из нечистоты и возвратил на путь спасения. Два монаха, по причине воздействовавшего в них вожделения, оставили пустыню и женились. По прошествии некоторого времени они сказали друг другу: какую выгоду получили мы из того, что отвергли ангельский образ и поверглись в эту нечистоту, после которой должны наследовать огнь вечный и вечную муку? Возвратимся в пустыню и принесем покаяние в согрешении нашем. Пришедши в пустыню, они просили отцов, чтоб приняли исповедание их в проступке и покаяние. Отцы заключили их в затвор на годичное время и подавали каждому хлеб и воду мерою. По наружному виду оба монаха были подобны друг другу. Когда окончился срок покаяния, они вышли из затвора. Один был бледен и очень печален; другой – светел и весел. Отцы, увидев это, удивились, потому что оба брата получали пищу и питие равное. Они спросили того, который был изможден и печален: какими помышлениями ты занимался в затворе твоем? Он отвечал: я представлял себе адские муки, которым я должен подвергнуться за сделанное мною зло, и от ужаса прильпе кость моя плоти моей. Спросили они у другого: что ты помышлял в келлии твоей? Он отвечал: воссылал благодарение Богу за то, что Он извлек меня из нечистоты мира сего и из мук будущего века, что воззвал меня в это ангельское жительство; непрестанно вспоминая о Боге моем, я веселился. И сказали Отцы: пред Богом равно покаяние обоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». И крестообразно благословляет принимающего схиму, который целует власяницу и правую руку настоятеля последний же одевает его в схимническую рясу. Братия: «Господи, помилуй» (трижды). Далее настоятель каждый раз берет полагающиеся при принятии схимы одежды и предметы в левую руку, благословляет их правой и вручает принимающему схиму; последний же, принимая, целует их и руку настоятеля. Братия после каждого возгласа настоятеля: «Воззовем все…» трижды поет: «Господи, помилуй». 1. Настоятель возлагает на принимающего схиму великий параман: «Брат наш (имя) принимает совершенный параман великого ангельского образа, как одежду нетления и душевной и телесной чистоты, для непрестанного напоминания о взятии на себя благого ига Христа и ношения Его легкого бремени и для обуздания и связывания всех плотских похотей и желаний, – во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 2. Опоясывает схимника кожаным поясом: »Брат наш (имя) вторично препоясывает свои чресла силою истины для умерщвления тела и обновления духа, в неусыпное наблюдение за собою, в исполнение Христовых заповедей, – во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 3. Облачает в куколь, соединенный с аналавом: " Брат наш (имя) облачается в куколь незлобия, в шлем спасительной надежды для пребывания в молчании, в духовном размышлении и в тщательном к себе внимании, – во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем «Господи, помилуй». Возлагает на него куколь с аналавом, покрыв голову и опустив сзади и спереди; затем берет в левую руку конец передней полы аналава, правою благословляет полу и дает ему целовать: «Брат наш (имя) принимает аналав, как крест, на свои плечи, чтобы следовать за Владыкой Христом, всегда помнить Его добровольно перенесенные ради нас страдания и смерть и стараться усердно, насколько возможно, подражать Ему, – во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 4. Облачает в схимническую мантию без фалд: »Брат наш (имя) вторично одевается в одежду спасения и броню правды, чтобы уклоняться от всякой неправды и всеми силами отказываться от рассуждений собственного разума и своевольных желаний; чтобы всегда размышлять о смерти; быть распятым для мира, мертвым для всякого злого дела и всегда живым для всякого ревностного служения Христу, – во имя Отца и Сына и Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Временно находясь в Москве, владыка Павлин в 1928 году рукоположил отца Андроника во иеромонаха, также против его желания. В 1929 году, во время болезни, иеромонах Андроник принял великий ангельский образ – схиму с тем же именем Андроник (в честь преподобного Андроника Московского). Вскоре его выслали на Сахалин. Этот период жизни старца запечатлел в своем стихотворении, которое так и называется «Старец Андроник (А.А.Лукаш)», Александр Солодовников. Охотское море колышется мерно. Преступников в лагерь везет пароход. Великое горе, великую скверну. Людское крушение «Джурма» везет. И тесен, и темен, и сыр, и угрюм, И полон молчания трюм. Но вдруг от одной поразительной вести Народ встрепенулся и шепот возник: В углу, на корме, раздает свои вещи – Одежду и обувь – какой-то старик. Какой-то старик, неизвестный, безликий, О, как узнаваем он в этих словах! Простец добродушный и старец великий, Среди суетливых воров – схимонах. Он не дрожит перед бедой, Он всех подбодрит шуточкой. Старик с опрятной бородой, В какой-то старой курточке В лагере чистит уборные. Кто выполнит дело позорное? Выполнит весело, тщательно, честно Только один этот старец, известно. Да еще скажет: «Ведь я не один. Или не ведаешь? А Дамаскин?» Но вот он – санитар в больнице, С ним хорошо больным, Он очень помогает им. Да только ли больным?.. В бараке, в полутемных сенцах Он исповедует. Епитрахилью – полотенце. На тебя легко ложится его рука. Но сердце ведает, Как может дух омолодиться От старика. Однажды в лагерь привезли едва живого архиепископа Назария, который вскоре скончался. Отец Андроник в то время был санитаром и чем только мог помогал другим. Повязав на шею полотенце, на котором углем начертал крест, что и заменило епитрахиль, он совершил отпевание почившего, предал его тело земле, похоронив архипастыря в отдельном гробу. За это в 1936 году Патриаршим Местоблюстителем Блаженнейшим Митрополитом Сергием отец Андроник был награжден наперсным крестом. После освобождения его взял в работники начальник лагеря. В 1944 году начальник получил назначение в Новосибирск. Вместе с его семьей туда переехал и отец Андроник. В этой семье батюшка был как родной, хозяева его любили. Он готовил им обед, ухаживал за огородом и животными, растил и воспитывал детей. Замечательным фактом смирения отца Андроника является то, что он жил в сарае со скотиной. Там он отгородил себе маленькое место для краткого отдыха, несмотря на уговоры хозяев жить в доме, где ему выделили отдельную комнату. Один Бог был свидетелем тех подвигов, которые старец совершал в своем сарайчике. Когда он узнал, что Глинская пустынь вновь открыта, то приложил все усилия, чтобы вернуться в родную обитель. Это произошло в 1948 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Если мы желаем видеть самих себя, в каком мы смертоносном устроении находимся, то будем убегать от своих хотений и житейских дел и, чрез удаление от всего,– пребывать, с трудом, в блаженном упразднении о Боге (Пс. 45, 11), ища каждый своей души, поучением в Божественных Писаниях, или в совершенном повиновении души и тела, или во всеславном пребывании ангельском – безмолвии; особенно же страстные, немогущие удерживать своих пожеланий, малых и великих. Сиди, сказано, в келлии твоей, и она всему тебя научит, и опять: безмолвие есть начало очищения души, как говорит Великий Василий и Соломон (сказал): попечение лукаво Бог сыновом человеческим (Еккл. 1, 13), то есть заботы о суетном, очевидно для того, чтобы от неразумной и страстной праздности не уклонились в худшее. Избавившийся же благодатию Божиею от обеих (сих) стремнин и сподобившийся быть монахом, носящий ангеловидный иноческий образ, чтобы быть чрез то подражателем единому Богу, по возможности своей, делом и словом, как говорит Великий Дионисий, не должен ли всегда упраздняться и быть внимательным к уму, во всяком деле, и иметь некоторое непрестанное поучение о Боге, смотря по устроению, какого достиг, как говорят к новоначальным святые отцы: Ефрем и другие. Один должен иметь в устах псалом, другой – какой-либо стих, иные должны со вниманием произносить в уме псалмы и тропари, как не сподобившиеся еще прийти в некоторое ведение, то есть познание (духовное), чтобы никто,– работает ли он, путешествует ли или ложится отдыхать, отнюдь не оставался без некоторого поучения (внутреннего); но, исполнив назначенное ему молитвенное правило, должен тотчас же заключить ум в некоторое поучение, чтобы враг, найдя его праздным, без памяти о Боге, не вложил в него своего зловредного. Это сказано ко всем вообще. Когда же кто-либо многими подвигами телесными, говорю, и душевными добродетелями, благодатию Христовою, успеет мысленно взойти в духовное, то есть мысленное делание,– в плач о душе своей, то такому должно мысль, приносящую приболезненные слезы, хранить как зеницу ока, пока, как говорит Лествичник огонь и вода не отойдут промыслительно, то есть за возношение [ 1 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1440...

2. ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО Господь пришел ходатаем за тебя, чтобы воззвать погибшего, изъязвленного, возвратить тебе первоначальный образ чистого Адама (30,142). Для того и пришествие, и промышление Господне, чтобы нас, порабощенных, повинных и подчинившихся пороку, освободить и сделать победителями смерти и греха (30,204)… Для того было и пришествие Господне, чтобы здесь еще дать душе жизнь Духа Своего (30,233). Христово Воскресение соделалось жизнью и врачевством от страстей для верующих в Него, дабы они жили в Боге и приносили плод правды (31,142). В сей день Великий Христос воззван от мертвецов, к которым приложился. В сей день отразил Он жало смерти, сокрушил мрачные затворы унылого ада, даровал свободу душам. В сей день, воспрянув от гроба, явился Он людям, для которых родился, умер и возбужден из мертвых, чтобы мы, возрожденные и избежавшие смерти, восхищены были с Тобою, Восходящим. В сей день светозарный и великий ангельский лик исполнился радости, воспевая победную песнь (11,358). Ради погибшей овцы щедроты Твои привлекли Тебя в обитель мертвых, и Ты извлек ее из области мучительницы смерти, которая не осмелилась воспрекословить Тебе (25,143). Величественно восстал Крепкий, связуя смерть в собственном жилище ее, оковал и низложил мучителя, который величался над человечеством. Вконец разорил Он ненасытный шеол, который поглощал и терзал даже плоти святых: воззвал Он – ив трепет пришли демоны, и тьма содрогнулась от гласа Его. В ужас поверг Он дружины и полчища смерти: стенает в узах своих, громко вопиет шеол в своих владениях. Издает в нем глас Свой Лев – и все врата его сокрушены, пали стены сластолюбца, преклонились исполины его, потому что взывает в нем грозно Орел – Христос, Сын Крепкого Бога. Христов раздался глас в царстве пагубы, и мятежник пал и поник головой. Христос воззвал Адама из тьмы, в какую был он погружен… Восстал Адам, поклонился Господу, снисшедшему взыскать его, и сказал: «Вместе с чадами своими поклоняюсь Тебе, Господи, пришедшему восставить нас, падших» (25,436).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Бежал он напрасно, ибо не разглядел пути, напрасно бил, ибо пальцы он приготовил, но оказался недостойным найти противника. Христос же, как Премудрый и Благой, явившись, употребляет кротость и, оставив вышнее, спускается к нижним. Он не возжег огонь, не подвигнул бури, не сотряс основания гор и не обнажил ангельский двусторонний меч , но воззвал гласом кротким и человеколюбивым: «Савле, Савле, почто Мене гониши?» «Какое богатство Я у тебя отнял? Какой славы обнажил? Какого первенства лишил? Разве Я затворил тебе вход в рай? Разве из-за Меня ты оделся листьями смоковницы? Разве Я явился виновником твоего возвращения в землю? Разве из-за Меня ты отпал от начальства, повредил свой жребий, уменьшил свой образ?» «Савле, Савле, почто Мене гониши? Ты имел закон, Я же, как Благой, приложил благодать. Ты служил букве, Я же явил Дух. Несли скорбь тени, и придя, Я показал истину. Ты претыкался об образы, Я же единое врачевство принес за многих, бессребренное - за сребролюбивых. Я, изъяснив тебе субботу, прославил ее, Я остановил язву обрезания, Я освободил алтарь от стенаний и показал вместо многостонных жертв вечнорадостную и бесстонную». «Савле, Савле, почто гониши Мене? Постыдись скинии Авраама и вспомни об алтаре Исаака и восприими в память борьбу Иакова ! Почему ты предал забвению сны Иосифа? Как ты не постыдился жезла Моисея , милоти Илии , мужества Елисея? Ведь это Мои прообразы, их пророчества относятся ко Мне!» Савле, Савле, почто Мене гониши? Я показал Даниилу несекомый камень. Меня видел как возницу херувимов Иезекииль великий. Аз есмь многоплачевная овца Исаии. «Савле, Савле, почто Мене гониши? Я показал Иеремии миндальный жезл . Я живописал Захарии золотой светильник! Я показал Даниилу несекомый камень . Я расширил чрево кита для Ионы! Меня видел как возницу херувимов Иезекииль великий . Аз есмь многоплачевная овца Исаии» . «Савле, Савле, почто Мене гониши? Внимай, против Кого ты лук напрягаешь. Мне небо — престол, а земля — подножие. Куда ты стрелы посылаешь? “Я во Отце, и Отец — во Мне” . Против Кого ты бросаешь камни? Я “измерил рукою воду и ладонью небо и дланию — всю землю” . Против Кого ты язык вооружаешь? Я уясняю язык гугнивых, Я создал слабослышащего и глухого, Я вылепил зрячего и слепого. Смотри, Кого ты называешь обманщиком? Я видения умножил и руками пророков являл подобия».

http://pravoslavie.ru/80632.html

Книга Бытия говорит, что мироздание возникло как двойственное бытие. При этом мир ангельский – его умопостигаемая сторона до создания человека был отделен, оторван от материального бытия, между духовной и перстной реальностью не было посредника, связи. С созданием человека такая связь возникла: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт. 2, 7 ). Появилось существо, которое душой оказалось подобно бесплотным ангелам, телом же – сообразным всему материальному творению. Человек, включая в себя элементы как умопостигаемого, так и материального бытия, оказался единственным связующим звеном между духовным и перстным пластами мироздания. Он оказался на границе двух планов сущего, связывая их благодаря объединенности в себе того и другого. При этом не только духовная и физическая природы человека, но и все находящиеся вне его сотворенные из этих природ духовные и чувственные предметы также оказались неразрывно связанными между собой благодаря человеку 469 . Физическое тело не умаляет человеческой природы, наоборот, оно её восполняет, сообщая законченность, которой человек превосходит и ангелов. Кроме двух слагаемых физической и духовной природ в человеке присутствует и третье – заложенный при творении образ Божий, который особо выделяет человека из всего разнообразия тварного: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» ( Быт. 1, 27 ). Образ Божий придаёт этому соединению особое значение и особую ценность. Именно он делает человека настоящим макрокосмом, соединяющим тварь с Творцом. Он, по словам святителя Григория Богослова , делает человека средоточием и царем всего имеющего бытие в мире и настоящим макрокосмом. Святитель Григорий говорит, что человек – это подлинно «великий мир» (макрокосмос), вбирающий в себя и вмещающий в себе все материальные и духовные реалии полноты творения 470 . По сравнению с ним материальная вселенная является микрокосмосом – малым миром. Человек для материальной вселенной является подлинным макрокосмосом – «великим миром» как включающий в себя материальную и духовную реальность тварного бытия и как способный достигать максимальной степени богопричастности, обожения и как тот, через которого весь остальной мир может возноситься к Богу 471 . Ведь сумма содержащихся в человеке и связуемых им двух, материального и духовного, уровней бытия – как единение и полнота в нём этих слагаемых – более значима, чем их независимое и друг от друга, и от человека существование.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/bluzhdan...

Всепремудрый Создатель да упремудрит Вас в пользу сей и прочих, Которому и поручаю любовь вашу. Еще я, ничтожный, почел за нужное убедить страждущую Елену, дабы она, хотя с понуждением, некоторые мечты и приведении отчасти пересказывала сестре своей Евдокии, дабы тем наиболее соединить их в любви и тем вражии козни обличать и посрамлять. И все непременно повторять пред вашею святынею. Мы также заблагорассудили, чтобы сестра Евдокия каждый вечер прочитывала молитву: «Да воскреснет Бог и расточатся враги Его» и все двери, и окна, и одры св. крестом ограждала. 25 января 1833 года. 138. Св. отцы заповедовали новоначальным генерально исповедовать все свои грехи от юности. Надо молиться о послании искусного духовника. Всячески избегайте ропота Писаньице ваше мы при письме матери Тавифы исправно получили. Слава Всепремилосердому Господу, даровавшему вам здравие и благоденственное пребывание, и дабы Всемилостивый и Великодаровитый Господь по своему неизреченному милосердию соблаговолил бы вашей любви преподать Свою благодать для рассуждения и понятия, всеваемых от всеобщего врага диавола различных козней на прельщение нас и юных сестер в различные его сети. Но дабы вам предусматривать вины и предохранять себя и последующих вашему любомудренному наставлению, вы изволите вопрошать нашу худость со истинным откровением о прежних поползновениях, хотя которые и исповедывали духовникам, но бремя отягощений от совести не облегчается, но обременяетесь и смущаетесь, т.е. не удовлетворены как следует, и, видно, что не так искусным духовником, коим вы исповедывали. И потому св. духоносные отцы уставили в новоначалие пришедшим и желающим восприять монашеский ангельский образ, дабы от юности все свои согрешения генерально исповедали и тем очистили свою совесть и душу, и вновь положили новый фундамент, т.е. очистившись и облегчившись от такового бремени, с легкостью восприять тризну послушаний. – Так я, многогрешный, и вашей любви советую просить и молить Премилосердаго Господа и Бога, дабы послал вам своим промышлением такового духоносного отца, которому бы вы могли все свои от юности до сего возраста согрешения исповедовать и который мог бы вам внушить важность оных.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010